Обучение детей дошкольного возраста татарскому языку и проблема оценивания качества образования
статья на тему

Калимуллина Рамиля Фатхиевна

Единство семьи и детского сада обеспечат нам успех в процессе усвоения детьми второго языка и позволят добиться высокого качества билигвального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_rip_2.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей дошкольного возраста татарскому языку и проблема оценивания  качества   образования  

Соловьева А.Ю.

Николаева А.Л.

Калимуллина Р.Ф.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развитие ребенка – Детский сад №88»

Кировского района г.Казани Республики Татарстан

Одной из актуальных проблем нашего общества на современном этапе является полилингвальное образование. В нашей Республике  основы билингвизма закладываются  с дошкольного детства, когда дети начинают обучаться татарскому языку. Бесспорно, что в современном мире билингвизм - это скорее преимущество, чем недостаток. Однако в педагогике и психологии нет однозначного мнения на этот счет и явление билингвизма обросло многими мифами. Противники билингвизма утверждают, что дети-билингвы начинают говорить позже, чем их сверстники, и связная речь у них формируется хуже. На самом деле, развитие связной речи у билингвов укладывается в возрастные нормы.  Ещё один миф: дети-билингвы путают языки. Да, иногда так бывает, но как только у ребёнка усваивается лексический запас, эти замены становятся всё более редкими. Противники билингвизма утверждают, что для ребёнка-дошкольника  важно сначала хорошо освоить родной язык, а второй язык  можно начать  позже… Однако  психологами было доказано, что «золотая пора» для изучения второго языка - от 4 до 7 лет, потому что в этом возрасте дети способны воспринимать языки параллельно и говорить на двух языках.

Педагогами и психологами школы отмечается, что многие двуязычные дети лучше усваивают учебный материал, в дальнейшем хорошо учатся. Необходимость целенаправленного изучения того или иного языка с малых лет подчёркивалось в исследованиях Л.С.Выгодского, А.М.Шахнаровича, А.А.Леонтьева и др. известных ученых, которые подчёркивали, что именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом в обучении языкам, так как он характеризуется эмоциональной готовностью и прочностью запоминания языковой информации.

 В детских садах Татарстана, в том числе и  в нашем,  накоплен определенный опыт по созданию билингвальной образовательной среды..

В МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88» работает 12 групп, которые  посещают в основном русскоязычные дети. Начиная со средней группы, согласно «Методическим рекомендациям МО и Н РТ» и ФГОС ДО 3 раза в неделю с детьми проводится непосредственно-образовательная деятельность  по обучению татарскому языку. Дошкольники с большим удовольствием в игровой форме знакомятся с языком, культурой, историей татарского народа, участвуют в инсценировках татарских сказок, смотрят мультфильмы на татарском языке.

Главная цель обучения дошкольников татарскому языку - это коммуникация, т.е. использование языка, как средства общения. Ребёнка мы должны научить поддерживать элементарную беседу на татарском языке , использовать татарскую речь в играх, в режимных моментах. И здесь ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. Оттого, как взрослые говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении татарского языка.

В настоящее время в стране большое значение уделяется качеству образования. В нашем детском саду данному вопросу уделяется большое внимание.  В  соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 5.12.2014г.№1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии  оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность», одними из показателей  качества образования является удовлетворенность качеством образовательной деятельности организации получателями образовательных услуг. В нашем случае законными представителями детей (получателей услуг) являются их родители. Поэтому мы регулярно осуществляем мониторинг мнения родителей о качестве обучения детей татарскому языку. Мониторинг проводится в форме анкетирования родителей, которое проводится 2 раза в год. Приведем пример:

В  октябре 2015 уч.года  в детском саду согласно годовому плану  было проведено анкетирование родителей средних и подготовительных групп по вопросам качества обучения детей татарскому языку. В анкетировании приняло участие 107  родителей.

По результатам анкетирования было выявлено, что:

- русский язык является  родным языком  для 103 детей (96%), татарский язык – для 4 детей (4% );

- владеют татарским языком 19 родителей (18%) , не владеют татарским языком – 62 человека (58%), владеют частично 26 родителей воспитанников (24%);

- Удовлетворены качеством обучения детей татарскому языку в детском саду 105 родителей (98%), удовлетворены частично – 2 человека ( 2%);

- Удовлетворены компетентностью сотрудников ДОУ по  обучению детей татарскому языку в детском саду 105 родителей (98%), удовлетворены частично – 2 человека ( 2%);

- Создают дома условия для закрепления у ребенка навыков татарского языка 46 человек (43%), не создают условия – 16 человек (15%), иногда создают условия – 35 человек (42%);

- ребенок часто использует дома в быту татарские слова и фразы, изученные в детском саду: 49 детей (46%), не использует –12 детей  (11%), использует иногда 46 человек (43 %).

        Выводы: родители  воспитанников положительно оценивают качество обучения детей татарскому языку в детском саду и удовлетворены   работой сотрудников ДОУ в данном направлении.  Но не во всех семьях создана билигвальная среда. Поэтому в перспективе – организация помощи родителям в данном вопросе,  ознакомление с рабочими тетрадями УМК “Говорим по-татарски”, интернет-ресурсами по обучению детей татарскому языку, в т.ч.  подборкой мультфильмов на татарском языке на сайте МО РТ.

       Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что родители дошкольников желают обучать своего ребёнка татарскому языку и являются сторонниками изучения языка в дошкольном возрасте. Лишь единство семьи и детского сада обеспечат нам успех в процессе усвоения детьми второго языка и позволят добиться высокого качества билигвального образования.

        Литература:

1.”Дети-билингвы:за и против”-Материалы сайта “Русскоязычная Великобритания”. http://center-fan.ru/fantik/poleznaya-informaciya-dlya-roditelej/deti-bilingvy-za-i-protiv/

2.Детство: Примернаяобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: ОО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2014. стр.338.

3. Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. N 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» http://www.garant.ru/hotlaw/federal/605390/

4.Проектирование основной образовательной программы ДО. Методические рекомендации- Казань, ИМО УО ИКМО г.Казани, 2015,.с.49.

5.Современные языковые процессы в Республике Татарстан и Российской Федерации.  Материалы Всероссийской научно-практической конференции,посвящённой 15-летию принятия Закона о Языках. Казань, 2007,с.431.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование вариативных форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста татарскому языку.

На современном этапе дошкольного образования происходят  очень серьёзные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам. Так на смену традиционным методам обуче...

Презентация проекта “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” по теме: «Индивидуальная работа по обучению детей дошкольного возраста татарскому языку с использованием компонента “Разговариваем по татарски” из УМК»

Бу ярдәмлек – “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” проекты  балалар бакчасындагы татар теленә өйрәтүче тәрбиячеләр өчен эшчәнлек һәм эшчәнлектән тыш вакытларда индивидуаль эш алып бару мөмкинлекләрен ча...

Презентация проекта “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” по теме: «Индивидуальная работа по обучению детей дошкольного возраста татарскому языку с использованием компонента “Разговариваем по татарски” из УМК»

Бу ярдәмлек – “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” проекты  балалар бакчасындагы татар теленә өйрәтүче тәрбиячеләр өчен эшчәнлек һәм эшчәнлектән тыш вакытларда индивидуаль эш алып бару мөмкинлекләрен ча...

Обучение детей дошкольного возраста татарскому языку посредством театрализованной деятельности

Данная статья посвящена обучению детей дошкольного возраста татарскому языку посредством театрализованной деятельности....