Проект для детей подготовительной группы «Мужество останется в веках»
проект (подготовительная группа) на тему
В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания сегодня является одной из наиболее актуальных. Эффективность решения данной проблемы возможна через знакомство с творчеством национальных писателей и поэтов.
Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, сказке, народным играм, потешкам, песням, музыке.
О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.
Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет… ». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.
Сейчас потеряны исторические корни, историю много раз переписывали, искажали. Поэтому в настоящее время необходимо все расставить по своим местам, показать, что без прошлого не будет и настоящего.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. А ведь любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему городу, народным традициям, героям, поэтам и писателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Мужество останется в веках" | 216.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №403 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»
Московского района г. Казани
Проект
«Мужество останется в веках»
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит,
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Тимургалиева Н.А.
воспитатель I кв. категории
МАДОУ «Детский сад №403»
Казань 2016 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта: «Мужество останется в веках»
Автор проекта: Тимургалиева Назира Абдулловна
Продолжительность проекта:2 недели
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников, инструктор по физической культуры, музыкальный руководитель.
Возраст детей:6-7 лет
Цель проекта:
-познакомить с творчеством и жизнью выдающегося человека республики - М. Джалиля;
-вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;
-развивать устойчивый интерес к книге-источнику знаний, расширять кругозор;
-способствовать воспитанию чувства гордости за историческое и культурное наследие своего народа, приобщать к изучению национальной культуры и народного искусства, прививать глубокое уважение к своему народу
Задачи проекта:
1. -подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности;
-разработать перспективное планирование по теме «Мужество останется в веках»; -подобрать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам разделов проекта; - проанализировать опыт других педагогов ; -определить формы организации детей и родителей ; -включить в практическую деятельность разнообразные материалы, нетрадиционные техники;- обогатить игровую среду художественной литературой, иллюстративным материалом;
-разработать консультативный материал для родителей.
2. - познакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта Мусы Джалиля; - воспитывать уважение и интерес к творчеству татарских писателей и поэтов;
-воспитывать уважение и интерес к творчеству поэтов других народов ;-приобщить поколения к прошлому и настоящему национальной культуры;
-воспитывать уважение к великому прошлому нашей республики; -воспитывать стремление к достойному будущему, которое будут творить наши дети; -создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний; -привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности;
-развивать воображение и творческие способности детей.
Алгоритм реализации проекта:
Методическая работа:
1. Подбор и изучение методической литературы.
2. Пополнение «методической копилки» по ознакомлению дошкольников с национальной культурой
- картотека;
- разработки конспектов занятий, развлечений
3.Подборка и оформление консультативного материала для родителей.
4. Пополнение предметно-развивающей среды группы: методическая и художественная литература, картины, иллюстрации, альбомы, дидактические игры
5. Разработка конспектов.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта наглядные материалы: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, диски, аудиокассеты, мультимедийное оборудование.
Актуальность темы:
В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания сегодня является одной из наиболее актуальных. Эффективность решения данной проблемы возможна через знакомство с творчеством национальных писателей и поэтов.
Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, сказке, народным играм, потешкам, песням, музыке.
О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.
Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет… ». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.
Сейчас потеряны исторические корни, историю много раз переписывали, искажали. Поэтому в настоящее время необходимо все расставить по своим местам, показать, что без прошлого не будет и настоящего.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. А ведь любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему городу, народным традициям, героям, поэтам и писателям.
Гипотеза образовательного проекта:
В результате целенаправленной и системной работы с детьми по теме «Мужество останется в веках» у детей будут сформированы:
-представления об обычаях, традициях, играх, укладке жизни татарского народа; -объективное понимание нравственных качеств через татарские народные подвижные игры, народный фольклор и традиции;
-интерес и желание поддерживать национальные традиции татарской и русской культуры, воспитание толерантности-любовь, интерес и уважение к истории страны, национальной литературе;
-знания о литературном творчестве М.Джалиля, его жизненном пути, героизме.
Принципы реализации проекта
- Доступность:*учёт возрастных особенностей детей*адаптированность материала
- системность и последовательность: *постепенная подача материала от простого к сложному* частое повторение усвоенных знаний
- наглядность и занимательность
- динамичность:
*интеграция проекта в разных видах деятельности
- дифференциация:
* создание благоприятной среды
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Конкурс чтецов стихотворений
Название итогового мероприятия проекта: «Подарок на день рождения поэта»
Продукт проектной деятельности
- Журнал о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля «Мужество останется в веках»
- Участие в читательской конференции для детей и родителей
«Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей»
- Музыкальный поэтический вечер, посвященный М. Джалилю»
- Читательская конференция с родителями«Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей»
- «День Татарских народных игр».
- Конкурс национальных блюд «В один из зимних долгих вечеров…»
- Выставка книг к 110-летию со дня рождения М.Джалиля «И я хотел бы
жизненный свой путь
со звонкой песней, как ручей пройти» - Выставка детских рисунков по произведениям М.Джалиля «Мои любимые герои стихов»
- Видеопрезентации о памятных местах Республики Татарстан, связанных с именем М.Джалиля «Жизнь отданная борьбе»
- Инсценировка стихотворения М.Джалиля «Карак песи» (Вороватый кот)
Ожидаемый результат проектной деятельности:
- 1. Для педагога:
- -освоение проектного метода
-повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост
-повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности
2. Для детей:
-повышение уровня познавательной активности
-развитие творческих способностей
-развитие умения работать в коллективе, навыков коммуникативного общения
-развитие чувства гордости за историческое и культурное наследие своего народа
-обогащение знаний о героях ВОВ, о творчестве М.Джалиля.
Перспективный план работы
Дата | утро | НОД | Вечер |
1 февраля | Рассматривание портрета поэта М. Джалиля. Обсуждение, беседа. | "Жизнь моя песней звучала" (литературно - музыкальная композиция о Мусе Джалиле) Ознакомление детей с жизнью и творчеством татарского поэта Мусы Джалиля | Чтение стихов М. Джалиля «Храбрый заяц», «Вороватый котенок», «Мои песни», «Песня о храбром джигите». |
2 февраля | Чтение и пересказ стихотворения «Красная ромашка» | Объемная аппликация «Красная гвоздика» | Оформление выставки книг к 110-летию со дня рождения М.Джалиля «Ия хотел бы |
3 февраля | «По следам поэта- героя»-викторина о жизни и подвигах поэта. | "Страницы из дневника жизни поэта – героя Мусы Джалиля". Ознакомление с интересными фактами из жизни поэта. | Слушание песни «Часы», «Мои песни» |
4 февраля | Рассматривание картин, иллюстраций и книг «О Мусе Джалиле» | Оформление выставки детских рисунков по произведениям М.Джалиля «Мои любимые герои» | Подготовка масок для инсценировки стихотворения «Вороватый кот» |
5 февраля | Чтение и обсуждение стихотворения «Чулпанга» (моей дочери Чулпан) |
| Делимся мечтой «Если бы я был героем!» |
8 февраля | Беседа «Татарские народные блюда» | Просмотр и обсуждение видео презентации о памятных местах Республики Татарстан, связанных с именем М.Джалиля «Жизнь отданная борьбе» | Конкурс национальных блюд: «В один из зимних долгих вечеров…» (совместная деятельность детей и родителей). Чаепитие. |
9 февраля | Рисование «Фартук для Чулпан» | Инсценировка стихотворения М.Джалиля «Карак песи» (Вороватый кот) | Решение кроссворда на тему «Незабываемые произведения М. Джалиля» |
10 февраля | Оформление коллажа «Муса Джалиль - друг детей» | Разработка журнала о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля «Мужество останется в веках» | День Татарских народных игр «И наш поэт любил играть…» |
11 февраля | Отгадывание загадок про героев произведений (петуха, зайца, кота) | «Мудрость народов мира» (русские и татарские пословицы) | Экскурсия к памятнику М.Джалиля (родители и дети) |
12 февраля | Дидактические игры «Моя семья», «Что в волшебном сундучке?», «Узнай по рисунку» | Презентация, разработанных заранее совместно с родителями книжек –малышек к произведениям М. Джалиля «Своими руками» | Читательская конференция для детей и родителей «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» |
15 февраля | Лепка «Мой кот» | Презентация журналао жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля «Мужество останется в веках» | Конкурс чтецов стихотворений М.Джалиля «Подарок на день рождения поэта» |
Приложение
Конспект занятия
"Жизнь моя песней звучала…"
(литературно - музыкальная композиция о Мусе Джалиле)
Цель:
- познакомить детей с творчеством татарского поэта Мусы Джалиля
-рассказать им об интересных фактах из его биографии - воспитывать любовь к татарской национальной культуре, патриотические чувства.
Задачи:
1. Знакомить с национальными героями и культурными ценностями
2. Развивать способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям; нравственную оценку – отношениям, поступкам.
3. Формировать культуру общения и поведения: вести беседу – рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них.
Методические приёмы:
1. Беседа;
2. Рассматривание;
3. Показ;
4. Объяснение;
5. Напоминание;
6. Художественное слово
Оформление:
В центре:
1. Выставка книг М.Джалиля и литература о нем.
2. Фотовыставка, рассказывающая о жизни и деятельности поэта - героя
3. Портрет М.Джалиля, слова из песен:
"Жизнь моя песней звучала в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит":
"Гомерем минем моңлы бер җыр иде,
Yлемем дә яңгырар җыр булып"
4. Выставка иллюстраций и поделок к произведениям М. Джалиля, выполненных родителями и детьми.5. Чтение воспоминаний сестры поэта одной из воспитательниц.
6. Запись песни "Священная война"
Звучит песня на тат.яз. "Жырларым"
Вед. Мир подвига неисчерпаем, и все в нем связано крепчайшими нитями: прошлое и настоящее, настоящее и будущее, кровь, пролитая за победу, и горячая, беспокойная, живая кровь подвига мирных дней. Об этом мы тоже должны помнить. Есть волнения и восторг, к которым нельзя привыкнуть, которые не бывают ни серыми, ни будничными. У подвига есть удивительное, счастливое свойство: он дарит особые часы, мысли и воспоминания. Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!
В Оренбурге есть небольшая татарская деревня Мустафино. Здесь родился великий татарский поэт Муса Джалиль.
Муса был шестым ребенком в семье. Как и все дети, он бегал босиком по росистой траве, пас гусей, купался в речке. Любил организовывать татарские игры.
"Кәрия-зәкәрия"(хороводная игра)
Вед. В школе Муса полюбил уроки рисования. Так как денег на покупку альбома и красок не было, Муса рисовал чем угодно и на чем попало - углем на стене соседнего дома, мелом на каменных плитах тротуара, палочкой на песке. В конце учебного года Мусе подарили за успехи в учебе альбом для рисования и набор красок. Муса рисовал пейзажи, жанровые сценки, портреты односельчан.
Вед. Немного позднее Муса увлекся музыкой. У одного из его приятелей оказалась мандолина, и Муса целыми днями тренькал на ней, пока не выучился вполне прилично исполнять татарские народные песни
.
Татарская народная игра "Чума үрдәк ,чума каз"
Вед. Но, пожалуй, самым сильным и постоянным увлечением Мусы было чтение. Он пропадал вечерами в библиотеке. Он настолько увлекся чтением, что решил завести свою библиотеку. Денег на книги не было, и он надумал "издать" их сам. Из сложенной вчетверо тетрадной бумаги он сшил аккуратные книжечки. В одну записал легенду, в другую - сказку, которую сочинил сам. В третью и четвертую - частушки и народные песни. Муса гордился библиотекой, показывал ее приятелям, давал им почитать свои книжки.
Муса рано начал писать стихи. Мечтал стать поэтом, как Тукай. Ему тогда было всего девять лет.
Стихи. (рассказывают дети)
1. У порога.
2. Храбрый заяц.
3. Мой пес.
4. Вороватый котенок.
5. Сәгать.
6. Әтәч (җыр).
Вед. Преодолев все трудности, он получает образование. Он много пишет. Но его мечты могли не сбыться. Началась Великая Отечественная война.
Звучит песня "Священная война"
Вед. В 1942 году тяжело раненый М. Джалиль попал в плен. Пытки. Голод. Но и здесь Муса не сложил оружия. Он продолжает бороться против фашистов своим испытанным оружием - пером. Об ужасах фашисткой неволи написано немало. В стихах поэта не просто жестокость и варварство, бездушие палачей. Стойкая уверенность в победе.
«Он был очень спокойный и очень мужественный человек, я всегда уважал его, - повторяет Андре Тиммерманс – сосед по камере, бельгийский патриот.
«Моабитская тетрадь». До нас дошли две маленькие тетрадки с моабитскими стихами Джалиля. Первая из них содержит 62 стихотворения и 2 фрагмента, вторая – 50. 20 из них повторяются. (показ на интерактивной доске) Таким образом, моабитский цикл содержит 92 стихотворения и 2 отрывка. Первую тетрадь вынес из Моабитской тюрьмы бывший её узник ГаббасШарипов. В марте 1946 года они были переданы вдове поэта.
Вторую тетрадь Джалиль передал соседу по камере, бельгийскому патриоту Андре Тиммермансу.
1. Вәхшәт. (Варварство)
2. Красная ромашка (инсценированные).
Вед. Нелегко приходилось Джалилю. Особенно он тосковал по своей маленькой дочурке Чулпан, по жене Амине.
Песни 1.Кызыма
2.Сагыну.
Вед. Никогда не покидало вдохновение Джалиля, даже тогда, когда топор палача был занесен над его головой. 25 августа 1944 года Муса Джалиль был казнен, но его песни дошли до Родины. Будучи в плену он написал завещание.
Завещание М.Джалиля, декабрь 1943 года.
Друг, который умеет читать по-татарски и прочтёт эту тетрадку. Это написал известный татарскому народу поэт Муса Джалиль. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей, был привезён в Берлин. Здесь он был обвинён в участии в подпольной организации, в распространении советской пропаганды… и заключён в тюрьму. Его присудят к смертной казни. Он умрёт. Но у него останется 115 стихов, написанных в заточении. Он беспокоится за них. Поэтому он из 115 старался переписать хотя бы 60 стихотворений. Если эта книжка попадёт в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги их и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет, как стихи погибшего поэта татарского народа. Это моё завещание.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит,
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Золотом высечены эти строки из стихов М. Джалиля на памятнике поэту у Казанского Кремля. Всегда там лежат живые цветы. Народ помнит и любит своего поэта.
Вед. В одном из писем из фронта Муса писал жене: "Жить так, чтобы после смерти не умирать:"
Джалиль был прав. Не умер он. Живет он второй жизнью в сердцах людей, в открытых ему памятниках. Живет он в названных его именем улицах, городах. Живет в прекрасном теплоходе, носящем его имя. Его именем назван Татарский Академический театр оперы и балета (открылся в 1939г.) в г. Казани. В нашем городе его именем назван проспект на ГЭСе, есть памятник М.Джалиля.
А теперь, мы проведем небольшую викторину.
1.Кто такой М. Джалиль? Каким он был?
2. Где он родился?
3.Сколько ему было лет, когда он написал первое стихотворение?
4.Чем любил заниматься?
5.Как звали дочь М. Джалиля?
6.На каком музыкальном инструменте он научился играть?
7.Какие его стихи знаете?
8.О чем говорится в балладе "Соловей и родник "?
