" Нравственно-патриотическое воспитание одарённых детей от 4 до 7 лет посредством знакомства с историей родного края"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию, предназначена для одарённых детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 493.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло»
Народная мудрость
Пояснительная записка
Настоящая программа по нравственно-патриотическому воспитанию, предназначена для одарённых детей дошкольного возраста от 4 до7 лет. Задачи этой программы не противоречат задачам ООП ДОУ и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа разработана в соответствии с:
-Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273 – ФЗ,
-Приказом Министерства образования «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013.
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года№26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.1.3049-13)
Данная программа осуществляется через интеграцию пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Программа разработана на 3 года обучения и предназначена для системных занятий с одарёнными детьми дошкольного возраста, начиная со средней группы.
Направленность программы
Программа направлена на воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу, Родине, на развитие интереса к русским традициям с учётом регионального компонента. Приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, в которой, в данный момент, они проживают, знакомство с бытом, с родным краем, родными местами; способность понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Актуальность
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально — региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Важно приобщать ребенка к культуре родного края, к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Особенности организации образовательного процесса
Продолжительность образовательной деятельности в средней группе - 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной – 30 минут. Периодичность: 4 ОД в месяц, 1 занятие в неделю.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы осуществляется в четырёх основных моделях организации образовательного процесса:
- образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками ;общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействие с семьями детей и социальными партнёрами ДОУ по реализации программы.
Принципы и подходы к реализации программы
- Принцип личностно-ориентированного общения. Индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- Принцип комплексно-тематического планирования материала.
Предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна и другие.
- Принцип наглядности. Широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
- Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
- Принцип доступности. Предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
- Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;
- Принцип научности. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и родной страны;
- Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
- Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.
- Принцип культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Возрастные особенности развития детей
См. примерную общеобразовательную программу дошкольного образования
«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014
Средняя группа стр.244-246
Старшая группа стр.246-248
Подготовительная группа стр.248-250
Цель и задачи реализации программы
Ведущая цель программы - формирование у детей нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
- Знакомить с понятием «Родина-Россия» через ознакомление с родным домом, родным городом, родным краем.
- Воспитывать в детях любовь, привязанность, уважение к семье, к окружающим их людям.
- Пробуждать интерес к историческим фактам, осознание ценности событий в жизни человека, детского сада, родного города, страны.
- Знакомить с природой родного края, воспитывать осознанно правильное отношение к окружающему миру, родной природе.
- Приобщать к русской народной культуре, к культуре Воронежского края через устное народное творчество, изобразительное искусство, музыкальное развитие.
- Развитие речи детей.
Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с нашим краем отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований.
Реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает интегративный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Реализация материалов данной программы возможна при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности.
Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.
Условия реализации программы
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон (центров развития), оснащённых необходимым количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.) Все предметы доступны детям.
В моей группе оформлен центр патриотического воспитания, его содержание помогает выполнять задачи программы. Он оснащён предметами и пособиями по данной теме:
- тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки»;
- картотеки стихов, песен о родном городе, о семье, детском саде, о стране и т.д.
- карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента;
- тематические папки с иллюстрациями «Наши предки - славяне», «Богатыри земли Русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература о войне;
- альбомы: «Старинные храмы России», «Предметы старины», «Русские народные костюмы», «Народные промыслы России», матрёшки, куклы в русских костюмах, вышивка, дидактические игры;
- сказки (русские народные и других народностей), былины, предания;
- глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах.
Патриотический центр периодически пополняется и обновляется благодаря рукотворному творчеству детей и их родителей, воспитателей - это Воронежская матрёшка (техника папье-маше), кукла в костюме Воронежской губернии, тряпичные куклы, куклы из соломы, русская берёзка из бисера, игрушки из глины.
