Программа по краеведению 5-6 лет
методическая разработка (старшая группа) на тему

Залукаева Татьяна Викторовна

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.  В своей группе я реализую проект по краеведению «Родная тропинка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по краеведению

Возраст с 5 до 6 лет

   Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.  В своей группе я реализую проект по краеведению «Родная тропинка».

Природно-климатическое направление проекта включает в себя знакомство с особенностями животного и растительного мира Тамбовской области, и реализуется в течение года в качестве ООД «Краеведение». Это направление является базовым для раскрытия перед ребенком особенностей культуры и быта нашего региона.

Культурно-историческое направление включает в себя знакомство с историей рождения и развития нашего города и области. Особенности культуры и быта народов, населяющих современную территорию тамбовской области. Так же мы поговорим о роли Тамбовчан в Великой Отечественной войне. Отыщем и исследуем исторический «след» в названиях улиц Тамбова. Познакомимся с памятниками и историческими местами города, с музеями и экспозициями, связанными, так же с культурой и историей нашего города.

Знакомству с тамбовскими художниками поможет создание картинной галереи «Художники Тамбовского края», где  планируется проведение ООД «Краеведение»

Чтобы обеспечить целостное восприятие детьми изучаемого материала,  объем знаний распределен по темам. Последовательность знакомства детей с определенными темами отражена в перспективном плане.

Краеведческий проект рассчитан на изучение детьми  с 4 до 7 лет в рамках организации организованной образовательной, совместной и самостоятельной деятельности дошкольников 

месяц

неделя

Дата

Тема

Цели и задачи

Литература

                                                 Сентябрь

1

Карта Тамбовской области с нанесением родного города.

Познакомить с географическим положением Тамбовской области на карте России, познакомить с картой Тамбовской области с расположением города Тамбова. Воспитывать любовь к малой родине. Активизировать словарный запас детей.

https://craytambov.wordpress.com/ сайт «Край ты мой, земля Тамбовская»

Карта Тамбовской области

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.212

2

Лес — это богатство

Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев лесов Тамбовской области.

Упражнять в различении деревьев по внешним признакам.

Воспитывать любовь к природе, заботливое и внимательное отношение

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.375

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.  Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С.42

Справочно-информационное пособие «В царстве растений» (эл. вариант)

3

Луг

Познакомить с травами и цветами Тамбовской области. Воспитывать любовь к природе, заботливое и внимательное отношение

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.365

Справочно-информационное пособие «В царстве растений» (эл. вариант)

4

Растения из Красной книги Тамбовского края

Познакомить с Красной книгой Тамбовской области, растениями, которых нужно охранять. Воспитывать бережное отношение к природе.

Презентация

Справочно-информационное пособие «В царстве растений» (эл. вариант)

                                                                     Октябрь

5

Растения нашего двора

Закреплять знания о растениях, их красоте и пользе; представление о сезонных изменениях в природе, их влиянии на жизнь растений.

Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений.

Учить беречь природу. Организовать наблюдение за посадкой и обрезкой деревьев и кустарников.

Приучать следить за погодой; связывать наблюдения с личным опытом; вести дневник наблюдений

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.91

6

Животный мир нашего края

Продолжать знакомить с дикими животными родного края, их повадками и условиями жизни.

Рассказать об охране природы, помощи человека диким животным. Приучать связывать наблюдения с личным опытом; вести дневник наблюдений

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.161

7

Перелетные птицы Тамбовского края.

Закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека. Подвести к пониманию следующего: произошли изменения в поведении пернатых по сравнению с летним временем; одни птицы будут зимовать рядом с жилищем человека, а другие улетят в теплые края..

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.  Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С.51

8

Зимующие птицы Тамбовского края.

Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширять знания о том, как птицы готовятся к зиме

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.  Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С.49-51

                                                       ноябрь

9

Животные из Красной книги Тамбовского края.

Познакомить с животными, которые включены в Красную книгу Тамбовской области. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

Презентация

10

Как звери к зиме готовятся

Расширять представления о диких животных. Рассказать: почему звери линяют; почему некоторые из них мигрируют в более удобные места; как люди помогают животным. Расширять знания о том, как звери готовятся к зиме.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.143

11

Путешествие в царство животных.

Закрепить знания детей о животном мире Тамбовского края. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к животным

12

Волшебница-вода.

Закрепить знания детей о значении воды в нашей жизни и жизни растений и животных. Показать где и в каком виде существует вода в окружающей среде. Закрепить знания о превращениях воды: роса, дождь, снег. Воспитывать бережное отношение к воде.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.169

13

Водоемы Тамбовской области. Чтение рассказа Н.А. Рыжовой «История одного пруда»

Закрепить знания детей о воде, как природном богатстве. Познакомить с местами обитания воды, на примере пруда. Познакомить с некоторыми водоемами Тамбовской области. Воспитывать бережное отношение к природе.

https://craytambov.wordpress.com/

сайт «Край ты мой, Земля Тамбовская»        

Н.А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники - М., Линка -Пресс, 2002.С. 49

декабрь

14

Куда бежит река Цна?

Познакомить с реками, протекающими на территории города Тамбова.

Попова Т.И. Сказы о Земле Тамбовской – Тамбов: Издательский дом ТГУим. Г.Р. Державина, 2010. С.26

15

Растительный мир реки Цна.

Познакомить с растениями, обитающими в реке Цна, с произведениями художественной литературы, описывающими эти растения. Закрепить знания детей о водоемах Тамбовской области.

https://craytambov.wordpress.com/

сайт «Край ты мой, Земля Тамбовская»        

16

Кто живет в реке Цна?

Расширять представления о рыбах, земноводных, животных, обитающих на территории реки. Закрепить знания детей о растениях реки. Воспитывать бережное отношение к обитателям реки.

https://craytambov.wordpress.com/

сайт «Край ты мой, Земля Тамбовская»        

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.186, 276

17

Охрана Реки. Чтение рассказа Н.А. Рыжовой «Жила-была река»

Закрепить знания об обитателях рек. Познакомить с правилами поведения на берегу реки.

1.https://craytambov.wordpress.com/

сайт «Край ты мой, Земля Тамбовская»      

  2. Н.А. Рыжова Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники - М., Линка - Пресс, 2002. С. 26.

                          январь

18

Зима в нашем крае.

Учить наблюдать за природой по народным приметам.

Уточнить и закрепить знания о январе и зиме в целом как о сезоне, неблагоприятном для растительного и животного мира.  

Приучать следить за погодой; связывать наблюдения с личным опытом; вести дневник наблюдений.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.  Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С.57

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.153, 204. 227

19

Животные зимой.

Расширять представления о диких и домашних животных. Рассказать об охране природы, помощи человека животным.

20

Зима в произведениях художников, писателей тамбовского края.

Учить видеть и описывать красоту зимнего пейзажа. Продолжать приобщать к народной культуре. Воспитывать любовь к родной природе.

Февраль

21

Население тамбовского края

Формировать у детей представление о расселении населения по территории области. Дать понятие «город», «село», «деревня». Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне. Формировать интерес к своей малой родине.

22

Занятия предков

Познакомить с предметами старинного быта, с национальной одеждой, с традиционными праздниками. Формировать понимание слова «предки».

23

Защитники Земли Тамбовской.

 Расширить представление о Российской армии. Закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск. Рассказать о людях, прославивших наш край в годы войны, о том, как люди чтят их память

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.245

24

Моя родословная

Закрепить знание имен и отчеств родителей.

Учить называть имена и отчества дедушек и бабушек. Воспитывать интерес к своей родословной. Формировать представление о семейных традициях, родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра)

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.77

               Март  

25

О мамах родных и очень важных

Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. В о с п и т ы в а т ь чувство любви, уважения и заботы о женщинах. Расширять представления о профессиях.

Учить называть место работы родителей

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.261, 272

26

Мой детский сад

Продолжать знакомить с детским садом. Дать понятие названию Показать общественное значение детского сада.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.191,

27

Символы Тамбова

Познакомить с флагом, гербом и гимном города Тамбова. Закрепить знания о городе Тамбове - областном центре. Воспитывать любовь к своему краю.

28

Весна в нашем крае.

Учить называть характерные признаки весны; устанавливать связь между изменениями температуры воздуха и состояния воды; замечать красоту пробуждающейся природы.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.265, 314

                                          апрель

29

Эти удивительные насекомые

Формировать элементарные представления о насекомых.

Учить сравнивать насекомых по способу их передвижения.

Дать сведения о необходимости борьбы с мухами в помещении;

- представления об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.309

30

Почва нашего края

 Познакомить с определением «почва», из чего она состоит, значение и необходимость бережного отношения к плодородному слою земли.

РыжоваН.А. Почва - живая земля. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.

31

Подземные богатства земли

 Расширять знания о природе Тамбовского края. Познакомить с полезными ископаемыми (уголь, нефть, газ). Дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (вода, энергия, газ). Формировать экологически грамотное поведение в быту и природе

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с328

32

Экспериментирование с песком и глиной.

Закрепить свойства песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. формировать умение исследовать свойства при родных материалов. развивать познавательный интерес.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.  Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С.74

                                        май

33

Цветущая весна

Приучать следить за погодой. Связывать наблюдения с личным опытом, вести дневник наблюдений.

Продолжать изучать сезонные изменения в природе, происходящие весной. Закреплять знания о плодовых деревьях сада. Воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.355

34

«Зеленые ладошки земли» Десант чистоты и порядка в детском саду

Формировать бережное отношение у детей к природе родного края.

Развивать умение замечать изменения в живой природе.

Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.

Формировать умение работать в коллективе.

35

Викторина «Конкурс знатоков родного города».

Закрепить знания детей о растительном и животном мире, водоемах, полезных ископаемых, населении Тамбовского края. Воспитывать любовь к родному краю.

36

Лето красное пришло

Систематизировать представления о временах года. Расширять представления о ягодах, которые растут в саду и лесу. Учить различать лесные и садовые ягоды.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа» с.286,386


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Дошкольникам о родном городе Ивантеевка"

Краеведение —  предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географических компонентов. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В...

краеведческая азбука. Программа по краеведению для ДОУ

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям р...

фрагмент рабочей программы по краеведению

методическая разработка написания рабочей программы педагога детского сада на неделю...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье автор приводит вниманию читателей практический пример из опыта работы детского сада над реализацией программы по краеведению через проектную деятельность как наиболее эффективную современную ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «МОЯ РОДИНА – ЮГРА» В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотиче...

Программа по краеведению Воронежский край, г. Борисоглебск

КРАЕВЕДЕНИЕ -  одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает  у детей сознательную любовь к  родному краю, как части  великой Родины - России....

Программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста "Расти счастливым в Городецком крае".

Содержание программы направлено на формирование у ребёнка старшего дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию Городецкого края. Краеведческая ...