Конспект НОД "В каждом доме толстая Маланья"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Конспект интегрированного НОД с детьми средней группы по теме "В каждом доме толстая Маланья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 1»
Конспект
интегрированного НОД
с детьми средней группы
по теме
«В каждом доме толстая Маланья».
Педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
Зыряновой С.В.
П,г.т. Троицко-Печорск
1917 г.
Цель:
- Дать сведения о печке, как важнейшем элементе северного дома: из чего сделана, для чего нужна.
- Познакомить с некоторыми предметами орудия около печки: ухват (укват), лопата (нянь зыр), веник пихтовый (пачлыс).
- Воспитывать тёплые чувства к быту коми народа.
Воспитатель в роли хозяйки коми избы приглашает к себе.
- Проходите в мою тёплую и уютную избу. Мы с вами часто приходим в коми избу и всегда узнаём что-то новое. Сегодня поговорим, а о чём, узнаете, если отгадаете мою загадку. Загадка: «В каждом доме толстая Маланья». Как думаете, что же это?
- Конечно же это печка! Посмотрите, какая у меня большая печка (ыджыд пач). Как думаете, для чего необходима печь в доме?
(Обогревает дом, ведь раньше не было никакого отопления, и кормит).
- Самое главное и большое место в избе занимает печка. Она давала людям тепло, в печи готовили пищу.
- Рассмотрим печку. Что это за отверстие? Для чего она нужна?
- Это отверстие называется пачвом (рот печки). Почему так называется? - Потому что туда кладут дрова. Обычно хозяйка кладёт дрова в печку с вечера (чтоб - она подсохла), и только утром зажигает их (затапливает).
- Печка располагалась таким образом, чтобы пачвом был повернут в сторону окна. Как думаете, почему?
- Раньше электричества не было, помещение освещалось лучинами, а потом керосиновой лампой (показать лучину и керосиновую лампу). А хозяйке надо было видеть, что делается внутри печи.
- Подумайте и скажите, какой посудой пользовались в печи, чтобы она не горела, а пища была вкусной? (Чугунки железные, глиняные горшочки (гырнич), сковородки (рач), противни, формочки для шанежек).
Воспитатель вытаскивает один горшок из печки.
- Кто обратил внимание, чем я вытащила чугунок из печки?
- Этот рогатый предмет называется ухват? (Хватаем им горшок и вытаскиваем).
- Там ещё один горшок в печке, кто мне поможет вытащить его? (Дать возможность ребёнку вытащить горшок ухватом).
- Ребята, а этот предмет для чего?
- Лопата (нянь зыр), лопата для хлеба, почему она так называется?
- Потому что этой лопатой вытаскивают противни с хлебом, с выпечкой, формочки с шанежками.
- Кто хочет помочь мне вытащить формочку? (Ребёнок вытаскивает формочку для шанежек.)
- Вот это место перед печкой называется пачгор, сюда ставят чугунки, противни и т.д.
- Посмотрите, какой интересный веник (пихтовый). Как думаете, зачем этот веник стоит у печки и для чего он нужен?
- Этот веник называется пачлыс. После того, как печка уже протопилась и остыла, хозяйка обязательно чистила внутри вот таким веником, который прикреплён к длинной палке.
- А почему палка такая длинная?
- Правильно, чтоб не обжечься.
- Ребята, где содержит хозяйка все необходимые предметы для печки?
- Конечно рядом с печкой, чтоб всё было под рукой.
- Посмотрите, как много места на печке. Что можно делать на верхней части печи (паччöр)?
- Можно отдохнуть, погреться с мороза и даже поспать. Также можно сушить обувь, носки и рукавички. А на печку залезали по специальной лесенке, которая находится рядом с печкой.
- Длинными зимними вечерами бабушка сидела у печки, вязала и рассказывала сказки детям, которые лежали на тёплой печке, грелись и слушали.
- Ещё над печкой сушили грибы и ягоды на зиму, за печкой сушили разные полезные целебные травы.
- Посмотрите, рядом с печкой какие-то постройка из досок, куда можно забраться с печки. Как думаете, для чего они нужны?
- Это полати (пöлать), на маленьких полатях сушат лук, чеснок и другие продукты. А на больших полатях отдыхают (спят) люди, особенно нравится спать там детям.
- Хорошо и тепло в коми избе, но нам пора возвращаться в группу.
- Что вам сегодня больше всего понравилось? Вам захотелось полежать на тёплой печке? Жаль, что сейчас нет таких печек в наших квартирах! Но во многих деревнях сохранились такие дома с печками и с полатями, где дети до сих пор залезают на печку и греются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ СРЕДНЯЯ ГРУППА
В каждом доме свои традицииСчастлив тот, ктосчастлив у себя дома.Л.Н. Толстой Цели:Способствовать сохранению семейных традиций, умению донести до детей, что этими традициями дорожат, так ка...
Родительское собрание: "В каждом доме свои традиции"
Родительское собрание...
Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...
Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"
Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. Программные задачи:Образовательные: Расширять представление д...
План-конспект родительского собрания в нетрадиционной форме «В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ»
В данном коспекте представлена новая форма взаимодействия воспитателя и родителей на тему " Семья". Важный момент на мероприятии - дискуссия....
Конспект тематического вечера для родителей и детей на тему: « В каждом доме свои традиции»
Цель: Оценить значение «семейных традиций» в воспитании и развитии ребенка. Привлечь родителей в работу детского сада.Задачи:Развивать партнерские отношения с семьёй.Расширить представлени...