В нашем детском саду мною организован мини-музей «Русская горница», где проходят занятия, беседы, также в горнице дети могут рассматривать экспонаты и манипулировать с некоторыми предметами народного быта. Создание мини-музея позволяет организовать работу по ознакомлению детей с русской культурой, формированию культурно-исторической памяти.
Работа с родителями
Осуществление полноценного образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Формирование духовности, развития интереса к традициям, формирование бережного отношения к природе, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улицы, городу, Родине особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной беседы родителей с детьми. Без поддержки и систематических бесед в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное формирование нравственно-патриотического воспитания.
Формы работы с родителями:
- беседы;
- фотовыставки;
- консультации;
- анкетирование;
- совместные досуги;
- конкурсы.
Опираясь на комплекс задач, программа разделена на пять блоков:
«Ребёнок и окружающие его люди»: родители, семья, друзья, близкие люди, коллектив детского сада, земляки.
Цель: воспитание чувства привязанности, любви, уважения к семье, землякам.
«Ребёнок и Родина»: родной дом, родной двор, родная улица, родной город, родной край, Родина-Россия.
Цель: формирование образа родины в доступной для детей форме.
«Ребёнок и русская народная культура. Культура родного края»: малые фольклорные формы, русская народная игрушка (народная кукла Воронежской губернии), русская народная игра, русская народная песня (творческие коллективы г.Нововоронеж), русский народный костюм (народный костюм Воронежской губернии), быт русского народа, сказки и сказочные герои, календарно-обрядовые праздники.
Цель: ознакомление дошкольников с русской народной культурой – необходимым компонентом воспитания любви к Родине.
«Ребёнок и родная природа»: экологическая культура, красота родной природы, животный мир, растительный мир, среда обитания.
Цель: изучение природы родного края, воспитание экологической культуры.
«Ребёнок и художественное творчество»: декоративно-прикладное искусство, красота родной природы в изобразительной деятельности детей.
Цель: совершенствование изобразительной деятельности детей через эстетическое восприятие народного декоративно-прикладного искусства, эмоциональный отклик на красоту родной природы и окружающего мира.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
См. примерную общеобразовательную программу дошкольного образования
«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014 стр. 18-20
Планируемые результаты реализации программы:
Дети подготовительной группы должны знать:
- Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
- Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
- Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- Название планеты, на которой мы живем;
- Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
Комплексно-тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе, родном районе, той местности, где они живут. Причем темы могут повторяться в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Информационно-методическое обеспечение программы
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, 2014 г. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, М., 2013 г
3. Алёшина Н.В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М. 2011.
4. Бондаренко А.К. «Любить труд на родной земле» М., 1987.
5. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Методическое пособие. Издательство: Сфера, 2009г.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
7. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью и окружающим. Старшая и подготовительная группы» - М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ; 2004.
8. Матова В.Н. «Краеведение в детском саду» ООО «Детство-Пресс», 2013.
9. НищеваН.В. «Рабочая программа педагога ДОО. Из опыта работы» ООО «Детство-Пресс»,2015.
Комплексно-тематическое планирование
Средняя группа
Месяц | Период | Интегрирующая тема периода | Педагогические задачи | Итоговые мероприятия |
СЕНТЯБРЬ | 1 неделя | «День знаний» «Детский сад» | Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книге. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка, расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада. | Праздник «День знаний» |
2 неделя | «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» | Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры). Продолжать обучать детей позитивным приёмам общения со сверстниками | Фотовыставка «Я в детском саду» | |
3-4 неделя | «Мой город» | Знакомство с родным городом. Формирование начальных представлений о родном крае, его истории и культуре. Воспитание любви к родному краю. | 27 сентября «Мой детский сад» (День дошкольного работника) | |
Презентация «Мой город» | ||||
ОКТЯБРЬ | 1-2 неделя | «Осень в нашем городе» | Развивать у детей любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. | Праздник осени. |
3 неделя | «Народное творчество» | Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей. Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере игрушки и предметов обихода. | Выставка детских работ на тему «Народная культура» | |
4 неделя | «Моя страна» | Формирование представления о России как о родной стране, чувство любви к своей родине, закрепить название «Россия». Знакомство с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию. | Выставка детского творчества. | |
НОЯБРЬ | 1-2 неделя | «Я в мире человек» + «Твои права» (права ребенка) | Расширение представлений детей о своей семье. Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье. Закрепления знания детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомство с профессиями родителей. Воспитание уважения к труду близких взрослых. Формирование положительной самооценки, образа Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развитие представлений о своем внешнем облике. Воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей. Формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственникам. Знакомить детей с правами ребенка в нашей стране. | Игра «Я не должен» ( по серии сюжетных картинок) |
3 неделя | «Моя семья» | Развивать умение называть имена членов своей семьи. Воспитывать чувство привязанности ,любви, бережного отношения к родным людям. | Фотовыставка «Мои любимые родные!» | |
4 неделя | «Вот какая мама, золотая прямо!» | Углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку – маме, привязанность к семье. Побеседовать, что делает мама дома, и подумать, чем ей можно помочь. Воспитывать способность замечать некоторые трудовые действия: мама шьет, стирает, гладит, готовит обед и т.д. Воспитывать уважение к её повседневному труду. Знакомить с репродукциями картин с изображениями мамы, худ.произведениями. | 25 ноября Концерт «Вот какая мама, золотая прямо!» | |
ДЕКАБРЬ | 1 неделя | «Зима в нашем городе» | Расширение представлений о зиме. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развитие умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать её в рисунках, лепке. | Фотовыставка «Хорошо зимой!» |
2 неделя | «Русская народная игра» | Закрепить и уточнить знания детей о русской народной игре. Учить понимать событие игры, которое переживают участники. Развивать элементы борьбы, состязания. Воспитывать осторожность, взаимопонимание, взаимовыручку. | Изготовление масок для игр. | |
3 неделя | «Зимние забавы. Зима в лесу»» | Знакомство с зимними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении зимой. Формирование исследовательского интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закрепление знаний о свойствах снега и льда. Воспитывать доброе отношение к природе. | Народные спортивные игры (физ.досуг) | |
4 неделя | «Новый год детям радость принесёт!» | Организация всех видов детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей. Расширять представления детей о героях сказок зимней тематики. | Новогодний праздник. | |
ЯНВАРЬ | 1 неделя | Знакомство с биографией сказительницы Воронежского края А. Н. Корольковой. | Познакомить детей с понятиями «сказители», «собиратели сказок», «хранители сказок». Познакомить со сказительницей воронежского края А. Н. Корольковой. | Рассматривание портрета А. Н. Корольковой,иллюстраций к книге. |
2 неделя | «Красна изба углами» | Познакомить детей с устройством крестьянской избы, с мудростью предков, с продуманностью быта людей. Воспитание уважения к предкам, к своей истории. | Знакомство с презентацией «Крестьянская изба». Рассматривание альбомов на тему «Быт крестьянина». Рисование и конструирование. | |
