Традиции народа Саха по воспитанию бережного отношения к природе
статья по теме
Как известно, для формирования личности каждого человека незыблемым фундаментом является его всестороннее знание своего родного края.
Статья рассматривает по формированию дошкольников бережного отношения к природе на основе традиций народа Саха. Теоретически обосновано значение знаний о природе, экспериментально доказана их роль в становлении восприятия ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospiatnie.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиции народов саха по воспитанию детей бережного отношения к природе
Как известно, для формирования личности каждого человека незыблемым фундаментом является его всестороннее знание своего родного края.
Статья рассматривает по формированию дошкольников бережного отношения к природе на основе традиций народа Саха. Теоретически обосновано значение знаний о природе, экспериментально доказана их роль в становлении восприятия ребенка.
В работах Н. Ф. Виноградовой, Л.Ф. Мельчаковой, Н.А. Рыжовой и др. авторов показано, что важным средством экологического воспитания детей становится развитие их знаний о природе на основе традиций родного народа. Природа была важным элементом традиционных воззрений народа Саха. В течение тысячелетий якуты сохранили своеобразную цивилизацию и вместе с тем первозданность северной природы. Самое главное – якуты смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру, воспитывая детей на этноэкологических традициях. Приобретенное в условиях приобщения к традициям родного народа умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, способствует формированию характера и интересов.
Якуты считают Природу великим учителем и потому относятся к ней с почтением. Во всех творениях культуры, искусства и фольклора природе придают особое место.
Как утверждают исследователи народной педагогики Д.М. Бурхинов (2), Д.А. Данилов (5), С.Д. Намсараев, система традиционного воспитания способствует духовному обогащению личности, если ребенку прививается любовь, привязанность к родным местам, бережное, мудрое отношение к природе, животному и растительному миру все это развивает умственные силы, наблюдательность, умение анализировать явления природы (2, с. 37)
Исследователи выделяют ряд факторов народного воспитания: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, пример-идеал, каждый из которых способствует нравственному воспитанию. Воспитывая своих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому.
Все факторы воспитания в той или иной степени направлены на формирование у подрастающего поколения ценностей, идеалов, потребностей, нравственных норм, характерных для якутского этноса
№ | Факторы воспитания | Формы проведения |
1. | Природа | Экскурсия по алаасам предков, охота, рыболовство |
2. | Игра | Якутские подвижные игры, направленные на формирование бережного отношения к природе |
3 | Слово | устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, песни. |
4 | Труд | Якутская кухня, изделия из конского волоса, бересты, салама |
5 | Общение | Поучение, наставление, увещевание, упрек, осуждение, советы, завет |
6 | Традиции | Ысыах, обычаи, обряды, этикет, быт, приметы |
7 | Искусство | Осуохай, тойук, чабыр5ах, олонхо |
8 | Религия | Шаманизм, народные целители, оберегания, очищения |
9 | Пример | Былины, легенды, история. |
Якутия – одно из тех редких мест на планете, где сохранилась первозданная чистота природы и разнообразие флоры и фауны. В тайге произрастают сосна, ель, лиственница, береза, кедр и осина. Загадки природы Якутии в том, что расцветает она в зоне вечной мерзлоты. Большая часть территории – это горы, плоскогорья и низменности. Между горами и холмами текут величайшие в мире реки. Различные животные обитают в данной местности, особенно много оленей. Только в Якутии растут радиола розовая, горец амгинский, терескен Ленский, редовския двоякоперистая.
Нами составлен методический комплекс по экологическому воспитанию дошкольников на национальных традициях «Айылҕа оҕото».
Проблема: экологическое воспитание на основе традиций народа саха.
Основной целью является ознакомление с окружающим миром, и бережное отношение к Родной природе.
Задачи:
- научить детей видеть красоту родной природы;
- развитие познавательных способностей дошкольников;
- воспитать интерес и бережное отношение к родной природе;
Методы работы: наблюдения, опыты, игры экологического содержания, мероприятия, экскурсии и др.
На каждых экологических НОД предусматривается воспитание человеческих ценностей: переживание, познавание, преобразование через отношение ребенка к природе. На занятиях дети знакомятся с экологическими законами, с картой Якутии, с климатическими зонами, с бытом народов Саха, с флорой и фауной тайги, с животными, населяющими зону Якутии и.т.д.
Виды работ при организации наблюдений за объектами живой и неживой природы:
- работа на экологической тропинке детского сада;
- экскурсии по музеям родного города;
- прогулки на берегу реки Лена;
- знакомство с лекарственными растениями Якутии;
- ведение календаря погоды, ухаживание за растениями
Целью наблюдений является восприятие детьми природных объектов и явлений природы.
- экологические игры: дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, исследовательские, подвижные, народные, игры – драматизации. Цель игр – взаимоотношение людей, заботливое и гуманное отношение к природной среде, согласно воззрениям якутов. В содержание игр включаются знания о моральных нормах и правилах поведения якутов в природе.
- труд: знакомство с якутской кухней, ознакомление детей с техникой изготовления изделий из конского волоса, бересты; техника изготовления саламы; знакомство с обрядом получения природного материала для изготовления того или иного изделия.
Таким образом, с малых лет дети знакомятся с обычаями и традициями предков. Традиции, обычаи и обрядовые действия как средство передачи из поколения в поколения воззрения народа Саха способствуют становлению экологического самосознания дошкольников, прививают детям чувство любви и бережного отношения к родной природе.
Экологическое воспитание детей на национальных традициях
Методический комплекс
«Айылҕа оҕото»
Законодательная база. Федеральный уровень:
- Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрированного в Минюсте России 14 ноября 2013 г. № 30384.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» зарегистрированном Минюсте России 26.09.2013 г № 30038.
Образовательный процесс строится на основе комплексно-тематического принципа и принципа интеграции образовательных областей.
Тематический план
Ыытыллар ыйа | Темата | Кунэ дьыла | Тумуктуур улэ |
Бала5ан ыйа – Улуу Суорун ыйа | Кыстыкка кеьуу -прогулка на реке Лена -экскурсия в музей им. Ярославского | Аралдьытыы «Саха бала5аныгар ыалдьыттыыбыт | |
Алтынньы -Хотой Айыы | Ебугэбит олохторо -знакомство с танцем осуохай -знакомство с танцевальным движением Осуохай -рассказ воспитателя о подвижных играх народа саха | Вечер подвижных игр с родителями (Подвижные игры – «Летает, плавает, бегает», танцевальные движения «Осуохай», подвижные игры: «Бой быков», «Соколы», «Сова и мышки», «Сокол и утки», «Не подставь ладонь», «Прыжки стерха», «Волк и жеребята» и др.) | |
Сэтинньи – Байанай ыйа | Саха сирин кунду туулээх кыыллара - где живет хозяин лесов «Байанай»? - беседа с охотником тайги -выставка детских рисунков на тему «Байанай» | Байанайдаах булчут | |
Ахсынньы- Остуоруйа ыйа | Саха остуоруйалара («Кырынаас кутуругун төбөтө хайдах хара буолбута», «Таал-таал эмээхсин», «турах хара дьүhүннэмитэ», «Саhыл эhэлиин» и др.) | «Остуоруйа дойдутугар дьоро кун» | |
Тохсунньу -Тацха ыйа | Тацха оонньуулара | Тацхалааьын Дьоро кунэ | |
Олунньу – Олоцхо ыйа | Тереебут сирим – алгыстаах аартыга - беседа «Алаас диэн хайдах сири ааттыылларый» - экскурсия по памятным местам города - изготовление вместе с родителями кормушек для птиц | Керуу курэх «Тереебут терут айылҕаҕын теье билэбин» | |
Кулун тутар – Дьеьегей ыйа | Дьеьегей оонньуулара - Игры – драматизации: «Девушка и луна», «Старушка Таал-Таал» и другие. - Игра - подражание. Обучения детей повадкам животных. - экскурсия в лес, наблюдения | Дьеьегей ыйыгар аналлаах аралдьытыы | |
Муус устар- Айыыьыт ыйа | Сааскы билгэлэр (опыт, эксперимент оҥоруу) - отработка схемы «Круговорот воды в природе» - рисуночный тест: «Кто больше найдет воды в разных ее проявлениях», «Вода в озерах, реках, снег, лед, пар, роса, иней, снежинки, град». - «Күн, уу, салгын туhата» беседа | «Саас» о5олор, тереппуттэр бырааьынньыктарын тэрийии | |
Ыам ыйа Салама ыйа | Айыл5а5а сылдьыы сиэрэ – туома - изготовление саламы - изготовление изделий из бересты (ыаҕайа, кыыллар фигураларын быhан оҥоруу) - экскурсия в лес | Ньукуола кунун тэрийии, айыл5а5а экскурсия, айыл5а5а сылдьыы сиэрэ – туома. Салама ыйааьын. | |
Бэс ыйа Уруц Айыы ыйа | Ыьыах - лекарственные растения Якутии - беседа «Ысыах – это национальный праздник» - выставка рисунков | Сайыны керсуу» О5олорго, тереппуттэргэ бырааьынньык тэрийии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание бережного отношения к природе
Рекомендации для родителей...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Задачи:1. Исследоват...
Воспитание бережного отношения к природе, как образовательный ресурс патриотического воспитания
Воспитание бережного отношения к природе, как образовательный ресурс патриотического воспитания...
Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»
Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...
Рекомендации психолога родителям "Истоки воспитания любви к Отечеству-воспитание бережного отношения к природе"
Как сформировать у ребенка понятие Отечества? Как воспитывать малыша, чтобы в сердце его зарождалась, крепла любовь к Отечеству? Начните с малого... Наблюдайте вместе с малышом за окружающей при...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию "Воспитание бережного отношения к природе у детей"
Консультация для родителей по экологическому воспитанию "Воспитание бережного отношения к природе у детей"...