Конспект НОД в средней группе №1 Маленькая страна «Блокада Ленинграда» с использованием ЭОР
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Татьяна Александровна Тайбарей

Данный материал создан с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет и может быть использован на тематической неделе, посвященной снятию Блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_sredney_gruppe_tema_blokada_leningrada.docx966.82 КБ

Предварительный просмотр:

newgerb

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №94 Фрунзенского  района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе №1 Маленькая страна «Блокада Ленинграда»

с использованием ЭОР

Воспитатель: Тайбарей Т.А.

Санкт-Петербург

2017

      Конспект непосредственно образовательной деятельности

в средней группе «Блокада Ленинграда»

с использованием ЭОР

 воспитатель: Тайбарей Т.А.

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;

дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: общение с взрослым, совместные игры со сверстниками, восприятие музыки, стихов, рассматривание картинок

Интегрированные задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ. Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников

Развивающие: Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал

Воспитательные: Воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.

Предварительная работа:

  1. Оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда;
  2. Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города;
  3. Чтение художественных произведений по теме
  4. Рассматривание фотоальбома «Город – герой», картин о войне
  5. Прослушивание песен и музыки военных лет
  6. Чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе

Материалы и оборудование: презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, строительный конструктор «Город»; книги и иллюстрации по теме; разрезные картинки-открытки с изображением основных достопримечательностей нашего города; запись воздушной сирены; запись метронома; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу вам рассказать о подвиге нашего города во  время войны. Будем благодарны ветеранам за их подвиг.

Пальчиковая гимнастика «Под мирным небом»

Мы дети свободной и мирной страны.

 Народ наш великий – не хочет войны.

Нам в жизни открыты – любые пути.

 Под небом спокойным, хотим мы расти.

 Воспитатель: Скажите, ребята, как сейчас называется наш город, в котором мы с вами живем.

Слайд 1Фото экскурсия - Санкт-Петербург в XIX - начале XX века " Platinum " mOole - Развлекательный блого-новостной портал

Ответы детей. Сейчас наш город называется Санкт – Петербург, он красив и горд.

Воспитатель читает стихи о Санкт – Петербурге.

Ты красив в любое время года:

Грустной осенью, студеною зимой.

И в жару, и даже в непогоду

Я люблю тебя, мой город над Невой!

Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве, -Санкт-Петербург приглашает

И нет прекрасней его на земле!

Слайд 2D:\Документы для педагогов\Аттестация\АТТЕСТАЦИЯ Скворцова Дюкова\Блокада\блокада\865f44fbe8fc5d0e08f4d90291e997f7.jpg

Воспитатель: Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для нашего города. Хотя вы ещё маленькие, но по рассказам взрослых, по фильмам знаете о страшной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве.

Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечает наш город 27 января. Это очень памятная дата для нашего города.

А кто мне скажет, как назывался наш город во время войны?

Ответы детей. Ленинград, а жители назывались ленинградцами.

Слайд 3

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, как выглядит наш город на карте. Рассматривание карты города на слайде.

 А давайте построим наш город? http://negani.com/uploads/posts/2012-05/1337944396_piter_37.jpg

Конструирование нашего города

(на столе, дети из конструктора строят город)

Воспитатель:  Какой замечательный получился город. До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.

Слайд 4

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война….. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

Слайд 5

Рассматривание карты Блокады Ленинграда

http://www.alexfl.ru/vechnoe/foto/leningrad1.jpg

Воспитатель:  Посмотрите (карту-картинку), на что это похоже? (круг, кольцо)

Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй.

Воспитатель:  Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города (Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача).  В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города.

Слайд 6

D:\Документы для педагогов\Аттестация\АТТЕСТАЦИЯ Скворцова Дюкова\Блокада\блокада\image10351070_03a9c92b42fa3d964756f00b07fa776b.jpg

Воспитатель:  Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…

Их было 900… это почти 2, 5года.

Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода.


