Конспект НОД "В каждом доме толстая Маланья"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Зырянова Светлана Викторовна

Конспект интегрированного НОД с детьми средней группы по теме "В каждом доме толстая Маланья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект НОД33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 1»

Конспект

интегрированного НОД

с детьми средней группы

 по теме

 «В каждом доме толстая Маланья».

Педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

Зыряновой С.В.

П,г.т. Троицко-Печорск

1917 г.

Цель:

- Дать сведения о печке, как важнейшем элементе северного дома: из чего сделана, для чего нужна.

- Познакомить с некоторыми предметами орудия около печки: ухват (укват), лопата (нянь зыр), веник пихтовый (пачлыс).

- Воспитывать тёплые чувства к быту коми народа.

Воспитатель в роли хозяйки коми избы приглашает к себе.

- Проходите в мою тёплую и уютную избу. Мы с вами часто приходим в коми избу и всегда узнаём что-то новое. Сегодня поговорим, а о чём, узнаете, если отгадаете мою загадку. Загадка: «В каждом доме толстая Маланья».  Как думаете, что же это?

- Конечно же это печка! Посмотрите, какая у меня большая печка (ыджыд пач). Как думаете, для чего необходима печь в доме?

(Обогревает дом, ведь раньше не было никакого отопления, и кормит).

- Самое главное и большое место в избе занимает печка. Она давала людям тепло, в печи готовили пищу.

- Рассмотрим печку. Что это за отверстие? Для чего она нужна?

- Это отверстие называется пачвом (рот печки). Почему так называется?         - Потому что туда кладут дрова. Обычно хозяйка кладёт дрова в печку с вечера (чтоб - она подсохла), и только утром зажигает их (затапливает).

- Печка располагалась таким образом, чтобы пачвом был повернут в сторону окна. Как думаете, почему?

- Раньше электричества не было, помещение освещалось лучинами, а потом керосиновой лампой (показать лучину и керосиновую лампу). А хозяйке надо было видеть, что делается внутри печи.

- Подумайте и скажите, какой посудой пользовались в печи, чтобы она не горела, а пища была вкусной? (Чугунки железные, глиняные горшочки (гырнич), сковородки (рач), противни, формочки для шанежек).

Воспитатель вытаскивает один горшок из печки.

- Кто обратил внимание, чем я вытащила чугунок из печки?

- Этот рогатый предмет называется ухват? (Хватаем им горшок и вытаскиваем).  

- Там ещё один горшок в печке, кто мне поможет вытащить его? (Дать возможность ребёнку вытащить горшок ухватом).

- Ребята, а этот предмет для чего?

- Лопата (нянь зыр), лопата для хлеба, почему она так называется?

- Потому что этой лопатой вытаскивают противни с хлебом, с выпечкой, формочки с шанежками.

- Кто хочет помочь мне вытащить формочку? (Ребёнок вытаскивает формочку для шанежек.)

- Вот это место перед печкой называется пачгор, сюда ставят чугунки, противни и т.д.

- Посмотрите, какой интересный веник (пихтовый). Как думаете, зачем этот веник стоит у печки и для чего он нужен?

- Этот веник называется пачлыс. После того, как печка уже протопилась и остыла, хозяйка обязательно чистила внутри вот таким веником, который прикреплён к длинной палке.

- А почему палка такая длинная?

- Правильно, чтоб не обжечься.

- Ребята, где содержит хозяйка все необходимые предметы для печки?

- Конечно рядом с печкой, чтоб всё было под рукой.

- Посмотрите, как много места на печке. Что можно делать на верхней части печи (паччöр)?

- Можно отдохнуть, погреться с мороза и даже поспать. Также можно сушить обувь, носки и рукавички. А на печку залезали по специальной лесенке, которая находится рядом с печкой.

- Длинными зимними вечерами бабушка сидела у печки, вязала и рассказывала сказки детям, которые лежали на тёплой печке, грелись и слушали.

 - Ещё над печкой сушили грибы и ягоды на зиму, за печкой сушили разные полезные целебные травы.

- Посмотрите, рядом с печкой какие-то постройка из досок, куда можно забраться с печки. Как думаете, для чего они нужны?

- Это полати (пöлать), на маленьких полатях сушат лук, чеснок  и другие продукты. А на больших полатях отдыхают (спят) люди, особенно нравится спать там детям.

- Хорошо и тепло в коми избе, но нам пора возвращаться в группу.

- Что вам сегодня больше всего понравилось? Вам захотелось полежать на тёплой печке? Жаль, что сейчас нет таких печек в наших квартирах!  Но во многих деревнях сохранились такие дома с печками и с полатями, где дети до сих пор залезают на печку и греются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ СРЕДНЯЯ ГРУППА

В каждом доме свои традицииСчастлив тот, ктосчастлив у себя дома.Л.Н. Толстой Цели:Способствовать сохранению семейных традиций, умению донести до детей, что этими традициями дорожат, так ка...

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной форме «В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ»

В данном коспекте представлена новая форма взаимодействия воспитателя и родителей на тему " Семья". Важный момент на мероприятии - дискуссия....

Конспект тематического вечера для родителей и детей на тему: « В каждом доме свои традиции»

Цель: Оценить значение «семейных традиций» в воспитании и развитии ребенка. Привлечь родителей в работу детского сада.Задачи:Развивать партнерские отношения с семьёй.Расширить представлени...