Вед. Когда пройдет, как жизнь моя,
Когда замолкну, близких покидая,
Не думайте, что умер я, друзья, -
В сердцах миллионов буду жить всегда я.
Читательская конференция для детей и родителей
«Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей»
Проводится в музыкалҗном зале. Дети сидят за столами, расположенными полукругом, за ними сидят родители.
Цель:
1. Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля.
2.Привитие интереса к творчеству и книгам Мусы Джалиля.
3. Воспитание патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
1. Знакомить с культурными ценностями и культурными центрами.
2. Подготовить детей к полихудожественным формам восприятия искусства, знакомство с языком литературного искусства.
3. Развивать способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям; нравственную оценку – отношениям, поступкам.
4. Формировать культуру общения и поведения: вести беседу – рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них.
Методические приёмы:
1. Беседа;
2. Рассматривание;
3. Показ;
4. Объяснение;
5. Напоминание;
6. Художественное слово
Домашнее задание Дети учат стихи.
Вопросы для родителей:
1.Что я знаю о Мусе Джалиле?
2. Какие стихи и сказки слышал?
3. Что стал ценить?
Оформление: Портрет Мусы Джалиля., презентация, интерактивная доска Эпиграф: « Песнь свою я посвятил народу. Жизнь свою народу отдаю» Муса Джалиль, выставка книг и рисунков.
Беседа с участниками:
Воспитатель: Наше мероприятие мы посвятим творчеству Мусы Джалиля.
Каждый год, 15февраля, мы отмечаем важное событие-день рождение великого татарского поэта Мусы Джалиля.
- Что Вы знаете о Мусе Джалиле?
-Почему имя Муса Джалиля стало известно людям?
-Чем он знаменит?
Послушайте сообщение о жизни и творчестве Мусы Джалиля.
Сообщение родителей воспитанников: сопровождается показом иллюстраций.
1.Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино бывшей Оренбургской губернии 2(15) февраля 1906года в небогатой крестьянской семье. Отец Мусы, Мустафа, сын бедного аульного пастуха Абубакира, с детских лет гнул спину на богатого купца. Был мальчиком на побегушках, позднее работал приказчиком.
2.Огромное влияние на формирование внутреннего мира будущего поэта оказала его мать Рахима-Апа. Спокойная, тихая, уравновешенная, полная противоположность Мустафе-абзы, темпераментному, вспыльчивому, легко подверженному неожиданным перепадам настроения, - она обладала бесконечным терпением и стойкостью. Но не только нравственные основы характера Мусы складывались под ее воздействием.
3.С шести лет Муса пошел учиться в сельский мектеб, где за год овладел азами грамоты и вызубрил наизусть несколько сур из Корана. В Оренбурге Мустафе Залилову удалось устроить сына в медресе «Хусаиния» – мусульманское учебное заведение типа духовной семинарии.
Ребёнок:
Отрывок из стихотворения «Мать».
Воспитатель:
Мы видим из этого стихотворения, какой тяжелой жизнью жила его мать, которая рано умерла и оставила мальчика сиротой.
В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. На глазах Мусы умерли от голода два его братишки. Чтобы не быть семье в тягость, Муса уходит в город и вливается в толпы голодной беспризорной детворы, наводнившей в то страшное лето Оренбург. В эти месяцы он «ел что попало, ночевал, где придется».
Ребёнок: Чтение отрывка из стихотворение «Сирота».
Воспитатель:
Эти стихи автобиографичные, это поэт рассказывает о своей тяжелой доли в этот период.
Родитель:
23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнес заявление в военкомат с просьбой направить его на фронт, а 13 июля он уже надел военную форму, но продолжал писать.
Инсценирование стихотворения «Красная ромашка».
Воспитатель:
Некоторое время от Мусы Джалиля приходили письма, а с июля 1942 года все связи с ним прервались. Наконец пришло уведомление, что он пропал без вести. В конце июня 1942 года при попытке прорвать кольцо окружения тяжело раненный, оглушенный взрывной волной попал в плен.
Ребёнок:
Чтение стихотворения «Воля».
Воспитатель:
Но в плену Джалиль создал подпольную группу, которая печатала антифашистские листовки. В августе 1943 года гитлеровцы напали на след подпольной группы. Муса Джалиль и его товарищи были арестованы. Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали ему руку, отбили почки. Тело было исполосовано электрическим шнуром и резиновым шлангом. Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись. Но поэт не сдавался. Он и в тюрьме продолжал схватку с фашизмом теперь уже оружием песни.
Родитель:
Чтение стихотворения «Последняя песня».
Воспитатель:
В Моабитской тюрьме Джалиль продолжал писать свои стихи. Об ужасах неволи написано немало. Одним из таких неповторимых, обжигающих своей подлинностью документов истории являются и «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.
Муса Джалиль погиб в тюрьме замученный фашистами. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны. Выросло уже новое поколение, знакомое уже с минувшей войной лишь по фильмам и книгам. Но подвиг советского народа живет. И Джалиль навечно с нами. Его имя носят улицы, театры, клубы, пароходы. Его именем назван город в нефтяных районах Татарии и центральный проспект в Набережных Челнах и одна из высочайших вершин в Антарктиде.
Ответы на вопросы:
-Что нового Вы узнали сегодня о Мусе Джалиле?
-Можно ли назвать поэта патриотом своей страны? Почему?
-Какие чувства пробуждают стихи поэта?
Воспитатель:
-Ребята! Я надеюсь, что у вас появиться желание прочитать и другие стихи Мусы Джалиля, которые помогут вам стать лучше, чище душой, пробудят любовь к Отчизне.