D:\Документы для педагогов\Аттестация\АТТЕСТАЦИЯ Скворцова Дюкова\Блокада\блокада\radi_zhizn01022012_2_originalxq.jpg

Слайд 7

 

Воспитатель:   Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева. D:\Документы для педагогов\Аттестация\АТТЕСТАЦИЯ Скворцова Дюкова\Блокада\блокада\0d034bb2a861024557ab2bd996f5c7af.jpg

Слайд 8

http://www.phototopic.ru/uploads/posts/2013-01/1359233209_blokada-leningrada-2.jpg

Воспитатель:  Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

Слайд 9

Страницы дневника Тани Савичевой.

 Воспитатель:  До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой.

В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала:

«Сегодня умер дедушка». На следующей странице – «Сегодня умерла мама».

День за днем умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено – «Умерли все» Осталась одна Таня.

Слайды Дневника.

Физкультминутка

В осеннем тумане Закрывают ладонями глаза

В январском снегу Разводят руки в стороны

Стоит Петербург Руки над головой в виде крыши

На морском берегу Плавные движения руками-волны

С дворцами и парками Отводят руки влево и вправо

Строг и красив Повторить

Как будто вплывает Движения руками «плывут»

В широкий залив Повтор

В блокадные дни Шагают на месте

Под обстрелом в снегу Повторить

Не сдался, не сдался Повороты головы

Наш город врагу Повтор

Чтение детьми стихов

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Кружился снег, а город наш бомбили

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима!

Воспитатель: Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).

А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца,

Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.

Слайд 10

http://www.phototopic.ru/uploads/posts/2013-01/1359235592_blokada-leningrada-26.jpg

Воспитатель:   Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.

http://www.phototopic.ru/uploads/posts/2013-01/1359234731_blokada-leningrada-21.jpg

Чтение детьми стихов

 Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Слайд 11D:\Документы для педагогов\Аттестация\АТТЕСТАЦИЯ Скворцова Дюкова\Блокада\блокада\Otrais-Pasaules-kars-81.jpg

Воспитатель:   Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.

Слайд 12

В честь этой победы был дан артиллерийский салют. Многие здания в освобождённом городе  были разрушены. Давайте попробуем их восстановить. http://www.phototopic.ru/uploads/posts/2013-01/1359233767_blokada-leningrada-9.jpg

Игра «Разрезные картинки»

Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.

Слайд 13http://www.2do2go.ru/uploads/full/01d514586f058b3db94a5eb063beedbd_w960_h2048.jpg

В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо».  Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.


Слайд 12

Piskarevskoye Memorial Cemetery Mother Motherland 03.jpg

Воспитатель:   На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, у братской могилы горит Вечный огонь. Посередине возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.

Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Слайд 13 

Воспитатель читает стихи

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт! »

Чтоб помнили все строчки эти.

 наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b1/Opasna_eta_storona.jpg/1280px-Opasna_eta_storona.jpg

Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’.

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

Рефлексия

Детям задаются вопросы:

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Где проходила Дорога жизни?

3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

4. О каких мемориалах вы узнали?

5. Что вам запомнилось из моего рассказа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Маленькая страна.

Учить образовывать существительные уменьшительно–ласкательной формы при помощи суффиксов ЕК, ИК....

Конспект занятия в старшей группе "Прошлое Санкт-Петербурга. Блокада ленинграда."

Занятие для детей старшего дошкольного возраста к Дню снятия блокады Ленинграда....

Заметка: "Как мы постигаем законы дорог?" о мероприятиях в средней группе №3 "Маленькая страна. 2019г.

Как мы постигаем законы дорог?             Все мы – родом из детства. Детство – это та пора в жизни человека, когда он узнает и усваи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур» ( с использованием современных образовательных технологий ИКТ)

laquo;Путешествие в страну геометрических фигур»Цель:Закрепление у детей знаний о геометрических фигурах на основе словесного описания и зрительного восприятия Задачи:• Закр...

Конспект занятия в средней группе . «Путешествие в страну Знаний» с использованием приемов ТРИЗ и РТВ.

Задачи:Образовательные:- Систематизировать представления детей о характерных признаках осени;- Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты ж...

Конспект ОД в средней группе "Путешествие в страну сказок" с использованием игровых технологий

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанн...