"Моя Югра"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

О истории и природе родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_yugra.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 «Мой край родной - Югра»

(для детей старшей  группы)

Цель: Расширять представление детей о природе родного края, его животном мире.

Задачи: - Продолжать знакомить детей с национальными сказками народов нашей страны, их обычаями и культурой.

               - Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – месту, где дети живут и растут.

               - Учить детей устанавливать связь между жизнью животных и людей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, проектор, музыкальное сопровождение.

 Атрибуты к сказке: костюм, шапочки – маски, дидактический материал.

 «Береза Желаний», ленточки для всех детей, талисманы.

 Предварительная работа: разучивание половиц и поговорок, чтение сказок народов севера.  Чтение познавательной литературы о ХМАО, просмотр документального фильма об округе.  Работа со словарём.

 Ход занятия: (Презентация – слайды о России)

 Ширь твоих степей венчают горы (слайд 2)

 За тайгой – морей студеный лед, (слайд 3)

 Проплывая над твоим простором

 Даже солнце за день устает.

 Велика ты, Родина, красива!

 Берега суровые любя (слайд 4)

 Океаны грозные не в силах

 Заключить в объятия тебя.

 Обойти тебя не хватит жизни (слайд 5)

 Хоть шагай упрямо день за днем.

 Как же ты, великая Отчизна

 В сердце умещаешься моем.

 Воспитатель: - Ребята, как называется наша Родина? (Россия).

                          - Как называется наш округ? (Ханты-Мансийский автономный округ.)

                            Молодцы, правильно.

(Презентация – слайды о ХМАО)

       ХМАО расположен в центральной части Западно - Сибирской равнины  (слайд 6)

Символами ХМАО являются флаг, герб, гимна, губернатор Н. В. Комарова. (слайд 7)

        Столица округа город Ханты-Мансийск (слайд 8).

 Основную часть территории округа занимает заболоченная тайга с большим количеством рек и озер. (слайд 9)

По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России и округа.  Как они называются? (Обь и Иртыш) (слайд 10)

Историческое название края – Югра. Первое письменное упоминание о народе, который жил на этой древней земле, мы находим в летописном сказании «Повести временных лет». Летописец Нестор поведал о неизвестном народе, жившем в 19 веке за Уралом. (слайд 11)

         - Ребята, как называют коренных жителей нашего округа? (Ханты и Манси.) (слайд 12)

        Проживают ханты и манси в чумах (слайд 13).

- На протяжении веков основными занятиями хантов и манси были охотничий и рыбный промыслы, оленеводство (слайд 14).

Женщины народов ханты и манси, когда шили одежду для всей семьи, они украшали её специальным орнаментом, который соответствовал тому животному, которому они поклонялись (слайд 15).

- У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Каждый народ сочиняет свои сказки, стихи, пословицы, поговорки, приметы, игры (слайд 16).  

Подвижная игра «Ловля оленей».

Ход игры: Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Правила игры: Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкается тогда, когда поймано большое число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

-  ХМАО играет большую роль в жизни нашей общей родины – России. Скажите, а чем богат наш округ? (Главные природные богатства Югры – это нефть, газ, водные  и лесные ресурсы, пушнина.) (слайд 17)

Богатство края – в его природных ресурсах. В таёжных лесах обитает пушной зверь и лесная птица (слайд 18); богата лесными дарами (слайд 19);  в реках и озёрах плавает много ценной рыбы (слайд 20).

         - А как вы, думаете, откуда животные появились в лесу? (ответы и рассуждения детей).  Хотите узнать, как, по мнению народов ханты и манси, появились животные в лесу?

 Давайте пройдем в сказочный лес и посмотрим сказку «Когда качало меня солнце» (инсценировка сказки или показ презентации).

- Понравилась вам сказка?

 Народы ханты и манси связывали своё происхождение своих родов от различных представителей животного мира: медведей, лосей, лебедей, белок и т.д.

          Считалось, что животные и растения (деревья), понимают язык человека. Когда Ханту, приходилось ночевать в лесу и надо было наломать лапника (веток от ели, сосны или кедра), он объяснял дереву: «Не могу же я спать на снегу».

         А ещё народы севера считают березу кусочком небесной жизни. Это дерево священное. Они повязывают на березку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются (слайд 21). Давайте и мы с вами подойдем к березке, загадаем свои желания и повяжем на веточки ленточки.

        

Люблю тебя, мой край родной,

За зимний холод, летний зной.

За рек студеную прохладу,

За щедрой осени отраду.

За гладь озер и шум лесов,

За щебет птичьих голосов.

За то, что я здесь родилась,

И жизнь моя с твоей слилась. (слайд 22)

Подведение итогов:

- Что мы с вами узнали нового из нашего путешествия по Югре?

        - Что вам понравилось?

         На этом наше путешествие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...

Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...