Конспект ООД "Путешествие по Республике Башкортостан"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Иванова Ольга Владимировна

Конспект ООД для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_po_rb.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе на тему:

«Путешествие по Башкортостану».

Образовательная область «Познавательное развитие».


Программное содержание: Обогащать знание детей посредствам их ознакомления с водными ресурсами родного края. Закрепить знания детей о горном ландшафте и богатстве лесов нашей республики. Формировать патриотические чувства и чувства гражданственности через привитие любви к родному краю, бережному отношению к природе.

Материал и оборудование: макет плана-маршрута, макет (гора, река, домики), кукла Айгуль, карта РБ (нарисованная), карты РБ (детские), картинки деревьев, картинки птиц, елка искусственная, баночки по 2 шт. на стол (с водой, с мелом), карандаши цветные, стаканчики, диск с башкирской музыкой, ноутбук.

Предварительная работа: знакомство с горным ландшафтом РБ; знакомство с деревьями, животными, птицами РБ; знакомство с картой РБ; работа по индивидуальным картам; знакомство с легендой « О происхождении Уральских гор».

      Ход занятия:

 (Звучит башкирская музыка.)

Воспитатель читает стихотворение М. Карима «О березовом листочке».

О березовом листочке.

Взгляни на глобус.

Вот он - шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной

Всего лишь на всего

Не больше

Обыкновенного листка,

Береза же – великая Россия-

Так зелена, так высока!

Веками тот листок

Сорвать с березы

Пытались и огонь,

И ливни, и морозы,

Заморские далекие ветра,

И заморозки с самого утра.

Но зеленел листок

Среди ветвей, питался соком

Матери своей

Но, бури и ветра

Преодолев,

Крепчает листьев

Радостный напев.

Воспитатель: О чем это стихотворение? А как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Дети: Мы будем говорить о Башкортостане.

 Воспитатель: Что вы знаете о нашей республике?

Дети: Мы знаем про леса, горы, наш город.

Воспитатель:  Мы сегодня с вами  станем исследователями и отправимся в путешествие, чтобы продолжить наше знакомство с нашей республикой. Нам еще многое предстоит узнать. Ребята, а сейчас подойдите все к столу (дети встают вокруг стола).

Воспитатель: Перед нами находится план – маршрута нашего путешествия. Мы будем продвигаться, делая остановки. А кукла Айгуль  будет показывать нам путь.

( Перед детьми на стене макет маршрута, и кукла Айгуль. На доске висит карта РБ – нарисованная).

Воспитатель: Итак, отправляемся в путь. Айгуль подошла к лесу, зеленым золотом называют наши леса. Покажите на карте, где находятся леса. (Ребенок показывает.)

Воспитатель: Какими деревьями богат наш Башкортостан? Надо показать на карте и назвать их. (За другим столом лежат картинки деревьев, дети выбирают и называют).

Воспитатель: Ребята, какие животные обитают в наших лесах?

Дети: Волк, лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось, кабан.

Воспитатель: Каких птиц можно увидеть в Башкортостане? Покажите на картинке и назовите. Подойдите к елочке, где находятся птицы. (Ответы детей.)

Воспитатель: Дети, скажите, что дает человеку лес? (Ответы детей.)

Воспитатель:  Что дома сделано из дерева? (Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все правильно. Фабрики выпускают для нас мебель. Деревоперерабатывающие заводы готовят бумагу и отправляют в типографию. А может ли человек обойтись без леса? Почему? (Ответы детей.)

Дети: Человек не может обойтись без леса. Мы дышим воздухом, который дает нам лес.

Воспитатель:  Чем богаты леса?

Дети: В лесу растут ягоды, грибы, лекарственные травы, живут животные, птицы.

Воспитатель: Дети, а мы должны беречь леса?  Как человек должен заботиться о лесе, вести себя в лесу?

Дети: Надо сажать больше деревьев. Нельзя шуметь в лесу, ломать ветки, рвать цветы, грибы, кидать мусор, разорять гнезда, муравейники.

Воспитатель: Ребята, вы очень внимательные к природе, исследователи. И понимаете, что лес надо беречь, а также бережно относится к книгам, мебели.

А теперь пройдем к столу и сядем. (Дети садятся).

Воспитатель: Отправляемся дальше. Айгуль привела нас к горе. (Воспитатель передвигает куклу).

Воспитатель: Неповторима красота природы Башкортостана. Здесь есть и густой таежный лес, и степи, и высокие горы. Какие горы знаете вы? Кто может показать их на карте. (Ребенок показывает, дети называют.)

Дети: Уральские горы, Ямантау, Янгантау, Иремель.

Воспитатель: Кто может вспомнить и рассказать легенду об Уральских горах?

Ребенок коротко рассказывает легенду «Как возникла Луна и Уральские горы».

 « Давным-давно на небе было два солнца. И эти два солнца беспрерывно и неустанно озаряли лик земли. И сильно страдали от этого люди. Не в силах спать от постоянного света. И сказал тогда один бай: «Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, кроме дочери дам еще богатства». Весть эту разослали повсюду, куда письмо дойдет и лошадь доскачет.

После этого стали собираться мелкие стрелки – мэргэны. Многие пытались стрелять в небеса, но не могли нанести солнцам никого ущерба. И каждого неудачливого стрелка бай отправлял обратно домой со словами: «Кому нужна такая ваша меткость?» Одним из последних приехал батыр по имени Урал, чтобы свою сноровку попробовать. Взял он свой лук, натянул тетиву- все вокруг так и зазвенело, и загудело. Стрела попала прямо в одно из солнц, пробило его насквозь, развалив его на две части и полетело дальше. «Ай! Ай!» - только и крикнул весь народ. Одна половинка солнца осталось висеть на небе, другая упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Расколовшись надвое, солнце потеряло свой блеск. После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудиться. Ввиду того, что люди на земле при разделе солнца стали кричать «Ай», одну часть расколотого солнца стали называть «Ай». Гору, которая образовалась из второй половины, в честь Урала батыра стали называть Уральскими.

Воспитатель: Чем богаты горы Башкортостана? Какими полезными ископаемыми?

Дети: Наши горы богаты нефтью, рудой, глиной, каменным углем, гранитом, мелом.

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Богаты и щедры наши горы. И вы как исследователи очень старались, показали свои знания.

Артур, прочти стихотворения Салавата Юлаева « Ай, Урал, ты мой Урал»

Ай, Урал, ты мой Урал,

Великан седой – Урал!

Головой под облака

Поднялся ты мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

Вмести с полною рукой

Серебром одет Урал,

Вмести с утренней росой

Золотом блестит Урал.

По бокам твоим, Урал

Встали темные леса,

А у ног твоих Урал,

Степь - зеленая краса.

Воспитатель: Молодец, Артур. Ребята вы обратили внимание, с какой любовью к родному краю он прочитал стихотворение. Отдохнем немного. Выходите из-за столов. Превратимся в деревья. А Софья будет водящей. Все вместе:

Ветки качаются раз, ветки качаются два,

Ветки качаются три, а ну-ка, деревья, замри!

(Дети принимают неподвижную позу, чтобы можно было узнать, что это за дерево. Руки высоко тянутся, ноги вместе – это тополь; руки изогнуты в локтях, опущены вниз, голова опущена – это ива; руки широко расставлены и направлены в верх, ноги расставлены – это дуб и т.п.). Водящий выбирает ребенка, который удачнее всех изобразил то или иное дерево и угадывает, какое это дерево.)

Воспитатель: Отдохнули, превращаемся обратно в детей. Садимся на места.

Айгуль идет дальше. Куда же она пришла?

Дети: Это река.

Воспитатель: А вы знаете, что-нибудь про реки?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, а хотелось бы узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: Послушайте отрывок из рассказа Гузель Галиевой о самой большой реке Башкортостана. Подойдите к макету. (Воспитатель рассказывает и показывает на макете).

Воспитатель: Как называется самая большая река Башкортостана?

Дети: Белая.

