Нравственно-патриотическое воспитание через внедрение регионального компонента
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Актуальность
Утрата культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений объясняется отсутствием знаний и неразвитостью чувств детей, что приводит к эмоциональной глухоте, без духовности. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста является одной из первейших для современного общества. Я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им. Таким образом, я ставлю перед собой задачу – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа.
«…как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок».
В.А. Сухомлинский
Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он бы не был, каждый является представителем своего мира, традиций и культуры. И маленький татарин, и маленький башкир, маленький русский должны иметь представление о культуре, быте и жизни другого народа.
Внедряя национально-региональный компонент в педагогический процесс, я пытаюсь решить несколько воспитательно-образовательных задач. Через культуру народов, проживающих на территории нашего края, историю родного края, особенности и достопримечательности города решается экологическое воспитание (Я и природа), нравственное (Я и другие люди), гражданское (Я и мой родной край , мой город, моя страна ).
Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительности речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью.
Для этого мы обратились к истокам народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание народного фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Знакомства с народным искусством, а так же народными и хороводными играми, я начала с традиционных и обрядовых праздников, эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Знакомила с праздником Светлой Пасхи, Масленицы, Народной
ярмаркой.
Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом. Знакомятся с произведениями устного народного творчества на родном языке, играют в народные подвижные игры. Это способствует пробуждению в ребёнке национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе. Самое главное – приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры.
Для решения поставленной цели в младшей группе выделются следующие задачи:
1. Сформировать представления о себе, как о члене общества.
2. Углубить представления детей о составе своей семьи.
3. Вызвать в детях проявление эмоциональной отзывчивости на состояния близких людей, а также героев сказок, животных.
4. знакомить детей с окружающим миром через фольклорные формы /потешки, пестушки, сказки, колыбельные/.
В младшем возрасте использую следующие приемы: - пальчиковые игры- пальчиковый театр- рассматривание альбомов «Моя семья», «Какие мы разные» - диагностические игры «Подбери картинку», «Найди свой домик», «Расскажи сказку», «Собери картинку» и др. - хороводные игры «У тетушки Маланьи», «Козел», «Ходит Ваня», «Пирожок».
В среднем возрасте решаются задачи:
1. конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы
2. Углубить представление детей о семье, родственных отношений. Помочь понять, что в семье все заботятся друг о друге
3. Уточнить и расширить представление детей о родном городе
4. Формировать первоначальные знания об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище
5. Познакомить с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками.
6. Познакомить с микроокружением и макропространством, с восприятием себя сейчас и своего будущего.
Наиболее значимыми в этом возрасте считаю следующие методы работы: чтение народных сказок, заучивание пословиц, закличек, дразнилок, рассматривание иллюстраций, наглядных пособий, экскурсии в лес, парк, знакомство с ближайшим окружением /школа, красивые здания, улицы/, использование макетов «избы», демонстрация диафильмов, слайдов, диагностические игры «Что изменилось», «Что сначала, что потом», «Выбери картинку», «Чего не хватает» и др., народные игры «Клубок», «Баба Яга», «Домовой», «Кузовок» и др. Наиболее продуктивным в этом возрасте является обучающее занятие, такое как «Гуси-лебеди», цель которого – расширение знаний об окружающем мире через русскую народную сказку, обогащение словарного запаса детей. Детям интересны викторины в игровой форме, цель которых – закрепить знания о разных видах устного народного творчества /пословицы, загадки, сказки, потешки, заклички и т.д./, воспитывать интерес к народному фольклору.
Задачи старшего возраста:
1.Продолжать знакомить с жизнью предков и их отношением к природе;
2.Дать знания о том, что жизнь предков была тесно связана с природой и строилась на основе народного календаря;
3.Расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров; о труде и быте крестьян.
Приобщая детей к древней истории нашей Родины, использую следующие приемы: путешествие на «Машине времени», «загадочные письма», задания от деда Чудоведа, кроссворды, ребусы, создание альбомов, схем, создание макетов, ручной труд «Плетение поясов», «Изготовление жаворонков» и т.д., творческие задания : создай герб семьи, родословное древо, сочинение рассказов, сказок, загадок, беседа, дидактические игры «Лента времени», «Кто кому приходится», «Составь портрет мамы», народные игры, хороводные игры.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над
землей, заботливый садовник укрепляет корень, от
мощности, которого зависит жизнь растения на
протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель
должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
(В.А. Сухомлинский )
Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.
Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
Задачи
- Познакомить детей с историей родного города, края.
- Формировать бережное отношение к родной природе, всему живому.
- Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
- Формировать чувства любви к своему краю, к малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.
- Воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за своих земляков.
- Формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
- Приобщать родителей к проблеме патриотического воспитания.
- Воспитание гражданско-патриотических чувств посредствам изучения государственной символики России, символики родного края, города
Свои цели в работе с детьми я реализую через:
- Создание развивающей среды.
- Тематические занятия, беседы.
- Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей: о защитниках родной земли; о животном и растительном мире; произведения фольклора народов, населяющих Южный Урал; стихи и сказки южноуральских писателей.
- Взаимодействие с родителями: выставки, мини-музеи, конкурсы.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимают родители.
Формы сотрудничества с родителями воспитанников:
- Анкетирование «Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания»
- Родительское собрание «Как воспитать в ребенке патриота»
- Совместные праздники: Масленица, Ярмарка, День матери, День цветов и фруктов ,Лучше папы друга нет
- Выставки: Поделки из природного материала, «Удивительное рядом», «Мой родной город», «Растительный и животный мир Южного Урала».
