Конспект ООД на тему: "Мой край -Югра"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Данное занятие можно проводить при ознакомлении  дошкольников с родным краем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Конспект ООД

Тема: «Мой край-Югра»

Подготовила воспитатель:

Камина Оксана Владимировна

Излучинск, 2017

Тема: «Мой край Югра».  

Образовательная область: «Познание».                                                                            

Цель: Углубление и расширение знаний детей о родном крае.

Задачи:  

  1. Обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать общее представление о народах Севера.

2. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов. Развивать желание узнавать новое о том, месте, где они родились и живут.

3. Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Интегрируемые области: «Коммуникация», «Физическая культура», «Познание».

Предварительная работа: беседы о родном крае, экскурсия в межпоселенческую библиотеку; чтение хантыйских народных сказок, рассматривание предметов быта в краеведческом уголке, рассматривание иллюстраций, фотографий о жизни малочисленных народов севера, разучивание стихотворений, песен.

Методы и приемы:

- словесные;

- наглядные;

-игровые.

Оборудование: шапочки с изображением животных, книга, корзина, снежки из бумаги, карандаши, раскраски животных, палки гимнастические, тесьма, орнаменты, картонные круги, клей, ножницы, магнитофон, фонограмма, национальный костюм.

Ход занятия:

Дети входят в зал, здороваются.

Тетя Аннэ: Питавэла, ребята! Меня зовут тетушка Аннэ. Я хочу с вами познакомиться. Я предлагаю вам поиграть в интересную игру и узнаю, как же всех вас зовут. Игра называется: «Раз, два, три свое имя назови».

Дети называют свои имена. Садятся на стульчики.

Тетя Аннэ: А какой сегодня праздник празднуется во всем мире?

Ответы детей.

Тетя Аннэ: Ребята, 12 декабря во всем мире празднуют: «День малочисленных народов мира». Он посвящен тем народам, которых осталось на земле очень мало. Малочисленные- значит малое число. Ребята, а вы знаете, что наш край, в котором мы живем называют Югра, Югорский край. И сейчас Наташа расскажет вам замечательное стихотворение.

Наташа: Югорский край, как ты велик.

Гостеприимен, щедр, красив.

Кругом леса, болота и снега,

И это все моя, Югра!

Здесь я родилась, выросла, живу!

Район, как я тебя люблю!

Тетя Аннэ: Ребята, а как называется район, в котором мы живем?

Ответы детей: Нижневартовский.

Тетя Аннэ: А ребята сейчас для вас исполнят песню.

Исполнение детьми песни: «Олень».

Тетя Аннэ: Наш Нижневартовский район хранит в себе много таинств и загадок. Это богатая и прекрасная сокровищница земли русской. Ребята, а что вы знаете о нашем северном крае, я сейчас узнаю я буду задавать вам вопросы, а вы попробуйте на них ответить. Готовы?

Ответы детей: Да!

Тетя Аннэ: Как называется наш Округ?

Ответы детей: Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра.

Тетя Аннэ: Назовите столицу нашего Ханты- Мансийского автономного округа?

Ответы детей: Ханты-Мансийск.

Тетя Аннэ: Давайте с вами скажем, кто управляет нашим округом?

Ответы детей: Губернатор.

Тетя Аннэ: А как зовут губернатора нашего Ханты-Мансийского автономного округа?

Ответы детей.

Тетя Аннэ: Какие малочисленные народы севера здесь проживают?

Ответы детей: Ханты и манси.

Тетя Аннэ: Какими видами хозяйственной деятельности они занимаются?

Ответы детей: Ловят рыбу, охотятся.

Тетя Аннэ: Какие национальные блюда есть у народов ханты и манси?

Ответы детей: Уха, рыба.

Тетя Аннэ: Как называется на поселок?

Ответы детей.

Тетя Аннэ: А сейчас Светослав расскажет вам стихотворение мансийского поэта Ювана Шесталова «Ханты».

Светослав:  Всех людей мы называем ханты,

Ханты – русский, ненец и узбек.

Потому что слово — это «ханты» -

В переводе значит «человек».

Тетя Аннэ: Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы. Этому они учатся у природы. Они никогда не берут лишнего: рыбы ловят столько – сколько смогут съесть, ягод столько, сколько смогут унести. Передают из поколения в поколение свои навыки и традиции. Теперь мы с вами поиграем. Повторяйте, ребята,  движения вместе со мной.

Разминка «По лесу мы все шагаем».

По лесу мы все шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Ветка впереди пригнись-

Земле Югорской поклонись!

Тише, не шуми в лесу,

Напугаешь вдруг лису.

Кочка, кочка – бугорок

Или снежный здесь комок.

 Снег в ладошки набираем

И в снежки все поиграем.

Ой, замерзли ручки, ножки

Покраснели нос и щечки

Разогнались все – бежим

Ведь мы в гости все спешим.

Дети садятся на стульчики.

Тетя Аннэ: Тайга не может принадлежать человеку. Существует среди коренного населения Югры одна легенда.

Инсценировка детьми: «Легенда о медведе».

