Рабочая программа кружка "Дружба"
рабочая программа (старшая группа)
Программа «Дружба» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста. Программа разработана в целях обогащения детей старшей и подготовительной группы специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения. Составлена с учетом ФОП ДО на основе коррекционно - развивающую программы С.И.Семенака « Уроки добра».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_druzhba.docx | 41.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад « Огонек»»
(МБДОУ детский сад « Огонек»)
Рабочая программа кружка
« Дружба»
( старший дошкольный возраст)
Выполнила:
Щеглова Надежда Викторовна
пгт. Верхнеднепровский
2023г.
Содержание:
1. Целевой раздел:
1.1.Пояснительная записка
1.2. Паспорт программы
2.Содержательный раздел:
3.Организационный раздел:
3.1. Перспективный план работы кружка
3.2. Мониторинг
Список литературы
1. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка
«Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми» Теодор Рузвельт
Программа «Дружба» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста. Программа разработана в целях обогащения детей старшей и подготовительной группы специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения. Составлена с учетом ФОП ДО на основе коррекционно - развивающую программы С.И.Семенака « Уроки добра».
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении культурного, разумного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми и благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает высшие произвольные способности и качества. Через активное общение человек становится личностью.
Развитие речи ребенка – эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Общение ребёнка со взрослым начинается очень рано: по утверждению психологов, с самого первого дня рождения, а потребность в доброжелательном общении у здорового малыша возникает примерно в 2- 2,5 месяца. Нельзя не учитывать, что современный ребёнок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает радио, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.
В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми, родными, близкими, чужими, незнакомыми. Поэтому ребёнку нужно решать разные коммуникативные задачи. Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребёнка. Поэтому наше учреждение может оказать в этом отношении существенную помощь семье.
В качестве основного метода программы предлагается главный метод развивающего обучения – метод сопереживания ситуации. Значительное место в программе уделяется ролевым заданиям, беседам, игровым ситуациям, упражнениям и играм: ведь именно в игре, являющейся ведущим видом деятельности у дошкольников, естественно и максимально разнообразно формируются навыки общения.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.
Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка.
Исходя из выше изложенного, предлагаемая Программа не только поможет дошкольникам овладеть средствами коммуникации, понять то, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь, но и поможет сформировать у дошкольника чувства безопасности и доверия к окружающему миру – к людям и всевозможным предметам.
Актуальность программы. На сегодняшний день стоит остро вопрос, связанный с проблемой общения, как взрослых, так и детей. Потребность современного общества, его духовные и материальные сферы делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Особую актуальность рассматриваемая нами проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще мы стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» образования, «технологизацией» нашей жизни, увлечение виртуальной жизнью. Общеизвестно, что лучшим другом современного ребёнка являются телевизор или компьютер, а любимыми занятиями – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей; дети с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами детского возраста и т.п. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения с детьми уже дошкольного возраста.
1.2. Паспорт программы
Цель: формирование положительного и доброжелательного отношения и усвоение элементарных норм общения между сверстниками.
Задачи:
Образовательные:
способствовать созданию условий для формирования коммуникативных качеств в детском коллективе: подвести к пониманию значения слова «дружба»;
расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг;
закреплять знания правил доброжелательного поведения в повседневной жизни;
формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения;
Развивающие:
развивать у детей способность к сопереживанию: понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека;
развивать творческие способности и выражения в процессе коммуникативной деятельности;
развивать активность, самостоятельность, организаторские способности ребенка в процессе коммуникативной деятельности;
развивать и воспитывать внутреннюю составляющую и внешнюю составляющую техники коммуникации в каждом ребенке.
Воспитательные:
воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям;
воспитывать доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощь
Основные принципы работы:
- принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В.А.)
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип доступности;
- принцип постепенности, последовательности и систематичности;
- принцип наглядности;
- принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка);
- связи теории с практикой.
Целевые ориентиры:
Ожидаемые результаты.
В конце реализации программы дети научатся:
-Ребенок научится соблюдать социальные нормы поведения, положительно относится к взаимопомощи и дружелюбию в среде сверстников и взрослых.
- Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе.
- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
2. Содержательный раздел:
В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети старшей и подготовительной группы, возраст 5-7 лет.
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 2 года.
Методы: игровой, практический, наглядный, словесный.
