«Приходите в гости к нам» Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Суворова Татьяна Юрьевна

«Приходите в гости к нам»

Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста

Цели:

Воспитание интереса к истории, любви к Родине, чувства гордости;

воспитание уважительного отношения к людям другой национальности;

знакомство детей с традициями, культурой и бытом русского и коми народов;

демонстрация схожести и различий двух культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prihodite_v_gosti_k_nam.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Приходите в гости к нам»

Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста

Цели:

Воспитание интереса к истории, любви к Родине, чувства гордости;

воспитание уважительного отношения к людям другой национальности;

знакомство детей с традициями, культурой и бытом русского и коми народов;

демонстрация схожести и различий двух культур.

Оборудование: выставка предметов быта русского и коми народа, элементы народных костюмов, коми народные инструменты, на столах русский каравай и коми шаньги из ржаной муки с разными начинками и пр.

Ход праздника:

(Звучит поочередно русская и коми плясовая музыка.

В зал входят дети и родители, рассаживаются на места)

Входят две ведущие (в русском и коми национальных костюмах).

Русская хозяйка(с поклоном) Здравствуйте, гости дорогие!

Коми хозяйка(на коми языке) Видзаоланныд, дона гостьясос!

Русская хозяйка: Дорогих гостей мы сегодня встречаем,

Хлебом- солью привечаем!

Коми хозяйка:Талун и ворсам, и сьылам, и сералам!

Ставлынныдтырмасмиянгаж!

(Сегодня будут игры, песни, смех!

Радости хватит для всех)

Русская хозяйка: Наша республика очень красива и богата. Как называется столица нашей республики?

Дети: Сыктывкар.

Дети читают стихи А. Симаковой, 5 класс СОШ №1:

Сыктывкар красивый мой,

Мой любимый город!

Он прекрасный, молодой,

Он веселый, он живой!

Можно многое сказать,

Но его не описать.

Этот город, где всегда

Радость, мир и доброта.

Люди, дети и коты

Здесь небывалой красоты!

В их глазах сверкает счастье,

И обходит их несчастье!

В общем, много еще есть

В Сыктывкаре разного,

Такого города нигде

Больше нету классного!

Дети исполняют «Песню о Сыктывкаре» (сл. и муз. Л. Вавиловой).

Коми хозяйка: В нашей республике живут и трудятся люди разных национальностей, но все они живут в мире и дружбе, уважают традиции коренных жителей этой земли-коми народа.

Русская хозяйка:Сегодня нам хочется поиграть в народные игры, которые нравились нашим бабушкам и дедушкам. Ведь у каждого народа есть свои традиции, песни, сказки и игры.

Коми хозяйка: Праздник надо продолжать,

Надо петь и танцевать!

Ромашки в руки все возьмем

И хоровод веселый заведем!

Дети водят хоровод с ромашками «Катшасинъяс» (муз.

Дети читают стихи о Родине:

О край, ты мой! О, Родина моя

«Как ты мила мне, как прелестна!

Как ты красива и чудесна!»-

Скажу я это не тая.

О Родина, ты славилась веками!

Тебя народы славили твои

Поэмами и прозою, стихами

И песни в дар тебе несли.

Когда смотрю я вдаль на чудо,

На красоту земли твоей,

И понимаю я, что в мире

Нет места ближе и родней.

Я знаю, что ничто на свете

Не разлучит меня с тобой.

Мы все твои навеки дети,

Гордимся мы родной землей!

Дети исполняют песню «Белый, синий, красный» (муз.

Русская хозяйка: Издавна на всех праздниках любили сочинять и петь частушки. И нашпраздник не исключение.

Дети поочередно исполняют частушки на русском и коми языке, аккомпанируя себе на шумовыхинструментах:

(перевод на коми язык Игнатовой Е. А.)

1. Мы частушек много знаем,

Их сегодня пропоем.

Как в любимом Коми крае

Очень дружно мы живем!

2. Ниномшогыскотьмеичот,

Еножкостысьсудзодо,

Аслам гора сыланкывйон

Став йозкостынсибала!

(Ничего, что я мала,

С неба звездочку сняла.

За мою звонкую частушку

Весь народ меня уважает)

3. Я сирени наломаю,

Разбросаю у ворот,

Заплету я русу косу,

Чтоб завидовал народ!

4. Ошиньвылынмичацветояс

Еножкодьжомичаось,

Ме томмортыдзэвжозбой да

Коть и быдмиичотмэ!

(На окошке красивый цветок-

Небесной красоты,

Я парнишка очень смелый,

Хоть и вырос маленький)

5. О-е-ей, гора крутая,

О-е-ей, гориночка,

Мое сердце утешает

Таня-ягодиночка!

6. Вуримичасарапанъяс,

Чуньпонъясосроззьодлi,

Меборся тiэноветло,

Тiшутитысьзонъясосй!

(Вышивала сарафанчик,

Уколола пальчики.

Не ходите вы за мною,

Несерьезные мальчики)

7. Расцветают два цветочка

И на солнце греются.

На твою любовь, Ванюша,

Не могу надеяться!

8. Часто сьыламнывъяскод

Мичаа да гораа,

Онiми тiяноскорам

Мед миянкодсьылойжо.

(Частушки поют все девушки

Громко да и весело.

А сейчас мы вас попросим,

Чтобы нам подпели вы)

9. Мы девчонки- невелички,

Под платочками косички!

В сарафаны нарядились

И в веселый пляс пустились!

Коми хозяйка: Бура же сьылад, бура же йоктад. Любо же тiяносвидзодныпыр. (Красиво поете, красиво танцуете. Всегда на вас приятно смотреть).

Русская хозяйка: Ни один народный праздник не обходится без танцев. Наши танцы веселые и заводные.

Коми хозяйка:Ставнытокорамйоктонытатчо. (Приглашаем всех на танец).

Дети исполняют танец «Ки да кок» с характерными национальными движениями.

Коми хозяйка: а теперь я предлагаю сыграть в коми народную игру «Ошко-бабо» («Медведь- бабушка»).

Дети считалкой выбирают водящего (медведя, который становится на корточки в середине комнаты, его накрывают шубой, остальные игроки имитируют «сбор ягод» и поют:

«Ошко-бабо, Ошко- бабо,

Чодтовотам, пувтооктам,

Бур вотоссобосьтам,

Лек вотоссочовтам».

(«Медведь- бабушка, медведь- бабушка,

Чернику собираем, бруснику собираем,

Хорошую ягоду возьмем,

Плохую ягоду оставим»)

После этих слов водящий набрасывается на убегающих игроков. Пойманный- становится«Медведем».

Русская хозяйка: А теперь поиграем в русскую народную игру «Пирог».

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь!

Затем к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется«пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая больше «пирогов».

Коми хозяйка: Они тэрмасьомон кутам тодмавны да висьтавныкутшомворсанкылiнныд (Сейчас быстро будем узнавать какой инструмент прозвучал).

Дети отгадывают загадки про коми народные инструменты (составила Суворова Т. Ю.):

Красивая, гладкая, деревянная.

Сначала- покормит, а потом- заиграет… (ложка- пань)

Вот дощечка подвесная,

Звонкая да шумная.

Пастухи на ней играют,

Зверей диких отгоняют…. (деревянный барабан-пу барабан)

Если овцы или козы забрели на поле

Пощипать зеленой травки, попастись на воле,

Резким звуком сторож их пугает

И топтать в полях посевы он не позволяет… (трещетка-сярган)

В ней ягодки шуршат,

Ребятишек веселят.

Это первая игрушка

Под названьем…. (погремушка-шур-шар)

Ночью в колотушку сторож стучит,

Стук колотушки людям говорит:

«Я вас охраняю, спите до утра,

А солнышко проснется и всем вставать пора!» (колотушка-тотшкодчан)

В путь с собой оленевод палочки всегда берет.

Громко палочки стучат, пугают волка и волчат… (две палки-пубедьяс)

Русская хозяйка: Снова нас зовет игра.

Поиграем, детвора?

Дети играют в «Веселом оркестре»: На столах разложены коми народные и детские музыкальные инструменты. Приглашаются желающие дети и взрослые, поочередно звучат русская и коми народная мелодии, все аккомпанируют.

Коми хозяйка: Ой, ребята, тише, тише,

Что- то страшное я слышу!

Кто- то к нам сюда идет…

Под звуки «шума леса» входит в зал странное горбатое существо (Ворса)- то ли человек, то ли зверь, то ли дерево. Из под шапки торчат мохнатые уши. В руках толстая дубина.

Ворса: Чолом, дона челядь!

Бур лун, дона челядь!

(Привет, дорогие ребята!

Добрый день, дорогие ребята)

Ёнажомудзiсны кокяс.

Дыр мелоктi тiяндоро.

Мичаавоччи.

А менотодмалынныд?

Кодiмэ!

Да, Ворса мортмэ!

(Сильно устали мои ноги.

Долго к вам я собирался

И красиво наряжался.

Меня вы узнали?

Кто я?

Да, Ворса- это я)

Коми хозяйка: Ворса, зачем в гости пожаловал?

Ворса: Скучно стало мне в лесу

Бедному такому.

Вот пришел я к вам, друзья,

Да гостинцев принес (показывает туес с шишками и пр.)

Только чтоб их получить,

Надо вам меня повеселить.

Русская хозяйка:Ну что, ребята, повеселим Ворсу?

Выходите смельчаки,

Отвечайте громко, дружно«Это я, это я, это все мои друзья».

Дети играют с Ворсой.

Коми хозяйка:Издавнокоми народ украшал своё жилище и одежду характерными узорами и орнаментами. Вот и мы сейчас попробуем собрать орнамент и назвать его.

Ворса проводит аттракцион «Собери коми орнамент» (большой узор разрезан на несколько частей, их нужно сложить). Принимают участие две команды по количеству разрезанных частей.

Русская хозяйка: Наша республика очень богатая. Чего только здесь нет (Дети перечисляют: лес, лесные звери, полезные ископаемые, и пр.). А в лесу и ягоды, и грибы, и лекарственные растения…

Ворса предлагает детям поиграть в игру «Бери- не бери!» (на полу разложены съедобные и несъедобные грибы, нарисованные на картоне. Задача: два игрока с завязанными глазами, должны кто больше собрать съедобных грибов, задача зрителей: подсказывать игрокам«брать» или «не брать» гриб). Принимают участие два ребенка.

Коми хозяйка: А наши взрослые не засиделись?

Ворса: Есть у меня задание и для наших гостей. «Выберите коми национальное блюдо и расскажите про него» (На магнитной доске развешены картинки с изображением национальной едыкоми народа, итальянской и японской кухни. Задача участников: выбрать картинки с изображением национальных коми блюд и дать им название).

Ворса: Молодцы, угодили Ворсе, повеселили меня. Очень вас благодарю и подарки вам дарю. Ну, а мне пора уходить. Аддзысьлытодз, гостьяс! (До свидания, гости)

Русская хозяйка: Вот и подходит к концу наш праздник.

Дети читают стихотворение «Коми край мой» А. Мишарина:

Коми край мой-

С летом укороченным,

Я любуюсь бором позолоченным.

Коми край мой-

С белыми метелями,

Но горжусь я царственными елями.

Коми край мой-

С милой осенью хмурою.

Но дружу с медведицей я бурою.

Коми край мой-

С ветрами студеными

И с людьми счастливыми, смышлеными.

Коми хозяйка: Нашей любимой республике в этом году исполнилось 95 лет.

Русская хозяйка: В круг встаем

Дружно, весело споем.

Как пекли мы каравай,

Для тебя, наш Коми край.

Дети водят хоровод на мелодию «Каравай»поют:

В день рожденья, Коми край,

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой нижены,

Вот такой ужены,

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

С днем рождения, Коми край!

Дети поворачиваются лицом к зрителям и машут.

Русская и коми хозяйки приглашают всех на праздничное чаепитие с коми шаньгами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка сценария праздника для старшего дошкольного возраста "ДНЮ ПОБЕДЫ НАШ САЛЮТ!"

ЦЕЛЬ ПРАЗДНИКА. Расширение знаний детей о государственно – гражданском празднике «День Победы». Воспитывать чувство патриотизма, любовь  и гордость за свою Родину.В детский сад приглашаются ветер...

Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста "День защиты детей"

Сценарий праздника с главным персонажем "Лето"; с использованием коммуникативных игр и танцев, веселых песен....

С 8 марта, мамочка, с праздником весны! сценарий праздника для старшего дошкольного возраста

Вместе с детми и героями-Шапокляк и Кикиморой отправляемся в интересное путешествие, конечный пункт которого - Город Женщин, где все женщины всегда очень красивые и добрые....

Пришли Святки - запевай Колядки! сценарий праздника для старшего дошкольного возраста

В нашем ДОУ с большим уважением относятся к проблематике нравственно-патриотического воспитания. Безусловно, главной целью данного направления является сохранение и восстановление народных традиций. П...

Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста по программе "Добрый мир" (Православная культура для малышей) "Праздник Весны и Пасхи"

Сценарий праздника разработан согласно программе "Добрый мир" (Православная культура для малышей) авт. Л.Л.Шевченко...

сценарий праздника для старшего дошкольного возраста "День рождения Земли"

Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста " День рождения земли" Герои: ведущая, Земля, Клоун...