Конспект ООД "Путешествие по Республике Башкортостан"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Конспект ООД для подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_po_rb.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе на тему:
«Путешествие по Башкортостану».
Образовательная область «Познавательное развитие».
Программное содержание: Обогащать знание детей посредствам их ознакомления с водными ресурсами родного края. Закрепить знания детей о горном ландшафте и богатстве лесов нашей республики. Формировать патриотические чувства и чувства гражданственности через привитие любви к родному краю, бережному отношению к природе.
Материал и оборудование: макет плана-маршрута, макет (гора, река, домики), кукла Айгуль, карта РБ (нарисованная), карты РБ (детские), картинки деревьев, картинки птиц, елка искусственная, баночки по 2 шт. на стол (с водой, с мелом), карандаши цветные, стаканчики, диск с башкирской музыкой, ноутбук.
Предварительная работа: знакомство с горным ландшафтом РБ; знакомство с деревьями, животными, птицами РБ; знакомство с картой РБ; работа по индивидуальным картам; знакомство с легендой « О происхождении Уральских гор».
Ход занятия:
(Звучит башкирская музыка.)
Воспитатель читает стихотворение М. Карима «О березовом листочке».
О березовом листочке.
Взгляни на глобус.
Вот он - шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной
Всего лишь на всего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же – великая Россия-
Так зелена, так высока!
Веками тот листок
Сорвать с березы
Пытались и огонь,
И ливни, и морозы,
Заморские далекие ветра,
И заморозки с самого утра.
Но зеленел листок
Среди ветвей, питался соком
Матери своей
Но, бури и ветра
Преодолев,
Крепчает листьев
Радостный напев.
Воспитатель: О чем это стихотворение? А как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: Мы будем говорить о Башкортостане.
Воспитатель: Что вы знаете о нашей республике?
Дети: Мы знаем про леса, горы, наш город.
Воспитатель: Мы сегодня с вами станем исследователями и отправимся в путешествие, чтобы продолжить наше знакомство с нашей республикой. Нам еще многое предстоит узнать. Ребята, а сейчас подойдите все к столу (дети встают вокруг стола).
Воспитатель: Перед нами находится план – маршрута нашего путешествия. Мы будем продвигаться, делая остановки. А кукла Айгуль будет показывать нам путь.
( Перед детьми на стене макет маршрута, и кукла Айгуль. На доске висит карта РБ – нарисованная).
Воспитатель: Итак, отправляемся в путь. Айгуль подошла к лесу, зеленым золотом называют наши леса. Покажите на карте, где находятся леса. (Ребенок показывает.)
Воспитатель: Какими деревьями богат наш Башкортостан? Надо показать на карте и назвать их. (За другим столом лежат картинки деревьев, дети выбирают и называют).
Воспитатель: Ребята, какие животные обитают в наших лесах?
Дети: Волк, лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось, кабан.
Воспитатель: Каких птиц можно увидеть в Башкортостане? Покажите на картинке и назовите. Подойдите к елочке, где находятся птицы. (Ответы детей.)
Воспитатель: Дети, скажите, что дает человеку лес? (Ответы детей.)
Воспитатель: Что дома сделано из дерева? (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все правильно. Фабрики выпускают для нас мебель. Деревоперерабатывающие заводы готовят бумагу и отправляют в типографию. А может ли человек обойтись без леса? Почему? (Ответы детей.)
Дети: Человек не может обойтись без леса. Мы дышим воздухом, который дает нам лес.
Воспитатель: Чем богаты леса?
Дети: В лесу растут ягоды, грибы, лекарственные травы, живут животные, птицы.
Воспитатель: Дети, а мы должны беречь леса? Как человек должен заботиться о лесе, вести себя в лесу?
Дети: Надо сажать больше деревьев. Нельзя шуметь в лесу, ломать ветки, рвать цветы, грибы, кидать мусор, разорять гнезда, муравейники.
Воспитатель: Ребята, вы очень внимательные к природе, исследователи. И понимаете, что лес надо беречь, а также бережно относится к книгам, мебели.
А теперь пройдем к столу и сядем. (Дети садятся).
Воспитатель: Отправляемся дальше. Айгуль привела нас к горе. (Воспитатель передвигает куклу).
Воспитатель: Неповторима красота природы Башкортостана. Здесь есть и густой таежный лес, и степи, и высокие горы. Какие горы знаете вы? Кто может показать их на карте. (Ребенок показывает, дети называют.)
Дети: Уральские горы, Ямантау, Янгантау, Иремель.
Воспитатель: Кто может вспомнить и рассказать легенду об Уральских горах?
Ребенок коротко рассказывает легенду «Как возникла Луна и Уральские горы».
« Давным-давно на небе было два солнца. И эти два солнца беспрерывно и неустанно озаряли лик земли. И сильно страдали от этого люди. Не в силах спать от постоянного света. И сказал тогда один бай: «Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, кроме дочери дам еще богатства». Весть эту разослали повсюду, куда письмо дойдет и лошадь доскачет.
После этого стали собираться мелкие стрелки – мэргэны. Многие пытались стрелять в небеса, но не могли нанести солнцам никого ущерба. И каждого неудачливого стрелка бай отправлял обратно домой со словами: «Кому нужна такая ваша меткость?» Одним из последних приехал батыр по имени Урал, чтобы свою сноровку попробовать. Взял он свой лук, натянул тетиву- все вокруг так и зазвенело, и загудело. Стрела попала прямо в одно из солнц, пробило его насквозь, развалив его на две части и полетело дальше. «Ай! Ай!» - только и крикнул весь народ. Одна половинка солнца осталось висеть на небе, другая упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Расколовшись надвое, солнце потеряло свой блеск. После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудиться. Ввиду того, что люди на земле при разделе солнца стали кричать «Ай», одну часть расколотого солнца стали называть «Ай». Гору, которая образовалась из второй половины, в честь Урала батыра стали называть Уральскими.
Воспитатель: Чем богаты горы Башкортостана? Какими полезными ископаемыми?
Дети: Наши горы богаты нефтью, рудой, глиной, каменным углем, гранитом, мелом.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Богаты и щедры наши горы. И вы как исследователи очень старались, показали свои знания.
Артур, прочти стихотворения Салавата Юлаева « Ай, Урал, ты мой Урал»
Ай, Урал, ты мой Урал,
Великан седой – Урал!
Головой под облака
Поднялся ты мой Урал!
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.
Вмести с полною рукой
Серебром одет Урал,
Вмести с утренней росой
Золотом блестит Урал.
По бокам твоим, Урал
Встали темные леса,
А у ног твоих Урал,
Степь - зеленая краса.
Воспитатель: Молодец, Артур. Ребята вы обратили внимание, с какой любовью к родному краю он прочитал стихотворение. Отдохнем немного. Выходите из-за столов. Превратимся в деревья. А Софья будет водящей. Все вместе:
Ветки качаются раз, ветки качаются два,
Ветки качаются три, а ну-ка, деревья, замри!
(Дети принимают неподвижную позу, чтобы можно было узнать, что это за дерево. Руки высоко тянутся, ноги вместе – это тополь; руки изогнуты в локтях, опущены вниз, голова опущена – это ива; руки широко расставлены и направлены в верх, ноги расставлены – это дуб и т.п.). Водящий выбирает ребенка, который удачнее всех изобразил то или иное дерево и угадывает, какое это дерево.)
Воспитатель: Отдохнули, превращаемся обратно в детей. Садимся на места.
Айгуль идет дальше. Куда же она пришла?
Дети: Это река.
Воспитатель: А вы знаете, что-нибудь про реки?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а хотелось бы узнать?
Дети: Да.
Воспитатель: Послушайте отрывок из рассказа Гузель Галиевой о самой большой реке Башкортостана. Подойдите к макету. (Воспитатель рассказывает и показывает на макете).
Воспитатель: Как называется самая большая река Башкортостана?
Дети: Белая.
Воспитатель: Почему ее назвали Белая? В переводе с башкирского языка река Белая переводится Агидель. «Ак» – это белая, «идель» – это река. Давайте с помощью опыта определим, как образовалась Агидель. Представьте себе, что в стакане обыкновенная речная вода. А в другом стакане - мел. Налейте воду в стакан с мелом (дети выполняют). Какая вода получилась?
Дети: Белая.
Воспитатель: Вот так берет свое начало река Белая. Родники из под земли проходят через меловые залежи, и выходит на поверхность белого цвета. Так как называется река Белая?
Дети: Агидель
Воспитатель: Почему ее так назвали Белая?
Дети: Потому, что в земле находится мел. Он предает белый цвет.
Воспитатель: К этой реке присоединяется много речушек и ручейков. Потому про нее говорят, что она полноводная. (Индивидуальный опрос детей).
Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, узнали о самой большой полноводной и главной реке Башкортостана – Агидель. Но мы исследователи, и все новые знания заносим на карту нашей республики. Как вы думаете, чем мы можем дополнить наши карты?
Дети: Отметить реку.
Воспитатель: Конечно. Ребята, вы знаете, где берет начало река Агидель? Агидель берет начало на горе Иремель.
Воспитатель: Кто сможет показать это на карте? (ребенок показывает на большой карте).
Воспитатель: Агидель берет начало с горы Иремель, спускается в лесную зону. Становится шире, как вы думаете почему?
Дети: Потому что присоединились еще ручейки.
Воспитатель: Она протекает почти через весь Башкортостан и выходит за ее пределы. Вот почему ее назвали самой большой. В Башкортостане еще много рек, с которыми мы познакомимся позже (воспитатель показывает и объясняет).
Воспитатель: Дорогие исследователи приступайте к работе над своими картами. (Дети работают самостоятельно).
Воспитатель: Дети, где мы сегодня останавливались? О чем говорили?
Дети: Мы говорили про леса, горы, реку.
Воспитатель: А с чем вы сегодня познакомились?
Дети: Мы сегодня познакомились с самой большой рекой Башкортостана.
Воспитатель: Ребята, а с чем бы вам еще хотелось еще познакомиться?
(ответы детей)
Воспитатель: Башкортостан – это наша Родина. И мы должны беречь и любить свой край. И об этом Александра прочитает стихотворение.
Башкортостан.
З. Кульбеков
Башкортостан – чудесная земля!
Кругом сады, зеленые поля.
На зорьке тихо, солнце ясное
Как белый лебедь, Агидель плывет.
Башкортостан родная сторона,
Солнцем и добром она полна.
Клокочет кровь земли в твоей груди,
Летят составы нефти и руды.
Стоит скалой моя республика всегда
На страже мира, счастья и труда!
Башкортостан – родная сторона,
Солнцем и добром она полна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект мероприятия для подготовительной группы ко дню Республики Башкортостан "Цвети, Республика моя!"
конспект открытого мероприятия для подготовительной группы...
Утренник ко Дню республики Башкортостан «Мой родной Башкортостан» в старшей разновозрастной группе 2016 год.
знакомить детей с символикой республики Башкортостан и России, познакомить с музыкальным инструментом курай. Изучение башкирских национальных игр....
Тематическое спортивное развлечение, посвящённое Дню независимости Республики Башкортостан «МОЙ БАШКОРТОСТАН!» СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:ЗадачиОздоровительные: Способствовать:- формированию правильной осанки у детей во время ходьбы, бега, упражн. и игр;- укреплению мышц ног и свода стопы в ходе выполнения упражне...
Геральдика Республики Башкортостан. Гербы административных районов Республики Башкортостан
Краткое описание всех районов Республики Башкортостан + пазл-карта РБ Символика Республики БашкортостанФлаг Республики БашкортостанЦвета флага Башкирии размещаются в таком порядке: сверху находит...
Конспект ООД "Моя республика Башкортостан"
Ознакомление с социальным миром...
Конспект ко дню Республике Башкортостан
Цель: ознакомление обучающихся с особенностями культуры, быта, национальной одеждой башкирского народа.Задачи: Образовательные: Форитровать представления детей о своей республике, познакомить с особен...
Конкурсная работа на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях в Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Проект «Мини-музей дошкольной образовательной организации - Бабушкин сундучок»Участники: воспитатели, воспитанники дошкольных групп и их родители.Вид проекта: познавательныйТип проекта: до...