Музыкально-литературный вечер, посвященный творчеству Мусы Джалиля, для детей старшего дошкольного возраста. Цель: -познакомить детей с творчеством татарского поэта Мусы Джалиля -рассказать им об интересных фактах из его биографии -воспитывать любовь к татарской национальной культуре, патриотические чувства. - внимательно слушать музыкальное произведение, чувствуя его характер, узнавать песни по мелодии Задачи: 1.Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля; 2. Знакомить с культурными литературными и музыкальными ценностями. 3. Развивать способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям; нравственную оценку – отношениям, поступкам. 4. Формировать культуру общения и поведения: вести беседу – рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них. Методические приёмы: 1.Беседа; Оформление: портрет М. Джалиля, фотографии из жизни М.Джалиля, рисунками по произведениям поэта, статьи, стихи, подготовленные воспитанниками и их родителями. Ход: Ведущий: Дорогие ребята и гости! Мы сегодня собрались на литературно-музыкальный вечер, посвящённый жизни и творчеству татарского поэта-героя Муса Джалиля. Муса Джалиль родился 15 февраля 1906 года, в небольшой татарской деревне Мустафино, Оренбургской области. Он рос в многодетной семье, и был таким же мальчиком, как и вы. Любил слушать сказки, которые рассказывала ему бабушка, и слушать песни, которые пела ему мама. Мусе не было ещё и 6 лет, когда с братьями и сёстрами стал проситься в школу, чтобы поскорее самому научиться читать. Маленький Муса был очень прилежным и хорошим учеником. Он очень быстро научился читать, писать и считать. В 9 лет он уже сам много читал и начал писать стихи, а в 13 лет его произведения начали печатать в газетах и журналах. Послушайте отрывки из этих стихотворений: Дети читают стихи. «Поэт» («Шагыйрь») Всю ночь не спал поэт, писал стихи; Слезу, роняя за слезою, Ревела буря за окном; И дом дрожал охваченный грозою… «Лес» («Урман») Пел ты песни с мальчишками вместе, На родном своём языке; Сохраним эти бодрые песни, Чтобы не было место тоске! Ведущий: А сейчас споём песню слова, которой написал Муса Джалиль «Әтәчкәй» («Петушок»). Дети исполняют песню «Әтәчкәй». Сл. М.Джалия, муз. Ж.Файзи. Ведущий: После окончания школы, он поступает в Казанский университет, после окончания учёбы Джалиля посылают в Москву, работать журналистом, он работает и поступает ещё учиться в Московский университет. У Мусы Джалиля было очень много друзей, его очень уважали, он был хорошим верным и честным другом, в трудные минуты, всегда помогал друзьям. Муса Джалиль писал очень много стихов для детей и взрослых послушайте отрывок из стихотворения «Песня» («Җыр»). Дети: Яшим халкым өчен, Жизнь моя, для народа Көчләр табам мин. Все силы ему. Халкым өчен һаман Я хочу, чтоб и песня Алга барам мин! Служила ему! Ведущий: Каждый год наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. Когда началась война Муса Джалиль пошёл добровольцем на защиту Родины и родного народа, он смело сражался, но во время штурма был тяжело ранен и попал в плен фашистам. Находясь в плену он продолжал писать стихи, которые вошли в цикл “Моабитские тетради”. Стихи Джалиля призывали к борьбе с врагами, давали веру и надежду в Победу. Послушайте отрывки из этих стихотворений: “Песня”, “Герой». Он был казнен фашистами 25 августа 1944 года в тюрьме Шпандау. Но его песни вырвались на свободу. И весь мир услышал голос татарского поэта. И напомнил его имя – Муса Джалиль. Песня (Җыр). Дети: Мин кабыздым җирдә ялкын итеп Йөрәгем һәм халкым кушканны. Җырым белән дусны иркәләдем Җырым белән җиңдем дошманны! Ведущий: А сейчас послушайте отрывок стихотворения – “Красная ромашка” (“Кызыл ромашка”). Это стихотворение он посвятил героям Великой Отечественной войны, которые смело воевали. Танец “Красная ромашка” (“Кызыл ромашка”). Ведущий: В нашем городе Казани есть большой театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, есть памятники и музеи, его произведения переведены на все языки мира. Его именем названы улицы, пароходы, детские лагеря. Стихотворение: “Чәчәк” (“Цветок”) Как увядающий цветок в забытьи Я под снежной засну пеленою. Но последние песни мои Расцветут в вашем сердце весною! Дети поют песню: “Матур булсын!” Ведущий: Желаем Вам голубого неба над головой, здоровья и будьте счастливы! Рэхмэт! Спасибо за внимание! Под национальную музыку дети маршируя уходят из зала. |
Журнал о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля «Мужество останется в веках» Всегда Отчизне верным был, Он ей ни в чем не изменил. Пускай он голову сложил, Но честно жил и победил! Муса Джалиль! Муса Джалиль! Герой народа моего. Бессмертны и его стихи И слава громкая его! Цель: -закрепление знаний о творчестве великого татарского поэта М. Джалиля -воспитание интереса и любви к творчеству поэта, уважения к людям сильным духом -воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников. Оформление: портрет М. Джалиля, фотографии из жизни М.Джалиля, рисунками по произведениям поэта, статьи, стихи, подготовленные воспитанниками и их родителями. Статья о жизни М.Джалиля Муса Джалиль – поэт. Стихи его любят и знают миллионы людей. Муса Джалиль – герой. Его подвиг и слова облетели всю нашу планету. Муса Джалиль – патриот. Всем сердцем любил он нашу Родину и не пожалел жизни во имя ее. Запомните его имя – Муса Джалиль. Первая страница журнала. Он родился 15 февраля в небольшой татарской деревне Мустафино. Как и все деревенские дети. Муса бегал босиком по росистой траве, пас гусей, купался в речке, рыбачил. И очень любил слушать сказки, которые рассказывала ему бабушка. Мусе не было еще и шести лет, когда он стал проситься в школу. Читать, писать и считать он научился быстро – очень старательным и способным оказался малыш. Муса много читал. Был наблюдательным. И обо всем, что видел, хотел рассказать людям. Но не обыкновенными словами, а красивыми, складными. Муса очень любил детей. Он часто бывал в школах, детских домах. Разучивал с ребятами пляски, песни, читал стихи, рассказывал сказки. Называл детей «Мои маленькие друзья». Тихим июньским утром 1941 года на нашу страну напали фашисты. На другой же день он пошел в военкомат. С просьбой послать его на фронт. Муса Джалиль – тяжело раненый, потерял сознание и попал в плен. Фашисты жестоко обращались с пленными – били их, морили голодом. За малейшую провинность расстреливали. В трудные моменты он вспоминал о своей дочери – Чулпан. Но Джалиль не покорился. Он писал стихи, которые звали к борьбе с ненавистным врагом Стихи М. Джалиля: 1. Мой пес. 2. Случай в подъезде. 3. Осень пришла. 4. Кукушка. 5. «Петушок» 6. «Девочка из Мензелинска» 7. Клятва. 8. Родник. Татарские народные игры «Тюбетейка» Спутанные кони (Тышаулы атлар)Цель игры: развитие силовой выносливости, укрепление костно-мышечного аппарата ног. На игровой площадке чертится линия. На расстоянии от нее (не более 20 м) устанавливаются флажки, стойки. Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Правила игры:
Угадай и догони (Читанме, бузме) Цель игры: развитие внимательности, ловкости. Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок. Правила игры:
Цель игры: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног. На игровой площадке чертят круг диаметром 15— 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30— 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: «Перескок!». После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим. Правила игры:
Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата. Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: «Эй, дружок, продай горшок!» —Покупай! — Сколько дать тебе рублей? Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. Правила игры:
В конце журнала коллаж из рисунков детей. Конспект занятия "Страницы из дневника жизни поэта – героя Мусы Джалиля" Цель: Оборудование: -кассета с пением птиц -презентация 1. Беседа; Звучит пение птиц. Старик Нигметзян щипчиками перекусил крючок и освободил Мусу. Под горою, на опушке, Воспитатель: У Мусы был брат Ибрагим. Он был старше Мусы на целых четыре года и уже учился в татарской начальной школе. Первую тетрадь вынес из Моабитской тюрьмы бывший её узник ГаббасШарипов. В марте 1946 года они были переданы вдове поэта. Вторую тетрадь Джалиль передал соседу по камере, бельгийскому патриоту Андре Тиммермансу. Нашел друзей в тюрьме? Андре Тиммерманс был освобожден и сумел сохранить стихи. Так о подвиге Джалиля узнала вся страна и весь мир. (Чтение стихов детьми- "О песне" Кроссворд. 1) Бу юллар нинди шигырьдэн? Мусе Джалилю посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. (Звучит песня о Джалиле, поют все песню). Пусть память о поэте-герое Мусе Джалиле живет в наших сердцах! |
Рассматривание и беседа по картине «Лирический портрет М.Джалиля с дочкой».
Цель: Совершенствовать эмоциональную сферу личности ребенка, культуру восприятия.
Задачи:
1.Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля;
2. Знакомить с культурными ценностями и культурными центрами.
3. Подготовить детей к поли художественным формам восприятия искусства, знакомство с языком изобразительного искусства.
4. Развивать способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям; нравственную оценку – отношениям, поступкам.
5. Формировать культуру общения и поведения: вести беседу – рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них.
6. Пробуждать потребность средствами искусства в творческой деятельности выражать свое отношение к произведениям Мусы Джалиля.
7. Воспитывать чувства патриотизма, гражданственности.
Методические приёмы:
1. Беседа;
2. Рассматривание;
3. Показ;
4. Объяснение;
5. Напоминание;
6. Художественное слово.
Оборудование: презентация, портрет, стихи, музыкальное оформление.
Ход:
- Ребята, вы уже много знаете о Мусе Джалиле, о его жизни, знаете много его стихов. Вам об этом рассказывали воспитатели и учителя татарского языка. Сегодня мы с вами отправимся в «картинную галерею», чтобы вспомнить великого сына татарского народа – Мусу Джалиля. Муса Джалиль очень любил детей и писал для них прекрасные стихи, кто захочет может их прочитать позже. Писатели и поэты рассказывают нам истории, сказки, стихи при помощи слова. А как художники могут рассказать о том, что их волнует, радует?
- Изображая, рисуя красками и карандашами.
Воспитатель показывает репродукцию «Лирический портрет М.Джалиля с дочкой».
- Ребята, о чем эта картина?
- О Мусе Джалиле и его дочке Чулпан.
- То, что изображено в центре картины как называют художники?
- Портреты.
- Верно. Что вы можете рассказать о выражении лиц папы и дочки, их позе?
- Папа стоит за спиной дочки, а у Чулпан в руках игрушка – зайчик.
- Лица у них красивые, счастливые.
- Рассматривая картины внимательно мы можем раскрыть замысел художника, то, что изображено вокруг портретов рассказывает о том, где жил Джалиль, а вы догадались, где в это время жил поэт?
- Он жил в Казани, в нижнем правом углу художник изобразил Казанский кремль и башню Сююмбике.
- Верно. Левая рука его едва касается какого-то предмета. Что это за предмет?
- Это книги, раскрытые книги.
- Художник подсказывает нам, кем был Джалиль – поэтом. Сначала стихи рождались в голове поэта, а потом он записывал их в тетрадку, позже в печать выходили сборники его стихов.
- А мы можем догадаться, какое время года художник запечатлел в своей картине?
- Лето.
- Как вы догадались?
- Внизу нарисованы цветы – маки, ветки с яблоками.
- А мы можем сказать какая была погода?
- Было жарко, Муса Джалиль снял даже пиджак и повесил его через плечо.
- А еще справа в синем ясном небе летают птицы.
- Какое настроение передается нам от этой картины?
- Хорошее, радостное, видно, что им хорошо вместе.
- Какими красками пользовался художник, чтобы передать нам это настроение?
- Светлыми, яркими, сочными.
- Молодцы, как много вы смогли увидеть. Это мирный, счастливый для поэта период жизни, когда он жил вместе со своей семьей, много работал, прославляя в своих стихах свою Родину, мирный труд, сочиняя прекрасные стихи. А какие стихи М.Джалиля вы знаете?
- «Петушок», «Часы», «Заяц», «Кукушка», «Красная ромашка».(Дети по желанию читают стихи).
- Но вот для нашей Родины наступили мрачные времена, на нас напала фашистская Германия. Весь народ встал на защиту своей Родины, военные взяли в руки оружие. Оружие в руках поэта – его слово. Муса Джалиль отправился на фронт в качестве военного корреспондента, он должен был освящать в своих репортажах военные события.
- В июне 1942 года тяжело раненный Муса Джалиль попал в плен, в фашистские застенки тюрьмы «Маобит». Его пытали, били, он голодал. Но и здесь Джалиль не сложил оружия. Он продолжает бороться против фашистов своим испытанным оружием - пером. Он поддерживал своих товарищей, вдохновляя их своим стихами на сопротивление. Хотя фашисты предлагали ему сохранить жизнь в обмен на сотрудничество с ними, т.е. они предлагали ему стать предателем, изменником Родины.
- Нелегко приходилось Джалилю. Особенно он тосковал по своей маленькой дочурке Чулпан, по жене Амине. Поэт сознательно избрал путь неминуемой гибели. В плену он беспокоился за свое честное имя и за судьбу близких. Ведь он расстался с дочкой Чулпан, когда ей было всего 4 года.
Моя кровь не иссякнет в твоей крови,
Дочь, на свет рожденная мной.
Я отдам тебе трепет своей любви,
Чтоб спокойно спать под землей.
- А эта картина рассказывает нам о самом трудном, трагическом периоде жизни поэта.
- О чем эта картина?
- О наших пленных солдатах.
- Кого художник изобразил в центре композиции?
- Наших солдат, которые стоят все вместе, а вокруг вооруженные фашисты.
- Верно, Муса Джалиль обнял молодого солдата, пытается его успокоить, подержать, ведь им только что объявили о том, что их все казнят.
- В стихотворении «Не верь!» он писал:
Холодное тело засыплет земля, —
Песнь огневую засыпать нельзя!
Умри, побеждая, и кто тебя мертвым
Посмеет назвать, если был ты борцом!
- Какое настроении предает художник этой картиной?
- Грустное, печальное, страшно даже.
- Какими красками пользовался художник, передавая нам последние минуты жизни наших пленных?
- Темные – серые, черные, очень мрачные.
- Наши солдаты очень худые, оборванные, есть даже раненный.
- Не имея возможности сражаться с врагами, наши солдаты предпочли умереть, но стать предателями. Как вы думаете, какими качествами обладали эти люди?
- Они храбрые, сильные, мужественные.
- Таких людей называют героями.
- Надо очень сильно любить свою Родину, свой народ и свою семью.
- Даже находясь в застенках Муса Джалиль не переставал писать стихи, он написал их целую тетрадь, которая позже была найдена и стала называться «Маобитская тетрадь». Сейчас она хранится в Казани, и каждый год в день рождения Джалиля её выносят к читателям в сопровождении почетного караула. Это высший знак проявления уважения и восхищения подвигом и талантом поэта, чьи стихи знают не только все татарстанцы, но и люди во всем мире.
Когда пройдет, как песня жизнь моя,
Когда замолкну, близких покидая,
Не думайте, что умер я, друзья, -
В сердцах миллионов буду жить всегда я.
- Муса Джалиль был истинным борцом, защищавшим свою Родину, нацию и веру. Он совершил подвиг, достойный подражания. Его имя стало олицетворением гуманизма, символом мужества. Он прожил короткую, но яркую жизнь, наполненную кипучей деятельностью. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Умирая, не умрет герой -
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!
- Мы должны в своем сердце хранить память о поэте – герое, гордиться его жизнью и подвигом. А сейчас вы можете рассказать стихи, которые вы знаете. (Дети рассказывают стихи на русском и татарском языке).
Сценарий праздника «День татарских народных игр»
Цель: - формировать у детей нравственные качества через татарские народные подвижные игры, народный фольклор и традиции;
Задачи: - формировать у детей представления об обычаях, традициях, играх, укладке жизни татарского народа;
- воспитывать у детей уважение к народным традициям и обычаям;
- развивать интерес к татарским национальным играм, желание использовать их в самостоятельной деятельности.
Оборудование: магнитофон, диски УМК “Тугантелдсйлшбез”, шары, плакаты.
Игры: «Колечко».
Цель: - воспитывать любовь к фольклору татарского народа.
Задачи: - развитие саморегуляции и произвольности поведения;
- совершенствовать певческие навыки детей на основе национального репертуара.
«Одень тюбетейку»
Цель: - воспитывать любовь к фольклору татарского народа.
Задачи: - побуждать говорить об ее эмоционально- образном содержании, делиться своими впечатлениями.
- развивать навык чистого интонирования, четкого произношения слов, выразительного, осмысленного исполнения татарских песен.
«Тимербай»
Цель: создавать условия для свободного самовыражения детей в играх, поощрять музыкально-игровую импровизацию в ролевом поведении, развивать творческие способности.
Задачи: - развивать интерес к играм татарского народа;
- развивать внимание
-формировать ритмичность движения в соответствие с характером музыки.
«Битье горшка»
Цель: создать условия для свободного самовыражения детей в играх.
Задачи: - выполнять правильно команды
- развивать умение координировать свои движения
«Сядь, сядь, Малика!»
Цель: совершенствовать певческие навыки детей на основе национального репертуара.
Задачи: - воспитывать любовь к фольклору татарского народа.
- совершенствовать технику исполнения танцевальных движений.
