Консультация для воспитателей "Как знакомить дошкольников с хакасской и русской культурой"
консультация по теме

Лёшина Наталья Алексеевна

В данной консультации говорится о важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_kak_znakomit_doshk_s_hakasskoy_i_russk_kult.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Тема: Как знакомить дошкольников с хакасской и русской культурой

Выполнила: Лёшина Н.А.

Перспективный план по теме "Знакомство детей дошкольного возраста с хакасской культурой (старший возраст)

Сентябрь

1. Уртун-тайы. Праздник урожая. Знакомить с традициями и обрядами праздника

2. Волшебный чатхан.        Знакомить с хакасской народной сказкой и музыкальным инструментом

Октябрь

3. К нам в гости пришли.         Знакомить с особенностями мужского и женского костюма

4. Поймай стрелу         Знакомить с подвижной игрой.

Ноябрь

5. Край, в котором мы живем.         Знакомить с историческими памятниками Республики Хакасия

6. Красота народного узора         Знакомить с особенностями декоративного орнамента

Декабрь

7. Волшебный петух. Как бедняк бая обманул.         Знакомить с мудростью народных сказок

8.Легенды и предания хакасского народа         Знакомить с древней историей хакасского народа

Январь

9. Юрта и семейный очаг         Знакомить с национальным жилищем и семейным укладом

10. Умелые руки.         Знакомство с традициями изготовления национальных украшений.

Февраль

11. Без беды - друга не узнаешь         Знакомство с хакасскими пословицами

12. Альчики         Знакомство с народной игрой в кости.

Март

3. Адычах и Кечах         Знакомство с народной сказкой

14. Чыл-Пазы. Голова года         Знакомство с традицией и обрядами Нового года.

Апрель

15. Чир Ине. Мать земля         Знакомство с традицией праздника - почитания Земли.

16. Найди рукавицу         Знакомство с подвижной игрой

Май

17. Труд даст богатство         Знакомство с традиционными видами хозяйственной деятельностью хакасов.

18. Лисица и колонки         Знакомство с народной сказкой

О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь, написано много, поскольку обращение к его наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатства страны.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность. Все прекрасно понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. Встает вопрос, как научить ребенка, любить свою Родину?

Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Ребенок должен знать тот район, в котором он живет, улицы по которым он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Нам посчастливилось жить в Хакасии. Это республика с богатым историческим прошлым, сказочно богатой и прекрасной природой – обширными полями, высокими горами, быстрыми реками. Недаром о красоте и богатстве республики написано много стихов, картин.

Но основным богатством нашей республики являются люди. В настоящее время в Хакасии насчитывается более 40 национальностей. Коренными жителями являются хакасы. Безусловно, чувство толерантности формируется под влиянием родителей и педагогов.

Приобщение детей к истокам русской и хакасской культурам и включает в себя ряд задач:

- познакомить детей с системой обычаев, включающей праздники, обряды, традиции в одежде, еде, формах досуга и отдыха русского и хакасского народов;

- знакомить детей с разными видами и формами искусства;

- формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;

 -развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества.

 Организация деятельности по теме «Как знакомить дошкольников с хакасской и русской культурой» включает в себя разнообразные формы работы: игра, беседа, наблюдение, рассматривание, чтение, экскурсия, просмотр видеоматериала и телепередач.

Я предлагаю знакомить детей с культурой русского и хакасского народа, используя темы :

  1. «Одежда наших предков»

         

        Задачи:

 - познакомить детей с женским и мужским русским и хакасским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения;

 - развивать желание больше узнать о предметах народного быта, о родовидовых понятиях;

- познакомить детей с традициями изготовления национальных украшений;

 -воспитывать потребность в познании рукотворного мира.

          Пути достижения:

 - беседа об истории возникновения русского и хакасского народных костюмов;

 -рассматривание иллюстраций разных видов костюма;

 - рассказ педагога о мужском и женском костюме.

 - рассматривание иллюстраций разных видов национальных украшений;

 -аппликация  «Русский и хакасский костюм»

        Оснащение:        

 -костюмы русской и хакасской  одежды;

 - иллюстрации, фотографии по теме;

 -материалы для аппликации.        

       Преемственность  детский сад-семья:

- посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств

 

2 «Народные праздники»

Задачи:

 - знакомить детей с обычаями и традициями русского и хакасского народов;

 -развивать память, интерес к русской и хакасской культурам;

-знакомить детей с русскими и хакасскими подвижными играми;

 -воспитывать патриотические чувства к своей Родине и ее истории.

          Пути достижения:        

 -рассказ педагога о народно – обрядовых праздниках.

Хакасские -  Уртун-тайы. Праздник урожая(сентябрь), “Чыл- Пазы” праздник начала года (март), “Таан – той” (праздник прилета первых весенних птиц),  Чир Ине. Мать земля(апрель) и др.

Русские народные - “Колядки”, “Масленница”, “Иван – купала” и др;

- русские (“У медведя во бору”, “Пятнашки”, “Кот и мыши”, “Горелки”, “Лапта”, “Жмурки” и др.) и  хакасские народные игры (“Косой дождь”, “Перескаки”, “Застукалка”, “Мерчик”,”Мирке” и др.)

-рассматривание иллюстраций;

 -просмотр видео презентации «Народные праздники»

 -слушание русских и хакасских песен.

          Оснащение:                

 -иллюстрации народных праздников;

 -стихи о народных праздниках;

 -музыкальное сопровождение;

 -видео презентации «Народные праздники»

       Преемственность  детский сад-семья:

 -подбор иллюстративного материала;

 -рассматривание фотографий о народных праздниках;

 -совместное посещение мероприятий, связанных с проводами зимы.

 

 3 «Жилище человека и предметы быта»

Задачи:        

 -продолжать знакомить детей с традициями русского и хакасского народов;

 -развивать интерес к русской и хакасской культурам;

-знакомить с национальным жилищем и семейным укладом русского и хакасского народов;

-знакомить с традиционными видами хозяйственной деятельности хакасов и русских людей

 -воспитывать любовь к родному краю: к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, республике, стране.

            Пути достижения:        

 -экскурсия в мини музеи «Хакасская юрта» и «Русская изба»;

- экскурсия по достопримечательностям г. Черногорска;

-знакомство с историческими памятниками республики Хакасия.

        Оснащение:

 -экспонаты в мини музеях;

-достопримечательности , памятники г.Черногорска

-видео презентации «Исторические памятники республики Хакасия».        

       Преемственность  детский сад-семья:

 - посещение краеведческого музея.

4 «Русский и хакасский народный фольклор»

       Задачи:

 - знакомить детей с устным творчеством русского и хакасского народов;

- знакомить детей с мудростью народных сказок;

-учить понимать образное  содержание сказки;

 - воспитывать  умение оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;

 - знакомить детей с хакасскими и русскими пословицами;

- знакомить детей с легендами и преданиями хакасского народа;

- знакомить детей с народными музыкальными инструментами.

      Пути достижения:        

 -и/у «Кто из сказки к нам пришел?»

 -викторина по русским и  хакасским  сказкам.

      Оснащение:

 иллюстрации к русским и хакасским сказкам;

 мультимедийная игра «4 лишний»;

 -медали за участие в викторине.

Преемственность  детский сад-семья:

 -чтение русских и хакасских  сказок;

 -посещение  театра «Сказка».

 5 «Народные традиции»

        Задачи:

 -систематизировать представления детей о народных традициях;

 -развивать познавательный интерес к культуре своего народа;

 -воспитывать любовь и почтение к своей стране.

      Пути достижения:                

 -рассказ педагога о народных традициях;

 -рассматривание предметов народно – декоративного искусства;

 -динамическая пауза  «Бабушка Маланья»;

-рисование «Национальные узоры и орнаменты»        

      Оснащение:

 -предметы народно – декоративного искусства;

 -музыкальное сопровождение;

 -шаблоны для рисования «Русские узоры и хакасские орнаменты»        

    Преемственность  детский сад-семья:

 -рассказы о народных традициях;

 -беседы на этические темы.

Знакомя детей с русской и хакасской культурой можно реализовать такие проекты, как:

“Моя малая Родина”, “Мой город и республика, в которой я живу”, “Традиции моего народа”, “Моя родина – Россия”, “Земля – планета, на которой ты живешь ” и др.

Реализация  проектов не возможна без  активного участия родителей. Без  их посильной  помощи в организации предметно – развивающей среды, в проведении экскурсий, походов в музей, создания альбомов, выставок, конкурсов, их  участия в проведении праздников. С помощью родителей можно оформить  альбомы “Моя семья”, “Достопримечательности нашего/ей города /республики ”, “Хакасские орнаменты”, “Декоративно – прикладное искусство”, “Хакасская национальная одежда”, “Русская национальная одежда” и др.. Также провести выставки детского творчества (сотворчества детей и родителей) “Славься край родной!”, “Город – глазами детей”. Для создания макетов “Русская горница” и “Юрта”  можно привлечь родителей. Необходимо сделать  подбор литературы, знакомящей детей с фольклором хакасского и русского народов. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям, но и способствую развитию личности в духе патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как путь развития инициативы старших дошкольников через приобщение к русской культуре».

Итоговая работа  по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной                ...

Консультация для родителей «Знакомим детей с народными традициями и культурой русского народа»

Консультация для родителей«Знакомим детей с народными традициями и культуройрусского народа»Время... Как быстро оно летит! Несколько лет назад казалось, что новый век наступит не скоро. Но...

Консультация для родителей «Знакомим детей с народными традициями и культурой русского народа»

Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий. На совреме...

Консультация для родителей «Знакомим детей с народными традициями и культурой русского народа»

Приобщение детей к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исч...

Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуры через организацию музея Русская изба»

Музей Русская изба стал своеобразным центром народной культуры, открытым для разных категорий людей, причастных к идее духовного и культурного возрождения. За небольшой период работы в...

Консультация для родителей: «Знакомим детей с народными традициями и культурой русского народа»

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русско...