национальная культура
картотека (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к национальной культуре.
Татарское народное искусство тесно связано с бытом в украшении жилища, одежды, бытовых предметов. Татарские мастера и мастерицы пользовались различными материалами и техническими средствами.
Цветочно-растительный орнамент занимает одно из основных мест в декоративно – прикладном искусстве . Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа, поражает обилием цветочных мотивов, богатством цветочных сочетаний.
Мы стремимся дать общее представление детям о связи искусства с жизнью и бытом народа, о различной технике орнаментирования, о типах узоров (растительное, геометрическое), цветовой гамме, композиции, красочности, жизнерадостности произведения искусства.
Татарское прикладное искусство, традиции национального костюма создавались и видоизменялись на протяжении столетий. Искусство и обычаи народа неразрывно связаны с его историей, религией, природными условиями, особенностями быта, торговыми связями и т. д.
Испокон веков одежду себе и своим близким татарская женщина старалась изготовлять сама, вкладывая в это увлекательное дело все свое умение и эстетический вкус. Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков и тюбетеек, в лучших своих образцах поднявшихся до уровня художественных произведений. Вкладывая свою душевную теплоту, талантливые мастерицы создавали поистине удивительные головные уборы, которые являются центральным декоративным элементом национальной одежды. С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они несли функцию не только декоративного оформления костюма, но и — в своей орнаментации — охранно-магическую роль. Головные уборы, входящие в единый стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий. Не случайно любая религия также предусматривает покрытие головы.
Узоры в татарской вышивке чаще всего цветочно-растительного характера, они черпались из окружающей природы.
Уже в глубокой древности, во времена язычества, человек создавал несложные узоры из условных знаков-символов: прямой горизонтальной линией обозначалась поверхность земли, волнистой — вода, кругами, квадратами или ромбами изображали солнце и луну. Многие узоры и украшенные ими предметы считались оберегами. Так можжевельник, шиповник, рябина считались растениями счастья. По сей день принято использовать их цветы, ветки как талисман. Роза считается знаком красоты и любви. А один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте — тюльпан является символом возрождения. Астра (видимо, из-за большого количества лепестков) считается цветком долголетия. Встречаются в узорах и разрезанные плоды граната — признак богатства и плодородия.
Со времен волжских булгар дошла до нас широко распространенная тема цветочного букета, связанная с изображением степного куста «древа жизни» и символизирующая источник жизни. Мотив птицы или птичьего пера издревле являлся у тюрков символом солнца, света, равно как и присутствие в предметах красного цвета. Цвет фона, являясь второстепенным, дополняющим элементом, тоже нес смысловую нагрузку. Несмотря на то, что в формах народного искусства, передаваемых из поколения в поколение, первоначальный смысл постепенно терялся, в них сохранилась красота орнамента, которая теперь украшает нашу жизнь и быт.
Народное искусство казанских татар, как искусство других народов тесно связано с бытом. В украшении его жилища, одежды, бытовых предметов, татарские мастера и мастерицы пользовались различными материалами. В разработке орнамента они достигли большой виртуозности, создав многочисленные узоры и приемы их построений. Мастера прекрасно понимали значение гармонии, формы, ритма, законно цветовых соотношений. Композиция орнамента, его расположение находятся в определенной взаимосвязи с формой украшаемой поверхности, характером бытового предмета, украшения, что обусловливало степень их декоративности.
Характерным признаком татарского орнамента является его контурное решение. В своей основе татарский орнамент состоит из цветочно-растительных, геометрических и зооморфных мотивах. В вышивках, в мозаике по коже, орнамент, за редким исключением состоит из цветочно-растительных мотивах. В узорных тканях, в некоторых видах ювелирной техники наоборот преобладающее место занимают геометрические узоры.
