Конспект занятия."Путешествие в кладовые Коми - земли. Полезные ископаемые"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
"Воркута" кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрация
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«ПРОГИМНАЗИЯ № 1» г.Воркуты
«1 №-а прогимназия» муниципальнöй сьöмкуд велöдан учреждение Воркута к.
"Путешествие в кладовые Коми - земли. Полезные ископаемые"
Воспитатель:
Инжуватова А.Е.
(базовая).
г. Воркута
2016 год
Задачи:
- Дать представление о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
- Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Оборудование:
- коллекция полезных ископаемых;
- иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.
- Презентация в программе PowerPoint
Ход занятия
1. Орг. момент.
3. Сообщение темы и целей занятия.
Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое "недра"? Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью.
У. Ребята, а вы знаете, как добывают полезные ископаемые? Слайд 1,2, (добыча угля, нефти)
Рассматривание иллюстраций с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.
У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?
Д. Когда человек спускается в шахту.
У. Как вы думаете, почему?
Д. В шахте может произойти обвал.
У. Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском.
- А почему они ископаемые? И почему полезные? Слайд 4. (схема расположения пород)
4. Работа по теме занятия. -У вас на столах разложены коллекции полезных ископаемых.
- Рассмотрите их внимательно. Может кто-то из вас знает, как называются эти камни?
5. Практическая работа детей.
На столах лежат образцы минералов
6. Знакомство с составом и свойствами гранита.
Слайд 5 –Гранит
- Что можно сказать про этот камень?
Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
Где в нашем городе вы видели гранит
Ответы детей
Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.
СЛАЙД 5- уголь
каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.
Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь?
(В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)
СЛАЙД 6 - ТОРФ
торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.
используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.
Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.
Слайд 7 – глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.
используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.
встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое
Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
Слайд 8 – мел
Мел — осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде
Мел — необходимый компонент мелованной бумаги, используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.
Слайд 9 - нефть
А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)
– Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.
Слайд 10 - природный газ.
По горизонтали:
1.
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
2.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
3.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
4.
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
5.
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
6.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
7.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Как вы думаете нужно ли бережно относится к полезным ископаемым?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-познавательного развлечения "Наша коми земля"
Музыкально-познавательное развлечение для детей старшего возраста в период проведения тематической недели "Я живу в России"...
Конспект занятия по экологии "Кладовая Земли"
Закрепить знания детей о том, что Земля имеет три основных значения: Земля – это планета; Земля – это суша; Земля – это почва. Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутре...
Конпект занятия "Путешествие по карте Самарской области" (полезные ископаемые)
Данный материал позволит систематизировать знания детей о природных ископаемыз, их происхождении и значимости для людей....
Конспект занятия с детьми подготовительной группы Тема: Полезные ископаемые нашей области
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ПУТЕШЕСТВИЕ В КЛАДОВУЮ ДЕДА -МОРОЗА"
Цель занятия: Создание условий для формирования навыков исследовательской деятельности через декоративно – прикладное творчество...
Конспект занятия в старшей группе по экологии - "Полезные ископаемые нашей земли"
Формирование восприятия окружающего мира....
Конспект занятия " Путешествие по природным зонам Земли"
Конспект занятия предназначен для формирования целостного представления о природных климатических зонах...