Детско - взрослый проект "Наше имя - загадка и тайна"
проект по теме

Козлова Ольга Владимировна

Проект предлагает каждому ребенку задуматься о своих именах, погрузиться в историю своей семьи, большой и малой Родины. Ведь наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Презентация детско-взрослого проекта «Моё имя – загадка и тайна».

1 слайд. В одном городе, под названием «Цветочный», жили-были дружные ребята, или друзья, как они себя называли. Друзья эти были не одинаковые, т.е. не похожие друг на друга. Среди них были девочки и мальчики. Они были кареглазые и голубоглазые, сероглазые и зеленоглазые; светловолосые и тёмноволосые, высокие и не очень, разные по характеру и интересам и конечно же у каждого было своё ИМЯ.

2 слайд. Но объединяло их одно - они любили свой Цветочный город, потому что в нём им было интересно: играть, мечтать, рисовать, мастерить, делиться впечатлениями друг с другом, узнавать и познавать, петь и танцевать.   И ещё они любили отгадывать загадки.

 3 слайд. Однажды, сидя кружком они загадывали друг другу загадки. Было весело, к загадкам быстро находились отгадки, пока один из Всезнаек не предложил: «А попробуйте отгадать мою загадку: у папы есть, у мамы есть, у дочки есть и у внучки есть. Чтобы его узнать, надо вслух позвать. (ИМЯ) А зачем человеку имя? Вдруг один из любознательных друзей произнёс: «Интересно, а почему меня назвали…?

4 слайд. Что тут началось! Всем стало интересно знать - почему их так назвали! Друзья стали пытаться сами ответить на этот вопрос, даже в энциклопедию заглядывали, но у них ничего не получилось. Вдруг один из смышлёных друзей воскликнул: «Надо спросить у наших родителей, ведь это они дали нам имена!» Родители, конечно же, с радостью ответили своим деткам на интересующий их вопрос и даже сказки сочинили такие трогательные, ласковые, полные любви и нежности к своему ребёнку.

5-6-7 слайды. Так у нас родилась идея детско-взрослого проекта, который мы назвали «Моё имя – загадка и тайна», в котором определились с видом, продолжительностью и участниками проекта. Поставили перед собой цель и наметили шаги (задачи) в достижении результатов данного проекта.

8 слайд. В процессе реализации нашего проекта были затронуты различные образовательные области и виды детской деятельности.

9 слайд. Нашим друзьям стало интересно, как и когда появились имена. Ответ мы нашли в интернете.

Древнерусские имена были характеристиками людей:

  • По внешности человека: Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш, Милава, Никраса.
  • По характеру: Добрыня, Храбр, Горд, Молчан
  • По месту в семье: Первак, Вторак, Третьяк, Ждан,  Меньшак, Большак, Старшой, Меньшой.
  • По профессии: Кожемяка, Селянин.

 10 слайд. Пока наши родители сочиняли сказки, наши друзья время зря не теряли. Они провели собственное социологическое исследования имён жителей «Цветочного города». Вот что выяснилось:

В нашей группе 24 человека.

Из них 12 мальчиков и 12 девочек.

Были выявлены самые популярные имена: Артём-3; Катя-2; Полина-2

Остальные имена считаются редкими.

Среди них встречаются супер- редкие: Виолетта, Милена, Яша и Савелий.

С результатами исследований мы познакомили родителей.

Такое же исследование мы провели среди родителей.

11 слайд. Каждый ребёнок с гордостью и неописуемой радостью презентовал свои яркие странички, изготовленные совместно с родителями, рассказывая о своём имени и о том, почему же ему дали такое имя.

12 слайд. Как известно дети-цветы жизни. Теперь у каждого, благодаря совместному творчеству есть свой «Цветок имени», на лепестках которого мы можем прочитать разные формы имени, в том числе и ласковые.

13 слайд. Совместно с родителями мы играли в подвижные игры, водили хороводы с использованием ИМЕНИ.

14 слайд. В процессе реализации нашего проекта у нас родилась идея изготовить для каждого ребёнка именной магнит, который широко используется детьми в образовательной деятельности и для индивидуализации творческого процесса.

15 слайд. Долгожданным и незабываемым событием стало для нас составление книги имён друзей из Цветочного города, потому что каждый ребёнок внёс свой вклад в её создание.

16 слайд. И наконец заключительным этапом нашего детско-взрослого проекта стало итоговое мероприятие «Презентация книги имен друзей из Цветочного города», на котором мы рассказывали стихи, пели, танцевали, играли в полюбившиеся игры.

Что дал нам этот проект?

  • Дети получили ответ на главный свой вопрос «Почему меня так назвали?»
  • Сплотил детский коллектив.
  • Улучшил микроклимат в группе.
  • У нас появилась традиция: «В день рождения ребёнка мы обращаемся к книге, чтобы ещё раз обратить внимания на значения имени в жизни человека»

Таким образом, начиная знакомство с имени каждого ребёнка, мы знакомим его с историей семьи, историей малой и большой Родины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Друзья из Цветочного города

Слайд 3

У папы есть, у мамы есть У дочки есть и у внучки есть. Чтобы его узнать, надо вслух позвать. Загадка Имя

Слайд 4

Интересно, почему меня так назвали?

Слайд 5

Моё имя – загадка и тайна Вид проекта: социально – исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный Участники проекта: дети средней группы, родители и педагоги Детско-взрослый проект

Слайд 6

Цель проекта: Формирование нравственных основ личности ребёнка, культуры общения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, через погружение в историю своей семьи, своей Родины. Задачи: 1.Познакомиться с историей происхождения имени на Руси. 2.Формировать положительное отношение к своему имени, знать что оно обозначает. Понимать, как образуется «взрослое» имя и отчество. 3.Выявить по средствам исследовательской деятельности самые популярные и самые редкие имена в нашей группе. 4. Воспитывать у детей культуру общения со взрослыми и сверстниками. 5.Создавать условия для речевого, и социально – нравственного развития детей. 6.Находить средства для сотрудничества и сотворчества с детьми для личностно- ориентированного подхода в образовании. 7.Развивать инициативу и творческие способности через совместную деятельность ребёнка и взрослого. 8.Расширять представления по вопросу социально – нравственного воспитания детей . 9.Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению происхождения имен.

Слайд 7

Результаты проекта: Для детей: - Расширение знаний о своих именах и их происхождении - Развитие коммуникативных навыков - Развитие инициативы и творчества Для воспитателя: - Создание благоприятных условий для формирования и сплочения детского коллектива - Улучшение работы по взаимодействию с семьями, активизация позиции родителей по воспитанию у детей социально – нравственных отношений Для родителей: - Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми - Расширение партнёрских отношений с педагогами - Повышение педагогической культуры

Слайд 8

Подготовительный этап: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (подвижные игры и хороводы: «Назови ласково», «Угадай чей голосок?», «Кто ушёл?», «Пять имён», «Сиди, сиди Яша », «У Маланьи» ) СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ( творческие игры: театрализация , сюжетно-ролевые игры, дидактические и словесные игры, настольно-печатные игры) ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (беседы, викторины по сказкам, рассматривание семейных фотографий, наблюдение, исследование, просмотр фильмов-презентаций из истории имён на Руси ) РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ (составление рассказов, сказок, чтение художественной литературы, потешек , пословиц и поговорок, заучивание, чтение русских народных сказок, просмотр мультфильмов, обсуждение) ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (рисование портретов детей, лепка из пластилина имени, аппликация (коллаж) цветка, чтение и заучивание произведений устного народного творчества) ОФОРМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО УГОЛКА ( размещение консультаций « Времена года и формирование личности», «Цвет имени »; рекомендации по теме проекта.

Слайд 9

Как и когда появились имена? Древнерусские имена были характеристиками людей: По внешности человека: Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш, Милава , Никраса . По характеру: Добрыня, Храбр, Горд, Молчан По месту в семье: Первак , Вторак, Третьяк, Ждан , Меньшак, Большак, Старшой, Меньшой. По профессии: Кожемяка, Селянин.

Слайд 10

Основной этап В нашей группе 24 человека 12 мальчиков 12 девочек Самые популярные имена: Артём-2 Катя-2 Полина-2 Остальные имена считаются редкими Среди них встречаются супер- редкие: Виолетта Милена Яша Савелий

Слайд 11

Рассказывание сказки «Почему меня так назвали »

Слайд 12

Коллаж « Цветок моего имени»

Слайд 13

Подвижные игры и хороводы с участием родителей

Слайд 14

Именные магниты

Слайд 15

Составление книги имён друзей из Цветочного города

Слайд 16

Заключительный этап Итоговое мероприятие «Презентация книги имён друзей из Цветочного города »

Слайд 17

Спасибо за внимания!



Предварительный просмотр:

Проект «НАШЕ ИМЯ -  ЗАГАДКА И ТАЙНА»

                       

                                                         Воспитатель

Козлова Ольга Владимировна.

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Актуальность проекта: Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении. Оно обладает своей энергетикой и способно воздействовать на психику человека. Чем больше человек будет вслушиваться в свое имя и размышлять о нем, тем больше он будет соответствовать его содержанию. Как ребенок осознает свое имя, как его воспринимает, как к нему относиться, чрезвычайно важно и необходимо как педагогам, так и родителям.

Проект предлагает каждому ребенку задуматься о своих именах, погрузиться в историю своей семьи, большой и малой Родины. Ведь наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми. Так на одном из родительских собраний было принято решение поддержать идею детско-взрослого проекта, который мы назвали «Наше имя -  загадка и тайна». В котором мы определились с видом, продолжительностью и участниками проекта. Поставили перед собой цель и наметили шаги (задачи) в достижении результатов данного проекта.

Цель проекта: Способствовать развитию нравственных основ личности ребёнка, культуры общения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, через погружения в историю своей семьи, своей Родины.

Задачи:

1.Познакомиться с историей происхождения имени на Руси.

2. Способствовать воспитанию положительного отношения к своему имени, знать, что оно обозначает. Понимать, как образуется «взрослое» имя и отчество.

3.Выявить по средствам исследовательской деятельности самые популярные и самые редкие имена в нашей группе.

4.Воспитывать у детей культуру общения со взрослыми и сверстниками.

5.Создавать условия для речевого, и социально – нравственного развития детей.

6.Находить средства для сотрудничества и сотворчества с детьми для личностно- ориентированного подхода в образовании.

7.Развивать инициативу и творческие способности через совместную деятельность ребёнка и взрослого.

8.Расширять представления по вопросу социально – нравственного воспитания детей.

9.Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению происхождения имен.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 месяца)

Вид проекта: социально – исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы, родители и педагоги.

Результаты проекта.

Для детей: 
1.Расширение знаний о своих именах и их происхождении
2.Развитие коммуникативных навыков
3.Развитие инициативы и творчества
Для воспитателя:
1.Создание благоприятных условий для формирования и сплочения детского коллектива.
2.Улучшение работы по взаимодействию с семьями, активизация позиции родителей по воспитанию у детей социально – нравственных отношений
Для родителей:
1.Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми
2.Расширение партнёрских отношений с педагогами
3.Повышение педагогической культуры.

План реализации проекта.

I.Подготовительный этап.

Задачи этапа:

  • Вызвать у детей интерес к происхождению своего имени, положительное отношение к нему.
  • Привлечь родителей к изучению темы, используя разнообразные формы детско-взрослого взаимодействия.
  • Оформить родительский уголок по теме проекта.

 С детьми узнаём, как и когда появились имена; проводим социологическое исследование имён детей и родителей группы.

II.Основной этап.

1.Проведение социологического исследования имён детей и родителей.

2.Выполнение совместно с родителями творческих работ на тему «Страничка моего имени» (запись сказок и рассказов «Почему меня так назвали?», создание «Цветка имени»)

3.Презентация своей странички имени.

4.Проведение с родителями совместных подвижных игр и хороводов с использованием имени по выбору детей.

5.Изготовление именных магнитов для детей.

6.Составление книги «Имена друзей из Цветочного города».

В процессе реализации нашего проекта были затронуты различные образовательные области и виды детской деятельности:

Физическое развитие (подвижные, малоподвижные игры и хороводы: «Назови ласково», «Угадай, чей голосок», «Кто ушёл?», «Пять имён», «Сиди, сиди Яша», «У Маланьи», «Каравай»)

Социально-коммуникативное развитие (творческие игры: театрализация русских народных сказок «Маша и Медведь», «Снегурочка»; сюжетно-ролевые игры «День рождения», «Больница доктора Айболита», «Кафе «У Милены», «Огород бабушки Лукерьи; дидактические и словесные игры: «Здравствуйте, меня зовут… », «Назови соседей», «Позови ласково», «Позови по – разному» «Как тебя будут звать, когда ты будешь взрослым», «Эти разные имена», «Я начну, а ты закончи», «Доскажи словечко», «Зеркало», «Что подарили Кати?»; настольно-печатные игры «Имя, имечко моё», «Дюймовочка», «Любимые сказки».

Познавательное развитие (беседы: «Зачем надо знать своё имя», «Что означают наши имена», «Старинные русские имена, встречающиеся в сказках», викторины по сказкам «Сундучок бабушки Рассказушки», «Загадки от Василисы Премудрой»; рассматривание семейных фотографий; наблюдение, социологическое исследование «Какие же имена есть в нашей группе»; просмотр фильмов-презентаций «Из истории имён на Руси», «Имена цветам созвучны».

Речевое развитие (составление рассказов, сказок на тему: «Почему меня назвали таким именем?», «Мне нравится, когда меня называют…»; чтение художественной литературы: Н.Носов «Незнайка и его друзья», «Е. Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой», Л. Уланова «Азбука с именами», Моост Н., Рудольф А. «Какое имя лучше?», А. Веденский. "О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке", Б. Житкова «Чудесное имя»; чтение и заучивание стихов А. Барто «Я расту», С. Михалкова «Дядя Стёпа», потешек, пословиц и поговорок; русских народных сказок: «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», «Марья Моревна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Девочка Снегурочка», «Жихарка»; просмотр мультфильмов «Котёнок по имени Гав», «Её звали Нюша», «Дядя Стёпа милиционер».

Художественно-эстетическое развитие (рисование портретов детей, лепка из пластилина имени «Имя, имечко моё», аппликация (коллаж) «Цветка имени», прослушивание песен и частушек с именами.)

На данном этапе проводились консультации для родителей по теме проекта: «Времена года и формирование личности», «Цвет имени» и оформление родительского уголка.

III.Заключительный этап.

Проведение итогового мероприятия «Презентация книги имён друзей из цветочного города»

Итог:          

Что дал нам этот проект?

  • Дети получили ответ на главный свой вопрос «Почему меня так назвали?»
  • Сплотил детский коллектив.
  • Улучшил микроклимат в группе.
  • У нас появилась традиция: «В день рождения ребёнка мы обращаемся к книге, чтобы ещё раз обратить внимания на значения имени в жизни человека»

Таким образом, начиная знакомство с имени каждого ребёнка, мы знакомим его с историей семьи, историей малой и большой Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-взрослый исследовательский проект "Этот тайный мир огня"

Исследовательский проект "Этот тайный мир огня" реализован в старшей группе совместно с детьми ,родителями и педагогами. Главная цель: Создание условий для формирования осознанного отношения детей к о...

Мастер класс. Детско – взрослое творчество в детском саду «Вытынанка из бумаги»

Развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя ...

Детского-взрослый спортивный праздник "До свидание детский сад, Здравствуй школа!"

Детского-взрослый спортивный праздник "До свидание детский сад, Здравствуй школа!"...

Детско – взрослый социально значимый коллективный творческий проект «Поздравление мам с женским днем 8 марта от детей, в группе детского сад» Авторы проекта: музыкальный руководитель Бурчиева Эльза Петровна, Дети подготовительной к школе группы №1.

Дорогие посетители  сайта, вашему вниманию представлен мой опыт работы проектной деятельности в детском саду. Проектная деятельность дает возможность каждому ребенку  получить опыт индивидуа...

Детско-взрослый проект "Летняя детская олимпиада"

Олимпийские игры занимают важное место в системе ценностей современной культуры. В соответствии с ФГОС ДО, одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является развитие о социок...

Познавательно-игровой краткосрочный детско-взрослый проект в средней группе детского сада

Познавательно-игровой краткосрочный детско-взрослый проектв средней группе детского сада...