"Насекомые и их роль в природе"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Бойко Марина Николаевна

Данный материал является конспектом занятия  для подготовительной группы и направлен на изучения насекомых: прослежена  экологическая взаимосвязь насекомых  с другими природными компонентами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye_i_ih_rol_v_prirode.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                   МБ ДОУ ДС № 19 «Аленушка» с. Шепси

                 « Насекомые и их роль в природе»

                                        План – конспект экологического занятия  

                                              ( Подготовительная группа )

                                                                                                               Воспитатель: Бойко М.Н.

                         

                                                                         05.  2017г.

Программные задачи:

Обогащать знания детей об многообразном мире насекомых. Различать насекомых по внешнему виду, особенностям жизнедеятельности, роли в природе. Развивать логику мышления, прослеживая взаимосвязь природных объектов: зависимость разных видов животных и растений  друг от друга.

 Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Предварительная работа:

наблюдения в природе, чтение художественной литературы, беседы о окружающем мире, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа:

Активизация: насекомые, бабочки, кузнечик, муравей, пчела, жук, гусеницы, растения, цветы.

Обогащение: личинки, паук –тарантул, плавунец, трутень, луговые насекомые.

Материал: иллюстрации насекомых по ходу занятия, слайды о насекомых в конце занятия.

                                                               Ход занятия:

                                (Вопросы,  для обсуждения  с детьми, обозначены «В»)

Воспитатель предлагает детям представить себе прогулку по лугу.

В -. Какие растения растут на лугу? (клевер, лютик, цикорий. трава, одуванчик, подорожник, ромашки, колокольчики и др.)

В -.Кто ползает, прыгает, летает на лугу?  (бабочки, муравьи, кузнечики, пчелы, осы, шмели, жуки, стрекозы, цикада, гусеницы, богомолы, сороконожки  и др.)

В - Как называются эти живые существа? (насекомые)

 Название «Насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки.  Вот от этих слов «Насечки», « насекать» и произошло название « Насекомые»

В - Какие особенности строения тела у луговых  насекомых?

 Тело насекомых состоит из т частей (отделов) : головы, груди и брюшка. На голове располагаются : глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, то есть всего 6 лапок. У некоторых есть крылья.  У некоторых на брюшке есть жало ( пчела, оса, шершень, шмель)

В - Ребята, а как вы думаете, чем питаются луговые насекомые?

 Пища насекомых разнообразна: некоторые питаются  нектаром из цветов, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки-листоеды, жук майский. Есть хищные насекомые, которые поедают других насекомых- это стрекозы, кузнечики, муравьи.

В -. Какую пользу приносят эти насекомые в природе?

Опыляют растения (переносят пыльцу, это помогает  растениям  сформировать плоды и семена, без опыления этого не произойдет), пчелы делают мед, муравьи уничтожают трупы животных, божьи коровки уничтожают вредную тлю, которая питается соком растений, насекомые служат кормом для птиц и лягушек.

В – Есть ли насекомые, которые приносят вред растениям?

Гусеницы едят листья, тля питается соком растений, жук короед наносит вред деревьям, саранча поедает урожай на полях, уничтожает все растения, колорадский жук поедает листья и стебли картофеля, муха плодожорка откладывает личинки которые превращаются в мелких червей и едят яблоки, груши, абрикосы, черешню. Видели червивое яблоко? Личинки бабочки -Капустницы поедают овощи в огородах.

Загадки о насекомых

1 Домовитая хозяйка полетела над лужайкой

Похлопочет над цветком  он поделится медком… (Пчела)

В - Что такого важного делает пчела?

 Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье. У чел четко распределены обязанности ; есть царица – она выводит потомство, есть рабочие пчелы – они собирают нектар, есть боевые пчелы - они охраняют улей, есть трутни, они ухаживают за царицей.

 2. На цветок пахучий сел цветок летучий.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,- он вспорхнул и улетел! (Бабочка)

В – Сколько крыльев у бабочки? ( 4 больших )

У бабочки интересный жизненный цикл, живут бабочки от одного дня до нескольких недель, перелетают на очень большие расстояния. Откладывают личинки, из которых выходят гусеницы, потом гусеницы формируют кокон- куколку из которого выходят бабочки. Бабочки питаются цветочным нектаром при помощи хоботка.

3.  Если ты увидишь на цветах и листочках

На красной спинке чёрные точки,

Летает и бегает ловко

Скажи ка  скорее кто это?  (Божья коровка)

В – Чем знаменита божья коровка?

Божья коровка относится к отряду жуков, хищное насекомое, она питается тлями. Тля –это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели. На нашей планете очень много разнообразных жуков.

В - Можете их назвать? (майский, клоп-черепашка(вонючка), жук-пожарник, жужелица, жук – олень, сверчок, жук- усач и др.)

