Знакомство с Татарстаном
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 109 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Конспект
образовательной деятельности
«Культура и быт татарского народа»
(социально – личностное развитие, подготовительная группа)
Воспитатель: Ретунцева Елена Викторовна,
первая квалификационная категория.
Саратов 2014
Программное содержание:
Обучающие задачи:
расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татарского народа: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг. Вспомнить особенности русского народного костюма и русских народных праздников.
Развивающие задачи:
развивать: умение свободно общаться с детьми и взрослыми; умение поддерживать беседу; умение отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями; память, воображение, умение анализировать и делать вывод. Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме образовательной деятельности.
Словарная работа:
республика Татарстан, волжане, россияне, калфак, камзол, тюбетейка, юрта, пиала, чак-чак, Казань, марийцы, чуваши, юрта, чиги, бешбармак.
Воспитательные задачи:
воспитывать в детях уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.
Здоровьесберегающие задачи:
следить за осанкой детей, использовать смену деятельности детей во время проведения образовательной
деятельности.
Интеграция образовательных областей:
образовательные области: здоровье, социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Оборудование:
интерактивная доска; слайды с изображением: герба и флага Татарстана, элементов национальной татарской одежды, национальных костюмов, декоративно – прикладного искусства, жилища татар, видов Казани; глобус, указка, картинки с видами по теме образовательной деятельности, посуда: пиалы; магнитофон, диск с татарской национальной музыкой, татарские национальные женские костюмы, национальное блюдо ЧАК – ЧАК.
Методы и приёмы:
игровые: игровая ситуация, конверт – загадка, дети в национальных костюмах, путешествие;
словесные: художественная литература (стихи, рассказ), беседа, объяснения;
наглядные: иллюстрации с изображениями по теме, на интерактивной доске изображения по теме.
Предварительная работа:
знакомили детей с народными традициями и обычаями. Расширяли представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Знакомили детей с народными песнями и плясками. Посещали Саратовский этнографический музей.
Подготовка воспитателя:
продумала и составила конспект, подобрала наглядно - демонстрационный материал, подготовила звуковое, музыкальное сопровождение.
Ход непосредственной образовательной деятельности. | Деятельность детей. |
Воспитатель: Живут в России разные народы с давних пор. Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём? - Как можно назвать жителей России? 2. Работа по теме: У татар, как и многих других народов, есть свои традиции, свои обычаи, праздники, быт, даже вера своя. Но чтобы лучше об этом узнать, нам необходимо отправиться в путешествие. Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде с саратовского железнодорожного вокзала. (Звучит гудок поезда) Вот мы и приехали в столицу Татарстана - город Казань (закрепляю). Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал (слайд). Отсюда мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю (слайд). Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов. Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб (слайд). покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие (слайд). Ребята, вы слышите, какая то музыка раздается с площади Казани. У татарского народа весной есть праздник, что означает восточный новый год. Навруз Байрам – древнейший земледельческий праздник, праздник весеннего равноденствия. В Татарстане Навруз проходит, как праздник согласия и дружбы народов. В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными явствами. В этот праздник люди веселятся, так как существует поверье: если Новый год встретить не веселясь, то весь год будет плохой. Главный смысл празднования Навруза – это встреча Нового года в кругу семьи. Давайте послушаем и посмотрим, что же происходит там… Сюрпризный момент: (Звучит татарская музыка и дети танцуют татарский народный танец и поют татарскую песню) Воспитатель: Спасибо большое за прекрасный танец. Ребята, вам понравилось? Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите, какие красивые платья у девочек и костюмы у мальчиков. Ребята принесли нам подарок. (Конверт) Чем больше украшений носила татарская девушка, тем богаче приданое у нее было. Или как говорили, чем больше она звенела, тем богаче была. В семье, где рождалась девочка, ей дарили украшение с камнем сердолик - символом красоты. (На интерактивной доске - слайды с изображением татарских костюмов). А татарские дети, как и вы, очень любили и любят играть в подвижные игры. Мы тоже с вами знаем их национальные игры. Давайте поиграем. Татарская национальная игра «Скок – перескок» Как же жили раньше татары? Чтобы об этом узнать, нам надо переместиться в далёкое прошлое. А поможет нам в этом интернет программа. Я достаю специальный планшет, который поможет нам переместиться в прошлое. И так …приготовились,… закрыли глаза, включаю специальную программу перемещения. Откройте глаза, давайте посмотрим, куда мы с вами попали. Татарский народ занимался скотоводством. Держали большие стада овец, коров, коз. Чтобы животных кормить им приходилось постоянно путешествовать (кочевать) с одного пастбища с вкусной свежей травой на другое. Поэтому жилище у татарского народа было разборное и называлось оно ЮРТА. Каждый раз татары собирали заново свой дом, поэтому он состоял из палок (слайд - жилище татар). Татарский народ все возил с собой на кибитке с пастбища на пастбище. Даже мебель в ЮРТЕ была сборная. Шкаф в котором хранилась посуда был тоже сборный и собирался, как лего без единого гвоздя (слайд). Когда нужно было переезжать, то ребенка в колыбели привязывали ремнями к лошади и так перевозили для его безопасности (как сейчас в детских креслах, только лежа). Главное блюдо татарского народа – это БИШБАРМАК. Кто знает, что это означает? (это означает пять пальцев, поэтому и ели его пятью пальцами – руками). Готовили еду в большой чугунной кастрюле круглой формы, называлась она КАЗАН. Пили и ели из круглых глубоких чашек – ПИАЛА (слайды). А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли. Воспитатель: ребята с нами путешествуют 2 татарские девочки, которые живут в Саратове. Они нам хотят что-то рассказать. 1 Ребёнок: А мы татары встречаем весну на берегу рек. Смотреть на проводы льда приходят все нарядные с гармонистами. На льдинах мы зажигаем солому. Так мы встречаем весну. 2 Ребёнок: Весну закличками зовём. Жаворонок, жаворонок! Возьми себе зиму, А нам отдай весну. Возьми себе сани, А нам отдай телегу. 1 Ребёнок: Мы татары любим в игры играть, хороводы водить, становись скорее в круг. Подвижная игра «Займи место». 2 Ребёнок: А у нас у татар есть один праздник «День красного яйца». Яйца мы красим в луковой шелухе. Печём маленькие булочки, кренделя, а также покупаем конфеты. Мальчики и девочки рано-рано встают и идут по домам собирать яйца. А потом играют на улице в разные игры. Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, а похож ли праздник татарского народа на наш русский? Если да, то на какой? 1 Ребёнок: И мы пришли к вам не с пустыми руками. Это чак- чак - национальное татарское блюдо. Кушайте на здоровье! Соседи мы с вами и живём мы в одной огромной стране России. Будем жить дружно, в игры играть, да весну встречать. Воспитатель: Спасибо вам, но нам пора возвращаться в наш родной город Саратов, что на татарском означает Сара - Тау в переводе жёлтая гора. (Звучит гудок поезда). Вот мы и оказались опять на железнодорожном вокзале г. Саратова и в своём родном детском саду. | Дети стоят полукругом около глобуса. Ответы детей. Работа с глобусом. Ответы детей. Рассуждения детей. Дети имитируют движение поезда. Дети рассматривают иллюстрации на экране. Ответы детей. Дети смотрят и слушают. Рассматривают национальные русские и татарские костюмы. Ответы детей. Дети играют в татарскую игру. Дети рассматривают иллюстрации. Ответы детей. Девочки рассказывают о татарских праздниках. Дети играют в татарскую народную игру. Ответы детей. Дети имитируют движение поезда. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: “Балаларның юлларда һәм урамнарда үз-үзләрен тотуы. Велосипед һәм аннан файдалану"Эшне үтәде: Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә
Программа эчтәлеге :Белем бирүче: Балаларны велосипед һәм аннан ничек файдалану, аны буеңа һәм яшь үзенчәлегенә карап сайларга өйрәтү. Велосипед өчен кирәкле юл билгеләре белән танышт...
Знакомство с республикой Татарстан
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе...
"Татарстан - туган җирем, Татарстан - Ватаным"
Безнең 53 нче “Светофорик” катнаш балалар бакчасы әхлакый – патриотик тәрбия буенча максатчан эш алып бара. Без балаларга кечкенәдән үк туган җир, туган як, туган ил төшенчәләрен биреп, ан...
Знакомство с флагом Республики Татарстан
Знакомство с флагом Республики Татарстан...
Путешествие по России: знакомство с республикой Татарстан.
Интегрированное занятие для второй младшей группы, направленное на формирование целостной картины мира. Основная образовательная область: познавательно развитие. Цель - сформировтаь у детей младшего д...
Сценарий развлечения, посвященный дню Республики Татарстан "Мой Татарстан, ты лучше всех!"
Сценарий развлечения, посвященный дню Республики Татарстан, для детей подготовительной к школе группы....
Ватаным Татарстан!- Моя Родина -Татарстан!
laquo;Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников»Ватаным Татарстан! - Моя Родина -Татарстан!Конспект мероприятия в подготовительной группе....
- Мне нравится (1)