Праздник проходит на улице (на участке) в виде спортивно-развлекательной форме. Звучит татарская народная (плясовая) музыка (Аудио-приложение УМК «Тугантелдсйлшбез») .
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Иснмесез, балалар. Хлллрничек?
Дети:Иснмесез! йбт!
Ведущая: Ребята, какая сегодня погода.
Дети: Теплая, солнечная, радостная.
Ведущая: Радостная и Праздничная. Ребята, а вы любите играть?
Дети: Да, любим!
Ведущая: Сегодня мы поиграем в татарские национальные игры
Давайте поскорее начнем. Первая наша игра называется «Колечко». («Йзексалыш». Игра проводится под музыку. Аудио-приложение УМК «Тугантелдсйлшбез», трек № 29) .
Правило игры. Водящий зажимает колечко между ладонями, все игроки подставляют ему свои руки «лодочкой». Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались кому именно. После этого произносится фраза «Колечко – колечко, выйди из крылечко! » Тот, кому колечко досталось, должен выбежать на место водящей, остальные же должны попытаться его удержать, если, конечно, сообразят вовремя, кто именно собирается бежать. Если получившему колечко удается выбежать, то в следующем водит он, если нет – водящий остается тот же.
Ведущая: Какие вы у меня молодцы! Давайте, перейдем к следующий игре. Ребята, вы знаете, что это такое? (Показывает тюбетейку) .
Дети:Да.
Ребёнок: Это – тюбетейка. Традиционный головной убор для мужчин. Тюбетейку принято красиво украшать бисерами, вышивать узоры красивыми, разноцветными нитками.
Ведущий: У татар есть игра связанная с тюбетейкой. Она так и называется «Одень тюбетейку». Давайте, мы тоже поиграем в эту игру.
Правила игры. Дети становятся в круг. Поют песню на татарском языке, и одевают тюбетейку. Таким образом, передают друг другу. Игра проводиться под музыку. (Аудио приложение УМК «Туган телдә сөйләшәбез”, трек №13)
Түбәтәйне кигәнсең,
Бик ераклардан килгәнсең,
Төскә матурлыгың белән
Шаккатырыйм, дисеңме.
Кушымта:
Түп – түп – түбәтәй,
Түбәтәе укалы
Чиккән матур түбәтәй
Менә кемдә тукталды.
В конце песни, у кого остается тюбетейка, тому и дается наказание: спеть песенку, рассказать стежок, кричать как петушок, и т. д. Игра так продолжается.
Ведущий: Вот какие вы у меня молодцы! Вам понравилась эта игра?
Дети: Да!
Ведущий: Следующая наша игра называется «Тимербай». Я уверена, что эта игра вам тоже очень понравиться.
Правила игры. Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Игра проводиться под музыку. (Аудиоприложение УМК “Туган телдә сөйләшәбез” трек № 29) Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались.
Хорошенько отмылись
И красиво нарядились.
И не есть, ни пить, не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь в место себя. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.)
Ведущий: Вы не устали?
Дети: Нет!
Ведущий: Тогда, давайте продолжим игрой «Битье горшка».
Правило игры. Дети становятся в круг, или в одну линию. В центр ставятся горшок. Платком связывается глаза, и он должен по прямой линии дойти до горшка и с помощью палки разбить горшок. Таким образом, игра продолжается. Игра продолжается под музыку. (Аудиоприложение УМК “Тугантелдә сөйләшәбез” трек № 13)
Ведущий: Следующая наша игра не менее интересна, и тоже связана с завязыванием глаз. Игра называется «Сядь, сядь, Малика! »
Правила игры. Дети становятся в круг. Одному завязывают глаза, и ставят в центр круга. Дети взявшись за руки, поют песню и идут по кругу. Песня поется на татарском языке:
Утыр, утыр, Мәликә, алмагачы төбенә,
Кем утырган каршыңа,әйтеп бирче тиз генә
Один из детей садится в круг, рядом с водящим, и он должен с помощью прикосновений узнать, кто стоит с ним рядом. Если не узнает, дается наказание. Игра так продолжается.
Ведущий: Эта, была наша последняя игра. Вот сколько веселых и задорных игр мы с вами поиграли. Это еще не все игры, у татарского народа очень много веселых и не менее интересных игр. Мы с вами в них обязательно сыграем. Вам понравилась наш сегодняшний праздник “День татарских народных игр”?
Дети: Да!
Ведущий: А какая игра больше всего понравилась? (ответы детей)
Ребята, давайте закончим наш Праздник с песней “Родной язык”, слова который написал наш известный писатель Г. Тукай (Аудио-приложение УМК «Туган телдә сөйләшәбез», трек № 37) .
Татары очень веселый, открытый, доброжелательный народ и славятся своим гостеприимством. Они любят принимать гостей и угощать всякими сладостями. Я тоже приглашаю вас на чаепитье с традиционными блюдами эчпочмак и чәк – чәк! Сау булыгыз! До свидания! До новых встреч!
Познавательное занятие с дошкольниками «Народные приметы»
«Мудрость народов мира» (русские и татарские пословицы)
Цели: Расширить знания о народных приметах;
- народном быте, культуре, о традициях и обычаях;
- накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства;
- обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально – театральную деятельность; приобщение детей к народным играм.
Привить любовь к устному народному творчеству, жизни
Задачи:
-Знакомить детей с традициями, бытом, культурой татарского и русского народа; - Воспитывать уважение к человеку, говорящему на другом языке, с помощью ярких впечатлений, воздействующих на чувство ребёнка; - Обогащать детей новыми знаниями; - Развивать коммуникативную функцию речи.
- Закрепить сведения о тематике и художественных особенностях пословиц;
- Развить навыки сравнения, анализа;
- Формировать уважительное отношение к своей культуре и культуре других народов России.
Предварительная работа:
В группе проведено занятие по ознакомлению детей с татарским народным орнаментом.
В образовательной области Музыка дети познакомились с песенным и танцевальным творчеством.
В свободной деятельности знакомились с культурой татарского народа, обычаями, традициями, татарским узором;
Самостоятельно, в области художественно-творческой деятельности изготовили татарский орнамент и выполнили коллективную работу по украшению татарского фартука.
Помогло тесное взаимодействие с родителями по ознакомлению детей с бытом и предметами домашнего обихода татарского народа.
Материал:
- Экран для показов фильмов и слайдов.
-Столы для приготовления кыстыбый со столовыми приборами и необходимыми продуктами для изготовления; противень для выпечки кыстыбый;
-Элементы татарского и русского народного костюма для девочек, для мальчиков
-Картой Республики Татарстан.
Ход:
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о народных приметах. Старинные календари, гороскопы, приметы – всегда вызывали у людей любопытство. Это было необходимо в древние времена.
Народной мудрости дошла до нас в обрывочном виде. Тем не менее интерес к древней мудрости, народным приметам, пословицам не угас.
Наши предки в своих размышлениях о жизни наблюдали за природой.
- Ребята, какие народные приметы вы знаете?
- Правильно, есть приметы о погоде, бытовые, о человеке, о животных.
Народные пословицы и поговорки зимы
1. Мороз не велик, да стоять не велит.
2. Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
3. Береги нос в большой мороз!
4. Солнце - на лето, зима – на мороз!
Народные приметы зимы
• Дым столбом – к морозу.
• Если ночью был иней, днём снег не выпадет.
• Кошка - в печурку, стужа – на двор.
• Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
• Ранний снег - к ранней весне.
• Обильные снегопады в начале зимы - к сильным дождям в начале лета.
• Снежная зима - к затяжной весне, к дождливому лету.
• Тёплая зима - к холодному лету.
• Сухая и холодная зима - к сухому и жаркому лету.
• Если февраль холодный - к благоприятному лету.
Вот и пришла весна, а с ней по приметам, пословицам и поговоркам умный народ читал погоду за окном и строил догадки о предстоящем лете.
Март - утро года. Апрель – с водою. Май – с цветами.
Народные пословицы и поговорки весны
1. Весна, зажги снега, заиграй овражки!
2. Вода с гор потекла, весну принесла.
3. Увидел грача, весну встречай.
4. Ласточки прилетели – скоро гром загремит.
5. До первой грозы лягушки не квакают.
6. Апрель с водою – май с травою!
• Если весной воды в реке не прибавиться – к жаркому лету.
• Если весной на крышах при таянии снега образуются длинные сосульки – к продолжительной весне.
• Если в середине марта тепло – к тёплому лету.
• Холодная весна – к градобойному лету.
• Если быстро тает и вода бежит дружно – к дождливому лету.
• Жаворонки, прилетите, красно лето принесите.
Зимние вопросы - викторины.
1. Какой месяц год кончает, а зиму начинает? (Декабрь)
2. Какой месяц называют: студень, хмурень, ледостав, рекостав? (Декабрь, т. к. он землю студит, небо хмурит, приходит время ранних сумерек, замерзают реки и водоёмы) .
3. О каком месяце говорят: полночь года и почему? (О декабре. Самые длинные ночи. Самый тёмный месяц)
4. Какой месяц середина зимы и начало года? (Январь)
5. Самый короткий месяц года? (Февраль)
Весенние вопросы - викторины.
1. С какого дня (по календарю) считается начало весны? (С 21 марта) .
2. В честь, какой богини май получила своё наименование? (Май - в честь древнеиталийской богини весны Майи).
3. Старославянские названия какого месяца я назову? – Березозоль, «капельник», «протальник» «дорогорушитель», «грачевник», «солнцегрей», «свистун» и «ветронос», «парник» и «огородник» нарекли его. (Март).
4. Какой месяц назывался «утром весны и утром года» (Март) .
5. Какой месяц назывался Травень, Травный, Цветень, Майник или Розоцвет. (Май)
Только ли русский народ создавал пословицы?
Дети: Нет, пословицы, как и сказки, есть у разных народов.
Воспитатель:Да, пословицы есть у разных народов, в том числе и у татар.
Я прочитаю и татарские и русские пословицы
Ворон ворону глаз не выклюет.
Конь на четырех ногах и тот спотыкается.
Ни богу свечка, ни черту палка.
Как аукнется, так и откликнется.
Что посеешь, то и пожнешь.
Все эти пословицы и поговорки существуют и у русского, и у татарского народов. Как вы думаете, почему так произошло?
Дети: Народы долгое время живут рядом, и учатся друг у друга.
Воспитатель:Нам может подсказать русская это пословица или нет детали быта, которые отличаются у разных народов.
Коварная жена – плетка шайтана.
Когда бой кончился, появляется много батыров.
Надел бедняк – откуда взял? Надел бай – носи на здоровье!
Если бы бог дал буйволу крылья, то он разрушил бы все дома.
Ниточки соединить – получится аркан.
От аргамака родится конь, от дурного родится дурное.
Прежде нужно привязать осла, а уж потом поручить его аллаху.
Собака лает, а караван идет.
Мы увидели, что иногда пословицы полностью совпадают. Бывает и так, что в пословицах других.народов есть слова, отражающие особенности их уклада жизни.
Я прочитаю татарские пословицы, а вы подберите к ним русские пословицы с таким же смыслом.
Без труда и зайца не поймаешь.
Без ветра листья не колышутся.
Волчонок все-таки будет волком, даже если будет воспитан человеком.
Что в лесу крикнешь, то и в ответ услышишь.
Высказанное слово нельзя возвратить, как нельзя опять соединить разрезанный хлеб.
Каждый плод растет в свое время.
Близкая солома лучше далекого ячменя.
Дожидаясь гуся, не упусти утку
Кто от рождения черен, того не отмоешь и мылом.
Чужая душа – бездонное море.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам приготовить татарское национальное блюдо
Кыстыбый. Кыстыбый – это своего рода пироги с не защипанными краями. Их называют ещё и кузимяк. Я не только вас угощу, но и делать научу. Как будущие хозяйки, девочки будут стряпать, а мальчики им помогать. Надевайте все фартучки, ребята, нужно нам подготовиться.
Звучит татарская народная мелодия. Дети надевают фартучки протирают руки влажными салфетками, подходят к столам на которых заранее приготовлены: скалки, доски, на которых будут раскатываться лепёшки, миска с картошкой и готовое тесто. (воспитатель рассказывает и показывает, как готовится тесто для Кыстыбый. Затем вовлекает детей в приготовление. Дети выкладывают свои изделия на противень).
Воспитатель: Вон сколько наготовили лепёшек! Теперь надо нам их испечь, а затем уже начинять картошкой. Вы хорошо потрудились, ребята и пока повара буду печь кыстыбый, мы поиграем. Дети играют в татарскую народную игру «Тимербай».
Пока вы играли, ребята, лепёшки испеклись. Осталось только положить в них начинку. Проходите, пожалуйстак столам, продолжим готовить кыстыбый. (Дети подходят к столам и завершают изготовление кыстыбый. Готовые изделия выкладывают на блюдо.)
Готово! Ребята, забирайте, не стесняйтесь.
Итог:
Древние мудрецы говорили: Мир таков, каким мы его себе представляем.
- Если кому- то его жизнь кажется серой, полной опасностей, болезней, ударов судьбы, она именно такой и будет. Но если кто – то замечает хотя бы иногда проблески солнца, радости жизни, приятные сюрпризы, то судьба к нему поворачивается лицом. И, начиная новое дело, не следует искать каких – либо примет. Самое лучшее, что можно сделать – это почаще думать о счастье, удаче, радости, об успехе.
Интересные факты
1. В мае 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось во двор фашистской тюрьмы Моабит. Там уже никого не было - ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг и мусора. Один из бойцов обратил внимание на листок бумаги со знакомыми русскими буквами. Он поднял его, разгладил (это оказалась страничка, вырванная из какой-то немецкой книги) и прочитал следующие строки: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам - писателям в Москве».
Дальше шло перечисление фамилий писателей, которым поэт посылал свой последний привет, и адрес семьи.
Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского поэта-патриота.
Вскоре после окончания войны кружным путем, через Францию и Бельгию, вернулись и песни поэта - два маленьких самодельных блокнота, содержащие около ста стихотворений. Эти стихи получили сегодня мировую известность.
2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему политруку Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он - первый среди поэтов - удостоен Ленинской премии.
2. Им были написаны 4 либретто для опер «Алтын чеч» («Золотоволосая», 1941, музыка композитора Н. Жиганова) и «Ильдар» (1941).
3. В концлагере Джалиль продолжал писать стихи, всего им было написано как минимум 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником на Родину.
Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech78.htm
Объекты, названные в честь Джалиля:
- Посёлок Джалиль в Республике Татарстан
- Памятник в Москве открыт 25 октября 2008 года
- Памятник в Нижневартовске открыт 25 сентября 2007 года.
- Памятник в Набережных Челнах
- Памятник в Нижнекамске
- Памятник в Мензелинске
- Памятник в Казани
- Памятник в Оренбурге
- Памятник в Альметьевске
- Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани
- Мемориальная доска на здании МОУ СОШ №15 в Тобольске
- Проспект Мусы Джалиля в Набережных Челнах
- Улица Мусы Джалиля в Астрахани
- Улица Мусы Джалиля в Жезказгане
- Улица Мусы Джалиля в Казани
- Улица Мусы Джалиля в Мензелинске
- Улица Мусы Джалиля в Великом Новгороде
- Улица Мусы Джалиля в Москве
- Улица Мусы Джалиля в Нижневартовске
- Улица Мусы Джалиля в Новосибирске
- Улица Мусы Джалиля в Томске
- Улица Мусы Джалиля в Ижевске
- Улица Мусы Джалиля в Ташкенте
- Улица Мусы Джалиля в Тюмени
- Улица Мусы Джалиля в Тобольске
- Улица Мусы Джалиля в Уфе
- Улица Мусы Джалиля в Альметьевске
- Переулок Мусы Джалиля в Тобольске
- Улица Мусы Джалиля в Кокчетаве
- Улица Мусы Джалиля в Киеве
- Улица Мусы Джалиля в Черкассах (Украина)
- Улица Мусы Джалиля в Агрызском районе
- Улица Мусы Джалиля в Екатеринбурге
- Кинотеатр в Нижнекамске
- Малая планета (1972 г.)
- Улица Мусы Джалиля в Бугульме
ПРИЛОЖЕНИЕ
Муса Җәлилнең “Карак песи” шигыренә нигезләнеп, әкият сәхнәләштерү.
Максат: Муса Җәлилнең “Карак песи” шигыреашабалалардахөрмәт,әдәплелек,мәрхәмәтлелектәрбияләү.
Бурычлар:
1.Балаларда патриотикхисләртәрбияләү.
2.Шигырьне сәхнәләштерүашабалалардаартистлыккүнекмәләренүстерү.
“Каракпеси”
Катнашалар: Әби, Малай, Мияу, Акбай, 3 тычкан.
(Өйэче. Әби песине итәгенә куеп иркәләп,шигырь сөйләп утыра)
----Әби: Мияу, Мияу пескәем,
Бик акыллы дускаем.
Ап-ак йомшак күлмәгең..
Бизи сине дускаем.
(Малай белән Акбай керә.)
----Малай: Әби, әби.
----Әби: Нәрсә булды улым?
----Малай: Әби, Акбай белән уйнарга барыйк әле.
----Әби:Ярар улым, тик озак йөрмәгез.
----Малай: Рәхмәт әби.
Җыр “Маэмай”
---Малай:Минем бар бер, маэмаем
Кара борын Акбаем.
Күп йөгерә , күп өрә
Күп ишетә, күп күрә.
----Акбай: Һау, Һау.
----Малай: Акбай, Акбай әйдә киттек.
----Акбай:Һау, Һау, өйне кем саклар?
---Малай: Әби рөхсәт бирде, әйдә киттек. Өйне Мияу саклый.
(Малай белән Акбай чыгып китәләр)
----Әби: Мин дә идәнне себереп алыйм да, кибеткә барып кайтырмын.Тәмле-тәмле кәнфитләр, ипи, сөт алырмын.
(Әби тора да, идән себерә башлый, песи ятып кала, шул арада тычканнар йөгереп китә.)
---Әби: Тагын өйгә тычканнар кергән.Мияу, Мияу тор пескәем, тор тиз бул.
(Мияу әкрен генә тора.)
----Мияу: Мияу, мияу, нәрсә булды әбекәй?
----Әби:Тычканнар кергән, йоклап ятма, тор. Тычканнарны тот.
---Мияу: Ярар әбием, ярар тотармын.
----Әби: Мияу, мияу пескәем,
Колак салчы сүземә.
Каравылдан бушагач,
Сөт ирермен узеңә.
---Әби: Хәзер мин кибеткә барып кайтам, син өстәл өстендәге майларны тычканнардан сакла.
( Әби чыгып китә)
---Мияу: Ярар әбекәем, ярар.Әй тотсам шул тычканнарны, кирәкләрен бирер идем.
---1нче тычкан: Нишләтер идең?
---Мияу: Тотып ашыйм.
---2 нче тычкан:Тотсаң - ашарсың. Пи-пи-пи.
---3 нче тычкан:Син бит ялкау, гел йоклыйсың.
----Мияу: Хәзер мин сезнеңкирәгегезнебирәм...
(Куышлы уйный башлыйлар, песи тычканнарны куа башлый)
----Мияу:Уф ардым, мин сезне тотып азапланганчы, өстәлдәге майны гына ашыйм да, йоклап алырмын.
--1 нчетычкан: Мияу, әйдә гел йоклап ятма инде, әз генә уйнап алыйк.
(Җыр:“Тычканнар җыры”)
---Мияу: Уф , ардым.Бүтән сезнең белән уйнамыйм.Минем ашыйсым килә.Мин ашап алам, аннары ятып йоклыйм.
(Мияу өстәлгә менә дә,майны ялый башлый, ялгыш кына сөтне түгә.Ашап алгач,йокларга ята.)
( Малай белән Акбай кайтып керәләр).
---Малай:Акбай кил әле ,кара, нәрсә булган монда?
---Акбай: Һау-Һау нәрсә булган бу өйдә?
---Малай: Песи өйдә тәртип бозган.
(Акбай сөтне ялый башлый.Ул арада әби кайтып керә.Песине уята.)
--Әби: Песекәем тор,тор,нәрсә булды монда?Мин бит сиңа тычканнарны тотарга , тәртип сакларга куштым.Ә син сүземне тынламадың.
(Песи киерелеп кенә тора)
--Әби: Мияу-мияу пескәем,
Хыянәтче икәнсең.
Саклый торган маеңны,
Үзең ашап киткәнсең.
---Мияу: Әби мин гаепле түгел, тычканнар котыртты,алар гаепле.
--1 нчетычкан:Мин түгел.
--2 нчетычкан:Мин түгел.
--3 нчетычкан:Мин дә түгел. Мияу үзе гаепле.
( Мияу әби янына барып баса, гаебен таный.)
----Мияу: Әби, мин гаепле, гафуит.Бүтәналайэшләмәм,сүземдәторырмын!!!
----Әби: Без сине бу юлы гафу итәрбез, икенче юлы җәзасын бирербез.
(Җыр “ Дуслык”)
Книги для выставки:
“выставка Муса Джалиль”. Казань. Татарское книжное издательство, 1966 год.
“Муса Джалиль”. Казань стихотворения. Татарское книжное издательство, 1979 год.
Муса Джалиль “Красная ромашка”. Казань. Татарское книжное издательство, 1981 год.
“По следам поэта героя” Р. Мустафин. Казань. Татарское книжное издательство, 1973 г.
“История татарской литературы”. Казань. Татарское книжное издательство, 1989 г.
“Сборник песен”. Казань. Татарское книжное издательство, 1972 г.
Муса Джалиль и музыка (аудио и видеокассеты).
“Вспоминая о Мусе”. Казань. Татарское книжное издательство
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей подготовительной группы "Детям о выборах"
Цель проекта "Детям о выборах" - познакомить детей с понятиями «выборы», «депутаты», «голосование», «урна». Объяснить для чего проводятся выбо...
Проект для детей подготовительной группы (по методу проектов Д.Дьюи) по теме "Тольятти - город будущего".
Метод проектов Джона Дьюи и его ученика Килпатрика самый трудный, но интересный в работе. Данная технология направлена на развитие у детей познавательного интереса и способностей детей в процессе разр...
Выставочный проект «Русь ремесленная» Тематический проект для детей подготовительной группы «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»
Выставочный проект «Русь ремесленная» Тематический проект для детей подготовительной группы «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»...
Познавательный проект для детей подготовительной группы "Дети и дорога"
Продолжать знакомить детей с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно- указательными;познакомить с правилами дорожного движения;продолжать воспитывать культуру поведения ...
Краткосрочный проект для детей подготовительной группы группы. "Зимнее вдохновение"
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательного - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применять знания детей о сезонных ...
Проект для детей подготовительной группы "Расскажем детям о войне".
В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. К этой знаменательной дате мы разработали план проекта для детей подготовительной группы «Фантазеры» под наз...
Проект для детей подготовительной группы по теме: «Дети и дорога»
Проект "Дорога и дети"...