«Использование средств музыкальной педагогики в работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей».
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Доклад музыкального руководителя на педагогическом совете по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание" | |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад музыкального руководителя. | 17.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Центр образования №32 имени генерала Ивана Васильевича Болдина» строение 4
«Использование средств музыкальной педагогики в работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей».
Доклад музыкального руководителя Герасимовой В.Г.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, творческой, бытовой) – это воспитание его души, нравственных качеств и идеалов, чувства гражданственности и патриотизма средствами фольклора, искусства и т. д.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества, следовательно, и ДОУ.
Главные идеи в воспитании – сохранить человеческое в наших детях; заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям; учить их правилам общения и умению жить среди людей; сформировать основы гражданских качеств, первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре, истории своего народа.
Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Особая роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании ребенка принадлежит музыке. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка.
На музыкальных занятиях нужно найти путь к душам детей, раскрыть мир любви и добра. Задача музыкального воспитателя развить способности эстетического сопереживания действительности и искусству. Работа в этом направлении строится так, чтобы музыка переживалась детьми, чтобы не было равнодушных глаз, нейтральных поз, жестов, лиц у тех, кто слушает и исполняет музыку. Основная цель в духовно-нравственном воспитании детей – приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.
Музыкальная деятельность – это опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства. Музыкальный педагог должен научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Слушание и исполнение русских классических и народных произведений оказывает большое влияние на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
Как в непосредственной образовательной деятельности, так и при подготовке к праздничным мероприятиям («День защитника Отечества», «День Победы») затрагиваются темы ВОВ, темы защиты родной страны, ее границ и ее граждан. Дети разучивают стихи, исполняют песни, задумываясь над смыслом слов, заглядывают в себя, пытаются пережить чужую боль.
Песня открывает перед ребенком красоту мира. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам наблюдений дети младшего возраста отдают предпочтение жизнерадостным произведениям, веселым песням. Потом спокойные, лирические произведения. Далее идет музыка маршевого, героического характера. К старшему возрасту эмоциональная сфера ребенка становится более глубокой и развитой, особенно у девочек. Самый яркий эмоциональный отклик наблюдается во время разучивания и исполнения песен о маме. Здесь большую роль играет восприятие детьми совокупности музыки и слова (напевная мелодическая линия и слова: «мамочка», «люблю», «милая», «ласковая», «нежная»).
Не менее яркий душевный отклик можно наблюдать у детей во время исполнения маршевых песен патриотического, героического характера и содержания. Конечно, смысл многих слов в этих песнях детям приходится предварительно разъяснять. Но в этом и есть суть работы любого педагога – донести до умов детей содержание и смысл того, о чем они поют в песнях и говорят в стихах.
Песня входит в духовную жизнь детей (так же, как это было всегда, на протяжении многих веков существования этого жанра), придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира.
Влияние народных произведений на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей велико. Слушая народную музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.
Разучивая в 2015 году с подготовительной группой песню в народном стиле (к празднику Осени) и танец с фольклорными элементами, я заметила, с каким интересом и энтузиазмом большая часть детей подошла к этому вопросу.
Духовно-нравственное воспитание на основе традиций благотворно влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы ФГОС второго поколения по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«О ходе реализации в дошкольных учреждениях программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей».
Анализ методиста управления образования реализации в дошкольных учреждениях района программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Анализ представлен на за...
Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме
Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...
Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!"
Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей .Тема: "Родной свой край люби и...
«Вверх по лестнице, ведущей к духовности» дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Срок реализаци
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813963","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813491","attributes":{"alt":"","class"...
Духовно – нравственное и нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Духовно – нравственное и нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...
Семинар - практикум Духовно - нравственное и нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Семинар - практикум Духовно - нравственное и нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...