Концепция УМК
материал на тему

Назмиева Любовь Викторовна

Концепция УМК 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Концепция УМК88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №5 «Бэлэкэч» п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

Концепция и содержание УМК «Туган телдә сөйләшәбез»

(авторы Хазратова Ф.В., Зарипова З.М.)

Цель обучения родному языку:

- развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

- положение о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве.

Речевую деятельность можно передать в следующих положениях:

  • речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
  • язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития – развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;
  • ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
  • ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

Речевое развитие проходит в три этапа.

I этап 

Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

II этап 

Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

II этап 

Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Основные задачи обученияя родному языку

Словарная работа

1. В первую очередь, за счёт общеупотребляемой лексики (название предметов, их действия, свойства и др.) обогащается словарь.

2. Конкретизация словаря. Показать пример, многократно повторять слова.

3. Активизация словаря.

Формирование грамматического строя речи

Правильная и грамотная речь воспитателя, взрослых, использование упражнений по словообразованию.

Звуковая культура речи

Речевое дыхание, развитие артикуляционного аппарата, слуховое восприятие и другие компоненты.

Работа по воспитанию

Связная речь

Диалогическая и монологическая формы речи

Ознакомление с художественной литературой и с народным творчеством

1. Формирование целостного восприятия  мира.

2. Развитие литературной речи.

3. Развитие эстетического вкуса и восприятия литературных произведений.

Основная цель УМК «Туган телдә сөйләшәбез»

- формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста

УМК «Туган телдә сөйләшәбез» разработан для:

  • первой младшей группы
  •  второй младшей группы
  •  средней группы
  •  старшей группы
  • подготовительной к школе группы.

УМК методические пособия по обучению родному (татарскому) языку и развитии речи детей дошкольного возраста включает:

  • Пояснительная записка
  • Тематический план деятельности
  • Краткое содержание организации деятельности
  • Конспекты интегрированной деятельности:

Первая младшая группа – 106

Вторая младшая группа – 72

Средняя группа – 72

Старшая группа – 98

Подготовительная группа – 100

  • Диагностический материал в каждой возрастной группе
  • Рабочая тетрадь в средней группе
  • Аудиозаписи, серии картин.

Перспективный план разработан в соответствии с тематическим принципом:

Первая младшая группа:

  • Детский сад
  •  Осень
  • Я-Человек
  • Мое окружение
  • Зима
  • Новый год
  • Папы и мамы, дедушки и бабушки
  • Народное творчество
  • Весна
  •  Лето

Вторая младшая группа:

  • До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!
  • Осень
  • Я и моя семья
  • Минем йортым, минем шәһәрем
  • Новый год
  • Зима
  • День защитников Отечества
  • Восьмое Марта
  • Народные жемчужины
  • Весна
  • Лето

Средняя группа:

  • День знаний
  • Осень
  • Я человек этой Земли
  • Мой город, моя страна
  • Новый год
  • Зима
  • День защитника Отечества
  • Восьмое Марта
  • Народные жемчужины
  • Весна
  • День Победы
  • Лето

Для старшей и подготовительной группы УМК разработан на основе проектной деятельности

В старшей группе:

 – 36 проектов

В подготовительной группе:

 – 31 проект

Эти проекты отражены в комплексно-тематическом плане

Также использовали методику И.Н. Мурашковской составления рассказа по картине

  • Мой детский сад
  • Я люблю тебя, Татарстан!
  • Здоровье – богатство
  • Здравствуй, школа!
  • Солнечная система
  • Хлеб – всему голова
  • Моя семья, мой дом
  • Мы сильны дружбой
  • Творчество Абдуллы Алиша и т.д.

Серия картин

  • Картины в формате А3:

Сюжетные

По содержанию художественной литературы

  • Картинки в формате А4
  • Раздаточные картинки в формате А5
  • Маски
  • Рисунки для работы на фланелеграфе или коврографе
  • Мозаичные рисунки

Средства приемы развития речи

  • Пальчиковые игры
  • Игры, танцы с предметами
  • Использование музыки
  • «Живые картинки»
  • Активизация детей
  • Картины
  • Наблюдения за сезонными изменениями в процессе экскурсий на природу;
  • Проведение учебно-речевых ситуаций в процессе самостоятельной бытовой и трудовой деятельности;
  • Экскурсии с целью наблюдения за трудовой деятельностью взрослых;
  • Составление диалогов, связных высказываний по произведениям татарских и русских художников, описывающих природу, татарский интерьер, людей, животных, растительный мир Татарстана;
  • Просмотр мультипликационных фильмов на татарском языке и их обсуждение;
  • Слушание доступных для понимания татарских народных сказок, песен, отрывков из спектаклей на татарском языке, татарской классической музыки;
  • Использование словесных поручений;
  • Специально организованные речевые ситуации

Организованная деятельность детей включает следующие виды:

  • Познавательная деятельность
  • Речевая деятельность
  • Художественно-эстетическая деятельность

  1. Познание (познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование целостной картины мира); 

Содержание образовательной области направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

  1. Речевое развитие.
  • достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

  1. Чтение художественной литературы
  • Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Концепция и содержание УМК «Изучаем русский язык»

(автор Гаффарова С.М.)

