Декоративно-прикладное искусство мордовского народа
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Мордовское декоративно-прикладное искусство занимает значительное место в художественной культуре народов Поволжья. Оно представляет собой яркое, самобытное явление нашей современности. В этом самобытном творчестве отразилось своеобразие двух субэтносов мордвы: мокши и эрзи. Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них исток и корень национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekorativno-prikladnoe_isskusstvo_mordovskogo_naroda.docx | 659.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Декоративно-прикладное искусство мордовского народа
Цель: познакомить с декоративно-прикладным искусством мордовского народа.
Задачи: развивать стремление изучать культуру родного края;
сохранять бережное и уважительное отношение к памятникам культуры;
прививать любовь к своему народу и к своей малой родине.
Мордовское декоративно-прикладное искусство занимает значительное место в художественной культуре народов Поволжья. Оно представляет собой яркое, самобытное явление нашей современности. В этом самобытном творчестве отразилось своеобразие двух субэтносов мордвы: мокши и эрзи. Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них исток и корень национальной культуры.
С давних пор мордовские мастера умело применяли технику скульптурной резьбы. Широко распространены были «пари» (сундучки округлой формы из части цельного ствола дерева), которые декоративно оформлялись.
Резьба по дереву широко применялась при украшении жилища, предметов домашней утвари, донцов прялок, посуды, сундуков для приданого. В резном орнаменте по дереву использовался треугольник как формообразующий элемент более сложных изображений.
В 70-е годы ХХ века этот вид искусства, почти утративший своё былое значение, возродился в новом качестве благодаря мастерам села Подлесная Тавла Кочкуровского района Мордовии. Здесь возник кружок, в котором дети занимались резьбой по дереву. Впоследствии на его основе была создана экспериментальная детская художественная школа, существующая до настоящего времени. 10 лет назад выпускники школы объединились в творческую организацию Союз тавлинских мастеров «Эрмезь».
Таким образом, в декоративно-прикладном искусстве Мордовии возникло новое явление - так называемая «Тавлинская резьба», для которой характерны брутальные, грубоватые, тяжеловесные формы, идущие от сказочно-былинных наивных представлений о народных силачах и богатырях.
Одним из ведущих тавлинских резчиков является член Союза художников России, председатель Союза тавлинских мастеров П.В. Рябов.
Народное искусство обработки дерева нашло яркое выражение в гениальных работах мордовского скульптора С. Д. Нефедова-Эрьзи (1876 — 1959 гг.). Сын потомственного бурлака-плотогона, Эрьзя уже в раннем детстве начал увлекаться обработкой древесного материала, который потом стал основным для его скульптур в течение всей его жизни. В искусных руках ваятеля причудливые формы, созданные природой, фантазией художника претворялись в реальные образы, необычные по силе замысла и художественной выразительности.
Весь свой большой талант С. Эрьзя отдал своему народу. Значительная часть его работ помещена в художественной галерее г.Саранска.
В прошлом на территории мордовского края повсеместно было распространено берестяное ремесло.
Берестяные изделия бытовали в каждой семье: дети делали свистульки, берестяными ленточками обтягивали глиняные горшки; мужчины мастерили туески и «ложкарницы». Почти забытое ныне, оно возродилось и поднялось на новую ступень развития благодаря творчеству заслуженного художника республики Мордовия А.И. Занкина.
Художественное образование, хороший вкус и чувство материала позволяют ему создавать произведения высокого достоинства, такие как туеса «Берестяное кружево», «Святой Георгий», «Парь».
Первыми керамическими изделиями были остродонные глиняные горшки.
Их делали для удобства помещения в простейший очаг меж трех камней. Потом появляются горшки с плоским дном. Они имели насеченный орнамент по венчику. На отдельных сосудах встречаются изображения животных, человеческих фигур, а также крестовидные знаки – символ соединения небесного и земного огня. Глина применялась и для детских игрушек. Среди наиболее успешных керамистов республики в наши дни можно выделить С.С. Борисову.
Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая была основным украшением традиционной одежды. Ею окаймляли рукава, ворот и подол, она располагалась продольными полосами по спине и спереди женских рубах и верхней холщовой одежды.
Женские головные уборы также часто покрывали сплошной вышивкой. В наши дни вышивкой с национальным мордовским орнаментом украшают не только традиционный костюм, но и бытовые предметы: занавески, скатерти, портьеры.
Национальный женский праздничный костюм является шедевром народного искусства. Именно он позволил мордовскому народу войти в золотой фонд мировой художественной культуры. У мордвы костюм насыщен цветом, включает много украшений из металла, бисера, бус, представляет собой красочный, звенящий ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с песенным фольклором.
До настоящего времени мордовский народный костюм является неиссякаемым источником вдохновения не только художников-прикладников, но и живописцев, графиков, дизайнеров и модельеров.
Узорное ткачество не получило у мордвы большого развития. Бранные узоры чаще встречаются на концах полотенец, подолах старинных мужских рубах и женских передниках; это узкие полосы геометрического орнамента, набранного красными хлопчатобумажными нитками.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством в нашей группе начинается с уголка национальной культуры.
Здесь дети знакомятся с предметами быта мордовского народа, мордовской матрешкой, куклами в мордовской одежде, а для родителей представлены тематические альбомы о Мордовии. Дети с увлечением играют как с деревянными матрёшками, так и с глиняными фигурками . Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетёные корзины, тавлинские игрушки и другие предметы народных умельцев.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие, на формирование патриотических чувств у ребёнка. Знакомя детей с культурным наследием родного края, мы учим не только любить и понимать прошлое, мы учим их беречь и хранить настоящее, и, конечно, думать о будущем.
Территории распространения видов народного творчества
Резьба по дереву: Ардатовский, Дубенский, Инсарский, Зубово-Полянский, Ичалковский, Большеберезниковский, Рузаевский, Темниковский, Кочкуровский, Кадошкинский, Краснослободский, Старошайговский, Атяшевский, Большеигнатовский, Торбеевский, Ромодановский, Чамзинский районы, г.Саранск.
Глиняная игрушка: Атяшевский район, г.Саранск.
Изготовление мордовских кукол: Ичалковский,Ковылкинский, Торбеевский, Ромодановский, Рузаевский, Темниковский, Краснослободский районы, г.Саранск.
Ткачество: Ардатовский, Дубенский районы. г.Саранск.
Плетение из лыка: Ардатовский, Темниковский районы, г.Саранск.
Бисероплетение: Ардатовский, Дубенский, Торбеевский, Инсарский, Ковылкинский, Чамзинский, Зубово-Полянский, Старошайговский, Ромодановский, Краснослободский, Большеберезниковский, Темниковский, Рузаевксий районы, г.Саранск.
Шитье мордовского национального костюма: Теньгушевский, Старошайговский, Ардатовский, Ковылкинский районы, г.Саранск.
Плетение кружев на коклюшках: г.Темников.
Бондарный промысел: Темниковский, Ардатовский районы, г.Саранск.
Лозоплетение: Ардатовский, Большеберезниковский, Инсарский, Ичалковский, Дубенский, Краснослободский, Рузаевский, Кочкуровский, Чамзинский, Темниковский, Лямбирский, Торбеевский районы, г.Саранск.
Изготовление керамической посуды: Ардатовский, Кочкуровский, Рузаевский, Темниковский, Ичалковский, Ковылкинский районы, г.Саранск.
Изготовление матрешек: Большеберезниковский, Краснослободский, Теньгушевский, Чамзинский районы, г.Саранск.
Вышивка золотой нитью: Зубово-Полянский район (с.Покров-Селище, Свято-Варсонофиевский женский монастырь).
Роспись по дереву: Ичалковский, Ардатовский, Торбеевский, Большеберезниковский, Ельниковский, Кадошкинский, Краснослободский, Темниковский районы, г.Саранск.
Вышивка: Ромодановский, Зубово-Полянский, Дубенский, Старошайговский, Темниковский, Теньгушевский, Торбеевский районы, г.Саранск.
Валяние валенок: Ардатовский, Зубово-Полянский, Инсарский районы, г.Саранск.
Кузнечное дело: Ковылкинский район.
Центры национальной культуры:
Музей деревянной игрушки и скульптуры – Кочкуровский район, с.Подлесная Тавла
Музей валенка – Ардатовский район, с.Урусово.
Центр национальной культуры – Старо-Шайговский район, с.Старая Теризморга.
Творчество и ремёсла Мордовии
Народное творчество мордовского народа многообразно. Это ювелирное искусство, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, художественная обработка дерева, а также устное поэтическое, музыкальное, танцевальное искусство.
С ювелирным искусством мордвы нам помогают познакомиться археологи. При раскопках они находят всевозможные украшения, выполненные из меди, серебра, золота и их сплавов. Мастера в совершенстве владели приемами обработки металлов. В мордовском костюме много красного цвета. Это цвет радости и жизнелюбия. Старинная мордовская вышивка украшала в основном праздничную женскую одежду, придавая ей неповторимый колорит. Особенно красиво вышивалась женская одежда, состоявшая из набора рубах.
Декоративная резьба по дереву – еще один традиционный вид художественного творчества мордвы. Занимались им в основном мужчины. Орнаменты наносились на фронтоны изб, свадебные сундуки, ткацкие станки, прялки.
В музыкальном творчестве мордовского народа нашли отражение как коллективные, так и индивидуальные традиции. Первые больше проявлялись в исполнении необрядовых песен – эпических, лирических, хороводовых; вторые – в свадебных, погребальных, поминальных плачах, колыбельных песнях. Мордовский народ создал поразительное по красоте и стройности искусство многоголосого хорового пения. Оно признано уникальным не только среди финно-угров, но и вообще в мировой музыкальной культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративно-прикладное искусство татарского, русского и мордовского народов в формировании патриотических чувств дошкольников
Отчет по проектной деятельности...
Декоративно-прикладное искусство татарского, русского и мордовского народов в формировании патриотических чувств дошкольников
Отчет по проектной деятельности...
Приобщение к искусству мордовского народа
Презентация...
Декоративно-прикладное искусство народов Сибири на примере народов самодийской группы
Содержание Введение…………………………………………………………………………………..........................................................31. Исторические сведения о самодийской группе народов Сибири……...
Педагогический проект "Формирование личности дошкольника через декоративно-прикладное искусство мордовского народа"
Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. ...
Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство мордовского народа».
Консультация для родителей "Декоративно - прикладное исскуство мордовского народа"...
«Декоративно-прикладное искусство татарского, русского и мордовского народов в формировании патриотических чувств дошкольников»
laquo;Декоративно-прикладное искусство татарского, русского и мордовского народов в формировании патриотических чувств дошкольников» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторг...