Проект "Князь Владимир - Красное Солнышко" для детей старшего дошкольного возраста
проект (подготовительная группа) на тему

Аввакумова Ирина Владимировна

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке... Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Культурное наследие, доставшееся нам, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc209.5 КБ
Файл knyaz_vladimir_i_pasha.docx310.59 КБ
Microsoft Office document icon nedelya_zdorovya.bogatyri.st_vozrast.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

                                      Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 83 город Сочи

        

                                                                               

                                                                    ПРОЕКТ

                                                      «Князь Владимир - Красное Солнышко»

                                                    для детей группы казачьей направленности

                                                                                           http://www.center-spas.ru/site.aspx?IID=2620513

ОСНОВА - проектная деятельность педагогов, детей и родителей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА -  Развитие патриотического начала у дошкольников и воспитание духовно-нравственных ценностей на основе знакомства с историческим прошлым великой России.

ЗАДАЧИ: -  знакомить детей с историческим прошлым своей Родины, замечательными людьми, которые дали России успешность и процветание;

             -формировать у детей интерес к устному народному творчеству и истории России;

                             - развивать познавательные способности, творческое воображение и
мышление, а также коммуникативные качества ребёнка;

  • формировать предпосылки поисковой деятельности и
    интеллектуальной инициативы;

-        стимулировать стремление к обучению и познанию.

ПРОБЛЕМА:

  • Частичная потеря национального  наследия российского народа, засилие  псевдоценностями  западной   культуры. "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке...»

        ВВЕДЕНИЕ.

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке... Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Культурное наследие, доставшееся нам, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) считает одним из важнейших принципов дошкольного развития  это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, и ставит перед педагогами задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Одним из наиболее знаменательных духовных событий не только первой половины XXI века, но и всего столетия в целом, несомненно, является историческая дата – 1000-летие преставления равноапостольного великого князя Владимира. Это великое духовное, историческое и судьбоносное для России событие наша держава, православный мир, христианская цивилизация отмечают  28 июля 2015 г. 
 
Равноапостольный Владимир – главнейшая фигура Российской истории, братских славянских народов: русского, украинского и белорусского. 
Ни один из деятелей национальной истории не смог сделать столько, сколько по Божиему благословению сделал равноапостольный Владимир, принесший Свет Христов на Русскую землю. Крещение в корне изменило всю русскую жизнь, создав русский народ как целостность, объединенную под покровом Божиим вокруг религиозного христианского начала.


Группа казачьей направленности «Кубаночка»  детского сада № 83 города Сочи реализует программу духовного развития детей «Откройте сердца для добродетели». В рамках этой программы дети, педагоги и родители разработали и реализуют проект «Князь Владимир – Красное Солнышко», который длится  4 месяца, с  января по апрель 2015 года. В данном проекте  будет рассмотрена возможность использования эпосного (былинного) материала для формирования у детей подготовительной к школе группы интереса к устному народному творчеству и истории России. Былинный материал ляжет в основу проекта и решит поставленные  задачи.

Проект  можно считать поисково-изобретательским , поскольку в нем  предлагается новый взгляд на использование эпосного материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Былины рассматриваются здесь как основное средство для достижения поставленной задачи, и вместе с тем предполагаются новые сочетания известных педагогических методов и приёмов, уточняются последовательность и правила их применения.

Моделируя и отлаживая технологию работы по формированию устойчивого интереса к устному народному творчеству и истории России, мы опирались на энциклопедические источники историко-культурологического, этнографического содержания и достижения педагогической науки последних лет.

  • « В гостях у истории»  Л.Ю.Лупоядова. В.Н. Лупоядов, Русич,2000г.
  •  "Русское народное поэтическое творчество", Ю.Г. Круглов, Москва "Высшая школа", 1986.
  • "Русский эпос", Ф.М. Селиванов, Москва "Высшая школа", 1988.
  • Исторический путеводитель «Владимир Красное Солнышко» В.Колыванова , Москва ОЛМА Медиа Групп- 2014г.
  • "Былины", Москва "Художественная литература", 1986.
  • "Всемирная история в лицах" (раннее средневековье), В. Бубромеев, Москва "Олма-пресс", 1999.
  • "Приобщение детей к истокам русской народной культуры", О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Санкт-Петербург "Детство-пресс", 1999.
  • "Новое воспитание", Н.Е. Щуркова, Педагогическое общество России, Москва, 2000.
  • "Энциклопедия дошкольников", С.В. Новиков, Москва, 1998.
  • "Праздники христианской Руси", Э.О. Бондаренко, Калининград, 1993.
  • "Почемучка", А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникрва, Москва, 1987.
  • "Пословицы русского народа", В. Даль, Москва, 1984.
  • "Мы - Славяне!", М. Семёнова, Санкт-Петербург, 1999.
  • Методическая разработка "Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России". Суленко И.А. Иванищина О.Н. г. Волгоград
  • «Русские народные сказки, легенды и предания» Ю.Медведев  ООО»Астрель» 2001г.

Работа с детьми.

Цель проектной деятельности - заинтересовать. Особенно это актуально в работе с детьми. Поэтому здесь необходимо использовать самые разнообразные методы и приёмы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме. Это могут быть: рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, показ слайдов, мультфильмов с комментариями педагога. Большую роль здесь играет выразительная речь воспитателя, его искреннее желание пробудить у каждого ребёнка неподдельный интерес к историческому наследию своей Родины.

Всю работу с детьми по знакомству детей с историческим  материалом предлагается вынести в блок совместной деятельности. В данной методической разработке совместная деятельность воспитателя с детьми осуществляется в три этапа:

  • Предварительная работа;
  • Сценарий совместной деятельности;
  • Итоговая совместная деятельность.

Предварительная работа предполагает погружение ребёнка в атмосферу русской народной былины, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения с воспитателем и сверстниками. В конечном итоге обогащение ребёнка знаниями об истории России ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.

В предварительную работу обязательно включается чтение былины с последующей беседой по её содержанию. В содержание этого раздела также могут входить следующие виды деятельности:

  • Разучивание русских народных подвижных игр;
  • Разучивание пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т. д.;
  • Театрализованная деятельность;
  • Дидактические и настольно-печатные игры;
  • Музыкально-ритмическая деятельность;
  • Этюды на создание выразительных образов.

Одним из компонентов предварительной работы может быть изобразительная деятельность, где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.

После этапа предварительной работы мы предлагаем проводить совместную деятельность по заранее разработанному сценарию. В сценариях совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается на занятиях. Организация и планирование сценариев совместной деятельности должно быть гибким, нерегламентированным по времени. Педагог должен быть готовым к импровизации, встречной активности ребёнка. В процессе осуществления такого сценария ребёнок должен чувствовать себя младшим партнёром, ведомого взрослым, который постоянно учитывает его инициативу.

Через сценарий ребёнок "проживает" события, происходящие с былинными героями, систематизирует знания, полученные на предварительном этапе работы, в игровой форме учится пересказывать былины, достаточно объёмные по содержанию, закрепляет в разговорной речи старославянские слова и изречения, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.

Для подведения итога очередного этапа работы, после знакомства детей с тремя былинами, проводится итоговая совместная деятельность. По результатам итоговой совместной деятельности педагог может определить сильные и слабые стороны своей деятельности, откорректировать методы и приёмы, используемые с детьми.

Работа с родителями.

Реализация поставленных задач проектной деятельности в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны должны направить свои усилия на познание возможностей развития каждого ребёнка, создание благоприятных условий. Работу с родителями мы предлагаем строить по апробированной нами в течении нескольких лет и хорошо себя зарекомендовавшей схеме:

 

Презентация изучаемой темы

http://www.ivalex.vistcom.ru/image/dawn.gif

Обучение родителей

http://www.ivalex.vistcom.ru/image/dawn.gif

Организация совместных дел

 

На этапе презентации важно убедить родителей в значимости темы, её актуальности, заручиться их помощью и поддержкой. Презентация темы может пройти через родительское собрание, наглядную информацию, зрелищные мероприятия.

При обучении родителей можно использовать как хорошо известные формы работы с семьёй (консультации, папки-передвижки, тренинги и т. д.), так и современные (игротеки, родительские газеты, интернет-общения), которые дают не менее положительный результат.

Тематика, содержание, способ изложения, характер наглядности, уровень аргументированности предъявляемого материала подбираются в соответствии с педагогической грамотностью родителей.

Нет надобности раскрывать содержание хорошо знакомых форм работы с родителями. Остановимся на малоизвестных, например, "Игротека", «Интернет-общения» "Игротека" может выступать как самостоятельная форма работы с семьёй, так и элементом родительского собрания, семинара-практикума с родителями, консультации. При проведении "Игротеки" воспитатель вместе с родителями разучивает, например, какую-то русскую народную подвижную игру. Родители выступают в роли детей, воспитатель - в роли педагога.

При организации "Интернет-общения»" родителям отправляется на почтовый интернет-ящик  лист-викторина  на дом и предлагается побеседовать с детьми по предложенным вопросам, например:

  1. Назови героев былины "Илья Муромец".
  2. Какие обращения к князю Владимиру встречаются в отрывке из былины?
  3. Кто понравился или  не понравился? Почему?
  4. На кого бы ты хотел быть похожим?
  5. Почему поссорились князь и богатырь? Чем закончилась ссора?
  6. Как ты понимаешь слова «Крещение Руси»?

На следующее утро лист-викторина  появляется на страничке сайта детского сада. Целью "Интернет-общения»" является приобщение родителей к решаемой детским садом проблеме, помощь в создании благоприятного микроклимата в семье через возможность общения ребёнка с родителями на предложенную тему.

На этапе организации совместных дел родители воспитанников выступают уже не только, как зрители и слушатели, но и, как активные участники мероприятий в детском саду, а в некоторых случаях, как их организаторы.

Совместные мероприятия ("Дети - родители - педагоги") способствуют установлению неформальных, доверительных отношений с родителями, сближению педагогических позиций детского сада и семьи, что оказывает положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к устному народному творчеству и истории России.

Организация совместных дел по проекту «Князь Владимир- Красное Солнышко»  предполагает:

  • Привлечение родителей к сбору иллюстративного и текстового материала;
  • Оснащение с помощью родителей предметно-развивающей среды группы;
  • Организация фоторепортажа на тему "Путешествуем по Древней Руси";
  • Игры-викторины по типу "Что? Где? Когда?", "Колесо истории", "Поле чудес".
  • Экскурсия в Свято-Владимирский храм г. Сочи;
  • Проведение фольклорных праздников, вечеров русских народных игр и забав
  • Организация и участие в неделе Здоровья « Не перевелись еще богатыри на Руси»
  • Подготовка и проведение мероприятий на городских площадках

Этапы

Формы работы

Задачи

сроки

Место, способ

Выход

проведения

1 этап. Подготовительный

1. Подведение детей к идее

проекта.

2. Постановка целей и задач, предстоящей работы

3. Информирование родителей, создание презентации для привлечения в реализацию проекта

4. Привлечение специалистов к

разработке и осуществлению

проекта (музыкальный

руководитель, руководитель по

ФК ).

5. Разработка тематического

планирования мероприятий по

проекту.

6. Разработка сценариев образовательных ситуаций по каждой теме проекта

7. Подбор необходимого материала для реализации проекта ( подбор наглядных иллюстраций, мультипликационных фильмов по теме: «Богатыри земли русской», методической и художественной литературы.

- заинтересовать, очаровать детей образами былинных богатырей русских, князьями- правителями земли Русской;

 - определить цель создаваемого проекта;

- познакомить родителей с идеей.

целью, задачами предполагаемой

работы в группе

- обеспечить взаимодействие

специалистов в поэтапной

практической деятельности по

достижению поставленной цели.

- разработать по месяцам тематику

мероприятий  и способы их

осуществления

- разработать сценарии образовательных ситуаций по каждой теме проекта

- обеспечить реализацию проекта необходимым методическим. художественным,  техническим оборудованием и материалами.

январь

- просмотр мультипликационных фильмов о богатырях, чтение былин

- родительская гостиная «Русские былины как средство приобщения дошкольников к устному народному творчеству и истории России»

- составление схемы

взаимодействия

- совместная работа родителей и детей

- банк идей

- видеотека

- презентация

 для

родителей

- схема.

взаимодействия

специалистов

- тематическое

планирование

- конспекты образовательных ситуаций

-оформление группы и прихожей согласно тематике проекта

 

2 этап. Реализация проекта

1. Тема: «Владимир Красное Солнышко»

- просмотр мультфильма «Князь Владимир» (2006г)

- беседа о начале правления на Руси князя Владимира

- рассматривание репродукций, иллюстраций, икон

- просмотр художественного фильма « Легенда о княгине Ольге» (о юности маленького Владимира)

- познакомить детей с легендой о русском князе Владимире, его дружиной, детством и отрочеством

- формировать предпосылки

 поисковой  деятельности

- развивать творческое воображение,

интеллектуальную инициативу

- воспитывать уважение к историческому прошлому своей Родины

 

февраль

    март

апрель

- групповое

помещение

музыкальный зал

макро- и микросреда учреждения

- фронтальная,

подгрупповая форма

проведения образовательных ситуаций

- совместная деятельность

- коллективная игра

- использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)

- конспекты образовательных ситуаций

- сценарные планы совместной деятельности

- разработки

- ежедневные

планы работы

- видеозаписи

-интернет-ресурсы

- проектирование коллективной творческой работы- панно  « Владимир- Креститель Руси»

- совершенствовать навыки

коммуникативного общения

- формировать предпосылки

произвольности в поведении и

продуктивной деятельности

- самостоятельно выявлять проблему

и искать нужное решение

- самостоятельно анализировать

полученные результаты

- дать детям представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании

 вызвать интерес к русскому народному творчеству

 обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины.

- формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро.

 воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

- активизировать игровую

деятельность детей, воспитывать

нравственные качества в

коллективной игре

- формировать представления о постройках Древней Руси, а также о том, что чем богаче был человек, тем богаче был его дом. Обогатить словарь детей: изба, терем, палаты, ремесленники, князья, бояре

-организовать совместно с родителями посещение храма, познакомить с внутренним убранством, строением, иконами Святого Владимира, Святой Ольги, Святыми Глебом и Борисом.

-воспитывать уважение к духовным реликвиям православной церкви,

- формировать навыки нравственного и этического поведения в православном храме.

-совершенствовать умение работать в коллективе, рационально  распределять между собой виды деятельности, этапы работы

- применять творческую инициативу. отстаивать собственное мнение

- формировать представление о том, что во все времена Русь нуждалась в защите своих границ. Уточнить знания детей о разных видах оружия эпохи Древней Руси. Закрепить в речи детей названия оружия русского воина (боевой топор, секира, кинжал, копьё, стрелы, меч, палица, щит, лук, булава), а также других средств защиты государства от врагов: сигнальные башни, оборонительные стены, рвы, наполненные водой воспитывать интерес к истории Руси.

- формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему. Поощрять желание детей рассуждать о нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные.

- формировать представления о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально положительное отношение к играм, спортивным упражнениям и соревнованиям, к занятиям спортом, воспитывать чувство здорового соперничества, взаимопомощи.

- знакомить с древнеславянской мифологией, эпической стороной речи, смыслом многих славянских слов и выражений

- используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога легенды, сказания, сказки.

- дать понятие: идол, жертвоприношение, язычество

- обсудить отрицательное влияние религии на единение , взаимовыручку, дружбу народов и племен

- формировать устойчивый интерес к православным праздникам

- создать радостную атмосферу, праздничное настроение, развивать потребность в общении с русским народным фольклорным жанром, воспитывать интерес и уважение к истории русского народа.

- подвести итог работы по проекту

- определить, какие впечатления получили ребята, окунувшись в древнюю историю Руси, какие новые знания и понятия дала эта работа.

- выявить знания детей в игровой соревновательной форме

2. Тема: «Илья Муромец»

- чтение былин « Илья Муромец и Соловей Разбойник». « Исцеление Ильи Муромца», « Илья Муромец в ссоре с Владимиром»

- рассматривание картины Васнецова « Богатыри», иллюстрации к былинам, обсуждение

- мультимедийная презентация «Путешествие по русской избе»

- художественное творчество « роспись хохломской посуды»

- дидактические игры «Собери богатыря в дорогу», «Герои русских былин»

- разучивание народных подвижных игр «Петушинный бой», «Слепой козел»

- беседа  с использованием ИКТ, « Постройки Древней Руси: изба, терем, палаты»

- конструирование « Древний город»

-центр конструирования

-мини-музей народного быта

- сюжетно-ролевые игры с предметами русского быта

- наблюдения за

детьми

- фотоматериалы

-видеоматериалы

- презентация

-работы детей

-фотоматериалы

слайды

спортивная площадка ДОУ

3. -Экскурсия в Свято-Владимирский храм г. Сочи

- работа над созданием панно « Владимир- Креститель Руси»

4. Тема: « Добрыня и Змей»

- чтение былины «Добрыня и Змей»

- нравственно-этическая беседа о добре и зле

- дидактическая игра « Снаряжение воина-дружинника» (кроссворд)

- конструирование «Возводим крепость»

- беседа о дружбе Добрыни и князя Владимира (роль воеводы Добрыни в воспитании юного князя)

- неделя Здоровья « Не перевелись еще богатыри на Руси»

5. Тема: « Язычество древних славян»  

-знакомство с славянскими божествами Сварогом, Догодой, Дажьбогом, Берегиней, Стрибогом и др.

- чтение сказок о русских духах: домовом, русалках, лешем.

- просмотр русских худ. фильмов А.Роу « Варвара краса-длинная коса», « Марья- искусница», Огонь, вода, медные трубы».

Беседа о идолопоклонничестве древней Руси: положительные и отрицательные стороны.

6. Тема: « Светлая Пасха»

- подготовка и постановка пасхального спектакля « Князь Владимир и Пасха»

- выступление на пасхальных торжествах храма Преображения Господня в пос. Хоста , совместно с воспитанниками приходской . воскресной школы.

7. Тема: « Что получила Русь, приняв христианскую веру»

- образовательная ситуация « Сначала Аз да Буки, затем- науки»

- беседа «Объединение племен и укрепление государства»

- конкурс- викторина «Колесо истории»

посещение храма, ознакомление с внутренним убранством

коллективная, подгрупповая форма

самостоятельное использование изодеятельных материалов

территория учреждения по периметру, использование спортивного оборудования,

 

видеооборудование и мультимедийная техника

Музыкальный зал

Концертный зал Арт-Отеля пос. Хоста

-фотоматериалы

-

Видеоматериалы

-фотоматериалы с промежуточными этапами работы детей над панно

- альбом с подборкой иллюстраций обмундирования дружинника

Видео и фотоматериалы

Художественная литература

- видеотека

Сценарий спектакля

Сценарий викторины

        3 этап. Презентация проекта

1. Презентация коллективной работы « Владимир- Креститель Руси» с участием отца Александра, настоятеля Прихода храма Преображения Господня и родителей.

2. Заключительный праздник          « России святой старина»

- представить итоговую творческую работу по проекту общественности и специалистам, провести духовную беседу с представителем духовенства

апрель

- музыкальный зал с мультимедийным оборудованием

- панно « Владимир-Креститель Руси»

(бумагопластика)

- наградить и поощрить всех

участников реализации проекта

 «Князь Владимир- Красное Солнышко»

- воспитывать чувство гордости,

высокую самооценку у каждого

ребёнка

- сценарий



Предварительный просмотр:

        Князь Владимир и Пасха        

http://batya.cerkov.ru/wp-content/blogs.dir/3223/images/stories/34_scenarii_pasha/vladimir_0.jpg

Сказитель: 
В некотором царстве, в некотором государстве,
Не в Бангкоке и не в Багдаде,
В стольном русском Киеве-граде
Князь Владимир с дружиной немалою
Правил Русью с честью удалою,
Возвращаясь с походов с победами
Угощал всех вином да обедами.
Всюду русских людей гусляры
Созывали к нему на пиры.

Гусляры рассказывают былину.

 

Гусляры:

 

- Как во стольном городе во Киеве
У ласкового князя у Владимира,
У Владимира, у Красного Солнышка,
Заводился у князя честный пир.

 

- С ним собралися его дружинники –
Други верные, воины храбрые,
Всей русской земле защитники.

 

- Воспоминали они походы удалые,
Подвиги ратные да немалые,
Как Владимир князь из молодецких сил
Целый полк врагов, как косой, скосил.

 

- Есть еще богатыри на славной Руси!

 

Сказитель: 
Как-то к Владимиру с разных концов
Прискакали сразу трое гонцов.

 

Гонцы:

1: Беда, князь! У нашей заставы
Половцы слева и справа.

 

2: Из-за далей синих, великих
Тьма идет кочевников диких!

 

3: А на юге, князь, печенеги
На Русь совершают набеги!

 

Сказитель: Встал князь Владимир, расправил плечи,
И к дружине с такой обратился речью…

 

Князь Владимир: Негоже нам, други, наслаждаться,
За землю русскую время сражаться!
Исполнимся духа храброго, ратного,
Прогоним поганых врагов обратно.

 

Дружинники:

 

- За землю русскую, за честь твою княжию

 

- За тобой пойдем на рати вражии.

 

- Защитим Русь от поганых половцев,

 

- За тебя, князь, сложим головы.

 

Сказитель: Вышло войско храброе на заставу,
За Русь сразиться да за княжью славу.

 

Войско уходит, поет песню «Солдатушки, бравы ребятушки…»

 

Сказитель: На высоких холмах Киев-град стоит,
Полдружины русской в чистом поле лежит.
Вот уж скоро ночь настанет над Русью,
Князь Владимир в небо глядит со грустью:
В небе глубоком и ярко-звездном
Звезды кружатся хороводом.

 

Девочки танцуют танец звездочек.

 

Добрыня: Что невесел князь, что сидишь, тоскуя?
Отогнал от Руси ты беду большую.

 

Князь Владимир: Как могу, Добрыня, я веселиться?
Полдружины моей полегло на рати.
Где теперь их души, моих другов-братий,
И какому богу о них молиться?
К Перуну взывал, но Перун молчит,
И Сварог молчит, и Даждьбог молчит,
А душа тоскует, душа болит.

 

Сказитель: Помолчал Добрыня и так сказал:

 

Добрыня: Князь, давным-давно, когда был ты мал,
Твоя бабка учила меня молитве,
Чтобы я читал при кровавой битве:
«Упокой, Господь, со святыми их,
Русских воинов и другов моих».
Твоя бабка, княже, была умна,
Перуна с горы убрала она.

 

Князь Владимир: Знаю сам, что бабка была мудра.
Ты, Добрыня, завтра ко мне с утра
Самых разных вер людей пригласи…
Тяжко жить без веры на вольной Руси!

 

Сказитель: Осветило солнышко княжий двор,
Постелили слуги на траву ковер,
Вышел князь во двор, сел на княжий трон
И гостей заморских поджидать стал он.

 

Входят мусульманин, иудей, греческий монах, кланяются.

 

Князь Владимир: Благодарствую, что пришли ко мне,
Расскажите мне о своей стране,
Как вы молитесь, во что верите
И какою мерой все в мире мерите?

 

Мусульманин: Наш Аллах велит нам в день по пять раз
В землю кланяться, совершать намаз,
Убивать неверных, вина не пить,
И в посты до ночи без пищи жить.

 

Князь Владимир: Убивать, поститься, не пить вина…
Как-то шибко вера ваша скучна.
Ну, а ты что скажешь мне, иудей,
Где находится ваша страна?

 

Иудей: За грехи нас рассеял Бог, как зерно,
Нет страны иудейской давным-давно.

 

Князь Владимир: Не понравился что-то мне твой рассказ.
Как бы Бог не рассеял и нас, как вас.
Ну, а ты что скажешь? Ты — грек, узнаю,
Моя бабка любила веру твою.

 

Монах: А у нас на Пасху, князь, каждый год
Как вино, веселье пьянит народ,
Но играет сердце не от вина,
Духом радости вольной душа полна.

 

Сказитель: Князь сидел, задумавшись, и молчал,
А потом Добрыне он так сказал:

 

Князь Владимир: Ты, Добрыня, завтра без лишних слов:
В Византию к грекам пошли послов.
Пусть они посмотрят, прибыв в Царьград,
Правда ль этой вере народ так рад.

 

Сказитель: И в Царьград отправились три посла,
А в ту пору в Греции Пасха шла.

 

Дети поют песни о Пасхе, читают стихи и т.д.

 

Добрыня: Погляди-ка княже, плывут ладьи,
Из ладей нам машут послы твои.

 

Послы:

 

1: Князь, будь здрав! Я радость не утаю:
То ли был в Царьграде, то ли был в раю.

 

2: Там молитвы сладкие, будто мед
И в церквах целуется весь народ!

 

3: Я вкусил веселье, узнал покой,
Больше веры, князь, не хочу другой!

 

Добрыня: — Князь, и бабка твоя говорила тоже,
А умна она была до чего же!

 

Князь Владимир: Слушай, друг Добрыня, княжий указ:
Снаряди ладьи для меня в сей час,
Сам поеду к грекам крещенья просить,
Привезу веселие для Руси!

 

Сказитель: Князь вернулся с честию славною,
Стала наша Русь православною,
И теперь уже десять столетий
Славят взрослые Бога и дети.

 

 

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ О РУССКОМ ДУХЕ

Слова и музыка Н. Тананко        

1.Сказки и былины мы читали в детстве

О героях русских и богатырях.

Слава наших предков - главное наследство,

То, что не растрачено в веках.

И его хранили и преумножали

Поколенья наших дедов и отцов,

И пред русским духом в страхе отступали

Полчища и происки врагов.

ПРИПЕВ.

У русского духа великая сила,

А тайна его проста -

И жизнь за Россию, и смерть за Россию,

За веру в Христа.

2.Русский дух повсюду называют чудом.

И откуда только взялся он такой?-

Доблесть и отвага, широта и удаль,

И любовь к земле своей родной.

Годы и столетья мчатся незаметно,

И пришли на землю наши времена,

Но не испарился и не канул в лету -

Русским духом держится страна.

ПРИПЕВ.

3.И напрасно планы строит заграница,

русский дух вовеки ей не истребить.

Тот, кому в России довелось родиться,

Родину не сможет разлюбить.

Русский дух не сломлен, вы не верьте слухам,

И в народе нашем много скрытых сил.

И сильна Россия величайшим духом,

Что от Бога дан Святой Руси.

ПРИПЕВ.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 83 г. Сочи

НЕДЕЛЯ    ЗДОРОВЬЯ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  

СТАРШЕГО   ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

«НЕ  ПЕРЕВЕЛИСЬ  ЕЩЁ  БОГАТЫРИ  НА  РУСИ»

Цель: формировать представления о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально положительное отношение к играм, спортивным упражнениям и соревнованиям, к занятиям спортом.

Понедельник. День подвижных игр.

Утро.

Проводится беседа-рассказ о былинных богатырях, живших в древние времена на Руси. Детям предлагается стать такими же сильными, ловкими и смелыми. Проводится общее построение дружины и поднятие флага «Три богатыря».

Утренняя гимнастика:комплекс упражнений с флажками.

Утренняя прогулка на участке.

        Подвижная игра «Обмани Змея Горыныча».

        Двумя линиями на расстоянии 10 шагов обозначается Огненная река. В центре реки      

        располагается пещера Змея Горыныча (круг).

        Все дети – богатыри верхом на конях (гимнастические палки) должны успеть

        перебраться на другую сторону реки на счёт 1-2-3. На счёт «1» – река затухает, но

        выходит на охоту Змей. Нужно быстро преодолеть реку, не сгорев и не попавшись в

        лапы Змею Горынычу. Кто не успевает, на время уходит из игры. Игра проводится 3

        раза, затем подсчитываются «жертвы» Змея и его меняет другой ребёнок.

Подвижная игра «Ловишки-ёлочки».

Дети произвольно располагаются на площадке «в лесу». По сигналу «Раз-два-три! Лови!» все увёртываются от совы. Ребята стараются выручить друг друга, т.к. сове нельзя пятнать тех детей, которые стоят друг к другу лицом, вытянув руки вниз, как у ёлки.

Вторая половина дня.

        В группе проводятся малоподвижные игры: «Колечко», «Угадай по голосу».

Вечерняя прогулка.

        Подвижные игры: «Не намочи ноги», «Салочки».

Вторник. День народных подвижных игр.

Утро.

Беседа о вкусной, полезной и здоровой пище. Закрепление знаний детей о пользе витаминов, их значение для здоровья и роста человека.

Утренняя гимнастика: комплекс упражнений с обручами.

Утренняя прогулка на участке.

        Подвижные народные игры:

                «У медведя во бору».

                «Русалочки» («Русское народное творчество», стр.68.)

                «Бабка Ёжка» («Русское народное творчество», стр.88.)

Вторая половина дня.

        Малоподвижные игры:

                «Золотые ворота» («Русское народное творчество», стр.177.)

                «Арина» («Русское народное творчество», стр.116.)

Вечерняя прогулка.

        Подвижные народные игры:

                «Ерыкалище» («Русское народное творчество», стр.168.)

                «Казаки – разбойники».

Среда. День эстафет.

Утро.

Беседа об одежде. Рассказ воспитателя о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, нужно правильно одеваться.

Утренняя гимнастика: комплекс упражнений  со скакалками.

Физкультурное занятие: сюжетно-ролевое.

                «Мы-спортсмены» (Рунова, стр. 201).

Прогулка на участке.

Проводятся эстафеты с мячами, с гимнастическими палками, со скакалками, с препятствиями. Участвуют две команды-дружины: 1. Ильи Муромца

                                                             2.Добрыни Никитича.

Вторая половина дня.

        Малоподвижные игры: «Сбей кеглю»

                                    «Кто больше соберёт предметов»

Вечерняя прогулка.

        «Эстафета по кругу».

Четверг. День музыкальных подвижных игр.

Утро.

Рассказ воспитателя о закаливании человеческого организма; о закаливающих процедурах, о гигиенических требованиях к человеческому телу. Прочитать отрывки из произведения К.и.Чуковского «Мойдодыр».

Утренняя гимнастика: ритмическая гимнастика под музыку.

Музыкальное занятие.

        Муз.игра «Акула и моряки»

        Муз.игра «Со вьюном я хожу» («Праздники в детском саду», стр.50)

Прогулка.

        Подвижные игры: «Гори-гори ясно»

                                «Заря-заряница».

Вторая половина дня.

        Музыкальные игры: «Пчёлы» («Русское народное творчество», стр.135.)

                        «Бояре, бояре, а мы к вам пришли»;

                        «Лавата».

Пятница. День спортивных игр.

Утро.

Рассказ воспитателя о спортивных командных играх, о разновидностях спортивных игр, о знаменитых командах и игроках спортивных команд.

Утренняя гимнастика: комплекс упражнений с мячами.

Физкультурное занятие: игровое (Рунова, стр. 215)

Утренняя прогулка.

        Спортивная игра «Футбол»

        Спортивная игра «Городки»

        Состязание двух команд: «Перетягивание каната».

Вторая половина дня.

Спортивный досуг.

Сюжетно-ролевая игра «Богатырская наша сила».

Цель: на примере былинных богатырей довести до сознания детей, что двигательная активность является одним из источников крепкого здоровья; развивать двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность; развивать интерес к физкультуре и спорту.

Оборудование: гимнастические палки, маленькие мячи, канат, флажки, барабаны.

Ход игры.

  1. часть.

Общее построение. Илья Муромец и Добрыня Никитич собирают дружину выручать из логова Змея Горыныча Забаву Путятичну – племянницу князя Владимира- Красное Солнышко. В дружину вступают богатыри, отгадавшие загадки о 33 богатырях из произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Дружина во главе со знаменосцем и барабанщиками, под предводительством Ильи Муромца и Добрыни Никитича отправляются в поход.

  1. часть.

1-е задание. «Переход через ущелье».

На двух пеньках ставится доска, по которой нужно перейти на другую сторону ущелья, которое кишит  змеями.

2-е задание. «Непроходимое болото».

Перейти болото можно только по камням след в след. Кто оступится – попадёт в лапы к Водяному.

3-е задание. «Бой с Соловьём – разбойником».

На ветках ели спрятался Соловей-разбойник, который своим свистом не даёт никому прохода. Нужно сбить его с дерева метким попаданием копья (гимнастическая палка).

4-е задание. «Сражение со Змеем Горынычем и переправа через Огненную реку».

В Змея Горныча нужно попасть мячами и сбить его с ног, после чего на счёт «1-2-3», нужно перебраться через Огненную реку.

Из темницы с помощью каната нужно вытащить Забаву Путятичну, но ключ от темницы висит высоко на дереве в сундучке. Самый ловкий лезет и достаёт его. Спасённая Забава награждает богатырей медалями. Илья Муромец и Добрыня Никитич «посвящает» детей в настоящие богатыри.

Рекомендации.

В течение всей недели необходимо познакомить детей с былиной, как одним из жанров литературы. Познакомить с наиболее популярными былинными богатырями. Прочитать «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня «Добрыня Никитич и Змей», «Никита Кожемяк», «Илья Муромец и Идолище поганое». Рассмотреть картины «Три богатыря» Васнецова и «Ледовое побоище».

Список используемой литературы:

М.А.Рунова «Двигательная активность ребёнка в детском саду», «Подвижные игры к программе».

Т.М. Осокина «игры и развлечения детей на воздухе».

«Русское народное творчество»

«Праздники в детском саду» (сборник).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещение Руси и личности Князя Владимира"

О важности приобщения ребенка к историческим событиям нашей России, народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы  живем...

« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира).

Консультация для педагогов по ознакомлению с историческим прошлым России и выдающими людьми, на примере личности Князя Владимира....

« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира).

Консультация для педагогов по ознакомлению с историческим прошлым России и выдающими людьми, на примере личности Князя Владимира....

Консультация для педагогов Тема: « Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира)

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовьпереходит в любовь к родной стр...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Князь Владимир. Баллада о крещении Руси"

Данная презентация используется для занятия с тетьми старшего дошкольного возраста по нравственно патриотическому воспитанию. Тема:"Крещение Руси". Цель: приобщение детей старшего дошкольного возроста...

Историческая сказка в стихах для детей старшего дошкольного возраста "Владимир - Красное солнышко"

Сказка в доступной форме знакомит  детей старшего дошкольного возраста с жизнью и историческим значением для России князя Владимира....

Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Картотека речевых игр на тему “Весна” Игры и упражнения на активизацию словаряИгровое упражнение «Какой, какая, какое?»Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое,...