Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к народной культуре и традициям».
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к народной культуре и традициям».
(Программа «Мой родной дом»)
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности. Основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский отмечал, что для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности.
Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в более старшем возрасте – мир родного края и, наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине. Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной российской природы, быта, традиций, обрядов, нравов людей, среди которых живет. К. Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной самобытности. На основе наследия К. Д. Ушинского отечественная педагогическая наука рассматривала народную педагогику как соединение эмпирических педагогических знаний с опытом народных масс. Она основывалась на традиционно сложившихся в народе воззрениях на цели и задачи воспитания детей. Народная педагогика использовала для достижения своих целей:
• фольклор (предания, загадки, пословицы, поговорки, сказания, былины, сказки и т. п.);
• народную музыку (бытовые, колыбельные и обрядовые песни); • народный театр (Петрушка, скоморохи и т. п.);
• изобразительное прикладное искусство (лубок, различные виды росписи и т. д.);
• быт и межличностные отношения в семье.
Таким образом, еще в 60–70 гг. ХIX века народное творчество легло в основу русской педагогической системы, в том числе и дошкольного воспитания, и произошло соединение народной и теоретической педагогики. Современная дошкольная педагогика широко использует все богатство накопленного опыта. Раскрывая преемственность современного воспитания и традиций народной педагогики, видный исследователь этнопедагогики Г. Н. Волков выделил четыре уровня качества овладения педагогами основами народной педагогики.
Первый уровень – наиболее простой и близкий народной педагогике – интуитивно-эмпирический. Он часто присущ даровитым непрофессионалам, но воспитателям по призванию. Это, как правило, люди, глубоко впитавшие в детстве дух народных традиций, хорошо чувствующие его и действующие в своей практике последовательно, хотя и неосознанно. Для них характерна простота применяемых средств, действенность методов, житейская мудрость принимаемых педагогических решений.
Второй уровень – эмпирико-целевой. У педагогов, относящихся к этому уровню, просматривается четко поставленная воспитательная цель – приобщение к народному художественному творчеству, традициям общения и поведения. Но избранный ими путь не подвергается анализу, осуществляемая стратегия и тактика действий не осмысливаются.
Третий уровень – системно-эмпирический. Отдельный воспитатель либо педагогический коллектив выстраивает достаточно стройную, последовательную систему воспитательной работы с интуитивно-эмпирическим выходом на преемственную связь с прогрессивными традициями воспитания и обучения детей.
Четвертый уровень – системно-целевой. Это тот уровень, на котором у педагогов или коллектива целевая задача – возрождение национальной культуры, установление глубокой преемственной связи воспитательной работы с прогрессивными народными традициями – ставится и решается предельно осознанно, с опорой на этнографию, фольклористику, теорию культуры и т. д.
Г. Н. Волков указывает, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», а систематичность и целенаправленность в работе являются основными условиями эффективности воспитательного процесса. В настоящее время с помощью русской народной педагогики осуществляется обогащение содержания и методов воспитания дошкольников, поэтому знания традиций народной педагогики особенно важны для каждого педагога и родителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»
памяти нет традиций, без традиций нет культуры,без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,без духовности нет личности, без личности - нет народа как и...
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»...
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»
laquo;Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры,без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,без духовности нет личности, без личности - нет народа...
Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к народной культуре и традициям».
Консультация для воспитателей "Приобщение детей к народной культуре и традициям"...
Консультация для воспитателей "Приобщение детей к народной культуре и традициям"
В консультации говорится о значимости приобщения дошкольников к духовным ценностям, воспитания национального достоинства...