выступление из опыта работы по духовно нравственному и патриотическому воспитанию в ДОУ
статья на тему

Багринцева Татьяна Николаевна

Методическое обьединение в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно –нравственное воспитание дошкольников , через региональный компонент.

                        Консультация для педагогов.

МДОУ   д/с №25 «Солнышко»   Село  Покойное                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

воспитатель     БАГРИНЦЕВА Т.Н.

Из системы работы в ДОУ по программе «Растить патриотов» через реализацию регионального компонента и дополнительных услуг (кружковая работа)- социальное партнерство семьи, ДОУ,  казачества.

Региональный компонент дошкольного образования определяет систему образовательного процесса по формированию у детей знаний о родном крае, его особенностях, достопримечательностях, природе и культуре.

Ушинский  сказал  «Воспитание, лишенное народных корней – бессильно»   и  я  с ним  полностью  согласна.

 Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Семья и детский сад- два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства, молодое поколение забывает народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий “человеческий капитал”, ценный ресурс страны, залог ее будущего развития.

Приобщение детей к культуре казаков дает возможность использовать на практике казачьи традиции, культуру и искусство в ходе воспитания и обучения современных детей.

   Поэтому, когда нашему ДОУ было предложено поучаствовать в работе по возрождению казачества, мы с интересом приняли данное предложение. Перед педагогами была поставлена задача собрать материал, связанный с казачеством, его культурой и бытом, укладом жизни,  разработать перспективное планирование предстоящей работы по направлениям: «История казачества», «Краеведение», «Культура и быт казака», создать соответствующую предметно-развивающую среду. Включая  региональный  компонент по  изучению  Ставропольского  края.

А родителям было предложено более углубленно познакомить детей с историей казачества своей семьи, культурными традициями. Работа по возрождению  традиций русского народа в ДОУ ведется   уже  пятый  год. В процессе работы решаются духовно-нравственные, патриотические, эстетические задачи.  Наш детский сад посещают дети разных национальностей, ребята знакомятся с культурой разных народов.

В нашем ДОУ ведется кружковая работа. В данных направлениях работают такие кружки как «Дорогою добра» руководитель Багринцева Т.Н. и «Казачок» руководитель Дмитрович В.П. Цель этой работы: первичное накопление знаний о культуре и истории казачества, формирование исторического сознания, ценностных установок.

В связи с этим мы поставили перед собой  задачи:

-  познакомить детей с культурными традициями  и бытом казачества (жилище, костюм, предметы быта);

-знакомить с историей,  нравственными устоями, духовными традициями, правилами поведения казака; воспитывать нравственно-патриотические качества;

- способствовать развитию личности ребенка – наследника и носителя традиций казачества;

В данное время в ДОУ создана творческая группа педагогов, которая собирает материал об истории и культуре казаков, костюме казаков  Ставропольского  края и других губерний.

Конечно, без помощи родителей нам не обойтись. Они помогают в подготовке оборудования, материала, в пошиве костюмов для кукол, подготовке праздников, организации мини-музея казачьей хаты Курень (фотографии прошлых лет, предметы быта и пр.).  

В 2014 г. авторский коллектив стал лауреатом и победителем краевого конкурса День Казачки, где взяли со своими воспитанниками гран при. Заняли первое место по разработке программы «Растить патриотов» по краю среди образовательных учреждений.

        Что же  такое  наш   проект « Казачество – возрождение  традиций»?

Основные идеи проекта:

- чередование будней и праздников, объективно зависящее от смены природных циклов и духовно осмысленное в рамках того или иного мировоззрения – сезонные обряды и обычаи, приуроченные к духовным событиям православного календаря;

- цикл человеческой жизни от рождения до кончины, духовно осмысленный в обрядах и обычаях семейной традиции;

- исторический ход жизни края, села с древности и до наших дней, запечатленный в эпической традиции, в архитектуре, в системе государственных праздников и памятных дат, во  вкладе наших земляков в   Ставропольскую  культуру,  и  Культуру  Северного  Кавказа.

     В работе по гражданско-патриотическому воспитанию предлагается развитие нескольких направлений:

       

Важным условием реализации программы  и проекта стало тесное взаимодействие детского сада и семьи на основе сотрудничества. Создание данной общности детей, воспитателей и родителей и казачества выступает как основа реализации программы и кружковой работе.

Для привлечения родителей к деятельности ДОУ разработана специальная методика, включающая в себя 3 этапа:

- актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

- педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ;

- партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого,  заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.

    Добровольное участие каждого - обязательное требование и условие в данной работе.

А началось  в  нашем  в  детском  саду  с  одного  вопроса  малыша:  ЧТО  ТАКОЕ  ВЕРА? Патриотическое  воспитание  -  понятие  ёмкое. Патриотизм  проявляется  через  поступки,  совершаемые  воспитанником  в  жизни.  

Казаки Святокрестовского отдела союза  казаков   России Ставропольского  казачьего войска активно участвуют в культурных, общественных, спортивных  мероприятиях  в  нашем  детском  саду.

Нашими наставниками являются атаман Гусак Алексей  Викторович  и  Ильин  Александр  Александрович, есаул и Атаман Овчаренко Сергей  Михайлович,

А  также   отряд  «РОСЬ» из  МОУ  СОШ  № 1 руководитель  Бутов Сергей  Александрович. Совместно с  ними проходят  интересные  встречи, посещение  музеев, совместные  тренировочные  и  познавательно-развлекательные  мероприятия.     

Нам достались по наследству уникальные богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите. Потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником. Чтобы возродить народные традиции надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа. 

Именно такая работа в  нашем  детском  саду по  возрождению  Казачества и  воспитания  малышей  в  лучших  традициях должна принести успех  и повлиять на решение многих проблем, возникающих при воспитании детей, сформировать их них достойных граждан нашей страны, продолжателей блестящих традиций наших предков. Жить  настоящим  и  верить  в  доброе  хорошее  будущее   и  не  забывать  прошлого.

Казачество традиционно продолжает занимать значимое место в общественных отношениях в Ставропольском крае. Казакам небезразлично то, что происходит на территории нашего региона. Они не первую сотню лет живут вместе с народами Северного Кавказа  и становятся связующим звеном между русским населением и горскими народами, помогают урегулированию межэтнических отношений в регионе.

  А  мир  на  земле  так  много  значит. Так  пусть наши  дети  и  внуки  хранят  мир  и  ценят  его. Мира Вам, Здоровья  и  Добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей на тему "50 уроков нравственности"

Только целенаправленные и последовательные занятия в сфере морального и духовного развития могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Подобные занятия могут иметь форму доверительной и...

«Использование средств музыкальной педагогики в работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей».

Доклад музыкального руководителя на педагогическом совете по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание"...

ПРОГРАММА кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» на основе опыта «Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников»

 Программа кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» заключается в формировании культуры ребенка, его личности, начиная уже с дошкольног...

Выступление из опыта работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в подготовительной к школе группе»

На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, художественно-эстетическую, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку...

Консультация для педагогов Тема: "Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании дошкольников". Консультация для родителей "Нравственно патриотическое воспитание детей"»

Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину? Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников. Чувство Родины начинает...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

1. Вступление. Актуальность темы педсовета  Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является нравственное и патриотическое воспита...