Обучение детей дошкольного возраста татарскому языку и проблема оценивания качества образования
статья на тему
Единство семьи и детского сада обеспечат нам успех в процессе усвоения детьми второго языка и позволят добиться высокого качества билигвального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей дошкольного возраста татарскому языку и проблема оценивания качества образования
Соловьева А.Ю.
Николаева А.Л.
Калимуллина Р.Ф.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развитие ребенка – Детский сад №88»
Кировского района г.Казани Республики Татарстан
Одной из актуальных проблем нашего общества на современном этапе является полилингвальное образование. В нашей Республике основы билингвизма закладываются с дошкольного детства, когда дети начинают обучаться татарскому языку. Бесспорно, что в современном мире билингвизм - это скорее преимущество, чем недостаток. Однако в педагогике и психологии нет однозначного мнения на этот счет и явление билингвизма обросло многими мифами. Противники билингвизма утверждают, что дети-билингвы начинают говорить позже, чем их сверстники, и связная речь у них формируется хуже. На самом деле, развитие связной речи у билингвов укладывается в возрастные нормы. Ещё один миф: дети-билингвы путают языки. Да, иногда так бывает, но как только у ребёнка усваивается лексический запас, эти замены становятся всё более редкими. Противники билингвизма утверждают, что для ребёнка-дошкольника важно сначала хорошо освоить родной язык, а второй язык можно начать позже… Однако психологами было доказано, что «золотая пора» для изучения второго языка - от 4 до 7 лет, потому что в этом возрасте дети способны воспринимать языки параллельно и говорить на двух языках.
Педагогами и психологами школы отмечается, что многие двуязычные дети лучше усваивают учебный материал, в дальнейшем хорошо учатся. Необходимость целенаправленного изучения того или иного языка с малых лет подчёркивалось в исследованиях Л.С.Выгодского, А.М.Шахнаровича, А.А.Леонтьева и др. известных ученых, которые подчёркивали, что именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом в обучении языкам, так как он характеризуется эмоциональной готовностью и прочностью запоминания языковой информации.
В детских садах Татарстана, в том числе и в нашем, накоплен определенный опыт по созданию билингвальной образовательной среды..
В МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88» работает 12 групп, которые посещают в основном русскоязычные дети. Начиная со средней группы, согласно «Методическим рекомендациям МО и Н РТ» и ФГОС ДО 3 раза в неделю с детьми проводится непосредственно-образовательная деятельность по обучению татарскому языку. Дошкольники с большим удовольствием в игровой форме знакомятся с языком, культурой, историей татарского народа, участвуют в инсценировках татарских сказок, смотрят мультфильмы на татарском языке.
Главная цель обучения дошкольников татарскому языку - это коммуникация, т.е. использование языка, как средства общения. Ребёнка мы должны научить поддерживать элементарную беседу на татарском языке , использовать татарскую речь в играх, в режимных моментах. И здесь ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. Оттого, как взрослые говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении татарского языка.
В настоящее время в стране большое значение уделяется качеству образования. В нашем детском саду данному вопросу уделяется большое внимание. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 5.12.2014г.№1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность», одними из показателей качества образования является удовлетворенность качеством образовательной деятельности организации получателями образовательных услуг. В нашем случае законными представителями детей (получателей услуг) являются их родители. Поэтому мы регулярно осуществляем мониторинг мнения родителей о качестве обучения детей татарскому языку. Мониторинг проводится в форме анкетирования родителей, которое проводится 2 раза в год. Приведем пример:
В октябре 2015 уч.года в детском саду согласно годовому плану было проведено анкетирование родителей средних и подготовительных групп по вопросам качества обучения детей татарскому языку. В анкетировании приняло участие 107 родителей.
По результатам анкетирования было выявлено, что:
- русский язык является родным языком для 103 детей (96%), татарский язык – для 4 детей (4% );
- владеют татарским языком 19 родителей (18%) , не владеют татарским языком – 62 человека (58%), владеют частично 26 родителей воспитанников (24%);
- Удовлетворены качеством обучения детей татарскому языку в детском саду 105 родителей (98%), удовлетворены частично – 2 человека ( 2%);
- Удовлетворены компетентностью сотрудников ДОУ по обучению детей татарскому языку в детском саду 105 родителей (98%), удовлетворены частично – 2 человека ( 2%);
- Создают дома условия для закрепления у ребенка навыков татарского языка 46 человек (43%), не создают условия – 16 человек (15%), иногда создают условия – 35 человек (42%);
- ребенок часто использует дома в быту татарские слова и фразы, изученные в детском саду: 49 детей (46%), не использует –12 детей (11%), использует иногда 46 человек (43 %).
Выводы: родители воспитанников положительно оценивают качество обучения детей татарскому языку в детском саду и удовлетворены работой сотрудников ДОУ в данном направлении. Но не во всех семьях создана билигвальная среда. Поэтому в перспективе – организация помощи родителям в данном вопросе, ознакомление с рабочими тетрадями УМК “Говорим по-татарски”, интернет-ресурсами по обучению детей татарскому языку, в т.ч. подборкой мультфильмов на татарском языке на сайте МО РТ.
Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что родители дошкольников желают обучать своего ребёнка татарскому языку и являются сторонниками изучения языка в дошкольном возрасте. Лишь единство семьи и детского сада обеспечат нам успех в процессе усвоения детьми второго языка и позволят добиться высокого качества билигвального образования.
Литература:
1.”Дети-билингвы:за и против”-Материалы сайта “Русскоязычная Великобритания”. http://center-fan.ru/fantik/poleznaya-informaciya-dlya-roditelej/deti-bilingvy-za-i-protiv/
2.Детство: Примернаяобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: ОО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2014. стр.338.
3. Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. N 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» http://www.garant.ru/hotlaw/federal/605390/
4.Проектирование основной образовательной программы ДО. Методические рекомендации- Казань, ИМО УО ИКМО г.Казани, 2015,.с.49.
5.Современные языковые процессы в Республике Татарстан и Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции,посвящённой 15-летию принятия Закона о Языках. Казань, 2007,с.431.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование вариативных форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста татарскому языку.
На современном этапе дошкольного образования происходят очень серьёзные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам. Так на смену традиционным методам обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/19/picture-670039-1442665317.png)
Презентация проекта “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” по теме: «Индивидуальная работа по обучению детей дошкольного возраста татарскому языку с использованием компонента “Разговариваем по татарски” из УМК»
Бу ярдәмлек – “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” проекты балалар бакчасындагы татар теленә өйрәтүче тәрбиячеләр өчен эшчәнлек һәм эшчәнлектән тыш вакытларда индивидуаль эш алып бару мөмкинлекләрен ча...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-237309-1365358745.jpg)
Презентация проекта “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” по теме: «Индивидуальная работа по обучению детей дошкольного возраста татарскому языку с использованием компонента “Разговариваем по татарски” из УМК»
Бу ярдәмлек – “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” проекты балалар бакчасындагы татар теленә өйрәтүче тәрбиячеләр өчен эшчәнлек һәм эшчәнлектән тыш вакытларда индивидуаль эш алып бару мөмкинлекләрен ча...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/29/picture-252992-1369850759.jpg)
Педагоги и родители - творческий тандем в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку»
Цель: Свободно говорить на двух государственных языках....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-237309-1365358745.jpg)
Видеоурок «Индивидуальная работа по обучению детей дошкольного возраста татарскому языку с использованием компонента “Разговариваем по татарски” из УМК
https://www.youtube.com/watch?v=hOV0D-Om37Y...
Презентация на тему «Роль театрализованной деятельности в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку»
презентация...
Обучение детей дошкольного возраста татарскому языку посредством театрализованной деятельности
Данная статья посвящена обучению детей дошкольного возраста татарскому языку посредством театрализованной деятельности....
- Мне нравится (1)