3 неделя | «Моя родная улица» | Закрепить понятия «родная улица», «родной дом». Продолжать учить детей составлять небольшой рассказ, пользуясь картой-схемой улицы. Воспитывать в детях любовь к малой родине. | Рисование «Моя родная улица» | |
4 неделя | Что делали в старину зимой? | Расширять знания детей о быте русского народа. Знакомить с понятиями «зимние посиделки», «зимние гулянья». Развивать интерес к прошлому. | Рисование и чтение литературы на тему «Зимние забавы». | |
ФЕВРАЛЬ | 1 неделя | Чтение сказки А.Н.Корольковой «Птица-Горлица» | Знакомить с произведениями воронежской сказительницы А. Н. Корольковой. Воспитывать любовь к литературе родного края. | Рассматривание иллюстраций |
2 неделя | «Как строился наш город» | Знакомить с историей строительства города. Расширять знания об улицах города, истории названий улиц. Воспитывать любовь к родному городу. | Аппликация «Мой любимый Нововоронеж» | |
3-4 неделя | «Мой папа самый лучший. День защитника Отечества» | Знакомство детей с военными профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолёт, военный крейсер); с флагом России. Воспитание любви к Родине. Осуществление гендерного воспитания (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщение к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. | Выставка детских рисунков о папах. Праздник «День защитника Отечества» | |
МАРТ | 1-8 марта | «Солнышко лучистое улыбнулось весело…» | Организация всех видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения ко всем женщинам. | Праздник «8 Марта» |
с 9 марта | Знакомство с народной культурой и традициями | Расширение представлений о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомство с народными промыслами. Привлечение детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Продолжение знакомства с устным народным творчеством. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности. | Фольклорный праздник | |
4 неделя | «Неделя детской книги» (каникулы) | Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. | 27 марта «Встреча с прекрасным» (день театра) | |
АПРЕЛЬ | 1-3 неделя | «Весна пришла» | Расширение представлений о весне. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений; представлений о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлечение детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике. | «Международный день птиц» 22 апреля День Земли |
4 неделя | Чтение сказки А. Н. Афанасьева «Хрустальная гора». | Знакомить детей с произведением собирателя сказок А.Н. Афанасьева. Воспитывать любовь к художественному слову. | Рассматривание иллюстраций к произведению. Беседы по содержанию. Рисование иллюстраций. | |
«И помнит мир спасённый…» (День Победы) | Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитание уважения к ветеранам войны. | Фотовыставка Праздник «День Победы» | ||
МАЙ | 1 неделя | |||
2 неделя | «Водоёмы Воронежской области» | Формировать интерес к малой родине. Воспитывать чувство любви и гордости за Воронежский край. | Рассматривание карты Воронежской обл., фотографий Дона, Битюга и др. рек. Рисование: «Дон – наша река». | |
3 неделя | «Насекомые нашего края» | Продолжать знакомить детей с природой и насекомыми Воронежского края, напоминать о бережном отношении к ним. Учить эмоционально откликаться на красоту цветов. Воспитывать в детях доброту и любовь к природе. | Рассматривание насекомых на прогулке. Рисование насекомых и растений. Чтение книг о насекомых Воронежской обл. | |
4 неделя | «Ах, лето!» | Расширение представлений детей о лете. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомство с летними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении в лесу. | 1 июня «Счастливое детство» ( день защиты детей) |
Старшая группа
Месяц | Период | Интегрирующая тема периода | Педагогические задачи | Итоговые мероприятия |
СЕНТЯБРЬ | 1 неделя | «День знаний» | Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книгам. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка, расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада. | Праздник «День знаний» |
2 неделя | «Наши добрые дела» | Продолжать формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Воспитывать чувство доброты, готовности к взаимопомощи. Учить понимать эмоциональное состояние окружающих и учитывать это в общении. Учить ценить дружеские отношения, строить их на желании помочь, доставить радость. Продолжать учить рассказывать интересно для окружающих. Закрепить навыки культурного поведения. Закрепить понятия «дружба», «мои друзья», «вежливый человек». | Акция «Подарки для малышей» | |
3-4неделя | «Мой город. Моя страна. Моя планета» | Познакомить детей с понятием «малая Родина». Расширять кругозор, воспитывать патриотические чувства, любовь, гордость, уважение к ней, к людям, живущим в родном городе. Продолжать знакомить с историей возникновения г. Нововоронежа и его достопримечательностями. Формировать знания о природе России, вызвать чувства восхищения красотой русской природы. Формировать представления о государственных символиках России (флаге, гербе, гимне). Дать представление о форме планеты Земля (глобус). Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля. | 27 сентября Концерт «Мой детский сад» (День дошкольного работника) Презентация «Мой город» Экскурсия | |
ОКТЯБРЬ | 1-3 неделя | «Осень в городе и в лесу» | Расширение знаний детей об осени. Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. Формирование обобщенных представлений об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формирование первичных представлений об экосистемах, природных зонах. Расширение представлений о неживой природе. | 1 октября (день пожилого человека) Конкурс рисунков «Бабушки и дедушки – лучшие друзья» Праздник осени. |
4 неделя | «Какой урожай собирают в нашем крае?» | Расширять знания об овощах и фруктах произрастающих в нашем крае. Знакомить с способами уборки урожая. | Лепка «Овощи и фрукты» | |
НОЯБРЬ | 1-2 неделя | «День народного единства» + «Твои права» (права ребенка) | Расширение представлений детей о родной стране. О государственных праздниках; развитие интереса к истории своей страны; воспитание гордости за свою страну, любви к ней. Знакомство с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказы о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна; Москва – главный город, столица нашей Родины. Знакомить с правами ребёнка. | Развлечение (правовое воспитание) Групповой проект «Люди, прославившие Россию» |
3 неделя | «Деревни рядом с нами» | Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий. Формировать интерес и любовь к своей малой родине. | Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу». | |
4 неделя | «Никого роднее мамы в целом мире нет!» | Углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку – маме, привязанность к семье. Учить уважать домашний труд, оказывать посильную помощь. Воспитывать уважение к её повседневному труду. Знакомить с репродукциями картин, художественными произведениями. Дать представления о женских профессиях | 25 ноября Конкурс на лучшего чтеца «Стихотворение о маме» | |
ДЕКАБРЬ | 1 неделя | «Животный мир Воронежской области» | Расширять представления детей о животном мире края. Формировать основы экологического мировоззрения. | Рассматривание Красной книги Воронежской обл., альбомов с изображением животных, птиц, насекомых. |
2 неделя | «Здравствуй, зимушка-зима!» | Продолжение знакомства детей с зимой как временем года. Расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. | Выставка рисунков, фотовыставка «Хорошо зимой!» | |
3 неделя | «Забавы вокруг печки» | Знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы. Формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок. Воспитывать любовь к своей Родине. | Анализ знакомых сказок, в которых упоминается о русской печи. Рассматривание макета печи и печной утвари. | |
4 неделя | «Новогодние чудеса» | Привлечение детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействие возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывание основ праздничной культуры. Развитие эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно участвовать в его подготовке. Поощрение стремления поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Знакомство с традициями празднования Нового года в различных странах. | Изготовление пригласительных билетов на Ёлку Новогодний праздник. | |
ЯНВАРЬ | 1 неделя | «Щи да каша пища наша» | Познакомить со спецификой еды наших предков, с особенностями её приготовления. Воспитывать интерес к прошлому. | Лепка из солёного теста |
2 неделя | «Видео-экскурсия по улицам города» | Закрепление знаний о родном городе, его окружении, водоёмах. Формировать патриотические чувства. | Экскурсии, целевые прогулки. Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного города. Составление рассказов о городе. | |
3 неделя | «Дон – наша река» | Закреплять знание названия родного города, реки. Расширять представления детей о природных богатствах России. Побуждать детей восхищаться красотой р. Дон. | Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами р. Дон. | |
4 неделя | «Транспорт нашего города» | Расширять знания детей о разнообразии видов транспорта родного города. Знакомить со специальным транспортом использованным при строительстве АЭС2. Воспитывать уважение к труду транспортных профессий. | Аппликация: «Автобус». Дидактическая игра: « Кто чем управляет» | |
ФЕВРАЛЬ | 1 неделя | «Народный костюм Воронежской губернии» | Знакомить детей с национальным костюмом жителей Воронежской губернии, его цветовой гаммой, способами украшения. | Рассматривание предметов одежды, иллюстраций с изображением костюма жителей Воронежской губернии. |
2 неделя | «Чтение сказки А.Н.Корольковой «Добрый совет» | Знакомить с произведениями воронежской сказительницы А. Н. Корольковой. Воспитывать любовь к литературе родного края. | Рисование иллюстраций. | |
3-4 неделя | «Моё Отечество Россия» | Расширение представлений детей о Российской армии. Рассказы о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомство с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширение гендерных представлений, формирование в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины. | Выставка детских рисунков. Праздник «День защитника Отечества» «Масленица» | |
МАРТ | 1-8 марта | «Я большому кораблю дам названье «МАМА» | Организация всех видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения ко всем женщинам. Воспитание гендерных представлений, формирование у мальчиков представлений о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлечение детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам. Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям, потребности радовать близких добрыми делами. | Изготовление подарков мамам Праздник «8 Марта» |
с 9 марта | «Народная культура и традиции» | Продолжение знакомства с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Гжель). Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказы детям о русской избе и других строениях. Их внутреннем убранстве, предметах быта, одежде. | Посиделки «На завалинке» Выставка – музей «Русская горница» | |
4 неделя | «Музыкальная жизнь края» | Познакомить детей с историей развития музыкального искусства края. | Муз. развлечение «Уж вы гуси, мои гуси» | |
АПРЕЛЬ | 1-3 неделя | «Весна пришла» | Формирование у детей обобщенных представлений о весне как времени года, о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширение знаний о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе ( тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени). | «Международный день птиц» 22 апреля День Земли (эколог) |
4 неделя | «Что делали в старину весной?» | Расширять знания детей о быте русского народа. Знакомить с работами проводимыми весной, с растениями которые сажают в нашем крае. Развивать интерес к прошлому. | Рисование на тему «Что можно делать весной?». | |
«Боевая слава нашего народа» (День Победы) | Воспитание дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине. Расширение знаний о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомство с памятниками героям Великой Отечественной войны. | 9 мая Музыкальный праздник «День Победы» Экскурсия к «Звездам Славы» | ||
МАЙ | 1 неделя | |||
2 неделя | «Растительный мир родного края» | Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. | Экологический праздник «Весна - красна» | |
3 неделя | «Лекарственные растения родного края» | Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать восхищаться красотой родной природы. Познакомить с лекарственными растениями Воронежской области, их использовании в лечебных целях. | Дидактическая игра: «Зелёная аптека». | |
4 неделя | «Воронежские игрушки» | Знакомить с игрушками воронежских мастеров: свистульками, керамическими игрушками | Знакомство с презентацией «Игрушки нашего края». |
Подготовительная группа
Месяц | Период | Интегрирующая тема периода | Педагогические задачи | Итоговые мероприятия |
СЕНТЯБРЬ | 1 неделя | «День знаний» | Развитие познавательного интереса к школе, к книгам. Закрепление знаний детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т.д. Формирование представлений о профессии учителя и «профессии» ученика, положительного отношения к этим видам деятельности. | Праздник «День знаний» |
2 неделя | «Наши добрые дела» | Систематизировать представления детей о нравственных нормах отношений с окружающими. Воспитывать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих. Формировать навыки коллективной деятельности: способность договариваться, распределять обязанности, радоваться успехам сверстников. Воспитывать умение считаться с мнениями и интересами других, помогать товарищам справедливо разрешать споры и конфликты. Закрепить навыки культурного поведения. Познакомить с историей возникновения культуры поведения. | Акция «Подарки для малышей» | |
3-4неделя | «Мой город. Моя страна. Моя планета» | Познакомить детей с понятием «малая Родина». Расширять кругозор, воспитывать патриотические чувства, любовь, гордость, уважение к ней, к людям, живущим в родном городе. Продолжать знакомить с историей возникновения г. Нововоронежа и его достопримечательностями. Формировать знания о природе России, вызвать чувства восхищения красотой русской природы. Закреплять представления о государственных символиках России (флаге, гербе, гимне). Рассказать детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Познакомить с картой России. | 27 сентября Концерт «Мой детский сад» (День дошкольного работника) Презентация «Мой город» Экскурсия «Нововоронеж» | |
ОКТЯБРЬ | 1-2 неделя | «История Воронежского края» | Познакомить детей с картой воронежской области. Побуждать интересоваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях Воронежского края. | Рассматривание альбома «Чем славится Воронежский край». |
3 неделя | «Знакомство с биографией собирателя сказок, коллекционером воронежского фольклора А.Н. Афанасьевым» | Познакомить с биографией А.Н. Афанасьева, показать его портрет. Расширять знания о «собирателях сказок». | Рисование иллюстраций к книгам. Чтение обрядовых песен из сборника А. Н. Афанасьева. | |
4 неделя | «Птицы Воронежской области» | Знакомить с многообразием мира птиц Воронежской области. Систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах. Расширять знания о птицах живущих рядом с нами и ждущих помощи от нас. Воспитывать любовь к всему живому. | Изготовление кормушек для птиц . | |
НОЯБРЬ | 1-2 неделя | «День народного единства» + «Твои права» (права ребенка) | Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках. Сообщение детям элементарных сведений об истории России. Углубление и уточнение представлений о Родине – России. Поощрение интереса к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за её достижения. Закрепление знаний о флаге, гербе и гимне России. Расширение представлений о Москве – главном городе, столице России. Рассказы детям о Ю.А.Гагарине и других героях космоса. Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям. | Развлечение (правовое воспитание) Групповой проект «Люди, прославившие Россию» |
3 неделя | «Воронежский заповедник» | Познакомить детей с обитателями Воронежсного заповедника. Расширять знания о животных родного края. Воспитывать любовь к животным, желание их защищать. | Знакомство с презентацией на тему «Заповедник». Рисование животных обитающих в заповеднике. | |
4 неделя | «Никого роднее мамы в целом мире нет!» | Углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку – маме, привязанность к семье. Учить уважать домашний труд, оказывать посильную помощь, радовать хорошими делами и поступками. Воспитывать уважение к её повседневному труду. Учить уважать мамины увлечения в свободное от домашних хлопот время. Знакомить с репродукциями картин, художественными произведениями (пословицы, поговорки). Показать образ матери у каждого народа. Дать представления о женских профессиях. | 25 ноября Конкурс на лучшего чтеца «Стихотворение о маме» | |
ДЕКАБРЬ | 1 неделя | «Видео-экскурсия по улицам города» | Закрепление знаний о родном городе, его окружении, водоёмах. Формировать патриотические чувства. | Коллективная работа. Коллаж «Мой город» |
2 неделя | «Здравствуй, зимушка-зима!» | Расширение и обогащение знаний об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Продолжение знакомства с природой Арктики и Антарктики. Формирование представлений об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях Земли. | Выставка рисунков, фотовыставка «Хорошо зимой!» | |
3 неделя | «Зимние забавы. Зима в лесу»» | Продолжение знакомства с зимой, с зимними видами спорта. Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом. Закрепление знаний о свойствах снега и льда. Расширять знания о безопасном поведении зимой. | Спортивный досуг | |
4 неделя | «Новогодние чудеса» | Привлечение детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Поддержание чувства удовлетворения, возникающего при участии в коллективной предпраздничной деятельности. Знакомство с основами праздничной культуры. Формирование эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно участвовать в его подготовке. Поощрение стремления поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Знакомство с традициями празднования Нового года в различных странах. | Изготовление пригласительных билетов на Ёлку Новогодний праздник. | |
ЯНВАРЬ | 1 неделя | «Рождественские праздники, народные традиции и культура края» | Дать представление о народных традициях и культуре России. Воспитывать чувства любви и гордости за свою страну. Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание иллюстраций. | Театр для детей. Рождественские посиделки |
2 неделя | «Чтение сказки А. К. Барышниковой «Братья-охотники»» | Знакомить детей с произведениями воронежских сказительниц. Воспитывать любовь к литературе родного края. | Рисование иллюстраций. | |
3 неделя | «Кораблестроение» | Начать знакомство детей с кораблестроением. «Воронеж - колыбель российского флота»: рассказать детям, почему так называют город, рассмотреть фотографии, открытки и иллюстрации с изображением парусных кораблей Петровской эпохи. | Аппликация «Парусник» | |
4 неделя | «Вышивка мастериц Воронежской области» | Вызвать у детей интерес к изделиям рукодельниц Воронежского края. Познакомить детей с вышивкой Воронежских мастериц, ее особенностями, цветовой гаммой. Рассмотреть предметы одежды и иллюстрации, где встречается вышивка. | Рассматривание рушников ручной работы. | |
ФЕВРАЛЬ | 1 неделя | «Предприятия и организации нашего города» | Знакомить детей с основными предприятиями нашего города. Закреплять знания о месте работы родителей. | Фотовыставка «Мой папа на работе» |
2 неделя | «Как наши предки защищали Родину» | Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины. Знакомить с былинными героями. | Рисование на тему «Наши Защитники». | |
3-4 неделя | «Моё Отечество Россия» | Расширение представлений детей о Российской армии. Рассказы о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомство с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширение гендерных представлений, формирование в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины. | Выставка детских рисунков. Праздник «День защитника Отечества» «Масленица» | |
МАРТ | 1-8 марта | «Я большому кораблю дам названье «МАМА» | Организация всех видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения ко всем женщинам. Воспитание гендерных представлений, формирование у мальчиков представлений о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлечение детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам. Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям. Формирование потребности радовать близких добрыми делами. | Изготовление подарков мамам Праздник «8 Марта» |
с 9 марта | «Народная культура и традиции» | Знакомство с народными традициями и обычаями. Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжение знакомства с народными песнями, плясками. Расширение представлений о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитание интереса к искусству родного края; любви и бережного отношения к произведениям искусства. | Посиделки «На завалинке» Выставка – музей «Русская изба» | |
4 неделя | «Вслед за солнышком» | Познакомить детей с понятием «народный календарь», сравнить с гражданским календарём. Знакомить детей с народными приметами и поверьями. | Дидактическая игра «Когда это бывает?» | |
АПРЕЛЬ | 1-3неделя | «Весна пришла» | Формирование у детей обобщенных представлений о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширение знаний о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе. | «Международный день птиц» 22 апреля День Земли |
4 неделя | «Боевая слава нашего народа» (День Победы) | Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширение знаний о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомство с памятниками героям Великой Отечественной войны. Рассказы детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Рассказы о преемственности поколений защитников Родины: от былинных богатырей до героев Великой Отечественной войны. | 9 мая Праздник «День Победы» Экскурсия к «Звездам Славы» | |
МАЙ | 1 неделя | |||
2 неделя | «Знатоки природы» (неделя экологии) | Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познанию. Закреплять экологические представления (заложить мысль о том, что в природе всё взаимосвязано). Воспитывать интерес к изучению природы, умение видеть её красоту. Привить любовь и заботу о братьях наших меньших. Закреплять представления о том, какие действия вредят природе. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Напомнить о том, что Земля является общим домом для множества растений, животных и человека. Воспитывать желание к труду в природе. | Экологический праздник «Весна - красна» | |
3 неделя | «Воронежская матрёшка» | Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно- прикладного искусства. Знакомить с Воронежской матрёшкой, её особенностями. | Изготовление матрёшки в технике «папье-маше» | |
4 неделя | «До свиданья, детский сад! Здравствуй, школа!» | Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы прощания с детским садом и поступления в школу. Формирование эмоционально положительного отношения к предстоящему поступлению в 1-й класс. | Выпускной бал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам...
Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».
Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста на основе воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...
Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».
Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
Педагогический проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей родного края"
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Современные исс...
Выступление на пед. совете №2 «Формирование нравственно- патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края»
Выступление на пед. совете №2«Формирование нравственно- патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края»...