презентация
презентация урока для интерактивной доски (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение. В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образование и воспитание детей. Однако проблема социального воспитания детей и приобщение к народной культуре путем художественного- эстетического развития с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.
Актуальность этого вопроса подчеркивается и нормативными документами, регламентирующими работу ДОУ. Социализация — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.
Патриотизм - это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Народ- социальная группа, членов которой обьединяет этническое самосознание которое формируется на основе его представлений о своем происхождении, генетической связи с другими представителями этой группы.
Русский народ- это единая совокупность людей, имеющюю русскую национальность. (в простонародье- русский народ). Якутский народ- Яку́ты (среди местного населения распространено произношение — якуты́; самоназвание — якут. саха ; мн. ч.ураанхай сахалар , айыы аймага ) — народ, коренное население Якутии .(нация). Национальная Культура- объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно -родственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности языка .
Русский и Якутский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским, якутским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, рукоделии именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской и якутской культуре были отрывочны и поверхностны. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций.
Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала. Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие интересным, незабываемым. Таким образом, возникло противоречие: с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с историей русского и якутского народа, его обычаями и традициями, формирование у детей чувства патриотизма и социализации, и с другой - отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Организация проекта. Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители преподаватель якут.языка . Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2015 по май 2016 г.)
цель исследования создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа и народа республики Саха (Якутии);
Задачи проекта: Познакомить детей с особенностями фольклора, культурой якутского и русского народа; развивать творческие способности и художественно-эстетический вкус у воспитанников, привлекая к посильному участию в декоративно – оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте; обогащать и активизировать словарный запас детей; дать понятия о традиционных качествах характера якутского и русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т.д.; прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать социально-патриотические чувства;
Методы исследования реализации проекта: Беседа, рассказ, НОД, чтение художественной литературы, изготовление панно, кукол в русском и якутском стиле, игра, экскурсии. Результат: Сформировать интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств и социализации в обществе, обогатить и активизировать словарный запас, создать мини-музей «Русский и Якутский быт».
Подготовительный этап. Сентябрь: 1)Консультация с родителями «Мини-музей в детском саду». 2)Проведение бесед с родителями о создании музея в группе. 3)Определение темы, названия музея, разрабатывание его модели, выбор места для его размещения.
Практический этап. Октябрь-ноябрь. 1)Создание мини-музея в группе. 2)Сбор экспонатов для музея. 3)Разработка экскурсий и мероприятий. 4)Пополнение музея экспонатами. (В течение года.)
Внедренческий этап. Декабрь. 1)Торжественное открытие мини-музея. Январь 2)Экскурсии. Февраль 3)Приглашение гостей. Март 4)Проведение образовательной деятельности в музее. Апрель-май 5)Создание презентации и альбома мини-музея.
Тематический план образовательной деятельности в мини-музее. Сентябрь: Тема: «Знакомство с русской избой и якутским чумом» (Социально-коммуникативное, Речевое.) Цель: Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского, якутского народа. Расширять активный словарь словами: изба, горница, каравай, чум, оладьи , Октябрь Тема:«К бабушке Варварушке в гости на оладушки,а к бабуле Сэрбике на керчях в кытыйа »(Речевое, познавательное.) Цель: Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним.
Ноябрь Тема: «Народная игрушка – матрешка и якутяночка » (Познавательное, речевое, художественно-эстетическое) Цель: Знакомить с русской и якутской народной игрушкой (матрешкой, якутяночкой ) как символом русского и якутского народного искусства . Декабрь Тема:«Волшебная дудочка и хомус .»(Речевое, художественно-эстетическое) Цель: Знакомить с русским .якутским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Учить различать инструменты по типу: ударные, духовые, струнные. Развивать интерес к русским и якутским народным инструментам .
Январь Тема:«Эх, лапти мои, лапти липовые. Киянчи Киянчи меховые мои…» (Физическое, речевое, познавательное, художественно-эстетическое) Цель: Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. Февраль Тема:«Наша изба – на славу хороша» (посиделки, развлечение) (художественно-эстетическое, физическое, речевое.) Цель: Закрепить знание о русской и якутской избе, быте русского, якутского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков . Март Тема:«Великий праздник Пасха» (Речевое, познавательное, социально-коммуникативное) Цель: Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значения.
Апрель Тема:«Народная игрушка кукла-самоделка»(Познавательное, художественно-эстетическое речевое). Цель: Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их роли в жизни человека. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно. Май Тема: «Госпожа Масленица и Праздник солнца (Ысыах)» (Речевое, познавательное, художественно-эстетическое физическое, социально-коммуникативное.) Цель: Знакомить с традициями русского и якутского народа (обрядовым праздником) «Масленица, Ысыах». Развивать речь, заучивая заклички , поговорки.
Вывод. По окончании проекта деятельность в выбранном мною направлении, будет продолжена. Мини-музей «Русский , Якутский быт» будет использоваться для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма и социализации. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.
Своим опытом по воспитанию социально-патриотических чувств у детей в процессе создания мини-музея и работы с ним я планирую поделиться с коллегами. Такими способами, как демонстрация тематического планирования, альбомами, созданными в процессе реализации проекта. В июне планируется начать работу с детьми по знакомству с родным селом, как малой Родиной.
Список литературы. 1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб .: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с. 2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника.// Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с. 3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк . возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с. 4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с. 5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании.// Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с. 6. Жирякова И.В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику.//Управление ДОУ.-2008.-4.-с.77.
Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской, якутской народной культуре в целом. Заключение
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для детей. Презентация к совместной деятельности учителя-дефектолога и детей среднего возраста по трафаретному рисованию на тему "Поможем зайчику спрятаться от лисы"
Презентация поможет сделать занятие более увлекательным....
1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"
1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...
Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"
В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...
Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».
Основная идея использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы п...
Презентация к занятию (развитие речи, старшая группа) на тему: Непосредственно-определенная деятельность по теме: "День памяти А.С. Пушкина" Презентация в старшей группе.
Образовательная область "Коммуникация"...
Презентация "Как вода держит корабли?" Презентация Игнатовой Софья 5 лет-составлена при помощи воспитателей группы.
Презентация по экспериментальной деятельности . Тема : "Вода и её свойства"....
Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"
10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...