В современных условиях развития общества русский язык становится обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в национальных дошкольных образовательных учреждениях. Раннее обучение русскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию республики Татарстан и России, уважение к языку и культуре русского народа, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.

Вопросы, связанные с обучением второму языку дошкольников являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку, раннее детство (4 года) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения языками (Е.И.Негневицкая, В.С. Мухина, Н.Д.Гальская, З.Я.Футерман и др). Однако, как показывает практика, процесс обучения русскому языку дошкольников не принес пока должных результатов в силу разных причин:

- не разработана методика  обучения дошкольников с 4-х лет русскому языку;

- предложенные пособия рекомендуют изучение русскому языку, начиная с старшей группы (5 лет), но не разработана система занятий, составленных с учетов преемственности между детским садом и школой;

- отсутствует должное методическое обеспечение;

- нехватка специально подготовленных кадров.

Русский язык является вторым для маленьких граждан Татарстана, родившихся в семьях, где основным языком является не русский, а какой-нибудь другой, например, татарский язык.

Существует запрос на организацию специального обучения русскому языку, начиная с маленького возраста. Настоящее пособие призвано помочь родителям и воспитателям быть проводниками в мир двуязычия.

Одним из важных аспектов обучения и воспитания нерусских детей, подготовки их к обучению в школе является приобщение их к русскому языку, к русской культуре.

Основной задачей изучения русского языка является:

- формирование первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме.

В процессе обучения дети должны:

- научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух;

- говорить по-русски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.

Весь курс обучения русскому языку призван способствовать формированию у детей навыков общения в ситуациях, естественных для детей дошкольного возраста.

Занятия по обучению русскому языку являются органической частью воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду и активно содействует решению задач нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

По окончании обучения дети должны:

Аудирование

- понимать и выполнять просьбы воспитателя, относящиеся к ведению ОД, организация различных форм игровой и обслуживающей деятельности в соответствии с тематикой речевых ситуаций определенных для каждого возраста,

- понимать на слух речь воспитателя в учебно-игровых ситуациях;

Говорение

- уметь отвечать на вопросы,

- формировать просьбы, обращаться к воспитателю и своим товарищам в пределах примерных ситуаций общения,

- уметь высказываться в соответствии с игровой ситуацией в объеме 1-2 фраз,

- уметь использовать считалки, рифмовки,

- уметь составить простой рассказ,

- знать потешки, стихотворения, песни.

Последовательность реализации основных закономерностей:

- весь курс обучения русскому языку должен быть сориентирован не только на формирование практических навыков и умений, но и на более полную реализацию воспитательно-образовательного развивающего потенциала русского языка. Поэтому уже на 1 году обучения детям предлагаются материал и задания, способствующие развитию воображения, воспитанию навыков культуры;

- в процессе обучения русскому языку важно научить ребенка сопереживать, жалеть, сочувствовать, понимать, помогать. Поэтому во многих ситуациях, моделируемых с помощью настоящего пособия дети должны, например, помочь сказочным героям, друг другу, т.е. они ставятся в условие выбора положительного морального действия;

- процесс обучения русскому языку в детском саду характеризуется коммуникативной направленностью. Усиление коммуникативной направленности обучения осуществляется за счет ведения сказочных персонажей, использования ролевых игр.

Процесс обучения русскому языку в детском саду представляет собой совместную деятельность воспитателя и детей.

Задача воспитателя:

- сделать все возможное, чтобы заинтересовать и поддерживать интерес ребенка на протяжении всех лет обучения, путем использования естественной среды и путем создания искусственной языковой среды и разнообразия коммуникативных задач.

Процесс обучения русскому языку будет эффективным, если он строится с учетом возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольный вид внимания и памяти. Это значит, что они хорошо запоминают то, что им интересно.

Поэтому каждое занятие должно быть праздником для детей – праздником общения на русском языке с воспитателем, друг с другом, со сказочными персонажами. Этому призваны помочь предложенный в сборнике интересный сюжет занятия, разнообразные пальчиковые, подвижные, дидактические игры, интересные физкультминутки, музыка, варьирование приемов и средств обучения.

