Проект "Югыд шы" (Светлый звук")
проект (подготовительная группа) на тему
Почему мы назвали так наш проект?
Мы живем в очень богатом и самобытном крае. Республика Коми - северный край. Она разнообразна климатическими условиями, очень богата природой, и с особенной культурой и традициями, занесенными в мировое культурное наследие. И ещё очень богата сильными и талантливыми людьми. Много светлой музыки и песен есть у коми народа, с которыми хороша работа, игра, беседа.
Опираясь на богатое наследие нашего края, мы разработали проект.
Были поставлены следующие задачи
Для детей:
• Познакомить с народными музыкальными инструментами.
• Формировать умение игре на народных инструментах коми народа.
• Познакомить с особенностями коми орнамента, его назначение.
• Расширить представление детей о традициях коми народа по средствам народных песен, игр.
• Вызывать чувства восхищения красотой разнообразия культуры коми (песни, мелодия, живопись и др.)
Воспитывать уважение к коренному народу республики, в котором живут дети.
• Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
Для родителей:
• Совместный поиск информации по теме в литературе, интернет источниках.
• Способствовать возможности воплотить совместные идеи, проявить инициативу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yugyd_shy_svetlyy_zvuk.docx | 742.63 КБ |
Предварительный просмотр:
т
В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут.
Чтобы вызвать интерес к родному краю, республике, в которой живут дети, необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Это могут быть народные игры, песни, мелодии, народные музыкальные инструменты, узоры орнамента, традиции. Полученные знания о родном республике будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств как привязанность, любовь к родному краю.
Нам бы хотелось, что бы впечатления детства у наших детей стали истоками любви к Республике Коми, в которой живут наши дети и к людям, живущим в ней.
Мы назвали наш проект «Югыд шы» («Светлый звук»). Республика Коми - северный край, с разнообразными климатическими условиями, богатой северной природой, с особенной культурой и традициями, занесенными в мировое культурное наследие, сильными и талантливыми людьми. Много светлой музыки и песен есть у коми народа, с которыми хороша работа, игра, беседа.
Данный проект стал эффективным в формировании системного подхода в воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю. Проект составлен на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.
Наши дети особенные. Они все имеют диагноз ЗПР. Наши дети имеют потенциально сохранённые возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально- волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших функций. Нарушения эмоционально- волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности.
Для игровой деятельности для наших детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, недоучёт общих интересов, неумение контролировать своё поведение. Они предпочитают подвижную игру без правил.
Недостаточная выдержанность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточности дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико- грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико- фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многослойность или, наоборот, резко недостаточная развёрнутость высказывания.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в начальной школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании.
Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания является той основой, на которую возможно опереться при организации коррекционных мероприятий.
Для включения детей в проект была предложена мотивация – создать мини- музей, найти и изготовить экспонаты, посвященный творчеству Коми народа в нашей группе. А так же предложить детям самим научиться играть на традиционных музыкальных инструментах, в народные игры народа Коми.
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ЮГЫД ШЫ»
(«СВЕТЛЫЙ ЗВУК»)
Структура | Содержание |
Тема | «Югыд шы» («Светлый звук»)» создание условий для развития интереса к Республике Коми. |
Адресация проекта | Дети и родители 1 компенсирующей группы |
Авторы проекта | Воспитатели 1 компенсирующей группы Вербовая Е.А., Михеева А.В., учитель-дефектолог Евдокимова М.В. |
Участники проекта | Воспитатели, дети и родители группы |
Возраст воспитанников | 6 – 8 лет |
Особенности проекта | По характеру создаваемого результата – это практико-ориентированный проект По количеству создателей – это коллективный (дети, семьи воспитанников) Проект краткосрочный 2 неделя |
Цель проекта | Формировать у детей представления о разнообразие культуры народа Коми. |
Задачи проекта | Для детей:
Для родителей:
|
Ресурсы проекта | Иллюстрации и фотографии с изображением традиционных костюмов, музыкальных инструментов, игрушек коми народа, презентация «Музыкальные инструменты народа Коми», «Национальная одежда народа Коми», |
дидактические игры на закрепление представлений об орнаменте Коми, подвижные и хоровые игры, слушание аудиозаписей. | |
Предполагаемые продукты проекта | Создание мини- музея «Красив мой край родной» (посвященный культуре Коми Республики). |
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Работа с педагогами | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с семьей |
1 Этап – погружение в проект | ||
1.Выбор темы 2. Обозначение проблемы 3.Изучение методической литературы по краеведению | Беседа «Мы живем в Коми крае» (уточнение знания детей о республике в которой они живут). | Оказание помощи в организации предметно - развивающей среды по теме |
2 этап – организация деятельности | ||
1.Сбор и систематизация материалов. 2.Подбор игр, оборудования. | В честь рождения Республики Коми, создадим мини-музей в группе. Методика трех вопросов. | Консультации для родителей: «Как стать краеведом?» «В музей вместе с ребенком» Просмотр мультипликационного фильма «Чукля» (интернет) |
3 этап осуществление деятельности | ||
Подготовка материала, дидактических игр, разработка перспективного планирование по теме | Предложить рассмотреть карту Республики Коми, показать месторасположения. Отметить, что республика находится в разных природа-климатических условиях. Просмотр презентации «Музыкальные инструменты народа Коми», «Национальная одежда народа Коми». Беседы: «На что похоже узор оленевода» «Музыкальные инструменты Коми из природы», Непосредственно образовательная деятельность Тема: «Одежда Коми народа» Знакомить детей с разнообразием коми орнамента. Формировать умение различать отдельные элементы узора – символы, называть их словом. Развивать зрительное внимание, память, речь, мелкую моторику рук. Развивать творческое самовыражение. Воспитывать уважение к культуре коми народа. Воспитывать уверенность в себе при демонстрации костюма, самостоятельность. Тема: «Югыд шы (светлый звук)» Познакомить детей с деревянными, берестяными музыкальными инструментами. Формировать умение различать музыкальный инструмент по внешнему виду, звучанию, называть его. Познакомить детей с песенным фольклором коми. Развивать слуховое, зрительное внимание и память. Развивать чувство ритма, творческое самовыражение. Воспитывать эмоциональную отзывчивость у детей, умение работать в коллективе. Конструирование. Тема: «Составь оберег» Формировать умение составлять узор по мотивам Коми из различного вида мозаики. Развивать образное мышление, восприятие, пространственную ориентировку, чувство цвета, ритма, речемыслительную деятельность. Воспитывать интерес к традициям и искусству народа Коми.
Рисование. Тема: «Оленевод» Формировать умения изображать человека в национальной одежде, обуви Коми, передавая его колорит, особенности одежды; украшать малицу, пимы коми орнаментом. Развивать образное восприятие, мышление, речевые навыки, способность к анализу, сравнению. Воспитывать интерес к традициям, искусству, быту коми народа; дружелюбие, оценочное отношение к работе. Тема: «Чум». Деть детям представление о традиционном жилище оленеводов-кочевников коми. Формировать умение изображать чум, соблюдая геометрическую форму, украшать коми орнаментом. Развивать образное восприятие, внимание, речь. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Аппликация. Тема: «Укрась пимы, малицу» (по выбору). Познакомить с национальной одеждой, обувью; особенностями коми орнамента, его значении. Формировать умение выполнять коми орнамент из геометрических форм, полос, при украшении малицы, варежек, пим; вырезывать квадраты, ромбы из полосок бумаги. Развивать образное представление, речемыслительную деятельность, чувство ритма, цвета, эстетические чувства. Воспитывать интерес к коми народному прикладному искусству. Коллективная работа коллаж: «Коми край богат и щедр». Продолжать формировать умение работать с разными художественными материалами, умение работать вместе, развивать воображение. Физкультурное занятие. Тема. Игровое занятие с элементами Коми народного фольклора. Развивать физические качества: ловкость и выносливость у детей. Приобщать детей к культуре своего народа, фольклора. Развивать внимательность, умение соблюдать правила игры. Воспитывать умение играть в коллективе, быть добрым, отзывчивым к своим товарищам. Дидактические игры: «Домино: Коми орнамент»; «Выложи узор» (счетные палочки); «Выложи оберег» (мозаика); «Угадай, что звучит» (с использованием традиционных инструментов); Подвижные игры: «Стой, Олень!», «Куропатка», «Оленьи бега», «Медведь», «Прыжки через нарты», «Ловля оленей», «Кукушка», «Хоборкова (Коршун и наседка)» «Воробей». Художественная литература: Чтение: Габова Е.В., Макарова Н.Д. «Дети древней земли» Рассказывание: коми народная сказка «Пера – богатырь» с рассматривание иллюстраций. | Оказание помощи в подборе материалов для создания мини музея. Подготовка материалов для мини-музея (фотографии, соревнования оленьих упряжек, сувениры, музыкальные инструменты). |
4 этап – итоговый | ||
Перспективное планирование по теме «Знакомство с искусством Коми» | Создание мини-музея «Красив мой край родной»
Проведение досуга «Мой любимый Коми край». | Посещение мини-музея группы. |
Приложение 1
Конспект занятия по формированию целостной картины мира
«Одежда коми народа»
Составитель: учитель – дефектолог
Евдокимова М.В.
Цель: Формирование представлений о значении символики узоров коми орнамента.
Программное содержание:
Коррекционно- образовательные задачи: Знакомить детей с разнообразием коми орнамента. Формировать умение различать отдельные элементы узора- символа, называть их словом.
Коррекционно- развивающие задачи: Развивать зрительное внимание, память, речь, мелкую моторику. Развивать творческое самовыражение.
Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать уважение к культуре коми народа. Воспитывать уверенность при демонстрации костюма; самостоятельность.
Предварительная работа: Экскурсия в ЦНК и ДД; чтение книги «Дети родной земли» Е. Габовой.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас в гостях 3 куклы (педагог выставляет кукол на столике перед детьми). Обратите внимание, как они одеты. (Дети определяют, что это коми национальная одежда, вспоминают свои впечатления о поездке в ЦНК, рассматривают кукол, передают их друг другу, обсуждая наряды).
Педагог предлагает карточки с изображением коми орнамента. Давайте все внимательно рассмотрим эти узоры. Что напоминают эти изображения? Похож ли какой-нибудь узор на фигуру человека или животного? (Рассматривание, обсуждение. Закрепление названий узоров: «оленевод», «ошейник барана», «рога оленя», «рога барана», «чум», «следы»).
Проводится словесная игра с мячом в кругу «Назови узор» (с опорой на наглядность). Педагог помогает, исправляет при необходимости, закрепляя названия основных узоров. Дети совместно с педагогом проговаривают название каждого названного элемента орнамента.
Игровое упражнение «Конструирование из палочек». Педагог предлагает детям понравившийся узор выложить из палочек (конструирование с опорой на наглядность).
Проводится подвижная коми игра по выбору детей («Капуста», «Кукушка»).
Ребята, вы любите играть с игрушками? А какие игрушки самые любимые? (ответы детей). А вам хотелось бы увидеть старинные игрушки, которыми играли дети коми в старину? Педагог предлагает детям просмотр презентации о самобытных игрушках коми народа (использование ИКТ технологий).
Сюрпризный момент – педагог вносит несколько детских коми национальных костюмов. Это платье льняное для девочки и головной убор из бересты, малица для девочки, и 3 рубахи с орнаментом для мальчиков. Дети рассматривают их, обсуждают. В какое время года можно носить ту или иную одежду? При желании, дети надевают костюмы и проводится дефиле под песню «Акулина» в исп. Л. Логиновой, фотографирование.
Подводятся итоги занятия, рефлексия.
Приложение 2
Конспект итогового интегрированного
занятия в рамках проекта
«Югыд шы»
Составитель: учитель дефектолог
Евдокимова М. В.
Цель: Формирование представлений о разнообразии музыкальных инструментов народа коми, знакомство с музыкальным фольклором.
Программное содержание
Коррекционно-образовательные задачи: Познакомить детей с деревянными и берестяными музыкальными инструментами. Формировать умение различать по виду, по звуку, называть словом. Познакомить с песенным фольклором коми.
Коррекционно -развивающие задачи: Развивать слуховое, зрительное внимание и память. Развивать чувство ритма, творческое самовыражение.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать эмоциональную отзывчивость у детей, умение работать в коллективе.
Методические указания
Организационный момент – педагог звенит в колокольчик. Педагог отдаёт колокольчик детям, и они по очереди звенят, подбирая слова – описания, слова – сравнения для этого звука (педагог направляет, помогает детям: серебристый звук, как звенит ручеёк, нежный, переливистый, прозрачный звук, светлый звук, звонкий) . Дети знакомятся с фразой на коми языке «Югыд шы»- в переводе «Светлый звук».
Проводится беседа о звуках- в природе, в речи человека, в музыке. Дети прослушивают в записи звуки природы – шум дождя, пение птиц, звуки моря и голоса дельфинов. Педагог рассказывает, что люди всегда любовались этими звуками и старались научиться извлекать красивые звуки при помощи музыкальных инструментов.
Педагог предлагает детям просмотр презентации о музыкальных инструментах коми народа.
Сюрпризный момент – педагог вносит короб с берестяными и деревянными музыкальными инструментами коми народа (сярган, паньяс, пӧлян, шур-шары, трещотка). Дети рассматривают их, обсуждают звучание инструментов. Педагог рассказывает, что в старые времена люди пели, когда занимались рукоделием, когда работали на земле, и всегда им помогала песня. И конечно, никакой праздник не обходился без весёлой музыки!
Педагог исполняет фрагмент песни без сопровождения «Шондi банӧй». Дети передают свои впечатления о прослушанной песне.
Педагог предлагает детям вместе исполнить музыкальный номер. Дети выбирают себе понравившиеся музыкальные инструменты. Пробуют совместное исполнение, соблюдая ритм и темп предложенной песни.
Педагог исполняет песню «Кодлы кыдз, а меным колӧ» в сопровождении импровизированного детского шумового оркестра коми народных инструментов. После проигрывания на инструментах дети рассказывают о своих впечатлениях, делятся эмоциями. Педагог предлагает исполнить этот номер в дальнейшем перед другими воспитанниками.
Подводятся итоги занятия, рефлексия.
Приложение 3
Конспект игрового физкультурного занятия
с элементами Коми народного фольклора.
Составитель: воспитатель
Михеева А.В.
Цель. Приобщать детей к культуре своего народа, фольклору.
Задачи.
Коррекционно-образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с коми народными играми. Закреплять умение находить ответы на загадки.
Коррекционно - развивающие задачи: Развивать слуховое, зрительное внимание и память. Развивать умение увертываться во время бега.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать эмоциональную отзывчивость у детей, соблюдать правила во время игры.
Оборудование. Атрибуты для коми подвижных игр (платок, палочка, рога оленя для играющих 9из картона), «шкура медведя»- плед).
Музыкальное сопровождение. Использование коми народных и авторских мелодий.
Ход занятия.
1часть.
Ходьба в колонне по одному.
Ходьба на пятках.
Ходьба на внешнем своде стопы – (имитация ходьбы медведя).
Бег с высоким подниманием колена, руки скрещены над головой (имитация бега оленя).
Ходьба с высоким подниманием колен (имитация ходьбы по сугробам).
Ходьба в колонне, перестроение в круг.
2 часть. Общеразвивающие упражнения.
- «Олень». И.п.-стоя, ноги вместе, руки внизу.
1-руки через стороны поднять вверх (очерчивая круг), скрестить над головой; ладони раскрыты;
2- вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.
- «Охотник на лыжах». И.п.-стоя, ноги вместе, руки внизу.
- неглубокий присед, одна рука вытягивается вперед, другая назад (имитация движения лыжника);
- вернуться в и.п.
- неглубокий присед, поменять руки;
- вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.
- «Чайка». И.п.-стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на плечах.
- наклон вправо, правая рука внизу, левая вверх, движение кистями рук вверх-вниз;
- вернуться в и.п.
- наклон влево, левая рука внизу, правая вверх, движение кистями рук вверх-вниз
- вернуться в и.п. Повторить по 4 раза в каждую сторону.
- «Охотник спускается с холма». И.п.-стоя, ноги вместе, руки внизу.
- присесть, руки отвести назад, голову прямо (имитация движения лыжника);
- вернуться в и.п. Повторить 6 раз.
- «Охотник высматривает добычу». И.п.-присед, упор руками об пол. Прыжкам отвести одну ногу в сторону, затем поменять ноги. Прыжки произвольные в среднем темпе. Повторить 6-8 раз.
- «Танец медвежат». И.п.- ноги на ширине плеч, руки спиной. Не глубокие прриседания. Повторить 6-8 раз.
- «Оленевод». И.п.- стоя, одна нога вперед, другая назад, руки в стороны. Прыжком поменять ноги. Повторить 6-8 раз.
Перестроение в колонну по одному.
2 часть.
Воспитатель: ребята, вам просили передать этот странный предмет!
Инструктор по физическому воспитанию (далее и.ф.в.): И действительно странный предмет, не сумка, не рюкзак, что же это такое? (ответы детей).
И.ф.в.: а какой он тяжелый, может загадка кроется внутри?
Инструктор открывает короб и достает украшенный коми узором конверт. На конверте написано «Детям детского сада «Ромашка» от Перы-богатыря».
И.ф.в.: Ребята, а вы помните кто такой Пера-богатырь? Может ошиблись адресом?
Если дети затруднятся с ответом, можно напомнить им, что это герой коми народных сказок. Читаем письмо.
И.ф.в.: Кузовок для вас, ребята,
Полон он моих загадок
Кто загадку отгадает,
Тот игру и начинает.
Ребята, а как вы думаете игры какого народа приготовил Пера-богатырь? (коми народа).
И.ф.в.: Под карнизом слышен крик:
«Чик-чирик да чик-чирик!»
Это песенкам детей
Учит серый … (Воробей)
- Воробей (Пышкай)
С помощью считалки выбирают участника, который становится «воробьём». Глаза ему завязывают платком. Остальные («кошки») ходят вокруг него и поют:
В наш весёлый сад
Прилетел воробей и поёт.
Воробей, воробей, не дремли,
Кто мяукнет, узнай?
Когда все умолкнут, кто-то из игроков мяукает. Если водящий отгадает мяукнувшего, то они меняются местами, а если нет - дальше будет водить. (Дети играют 2-3 раза).
- А теперь следующая загадка:
Словно царскую корону.
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Олень)
Стой, олень! (Сувт, кор!)
Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.
После сигнала «Беги олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: Стой, олень. Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.
Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!» Осаленные — отходят в условленное место. Салить надо осторожно. (Дети играют 2-3 раза).
- Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь).
Медведь-бабушка (Ошко-бобе)
Из числа игроков считалкой определяют водящего, который становится «медведем», остальные — «собиратели ягод». Можно играть на улице и дома: если играют на улице, водящий заходит в овраг и присаживается, если в доме становится на корточки, и его накрывают шубой. Игроки ходят вокруг него, наклоняются — показывают сбор ягод, и поют:
Медведь-бабушка, медведь-бабушка,
Чернику собираем, бруснику собираем,
Хорошую ягоду возьмём,
Плохую ягоду оставим.
В удобный для себя момент водящий набрасывается на убегающих игроков. Пойманный игрок становится новым «медведем». (Дети играют 2-3 раза).
- Она на белых камушках сидит.
Не подходите близко — закричит. (Наседка)
«Хоборкова» - («Коршун и наседка»)
Выбирается коршун, куропатка – наседка и цыплята. Цыплята за куропаткой становятся в колонну друг за другом, обхватывая за талию впереди стоящего товарища и сомкнув пальцы в «замок», или кладут руки на плечи товарищу, или держатся за подол.
Коршуна ставят к куропатке.
Куропатка, со словами «хобэр – хо-бэ-эр», бегает то вправо, то влево и старается защищать цыплят, размахивая руками, как крыльями. В свою очередь, цыплята, держась цепочкой и не отрываясь друг от друга, стараются убежать от коршуна..
Победители становятся коршун, поймавший наибольшее количество цыплят, и куропатка, защищавшая больше цыплят.
3часть.
Дыхательная гимнастика «Снежинка»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(Вдох через нос, выдох через рот (губы трубочкой) на ладони – «сдуваем снежинки с ладоней»),
Дыхательная гимнастика «Вьюга».
Вдох через нос, выдох через рот с произношением долго звука «У».
И.ф.к.: А сейчас мы на прощанье дружно скажем – ДО свидания!
(в конспекте используется общеразвивающие упражнения Игнатьевой О.Ю. г.Ухта МБДОУ «Детский сад №3)
Приложение 4
Конспект досуга
«Мой любимый Коми край»
Дети входят в зал, садятся на стульчики. Входит ведущий.
Ведущий. Здравствуйте дети, здравствуйте гости! Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы рассказать нашей любимой республике.
Ведущий. Велика и богата природа нашей республики, которая зовется «Пармой». «Парма» с коми языка переводится как «тайга», «дремучий лес». Много сказок, рассказов, стихов слагали и слагают жители Республики Коми. Послушайте, как поэты описывают природу северного края.
Дети читают стихи.
Пойдем со мной в наш тихий лес –
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч и еще немножко!
Оленья упряжка по тундре летит,
Морозец приятно лицо холодит.
На нартах хозяин оленей сидит.
Он едет с охоты, он очень спешит.
Ведущий. Прекрасна природа Коми края в любое время года. Снежною зимой, долгожданною весной, коротким летом и дождливою осенью. Я предлагаю вам потаневать:
Танец-песня «Мича нывъяс, збодер зонъяс» (ансамбль коми песни «Лысва войт») Участвуют все дети.
Ведущий. Очень богат язык коми народа. Послушайте, как звучат названия месяцев:
январь-"кодзыд толысь", а переводиться как холодный месяц,
апрель-"лым сылан толысь" (месяц таяния снега),
август - "чарла толысь" (месяц серпа),
октябрь-"кор усян толысь" (месяц листопада),
ноябрь - "лым усян толысь" (месяц снегопада),
декабрь - "кынод толысь" (месяц мерзлоты).
Ведущий. О своем родном языке мы послушаем стихотворение:
Ребёнок читает стихотворение.
Родной язык –
Ничем не заменимый –
Он дорог нам.
Все отразилось в нем:
Земля и небо, осени и зимы.
Понятен вздох на языке родном.
Завещанное предками богатство
Ведущий. Я приглашаю детей на хоровод «Маленькое сердце».
Хоровод «Маленькое сердце (. Габова Марина, Удачина Вика, Морозова Соня & Горадзуль - Pieni sydän - Маленькое сердце(песня на финском,коми,русском языках)
Ведущий. Любят жители Коми и загадки сложные загадывать и игры веселые устраивать. И сейчас я предлагаю поиграть в игру «Отгадай загадку».
- В Коми – крае мы живем, где суровы зимы.
Не страшны нам холода, мы наденем….(пимы).
- На шалаш он похож, только ростом выше.
Если дождь, не беда, не промокнет крыша.
Он стоит за бугром, дверь, полы и стены
Сделаны не топором, а из шкур оленьих. (чум)
- Словно царскую корону.
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (олень)
Ведущий. Послушайте как коми поэт Алексей Пичков пишет о северном олене…
Летят олени, словно стрелы.
Красив их бег, как птичий лет.
А по равнинам белым, белым
Луна, как девушка, плывет.
В панице светлой, сшитой мудро
Из синевы и ярких звезд.
Кто говорит, что нынче в тундре
Горит и властвует мороз?
Я много видел, много знаю.
Махни, метель, своим крылом.
Я только здесь и оживаю
Твоим, земля, живу теплом.
Дети 2 компенсирующей группы придумали танец. А называется он - «Олененок».
Танец «Олененок»
Ведущий. Народ коми очень наблюдателен. Они наблюдали за природой, за животными и птицами, так родились коми народные приметы. «Если морошки много уродится, хлеб созревает преждевременно», «Если урожай брусники хороший - год будет хлебный».
А какие приметы народные вы знаете:
«Гуси улетели – скоро снег будет».
«Рано утка прилетит - рано весна наступит».
«Снег под ногами хрустит - к оттепели».
«Звезды становиться меньше – будет холодно».
«Идешь в тундру на день – бери припасов на неделю».
Ведущий. А вот какая примета есть у поэта
Ребенок читает стихотворение.
Хорошо, что ранним утром
Солнце яркое встает.
Хорошо, что в нашем крае
Люди дружные живут.
Невзирая на морозы
и танцуют и поют.
Ведущий. Дети 1 компенсирующей группы приготовили свой номер коми народную песню – «Кодлы кыдз, а меным коло».
Дети исполняют песню «Кодлы кыдз, а меным коло».
Ведущий. Сколько много красивых слов, стихов и песен мы сегодня посвятили нашем любимом Коми краю. А сколько еще много сказок, рассказов, песен есть у народа коми, что и не сосчитать. И жаль что наш фестиваль заканчивается и у меня для вас есть маленький сюрприз. Мультфильм – коми сказка, которая называется «Чукля». Чукля – в переводе с коми языка значит «кривой». Но в сказке …А вот вы посмотрите и узнаете кто это. Приятного прсмотра.
«Чукля». Анимационный фильм из серии «Коми лесные сказки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством организации «Школы юного экскурсовода» Кайданович Светлана Михайловна методист, Боярова Наталья Александровна воспитатель Калева Светлана Валентиновна воспитат
Ребенку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы о...
Консультация для родителей «ПОГОВОРИТЕ С ДЕТЬМИ О СВЕТЛОМ ПРАЗДНИКЕ ПАСХА» В христианстве не найти важнее, светлее и радостнее праздника, чем Пасха. История возникновения праздника уходит далеко в древность и связана с библейскими легендами о рождении, см
Консультация для родителей«ПОГОВОРИТЕ С ДЕТЬМИ О СВЕТЛОМ ПРАЗДНИКЕ ПАСХА»В христианстве не найти важнее, светлее и радостнее праздника, чем Пасха. История возникновения праз...
стихотворение неизвестного автора Тихой музыки светлые звуки
Стихотворение о красоте музыкальных звуков...
Беседа с детьми о Светлом празднике Пасхи. Цель беседы: познакомить детей с православным праздником Светлой Пасхи, с его историей. Воспитывать патриотический чувства к традициям русского народа.
БЕСЕДА С ДЕТЬМИо Светлом празднике Пасхи В каком возрасте лучше рассказать ребенку о Пасхе? Скорее всего лучшим моментом для подобного разговора будет возраст, когда ребенок впервые осознает...
Статья "Светлые души из совхоза "Светлый путь"
Статья посвящена Токтогон Алтыбасаровой - женщине, спасшей во время войны 150 детей из блокадного Ленинграда....
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....
- Мне нравится (4)