выступление из опыта работы по духовно нравственному и патриотическому воспитанию в ДОУ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Духовно –нравственное воспитание дошкольников , через региональный компонент.
Консультация для педагогов.
МДОУ д/с №25 «Солнышко» Село Покойное
воспитатель БАГРИНЦЕВА Т.Н.
Из системы работы в ДОУ по программе «Растить патриотов» через реализацию регионального компонента и дополнительных услуг (кружковая работа)- социальное партнерство семьи, ДОУ, казачества.
Региональный компонент дошкольного образования определяет систему образовательного процесса по формированию у детей знаний о родном крае, его особенностях, достопримечательностях, природе и культуре.
Ушинский сказал «Воспитание, лишенное народных корней – бессильно» и я с ним полностью согласна.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Семья и детский сад- два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства, молодое поколение забывает народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий “человеческий капитал”, ценный ресурс страны, залог ее будущего развития.
Приобщение детей к культуре казаков дает возможность использовать на практике казачьи традиции, культуру и искусство в ходе воспитания и обучения современных детей.
Поэтому, когда нашему ДОУ было предложено поучаствовать в работе по возрождению казачества, мы с интересом приняли данное предложение. Перед педагогами была поставлена задача собрать материал, связанный с казачеством, его культурой и бытом, укладом жизни, разработать перспективное планирование предстоящей работы по направлениям: «История казачества», «Краеведение», «Культура и быт казака», создать соответствующую предметно-развивающую среду. Включая региональный компонент по изучению Ставропольского края.
А родителям было предложено более углубленно познакомить детей с историей казачества своей семьи, культурными традициями. Работа по возрождению традиций русского народа в ДОУ ведется уже пятый год. В процессе работы решаются духовно-нравственные, патриотические, эстетические задачи. Наш детский сад посещают дети разных национальностей, ребята знакомятся с культурой разных народов.
В нашем ДОУ ведется кружковая работа. В данных направлениях работают такие кружки как «Дорогою добра» руководитель Багринцева Т.Н. и «Казачок» руководитель Дмитрович В.П. Цель этой работы: первичное накопление знаний о культуре и истории казачества, формирование исторического сознания, ценностных установок.
В связи с этим мы поставили перед собой задачи:
- познакомить детей с культурными традициями и бытом казачества (жилище, костюм, предметы быта);
-знакомить с историей, нравственными устоями, духовными традициями, правилами поведения казака; воспитывать нравственно-патриотические качества;
- способствовать развитию личности ребенка – наследника и носителя традиций казачества;
В данное время в ДОУ создана творческая группа педагогов, которая собирает материал об истории и культуре казаков, костюме казаков Ставропольского края и других губерний.
Конечно, без помощи родителей нам не обойтись. Они помогают в подготовке оборудования, материала, в пошиве костюмов для кукол, подготовке праздников, организации мини-музея казачьей хаты Курень (фотографии прошлых лет, предметы быта и пр.).
В 2014 г. авторский коллектив стал лауреатом и победителем краевого конкурса День Казачки, где взяли со своими воспитанниками гран при. Заняли первое место по разработке программы «Растить патриотов» по краю среди образовательных учреждений.
Что же такое наш проект « Казачество – возрождение традиций»?
Основные идеи проекта:
- чередование будней и праздников, объективно зависящее от смены природных циклов и духовно осмысленное в рамках того или иного мировоззрения – сезонные обряды и обычаи, приуроченные к духовным событиям православного календаря;
- цикл человеческой жизни от рождения до кончины, духовно осмысленный в обрядах и обычаях семейной традиции;
- исторический ход жизни края, села с древности и до наших дней, запечатленный в эпической традиции, в архитектуре, в системе государственных праздников и памятных дат, во вкладе наших земляков в Ставропольскую культуру, и Культуру Северного Кавказа.
В работе по гражданско-патриотическому воспитанию предлагается развитие нескольких направлений:
Важным условием реализации программы и проекта стало тесное взаимодействие детского сада и семьи на основе сотрудничества. Создание данной общности детей, воспитателей и родителей и казачества выступает как основа реализации программы и кружковой работе.
Для привлечения родителей к деятельности ДОУ разработана специальная методика, включающая в себя 3 этапа:
- актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
- педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ;
- партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого, заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.
Добровольное участие каждого - обязательное требование и условие в данной работе.
А началось в нашем в детском саду с одного вопроса малыша: ЧТО ТАКОЕ ВЕРА? Патриотическое воспитание - понятие ёмкое. Патриотизм проявляется через поступки, совершаемые воспитанником в жизни.
Казаки Святокрестовского отдела союза казаков России Ставропольского казачьего войска активно участвуют в культурных, общественных, спортивных мероприятиях в нашем детском саду.
Нашими наставниками являются атаман Гусак Алексей Викторович и Ильин Александр Александрович, есаул и Атаман Овчаренко Сергей Михайлович,
А также отряд «РОСЬ» из МОУ СОШ № 1 руководитель Бутов Сергей Александрович. Совместно с ними проходят интересные встречи, посещение музеев, совместные тренировочные и познавательно-развлекательные мероприятия.
Нам достались по наследству уникальные богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите. Потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником. Чтобы возродить народные традиции надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа.
Именно такая работа в нашем детском саду по возрождению Казачества и воспитания малышей в лучших традициях должна принести успех и повлиять на решение многих проблем, возникающих при воспитании детей, сформировать их них достойных граждан нашей страны, продолжателей блестящих традиций наших предков. Жить настоящим и верить в доброе хорошее будущее и не забывать прошлого.
Казачество традиционно продолжает занимать значимое место в общественных отношениях в Ставропольском крае. Казакам небезразлично то, что происходит на территории нашего региона. Они не первую сотню лет живут вместе с народами Северного Кавказа и становятся связующим звеном между русским населением и горскими народами, помогают урегулированию межэтнических отношений в регионе.
А мир на земле так много значит. Так пусть наши дети и внуки хранят мир и ценят его. Мира Вам, Здоровья и Добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей на тему "50 уроков нравственности"
Только целенаправленные и последовательные занятия в сфере морального и духовного развития могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Подобные занятия могут иметь форму доверительной и...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
«Использование средств музыкальной педагогики в работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей».
Доклад музыкального руководителя на педагогическом совете по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание"...
ПРОГРАММА кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» на основе опыта «Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников»
Программа кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» заключается в формировании культуры ребенка, его личности, начиная уже с дошкольног...
Выступление из опыта работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в подготовительной к школе группе»
На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, художественно-эстетическую, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку...
Консультация для педагогов Тема: "Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании дошкольников". Консультация для родителей "Нравственно патриотическое воспитание детей"»
Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину? Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников. Чувство Родины начинает...
Выступление на педагогическом совете «Организация работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
1. Вступление. Актуальность темы педсовета Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является нравственное и патриотическое воспита...