Тетя Аннэ: Жил на свете один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях – мало, грибов и ягод – мало, чум ему самый большой хотелось. Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит:

Карина: Отпусти меня, добрый человек, а я тебя, чем хочешь, одарю!

Тетя Аннэ: Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много.

Алексей: Хочу, чтобы рыба в озерах принадлежала лишь мне и все, что растет в лесу, и на охоте тоже мне. И вообще вся Тайга лишь мне одному принадлежала.

Тетя Аннэ: И как только он это сказал – обернулась Лисица в Хозяйку Леса по имени Унт И сказала ему:

Карина: Не бывать этому никогда! Ведь тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено.

Тетя Аннэ: Но желание Унт исполнила, превратила жадного Пима в Медведя. С тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.

Ребята, здесь я живу давно, здесь моя родина. И традиции своего народа свято храню.  Я знаю много легенд и сказок, и всегда мне помогает моя волшебная книга мудрости. Я бы с радостью поделись с нами частичкой своей мудрости, но потеряла где-то в тайге я книгу свою со сказками. Отыскать мы ее сможем если выполним задания.  Все задания хранятся в моей коробушке.

1 задание: Отгадай загадки.

Тетя Аннэ:  Вы знаете, ребята, что у народов ханты и манси есть загадки и они необычные. Попробуйте отгадать эти интересные загадки.

Дети отгадывают загадки.

2 задание: Изобрази животное.

Тетя Аннэ:  Как я уже сказала, что наш Югорский край очень богат. Здесь добывают не только газ и нефть, но и обитают лесные животные. И сейчас мы поиграем в игру: «Изобрази животное».  

Дети изображают животных.

3 задание: Перетяни палку.

Тетя Аннэ:  У народов ханты и манси есть праздники, которые они отмечают,  это «День оленевода», «Вороний праздник», «День обласа». И конечно на этих праздниках проходят и соревнования и сейчас мы с вами тоже посоревнуемся.

Дети перетягивают гимнастическую палку.

4 задание: «Дорисуй животное».

Тетя Аннэ: Есть среди народов ханты и манси свои мастера и мастерицы, художники и рукодельницы.  И сейчас мы попробуем тоже нарисовать небольшую картинку. У меня есть картинки-загадки.  Картину надо дорисовать, и вы узнаете какое животное здесь спряталось.

Дети садятся за столы и раскрашивают картинку.

Тетя Аннэ: Молодцы ребята. Вы сегодня ответили на все мои вопросы и выполнили все мои задания.

Выходят дети в масках животных. Выносят книгу.

Зверушки: Здравствуй, тетушка Аннэ!

Тетя Аннэ: Здравствуйте, зверушки!

Зверушки: Тетушка Аннэ, мы в лесу нашли книгу. Она случайно не вам принадлежит?

Тетя Аннэ: Спасибо, мои лесные зверушки. Вы нашли мою книгу мудрости. Теперь смогу читать легенды и сказки детям. А то мы с ребятами уже собирались отправится в лес что бы найти ее.

Зверушки: До свидания, иммулом, тетушка Аннэ!

Тетя Аннэ: Иммулом, Зверушки!

Дети уходят.

Тетя Аннэ: А теперь на память о нашей встрече я приглашаю вас в свою мастерскую и сделаем оберег.

Дети садятся за столы и делают поделку.

Тетя Аннэ: Спасибо, ребята. Вы смастерили очень красивые обереги. Теперь нам пора прощаться. Мне пора возвращается на стойбище. До новых встреч.

Дети уходят, забирают сувениры с собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы на тему: «Тульский край накануне и в период Великой Отечественной войны».

Конспект беседы о события развивающихся во время ВОВ в Тульской области....

Конспект занятия на тему: «Дикие животные Югры»

Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные», умения дифференцировать дикие и домашние животные. Уточнение и...

Интеллектуальная викторина для родителей «Что, где, когда?» Тема: «Наш край ЮГРА»

Совершенствование работы по нравственно-патриотическому просвещению родителей в едином непрерывном пространстве «Детский сад-семья»....

Интеллектуальная викторина для родителей «Что, где, когда?» Тема: «Наш край ЮГРА»

Совершенствование работы по нравственно-патриотическому просвещению родителей в едином непрерывном пространстве «Детский сад-семья»....

Интеллектуальная викторина для родителей «Что, где, когда?» Тема: «Наш край ЮГРА»

Интеллектуальная викторина для родителей «Что, где, когда?»Тема: «Наш край ЮГРА»Цель:Совершенствование работы по нравственно-патриотическому просвещению родителей в едином непр...

Конспект НОД для детей средней группы по познавательному развитию Тема: «Наш край - Югра»

Цель: Побуждение у детей интереса и любви к родному краю.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с природой родного края, коренном населении Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра;Познако...

Интеллектуальная викторина для родителей «Что, где, когда?» Тема: «Наш край ЮГРА»

Совершенствование работы по нравственно-патриотическому просвещению родителей в едином непрерывном пространстве «Детский сад-семья»....