План-конспект родительского собрания в нетрадиционной форме «В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ»
методическая разработка (старшая группа) по теме
В данном коспекте представлена новая форма взаимодействия воспитателя и родителей на тему " Семья". Важный момент на мероприятии - дискуссия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod._sobr._traditsii.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ
(родительское собрание для родителей
старших дошкольников)
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н. Толстой
Задачи:
- Предложить ряд мероприятий для проведения в семье воспитанников, которые возможно сделать традиционными.
- Стимулировать совместное посещение театров и музеев (воспитанников, их родителей, воспитательского коллектива группы).
- Предложить оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников» совместно с родителями.
- Воспитывать чувство гордости за свою семью.
Материал: папки-передвижки на тему «Традиции», литература по теме, красочное оформление музыкального зала для проведения родительского собрания, аудиотехника (музыкальное сопровождение), слайды на тему «Семья», конспекты игр-тренингов, мини-анкета «В каждом доме свои традиции».
Подготовка воспитателя: изучение литературы по теме собрания, индивидуальные беседы с родителями воспитанников, разработка мини-анкеты «В каждом доме свои традиции», разработка игр-тренингов по теме «Семья», «Традиции».
Ход собрания:
Красочно оформленный музыкальный зал по теме «Семья», «Семейные традиции», звучит спокойная современная музыка, расставлены полукругом стулья для родителей воспитанников, подготовлена аудиотехника, производится показ слайдов на тему «Семья», «Семейные традиции».
Ведущий воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.
Перед началом нашего разговора я предлагаю Вам немного расслабиться и поиграть. (Проводятся игры-тренинги.)
Как Вы думаете, что означает слово — семья? Выслушиваются мнения нескольких родителей. Педагог подводит итоги сказанному: « по И. Далю, семья- это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми
С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте- сейчас мы их вспомним. Я начинаю, а Вы заканчиваете.
В гостях хорошо, а... ( дома лучше).
Не красна изба углами, а... (красна пирогами).
Каково на дому, таково и... (самому).
Дети не в тягость, а... (в радость).
Когда семья вместе, и... (сердце на месте).
Замечательно!«Семья — первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души, здесь ребенок учится любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность.
Семья — это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей (3. Матейчек).
Семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно-личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи — психологический тыл, защита, убежище. Мать — главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей — научить ребенка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать госучреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша.
Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей — человек, то «мера» родителей — ребенок.
Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка — семье или детскому саду?
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи, создавая необходимые «условия продолжения жизни ребенка в семье» (Г.Г. Кравцов).
Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.
Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей. Сегодня мы собрались поговорить о семейных традициях.
Пожалуйста, ответьте на вопросы мини-анкеты.
- Что, по-вашему, входит в понятие «семейные традиции»?
- Какие семейные традиции есть в Вашей семье?
- Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
- Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети. (Итоги опроса детей)
Несколько слов по результатам тестирования детей «С кем я сяду за стол».
Цель теста: проверить отношение ребенка к членам семьи (итоги тестирования).
Семейные традиции — конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция — вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, а» прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной и составление семейных альбомов. Это и коллекционирование, и выбор профессии. Это и праздники по поводу дней рождения ребенка.
Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?
Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник — это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», — писал К.Д. Ушинский.
Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?
Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.
Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его, выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадет ему при игре или по фанту.
Как Вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку?
Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.
В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.
Какие подарки вы дарите своим детям?
Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики — карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.
Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного или в кругу семьи.
Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка у двери — пусть он видит, на сколько он подрос за год.
Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.
Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать и наши дети- Пусть в Вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у Вашего ребенка.
Теперь я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший — Я.
Какая же у нас семья? (6 человек)
Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы коснулись с Вами интересной темы — темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас — продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И Тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.
Попробуйте сейчас составить родословную семьи. Начните с себя (дается время 5 минут).
У кого получился самый многочисленный род? Знаете ли Вы, откуда родом Ваши родители, дедушки и бабушки?
Кто придумал имя, которое Вы носите? Кто придумал имя Вашему ребенку? Знает ли он об этом? Будет очень хорошо, если в семье Вы начнете собирать историю я» своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями в ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево — дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это g будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. И в этом может оказать хорошую помощь семейная книга «Это я, твоя бабушка».
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. Пушкин).
Семейные архивы — это не прошлое, это всегда завтрашнее и семья должна иметь свой архив — почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.
Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (семейный альбом)
Есть ли в вашем доме семейный альбом?
Семейный альбом — это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой — загадочное и удивительное.
Когда Вы листали его в последний раз?
Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома — именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.
Скажите, у кого из Вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?
Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно
влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать все семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры природного содержания, например: «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Кто где живет», «Что где растет», – предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек, как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги и дома изготовить забавные поделки, перекусить на лесной полянке и уходя не забыть забрать свой мусор. Приучая ребенка тем самым правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом — лес, который является народным богатством.
Кто из Вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры?
Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.
Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то еще не поздно начать собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате чего у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.
Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что обучение — это задача начальной школы, что раннее обучение ведет к ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного), что проявилось в массовой неготовности дошкольников к школьному обучению. Наша задача — помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.
Что можно коллекционировать в семье?
Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т.д. Посещение различных выставок и музеев может дать Вам толчок в этом виде деятельности.
Скажите, в какие игры и как часто Вы играете с ребенком?
Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?
Мы с уверенностью можем сказать: детство — это игра, игра — это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности. Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание. Выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии со взятой на себя ролью. Игра — это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра — должна стать традиционной в каждой семье.
Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо- в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа «Лото», «Домино», «Шахматы». Советуем Вам обязательно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т.д.
В наших с Вами руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей, знали свою родословную.
Решение родительского собрания
- Продумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать традиционными в семье.
- Включиться в работу дошкольного учреждения по совместному посещению театров и музеев.
- Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников».
Мини-анкета «В каждом доме свои традиции»
1. Что, по вашему, входит в понятие «семейные традиции»?
2. Какие семейные традиции есть в Вашей семье?
3. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
4. Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ СРЕДНЯЯ ГРУППА
В каждом доме свои традицииСчастлив тот, ктосчастлив у себя дома.Л.Н. Толстой Цели:Способствовать сохранению семейных традиций, умению донести до детей, что этими традициями дорожат, так ка...
Родительское собрание: "В каждом доме свои традиции"
Родительское собрание...
Родительское собрание по теме : "В каждом доме свои традиции"
Родительское собрание способствует тому, чтобы в семьях соблюдались традиции, чтобы ребенку отмечали дни рождения с приглашением друзей, с организацией игр....
Родительское собрание в старшей группе «В каждой семье свои традиции».
Способствуем соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педаго...
Родительское собрание " В каждом доме свои традиции"
ИНформация для родителей...
Родительское собрание для родителей старших дошкольников на тему:"В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ"
Родительское собрание для родителей старших дошкольников на тему:"В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ"...
Родительское собрание "В каждом доме свои традиции"
Родительское собрание "В каждом доме свои традиции"...