Формы проведения:
1. Фронтальное (подгрупповое) занятие.
2. Индивидуальная работа.
Методы и приёмы:
- имитационные игры;
- социально – поведенческий тренинг;
- психогимнастика;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
-просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
- дискуссии;
- диагностика эмоционального состояния, отношения ребёнка к обсуждаемой проблеме;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 30 минут.
Участники: дети старшей и подготовительной группы
Работа с родителями: памятки для родителей по формированию навыка общения, консультация для родителей детей: «Учим ребёнка общаться», индивидуальные беседы
3. Организационный раздел:
3.1. Перспективный план работы кружка на 2022-2023 учебный год
месяц | Тема | Задачи | Содержание | Литература |
Сентябрь | 1-я и 2-я недели - диагностика детей | |||
1.Добро и зло | 1.Раскрыть сущность понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; 2.Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. | 1.Слушание музыки разной по характеру; 2.Знакомство со сказочными персонажами; 3.Беседа о добрых и злых людях; 4.Тренинг эмоций; 5.Рисование на тему: « Добрый и злой» 6.Пение песни В. Шаинского «Улыбка» | №2, стр.7-9 №5, стр. 25 | |
2. Наше настроение | 1.Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; 2.Показать в доступной форме изменчивость настроения; 3.Учить детей понимать настроение другого человека; 4.Познакомить со способами управления и регуляции настроения. | 1.Анализ детских рисунков; 2.Диагностика настроения детей; 3.Упражнение «волшебный мешочек» 4.Упражнение « Расскажи о своём настроении»; 5.Чтение и беседа по вопросам по рассказу « Нюша и Маша» С.И.Семенака | №2, стр.10-14 | |
Октябрь | 1.Хорошо ли быть злым? | 1.Продолжать знакомство с полярными понятиями « добро! – « зло»; 2.Закреплять умение определять эмоциональное состояние, побуждать к оказанию помощи; 3.Учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости. | 1.Игра « Цветик- семицветик»; 2.Игра « Гневная гиена»; 3.Психогимнастика« Разъярённая медведица»; 4.Игра « Кляксы» 5.Слушание песни В. Шаинского « По секрету» | №2, стр.14-17 №5, стр. 38 |
2.Учимся справляться с гневом | 1.Учить детей различать эмоции злости и радости; 2.Упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. | 1.Выставка картин « Кляксы», беседа по ним; 2.Тренинг эмоций; 3.Игра « Жужа»; 4. Упражнения « Потопаем ногами», « Надуем волшебный шарик злостью»»; 5.Упражнение – тренинг; 6. Рисование «Злость» 7. Слушание песни В. Шаинского «В мире много сказок» | №2, стр. 18-21 №1, стр.92 | |
3. Что делать, если ты злишься | 1.Продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. 2. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; 3.Закреплять способы саморегуляции поведения ( снятие отрицательных эмоций). | 1.Рассматривание рисунков на тему « Злость» и беседа по ним; 2.Беседа : « Как справиться со злостью»; 3.Чтение отрывков из книги Э. Крейри « Я злюсь»; 4. Тренинг; разыгрывание детьми ситуаций; 5.Раскрашивание рисунков ; 6. Танец под польку « Старый добрый жук» ( из кинофильма « Золушка») | №2, стр. 21-26 | |
4. Настроение Бабы - Яги. | 1.Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; 2.Упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний ( весёлый –грустный), учить давать оценку поступкам сказочных персонажей. | 1.Игра « Угадай настроение» 2.Тренинг эмоций; 3.Придумывание историй: « Если бы Баба – Яга была доброй…»; 4.Упражнение « Угадай настроение Бабы – Яги»; 5.Рисование Бабы –Яги; 6.Слушание частушек Бабок –Ёжек из мульфильма. | №2, стр.27-30 №5., стр.68 | |
Ноябрь | 1.Поговорим о доброте | 1.Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; 2.Учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка. | 1.Игра « Угадай настроение по рисунку»; 2.Упражнение«Помоги волшебнику»; 3.Упражнение « Выручи из беды»; 4.Чтение С. И. Семенака « Сказка о птицах»; 5.Игра « Чунга-чанга»; 6. Упражнение « Рисуем музыку». | №2, стр. 30-34 |
2.Ссора | 1.Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. 2.Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении. | 1.Знакомство с двумя подругами, чтение стихотворения «Поссорились»; 2.Тренинг эмоций; 3.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»; 4.Проблемная ситуация; 5.Рисование на тему: «Бабочки для друга»; 6.Слушание песни В.Шаинского «Голубой вагон» | №2, стр. 34-37 №5, стр 32 | |
3.Как справиться с упрямством | 1.Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; 2.Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций. | 1.Чтение узбекской народной сказки « Упрямые козы»; 2.Тренинг эмоций; 3.Игра « Два барана»; 4.Знакомство с правилами: « Будь внимателен к другому»; 5.Смешной рисунок. | №2, стр. 37-39 №1, стр.90 | |
4.Чувства одинокого человека | 1.Учить анализировать своё эмоциональное состояние 2.Закреплять знание правил доброжелательного поведения; 3.Формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей. | 1.Цветопись настроения; 2.Решение проблемной ситуации детьми; 3.Игра « Тень»; 4.Игра « Закончи предложение» 5.Тренинг эмоций 6. Слушание песни « А мне летать охота» ( Муз. М. Дунаевского) | №2, стр. 40-42 | |
Декабрь | 1.Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль» | 1.Познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время этого, 2.Учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль. | 1.Рассказ о лягушонке. 2.Тренинг эмоций; 3.Рассказ воспитателя о физической и эмоциональной боли; 4.Чтение рассказа « Возьми себя в руки», бесед по содержанию; 5.Рисование на тему: «Медвежонок выздоровел» | №2, стр. 42-45 |
2.Учимся понимать чувства других людей | 1.Закрепить понятие « физическая и эмоциональная боль»; 2.Учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; 3.Развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения. | 1.Беседа о том, какие добрые дела совершили дети; 2.Обыгрывание ситуаций; 3.Упражнение « Негаданная радость»; 4.Рисование на тему: « Волшебные цветы» под музыку П.И.Чайковского «Фея сирени» | №2, стр. 46-48 | |
3.Учимся доброжелательности | 1.Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; 2.Учить правильно выражать своё эмоциональное состояние в поведении; 3.Развивать положительную самооценку. | 1.Просмотр мультфильма «Варежка», беседа по содержанию; (или чтение рассказа) 2.Чтение стихотворения «Утешение», беседа; 3.Тренинг эмоций; 4.Сочинение детьми историй продолжений рассказа « Самое страшное»; 5.Рисование: « Мой верный друг –собака» | №2, стр.49-51 №5, стр. 43 | |
4.Животные –наши друзья | 1.Развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других; 2.Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. | 1.Чтение загадки о кошке и приход кошки Марыси; 2.Игра: «Мышь и мышеловка»; 3.Чтение стихотворения И. Токмаковой « Ничья кошка» и Е. Благининой « Котёнок»; 4. Беседа по содержанию стихотворений; 5.Рисование на тему: « Мой котёнок» по точкам; 6.Пение детьми песенки про кота-мурлыку | №2, стр. 52-54 | |
Январь | 1.Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации | 1.Учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; 2.Формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; 3.Развивать умение снимать эмоциональное напряжение. | 1.Сюрпризный момент; 2.Тренинг эмоций; 3.Анализ конфликтных ситуаций; 4.Чтение рассказа « Лучший друг», беседа по содержанию; 5.Игра « Угадай настроение»; 6.Рисование: « Моё настроение» с помощью пиктограммы; 7.Слушание песни В. Шаинского «Антошка» | №2, стр. 55-58 №1, стр.112 |
2.Учимся управлять своими эмоциями | 1.Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, умению разрешать конфликты; 2.Формировать осознанное понимание нравственного смысла худож.произведений; 3.Развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики. | 1.Антошкина история; 2.Дисскуссия с детьми; 3.Чтение рассказа В. Осеевой «Отомстила»; 4.Игра « Падающая башня»; 5.Рисование « Дерево радости» 6. Пение песни « Пусть падают капли» | №2, стр. 58-62 | |
3. Добрые и злые поступки | 1.Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; 2.Знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; 3.Закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. | 1.Чтение стихотворения Р. Сеф «Доброта», дискуссия по содержанию; 2.Рассматривание иллюстрации 2 кто обидел?», знакомство с новыми правилами доброжелательного общения. 3.Тренинг эмоций; 4.Упражнение « Добрый –злой» 5.Игра « По кочкам»; 6.Рисование: « Дорисуй картинку»; | №2, стр. 62-65 №1, стр.111 | |
Февраль | 1. Добрые и злые поступки (продолжение) | 1.Учить детей анализировать собственное поведение и поступки других; 2.Развивать воображение и снимать эмоциональное напряжение путём рисуночной терапии. | 1.Просмотр мультфильма «Ну, погоди!» ( фрагмент); 2.Беседа по содержании.; 3.Тренинг эмоций; 4.Сочинение детьми новой версии очередной серии мультфильма; 5.Анализ собственных поступков; 6.Игра « Хорошо- плохо»; | №2, стр. 65-68 №5, стр 55 |
2.Дружба - неприязнь | 1.Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; 2.Закреплять знания правил доброжелательного поведения; 3.Развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книжках. | 1.Приход зверей-друзей Мишутки, Ёжика и Зайца; 2.Просмотр мультфильма « Трям, здравствуйте!» 3.Беседа по содержанию; 4.Тренинг эмоций; 5.Поведенческий тренинг; 6.Рисование; 7.Слушание песни В. Шаинского «Облака» | №2, стр. 71-73 №1, стр.112 | |
3. Друг в беде не бросит. | 1.Расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям; 2.Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии. | 1.Игра « Эхо» 2.Чтение рассказа Л. Толстого « Два товарища»; 3.Беседа « Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу»; 4.Проигрывание проблемной ситуации; 5.Упражнение « Помоги другу» 6. Пение песни « Настоящий друг», муз. Б. Савельева | картотека №3, стр. 25-27 | |
4.Друг заболел | 1.Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу;, 2.Воспитывать доброе отношение детей друг к другу. | 1. Игра «Эхо» 2.Расматривание картинки «Лена заболела» и беседа по ней; 3.Ролевая гимнастика»; 4.Упражнение « Пишу письмо другу»; 5.Игра « Волшебный стул»; 6. Пение песни «Добрый жук» | картотека №3, стр. 28-30 | |
Март | 1.Как помочь больному другу? | 1.Закрепить и обобщить представления детей о доброжелательном отношении к сверстникам, напомнить правила поведения: « Другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна твоя помощь». 2.Побуждать детей к проявлению внимания и заботы о заболевшем друге. | 1.Упражнение « Здравствуй друг» ( картотека); 2.Чтение рассказа А. Митта « Шар в окне»; 3. Беседа о доброжелательном отношении друг к другу; 4.Тренинговое упражнение « Помоги своему товарищу»; 5.Игра « Эстафета с воздушными шариками» | №3, стр. 30-32 |
3.Учимся понимать боль другого человека | 1.Учить различать эмоциональные состояния на примере сказочных персонажей; 2.Способствовать формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих. | 1.Загадывание загадки про крапиву, чтение рассказа Н. Калининой «Как Сашу обожгла крапива»; 2. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации; 3.Игра « Эмпатия героев»; 4.Игра «ходим кругом» | №3, стр. 32 -35 | |
4.Друг и в радости, и в горе всегда рядом | 1.Формировать представление о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих; 2.Диагностировать проявление эмпатии | 1.Игра«Подари мне комплимент» (картотека); 2.Чтение рассказа В. Сухомлинского « Как на свете жить?», беседа по содержанию; 3.Советы Светлячка для настоящих друзей; 4.Проблемная ситуация; 5.Игра–шутка «Сиамские близнецы» | №3, стр. 35-37 | |
Апрель | 1.День рождение друга | 1.Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику. 2.Побуждать детей быть внимательными к сверстникам и близким. 3.Учить замечать их переживания и ожидания | 1.Игра « Клубок» (картотека) 2.Упражнение « Что бы ты пожелал товарищу в день его рождения» 3.Проблемная ситуация 4.Игра « Подарки друг другу» 5.Игра « Подари движение другу» | №3, стр. 38-41 №1., стр. 45 |
2.Нет друга – ищи, а найдёшь – береги! | 1.Продолжать формировать у детей представление о дружбе и друзьях; 2.Учить понимать эмоциональное состояние других 3.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстнику, желание оказать помощь | 1.Речёвка (картотека) 2. Эстафета « Дружбы» (картотека) 3. « Расскажи о своём лучшем друге» 4.Беседа « В чём заключается умение дружить» 5.Чтение рассказа « Игра в «Поликлинику» | №4, стр.70-75 | |
3. Нет друга – ищи, а найдёшь – береги (продолжение) | 1..Учить понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, походке, телодвижениям, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения 2..Закреплять у детей представление о дружбе и друзьях; 3.Воспитывать умение быть внимательным друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера | 1.Рассматривание картинок из альбома «Угадай настроение», беседа « Какое настроение и почему?» 2.Тренинг эмоций «»Покажи жесты и мимику» ( картотека) 3.Чтение сказки « Волшебное пёрышко», беседа по вопросам; 4.Решение проблемных ситуаций | №4, стр. 79-83 №4, стр.76-77 | |
4.Учимся играть и работать дружно | 1.Учить умению контролировать своё поведение; 2.Совершенствовать себя как личность через общение с людьми, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; 3.Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём | 1.Игра «Эхо» 2.Рисование «Раскрасим варежку вдвоём», 3.Работа в парах « Найдт отличия» 4.Чтение рассказа « Лабиринт», беседа по содержанию; 5.Знакомство с правилами « Как научиться играть без ссор и обид» 6.Работа в парах « Рисование вдвоём» 7.Игра « Закончи предложение..» | картотека №4, стр. 83 - 87 | |
Май | 1.Наши мечты | 1.Продолжать закреплять знания детей о поведении в конфликтных ситуациях4 2.Учить сознательно управлять своими эмоциями ( обидами) 3.Формировать дружелюбное отношение к окружающим | 1.Чтение сказки «Лиса и заяц», беседа по содержанию; 2.Моделирование детьми сцены примирения лисы с зайцем 3.Беседа « О чём я мечтаю» 4.Игра « Цветик –семицветик» 5.Танец «Утят» | №2, стр.74 -77 №1, стр.74 |
2.С друзьями вместе | 1.Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толеранства; 2.Развитие групповой сплочённости; 3.Формирование бережного и позитивного отношения к партнёру; 5.Повышение самооценки детей | 1.Игра «Давайте познакомимся» 2.Беседа « Зачем человеку друг?» 3.Игра « Волшебный мяч» 4.Игра « Моргалки» 5.Игра «Паутина» 6. игра « Волшебный ковёр» 7.Игра « Гусеница» 8.Коллективное рисование (создание проблемной ситуации) 9.Ковёр мира 10. Песня « Ты да я, да мы с тобой» муз. В.Шаинского | Конспект занятия воспитателя |
3.2 Мониторинг:
Планируемые результаты:
- исчезновение в поведении агрессивных тенденций и преобладание доброжелательности между детьми;
- преобладание положительных эмоций;
- способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);
- изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).
- проявление сочувствия, взаимопомощи по отношению к сверстнику
Подготовка исследования.
Выучить наизусть вопросы и ситуации
Методика №1. Задаются вопросы:
1.Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
2.Можно ли обижать животных? Почему?
3.Нужно ли делиться с другими детьми? Почему?
4.Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребёнка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Методика №2 « Закончи историю» (модифицированный вариант Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой)
Цель: Изучение осознания детьми нравственных норм
Также проводилось наблюдение за проявлениями эмпатии у детей в ситуациях взаимодействия, которое оценивалось по следующим критериям:
- отношение ребёнка к затруднительному положению партнёра;
- отношение к успехам и неудачам ровесников;
- оказание помощи сверстникам
На основе критерий выделили следующие уровни:
Низкий - отсутствие всякого внимания и помощи партнёру, не замечает эмоциональное состояние, не оказывает помощь; отношение к успехам и неудачам сверстника неадекватное;
Средний – периодическое внимание к сверстнику и его затруднениям; оказывает помощь неохотно после просьб самого сверстника или взрослого; успехи сверстника не замечает;
Высокий – замечает затруднение, готов оказать вербальную или практическую помощь, предлагает помощь по своей инициативе, радуется или огорчается в случае успеха или неудачи партнёра.
Использованная литература:
1. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций: Дети 5-7 лет. / Н.Л.Кряжева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг., 2001- 160с.
2..Семенака, С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет / С.И. Семенака. 4-е изд. – М.: АРКТИ, 2005.- 80 с.
3..Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно- развивающие занятия для детей 5-8 лет / С.И. Семенака. 2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.-79 с.
4. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с.
5. Чистякова, М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990 – 126с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...