Конспект литературно - музыкальной гостиной "Знакомство с бытом и культурой мордовского народа для старших дошкольников"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Знакомство с бытом и культурой мордовского народа для старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gostinoy.doc | 51.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования
Департамента по социальной политике
Администрации городского округа Саранск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 73»
Конспект
литературно – музыкальной гостиной для старших дошкольников по знакомству с бытом и культурой мордовского народа
Подготовила:
музыкальный руководитель
Шадрина Л. Н.
Саранск
Цель: Приобщение старших дошкольников к культуре и быту мордовского народа в процессе социального, познавательного и художественно-эстетического развития.
Задачи:
- Формировать у детей чувства любви к Родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями мордовского народа;
- формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;
- приобщать детей к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры;
Приобщение детей к народному творчеству на музыкальных занятиях
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, что важным моментом в воспитательной работе детских садов становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев своего народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить детей с природой Мордовии, с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на территории Мордовии.
Развивающие:
Способствовать становлению личности ребенка в контексте культуры родного края, с учетом национальных ценностей и традиций мордовского народа.
Воспитательные:
Прививать интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт.
Воспитывать детей на материале социального и природного окружения родного края;
Способствовать общему развитию ребенка в условиях народного творчества, фольклора, языковых особенностей, праздников, обычаев, традиций, обрядов и пр.
Воспитывать чувство патриотизма, уважения к культурному прошлому Мордовии;
Методические приемы: организационный момент, художественное слово, вопросно – ответная беседа, рефлексия «Цветик – многоцветик».
Предварительная работа:
Разучивание элементов различных видов перестроений: из полукруга в круг, их 4 колонн в круг, из 2 колонн в круг; танцевальных элементов.
Упражнение-разминка “Паровозик”.
Упражнение «Лиса»
Упражнение «Кот».
Упражнения «Пятка - носок».
Динамическая игра «Новоселье»
Динамическая игра «За грибами».
Повторение танцев:
- Тимка
- Я узнала маленький секрет
- Добрый мишка плюшевый
- Девочки – конфетки
- Без бабушки, не испечь оладушки
- Ручеек
- С игрушками
- Заиграй, гармошка
- Танец маленьких утят
Словарная работа:
Паровоз, чук-чук, пых-чу, прокачу, расстели, порожку, липового жбан, заспешили
Оборудование:
Демонстрационное: Мультимедийное устройство
Место проведения:
Музыкальный зал МАДОУ.
Ход занятия:
Ведущая:
Вольнолюбивые мокшане и эрзяне жили на берегах Мокши и Суры. По легенде, когда нависла беда над землею мордовскую, когда стали топтать ее полчища нагайцев, от неволи своих соплеменников спас богатырь Сияжар.
Он обратился к русским воинам со словами, которые прозвучали, как клятва на долгие века:
Мы пойдем всегда бок о бок с вами
Через реки бурные - мы с вами,
Сквозь огонь бушующий - мы с вами.
Ведущая:
И предсказание мордовского богатыря сбылось. Вот уже много веков
подряд идут рядом разные народы, подставляя друг другу плечо в трудные тяжелые годины, одолевая врагов и устремляясь к мирной и счастливой жизни. Поистине
У всех народов
Корни перевиты-
Глубока их память,
Дружба велика
Во многих ваших семьях родители, или бабушки, дедушки - мордва, и вам близка мордовская речь. Это верно?
Ведущая 2:
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Крепко любит народ её. Много сложил о ней пословиц и поговорок:
Дети поочередно:
1.Родина любимая, что мать родная.
2. Если дружба велика, будет родина крепка.
3.На чужой стороне, что соловей без песни.
4. Жить – Родине служить.
5. Люблю тебя моя Россия
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом «РУСЬ»
Ведущая :
Наши песни всюду славятся,
Наши танцы любят все.
Выйдет мордовская красавица
Да пройдет во всей красе.
Ведущая : Мордовский край богат народными умельцами, ремесленниками. Кто не знает матрешек из Гавриловки, деревянных игрушек из Подлесной Тавлы, керамику из Рузаевки.
- Где родился, там и пригодился.
Читают дети:
1. Крик гусиный у амбара, на колу висит горшок,
И лежит село большое на скрещении дорог.
А село то не простое, знаменитое село:
Что не дом, то мастерская. Не забыто ремесло!
Как тут валенки валяют! Каждый тут мастеровой.
В день базарный тут недаром, как в толкучке городской!
2. Во Франции, в Италии,
В Америке – везде
Ложки деревянные
В большой, большой цене.
Народные умельцы те чудеса творят,
О деревянных ложках
Повсюду говорят.
Ведущая:
Вот уже тысячу лет идут рядом русские и мордва, подставляя друг другу плечо в трудные тяжелые времена, одолевая врагов и устремляясь к мирной и счастливой жизни.
Пусть же крепнут дружеские звенья, составляющие единство народов России и Мордовии!
Ведущая:
В Мордовии живут такие люди!
С ними и на праздник, и на труд!
Так пусть же каждый час твой светел будет
Во все века, которые грядут!
Рефлексия: «Цветик - многоцветик»
Педагог:
Вам было интересно на занятии? (Да)
Вам было трудно выполнять упражнения? (Нет)
У вас получилось хорошо станцевать все движения? (Да)
Вы смогли выполнить все упражнения и танцы очень хорошо? (Да)
Вам понравилось на занятии? (Да)
Как вы думаете, нашим гостям понравилось занятие? (Да)
Затем педагог предлагает детям выбрать для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения, а затем все лепестки собрать в общий цветик – многоцветик.
МР: Прошу вас построиться на поклон. (Поклон)
Дети выходят из зала под музыку.
Литература:
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3- е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012;
- Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Пособие для муз. руководителей детских садов. М.: 2004 г.
- Коренева Т.Ф. В мире музыкальной драматургии: Методическое пособие по ритмике. М.: 1996 г.
- Барабаш Л.Н. Хореография для самых маленьких / Л.Н. Барабаш. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002. – 108 с.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.
- Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: Гном-пресс, 2000. – 64 с.
- Музыкальная ритмика: Учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина, Л.В. Стрепетова – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 112 с. – (Уроки мастерства).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа .
- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять правильное произношение г...
Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"
Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"...
«Ознакомление дошкольников с историей и культурой мордовского народа»
Программное содержание НОД: закрепить и обобщить знания детей о Мордовии, дать представление о том, что такое малая Родина, учить поддерживать беседу на определённую тему, обобщить элементарные предст...
Конспект ООД по познавательному развитию «Культура мордовского народа»
вариативная часть (национально-культурное содержание)...
Приобщение дошкольников к национальной культуре мордовского народа
Консультация для воспитателей...
"Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа" (сообщение)
Сообщение на тему: "Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа"...
- Мне нравится (1)