Рабочая программа кружка "Дружба"
рабочая программа (старшая группа)

Щеглова Надежда Викторовна

Программа «Дружба» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста. Программа разработана в целях  обогащения детей старшей и подготовительной  группы специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.  Составлена с учетом ФОП ДО на основе коррекционно - развивающую программы С.И.Семенака « Уроки добра».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_druzhba.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад « Огонек»»

(МБДОУ детский сад « Огонек»)

Рабочая программа кружка

« Дружба»

( старший дошкольный возраст)

Выполнила:

Щеглова Надежда Викторовна

пгт. Верхнеднепровский

2023г.

Содержание:

1. Целевой раздел:

1.1.Пояснительная записка

1.2. Паспорт программы

2.Содержательный раздел:

3.Организационный раздел:

3.1. Перспективный план работы кружка

3.2. Мониторинг

 Список литературы

1. Целевой раздел:

1.1. Пояснительная записка

«Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми» Теодор Рузвельт

Программа «Дружба» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста. Программа разработана в целях  обогащения детей старшей и подготовительной  группы специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.  Составлена с учетом ФОП ДО на основе коррекционно - развивающую программы С.И.Семенака « Уроки добра».

  Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении культурного, разумного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми и благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает высшие произвольные способности и качества. Через активное общение человек становится личностью.

Развитие речи ребенка – эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Общение ребёнка со взрослым начинается очень рано: по утверждению психологов, с самого первого дня рождения, а потребность в доброжелательном общении у здорового малыша возникает примерно в 2- 2,5 месяца. Нельзя не учитывать, что современный ребёнок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает радио, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми, родными, близкими, чужими, незнакомыми. Поэтому ребёнку нужно решать разные коммуникативные задачи. Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребёнка. Поэтому наше учреждение может оказать в этом отношении существенную помощь семье.

В качестве основного метода программы предлагается главный метод развивающего обучения – метод сопереживания ситуации. Значительное место в программе уделяется ролевым заданиям, беседам, игровым ситуациям, упражнениям и играм: ведь именно в игре, являющейся ведущим видом деятельности у дошкольников, естественно и максимально разнообразно формируются навыки общения.

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. 

Исходя из выше изложенного, предлагаемая Программа не только поможет дошкольникам овладеть средствами коммуникации, понять то, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь, но и поможет сформировать у дошкольника чувства безопасности и доверия к окружающему миру – к людям и всевозможным предметам.

Актуальность программы. На сегодняшний день стоит остро вопрос, связанный с проблемой общения, как взрослых, так и детей. Потребность современного общества, его духовные и материальные сферы делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Особую актуальность рассматриваемая нами проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще мы стали  сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» образования, «технологизацией» нашей жизни, увлечение виртуальной жизнью. Общеизвестно, что лучшим другом современного ребёнка являются телевизор или компьютер, а любимыми занятиями – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей; дети с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами детского возраста и т.п. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения с детьми уже дошкольного возраста.

1.2. Паспорт программы

Цель:  формирование положительного и доброжелательного отношения и усвоение элементарных норм общения между сверстниками.

Задачи:

Образовательные:

способствовать созданию условий для формирования коммуникативных качеств в детском коллективе: подвести к пониманию значения слова «дружба»;

расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг;

закреплять знания правил доброжелательного поведения в повседневной жизни;

формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения;

Развивающие:

развивать у детей способность к сопереживанию: понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека;

развивать творческие способности и выражения в процессе коммуникативной деятельности;

развивать активность, самостоятельность, организаторские способности ребенка в процессе коммуникативной деятельности;

развивать и воспитывать внутреннюю составляющую и внешнюю составляющую техники коммуникации в каждом ребенке.

Воспитательные:

 воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям;

 воспитывать доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощь

Основные принципы работы:

- принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В.А.)

- принцип воспитывающего обучения;

- принцип доступности;

- принцип постепенности, последовательности и систематичности;

- принцип наглядности;

- принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка);

- связи теории с практикой.

Целевые ориентиры:

Ожидаемые результаты.

В конце реализации программы дети научатся:

-Ребенок научится соблюдать социальные нормы поведения, положительно относится к взаимопомощи и дружелюбию в среде сверстников и взрослых.

- Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе.

- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

2. Содержательный раздел:

В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети старшей и подготовительной  группы, возраст 5-7 лет.

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет  2 года.

Методы: игровой, практический, наглядный, словесный.

Формы проведения:

1. Фронтальное (подгрупповое) занятие.

2. Индивидуальная работа.

Методы и приёмы:

- имитационные игры;

- социально – поведенческий тренинг;

- психогимнастика;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

 -просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим     моделированием новых версий;

 - дискуссии;

- диагностика эмоционального состояния, отношения ребёнка к обсуждаемой проблеме;

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.

Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 30 минут.

Участники: дети старшей и подготовительной  группы  

Работа с родителями: памятки для родителей по формированию навыка общения, консультация для родителей детей: «Учим ребёнка общаться», индивидуальные беседы

3. Организационный раздел:

3.1. Перспективный план работы кружка на 2022-2023 учебный год

месяц

Тема

Задачи

Содержание

Литература

Сентябрь

1-я и 2-я недели - диагностика детей

1.Добро и зло

1.Раскрыть сущность понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют;

2.Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

1.Слушание музыки разной по характеру;

2.Знакомство со сказочными персонажами;

3.Беседа о добрых и злых людях;

4.Тренинг эмоций;

5.Рисование на тему: « Добрый и злой»

6.Пение песни В. Шаинского «Улыбка»

2, стр.7-9

5, стр. 25

2. Наше настроение

1.Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей;

2.Показать в доступной форме изменчивость настроения;

3.Учить детей понимать настроение другого человека;

4.Познакомить со способами управления и регуляции настроения.

1.Анализ детских рисунков;

2.Диагностика настроения детей;

3.Упражнение «волшебный мешочек»

4.Упражнение « Расскажи о своём настроении»;

5.Чтение и беседа по вопросам по рассказу « Нюша и Маша» С.И.Семенака

2, стр.10-14

Октябрь

1.Хорошо ли быть злым?

1.Продолжать знакомство с полярными понятиями « добро! – « зло»;

2.Закреплять умение определять эмоциональное состояние, побуждать к оказанию помощи;

3.Учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.

1.Игра « Цветик- семицветик»;

2.Игра « Гневная гиена»;

3.Психогимнастика« Разъярённая медведица»;

4.Игра « Кляксы»

5.Слушание песни В. Шаинского « По секрету»

2, стр.14-17

5, стр. 38

2.Учимся справляться с гневом

1.Учить детей различать эмоции злости и радости;

2.Упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

1.Выставка картин « Кляксы», беседа по ним;

2.Тренинг эмоций;

3.Игра « Жужа»;

4. Упражнения « Потопаем ногами», « Надуем волшебный шарик злостью»»;

5.Упражнение – тренинг;

6. Рисование «Злость»

7. Слушание песни В. Шаинского

«В мире много сказок»

2, стр. 18-21

1, стр.92

3. Что делать, если ты злишься

1.Продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения.

2. Учить различать добрые и злые чувства и поступки;

3.Закреплять способы саморегуляции поведения

 ( снятие отрицательных эмоций).

1.Рассматривание рисунков на тему « Злость» и беседа по ним;

2.Беседа : « Как справиться со злостью»;

3.Чтение отрывков из книги Э. Крейри « Я злюсь»;

4. Тренинг; разыгрывание детьми ситуаций;

5.Раскрашивание рисунков ;

6. Танец под польку « Старый добрый жук» ( из кинофильма « Золушка»)

2, стр. 21-26

4. Настроение Бабы - Яги.

1.Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей;

2.Упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний ( весёлый –грустный), учить давать оценку поступкам сказочных персонажей.

1.Игра « Угадай настроение»

2.Тренинг эмоций;

3.Придумывание историй: « Если бы Баба – Яга была доброй…»;

4.Упражнение « Угадай настроение Бабы – Яги»;

5.Рисование Бабы –Яги;

6.Слушание частушек Бабок –Ёжек из мульфильма.

2, стр.27-30

5., стр.68

Ноябрь

1.Поговорим о доброте

1.Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки;

2.Учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка.

1.Игра « Угадай настроение по рисунку»;

2.Упражнение«Помоги волшебнику»;

3.Упражнение « Выручи из беды»;

4.Чтение С. И. Семенака « Сказка о птицах»;

5.Игра « Чунга-чанга»;

6. Упражнение « Рисуем музыку».

2, стр. 30-34

2.Ссора

1.Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность.

2.Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении.

1.Знакомство с двумя подругами, чтение стихотворения «Поссорились»;

2.Тренинг эмоций;

3.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»;

4.Проблемная ситуация;

5.Рисование на тему: «Бабочки для друга»;

6.Слушание песни В.Шаинского «Голубой вагон»

2, стр. 34-37

5, стр 32

3.Как справиться с упрямством

1.Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; 2.Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

1.Чтение узбекской народной сказки « Упрямые козы»;

2.Тренинг эмоций;

3.Игра « Два барана»;

4.Знакомство с правилами: « Будь внимателен к другому»;

5.Смешной рисунок.

2, стр. 37-39

1, стр.90

4.Чувства одинокого человека

1.Учить анализировать своё эмоциональное состояние

2.Закреплять знание правил доброжелательного поведения; 3.Формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей.

1.Цветопись настроения;

2.Решение проблемной ситуации детьми;

3.Игра « Тень»;

4.Игра « Закончи предложение»

5.Тренинг эмоций

6. Слушание песни « А мне летать охота» ( Муз. М. Дунаевского)

2, стр. 40-42

Декабрь

1.Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль»

1.Познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время этого,

2.Учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.

1.Рассказ о лягушонке.

2.Тренинг эмоций;

3.Рассказ воспитателя о физической и эмоциональной боли;

4.Чтение рассказа « Возьми себя в руки», бесед по содержанию;

5.Рисование на тему: «Медвежонок выздоровел»

2, стр. 42-45

2.Учимся понимать чувства других людей

1.Закрепить понятие « физическая и эмоциональная боль»;

2.Учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить;

3.Развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.

1.Беседа о том, какие добрые дела совершили дети;

2.Обыгрывание ситуаций;

3.Упражнение « Негаданная радость»;

4.Рисование на тему: « Волшебные цветы» под музыку П.И.Чайковского «Фея сирени»

2, стр. 46-48

3.Учимся доброжелательности

1.Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; 2.Учить правильно выражать своё эмоциональное состояние в поведении;

3.Развивать положительную самооценку.

1.Просмотр мультфильма

«Варежка», беседа по содержанию; (или чтение рассказа)

2.Чтение стихотворения «Утешение», беседа;

3.Тренинг эмоций;

4.Сочинение детьми историй продолжений рассказа « Самое страшное»;

5.Рисование: « Мой верный друг –собака»

2, стр.49-51

5, стр. 43

4.Животные –наши друзья

1.Развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других;

2.Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

1.Чтение загадки о кошке и приход кошки Марыси;

2.Игра: «Мышь и мышеловка»;

3.Чтение стихотворения И. Токмаковой « Ничья кошка» и Е. Благининой « Котёнок»;

4. Беседа по содержанию стихотворений;

5.Рисование на тему: « Мой котёнок» по точкам;

6.Пение детьми песенки про кота-мурлыку

2, стр. 52-54

Январь

1.Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации

1.Учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; 2.Формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки;

3.Развивать умение снимать эмоциональное напряжение.

1.Сюрпризный момент;

2.Тренинг эмоций;

3.Анализ конфликтных ситуаций;

4.Чтение рассказа « Лучший друг», беседа по содержанию;

5.Игра « Угадай настроение»;

6.Рисование: « Моё настроение» с помощью пиктограммы;

7.Слушание песни В. Шаинского «Антошка»

2, стр. 55-58

1, стр.112

2.Учимся управлять своими эмоциями

1.Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, умению разрешать конфликты; 2.Формировать осознанное понимание нравственного смысла худож.произведений;

3.Развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики.

1.Антошкина история;

2.Дисскуссия с детьми;

3.Чтение рассказа В. Осеевой «Отомстила»;

4.Игра « Падающая башня»;

5.Рисование « Дерево радости»

6. Пение песни « Пусть падают капли»

2, стр. 58-62

3. Добрые и злые поступки

1.Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях;

2.Знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; 3.Закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

1.Чтение стихотворения Р. Сеф

«Доброта», дискуссия по содержанию;

2.Рассматривание иллюстрации 2 кто обидел?», знакомство с новыми правилами доброжелательного общения.

3.Тренинг эмоций;

4.Упражнение « Добрый –злой»

5.Игра « По кочкам»;

6.Рисование: « Дорисуй картинку»;

2, стр. 62-65

1, стр.111

Февраль

1. Добрые и злые поступки (продолжение)

1.Учить детей анализировать собственное поведение и поступки других;

2.Развивать воображение и снимать эмоциональное напряжение путём рисуночной терапии.

1.Просмотр мультфильма «Ну, погоди!» ( фрагмент);

2.Беседа по содержании.;

3.Тренинг эмоций;

4.Сочинение детьми новой версии очередной серии мультфильма;

5.Анализ собственных поступков;

6.Игра « Хорошо- плохо»;

2, стр. 65-68

5, стр 55

2.Дружба - неприязнь

1.Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека;

2.Закреплять знания правил доброжелательного поведения; 3.Развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книжках.

1.Приход зверей-друзей Мишутки, Ёжика и Зайца;

2.Просмотр мультфильма « Трям, здравствуйте!»

3.Беседа по содержанию;

4.Тренинг эмоций;

5.Поведенческий тренинг;

6.Рисование;

7.Слушание песни В. Шаинского «Облака»

2, стр. 71-73

1, стр.112

3. Друг в беде не бросит.

1.Расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям;

2.Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.

1.Игра « Эхо»

2.Чтение рассказа Л. Толстого

« Два товарища»;

3.Беседа « Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу»;

4.Проигрывание проблемной ситуации;

5.Упражнение « Помоги другу»

6. Пение песни « Настоящий друг», муз. Б. Савельева

картотека

3, стр. 25-27

4.Друг заболел

1.Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу;,

2.Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

1. Игра «Эхо»

2.Расматривание картинки «Лена заболела» и беседа по ней;

3.Ролевая гимнастика»;

4.Упражнение « Пишу письмо другу»;

5.Игра « Волшебный стул»;

6. Пение песни «Добрый жук»

картотека

3, стр. 28-30

Март

1.Как помочь больному другу?

1.Закрепить и обобщить представления детей о доброжелательном отношении к сверстникам, напомнить правила поведения: « Другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна твоя помощь».

2.Побуждать детей к проявлению внимания и заботы о заболевшем друге.

1.Упражнение « Здравствуй друг» ( картотека);

2.Чтение рассказа А. Митта

« Шар в окне»;

3. Беседа о доброжелательном отношении друг к другу;

4.Тренинговое упражнение

« Помоги своему товарищу»;

5.Игра « Эстафета с воздушными шариками»

3, стр. 30-32

3.Учимся понимать боль другого человека

1.Учить различать эмоциональные состояния на примере сказочных персонажей;

2.Способствовать формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих.

1.Загадывание загадки про крапиву, чтение рассказа Н. Калининой «Как Сашу обожгла крапива»;

2. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации;

3.Игра « Эмпатия героев»;

4.Игра «ходим кругом»

3, стр. 32 -35

4.Друг и в радости, и в горе всегда рядом

1.Формировать представление о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих;

2.Диагностировать проявление эмпатии

1.Игра«Подари мне комплимент»

(картотека);

2.Чтение рассказа В. Сухомлинского « Как на свете жить?», беседа по содержанию;

3.Советы Светлячка для настоящих друзей;

4.Проблемная ситуация;

5.Игра–шутка «Сиамские близнецы»

3, стр. 35-37

Апрель

1.День рождение друга

1.Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику.

2.Побуждать детей быть внимательными к сверстникам и близким.

3.Учить замечать их переживания и ожидания

1.Игра « Клубок» (картотека)

2.Упражнение « Что бы ты пожелал товарищу в день его рождения»

3.Проблемная ситуация

4.Игра « Подарки друг другу»

5.Игра « Подари движение другу»

3, стр. 38-41

1., стр. 45

2.Нет друга – ищи, а найдёшь – береги!