4. В лесу у пня беготня, суетня

Народ рабочий весь день хлопочет

Без работы хоть убей жить не может …(Муравей)

В -  Где живут муравьи?

Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают друг-другу. Муравьи поднимают груз который весит больше них в 20 раз. Лесные муравьи строят муравейники под деревьями, в основном с южной стороны дерева. Питаются муравьи разнообразно: они поедают вредных насекомых, не зря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.

5.  Среди травы живёт скрипач

Носит фрак и ходит вскачь … (кузнечик)

В - Чем знаменит кузнечик?

Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. У кузнечика есть маленькие крылья, которые помогают им перелетать в прыжке на дальние расстояния. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. « Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье.

6.  Охотницей быстрой слывёт, стремителен, лёгок, полёт.

Солнечной летней порой летает она над водой

Большие имеет глаза. Кто это скажи – (стрекоза)

В - Где живет стрекоза?

Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. В воду стрекоза откладывает яйца. Она охотится на комаров и других мелких насекомых, и очень быстро летает. У водоемов обитают многие насекомые – водомерки, невзрачный мотылек ручейник, жук-плавунец, жук-водолюб. В болотах живут комары.

 В -  Почему стрекоза быстрее многих насекомых? ( у неё две пары прочных, прозрачных, легких крыльев (У бабочек крылья более тяжелые, осыпаны цветной пыльцой)).

7. Вдруг зажегся на травинке настоящий огонек

  Это с лампочкой на спинке сел на травку … (светлячок)

В – Что мы знаем о светлячке?

Светлячки – это летающие жуки. Когда светлячок летит, то свет его мигает, он подает сигнал другим светлякам.. Светит светлячок ночью всего один летний месяц – июнь в это время светлячки ищут себе подружку или друга. К сожалению, количество светлячков в природе уменьшается, поэтому не нужно приносить их домой, они погибают в неволе. Возможно, через несколько десятков лет люди уже не увидят светлячков.

  Физкультминутка:

Детям предлагается совершать движения – имитации движения  насекомых:

Жук – бег по кругу с жужжанием, \

Бабочка – полет и взмахи крыльями

Кузнечик – продвижение прыжками

Пчела – бег на носочках с звуком з-з-з-з

Муравей – на четвереньках (по возможности)

Сороконожка – паровозик.

В – Как же взаимосвязаны насекомые и растения? (Опыление способствующие размножению растений)

В – Где еще кроме луга могут жить насекомые? (В лесу, в доме человека)

В -  Какие насекомые могут жить в домах людей? (пауки, мокрицы, муравьи, тараканы)

В – Какие же это насекомые не приносят пользы, а могут быть опасны для человека?

Насекомые паразиты, питающиеся кровью: клещи, клопы, мошки, комары. Насекомые распространяющие инфекции: тараканы, мухи, осы. Ядовитые насекомые: паук – тарантул, скорпион, осы, шмели, шершни.

Почти у всех насекомых 6 ног, но есть один вид насекомых, у которого 8 ног. Можете его назвать? Подсказка – сказка Чуковского «Муха – цокотуха» (главный злодей)

В – Чем питаются пауки?   Как ловят свою добычу?

Пауки живут не только в домах, но и в лесу. Наиболее активны пауки осенью. В осеннем лесу часто можно увидеть паутину. Из своего брюшка паук вытягивает паутину. Из которой плетет свою сеть для охоты на мух и других мелких насекомых, и с помощью которой спускается с высоты. Паутина - прочная нить, которую не могут порвать другие насекомые. Строение тела паука отличается от строения тел других насекомых.

В – какие части тела есть у паука? ( туловище на котором расположена голова с мощными челюстями и 8 ног)

В –Кто главные враги насекомых? (птицы, лягушки, ящерицы; змеи, ежи и белки поедают жуков)

В – Нужны ли человеку насекомые?

Пчелы производят мед, гусеницы тутового шелкопряда –вырабатывают шелковую нить, мух используют ученые для науки, мухи летали в космос до Белки и Стрелки, пауки уничтожают мух, в Китае, Индии и других азиатских странах насекомых употребляют в пищу

В заключение занятия дети просматривают слайды с изображением разных насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль уголка природы в экологическом воспитании дошкольников Крайнего Севера

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и к...

Консультация для воспитателей: "Роль уголка природы в экологическом воспитании"

Консультация для воспитателей: «Роль уголка природы в экологическом воспитании»СодержаниеВведениеГлава I.  Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников1.1   Сущность, це...

Роль уголка природы в воспитании детей дошкольного возраста

Роль уголка природы в воспитании детей дошкольного возраста...

«ВОДА И ЕЕ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

«ВОДА И ЕЕ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»...

Диагностика проекта «Вода и ее роль в природе и жизни человека».

Диагностика проекта «Вода и ее роль в природе и жизни человека»....

Проект « ВОДА И ЕЕ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Презентация « ВОДА И ЕЕ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»...