НОД «Роспись матрешек» (по мотивам мордовского народного искусства)
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МДОУ «Ельниковский детский сад №1»
подготовила воспитатель Турлаева С.Н.
НОД «Роспись матрешек»
(по мотивам мордовского народного искусства)
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с историей создания матрешек, разнообразием форм, особенностями росписи, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства.
Воспитывать любовь и интерес к традиционной культуре русского и мордовского народов, к своей Родине и ее истории, воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда.
Формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии.
Развитие трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества.
Оборудование: кисти, гуашь, трафареты матрешек и объемные деревянные заготовки, палитры, баночки для воды, матрешки, рисунки детей, работы педагога.
ХОД НОД
- Вводная часть
Отгадайте-ка загадку:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Конечно, речь идет о матрешках. Сегодня мы познакомимся с вами с историей создания русской матрешки, вспомним приемы росписи, характерные для разных районов России, а так же нам предстоит расписать объемные матрешки по мотивам мордовского народного искусства.
- Основная часть
В старинное подмосковное имение известного промышленника и мецената Саввы Морозова в конце XIX века попала кукла-японец, а в нем мал-мала меньше – вся его семья. Вот тогда и решили художники, гостившие у Саввы Тимофеевича, попросить известного мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить похожую игрушку, но только свою, русскую.
Взял Василий подходящий чурбачок из липы, поставил его в токарный станок – и завертелась заготовка, полетели стружки из-под резца. Сначала выточил мастер голову, затем туловище, подрезал острым резцом в нужных местах, отшлифовал поверхность и взял готовую заготовку со станка. А расписал эту игрушку художник Сергей Малютин. И назвал ее Матреной, ласково Матрешкой. Это имя было очень распространенным в России. Вот так и родилась первая матрешка- россияночка. Это была девочка в сарафане с петушком в руках. А в ней еще 8 маленьких куколок.
Матрешка появляется на белый свет.
Одеждой похваляется – ей сносу нет.
Хоть мала, как крошка, сама она –
В матрешке есть матрешка еще одна.
Сестра к сестренке тянется –какая стать!
От радости румянится –пошла плясать.
Пусть пляшется и скачется,
Пусть смех вокруг –одна в другую прячутся
Матрешки вдруг.
И стали с тех пор на Руси делать веселых матрешек в разных городах и селах. У каждого мастера – своя сноровка, свои привычки. И краски тоже свои, особенные. Вот например…
Вот – семеновская матрешка. Фартук у нее с цветами и букет держит в руке.
Загорская матрешка. Сарафан, платочек, а в руках узелок или петушок, а то и гусочка.
Полхов – майданская матрешка. Фартук с цветами яркими, кудри завитками да румянец во всю щеку.
Мы живем в Республике Мордовия, и у нас в нашей Республике изготавливают и расписывают матрешку в мордовском стиле.
Ребята, давайте уточним, что же мы увидим в наряде мордовской матрешки?
Традиционная мордовская одежда развивалась по двум направлениям, соответствовавшим культуре эрзи и мокши. Основной частью женского костюма являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника. Такая рубаха требовала множество дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт в одежде – это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками.
Прямые полотнища, составлявшие стан рубахи, оформлялись вышивкой, располагавшейся на груди, оплечье, по руковам и подолу. Нередко отделка имитировала самостоятельные элементы одежды. Силуэт одежды подчеркивает дородность фигуры женщины, роль которой на земле – дарить человеку жизнь.
Посмотрите на примеры профессиональной росписи матрешек. Здесь использованы народные мотивы: колорит старинной одежды, ассоциации с узорочьем бисера, металлическими подвесками. Художники удачно применили в изделиях разнообразные элементы нагрудных украшений и вышивок, сведя их лишь к нескольким характерным деталям, превратив их в орнаментированные полоски. Насыщенный цвет хорошо подчеркнут «чистой» деревянной поверхностью матрешки и уравновешивается яркой полосой, обозначающей нижний край платья-панара. Таким образом матрешка приобрела свое лицо, свое национальное разнообразие.
ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
(звучат народные мелодии)
3.Заключительная часть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по видам декоративно-прикладного искусства. Роспись матрешек."
Закрепить знания детей о дымковской , городецкой, филимоновской и гжельской росписях. Познакомить с русской матрешкой....
Конспект организационной образовательной деятельности по физической культуре с элементами театрализации по мотивам мордовской народной сказки «Как собака друга искала»
Занятие способствует укреплению здоровья детей, развитию основных видов движений, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи. Прививает любовь к мордовским народным сказкам....
Конспект интегрированного занятия по мотивам мордовской народной сказки "Девушка-березка"
Программное содержание: развивать речь детей посредством ознакомления с мордовской сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравств...
План кружковой работы в подготовительной группе «Лепка и роспись глиняных игрушек по мотивам дымковской народной игрушки».
Целью моей работы создание оптимальных условий для приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре дымковских мастеров средствами декор...
Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись» деревянной доски
К Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись» деревянной доски Цель:1)...
Занятие по ознакомлению детей с народным искусством в старшей группе. Рисование «Городецкая роспись деревянной доски»
1) Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла.2) Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом, развивать чувство композиции.3) ...