"Моя Югра"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Мой край родной - Югра»
(для детей старшей группы)
Цель: Расширять представление детей о природе родного края, его животном мире.
Задачи: - Продолжать знакомить детей с национальными сказками народов нашей страны, их обычаями и культурой.
- Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – месту, где дети живут и растут.
- Учить детей устанавливать связь между жизнью животных и людей.
Оборудование: мультимедийное оборудование, проектор, музыкальное сопровождение.
Атрибуты к сказке: костюм, шапочки – маски, дидактический материал.
«Береза Желаний», ленточки для всех детей, талисманы.
Предварительная работа: разучивание половиц и поговорок, чтение сказок народов севера. Чтение познавательной литературы о ХМАО, просмотр документального фильма об округе. Работа со словарём.
Ход занятия: (Презентация – слайды о России)
Ширь твоих степей венчают горы (слайд 2)
За тайгой – морей студеный лед, (слайд 3)
Проплывая над твоим простором
Даже солнце за день устает.
Велика ты, Родина, красива!
Берега суровые любя (слайд 4)
Океаны грозные не в силах
Заключить в объятия тебя.
Обойти тебя не хватит жизни (слайд 5)
Хоть шагай упрямо день за днем.
Как же ты, великая Отчизна
В сердце умещаешься моем.
Воспитатель: - Ребята, как называется наша Родина? (Россия).
- Как называется наш округ? (Ханты-Мансийский автономный округ.)
Молодцы, правильно.
(Презентация – слайды о ХМАО)
ХМАО расположен в центральной части Западно - Сибирской равнины (слайд 6)
Символами ХМАО являются флаг, герб, гимна, губернатор Н. В. Комарова. (слайд 7)
Столица округа город Ханты-Мансийск (слайд 8).
Основную часть территории округа занимает заболоченная тайга с большим количеством рек и озер. (слайд 9)
По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России и округа. Как они называются? (Обь и Иртыш) (слайд 10)
Историческое название края – Югра. Первое письменное упоминание о народе, который жил на этой древней земле, мы находим в летописном сказании «Повести временных лет». Летописец Нестор поведал о неизвестном народе, жившем в 19 веке за Уралом. (слайд 11)
- Ребята, как называют коренных жителей нашего округа? (Ханты и Манси.) (слайд 12)
Проживают ханты и манси в чумах (слайд 13).
- На протяжении веков основными занятиями хантов и манси были охотничий и рыбный промыслы, оленеводство (слайд 14).
Женщины народов ханты и манси, когда шили одежду для всей семьи, они украшали её специальным орнаментом, который соответствовал тому животному, которому они поклонялись (слайд 15).
- У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Каждый народ сочиняет свои сказки, стихи, пословицы, поговорки, приметы, игры (слайд 16).
Подвижная игра «Ловля оленей».
Ход игры: Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Правила игры: Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкается тогда, когда поймано большое число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.
- ХМАО играет большую роль в жизни нашей общей родины – России. Скажите, а чем богат наш округ? (Главные природные богатства Югры – это нефть, газ, водные и лесные ресурсы, пушнина.) (слайд 17)
Богатство края – в его природных ресурсах. В таёжных лесах обитает пушной зверь и лесная птица (слайд 18); богата лесными дарами (слайд 19); в реках и озёрах плавает много ценной рыбы (слайд 20).
- А как вы, думаете, откуда животные появились в лесу? (ответы и рассуждения детей). Хотите узнать, как, по мнению народов ханты и манси, появились животные в лесу?
Давайте пройдем в сказочный лес и посмотрим сказку «Когда качало меня солнце» (инсценировка сказки или показ презентации).
- Понравилась вам сказка?
Народы ханты и манси связывали своё происхождение своих родов от различных представителей животного мира: медведей, лосей, лебедей, белок и т.д.
Считалось, что животные и растения (деревья), понимают язык человека. Когда Ханту, приходилось ночевать в лесу и надо было наломать лапника (веток от ели, сосны или кедра), он объяснял дереву: «Не могу же я спать на снегу».
А ещё народы севера считают березу кусочком небесной жизни. Это дерево священное. Они повязывают на березку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются (слайд 21). Давайте и мы с вами подойдем к березке, загадаем свои желания и повяжем на веточки ленточки.
Люблю тебя, мой край родной,
За зимний холод, летний зной.
За рек студеную прохладу,
За щедрой осени отраду.
За гладь озер и шум лесов,
За щебет птичьих голосов.
За то, что я здесь родилась,
И жизнь моя с твоей слилась. (слайд 22)
Подведение итогов:
- Что мы с вами узнали нового из нашего путешествия по Югре?
- Что вам понравилось?
На этом наше путешествие закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
нормативно - правовой документ...
Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"
Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....
Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)
Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....
Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»
Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...
Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...