Проект «Воспитание детей через сказки Абдуллы Алиша»
проект (младшая группа) на тему
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет. Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература татарских писателей и поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_alish_gr2.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект второй младшей группы №2 МБДОУ №6 «Улыбка»
Тема: «Воспитание детей через сказки Абдуллы Алиша»
- Введение
Актуальность:
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Проблема проекта.
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, поэтому возникла проблема интеграции регионального компонента в образовательный процесс.
Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что в них практически не затрагиваются проблемы нравственно-патриотического воспитания. Существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделено должного внимание региональному компоненту.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет. Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература татарских писателей и поэтов.
Цели: Познакомить детей со сказками А. Алиша, через героев сказок передать нравственно-патриотическое воспитание.
Задачи:
- Познакомить с жизнью и творчеством А. Алиша.
- Углубить знания детей о животном мире через произведения А. Алиша.
- Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.
- Воспитывать в детях способность наслаждаться художественным словом писателя.
- Посредствам произведений А. Алиша способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия попавшим беду.
- Воспитывать умение удивляться красоте родной природы.
- Расширять представления родителей о татарской детской литературе.
- Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
Методы, используемые в проекте
- беседа о поэте, рассматривание картин, иллюстраций;
- чтение и драматизация сказок;
- выставка рисунков по теме «Герои из сказок А. Алиша»;
Предполагаемые результаты проекта
- Создание необходимых условий в группе, семье по ознакомлению дошкольников с произведениями татарской литературы.
- Развитие у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
- Понимание родителями важности семейного чтения.
Срок проведения проекта
- краткосрочный, 1 неделя, с 26-30 сентября 2016г.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Возраст детей: 3-4 года.
- Этапы проекта:
Организационный этап:
Предварительная работа:
- Подбор иллюстративного материала по теме «Путешествие по
- книгам А. Алиша»;
- Подбор методических пособий;
- художественной литературы для чтения «Сертомас үрдәк», «Два петуха»
- аудиозаписей музыкальные сказки на татарском языке «Сертотмас үрдәк» и.т.д;
- презентации - «В гостях у сказки А. Алиша».
- Продуктивный этап:
Перспективное планирование
№ | Совместная деятельность воспитателя и детей | Работа с родителями |
1 день | 1. Знакомство со сказками поэта. 2. Презентация «В гостях у сказки А. Алиша». 3. Чтение «Гусёнок и лебедёнок»» | 1.Ознакомление с темой проекта «Воспитание сказкой А. Алиша». 2.Анкетирование родителей «Приобщение детей к художественной литературе татарских писателей» |
2 день | 1.Просмотр мультфильма «Глупый зайчонок» 2.Продуктивная деятельность: «Морковка для зайца» 3. Чтение «Глупый зайчонок» | 1.Акция «Подари книгу детскому саду» |
3 день | 1Занятие по художественной литературе Тема: «Два петуха» Абдулы Алиша 2.Просмотр мультфильма «Два петуха» 3. Чтение «Болтливая утка» 4. Разукрашивание рисунков из сказки А. Алиша | 1.Оформление родительского уголка ширма |
4 день | 1.Дидактическая игра «Угадай из какой сказки картина» . 2.Рисование: «Зёрна для петухов» 3. Чтение «Котёнок» | 1.Консультация на тему: «Взгляд детей на мир через сказки А. Алиша» |
5 день | 1. Лепка «Фрукты и овощи для гусёнка» 2.Чтение понравившихся сказок А.Алиша. 3. Игра драматизация по сказкам | 1. Выставка рисунков по теме «Герои из сказок А. Алиша» 2.Коллаж по творчеству А.Алиша «По дорогам сказок» |
Презентативный этап:
- Выставка рисунков по теме «Герои из сказок А. Алиша»
- 2.Коллаж по творчеству А.Алиша «По дорогам сказок»
- 3.Вечер загадок «Угадай, кто это?»
3. Заключение
- У детей появился интерес к творчеству А. Алиша.
- - Дети стали относится к книге, как источнику познания.
- -Родители принимают активное участие в реализации проекта.
4. Список литературы.
1. Ассадуллин А.Ш. Учимся татарскому языку. – Наб. Челны: ГКИ «Камаз» 1994.
2. Бурганова Р.А., Юсупов Ф.Ф. Программа по обучению детей татарскому языку в детском саду. – Казань: РИЦ «Школа», 2004.
3. Закирова К.В., Гафарова С.М. Татарский язык в детском саду. Казань: «Магариф», 1997.
4. Зарипова З.М. НРК в процессе обучения и воспитания. – Наб. Челны, 2000.
Приложение 1
Занятие по художественной литературе
Тема: «Два петуха» Абдулы Алиша
Цель: Познакомить детей с характерными при знаками татарской национальной одежды, обуви (тюбетейка, сапожки-ичиги, жилет- бархатный камзол). Вызвать у детей интерес к изучению элементов татарской национальной культуры. Ознакомить с художественной литературой. Развивать у детей речь, восприятие, внимание и память. Воспитать толерантность, дружелюбного отношения к друг другу.
Предварительная работа: Рассматривание кукол в национальной одежде, красочность орнаментального оформления. Знакомство со сказками, обсуждение отличительный особенностей каждого героя, рассматривание иллюстраций. Чтение песенок, потешек, загадывание загадок.
Материалы к занятию: Кукла в национальной одежде. Фигуры из сказки Абдулы Алиша “Два петуха” на фланелеграфе.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и говорят гостям:
- Здравствуйте, исенмесез (и садятся красиво на стульчики).
В дверь кто-то заходит постучался, воспитатель открывает ее, а там стоит кукла (мальчик) в татарском национальном костюме. Воспитатель приглашает куклу зайти к ребятам в гости, затем спрашивают его:
- Какая на тебе красивая одежда? Откуда ты приехал к нам? И как тебя зовут меня Тагир.
- Ребята, а вы меня знаете, название вещей которые на мне одеты?
Дети:
-Да!
Кукла:
- Как называется мужской национальный головной убор, сапожки, бархатный жилет? (Дети с помощью воспитателя отвечают на вопросы куклы Тагира).
- Тюбетейка, сапожки- ичиги, бархатный- камзол.
Кукла:
- Ребята, давайте поиграем! Представим, что мы одеваем тюбетейку, сапожки-ичиги, и красивый бархатный жилет бархатный- камзол. Какие вы стали нарядные!
- Ребята, в гости я к вам шел, чтобы рассказать интересную сказку, которая называется “Два петуха”. Перед тем как ее рассказать, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
- Ветер на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это? (петушок)
Дети отгадывают загадку, кукла их хвалит и начинает рассказывать сказку.
Воспитатель рассказывает сказку с показом на фланелеграфе.
- Жили были у бабушки два петуха: один белый, другой черный. Очень любила бабушка обоих петушков. Только были они забияки- всегда дрались.
Бабушка отнесла Черного Петуха к соседям и оставила его там на три дня и три ночи.
Скучно стало Белому Петуху. Не ест, не пьет. На четвертый день говорит Белый Петух бабушке:
- Бабушка принеси Черного. Скучно мне без него. Никогда больше не буду с ним драться.
- Ладно, - говорит бабушка. – Если так, принесу. Только, чур, не драться, а то один из вас угодит в суп.
Теперь Черный Петух и Белый Петух живут дружно.
Петушки предлагают детям спеть с ними песенку:
- Рано утром мы встаем. Ку-ка-ре-ку, Ку-ка-ре-ку.
Громко песенки поем. Ку-ка-ре-ку, Ку-ка-ре-ку.
Шпоры есть и гребешок. Ку-ка-ре-ку, Ку-ка-ре-ку.
Вот такие петушки. Ку-ка-ре-ку, Ку-ка-ре-ку.
Воспитатель:
- Понравилась- ли сказка?(Проводиться беседа, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые ее эпизоды).
Кукла:
- Про кого была сказка? Какие были петушки в начале сказки? Как они себя вели, правильно? Что сделала бабушка, для того чтобы петушки изменили свое некрасивое поведение? Какими они стали в конце сказки?
- Ребята будьте всегда дружными! А мне пора уходить, до свидания, сау булыгыз!
Воспитатель:
- Наш гость из Казани оставил вам угощение, спрятано оно в игрушке, героя сказки которую он рассказал.
Дети быстро находят.
Приложение 2
Анкетирование
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ТАТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ»
- На каком языке вы общаетесь со своими детьми?
- Читаете ли вы книги татарских писателей и поэтов? Какую последнюю книгу вы прочитали?
- Какой татарский спектакль или концерт посетили со своими детьми?
- Какую книгу вы купили своему ребенку?
- Кого из татарских композиторов вы любите слушать?
- Какие народные традиции сохраняются в вашей семье?
- Какие телевизионные передачи на родном языке вы смотрите?
- Читаете ли вы детям книги на татарском языке?
- Согласны ли вы с тем, что каждый человек должен звать свою культуру?
- Что, по-вашему, следует предпринять, чтобы наши дети любили, интересовались и знали свою родную культуру?
- Каких писателей предпочитаете читать детям?
- Русских писателей ____ Татарских писателей ______
- Любимое произведение ребенка или что последнее читали (читаете)?
\
Отчёт по теме «Сказки А.Алиша»»
второй младшей группы №2 МБДОУ №6 «Улыбка»
на 2016-2017 учебный год
Воспитатели: Нестерова Л.А.
Саягфарова В. А.
Художественное творчество. Лепка. Тема: Фрукты и овощи для гусёнка Цель: учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями обеих рук; продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам; вызвать сочувствие к ним и желание помочь. | |
| ОД Художественное творчество Рисование. Тема: Зёрна для петухов из сказки А.Алиша. Цель: учить ритмичными мазками наносить кистью на лист бумаги зёрна для петухов; развивать чувство цвета. Воспитать доброе отношение к героям из произведения А.Алиша "Два петуха" |
Занятие по художественной литературе Тема: «Два петуха» Абдулы Алиша. Цель: Ознакомить с художественной литературой. Развивать у детей речь, восприятие, внимание и память. Воспитать толерантность, дружелюбного отношения к друг другу. | |
Художественное творчество. Лепка. Тема: Морковка для зайчонка. Цель: учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями обеих рук; продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам; вызвать сочувствие к ним и желание помочь. | |
Коллаж «По дорогам сказок А.Алиша» Цель: привлечение родителей к совместной деятельности вместе с детьми, повышение интереса родителей к сотрудничеству с детским садом. | |
Акция «Подари сказки А.Алиша детям» Цель: привлечение родителей к совместной деятельности, повышение интереса родителей к сотрудничеству с детским садом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравственное воспитание детей через сказку»
Конспект родительского собрания способствует повышению педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной с...
Воспитание детей через сказку.
Ø Развитие ребёнка - очень важная тема, которая занимает мысли каждого ответственного педагога и любящего родителя. Ведь всем нам хочется, чтобы наши дети развивались равномерно и успешно, дабы в буду...
Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"
"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ
Сказка - бесценное "орудие" воспитания! Но последнее время сказки неоправдано забыты. В данной статье я хочу напомнить, как с помощь сказки мы должны воспитывать добро, сопереживание и другие нравстве...
План конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе «Ознакомление детей со сказкой Абдуллы Алиша Болтливая утка»
Программное содержание:Познакомить детей со сказкой А.Алиша «Болтливая утка».Продолжать знакомить детей с творчеством А. Алиша.Способствовать эмоциональному восприятию содержания сказки.Помочь д...
«Этно-био-патриотическое воспитание детей через сказку»
патриотическое воспитание детей...
Педагогический проект: «Нравственно-патриотическое воспитание детей через сказку»
Цель: создать условия для нравственно-патриотического развития ребенка, способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связа...