Презентация "Мордовский фольклор"
презентация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фольклор издавна считался народным богатством. Через фольклор у детей обогащается словарный запас и развивается память. Фольклор - одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций. Мордовский фольклор богат и разнообразен. Он представлен закличками, потешками, прибаутками, загадками, поговорками, сказками, легендами, колыбельными песнями.
Закличка - стихотворное обращение к явлением природы.(солнцу, дождю, ветру). Можно разучить с детьми на прогулке . Чика листь, листь Солнышко выйди, выгляни Оев каша пенч максан! Каши масленой ложку дам! Чика лсть , листь, Солнышко выйди, выгляни Якстере атякш теть Красного петушка тебе дам! максан! Пиземе валт, валт, валт. Дождик лей, лей, лей Максан тонеть алт, алт. Дам тебе яиц…
Мордовские потешки создавались на потеху детям. Знакомство с ними расширяет кругозор детей, обогащает чувства и речь. - Сорока, сорока, - Сорока, сорока, Сорока, акша бока . Сорока белобока. Азк мезе, вешендят , Скажи, что ищешь? Мезень колга чикордат ? И о чем трещишь? Мезе юмафтоть ? Что потеряла? Мезе прафтоть? Что упало? Что ты уронила? - Пяштенянень прафтонь , -Орешки уронила Марнек юмафтонь . И всех их потеряла.
- Разучиваем мордовские прибаутки. Давай, ялгай, мирятано , Давай, дружок, помиримся Севонь пире пирятано ,- Из глины изгородь построим, - Сезень репст видтяно . Там репу вкусную посадим. Кие моли саламо . Кто придет воровать, Сень превензе аламо Того можно поругать -А сезяка, сезяка , -А х,сорока, ты сорока , Тонавтомак ливтямо . Научи меня летать Аволь верьга, авль алга , Не высоко, не далеко , Сыре патянь вальмалга Чтоб дом тети увидать
Поддёвки-дразнилки это остроумные стишки, используемые детьми для того, чтобы подразнить кого-либо из своих сверстников Яшка-каталашка Яшка-каталашка Пиже фуражка Зелёная фуражка Кудряв баран , Кудрявый баран. Те чурькат салан, Лук сорву, Сал ведь ян Окрошку сделаю А андтан. Не накормлю.
Эни-бени Этеке, петэке Рики-факи Чукэте,ме, Турба-урба Обель, фобель, Синтибряки Дремене. Дева,дева, Экс,пекс. Космодева,бац. Считалки -самый распространённый и любимый вид игровых зачинов у мордовских детей. Читается чётко, дотрагиваясь до каждого игрока.
В пословицах возносятся любовь к Родине, трудолюбию, храбрость и другие положительные свойства человеческого характера. Они имеют большое значение для нравственного воспитания детей. В родном краю жить как в раю. Золотые руки-золотые дела. Доброе сердце к сердцу льнет. Много хорошего сделаешь - много друзей приобретёшь. Материнское слово - святое слово. Учи детей, пока малы - хороши будут взрослыми. Козонь путык, тосто лутык. Козонь каик, тосто саик.
Мордовские загадки знакомят детей с природными явлениями, зверями и птицами, с окружающим миром. Загадки способствуют развитию памяти, образного мышления. * Летом я от него прячусь, *Красивую дугу в дождливые Зимой я его ищу. (Солнце) дни запрягаю. (Радуга). *Без рук, без топора, *Иголки с собой носит, а шить А себе дом строит. (Птица) не умеет. (Ёж)
Поэтические образы мордовских колыбельных песенок доступны всем детям. В них поется о птицах, о предметах домашнего обихода. Мама, напевая колыбельную песенку , передает свой опыт, знания о мире, учит обычаям мордовского народа. Дети, слушая колыбельные песни, быстрее развиваются и лучше адаптируются в жизни. Баю-баю, иднязе, Баю, баю, ребенок мой, Ляень сетьме веднязе, Тихая вода речная, Удок, касат оцюста, Спи и вырастишь большой, Тума лаца тазаста . Словно дуб, и бед не зная
Сказки – наиболее любимый вид фольклора. Мордовские сказки знакомят детей с историческим прошлым мордовского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к людям. ЛИСА И ЖУРАВЛЬ Поспорили лиса и журавль, кто из них хитрее. Лиса похвасталась, что семьдесят семь хитростей знает. -А я только одну,- говорит журавль.- Зато моя хитрость главнее. -Как бы не так ! – не поверила лиса. Пока они спорили, окружили их охотники с собаками. Лиса туда- сюда заметалась- спрятаться негде. А журавль убегать не стал, лег на землю и притворился мертвым. Собаки на него внимание не обратили , за лисой погнались. Журавль решил помочь лисе. Поднялся в воздух, полетел и сел на землю прямо перед собаками. Бежит, крыльями хлопает, будто хочет взлететь, да не может. Собаки за ним погнались, а лису из виду потеряли. Журавль оттолкнулся длинными ногами, поднялся и полетел к себе домой. Так журавль от смерти лису спас. Лиса после всем рассказывала, что хитрее журавля никого нет.
Колядки . Поются перед Рождеством . А каляда, каляда, Ой, коляда, коляда, Течи чизэ каляда ! Сегодня день коляды Каляда, каляда Коляда, коляда, Ванды чизэ Роштува ! Завтра день Рождества Каляда, каляда Коляда, коляда, Ламо прякат валядо ! Испеките пироги Коли максат пряка , Если дашь пирожок, Чачтат цера тяка ! Родится у тебя сынок
Желаем Вам успехов в воспитании детей в культурных традициях мордовского народа! Книжку-малышку подготовили воспитатели: Юткина Г.В., высшая кв. категория, Черкасова О.Н., высшая кв. категория, МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» Саранск 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...
Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.
Материал представляет собой сборник текстов художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....
Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ
Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...
Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.
Познакомить родителей с с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....
Статья "История формирования истоков Сибирского фольклора и особенности освоения детей традиционного песенного фольклора".
Статья об особенностях сибирского фольклора...
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...