"Я и мой организм"
проект (старшая группа) на тему

Богачева Елена Игоревна (Рычапова)

Проект в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_i_moy_organizm.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда

центр развития ребенка – детский сад №131

Проект «Я и мой организм»

Старший дошкольный возраст

Воспитатели: Дегтяр Е.Г., Богачева Е.И.

Музыкальный руководитель: Богачева Е.И.

Паспорт проекта.

 Тип: Познавательно-творческий, оздоровительный.

 Вид: игровой, интегрированный.

 Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

 Продолжительность: долгосрочный.

 Сроки проведения: с 01.10.16. по 30.05.17.

 Результат: презентация проекта. Итоговое развлечение «Лучшее лечение - игры и развлечения».

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

Актуальность. Ознакомление дошкольников с природными особенностями  человека является новым направлением в системе дошкольного образования. На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности. Правильно организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. Учитывая все это, появилась необходимость разработки и реализации проекта о строении тела человека.

В пять – шесть лет ребенка интересует не только то, что находится вокруг, но и собственный организм и все, что с ним происходит. Наш организм – творение природы – совершенен и достоин интересного рассказа.

Цель данного проекта  рассказать и объяснить ребенку какой орган, где расположен в нашем организме, как он работает, оберегает его от опасных заболеваний. Дать много полезных советов о том, как правильно построить свой режим дня, заботиться о сне и питании. Что надо ухаживать за своим телом. Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье до глубокой старости.

Постановка проблемы. На протяжении веков представление людей о том, что значит быть здоровым, почти не изменилось. Всем известно, что человек - неотделимая часть окружающего мира и сам он должен постоянно находиться в неразрывной связи и гармонии с окружающим миром. Все мы сегодня, и не без основания, глубоко обеспокоены проблемой здоровья наших детей. К сожалению, современные дети очень много времени проводят за телевизором, компьютером, что очень вредит здоровью. Поэтому в систему дошкольного обучения рационально вводить знания о валеологии, нацеленной на формирование у дошкольника отношения к человека, его биологическим строением.

Задачи: формировать у детей представление о человеке (строение, назначение внутренних органов, органов чувств); формировать интерес к познанию своего тела; воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму; поддерживать интерес к здоровому образу жизни; развивать желание сохранить свое здоровье; приобрести необходимый личный опыт.

Цель проекта: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о природных особенностях человека

Реализация проекта. Реализация проекта «Я и мой организм» началась с анализа знаний родителей о здоровом образе жизни, и диагностирования детей на предмет изучения особенностей культуры здоровья, которые показали, что работа по теме здоровьесбережения детей очень важна и актуальная. Для повышения уровня педагогических знаний родителей проводился ряд мероприятий: круглый стол «Охрана жизни и здоровья ребенка»; индивидуальные и групповые консультации для родителей; был оформлен консультативно – практический материал, направленный на коррекцию и профилактику здоровья детей дома и в детском саду.

Постановка проблемной ситуации для детей «Зачем человеку нужно здоровье?» подтолкнуло детей к размышлениям о себе и своем здоровье. Дети узнали много нового о своем теле, об организме в целом и о здоровье из игр – занятий, вследствие прочитанной художественной литературы, входе индивидуальных и групповых бесед. На данный момент работа по проекту продолжается.

План реализации проекта.

Реализация данного проекта рассчитана на срок с 01.10.16. по 30.05.17.

Этапы реализации проекта:

1. Этап – подготовительный (01.10.2016-01.11.2016)

  • Беседа с детьми по теме проекта.
  • Диагностика детей.
  • Обсуждение цели и задач, обоснование, предсказание путей реализации проекта со всеми участниками проекта.
  • Подборка и изучение необходимой литературы.
  • Подборка материалов и создание необходимых условий для реализации проекта.

2. Этап — основной (01.10.2016 – 01.04.2017г.)

  • Внедрение в воспитательно–образовательный процесс инновационных и эффективных методов и приёмов по расширению знаний о здоровом образе жизни.
  • Заготовка материалов для создания огорода на окне, посев и семян и посадка растений, уход за ними.
  • Выставка детских работ  по теме проекта.  Создание фотовыставки «Мама, папа, я – здоровая семья».
  • Уточнение представлений детей о том:
  • что такое здоровье и как его сберечь;
  • что такое внутренние органы, для чего они работают;
  • что такое режим, гигиена и закаливание;
  • что такое витамины, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
  • что такое полезные и не полезные продукты;
  • какие бывают болезни, что их вызывает, что такое микробы и вирусы;
  • как предупреждать болезни, некоторые правила оказания себе первой помощи;
  • что такое аптека, для чего она нужна;
  • что такое лекарственные растения, лекарственные растения нашего края.
  • Разработка и накопление методических материалов, разработка консультаций по теме проекта.

3. Этап — заключительный (01.04.- 25.05.2017 г.)

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Итоги диагностики.
  • Фотовыставка «Мама, папа, я – здоровая семья»
  • Итоговое развлечение совместно с родителями.

Формы и методы: непосредственная образовательная деятельность, беседы, самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями

Ежедневная профилактическая работа

Создание системы двигательной активности в течение дня:

  • утренняя гимнастика (ежедневно);
  • профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения);
  • гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»;
  • воздушное закаливание;
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке.

Беседы, чтение художественной литературы:

  • «Беседа о здоровье, о чистоте». Решение проблемных ситуаций;
  • «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;
  • Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека (дидактические игры);
  • «Что вкуснее таблетки или овощи?»;
  • Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук, умывании;
  • Блиц-опрос детей «Что я знаю о здоровье?»;
  • Беседы «Лекарственные растения», «Чтобы быть здоровым», «Здоровая полноценная пища»;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни;
  • Заучивание пословиц, поговорок о здоровье;
  • Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», "Вовкина победа" А. Кутафин и др.

Игры:

  • Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Кафе».

Совместная деятельность с родителями: анкетирование, анкетирование родителей по темам: «Состояние здоровья вашего ребёнка»; «Условия здорового образа жизни в семье», подбор с помощью родителей фотоматериала для выставки «Мама, папа, я – здоровая семья».

Консультации: «Больше внимания  осанке»; «Роль питания в профилактике и лечении ряда заболеваний детского возраста», «Компьютер – плюсы и минусы».

Работа по совместной деятельности родителей и детей:

  • Индивидуальные проекты – презентации «Как я забочусь о здоровье своего ребенка».
  • Фотовыставка «Мама, папа, я- здоровая семья»

Ожидаемые результаты: Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о здоровом образе жизни, развитии у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Повысить заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о здоровье детей и взрослых.

Привлечь родителей к реализации проекта.

Через различные задания ребенок получит знания о себе, о своем теле, научится осознавать важность каждой системы организма для формирования здоровья, станут увереннее в себе. У детей появится чувство уважения к себе и сверстникам. Появится заинтересованность родителей о ведении здорового образа жизни. Повысится интерес родителей к вопросам воспитания детей. Занимаясь вместе с детьми, родители будут стараться  правильно относиться к своему здоровью.

Перспективный план реализации проекта «Я и мой организм»

Сентябрь

  • Консультации для родителей (воспитание здорового ребёнка, памятки, рекомендации).
  • «Беседа о здоровье, о чистоте». Решение проблемных ситуаций.
  • Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
  • «Овощи и фрукты» — рисование.

Цели. Закрепить представления о полезных для здоровья продуктах. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование. Муляжи овощей и фруктов, натюрморты, альбомный лист, краски.

  • Экспериментальная деятельность «Превращения воды»

Цели. Расширять знания детей о различных состояниях воды. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты. Воспитывать познавательный интерес.

Октябрь

  • Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизн
  • Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук, умывании.
  • «Сколько овощей на грядке» — аппликация.

Цели. Закрепить представления о полезных для здоровья продуктах. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование. Муляжи овощей и фруктов, натюрморты, пластилин, стеки.

  • Ярмарка «Урожай» (поделки из овощей и фруктов).
  • «Наши защитники: кожа, волосы и ногти». 

Цели: Подвести детей к пониманию роли кожи, ногтей, волос в жизни человека. Освоить информацию о том, что кожа – помощница в познании окружающего мира. Развивать навыки детей по уходу за кожей, ногтями, волосами. Дать знания об оказании первой помощи при повреждениях кожи.

Материалы и оборудование. Теплая и холодная вода в стаканах, знакомые детям предметы для игры «Волшебный мешочек», мнемотаблица «Функции кожи».

Литература. Н.О. Сизова «Валеология», стр. 25-30, «Дошкольная педагогика», 4/2007, стр. 26.

Ноябрь 

  • « Как сохранить зубы здоровыми?»

Цели. Продолжать знакомить детей с правилами ухода за полостью рта и зубами. Учить делать выводы. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Материалы и оборудование. Схема строения здорового и больного зуба.

Литература. «Дошкольная педагогика», 4/ 2007, стр. 24

  • «Самая быстрая улитка в мире» (органы слуха человека).

Цели. Познакомить с важным органом чувств — ухом. Дать понятие о его функциях. Рассказать, как работает слуховой аппарат, как важно соблюдать гигиенические правила; объяснить, что ухо — очень чувствительный и нежный (ранимый) орган, от состояния которого зависит благополучие человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Материалы и оборудование. Схемы строения слухового аппарата человека, схематичные изображения полезного и вредного для ушей.

Литература. О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! стр. 204-205.

Декабрь 

  • «Чудесное яблоко» или «Зеркало души».

Цели. Познакомить с органом чувств — глазом и его основными функциями. Продолжать учить способам снятия напряжения с глаз, глазной гимнастике.

Материалы и оборудование. Схемы строения глаза человека, схематичные изображения полезного и вредного для глаз.

Литература. О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! стр. 197-198.

  • «Что такое витамины?»

Программные задачи. Познакомить детей с понятием «витамины». Формировать познавательный интерес к витаминам и их роли в жизни человека. Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью.

Материалы и оборудование. Мнемотаблица «Доктора природы», иллюстрации продуктов, содержащих витамины.

Январь 

  • Викторина «Если хочешь быть здоров».
  • «Главный моторчик нашего тела».

Цели. Формировать у детей представления о значении сердца в организме человека. Познакомить со способами тренировки сердца. Учить обращать внимание на состояние своего здоровья.

Материалы и оборудование. Схема кровообращения человека.

Литература: «Дошкольная педагогика» 4/2007, стр. 27

  • Сюжетно – ролевая игра «Кафе»

Цели. Развитие потребности в полезной пище. Обогащение социального опыта. Воспитание навыков культуры поведения.

Февраль

  • «Наши умные помощники — органы чувств».

Цели. Сформировать у детей представления о способах познания окружающего мира. Закрепить знания о необходимости ухода за органами чувств. Развивать умение понимать мимику человека.

Материалы и оборудование. Модели органов чувств, реквизит для игр «Узнай по запаху», «Узнай на вкус», «Какой инструмент звучит?»

Литература. О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! стр. 225-231.

  • Беседа «Что вкуснее таблетки или овощи?»
  • «Посадка лука для зелени».

Цели. Закрепить представления о последовательности трудового процесса, используя модели. Сформировать представления о потребности растений в земле. Воспитать интерес к посадке растений.

Материалы и оборудование. Модель посадки лука, горшочек с землей, вода в лейке, лук.

Литература. О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! стр. 39.

Март

  • Фотовыставка «Мама, папа, я – здоровая семья».
  • «Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

Цель. Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

  • Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека».

Цели. Закреплять представление о работе аптеки, поликлиники. Воспитывать уважение к представителям профессий доктора, медсестры, аптекаря (провизора).

  • «Как стать сильным?»

Цели. Вызвать у детей желание совершенствовать свои физические способности. Учить детей понимать, для чего нужны правила, побуждать к выполнению правил.

Материалы и оборудование. Сюжетные картинки, на которых изображены дети, занимающиеся спортом.

Литература. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада, стр. 239-240.

Апрель

  • «Лекарственные растения».

Программные задачи. Познакомить детей с лекарственными растениями нашего края. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека. Воспитывать осознанное отношение к употреблению в пищу лекарственных растений.

Игры. «Узнай целебную траву».

Материалы и оборудование. Иллюстрации с изображением лекарственных растений (одуванчик, крапива, подорожник, ромашка), засушенные растения, гербарий «Растения нашего края», гербарий лекарственных растений, лекарственные сборы, мнемотаблица «Доктора природы».

Литература. Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет, стр. 44-47, «Дошкольная педагогика», 4/ 2007, стр. 27, Н.О. Сизова «Валеология», стр. 57.

  • Консультация для родителей «Советуем посадить дома».
  • «Советы Айболита».

Май

  • «В поисках волшебного цветка Здоровья».

Цель. Вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье, помочь в развитии привычки ЗОЖ. Познакомить с основными витаминами и их полезными свойствами.

Материалы и оборудование. Письмо от Непослухи, волшебный цветок с надписями, коллаж «Уход за зубами», раздаточный материал для проведения игры «Зуб – неболейка», продукты (муляжи, картинки для игры «Витаминка», диск со слайдами «Остров Тётушки Совы», аудиозаписи, мешочек с предметами личной гигиены (расчёска, зубная щётка, паста, носовой платок, мыло, полотенце, сигнальные карты с изображением зубов «больной» и «здоровый», мольберт, компьютер.)

  • Оформление копилки «Бабушкины рецепты».
  • Развлечение «Я и мой организм»

Задачи. Подведение итогов проекта «Я и мой организм». Воспитание чувства ответственности за своё здоровье и необходимости заботиться о нём. Создание условий для сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по физкультуре для детей подготовительной группы"Опора и двигатели нашего организма".

Занятие интегрированное, где задейстовованы такиие образовательные области как ЗДОРОВЬЕ, ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ТРУД, БЕЗОПАСНОСТЬ.Занятие прошло отборочный тур районного этапа Конкурс...

Занятие для детей второй младшей, средней группы - Витамины и здоровый организм

Цель: Продолжить знакомить детей со значением витаминов для здоровья человека, уточнить представления детей об овощах и фруктах. Воспитать у детей понимание ценности здоровья. Учить высаживать лук. ...

Занятие "Витамины укрепляют организм"

Занятие для детей старшей группы о пользе витаминов для нашего организма....

Консультация "Закаливание детского организма"

Данная консультация содержит материал, который будет полезен как педагогам, так и родителям....

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"

НОД по познавательному развитию ( окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"...

Презентация на тему: "Закаливание организма как одна из форм оздоровления организма. Природные факторы"

Презентация на тему: "Закаливание организма как одна из форм оздоровления организма. Природные факторы"...