Семинар-практикум с родителями: "Воспитание детей в семье казака, изготовление кукол"
консультация (средняя группа) на тему
Материал предназначен для воспитателей детских садов, для родителей, для педагогов дополнительного образования. Буду рада, если кто-то воспользуется моим конспектом родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semenar_praktikum.docx | 23.09 КБ |
semenar_praktikum.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум с родителями: «Воспитание детей в семье казака, изготовление кукол»
Цель: Познакомить родителей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Познакомить родителей с народными куклами, бытовавшими в конце XIX начале XX веков на Дону, с историей возникновения куклы; многообразием материала, применяемого для изготовления кукол. Показать последовательность изготовления Куклы-рванки и Пеленашки.
Методические приёмы: рассказ воспитателя, показ способов действия, рассматривание и обследование образцов кукол, совместная работа.
Оборудование и материалы Иллюстрации костюмов казака и казачки; сюжетные картинки с изображением казачьей семьи.
Лоскуты ткани; вата; нитки; выставка кукол-образцов из ткани; технологические карты Куклы-рванки и Пеленашки.
Ход семинара.
Воспитатель:
Ой, ты, Дон, ты наша Родина
Вековечный богатырь.
Дон, ты вольный и раздольный,
Разлился и вдаль, и вширь.
Про тебя, Дон, вспоминали
Наши деды и отцы.
Про твои станицы вольны,
Про любимый край родной
- Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называют Малой Родиной. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Когда вы беседуете с детьми о семье, вы заучиваете пословицы и поговорки. И сейчас мы с вами поиграем в игру: «Узнай и назови пословицу по картинке»-показ картинок.
1. «Нет милее дружка, чем родная матушка»
2. «Вся семья вместе, так и душа на месте»
3. «Когда в семье лад, не нужен и клад»
4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»
5. «Домой придешь- хлеб, соль найдешь»
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков. Следующая игра называется: «Путешествие в прошлое России»
Ответы на вопросы из истории традиций и культуры России.
- Как называлось жилища казаков? (курень)
- Из чего строили куреня? (из камней, глины, камыша и соломы)
- Какое было главное занятие казаков? (военное дело, охрана границ земли русской)
- Чем занимались казаки, когда не воевали? (сеяли хлеб, разводили лошадей, коров, гусей, ловили рыбу)
Какое главное оружие донского казака (сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие)
· В каком возрасте мальчика сажали на коня? (в 3 года)
· Какую работу по дому выполняла девочка казачка? (помогала матери убирать, готовить, нянчилась с младшими) .
Воспитатель: В казачьих семьях родители не разводятся, не бросают детей, родственники живут дружно и приходят друг к другу на помощь.
Сейчас я вам расскажу о воспитание детей в семье казака.
Воспитание мальчика в семье казака.
С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика.
Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. Казак рождался воином, и рождение мальчика было настоящей гордостью и радостью для казака, однако это означало, что буквально с раннего возраста малыш воспитывался не как обычный ребенок, а как воин. Игрушками ему служили, как правило, ружья и ножи, лук и стрелы, отец учил его стрелять с тех самых пор, как только ребенок мог удержать оружие в руках. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже вовсю разъезжал по степи в разновозрастной мальчишеской компании. А первыми словами малыша были не традиционные «мама» или «дай», а «нооо» и «пуу» - понукание коня двигаться и выстрел.
С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот (показ иллюстрации). Когда мальчику исполнялось 7 лет, он собирал свою постель и переходил из детской комнаты, в комнату своих братьев. Братья говорили ему: «Все! Учись служить. Чай ты не дитя, а полказака».
Воспитание девочки в семье казака
Рождение девочки не праздновалось так широко, как мальчика. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку.
Девочки начинали работать с очень раннего возраста. Таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.
Была и особая работа – нянчить младших! Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого.
Обычно в казачьей семье было 5-7 детей
Детей казаки воспитывали в трудолюбии, честном отношении к службе. Дети с 6-7 лет рано вставали, их приучали с раннего детства самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству, пришить пуговицу, поставить заплатку на одежду, забить молотком гвоздь, ухаживать за домашней птицей, полоть огород. Родители учили казачат добру, трудолюбию, послушанию. Девочек учили ведению домашнего хозяйства: шить, убирать дом, готовить еду.
Казаки были суровыми отцами: ласка, объятия и поцелуи в отношении детей были редкостью. Казаки даже детей своих никогда не брали на руки, хотя очень любили. При встрече после долгой разлуки, при прощании между собой казаки обнимались и прикладывались щеками.
Как и все дети девочки любили играть с куклами, но где их взять. Поэтому казачки делали кукол своими руками. Кукла сопровождала людей практически в течении всей жизни. Для каждого события существовала своя или обрядовая кукла, или кукла-оберег.
Традиционно существовали народные куклы трёх видов:
— обереговая,
— обрядовая,
— игровая.
Отличительная особенность обереговой и обрядовой куклы – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось, как её отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это бы исказило душу куклы. Кукла с искаженной душой не годилась для обрядов. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов.
В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. С пяти лет дети начинали мастерить игрушки сами. Подражая взрослым, они учились владеть ножницами, швейной иголкой. Особенно популярной была тряпичная кукла. Первую куколку обычно для девочки делали взрослые – мама, бабушка.
По игрушке можно было судить о возрасте и мастерстве её хозяйки. Поэтому девочки, мамы и бабушки старались подобрать красивые лоскуты для одежды куколок. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. Тряпичные куклы, изготовленные из нового лоскутка, крёстные матери дарили на крестины, ко дню ангела – эти куклы скрепляли родовые узы. В семье, для своих детей, кукол «вертели» обычно из старого тряпья. И даже не по бедности. Считалось, что поношенная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала её ребёнку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землёй и вбирая, таким образом её силу, имели наибольшее сакральное значение. В старину лицо кукле не рисовали, так как считали, что она приобретёт душу и сможет навредить ребёнку. Такие куклы назывались безликими. Их делали из ткани, свернутой валиком, и поэтому называли закрутками. Первая кукла ребёнка, которую клали к нему в люльку — была Пеленашка. Для неё обычно брали лоскуты старой заношенной одежды.
В древности куклы служили обрядовыми символами. Они участвовали в обрядовых заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. По этой причине тряпочки и нитки для изготовления кукол не резали ,а рвали.
Кукла Пеленашка
Технологическая карта №1
1Берём лоскут толстой ткани и скатываем трубочкой в руках; посередине заматываем ниткой, затем отступаем от верха валика 4 см и ещё раз перематываем нитками, обозначая голову. Высота готовой трубочки должна быть около 10 см.
2. Складываем платок из квадратного лоскута размером 8 * 8 см и обтягиваем конец валика, концы платка расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы, затем закрепляем их узкой полосой тёмной ткани и завязываем узлом на тыльной стороне.
3. Берём лоскут ткани, подкладываем его под куклу.
4. Пеленаем куклу, как младенца, затем готовую куклу перевязываем яркой тесьмой.
Кукла-рванка
Технологическая карта№2
1. Лоскут отбелённой хлопковой или льняной ткани сгибаем пополам, положив в центр «путанку» — моток из обрывков нитей.
2. Моток обтягиваем нитью и закрепляем – связываем двойным узлом.
3. Диагональ лоскута расправляем, на двух углах делаем подгиб ткани (1-1,5 см подворачиваем внутрь), отступаем 1см и делаем «манжеты» (ручки) скручиваем ниткой, закрепляем, концы связываем двойным узлом.
4. Лоскут обвиваем нитью посередине и стягиваем
5. Готовим два лоскута цветного ситца размером 10*10 см, складываем пополам и в каждый вкладываем небольшой моток путанки; обтягиваем вокруг и закрепляем ниткой; этой же нитью прикрепляем две «груди» к «рубашке».
6. Оставшимися концами нитей обматываем «рубашку» 2-3 раза под «грудью», а затем 3-4 раза крест-накрест между ними (получаем куклу, одетую в рубаху и яркий сарафан).
7. Поясом закрепляем передник куклы: берём лоскут 5*6 см, подгибаем на 1 см и в подгиб пропускаем пояс, обвиваем – скрепляем 2-3 витками, закрепляем двойным узлом сбоку.
8. Наряд куклы завершаем подвязыванием повойника и платка. Сначала складываем полоску ткани пополам и обтягиваем верхнюю часть головы куклы, концы закрепляем сзади. Платок повязываем так, чтобы был виден повойник, концы складываем крест-накрест под подбородком и скрепляем сзади двойным узлом.
Воспитатель: Хочется закончить нашу встречу такими словами
Я родом из Донского края
На свете нет прекрасней рая
Простор степей, простор песков
Великий и могучий Дон.
Любимый край степной...
Любимый край Донкой
и луг цветущий здесь весной...
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя !
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум с родителями: «Воспитание детей в семье казака, изготовление кукол»
Цель: Познакомить родителей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Познакомить родителей с народными куклами, бытовавшими в конце XIX начале XX веков на Дону, с историей возникновения куклы; многообразием материала, применяемого для изготовления кукол. Показать последовательность изготовления Куклы-рванки и Пеленашки.
Методические приёмы: рассказ воспитателя, показ способов действия, рассматривание и обследование образцов кукол, совместная работа.
Оборудование и материалы Иллюстрации костюмов казака и казачки; сюжетные картинки с изображением казачьей семьи.
Лоскуты ткани; вата; нитки; выставка кукол-образцов из ткани; технологические карты Куклы-рванки и Пеленашки.
Ход семинара.
Воспитатель:
Ой, ты, Дон, ты наша Родина
Вековечный богатырь.
Дон, ты вольный и раздольный,
Разлился и вдаль, и вширь.
Про тебя, Дон, вспоминали
Наши деды и отцы.
Про твои станицы вольны,
Про любимый край родной
- Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называют Малой Родиной. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Когда вы беседуете с детьми о семье, вы заучиваете пословицы и поговорки. И сейчас мы с вами поиграем в игру: «Узнай и назови пословицу по картинке»-показ картинок.
1. «Нет милее дружка, чем родная матушка»
2. «Вся семья вместе, так и душа на месте»
3. «Когда в семье лад, не нужен и клад»
4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»
5. «Домой придешь- хлеб, соль найдешь»
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков. Следующая игра называется: «Путешествие в прошлое России»
Ответы на вопросы из истории традиций и культуры России.
- Как называлось жилища казаков? (курень)
- Из чего строили куреня? (из камней, глины, камыша и соломы)
- Какое было главное занятие казаков? (военное дело, охрана границ земли русской)
- Чем занимались казаки, когда не воевали? (сеяли хлеб, разводили лошадей, коров, гусей, ловили рыбу)
Какое главное оружие донского казака (сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие)
· В каком возрасте мальчика сажали на коня? (в 3 года)
· Какую работу по дому выполняла девочка казачка? (помогала матери убирать, готовить, нянчилась с младшими) .
Воспитатель: В казачьих семьях родители не разводятся, не бросают детей, родственники живут дружно и приходят друг к другу на помощь.
Сейчас я вам расскажу о воспитание детей в семье казака.
Воспитание мальчика в семье казака.
С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика.
Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. Казак рождался воином, и рождение мальчика было настоящей гордостью и радостью для казака, однако это означало, что буквально с раннего возраста малыш воспитывался не как обычный ребенок, а как воин. Игрушками ему служили, как правило, ружья и ножи, лук и стрелы, отец учил его стрелять с тех самых пор, как только ребенок мог удержать оружие в руках. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже вовсю разъезжал по степи в разновозрастной мальчишеской компании. А первыми словами малыша были не традиционные «мама» или «дай», а «нооо» и «пуу» - понукание коня двигаться и выстрел.
С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот (показ иллюстрации). Когда мальчику исполнялось 7 лет, он собирал свою постель и переходил из детской комнаты, в комнату своих братьев. Братья говорили ему: «Все! Учись служить. Чай ты не дитя, а полказака».
Воспитание девочки в семье казака
Рождение девочки не праздновалось так широко, как мальчика. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку.
Девочки начинали работать с очень раннего возраста. Таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.
Была и особая работа – нянчить младших! Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого.
Обычно в казачьей семье было 5-7 детей
Детей казаки воспитывали в трудолюбии, честном отношении к службе. Дети с 6-7 лет рано вставали, их приучали с раннего детства самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству, пришить пуговицу, поставить заплатку на одежду, забить молотком гвоздь, ухаживать за домашней птицей, полоть огород. Родители учили казачат добру, трудолюбию, послушанию. Девочек учили ведению домашнего хозяйства: шить, убирать дом, готовить еду.
Казаки были суровыми отцами: ласка, объятия и поцелуи в отношении детей были редкостью. Казаки даже детей своих никогда не брали на руки, хотя очень любили. При встрече после долгой разлуки, при прощании между собой казаки обнимались и прикладывались щеками.
Как и все дети девочки любили играть с куклами, но где их взять. Поэтому казачки делали кукол своими руками. Кукла сопровождала людей практически в течении всей жизни. Для каждого события существовала своя или обрядовая кукла, или кукла-оберег.
Традиционно существовали народные куклы трёх видов:
— обереговая,
— обрядовая,
— игровая.
Отличительная особенность обереговой и обрядовой куклы – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось, как её отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это бы исказило душу куклы. Кукла с искаженной душой не годилась для обрядов. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов.
В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. С пяти лет дети начинали мастерить игрушки сами. Подражая взрослым, они учились владеть ножницами, швейной иголкой. Особенно популярной была тряпичная кукла. Первую куколку обычно для девочки делали взрослые – мама, бабушка.
По игрушке можно было судить о возрасте и мастерстве её хозяйки. Поэтому девочки, мамы и бабушки старались подобрать красивые лоскуты для одежды куколок. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. Тряпичные куклы, изготовленные из нового лоскутка, крёстные матери дарили на крестины, ко дню ангела – эти куклы скрепляли родовые узы. В семье, для своих детей, кукол «вертели» обычно из старого тряпья. И даже не по бедности. Считалось, что поношенная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала её ребёнку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землёй и вбирая, таким образом её силу, имели наибольшее сакральное значение. В старину лицо кукле не рисовали, так как считали, что она приобретёт душу и сможет навредить ребёнку. Такие куклы назывались безликими. Их делали из ткани, свернутой валиком, и поэтому называли закрутками. Первая кукла ребёнка, которую клали к нему в люльку — была Пеленашка. Для неё обычно брали лоскуты старой заношенной одежды.
В древности куклы служили обрядовыми символами. Они участвовали в обрядовых заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. По этой причине тряпочки и нитки для изготовления кукол не резали ,а рвали.
Кукла Пеленашка
Технологическая карта №1
1Берём лоскут толстой ткани и скатываем трубочкой в руках; посередине заматываем ниткой, затем отступаем от верха валика 4 см и ещё раз перематываем нитками, обозначая голову. Высота готовой трубочки должна быть около 10 см.
2. Складываем платок из квадратного лоскута размером 8 * 8 см и обтягиваем конец валика, концы платка расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы, затем закрепляем их узкой полосой тёмной ткани и завязываем узлом на тыльной стороне.
3. Берём лоскут ткани, подкладываем его под куклу.
4. Пеленаем куклу, как младенца, затем готовую куклу перевязываем яркой тесьмой.
Кукла-рванка
Технологическая карта№2
1. Лоскут отбелённой хлопковой или льняной ткани сгибаем пополам, положив в центр «путанку» — моток из обрывков нитей.
2. Моток обтягиваем нитью и закрепляем – связываем двойным узлом.
3. Диагональ лоскута расправляем, на двух углах делаем подгиб ткани (1-1,5 см подворачиваем внутрь), отступаем 1см и делаем «манжеты» (ручки) скручиваем ниткой, закрепляем, концы связываем двойным узлом.
4. Лоскут обвиваем нитью посередине и стягиваем
5. Готовим два лоскута цветного ситца размером 10*10 см, складываем пополам и в каждый вкладываем небольшой моток путанки; обтягиваем вокруг и закрепляем ниткой; этой же нитью прикрепляем две «груди» к «рубашке».
6. Оставшимися концами нитей обматываем «рубашку» 2-3 раза под «грудью», а затем 3-4 раза крест-накрест между ними (получаем куклу, одетую в рубаху и яркий сарафан).
7. Поясом закрепляем передник куклы: берём лоскут 5*6 см, подгибаем на 1 см и в подгиб пропускаем пояс, обвиваем – скрепляем 2-3 витками, закрепляем двойным узлом сбоку.
8. Наряд куклы завершаем подвязыванием повойника и платка. Сначала складываем полоску ткани пополам и обтягиваем верхнюю часть головы куклы, концы закрепляем сзади. Платок повязываем так, чтобы был виден повойник, концы складываем крест-накрест под подбородком и скрепляем сзади двойным узлом.
Воспитатель: Хочется закончить нашу встречу такими словами
Я родом из Донского края
На свете нет прекрасней рая
Простор степей, простор песков
Великий и могучий Дон.
Любимый край степной...
Любимый край Донкой
и луг цветущий здесь весной...
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов с элементами психологического тренинга "Современное наполнение обрядовых кукол"
Семинар-практикум для педагогов с элементами психологического тренинга...
Семинар- практикум для родителей: «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни»
Расширять представления о составляющих здорового образа жизни. Показать зависимость здоровья человека от правильного питания, соблюдения гигиены и режима дня, формировать у родителей ответственность з...
Семинар - практикум для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
пивлечение родителей к совместному воспитанию ребенка...
Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"
Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"...
Семинар-практикум «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Цель: рассказать о речевых нарушениях у детей, уточнить цели коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми, познакомить с содержанием коррекционной работы; знакомить с правильным выполнени...
Семинар-практикум для педагогов "«Формы взаимодействия ОУ и семьи по формированию у детей здорового образа жизни»
Семинар-практикум для педагогов...
Семинар – практикум «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи»
Семинар – практикум. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи....