Концепция УМК
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №5 «Бэлэкэч» п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
Концепция и содержание УМК «Туган телдә сөйләшәбез»
(авторы Хазратова Ф.В., Зарипова З.М.)
Цель обучения родному языку:
- развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.
- положение о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве.
Речевую деятельность можно передать в следующих положениях:
- речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
- язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития – развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;
- ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
Речевое развитие проходит в три этапа.
I этап
Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
II этап
Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
II этап
Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.
Основные задачи обученияя родному языку | |
Словарная работа | 1. В первую очередь, за счёт общеупотребляемой лексики (название предметов, их действия, свойства и др.) обогащается словарь. 2. Конкретизация словаря. Показать пример, многократно повторять слова. 3. Активизация словаря. |
Формирование грамматического строя речи | Правильная и грамотная речь воспитателя, взрослых, использование упражнений по словообразованию. |
Звуковая культура речи | Речевое дыхание, развитие артикуляционного аппарата, слуховое восприятие и другие компоненты. |
Работа по воспитанию | |
Связная речь | Диалогическая и монологическая формы речи |
Ознакомление с художественной литературой и с народным творчеством | 1. Формирование целостного восприятия мира. 2. Развитие литературной речи. 3. Развитие эстетического вкуса и восприятия литературных произведений. |
Основная цель УМК «Туган телдә сөйләшәбез»
- формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста
УМК «Туган телдә сөйләшәбез» разработан для:
- первой младшей группы
- второй младшей группы
- средней группы
- старшей группы
- подготовительной к школе группы.
УМК методические пособия по обучению родному (татарскому) языку и развитии речи детей дошкольного возраста включает:
- Пояснительная записка
- Тематический план деятельности
- Краткое содержание организации деятельности
- Конспекты интегрированной деятельности:
Первая младшая группа – 106
Вторая младшая группа – 72
Средняя группа – 72
Старшая группа – 98
Подготовительная группа – 100
- Диагностический материал в каждой возрастной группе
- Рабочая тетрадь в средней группе
- Аудиозаписи, серии картин.
Перспективный план разработан в соответствии с тематическим принципом:
Первая младшая группа: |
|
Вторая младшая группа: |
|
Средняя группа: |
|
Для старшей и подготовительной группы УМК разработан на основе проектной деятельности | В старшей группе: – 36 проектов В подготовительной группе: – 31 проект Эти проекты отражены в комплексно-тематическом плане |
Также использовали методику И.Н. Мурашковской составления рассказа по картине |
|
Серия картин |
Сюжетные По содержанию художественной литературы
|
Средства приемы развития речи |
|
Организованная деятельность детей включает следующие виды:
- Познавательная деятельность
- Речевая деятельность
- Художественно-эстетическая деятельность
- Познание (познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование целостной картины мира);
Содержание образовательной области направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
- Речевое развитие.
- достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
- Чтение художественной литературы
- Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Концепция и содержание УМК «Изучаем русский язык»
(автор Гаффарова С.М.)
В современных условиях развития общества русский язык становится обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в национальных дошкольных образовательных учреждениях. Раннее обучение русскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию республики Татарстан и России, уважение к языку и культуре русского народа, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Вопросы, связанные с обучением второму языку дошкольников являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку, раннее детство (4 года) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения языками (Е.И.Негневицкая, В.С. Мухина, Н.Д.Гальская, З.Я.Футерман и др). Однако, как показывает практика, процесс обучения русскому языку дошкольников не принес пока должных результатов в силу разных причин:
- не разработана методика обучения дошкольников с 4-х лет русскому языку;
- предложенные пособия рекомендуют изучение русскому языку, начиная с старшей группы (5 лет), но не разработана система занятий, составленных с учетов преемственности между детским садом и школой;
- отсутствует должное методическое обеспечение;
- нехватка специально подготовленных кадров.
Русский язык является вторым для маленьких граждан Татарстана, родившихся в семьях, где основным языком является не русский, а какой-нибудь другой, например, татарский язык.
Существует запрос на организацию специального обучения русскому языку, начиная с маленького возраста. Настоящее пособие призвано помочь родителям и воспитателям быть проводниками в мир двуязычия.
Одним из важных аспектов обучения и воспитания нерусских детей, подготовки их к обучению в школе является приобщение их к русскому языку, к русской культуре.
Основной задачей изучения русского языка является:
- формирование первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме.
В процессе обучения дети должны:
- научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух;
- говорить по-русски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.
Весь курс обучения русскому языку призван способствовать формированию у детей навыков общения в ситуациях, естественных для детей дошкольного возраста.
Занятия по обучению русскому языку являются органической частью воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду и активно содействует решению задач нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
По окончании обучения дети должны:
Аудирование | - понимать и выполнять просьбы воспитателя, относящиеся к ведению ОД, организация различных форм игровой и обслуживающей деятельности в соответствии с тематикой речевых ситуаций определенных для каждого возраста, - понимать на слух речь воспитателя в учебно-игровых ситуациях; |
Говорение | - уметь отвечать на вопросы, - формировать просьбы, обращаться к воспитателю и своим товарищам в пределах примерных ситуаций общения, - уметь высказываться в соответствии с игровой ситуацией в объеме 1-2 фраз, - уметь использовать считалки, рифмовки, - уметь составить простой рассказ, - знать потешки, стихотворения, песни. |
Последовательность реализации основных закономерностей:
- весь курс обучения русскому языку должен быть сориентирован не только на формирование практических навыков и умений, но и на более полную реализацию воспитательно-образовательного развивающего потенциала русского языка. Поэтому уже на 1 году обучения детям предлагаются материал и задания, способствующие развитию воображения, воспитанию навыков культуры;
- в процессе обучения русскому языку важно научить ребенка сопереживать, жалеть, сочувствовать, понимать, помогать. Поэтому во многих ситуациях, моделируемых с помощью настоящего пособия дети должны, например, помочь сказочным героям, друг другу, т.е. они ставятся в условие выбора положительного морального действия;
- процесс обучения русскому языку в детском саду характеризуется коммуникативной направленностью. Усиление коммуникативной направленности обучения осуществляется за счет ведения сказочных персонажей, использования ролевых игр.
