"Мой край - Ставрополье"
проект (старшая группа) на тему
"Мой край - Ставрополье" экологический проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.ekologicheskiy_proekt.docx | 193.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического
направления развития воспитанников № 13
с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края
Экологический проект работы
с детьми старшего дошкольного возраста
по теме: «Мой край - Ставрополье»
Воспитатель : Голяк С.В.
апрель, 2017год
Содержание:
- Пояснительная записка……………………………………….2
- Проект работы ……………………………… 2
- Краткая аннотация проекта………………………… 2
- Актуальность выбора темы………………… 2- 4
- Перспективный план…………………………………. 5-7
- Реализация программы…………………………………… 8
- Итоги реализации……………………………………………8
- Литература………………...…………………………………9
1.Пояснительная записка
Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данный проект решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.
Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.
Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.
2. Проект работы с родителями и детьми старшей группы
по теме: «Мой край - Ставрополье»
2.1. Краткая аннотация проекта
Данный проект создан, воспитателем высшей квалификационной категории
Голяк Светланой Васильевной МКДОУ д/c №13 с. Арзгир . Он может быть полезен для педагогов детских садов, так как актуален при решении такой проблемы, как экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
2.2.Актуальность выбора темы
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.
Для чего нужно изучать природу родного края?
Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.
Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста.
Направленность проекта – приобщение детей к природе ставропольского края.
Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой Ставропольского края, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Наш девиз:
«Природа и мы – одно целое!»
Я считаю, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно - философской категорией «Мы», то есть единство.
Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.
Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.
Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.
Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщение к нему.
Мы- это дети и взрослые живущие на Ставрополье и любящие свою природу.
Мы – это коллектив педагогов и родителей, осуществляющих экологическое образования детей!
Успех моей педагогической деятельности.
- Готовность осуществлять экологическое образование детей.
- Совместно взаимодействовать с детьми в природе.
- Каждый день общаться с природой, изучать ее и беречь.
- Создавать экологическую развивающую среду в группе.
- Быть примером для своих воспитанников в общении с природой.
- Быть защитником , а не только потребителем природных богатств.
Мои заповеди.
- Прими все, что есть в природе.
- Ищи истину в природе вместе с ребенком.
- Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.
- Искренне восхищайся красотой природы и всем, что есть вокруг.
Содержание проекта:
Вид проекта: познавательно- исследовательский.
Участники: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
По количеству участников: коллективный.
Продолжительность: средне - срочный ( 1 месяц)
Проблема:
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и
краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.
Цель: Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач. Активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.
Задачи: Обучающие
- Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Ставропольского края, ее экологией.
- Познакомить детей с животными, птицами и растениями занесенных в Красную книгу Ставропольского края.
- Познакомить детей с ландшафтом Ставрополья.
Развивающие
- Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.
- Формировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
- Привлекать родителей к совместной деятельности (изготовление пособий, поделок, рисунков и т.д.).
Воспитательные
- Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.
- Создать доверительные отношения в процессе совместной деятельности по привитию экологической культуры Родного края: воспитатели- родители-ребёнок.
Гипотеза проекта.Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с Родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте
Принципы работы:Принципа регионализма, реализация проекта с учетом своеобразия региона и успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона. Принцип гуманизма, экологическая культура воспитания, осознанного бережного отношения к природным экосистемам региона.
Принципа системности, знания об особенностях животного и растительного мира Родного края.
2.3 Перспективный план работы
Мероприятия | Форма проведения | Ответственные |
С детьми | ||
"Наш край-природная кладовая" | НОД | Воспитатель Голяк С.В. |
«Знатоки родного края» | КВН | Воспитатель Голяк С.В. |
«Край родной мой,Ставропольский» | НОД | Воспитатель Голяк С.В. |
« Моя малая Родина» | НОД | Воспитатель Голяк С.В. |
« С какого дерева лист», «Узнай по голосу птиц», «Цветочная поляна», «В гостях у животных» | Дидактические игры | Воспитатель Голяк С.В. |
«Лекарственные растения» | беседа | Воспитатель Голяк С.В. |
«Природа Ставропольского края» | беседа | Воспитатель Голяк С.В. |
« Экологические проблемы» | беседа | Воспитатель Голяк С.В. |
«День птиц» | Экологическая акция | Воспитатель Голяк С.В., дети. |
Галерея стихов о природе Ставрополья | Худ.л- ра | Воспитатель Голяк С.В. |
« В гости к деревьям» | Экскурсия по экологической тропе. | Воспитатель Голяк С.В. |
По страницам « Красной книги Ставрополья» | альбом | Воспитатель Голяк С.В. |
«Катя и божья коровка», «Родник» , «Как скворец себе дом выбирал » | Экологические сказки | Воспитатель Голяк С.В. |
« Лес», «Птицы» | релаксация | Воспитатель Голяк С.В. |
звуки леса, моря, луга,поля | аудиозапись | Воспитатель Голяк С.В. |
«Наше Ставрополье» | Иллюстрации, открытки, фотографии | Воспитатель Голяк С.В., дети. |
С родителями | ||
« Сохраним природу Ставрополья» | Выставка рисунков | Родители, дети |
« Цвети, наш д/сад» | Трудовой десант | Родители, дети, Воспитатель Голяк С.В. |
« Научите детей радоваться природе» | Консультация | Воспитатель Голяк С.В. |
«Природа Арзгира и её значение в воспитании детей» | Консультация | Воспитатель Голяк С.В. |
«Деревья –земли украшенья» | Презентация деревьев | Семья Лахно, Прохоренко |
«Полна чудес могучая природа» | викторина | Родители,дети, Воспитатель Голяк С.В. |
3.Реализация проекта:
3.1. I этап проекта.
Цель: Познакомить детей с природой родного края .
- Блок « Природа Ставрополья» ( ландшафт)
- Блок «Животные Ставрополья»
- Блок «Растения Ставрополья» (деревья, цветы)
- Блок «Птицы Ставрополья»
- Блок «Красная книга Ставрополья»
1. Использование словесных методов:
Беседы о природе Ставропольского края ( По страницам « Красной книги Ставрополья», «Природа ставропольского края», познакомила с сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей. Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «Цветочная поляна», «В гостях у животных».
Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на тему: « Катя и божья коровка», «Родник» , «Как скворец себе дом выбирал »).
Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).
Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний
3.Практические методы.
Проведение акций: «День птиц», выставка рисунков: « Сохраним природу Ставрополья», мотивация отношения к природе.
Закрепление и обобщение знаний (НОД "Наш край-природная кладовая", «Край родной мой, Ставропольский», «Моя малая Родина» викторина «Полна чудес могучая природа»).
Выставка поделок из природного материала « Этот удивительный мир», – развитие творческих способностей, закрепление знаний.
4.Наглядные методы.
Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий, видео – донести детям всю красоту нашего края
5.Создание зон экологической среды.
Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература).
Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная
по составу земля, листья, ветки, шишки, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).
3.2.II этап проекта
Цель: активное участие детей родителей во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.
6.Работа с родителями.
Беседы, родителей с детьми о природе родного края.
Участие в викторине «Полна чудес могучая природа».
Выполнение домашних заданий (составление рассказов, , природные поделки, презентация деревьев).
Консультации для родителей «Природа Арзгира и её значение в воспитании детей», « Научите детей радоваться природе»
Трудовой десант « Цвети, наш д/сад»- формирование экологической культуры.
4.Итоги реализации проекта:
- Сформирован устойчивый интерес у родителей и детей к проблеме проекта .
- Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию своего края.
- Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.
- Проявляют чувства гордости и восхищения своей малой Родиной.
- Дети знакомы с разнообразием растительного и животного мира Ставропольского края, его экологией.
- Накоплен информационный материал для родителей и детей.
Выводы
Я считаю, что одной из наиболее интересной и современной формой работы с детьми является проект. Детей окружают разные объекты природы и изучать их лучше в процессе проектной деятельности, которая становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей, оно помогает детям осознать многостороннее значение природы своего края, получить опыт
в просветительской деятельности и природоохранной активно – нравственной позиции.
Участники проекта получают новые знания, преобразуют навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
В настоящее время проектная деятельность—одна из эффективных форм воспитательно—образовательной работы с детьми в ДОУ.
Самый важный результат обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.
Литература:
1.Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.» Москва из-во « Вако» 2005год.
2.Т.М.Бондаренко « Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет».
Воронеж из – во «Учитель» 2002 год.
3.К. Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников.» Москва «Просвещение»1998 год.
4.А.И.Иванова « Естественно – научные наблюдения и эксперименты в д/с».
Москва «Творческий центр» 2007год.
5.Кондратьева Н.Н, «Мы. Программа экологического образования детей». «Детство – пресс», 2000 год.
6. Золотова Е.И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.
7. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
8.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
9.Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН "Ставрополь" - моя малая Родина". Приветствие.
Материал актуален только для г. Ставрополя....
Презентация "Художник Ставрополья Павел Моисеевич Гречишкин"
Есть в Ставрополе место которое советую посетить всем горожанам и гостям краевого центра. Это картинная галерея замечательного ставропольского художника-пейзажиста Павла Моисеевича Гречишкина.Работы Г...
Презентация Ставрополь "Достопримечательности города Ставрополя "
На сорок пятой параллели Он обдувается ветрами. Российский этот город южный Лежит между двумя морями. В объятиях сильного тумана Он поздней осенью, зимой. Но снег р...
Проект "Прогулки по Ставрополью"
Проект с использованием регионального компонента...
Фотографии Произведений художников Ставрополья.
Знаю, как непросто найти материал для реализации Региоанльного компонента программы. Надеюсь, тот материал поможет коллегам Ставропольского края. Чтобы не занимать место и не дублировать работу, интер...
поэты Ставрополья
презентация для детей средней-подготовительной группы Детские поэты Ставропольского края...
Моё Родное Ставрополье.
А что такое Родина? правильно, это место, где человек родился , где он живет, учится, работает., ходит в детский сад....