Цветочно-растительный орнамент занимает одно из основных мест в декоративно-прикладном искусстве казанских татар. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветочных сочетаний. В орнаментации различных изделий и предметов быта можно встретить формы от простейших в виде растительного побега до пышных букетов. Цветочно-растительные изображения подразделяются на три большие группы: степного, лугового (частью лесного) и садового происхождения. Из степных мотивов преобладают изображения тюльпана, незабудки, мака, гвоздики. Из луговых мотивов часто встречаются изображения васильков, колокольчиков, цветов шиповника, ромашек. Из садовых цветов наиболее популярны георгины, астры, хризантемы, пионы, анютины глазки, розы, реже нарцисс и ирис. Изредка встречаются колосья ржи, пшеницы, листьев кенафа, конского щавеля, ягод черники, шиповника. Видное место среди растительных изображений почти во всех видах искусства казанских татар занимает трилистник, он обычно сочетается с другими мотивами. Тюльпан варьировался народными умельцами до бесконечности. Мотив гвоздики тоже имеет большое количество вариаций. Наряду с лепестками зубчатого профиля встречаются лепестки в виде волнистых и полукруглых завершений. Количество лепестков от 3 до 5 и многолепестковые, близкие к василькам. Широкое применение получает сердцеобразный элемент в построении цветочных мотивов. Интересны изображения колокольчиков, они характерны для вышивки тамбуром и золотом. Мозаики по коже также имеют варианты. Большой популярностью пользовались георгины, они изображаются заостренными и полукруглыми: стилизованные изображения с волнистыми краями. Популярной является ромашка, лепестки делаются волнообразными и остроконечными, а также большой интерес представляют изображения лотосообразных, они присущи вышивкам и кожаной узорной обуви. Среди цветочных мотивов значительный процент занимают сильно стилизованные, условно трактуемые формы, которые иногда трудно отнести к той или иной группе цветов. Разнообразные цветы изображались в профиль и в раскрытом виде лицевой стороной, чаще всего элементы орнамента ассиметричны.
При обучении детей росписи татарского орнамента в основу программного содержания на занятиях должна быть положена последовательность освоения детьми основных изобразительных средств (элементов, колорита, композиции).
Младшая группа.
При ознакомление с татарским искусством в начале рассматриваются предметы быта и одежды, обращая внимание детей на композиционное решение узора. Это может быть керамический горшок, пиала, фартук, калфак, тюбетейка и др. Такие рассматривания проводятся в течении 3-5 минут в начале занятия или в свободное время. Узоры отбираются наиболее простые, с учетом возможностей детей. В течении года рассматриваются 5-6 предметов. Детей учат украшать различные силуэты – платки, полотенце, салфетки, фартук и др. Элементами узора являются точки прямые и кривые линии, мазки и кружочки.
Рисование: «Украсим полотенце», «Украсим платье».
Аппликация: «Красивая салфеточка», «Платок для куклы», «Красивая тарелочка», «Украсим полотенце». Можно учить наклеивать готовые формы тюльпана, колокольчиков, листьев, хорошо сочетающиеся по цвету и величине, составлять композицию: наклеивать в середине, по краям, по углам или чередовать.
Средняя группа.
Продолжается знакомство с татарским орнаментом: тюльпан, листья, трилистник с сочетанием форм и цвета.
Детей учат рисовать узоры, строить узор, располагая его элементы в определенном ритме: на полоске, круге, квадрате; в определенной последовательности: в середине, по углам. Узоры выполняются также на вырезанных формах: платья, фартуки, калфаки, тюбетейки и др. Каждый элемент повторяется в узоре несколько раз, поэтому есть возможность упражняться в его выполнении. Повторение в узоре татарского орнамента равномерно. Узоры создаются по образцу и по замыслу. В этом возрасте детей обучают декоративной аппликации. Из готовых элементов цветочных и геометрических узоров дети создают декоративные композиции. Программа предусматривает овладение умением вырезать из бумаги полоски, квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, используя прямые, косые и закругленные линии.
Рисование: «Украшение фартука», «Украсим Айслу платьице», «Нарисуй, какой хочешь узор» (круг, квадрат, полоса); использование в рисовании трафаретов.
Аппликация: «Укрась салфетку» (украшение квадратами), «Украшение ковра» (готовые тюльпаны, колокольчики), «Татарские сапожки» (вырезать части цветка, срезая углы путем закругления).
Старшая группа.
Продолжая знакомство с татарским народным декоративно-прикладным искусством необходимо развивать художественный вкус, умение выделять красивую форму, силуэт, отличать изящество линий, красоту цветосочетаний. Основная техническая задача - овладение разнообразными приемами вырезывания.
Для рассматривания выбираются предметы с более сложными узорами. Используются способы рисования новых элементов: листья разных цветов, георгины, лотосообразные, сердцеобразные мотивы. Детей знакомят с правилами симметричного вырезывания элементов в узоре на квадрате, круге. Узорами украшают различные вырезанные из бумаги силуэты платья, фартука, калфака, пиалы, кувшина, ичиги, туфли. Большое внимание уделяется украшению ичигов. Для этого используется стилизованные растительные и геометрические мотивы, но более часто в кожаной мозаике используется форма трилистника и фестончатой розетки. Они в различных трактовках воссоздают образ цветка тюльпана и других многолепестковых. Из геометрических мотивов широко применяется спиралеобразные, сердцеобразные, волнообразные мотивы. Узоры на ичигах отличаются строгой симметричностью изображения. Они располагаются на передке и на голенище. Воспитатель учит детей замечать различные сочетания цветов в узорах, то ярких и контрастных, то нежных – пастельных. В создании узоров важна последовательность нанесения элементов. Вырезание растительных элементов типа тюльпанов и колокольчиков и др. выполняется складыванием заготовки пополам, гармошкой. В татарском орнаменте используется прием: вписывание однотипных фигур друг в друга.
Рисование: «Кукла в национальном костюме», «Роспись блюда», «Украшение национальных форм одежды», «Праздник Сабантуй».
Аппликация: «Орнаментация каймы скатерти», «Украшение полотенца», «Украшение круглой основы тюбетейки», «Украшение калфака», «Украшение сапога», «Украшение туфельки».
Подготовительная группа.
Особенность декоративного рисования в этой группе заключается в том, что образцами служат произведения искусства, которые дети сами учатся анализировать. В творчестве татарских народных мастеров выражено исконное стремление к яркому и красочному оформлению своего быта. До начала работы дети должны обсудить разные варианты подбора цвета бумаги, изменение количества элементов и композиционного строя орнамента, фигур узора, определить способы их изображения. Листья в татарском орнаменте отличаются большим разнообразием, по своему строению могут быть , как симметричными, так и асимметричными, поэтому для их изображения используются разные способы: складывание заготовки несколько раз (ромашка, георгин), складывание заготовки пополам, гармошкой, контурное или силуэтное вырезывания. Заготовки даются в виде полос, кругов и квадратов.
Рисование: «Украсим скатерть», «Какой у Алсу фартук», «Калфак для бабушки», «Декоративно-прикладное искусство татарского народа» - графическая зарисовка элементов. Используется способ – тампование с использованием трафарета (тампование с использование принципа графического диктанта, диктант читается медленно 2-3 раза). «Золотое перо» - учить составлять букетную композицию (золотое перо) на калфаке, рисовать концом кисти одним цветом, сохраняя насыщенность и направление узора желтой краской, используется тычок.
Аппликация: «Расцвел шиповник», «Растительный орнамент на полосе», «Тюбетейка для дедушки», «Сапожки для Гульчачак», «Изготовление настенного панно - шамаиля». Использование шаблонов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Театр как средство возрождения национальной культуры России и Кубани и развития творческой самореализации ребенка»
В представленном опыте работы выстроена система по использованию русского и кубанского народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников средствами: метапредметного моделирования ...
Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.
Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...
«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре».
знакомство детей с русской национальной культурой...
Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах.
приобщить детей к культуре и традициям народов Саха, к их материальной и духовной культуре. Расширить кругозор детей....
Приобщение дошкольников к национальной культуре средствами музыкальной культуры и досуговой деятельности.
Развитие интереса у детей изучения мордовской культуры; развитие нравственных качеств личности ребёнка. В статье рассказывается о том, как в детском саду средствами музыкальных развлечений и досугов д...
Конспект нод: Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах
Цель нод: Ознакомление детей с якутским национальным праздником "Ысыах".Задачи:· Рассказать детям, когда и как проводится праздник.·...
Воспитание у дошкольников интереса к русской национальной культуре посредством мини-музея «Народная культура».
Проблемы духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном образовании занимают центральное место.Основной целью данной педагогики является приобщение к музеям детей с дошкольно...