Процесс обучения русскому языку в детском саду представляет собой совместную деятельность воспитателя и детей.
Задача воспитателя:
- сделать все возможное, чтобы заинтересовать и поддерживать интерес ребенка на протяжении всех лет обучения, путем использования естественной среды и путем создания искусственной языковой среды и разнообразия коммуникативных задач.
Процесс обучения русскому языку будет эффективным, если он строится с учетом возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольный вид внимания и памяти. Это значит, что они хорошо запоминают то, что им интересно.
Поэтому каждое занятие должно быть праздником для детей – праздником общения на русском языке с воспитателем, друг с другом, со сказочными персонажами. Этому призваны помочь предложенный в сборнике интересный сюжет занятия, разнообразные пальчиковые, подвижные, дидактические игры, интересные физкультминутки, музыка, варьирование приемов и средств обучения.
Обучение устной речи | Обучение говорению и аудированию осуществляется только в общении, которое протекает в форме диалога воспитателя с ребенком, диалога детей с игрушками по ходу игры, со сказочными персонажами и т.д. Все речевые образцы, предназначенные для говорения и аудирования, вводятся в игровых ситуациях, в ситуациях каждодневного общения. Обучение диалогической речи направлено на развитие умений задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие и несогласие. Постоянно действующими героями в данном пособии являются Медвежонок – Мишутка, девочка Маша, Настя, Зайчик, Собачка Филя, Петрушка, Незнайка и др. Овладение устной речью проходит с помощью активного использования игры как методического приема. |
Обучение фонетической, грамматической и лексической сторонам устной речи | Имитация или подражание, когда дети учатся произносить звуки и звукосочетания, подражая воспитателю; Объяснение и показ артикуляции; Сопоставление звуков русского языка со звуками родного языка. С целью преодоления фонетических трудностей в старшем дошкольном возрасте воспитатель может проводить упражнения типа «фонетической зарядки». Обучение лексической стороне речи строится с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимика. Словарный запас включает лексику по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни («Игры и игрушки», «Семья», «Дом», «Животные» и т.д.). Отобранная лексика носит конкретный характер. В основном дети узнают названия предметов материального мира, названия типичных действий и признаков предметов, которые им уже знакомы на родном языке. Лексика вводится постепенно большими тематическими группами и отрабатывается в различных играх. Слова вводятся не изолированно, а в сочетании с другими словами или в осмысленной ситуации в игре. |
Важным является соблюдение этапности речевых навыков и умений. Ребенок воспринимает новое языковое явление, воспроизводит под руководством воспитателя, включает это языковое явление в свою речь в процессе игр, заданий, речевых упражнений.
Воспитательно-образовательный процесс обучению детей русскому языку предлагаем организовать следующими способами:
- ведется специальное обучение на занятиях 3 раза в неделю, в I или II половину дня, длительность занятий от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста детей;
- в режимные моменты, в ходе свободных игр, в непосредственном общении с детьми коммуникативно вводятся и ситуативно активизируются речевые конструкции разговорной речи;
- индивидуально, с малой группой, с подгруппой, со всей группой ведутся беседы по интерактивным играм и игрушкам, иллюстрированным книгам, рассматривают игрушки, играют в настольно-печатные игры (типа лото и др.);
- перед едой, перед сном читают, обсуждают, выучивают стихи и песенки, слушают русскую народную, детскую, классическую музыку;
- детям показывают спектакли кукольного театра, играют в подвижные игры на русском языке;
- занятия разными видами деятельности (в частности, музыкальное, физкультурное занятия, ручной труд) можно проводить, чередуя русский и родной языки.
- в детском саду проводятся праздники, связанные с русским языком и культурой.
Пособие «Изучаем русский язык» направлено на воспитание интереса к овладению русского языка, развитию активной и пассивной речи.
Эти рекомендации адресованы воспитателю детского сада, обучающему русскому языку детей средней (4-5 лет), старшей (5-6), подготовительной к школе (6-7 лет) групп.
Практическое пособие «Изучаем русский язык» составлено на основе действующих программ по русскому языку: Программа по обучению русскому языку. Издательство «Магариф», 2009, «Двуязычный детский сад» Программа и основные условия ее реализации. Центр инноваций в педагогике. Москва, 1996, «Русский язык для старших групп национальных детских садов РСФСР. Министерство просвещения РСФСР, 1987).
Материал пособия организован по возрастам и по темам. Изложение материала для каждой возрастной группы начинается с примерного распределения, материала по темам, формулировки задач, которые будут решаться воспитателем по ходу работы над темой. Затем приводятся необходимые наглядные пособия.
Для среднего и старшего дошкольного возраста разработаны подробные планы двух занятий каждой недели. Некоторые занятия включают выполнение заданий в рабочих тетрадях, которые будут включены в УМК по обучению детей русскому языку. Третье занятие воспитатель планирует по своему усмотрению, используя пройденный материал и учитывая степень его усвоения детьми своей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитания детей дошкольного возраста
В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции: 1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) ...
Концепция воспитания детей дошкольного возраста
В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции: 1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) ...
Концепция портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения
Концепция портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения Обоснование актуальности. Настоящая...
Педагогическая концепция учителя-логопеда
Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...
Моя педагогическая концепция
Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...
Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....
«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр
Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл ...