НОД «Роспись матрешек» (по мотивам мордовского народного искусства)
материал (подготовительная группа) на тему

Турлаева Светлана Николаевна

НОД по мотивам мордовского народного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx888.95 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Ельниковский детский сад №1»

        

подготовила воспитатель Турлаева С.Н.

        

НОД «Роспись матрешек»

(по мотивам мордовского народного искусства)

Цели и задачи:

 Познакомить учащихся с историей создания матрешек, разнообразием форм, особенностями росписи, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства.

         Воспитывать любовь и интерес к традиционной культуре русского и мордовского народов, к своей Родине и ее истории, воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда.

 Формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии.

Развитие трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества.

Оборудование: кисти, гуашь, трафареты матрешек и объемные деревянные заготовки, палитры, баночки для воды, матрешки, рисунки детей, работы педагога.

 

                                     ХОД НОД

  1.   Вводная часть

 Отгадайте-ка загадку:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Конечно, речь идет о матрешках. Сегодня мы познакомимся с вами с историей создания русской матрешки, вспомним приемы росписи, характерные для разных районов России, а так же нам предстоит расписать объемные матрешки по мотивам мордовского народного искусства.

F:\DCIM\102MSDCF\DSC03676.JPG

  1. Основная часть

 В старинное подмосковное имение известного промышленника и мецената Саввы Морозова в конце XIX века попала кукла-японец, а в нем мал-мала меньше – вся его семья. Вот тогда и решили художники, гостившие у Саввы Тимофеевича, попросить известного мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить похожую игрушку, но только свою, русскую.

 Взял Василий подходящий чурбачок из липы, поставил его в токарный станок – и завертелась заготовка, полетели стружки из-под резца. Сначала выточил мастер голову, затем туловище, подрезал острым резцом в нужных местах, отшлифовал поверхность и взял готовую заготовку со станка. А расписал эту игрушку художник Сергей Малютин. И назвал ее Матреной, ласково Матрешкой. Это имя было очень распространенным в России. Вот так и родилась первая матрешка- россияночка. Это была девочка в сарафане с петушком в руках. А в ней еще 8 маленьких куколок.

Матрешка появляется на белый свет.

Одеждой похваляется – ей сносу нет.

Хоть мала, как крошка, сама она –

В матрешке есть матрешка еще одна.

Сестра к сестренке тянется –какая стать!

От радости румянится –пошла плясать.

Пусть пляшется и скачется,

Пусть смех вокруг –одна в другую прячутся

Матрешки вдруг.

И стали с тех пор на Руси делать веселых матрешек в разных городах и селах. У каждого мастера – своя сноровка, свои привычки. И краски тоже свои, особенные. Вот например…

 Вот – семеновская матрешка. Фартук у нее с цветами и букет держит в руке.

F:\DCIM\102MSDCF\DSC03680.JPG

Загорская матрешка. Сарафан, платочек, а в руках узелок или петушок, а то и гусочка.

Полхов – майданская матрешка. Фартук с цветами яркими, кудри завитками да румянец во всю щеку.

Мы живем в Республике Мордовия, и у нас в нашей Республике изготавливают и расписывают матрешку в мордовском стиле.

Ребята, давайте уточним, что же мы увидим в наряде мордовской матрешки?

F:\DCIM\102MSDCF\DSC03679.JPG

Традиционная мордовская одежда развивалась по двум направлениям, соответствовавшим культуре эрзи и мокши. Основной частью женского костюма являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника. Такая рубаха требовала множество дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт в одежде – это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками.

Прямые полотнища, составлявшие стан рубахи, оформлялись вышивкой, располагавшейся на груди, оплечье, по руковам и подолу. Нередко отделка имитировала самостоятельные элементы одежды. Силуэт одежды подчеркивает дородность фигуры женщины, роль которой на земле – дарить человеку жизнь.

Посмотрите на примеры профессиональной росписи матрешек. Здесь использованы народные мотивы: колорит старинной одежды, ассоциации с узорочьем бисера, металлическими подвесками. Художники удачно применили в изделиях разнообразные элементы нагрудных украшений и вышивок, сведя их лишь к нескольким характерным деталям, превратив их в орнаментированные полоски. Насыщенный цвет хорошо подчеркнут «чистой» деревянной поверхностью матрешки и уравновешивается яркой полосой, обозначающей нижний край платья-панара. Таким образом матрешка приобрела свое лицо, свое национальное разнообразие.

F:\DCIM\102MSDCF\DSC03681.JPG

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

(звучат народные мелодии)

F:\DCIM\102MSDCF\DSC03687.JPG F:\DCIM\102MSDCF\DSC03688.JPG

F:\DCIM\102MSDCF\DSC03692.JPG F:\DCIM\102MSDCF\DSC03695.JPG

3.Заключительная часть.

F:\DCIM\102MSDCF\DSC03697.JPG

F:\DCIM\102MSDCF\DSC03699.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по видам декоративно-прикладного искусства. Роспись матрешек."

Закрепить знания детей о дымковской , городецкой, филимоновской и гжельской росписях. Познакомить с русской матрешкой....

Конспект организационной образовательной деятельности по физической культуре с элементами театрализации по мотивам мордовской народной сказки «Как собака друга искала»

Занятие способствует укреплению здоровья детей, развитию основных видов движений, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи. Прививает любовь к мордовским народным сказкам....

Конспект интегрированного занятия по мотивам мордовской народной сказки "Девушка-березка"

Программное содержание: развивать речь детей посредством ознакомления с мордовской сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравств...

План кружковой работы в подготовительной группе «Лепка и роспись глиняных игрушек по мотивам дымковской народной игрушки».

Целью моей работы создание  оптимальных условий для  приобщения  детей  дошкольного возраста к традиционной  народной культуре дымковских мастеров средствами  декор...

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись» деревянной доски

К  Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись» деревянной доски  Цель:1)...

Занятие по ознакомлению детей с народным искусством в старшей группе. Рисование «Городецкая роспись деревянной доски»

1)   Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла.2)   Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом, развивать чувство композиции.3) ...