ЗНАКОМСТВО С ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ЯКУТСКОГО НАРОДА.
методическая разработка по теме
ЗНАКОМСТВО С ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ЯКУТСКОГО НАРОДА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_metodichki.docx | 678.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО С ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ЯКУТСКОГО НАРОДА.
Земля бескрайняя, озера синие,
Сугробы белые, кругом леса –
Моя Якутия, моя Якутия,
Моя Республика Саха!
Качаев В.
Каждый народ, даже самый малочисленный, представляет собой живительный источник знаний и добра. Северные народы не только освоили для человечества крайне суровую и богатейшую по своим природным ресурсам огромную территорию, но и создали свою самобытную материальную и духовную культуру. Этим самым они доказали способность человека к выживанию и занятиям созидательной деятельностью.
«Крайний север – край вечной мерзлоты, северных сияний, долгой зимы и короткого лета. Дивный край завьюженной зимы». Так нежно, с любовью отзывался о Якутии поэт П. Федосеев. Когда-то по заснеженным просторам нашей родины бродили гигантские предки слонов – мохнатые мамонты, и первобытные охотники оглашали воздух своим боевым кличем. Следы тех давних событий хранит замерзшая земля – земля Саха.
Сегодняшний день требует приобщения детей к процессу дальнейшего развития культуры народов Якутии, ее национальной гордости, к процветанию родной земли во всех отношениях. Детство – пора становления личности. Только в детстве закладывается фундамент для развития личности человека, для совершенного знания родного языка, определяющего характер и направленность его отношения к природе, людям, культуре. В дошкольном возрасте любознательность ребенка чрезвычайно остра, его познавательный интерес беспрестанно растет, он засыпает взрослых вопросами. Нельзя подавлять в нем это естественное стремление, нужно стараться давать максимально полные ответы, обогащать его язык.
Якутия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять якутский язык, историю и культуру как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, прививать ненавязчиво, непринужденно, иначе в ребенке не сможем пробудить чувство любви к Родине, к краю, в котором живем.
Якутский философ А.Г. Новиков писал, что в этом огромном мире вера в одухотворенность природы позволила нашим предкам находиться в более гармоничных отношениях с окружающей средой. Для саха особенно характерно художественное, а затем шаманское осмысление мира. Именно поэтому национальная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Надо научить ребенка с любовью и уважением относиться к национальным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, пронесенных сквозь века.
С этой целью я провела в детском саду цикл мероприятий посвященные Якутии, среди которых были беседы касающиеся этой темы.
В результате бесед с детьми я выявила, что у детей нет знаний о том, чем занимаются люди, живущие в Якутии, каковы их традиции и обычаи. А после беседы «Мой город Алдан» убедилась в этом еще раз, потому что у большинства детей крайне мало знаний даже о городе, в котором они живут.
В результате я поставила перед собой цель:
- Приобщить детей к культуре, традициям, обычаям северян, воспитывать уважение к их искусству.
Был составлен перспективный план (см приложение 1) работы на пол года, где первым пунктом было знакомство детей с родным краем.
С целью познакомить детей с коренным населением нашей республики была организована беседа с презентацией. Я рассказала детям о родном крае, о коренных жителях Якутии, о занятиях людей, традициях, природе и животном мире Якутии. Детям все было интересно, они с увлечением рассматривали, как выглядит якутский балаган, различные орудия труда, старинная якутская одежда, посуда и многое другое.
Наиболее распространенным жанром фольклора является сказка. Именно сказка располагает самой яркой доступной информацией для детей. И поэтому ей отведено главное место в своей работе по ознакомлению детей с бытом и традициями народов Севера. Так, через сказки, наглядный материал, дидактические и подвижные игры мы начали знакомить детей с традиционными занятиями коренных народов Якутии (охота, рыболовство, оленеводство, животноводство).
Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по- своему объясняют повадки, рассказывают о внешнем виде животных, о взаимоотношениях человека и зверя. В этих сказках учим детей видеть в главных персонажах людей, оценивать героев и их поступки.
Для закрепления знаний и расширения кругозора детей я разработала такую дидактическую игру, как «Назови» в которой дети быстро должны показать животных, птиц, растения Якутии.
Хочу особо подчеркнуть, что большую роль при знакомстве с трудом и бытом коренных жителей Якутии играет наглядный материал. Наличие иллюстраций, ярких, красочных, вызывает у детей интерес к занятиям, повышает их активность.
Отвечая на такие вопросы, у детей развивается мыслительная деятельность, логика, умение сравнивать и делать выводы. Развивается диалогическая речь, память, обогащается словарь. В работе над обогащением словаря и его красочностью мне помогает кукла «Сардаана», которую я назвала в честь цветка-одного из символов Якутии.
Приветливая, добрая, ласковая, и в тоже время такая беззащитная, Сардаана сразу полюбилась детям. Обступив, они с любопытством и интересом стали рассматривать ее яркий и необычный для них наряд. Их любопытству не было конца.
- Какая красивая у тебя шубка.
- А почему у тебя такая острая шапка?
- Это национальная якутская шапка дьабака.
- А это что такое?
- Женская сумочка для мелочей, расшитая бисером.
- Какие красивые у тебя сапоги!
- Это торбаса. На мне надет якутский национальный костюм. Платье – халадай с оборками и жилет, украшенный орнаментом. На голове женское украшение бастынга.
Так, в свободной обстановке, непринужденном разговоре и играх дети узнали много нового об одежде якутов, национальном орнаменте, традиционном шитье. Использование в беседе, диалоге – разговоре игрового приема побуждает детей быть сообразительными, любознательными, внимательными. Вопросно-ответный характер бесед учит детей внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы друзей, самому задавать вопросы.
Якутская одежда всегда нарядна, даже повседневная одежда украшена простым незатейливым узором, а к украшению праздничной одежды мастерицы относятся с особым рвением. У них есть свой якутский стиль, позволяющий отличать их изделия от изделий других северных народов. Подборы сочетания цветов у якутов тоже своеобразны. Сардаана рассказала, что каждый цвет имеет свое значение. Например, черный символизирует землю, зеленый – растительный мир, красный – тепло, солнце, голубой – простор, легкость. Также куколка Сардаана рассказала, что орнамент, который выкладывается из ромбиков, называется ромбовидный, из треугольников – зубчатовидный, из полуовалов – ногтевидный. Еще бывают орнаменты сердцевидные, копьевидные, пальцеобразные, «елочка». Дети узнали, что составить узор можно из одного вида орнамента или чередуя два – три вида. При украшении чашки ногтевидным орнаментом я предложила детям наложить свой ноготь на орнамент, чтобы убедиться в их схожести. Теперь дети часто пользуются этим приемом и при рисовании.
На занятиях по лепке мы лепили чорон. Детям рассказали, что у якутов исстари для кумыса (напитка из молока кобылы) существовала специальная посуда, деревянный бокал – чорон. Чороны выдалбливали из дерева специальным инструментом, затем пропитывали животным жиром и просушивали на открытом воздухе. Благодаря этому Чороны приобретали темный цвет. Чороны изготавливались разных видов: большие и маленькие, на одной ножке и на трех. Самые крупные из них (7 -8 литров) предназначались для питья во время традиционного праздника Ысыах и подавались почетным гостям. Чорон является одним из символов Якутии. Он символизирует благополучие, гостеприимство. На таких занятиях дети глубже знакомятся с обычаями якутов, с традиционным украшением чорона, закрепляют цвет, форму, развивают мелкую моторику.
Большое место в своей работе уделяется дидактическим играм и их применению как на занятиях, так и вне их. Такие игры, как «Назови орнамент», «На что похоже?», «Выложи узор», «Выставка вещей» закрепляют знания о декоративно-прикладном искусстве, о традиционном украшении одежды и посуды, развивают у детей наблюдательность, умение сравнивать и находить в окружающей среде похожие предметы. Дидактическая игра «Магазин игрушек», «Бабушкин сундук», «Чудо - вещи вокруг нас» формируют представление детей о том, что вещи сделаны людьми и имеют разное значение. Игры заставляют детей думать, делать правильный выбор, анализировать, определять структуру материала по внешнему виду и на ощупь.
Сочетание разнообразных методов и приемов позволило нам в комплексе решить воспитательные задачи. У детей появился интерес к дальнейшему знакомству с традициями и обычаями народов Якутии.
Делая выводы о своей работе по ознакомлению детей с традициями и обычаями коренного населения Якутии, можно сказать следующее. Использование в работе различных методов и приемов дало свои результаты: дети получили знания о жизни и основных занятиях, о традициях и одежде. Работу по ознакомлению с обычаями и традициями северян необходимо продолжить. Я с коллегами, летом 2016 года провела развлечение на тему «Ысыах», естественно заранее познакомив детей с традиционным праздником народа Саха и символами Якутии. В дальнейшем я хотела бы шире раскрыть тему о народно-прикладном искусстве (меховая мозаика, изготовление мягкой игрушки, резьба по кости и дереву).
В заключение хочу отметить, что положительный результат по формированию у детей представлений о людях разных национальностей, понимания того, что у народов есть свои культурные традиции, обычаи, речь дает систематичная и планомерная работа. Она воспитывает чувство дружбы, уважения, симпатии, что оказывает влияние на формирование личности в целом.
Предлагаю вам ознакомиться с примерным перспективным планом для организации НОД по теме «Декоративно-прикладное искусство Якутии»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ НАРОДА САХА
Месяц | Вид деятельности | Название | Цель |
Октябрь | Беседа | «Мой край - Якутия моя!» | Познакомить детей с отличительными особенностями родного края: длинная зима, короткое лето, особый животный и растительный мир, многонациональное население республики |
Рисование | «Мой край - Якутия моя!» | Продолжать формировать представление детей об особенностях родного края, многонациональности республики. | |
Ноябрь | Беседа | «Быт народа Севера» | Формировать представление детей о промыслах народа Севера. |
Декоративное рисование | «Билэ» | Учить рисовать национальный орнамент. Продолжать знакомство с национальной культурой народов Саха. | |
Декабрь | Беседа | «Искусство вышивания» Техника «Якутская гладь» | Продолжать ознакомить с национальным орнаментом народов Саха, его основными элементами, цветовой гаммой, используемой мастером. |
Декоративное рисование | «Украшение рукавичек» | Продолжать знакомить детей с характерными элементами якутского орнамента. Закрепить приемы рисования узоров по мотивам якутского орнамента на бумаге-заготовке разной формы. | |
Январь | Презентация | «Традиции и обычаи народа Саха» | Воспитание уважения к истории и любовь к родной республике. Познакомить с техникой «Якутская гладь». |
Февраль | Презентация | Головные уборы, обувь. | Знакомить в разнообразием головных уборов, обуви. Учить объяснять значение отдельных элементов украшения. |
Рисование | «Бастынга» | Учить рисовать национальные головные уборы, раскрашивать, сохраняя традиции. | |
Март | Беседа | Национальная одежда якутов. | Знакомить детей с основными видами одежды якутов: халадай, бастынга, торбаса, унты и др. Учить определять характерные черты якутской национальной одежды. |
Декоративное рисование | «Украшение платья-Халадай» | Продолжать формировать представление детей о национальной одежде. | |
Апрель | Папка- передвижка | «Воспитание толерантности в семье» | Приобщать родителей к совместному пониманию о толерантности к другим национальностям. |
Коллективное рисование | «Ураса» | Воспитывать интерес к жителям крайнего Севера, развивать чувство композиции, формировать умение работать в коллективе. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. - М.: 2014.
2. Российская Федерация. Закон. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федераций. – М.: 2014.
3. Алексеев, Н.А. Предания, легенды и мифы саха (якутов) / Н.В. Емельянов, В.Т. Петров. – Новосибирск, 1995.
4. Алексеев, Н.А. Якуты (Саха) / Е.Н. Романова, З.П. Соколова. – М., 2013.
5. Гоголев, А.И. Историческая этнография якутов. – Якутск, 1980.
6. Неустроев, Б.Ф. Узоры и орнаменты саха. – Якутск, 2010.
7. Ларионова, Е. А. декоративно-прикладное искусство. //Социальная сеть работников образования nsportal.ru.2015 09. Январь dekorativno.docx
8. Йохансен У. Орнаментальное искусство якутов: истор. –этногр. исслед. –Якутск: Компания «ДАНИ АЛМАС», 2008. -160 с.
9. Махлина С.Т. Семиотика сакрально-религиозных представлений. –С.П.: АЛЕТЕЙЯ, 2008. -172 с.
10. Иванова-Унарова З.И. Традиционное искусство народов Северо-Востока Сибири. –Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005. -190с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по теме: «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству своего народа»
Основная цель методической темы – развивать у детей познавательный интерес к татарскому народному декоративно-прикладному искусству, обобщать знания у детей о народном творчестве....
"Декоративно- прикладное искусство коренных народов Югры" Украшение одежды хантыйским орнаментом.
"Легенды-Югры"...
Педагогический проект "Формирование личности дошкольника через декоративно-прикладное искусство мордовского народа"
Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. ...
Декоративно-прикладное искусство мордовского народа
Мордовское декоративно-прикладное искусство занимает значительное место в художественной культуре народов Поволжья. Оно представляет собой яркое, самобытное явление нашей современности. В этом самобыт...
Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству башкирского народа
Выступление на педагогическом совете...
Материал на тему "Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством татарского народа"
quot;Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством татарского народа" нужный материал для воспитателя в старшей группе....
ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ РУССКОГО НАРОДА
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любо...