Обучение устной речи

Обучение говорению и аудированию осуществляется только в общении, которое протекает в форме диалога воспитателя с ребенком, диалога детей с игрушками по ходу игры, со сказочными персонажами и т.д.

Все речевые образцы, предназначенные для говорения и аудирования, вводятся в игровых ситуациях, в ситуациях каждодневного общения.

Обучение диалогической речи направлено на развитие умений задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие и несогласие.

Постоянно действующими героями в данном пособии являются Медвежонок – Мишутка, девочка Маша, Настя, Зайчик, Собачка Филя, Петрушка, Незнайка и др.

Овладение устной речью проходит с помощью активного использования игры как методического приема.

Обучение фонетической, грамматической и лексической сторонам устной речи

Имитация или подражание, когда дети учатся произносить звуки и звукосочетания, подражая воспитателю;

Объяснение и показ артикуляции;

Сопоставление звуков русского языка со звуками родного языка.

С целью преодоления фонетических трудностей в старшем дошкольном возрасте воспитатель может проводить упражнения типа «фонетической зарядки». 

Обучение лексической стороне речи строится с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимика. Словарный запас включает лексику по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни («Игры и игрушки», «Семья», «Дом», «Животные» и т.д.).

Отобранная лексика носит конкретный характер. В основном дети узнают названия предметов материального мира, названия типичных действий и признаков предметов, которые им уже знакомы на родном языке.

Лексика вводится постепенно большими тематическими группами и отрабатывается в различных играх. Слова вводятся не изолированно, а в сочетании с другими словами или в осмысленной ситуации в игре.

 

Важным является соблюдение этапности речевых навыков и умений. Ребенок воспринимает новое языковое явление, воспроизводит под руководством воспитателя, включает это языковое явление в свою речь в процессе игр, заданий, речевых упражнений.

Воспитательно-образовательный процесс  обучению детей русскому языку предлагаем организовать следующими способами:

- ведется специальное обучение на занятиях 3 раза в неделю, в I или II половину дня, длительность занятий от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста детей;

- в режимные моменты, в ходе свободных игр, в непосредственном общении с детьми коммуникативно вводятся и ситуативно активизируются речевые конструкции разговорной речи;

- индивидуально, с малой группой, с подгруппой, со всей группой ведутся беседы по интерактивным играм и игрушкам, иллюстрированным книгам, рассматривают игрушки, играют в настольно-печатные игры (типа лото и др.);

- перед едой, перед сном читают, обсуждают, выучивают стихи и песенки, слушают русскую народную, детскую, классическую музыку;

- детям показывают спектакли кукольного театра, играют в подвижные игры на русском языке;

- занятия разными видами деятельности (в частности, музыкальное, физкультурное занятия, ручной труд)  можно проводить,  чередуя русский и родной языки.  

- в детском саду проводятся праздники, связанные с русским языком и культурой.

Пособие «Изучаем русский язык» направлено на воспитание интереса к овладению русского языка, развитию активной и пассивной речи.

Эти рекомендации адресованы воспитателю детского сада, обучающему русскому языку детей средней (4-5 лет), старшей (5-6), подготовительной к школе (6-7 лет) групп.

Практическое пособие «Изучаем русский язык» составлено на основе действующих программ по русскому языку: Программа по обучению русскому языку. Издательство «Магариф», 2009, «Двуязычный детский сад» Программа и основные условия ее реализации. Центр инноваций в педагогике. Москва, 1996, «Русский язык для старших групп национальных детских садов РСФСР. Министерство просвещения РСФСР, 1987).

Материал пособия организован по возрастам и по темам. Изложение материала для каждой возрастной группы начинается с  примерного распределения, материала по темам, формулировки задач, которые будут решаться воспитателем по ходу работы над темой. Затем приводятся необходимые наглядные пособия.

Для среднего и старшего дошкольного возраста разработаны подробные планы двух занятий каждой недели. Некоторые занятия включают выполнение заданий в рабочих тетрадях, которые будут включены в УМК по обучению детей русскому языку. Третье занятие воспитатель планирует по своему усмотрению, используя пройденный материал и учитывая степень его усвоения детьми своей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитания детей дошкольного возраста

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:   1.     Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) ...

Концепция воспитания детей дошкольного возраста

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:   1.     Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) ...

Концепция портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Концепция портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения      Обоснование    актуальности.    Настоящая...

Педагогическая концепция учителя-логопеда

Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...

Моя педагогическая концепция

Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...

Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр

Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл ...