"Путешествие по земле князя Владимира"
методическая разработка на тему
В последнее время возрос интерес к краеведению. Знать и любить тот край, где ты родился и вырос, где живут твои близкие и родные люди- достойная задача для каждого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_mo_puteshestvie_po_zmle_knyazya_vladimira.docx | 37.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад села Бершаково Шебекинского района Белгородской области»
«Путешествие по земле князя Владимира»
(игра-викторина с педагогами по краеведению)
Подготовила: воспитатель
старшей разновозрастной группы
Конивецкая А. М.
2016год
Цель: повысить культурную компетентность педагогов по краеведению с учетом национально-культурных особенностей родного края посредством ознакомления с культурно-историческим наследием Бедгородской области; дать возможность участникам прочувствовать особенности и уникальность нашего края в пространстве России. Воспитывать уважение, любовь и гордость к родному краю.
Актуальность темы: в последнее время резко возрос интерес к краеведению. Знать и любить тот край, где ты родился и вырос, где живут твои родные и близкие люди – достойная задача для каждого белгородца.
Сейчас большое внимание уделяется вопросам краеведения, которые изучались, изучаются в настоящее время, и будут изучаться в будущем.
Мы, живущие в Белгородской области, горячо любим этот уголок России и нам не безразлична судьба родного края.
Задачи: расширить представления об истории родного края; освещение его главных событий и достопримечательностей.
Предварительная работа: изучение специальной (исторической, художественной, справочной, учебной) литературы по краеведению.
Методы и приёмы: беседа, показ видеоролика, практические занятия.
Оборудование: материал для практического выполнения задания: (2 листа ватмана, маркеры, 2 отдельно напечатанных отрывка из стихотворений). Технические средства: (мультимедиа).
Участники: ведущий, воспитатели.
Вступление
Уважаемые коллеги, здравствуйте!
Чтобы знакомить детей с культурно-историческим наследием Белгородской области, в первую очередь педагог должен сам быть заинтересован изучением данной темы и, во-вторых быть хорошо осведомленным в этом вопросе. Я считаю, именно поэтому работа в данном направлении должна вестись не только с детьми и родителями, но и начинаться должна именно с педагогов. Выражаю надежду, что наше общение пойдет на пользу всем его участникам.
Педагоги делятся на две команды.
Короткая справка.
Ведущий: первыми славянами Белгородчины были северяне. Они подселялись к местному аланскому населению и привносили свою культуру землянок, земледелия и ткачества. Глубока и самобытна история Белгородчины. В 965 году земли в верховьях Северского Донца были присоединены к Переяславскому княжеству Киевской Руси. Золотоордынское нашествие 13 века, опустошившее значительную часть русской земли, особенно разорительным оказалось для наших земель, за которыми надолго закрепилось название «Дикое поле». Вхождение Северской области в состав централизованного Московского государства способствовало оживлению «дикого поля», заселению южной окраины беглыми крестьянами и холопами.
Разминка.
Ведущий: Я предлагаю вам сегодня вспомнить всё, что вы знаете о Белгородчине.
1. Когда был основан Белгород? (В конце XVI в., при царе Федоре Ивановиче.)
2. Первый губернатор Белгородской губернии. (Трубецкой Юрий Юрьевич, Екатерина I, указ от 1 марта 1727 года создать равную среднему Европейскому государству губернию в составе 3-х провинций – Белгородской, Курской, Орловской.)
3. Когда была образована Белгородская область? (6 января 1956г.)
4. С какими областями граничит Белгородская область? (Курская, Воронежская, Луганская, Харьковская и Сумская.)
5. Сколько городов и районов в нашей области? (10 городов и 21 район.)
6. Самый молодой город области? (Строитель 1965г., но Яковлевский район.)
7. Самый древний город области? (Старый Оскол – ровесник Белгорода, 1593г.)
8. Назовите пять полноводных рек Белгородской области. (Северский Донец, Оскол, Ворскла, Псел и Тихая Сосна.)
9. Самое большое озеро? (Белгородчина бедна озерами.)
10. Этот выдающийся великий русский актер родился 6(17)ноября 1788г. в селе Красном в семье крепостного, управляющего имениями графа Волькенштейна. Его имя носит Белгородский государственный драматический театр, поблизости установлен памятник актеру. (М.С. Щепкин.)
11. Как называется заповедник в Белгородской области. («Белогорье», создан в 1999 году на базе существовавшего с 1920-х годов заповедника «Лес на Ворскле», состоит из 5 обособленных участков, расположенных в Борисовском («Лес на Ворскле», «Острасьевы яры»), Губкинском («Ямская степь», «Лысые горы») и Новооскольском районах («Стенки Изгорья».)
12. Какое самое большое богатство Белгородской области? (Железные руды, в области сосредоточено около 40% железных руд страны, а так же белого мела, песка и глины.)
13. Назовите традиционные духовые музыкальные инструменты белгородской области. (Жалейка, в нашей области за жалейкой закрепилось еще два названия – рожок и пищик. Калюка — травяная дудка.)
14. Назовите губернатора Белгородской области. ( Е.С. Савченко.)
15. Самый большой исторический музей г. Белгорода. ( Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление».)
16. Какой город, кроме Белгорода носит звание « Первого салюта»? Почему? ( Орел, т.к. одновременно с Белгородом при освобождении в Москве дан салют.)
Задание №1.
Команда 1.
Государственный герб Белгородской области воссоздан и утвержден в 1996 году на основе герба Белгородской губернии 1730 года. На нем золотой лев и над ним одноглавый орел. Это изображение связано с достойным участием воинов Белгородского армейского пехотного полка в сражениях Северной войны и проявленным мужеством пехотинцев белгородцев в Полтавской битве 1709 года, окончившейся полным разгромом шведов. Что означают основные символы – лев и одноглавый орел, и цвета герба: голубой и зеленый?
(Парящий орел – символ победившей России, символ храбрости, силы, победы, веры, величия. Лежащий золотой лев – символ смирения, справедливости, милосердия. Лазоревое небо – символ славы, чести, искренности. Зеленая земля, трава – символ свободы, надежды, здоровья и обозначает изобилие и плодородие полей и лесов Земли Белгородской.)
Команда 2.
Государственный флаг нашей области, как один из символов утверждён 22 июня 2000 года. Полотно состоит из четырёх равных частей белого, зелёного, красного и чёрного цветов, разделённых синим крестом. Что означает каждый цвет флага? (Белый цвет символизирует богатые залежи и производство мела, молока и сахара, зелёный – изобилие и плодородие земли, полей и лесов, красный – кровь, пролитую защитниками Отечества на Белгородских рубежах в XVI – XX вв., чёрный – богатство почвы, её чернозём и недра.) День флага Белгородской области отмечают 14 октября, он совпадает с большим православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Что означает крест? (Крест возник как символ Солнца; синий цвет креста флага Белгородской области символизирует такие качества как слава, честь, верность, искренность, безупречность, целомудрие, мягкость, красота. Синий цвет – цвет Богородицы. Богородица издавна считается покровительницей России.)
Задание №2.
Команда 1.
Этот государственный деятель условно считается основателем города Белгорода, хотя документальных подтверждений этому нет. Памятник ему считается одним из символов современного города Белгорода. 4 августа 1998 года памятник был торжественно открыт. Открытие было приурочено ко дню освобождения Белгорода от немецких войск (5 августа) и 2000-летию Рождества Христова. Этот монумент является крупнейшим памятником Белгорода и крупнейшим в мире памятником. Назовите имя этого государственного деятеля. (Святой равноапостальный князь Владимир – креститель Руси.)
Команда 2.
Уроженец Грайворона. Изобретатель, ученый, почетный член Академии нашей страны, является одним из выдающихся инженеров мира. По его проектам в России построено более 500 мостов. Его инженерные решения применялись при строительстве московского ГУМа, Казанского вокзала. Самый известный его проект – башня на Шаболовке в Москве. Его идеи использованы при строительстве нефтепроводов и создании системы перекачки нефти. Он величайший изобретатель, который находил в трудных условиях развития страны оригинальные, неповторимые решения, ставшие инструментом для инженеров всего мира, имя которого носит технологический университет г. Белгорода. Назовите имя ученого.
( Владимир Григорьевич Шухов. Годы жизни 1853 – 1939 гг.)
Ведущий: а теперь поговорим о нашем городе – Шебекино, его прошлом и настоящем.
Задание №3.
Команда 1.
Опишите герб и флаг Шебекино и Шебекинского района. (Герб: в червлёном поле золотая бревенчатая башня с закрытыми воротами, чёрными бойницами, золотыми шатровой кровлей и крытой шатром смотровой площадкой и прапором наверху, сопровождаемая по сторонам двумя серебряными подковами; в вольной части щита — герб Белгородской области. Флаг: представляет собой прямоугольное красное полотнище, в крыже которого (верхней четверти у древка) помещены фигуры герба Шебекинского района и города Шебекино: жёлтая бревенчатая башня с закрытыми воротами и прапором, сопровождаемая по сторонам двумя белыми подковами.)
Команда №2.
Объясните обозначение символики герба и флага Шебекино и Шебекинского района. (Золотая башня символизирует ратные подвиги русских воинов по защите южных рубежей Русского государства со времён сторожевой и оборонительной службы на Нежегольском участке Белгородской черты в XVII веке до сражений на землях современного Шебекинского района в период Великой Отечественной войны. Две серебряные подковы символизируют развитые в последние века на территории района земледелие и промышленность.)
Задание №4.
Команда 1.
Датой возникновения поселения Шебекино принято считать… (1713 г.)
Команда 2.
Своё название населённый пункт получил по фамилии первого землевладельца… (подполковник Иван Дмитриевич Шебеко.)
Команда 1.
В 1836 году слободу Шебекино купил генерал-лейтенант… (А. М. Ребиндер.)
Команда 2.
16 декабря 1938 года Указом Верховного Совета РСФСР рабочему посёлку Шебекино был присвоен… (статус города.)
Команда 1.
Чем славится наш Шебекинский край? (Меловыми горами.)
Команда 2.
Как называется памятник, который располагается возле районной больницы? (Памятник военным медработникам.)
Задание №5.
Команда 1.
Составить опорную схему для заучивания стихотворения с дошкольниками.
Что за белым тем холмом?
Горы меловые,
Или Белый город – дом,
Или клад России?..
Сердце дрогнет и замрет
Перед вольной волей.
Aх, как жалобно поет
Жаворонок в поле!
Игорь Чернухин
Команда 2.
Составить опорную схему для заучивания стихотворения с дошкольниками.
Где майский жук летал,
Маячил мотылек, -
В тумане лист упал.
Лист новый – рядом лег.
Он желтый весь,
С малиновым разводом…
Я пожалел, что раньше пел
Беспечно так, что я отсюда родом.
Михаил Дьяченко
Задание №6. «Устами младенца».
Определить, о чем говорят дети (опрос проводился среди старших дошкольников).
Команда 1.
«Это такое место, где стоят разные банки, древние кости, всякие игрушки, оружие. Иногда там что-то издает голос и двигается. На что там лежит надо смотреть, а можно что-нибудь купить. (Музей.)
Команда 2.
«Там царь командует своими людьми. Говорит им, что можно делать, а что нельзя и они выполняют. (Здание правительства.)
Рефлексия участников игры-викторины. Подведение итогов.
В процессе игры-викторины я узнал………
Мне понравилось……
Я считаю, что было…..
Список использованных источников.
1.Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.А. Шаповалова.-Белгород: Изд-во БелГу, 2002.-410с.
2. Интернет ресурсы: ru.wikipedia.org›
3. Александр Жихов. Белгородские писатели пишут для детей. Статьи к юбилеям белгородских писателей. «А-фишка», онлайн -журнал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие кружка православного воспитания "Родничок" по теме "Князь Владимир- Красное Солнышко"
Открытое занятия кружка «Родничок» по теме «Князь Владимир-Красное солнышко»....
Консультация для воспитателей "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещение Руси и личности Князя Владимира"
О важности приобщения ребенка к историческим событиям нашей России, народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем...
« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира).
Консультация для педагогов по ознакомлению с историческим прошлым России и выдающими людьми, на примере личности Князя Владимира....
« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира).
Консультация для педагогов по ознакомлению с историческим прошлым России и выдающими людьми, на примере личности Князя Владимира....
Занятие по познавательному развитию «Князь Владимир — креститель Руси. Крещения Господня».
Познакомить детей с новым православным праздником Крещения, с князем Владимиром - крестителем Руси....
Презентация «Князь Владимир — креститель Руси. ».
Познакомить детей князем Владимиром - крестителем Руси....
Миссия святого князя Владимира и его сына князя Ярослава Мудрого в развитии культурной жизни на Руси.
Программное содержание:1. Расширение знаний детей об истории книги, о князе Владимире и его сыне князе Ярославе Мудром.2. Воспитание бережного отношения...