1.Продолжать формировать у детей представление о дружбе и друзьях;

2.Учить понимать эмоциональное состояние других

3.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстнику, желание оказать помощь

1.Речёвка (картотека)

2. Эстафета « Дружбы» (картотека)

3. « Расскажи о своём лучшем друге»

4.Беседа « В чём заключается умение дружить»

5.Чтение рассказа « Игра в «Поликлинику»

4, стр.70-75

3. Нет друга – ищи, а найдёшь – береги (продолжение)

1..Учить понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, походке, телодвижениям, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения

2..Закреплять у детей представление о дружбе и друзьях;

3.Воспитывать умение быть внимательным друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера

1.Рассматривание картинок из альбома «Угадай настроение», беседа « Какое настроение и почему?»

2.Тренинг эмоций «»Покажи жесты и мимику» ( картотека)

3.Чтение сказки « Волшебное пёрышко», беседа по вопросам;

4.Решение проблемных ситуаций

4, стр. 79-83

4, стр.76-77

4.Учимся играть и работать дружно

1.Учить умению контролировать своё поведение;

2.Совершенствовать себя как личность через общение с людьми, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других;

3.Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём

1.Игра «Эхо»

2.Рисование «Раскрасим варежку вдвоём»,

3.Работа в парах « Найдт отличия»

4.Чтение рассказа « Лабиринт», беседа по содержанию;

5.Знакомство с правилами « Как научиться играть без ссор и обид»

6.Работа в парах « Рисование вдвоём»

7.Игра « Закончи предложение..»

картотека

4, стр. 83 - 87

Май

1.Наши мечты

1.Продолжать закреплять знания детей о поведении в конфликтных ситуациях4

2.Учить сознательно управлять своими эмоциями ( обидами)

3.Формировать дружелюбное отношение к окружающим

1.Чтение сказки «Лиса и заяц», беседа по содержанию;

2.Моделирование детьми сцены примирения лисы с зайцем

3.Беседа « О чём я мечтаю»

4.Игра « Цветик –семицветик»

5.Танец «Утят»

2, стр.74 -77

1, стр.74

2.С друзьями вместе

1.Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толеранства;

2.Развитие групповой сплочённости;

3.Формирование бережного и позитивного отношения к партнёру;

5.Повышение самооценки детей

1.Игра «Давайте познакомимся»

2.Беседа « Зачем человеку друг?»

3.Игра « Волшебный мяч»

4.Игра « Моргалки»

5.Игра «Паутина»

6. игра « Волшебный ковёр»

7.Игра « Гусеница»

8.Коллективное рисование

(создание проблемной ситуации)

9.Ковёр мира

10. Песня « Ты да я, да мы с тобой» муз. В.Шаинского

Конспект занятия воспитателя

3.2 Мониторинг:

Планируемые результаты:

- исчезновение в поведении агрессивных тенденций и преобладание доброжелательности между детьми;

- преобладание положительных эмоций;

- способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);

- изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

- проявление сочувствия, взаимопомощи по отношению к сверстнику

Подготовка исследования. 

Выучить наизусть вопросы и ситуации

Методика №1. Задаются вопросы:

1.Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2.Можно ли обижать животных? Почему?

3.Нужно ли делиться с другими детьми? Почему?

4.Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребёнка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Методика №2  « Закончи историю» (модифицированный вариант Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой)

Цель: Изучение осознания детьми нравственных норм

Также проводилось наблюдение за проявлениями эмпатии у детей в ситуациях взаимодействия, которое оценивалось по следующим критериям:

- отношение ребёнка к затруднительному положению партнёра;

- отношение к успехам и неудачам ровесников;

- оказание помощи сверстникам

На основе критерий выделили следующие уровни:

Низкий - отсутствие всякого внимания и помощи партнёру, не замечает эмоциональное состояние, не оказывает помощь; отношение к успехам и неудачам сверстника неадекватное;

Средний – периодическое внимание к сверстнику и его затруднениям; оказывает помощь неохотно после просьб самого сверстника или взрослого; успехи сверстника не замечает;

Высокий – замечает затруднение, готов оказать вербальную или практическую помощь, предлагает помощь по своей инициативе, радуется или огорчается в случае успеха или неудачи партнёра.

Использованная литература:

1. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций: Дети 5-7 лет. / Н.Л.Кряжева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг., 2001- 160с.

2..Семенака, С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет / С.И. Семенака. 4-е изд. – М.: АРКТИ, 2005.- 80 с.

3..Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно- развивающие занятия для детей 5-8 лет / С.И. Семенака. 2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.-79 с.

4. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с.

5. Чистякова, М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990 – 126с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...