Воспитатель: Почему ее назвали Белая? В переводе с башкирского языка река Белая переводится Агидель. «Ак» – это белая, «идель» – это река. Давайте с помощью опыта определим, как образовалась Агидель. Представьте себе, что в стакане обыкновенная речная вода. А в другом стакане - мел. Налейте воду в стакан с мелом (дети выполняют). Какая вода получилась?

Дети: Белая.

Воспитатель: Вот так берет свое начало река Белая. Родники из под земли проходят через меловые залежи, и выходит на поверхность белого цвета. Так как называется река Белая?

Дети: Агидель

Воспитатель: Почему ее так назвали Белая?

Дети: Потому, что в земле находится мел. Он предает белый цвет.

Воспитатель: К этой реке присоединяется много речушек и ручейков. Потому про нее говорят, что она полноводная. (Индивидуальный опрос детей).

Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, узнали о самой большой полноводной и главной реке Башкортостана – Агидель. Но мы исследователи, и все новые знания заносим на карту нашей республики. Как вы думаете, чем мы можем дополнить наши карты?

Дети: Отметить реку.

Воспитатель:  Конечно. Ребята, вы знаете, где берет начало река Агидель? Агидель берет начало на горе Иремель.

Воспитатель:  Кто сможет показать это на карте? (ребенок показывает на большой карте).

Воспитатель: Агидель берет начало с горы Иремель, спускается в лесную зону. Становится шире, как вы думаете почему?

Дети: Потому что присоединились еще ручейки.

Воспитатель: Она протекает почти через весь Башкортостан и выходит за ее пределы. Вот почему ее назвали самой большой. В Башкортостане еще много рек, с которыми мы познакомимся позже (воспитатель показывает и объясняет).

Воспитатель: Дорогие исследователи приступайте к работе над своими картами. (Дети работают самостоятельно).

Воспитатель: Дети, где мы сегодня останавливались? О чем говорили?

Дети: Мы говорили про леса, горы, реку.

Воспитатель: А с чем вы сегодня познакомились?

Дети: Мы сегодня познакомились с самой большой рекой Башкортостана.

Воспитатель: Ребята, а с чем бы вам еще хотелось еще познакомиться?

(ответы детей)

Воспитатель:  Башкортостан – это наша Родина. И мы должны беречь и любить свой край. И об этом Александра прочитает стихотворение.

Башкортостан.

З. Кульбеков

Башкортостан – чудесная земля!

Кругом сады, зеленые поля.

На зорьке тихо, солнце ясное

Как белый лебедь, Агидель плывет.

Башкортостан родная сторона,

Солнцем и добром она полна.

Клокочет кровь земли в твоей груди,

Летят составы нефти и руды.

Стоит скалой моя республика всегда

На страже мира, счастья и труда!

Башкортостан – родная сторона,

Солнцем и добром она полна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник ко Дню республики Башкортостан «Мой родной Башкортостан» в старшей разновозрастной группе 2016 год.

знакомить  детей с символикой республики Башкортостан и России, познакомить с музыкальным инструментом курай. Изучение башкирских национальных игр....

Тематическое спортивное развлечение, посвящённое Дню независимости Республики Башкортостан «МОЙ БАШКОРТОСТАН!» СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:ЗадачиОздоровительные: Способствовать:- формированию правильной осанки у детей во время ходьбы, бега, упражн. и игр;- укреплению мышц ног и свода стопы в ходе выполнения упражне...

Геральдика Республики Башкортостан. Гербы административных районов Республики Башкортостан

Краткое описание всех районов Республики Башкортостан + пазл-карта РБ Символика Республики БашкортостанФлаг Республики БашкортостанЦвета флага Башкирии размещаются в таком порядке: сверху находит...

Конспект ООД "Моя республика Башкортостан"

Ознакомление с социальным миром...

Конспект ко дню Республике Башкортостан

Цель: ознакомление обучающихся с особенностями культуры, быта, национальной одеждой башкирского народа.Задачи: Образовательные: Форитровать представления детей о своей республике, познакомить с особен...

Конкурсная работа на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях в Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Проект «Мини-музей дошкольной образовательной организации - Бабушкин сундучок»Участники: воспитатели, воспитанники дошкольных групп и их родители.Вид проекта: познавательныйТип проекта: до...