- Конкурсы: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо», «Мама, папа, я- дружная семья», «Любимое блюдо моей семьи».
- Мини-музеи: Каслинское литье, Златоустовские мастера, Из бабушкиного сундука, Посуда южноуральских мастеров, Новогодняя игрушка своими руками, Народная игрушка.
- Взаимодействие с социумом: краеведческий музей, библиотека, ДКГ, почта, Сбербанк.
- Экскурсии: памятные места, улицы города.
- Слушание музыкальных произведений; показ презентаций: о городе, о подвигах, о традициях, о ремеслах и т.п.
- Рассматривание фотографий, альбомов: «Моя семья», «Генеалогическое древо», «Моя малая Родина – город Бакал», «Любимое блюдо моей семьи», «Герб семьи».
- Проведение совместных праздников.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий время работа по закреплению ведущей темы месяца продолжается и в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, и играх-драматизациях .
Д/и «Расскажи, где ты живешь»
Д/и «От какого дерева листочек»
Д/и «Угадай животное»
Д/и «Назови улицы нашего города»
Д/и «Узнай, назови, что на фотографии»
Д/и «Угадай, где я нахожусь»
С/р игра «Мы строители»
С/р игра «Семья»
С/р игра «Путешествие по городу»
С/р игра «Детский сад»
Слов. игра «Скажи со словом городской… »
Слов. игра «Жилое - нежилое»
Слов. игра «Я начну, а ты продолжи» (правильное поведение в городе) .
Слов. игра «Мой, моя, мои»
Для оценки полученного результата использую диагностику А.М.Федотовой, которая выделяет следующие критерии:
Оценка знаний об окружающем мире:
Полнота знаний – соотношение объема знаний ребенка и объема, предлагаемого программой, определяется по итогу всех заданий, выявляющих знания. Осознанность – степень осмысленности знаний и их применение в ситуации общения ребенка с окружающим миром. Доказательность – умение аргументировать свои суждения, используя имеющиеся знания и опыт. Глубина – умение устанавливать связи и зависимости между современными аналогами.
Оценка отношения к окружающему миру:
Осознанность – оценка объяснений чужих и своих поступков. Действенность – умение видеть состояния окружающих людей. Направленность – познавательный интерес к получению информации.
Воспитательно-образовательный процесс ведется по трем направлениям:
гуманитарное – отражает духовные и нравственные аспекты традиционной культуры, включает в себя: знакомство с фольклором, знакомство с историей родной земли /история Урала и России/, знакомство с искусством, с культурой, знакомство с этнографией /строение избы, украшение жилища, одежда/;
народно-прикладное – связано с хозяйственно-экологической деятельностью традиционализма и приучает не только к трудолюбию, воспитывает усидчивость, терпение, но вместе с тем, учит красоте восприятия обычных обиходных вещей, т.е. развивает эстетическое чувство /Ремесла. Рукоделие. Игрушка. Роспись. Работа с глиной. Знакомство с камнем./
формирование здорового образа жизни – направлено на развитие ловкости, пластичности тела, а также способствует интеллектуальному развитию человека: традиции закаливания, трапеза, народные игры и танцы.
Результат, которого я достигла.
- У детей появился интерес к изучению культуры родного края.
- Сформировался необходимый объем знаний, чувство гордости и национального достоинства.
- Расширились знания о традициях, достопримечательностях.
- Возросло желание детей изучать природу, традиции и быт народов Южного Урала.
Родители:
- Стали более активными, у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях.
- Повысилась заинтересованность к изучению культуры жителей Южного Урала.
Ожидаемый результат
Приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
Овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;
Определяет свою социальную роль;
Имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;
Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;
Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;
Развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
Педагоги и родители пополнят знания о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родной страны.
Результат-продукт: пополнение познавательно-речевого центра группы пособиями для реализации регионального компонента.
Литература
1.«Наш дом – Южный Урал» А. Бабунова
2.«Знакомим детей с малой Родиной» Н.Г. Пантелеева
3.«Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала» С.Н. Обухова
4.Южноуральские писатели детям, составила Т.Н. Крохалева
5.«Воспитывая маленького гражданина» Г.А. Ковалева
6.«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева
7.«Знакомство детей с русским народным творчеством» Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др.
Что легло в основу мотивации, когда я решила работать по этой теме?
К сожалению, то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды, и прадеды мы стремительно успели растерять. Мы забыли о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Без прошлого нет настоящего и будущего. Таким образом, я поставила перед собой задачу – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа. Ведь именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.
Проведенные среди детей и родителей воспитанников исследования показывают:
к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно – патриотическое развитие дошкольников в реализации регионального компонента ООП дошкольного учреждения.
Нравственно - патриотическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента ООП, в работе этнографической выставки под открытым небом «Казачье подворье»....
Нравственно – патриотическое развитие дошкольников в реализации регионального компонента ООП дошкольного учреждения.
Нравственно - патриотическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента ООП, в ознакомлении с природой родного края, культурой и бытом казачества и нар...
«Нравственно –патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через внедрение регионального компонента в Образовательную программу ДОУ»
Очень важным для воспитания патриотических чувств - исторические знания.Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через внедрение регионального компонента в образовательную программу ДОУ»
выступление на педсовете...
презентация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через внедрение регионального компонента в образовательную программу ДОУ"
к высплению на педсовете...
Нравственно-патриотическое воспитание через внедрение регионального компонента
опыт работы по патриотическому воспитанию...
Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников через внедрение регионального компонента
Актуальность темы.Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Оно призвано сф...