Проект «Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа) по теме

Мубариева Юлдуз Рифовна

Цель проекта: Формирование знаний и  положительного отношения дошкольника к русской и татарской  народной культуре,   развитие   основ  билингвального   обучения в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

  «Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста»

Составила: Воспитатель первой квалификационной категории

                                                                                  МБДОУ «Детский сад №1 «Радуга» пгт.Камское Устье»

                                                                         Камско – Устьинского муниципального района РТ

                             Мубариева Юлдуз Рифовна

Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста

Вид проекта:

Творческий

Продолжительность проекта:

Долгосрочный  ( сентябрь - июнь)

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатели  по обучению татарскому языку, инструктор по физической культуре, учитель – логопед, музыкальный руководитель.

Автор проекта: Мубариева Юлдуз Рифовна, воспитатель I квалификационной категории.

Образовательные области, выраженные в направлениях:

 Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие;

Социальное – коммуникативное развитие.

Цель проекта: Формирование знаний и  положительного отношения дошкольника к русской и татарской  народной культуре,   развитие   основ  билингвального   обучения в детском саду.

Задачи проекта:   

- Способствовать  физическому, нравственному, эстетическому развитию детей.

- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость к народной культуре, чувства  причастности к  своему народу и русской  и татарской культуре.                                                                                    

 -Воспитывать у детей  чувства гордости за свою страну, богатую славными традициями, воспитывать у детей желания познавать русскую и татарскую  народную культуру.                                                                                                            

 - Формировать познавательный интерес и обобщенные знания  у детей об устном народном творчестве  русского и татарского  народов, их традициях и истории,  народных игр, традиционных  и обрядовых праздниках своего  народа, о быте на Руси.      

- Развитие умения  рассказывать  об истории  и  традициях   народа,  о его быте, об обрядовых и  традиционных праздниках на Руси.                                                  

- Развивать умения создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах,  воспитание  при   этом    чувства  ритма,   формы, симметрии.                    

 -Развитие активности  детей посредством использования   народных игр.

- Привлечение  родителей  в образовательно - воспитательную деятельность, сотрудничеству с детским садом в развитии основ билингвального обучения.  

Направления:                                            

 - ознакомление детей с устным народным творчеством;                                              

 -  ознакомление детей с традициями и историей русского народа;                                          

- ознакомление детей с русским народным декоративно - прикладным искусством;                                                                                                                        

 - знакомство с русскими и татарскими  народными играми;                                                                    

 -  знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками и русскими и татарскими  народными музыкальными инструментами;                                                                  

 - знакомство с особенностями национального быта.

Актуальность проекта.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. А наш регион Поволжья является уникальная лаборатория, где происходит развитие личности через взаимодействие народных культур.

С раннего детства, «впитывая с молоком матери» культурные ценности, ребенок живет в родной национальной среде.   Взрослея, он  - представитель своего народа, становится хранителем и продолжателем традиций. И каждый маленький   представитель своего народа, будь он татарином или русским,  должен иметь представление о культуре, быте, жизни своего и другого народа, доступное их возрасту.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, развитии и  укреплении  добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающему  поколению  житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Ситуация, в которой мы сейчас находимся, на самом деле очень серьезная по своей сути. В настоящее время мы столкнулись с деградацией населения. С истощением интереса к своей народной культуре к измельчанию душевных человеческих качеств. Интерес нашей современной  молодежи к изучению народной культуры – изучение  народных праздников, пение народных песен, традиций,  знания прикладным народным творчеством - не так велик, как хотелось,  как это было раньше – естественным для любого человека.  Без знания  своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями  своего народа помогает  воспитывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохранить прошлое. Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности.

Фольклор – это дорожка от прошлого через настоящее в будущее. Поэтому, познание детьми народной культуры, народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает способности ребенка, формирует общую нравственную культуру.

Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, и поэтому  родилась идея  создания проекта «Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста»

Из всего выше сказанного были определены следующие приоритеты в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.

4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).

5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.

6. Использовать устное народное творчество для развития у детей правильного звукопроизношения, связной речи. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.

Новизна и оригинальность: заключается в интеграции образовательных областей программы, развитие традиций проведения дней национальной культуры в ДОУ, приобщение детей к традициям и культуре  русского и татарского народов.

При реализации проекта используемые методические приемы: беседа, чтение художественных произведений, экскурсии, прогулки, творческая деятельность детей (лепка, аппликация, театрализация, игры, разучивание потешек, танцы, и т.д.).

Этапы работы над проектом.

1.Подготовительный этап. ( сентябрь - октябрь)

- Планирование деятельности;

-подбор методической литературы;  

- Оборудование национальных уголков в группах;

- создание предметно - развивающей среды ;

- обеспечение  содействия родителей в реализации  проекта.

- Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.

2. Основный этап. Реализация проекта. (Ноябрь-май)

Направления

Виды деятельности

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

 Речевое   развитие  

Рассказ воспитателя

- «Народные приметы» ( как назывался текущий месяц в старину, какие приметы);

-«Русский народный костюм»       (Рассматривание русских народных  костюмов)

- «Новый год встречаем»

(происхождение праздника, как встречали раньше Новый год);

-«Каз омэсе»

(Продолжать знакомство с  татарскими народными обычаями, играми, беседа о  татарских народных играх)

- «Цветы гжели» (Продолжать знакомить с гжельской росписью)

«Рождественские потехи»    (о народных приметах, гуляниях);

- «Аулак ой» (Знакомство с народными традициями татарского народа).

«Почему так называется?»   (названия всех месяцев в старину, почему так назвали)

-

- «Сапожки , мои сапожки!» (татарская обувь)

-«Масленица»

( обогащать знания детей о народных праздниках)

«Народные праздники» (Происхождение  весенних  народных праздников   Науруз)

- «Жестовская красота» ( как делали изделие)

- «Белэзегем- йозегем» (о татарских украшениях).

«Апрель-водолей»-(обогащать знания детей);

- «Карга боткасы» (о народном весеннем празднике)

-«Во поле береза стояла» (о символах русского народа, о красоте природы)

- «Весенние деньки» (Народные приметы, как назывался)

- «Чэчэк бэйрэме» (Татарский народный праздник ко дню цветения первых весенних цветов);

- «Веселый Городец» (об изделиях, своеобразных рисунках)

беседа

«Дымковская игрушка» (Беседа об изготовлении фигурки из глины)

-«Золотая хохлома» (особенности узоров, кто и как все делает)

-«Как собираетесь провести Новый год?»,

 -«Почему любите  праздник Новый год?», -«Может ли Дед Мороз принести все что вам хочется, почему?»

- «Пуховой платок моей мамы» (рассматривание узоров на платке, отметить особенностей рисунков)

-«Цветы гжели» (Беседа о гжельской росписи – закрепление материала)

-«Тубетей» (отметить национальных узоров: цветы, листочки завитки);

   - «Русские матрешки»

-«Масленица»

(уточнение знаний детей, заинтересовать  народными обычаями)

-«Волшебный лоскуток» (О разновидностях изобразительного искусства  русских мастериц)

«Жестовские подносы» (Особенности украшения, раскрашивания подносов)

- «Вышивки моей бабушки» (Вышивки с татарским орнаментом, куда и для чего вышивали);

- «Боз озату» ( ледоход)-татарское народное развлечение.

-Озна-комление с творчеством  народного поэта Г.Тукаем и его произведениями.

-«Пасха»     (разъяснение значения праздника);  

-«Жыен»    (разъяснение  значения праздника (праздник перед посевом)    

- «Сабантуй» (Уточнение и обогащение  знаний детей о народном празднике становившим всенародным);

-«Мы любим играть!» ( о русских и татарских народных играх, схожесть   игр)

Рассматривание иллюстраций; призентаций (ИКТ).

-«Моя семья отдыхает»;

- «Дымковские игрушки» (ИКТ);

- «Моя семья» (ИКТ)

-«Семейные обязанности» ;

- «Татарский фартук»

-«Деревенская изба. Узоры на окне»;

-«Гжельская красота» (ИКТ)

-«Красота татарской национальной обуви»;

- узоры шитых из лоскутков (ИКТ);

- иллюстраций к сказкам и стихам М.Джалиля.

«Масленица» (ИКТ)

 -«Пасха»;

-«Нуаруз»;

-«Жест-овские подносы» -(ИКТ).

-«Карга боткасы»;

- иллюстраций к сказкам Г.Тукая.

Просмотр Мультфильма на татарском языке по сказкам Тукая.

-«Как отдыхаем»;

-«Цветы»

Познавательная деятельность

Поисково- исследовательская деятельность

Работа детей по созданию альбомов (подборка  открыток, рисунков из журналов, газет); для  выставок книжек, игрушек, посуд  по тематикам. Сбор бросового материала для работы в исследовательском уголке, для продуктивной деятельности (листья, семена, коробки, фантики, палочки, пуговицы, крышки, пластмассовые бутылки и тд.)

рисование, лепка, аппликация

Лепка хохломскую ложку;

раскрашивание  хохломскую посуду.

-Раскрашивание гжельских посуд;

- Раскрашивание иллюстраций русских богатырей;

- Лепка из соленого теста посуд(чашки)

Разукрашивание татарским  орнаментом тубэтэй, сделанный из бумаги.

- Раскрашивание  матрешек.

Разукрашивание  татарскую обувь – читек;

- Лепка татарских национальных блюд из соленого теста.

раскрашивание жестовских подносов;

-Лепка из соленого теста посуды для игр

- раскрашивание яиц к празднику.

- Браслет  (рисование на фольгу  татарские узоры);

«Украсим платье для Аленушки»

«Намазлык»; «Платочек» (аппликация);

- Раскрашивание  полотенец для сабантуя.

конструирование

«Дом в котором я живу» (строительный материал), «Панно из природного материала»(Семена, листочки, орешки итд)

«Замок деда Мороза»; «Снижинка» и(вырезывание узоров на салфетке)

-«Узоры на окне» ( приклеивание на картон из салфеток);

 «Украсим балалайку» (аппликация)

«Военный корабль»; «Шапка командира»(оригами)

«Дом  в котором я живу»,  «Тюльпаны для мамы»(оригами)

-«Тубэтэй» (из бумаги);

«Букет цветов» (оригами)

Дидактические игры

«Составь узор на платье», «Собери из частей  дымковских игрушек».

« Найди не хватающейся часть одежды»

«Узнай  узор по  рисунку»;

«Узнай по узор описанию».

«Мозаика  цветов» (Мозаика)

«Одень куклу», «Собери узор»

«Узнай национальную одежду»

«Составь узоры из цветов»

Социально – коммуникативное

развитие

труд

Подготовка к НОД, к творческой деятельности  в  утреннее и вечернее  время, ухаживание за комнатными растениями, дежурства ,  самообслуживание после приема пищи  и НОД, уборка в игровых площадках после игры, уборка в книжном уголке и тд. Изготовление  атрибутов для сюжетно- ролевых игр(татарские блюда, кокошники, браслетики)

Сюжетно- ролевые игры

«Дочки – матери», «Детский сад», «Мы едем в Казань»

«Больница», «К нам гости пришли», «Строители»

«Магазин  посуды», « Продуктовый магазин»

«Мы военные», «Пограничники», «Медсестра», «Военный корабль»

«Концерт для  кукол»,  «Мы строители»

«Мы едем отдыхать», «На пикнике»; «День рождение у куклы Маши»

«Едем на экскурсию в Казань», «Пароход».

безопасность

Учить соблюдать безопасность во время игр, во время  продуктивной деятельности, во время  прогулок в любое время года, формировать чувство уважения и  толерантности к людям другой нации.

Художественно- эстетическое   развитие

Хороводные игры

«Чума урдэк-чума каз»;

«Тубэтэй»

« Кулъяулык»

 «Карусель»

«Буяу сатыш», «Платочек»

«Плетень»; «Ак каен».

«Кэрия-Зэкэрия»

Чтение худ. литературы

Сказки «Илья Муромец и соловей разбойник», «Василиса – Прекрасная», «Оч кыз» «Сер тотмас урдэк» А.Алиша,

сказки «12 Месяцев» С. Маршак, «Морозко», «Медведь и мужик», «Сказка о царе Салтане…» А.Пушкин, «Бик батыр белэн бик куркак» А.Алиш.

Чтение сказки В.Катаева «Девочка и дудочка», сказки « Как человек птичкам песню подарил», «Семь соломон…»; «Снегурочка».

Ознакомление с творчеством героя - писателя М,Джалиля, чтение его произведений.

Сказки «Камыр Батыр хэм Аждаха»; «Марья Моревна», «Никита Кожемяка»

«Цареевна – лягушка», «Крошечка - Хаврошечка»; « Сказка о молодидльных яблоках и живой воде»; «Камыр Батыр»,

Произведения Г.Тукая «Су анасы», «Шурале», «Кэжэ белэн сарык»; «Морской царь и Васелиса Премудрая»

Сказка-быль «Сак белэн Сок»; «Аю белэн хужа», «Нечкэбил» А.Алиш, сказка «Иван цареевич и серый волк»

Музыка

слушание

пение

Знакомство с музыкальным инструменом –баяном, слушание мелодии на татарские и русские мелодии, песни.

Знакомство с музыкальным инструментом – курай, слушание мелодии в исполнении на этих инстру-ментах.

Знакомство с муз инструментом –балалайкой.

Слушание народного творчества-колядки, зазывалки (аудиозапись)

Слушание  и разучивание частушек, потешек  к празднику Масленица.

Разучивание и слушание  закличек , зазывалок  для праздника Нэуруз.

Знакомство с металлофоном, разучивание  исполнения на металлофоне  мелодий частушек.

Слушание и разучивание колыбельных песен (русские и татарские);  народных песен к празднику сабантуй.

физическая культура

Подвижные игры

Соревновательные игры

«Зайцы и волк», «Казлар», «Огородник»,
«Водяной»

 

«Пробеги между флажков» , «Кто быстрее?»,

«Кто пер-вый?»

  «Два Мороза», «Зайцы и охотник»; «Совушка» «Мороз -Красный нос», «Заморожу!».

«Кто дальше бросит?», «Кто дальше прыгнет?»

«Буш урын», «Мэликэ»,

«Веселый воробышки»; «Карусель»

«Сбей кеглю!», «Попади в цель»; «Хитрая лиса»

«Тритий лишний»; «Метелица»;  «Снежная карусель»

«Довези до ворот» (санками); «Ловкие ребята»; «Забей гол!»

«Цепи-Цепи», «Ворота»; «Меткие стрелки»

«Мы веселые ребята!»; «Паук и мухи»

«Буяу сатучы»,

«Колечко»

«Собака и вороны».

«Пройди – не упади!»; «Кто быстрее?»

«Ал кирэк,гол кирэк»,  «На рыбалке»; «Бездомный заяц»; «Жмурки»; «Волк во рву».

«Медведи пчелы»; «Лягушки и цапля»

Итоговое мероприятие

«День матери».

«Новогодний праздник».

«Рождественсике потехи  (Спортивный праздник  на свежем воздухе)

Праздник Масленица

Праздник Нэуруз,

 вечер «Веселая ярмарка»

«Проведение группового праздника «Дуслар жыелган жирдэ»

Проведение праздника «Чэчэк бэйрэме», «Сабантуй»

 

Взаимодействие с родителями:

Работа с родителями

1.

Проведение    родительского собрания на тему: «Изучаем родной язык»

Октябрь

Заведующий,

  воспитатель  

2.

Анкетирование родителей  «Патриотическое воспитание в семье» (см.Приложение1)

Февраль

Апрель

 воспитатель

3.

Дни открытых дверей для родителей с посещением НОД по обучению детей татарскому языку

1 раз  в квартал

 преподаватель татарского языка

4.

Размещение информации о содержании УМК в групповых , раздевальных комнатах

Постоянно

  Воспитатель , воспитатель татарского языка.

5.

Предоставление для домашнего просмотра и слушания видео и аудио дисков с мультфильмами на татарском языке, детскими песнями

Постоянно  

Воспитатель, воспитатель татарского языка, музыкальный руководитель

6.

Оформление фотовыставки «Творческая радуга» (Иҗат күпере)

Апрель

Воспитатель  

7.

Публикации в СМИ о проведенных мероприятиях

Постоянно

воспитатель

8.

Мастер – класс  по лепке: «Волшебный мир сказок в изделиях из солёного теста»

Март

воспитатель

9.

Конкурс стенгазет «Откуда я родом»

Февраль

Воспитатель

10.

Конкурс презентаций « Моя семья – моя опора» (с уклоном на национальное воспитание)

май

Воспитатель, логопед.

11.

Консультация «Как учить другой язык»

Ноябрь

Воспитатель, логопед.

12.

 Привлечение родителей в участии  в развлечениях, утренниках

В течение года

Воспитатель, логопед, муз. руководитель.

13.

Привлечение в создании предметно - развивающей среды в группе (национальный уголок, игровой уголок, уголок творчества); выставок книг, картин, народных игрушек, народных игр.

В течение

 года

Воспитатель

14.

«День дегустации национальных блюд» (чаепитие, в рамках сладкого стола)

Март

Воспитатель, родители

15.

Выставка «Бабушкин сундук»

Ноябрь-декабрь

Воспитатель, логопед, родители

16.

Выставка «Традиции и обычаи нашей семьи», «Герб моей семьи»

Май

воспитатель, родители

Работа с социумом

1.

Размещение информации о новых формах и методах обучения детей татарскому языку на сайте учреждения

1 раз в квартал

 

2.

Публикация информации  о проведенных мероприятиях в газете «Волжские зори», “Идел таңнары”

В течение года

 Воспитатель, логопед

3.

Приглашение учителей по татарскому языку на НОД, посещение воспитанниками старшей группы уроков в МБОУ « Татарская основная общеобразовательная школа пгт. Камское Устье»

Ноябрь

Май

  завуч школы, воспитатель, воспитатель татарского языка

4.

Посещение воспитанниками подготовительной к школе группы  поселковой детской библиотеки

Февраль, май

 воспитатель, директор библиотеки

5.

 Посещение краеведческого музея

Апрель-май

Заведующая, воспитатель, директор музея.

6.

Участие и выступление в разнообразных мероприятиях , организованных  Домом культуры

В течение года

Воспитатель, музыкальный руководитель.

3 этап. Итоговые мероприятия по  основному этапу проекта.

          Июнь. Подведение итога, анализ проекта, отчет по проекту.

 

 

 Ожидаемый результат:
Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
Дети знают и называют:
• Домашний адрес; испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
• Место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых. Дети имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.
• Знают: национальную одежду, орнаменты, игрушки, блюда, праздники, песни, сказки.
• Свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.  
• Умеют любоваться природой, бережно относиться к ней.
• Национальные игры, с удовольствием в них играют.
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

 

Список литературы:

1.  Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».

2 Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.

3. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 1988;

4. Богатеева З. «Аппликации по мотивам народного орнамента», А.Челябинск: Взгляд. 2007.

5. В.П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры»   – Волгоград: Учитель, 2008;

6. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.

7. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество», издательство Просвещение-2006;

8.  Дошкольная педагогика./Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980

9. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990

10. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980.

11. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.

12.  Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.: Детство - Пресс, 2002

13.  Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов дошкольника»./ Уч. пособие. Мн.: МПИ, 1984.

14. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». – М.: ООО «Издательство скрипторий2003». 2006.

15. «Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005;

 16 . «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Прикамья: метод. Пособие/ под ред. Л.В. Коломийченко. – Пермь: Книжный формат, 2009.

17. Г.С.Швайко. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»-издательский центр «Владос» -2002.

18.  «На полянке детства» Хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей – Казань,2011;

19. «Детские подвижные игры народов СССР»- Москва, издательство «Просвещение»-1988.

20. Интернет сайт «Лукошко сказок», «Интернет- гномик», «Тазбаш»

 

Приложение1

Анкета для родителей


Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты и оценить интерес своего ребенка к историческому прошлому нашей страны. Просим Вас помнить о том, что самым желательным для нас будет правдивый ответ. Мы очень надеемся на Вашу помощь!

№ п/п

Вопросы анкеты

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Примечание

1.

Поддерживается ли интерес в семье к историческому прошлому своей Родины?

2.

Рассказывается ли детям о традициях своей семьи и предков?

3.

Совершаются ли совместные прогулки по памятным местам  поселка, города?

4.

Читаете ли своим детям  народные сказки, потешки; стихи татарских и русских поэтов?

5.

Просматриваются ли вместе с детьми по телевидению передачи об  историческом прошлом   народа своей нации?

6.

Придерживаетесь ли традициям, культуре своего народа?

7

Сохранились  ли в вашей семье старинные вещи ваших бабушек и дедушек?

                                                                                        Приложение 2

Конспект  

Занятие по рисованию в старшей группе

«Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»

 Программные задачи: Закрепить знания о дымковских игрушках;

закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);

закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи;

учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья;

закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.

 Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Оборудование: Несколько   рисунков  дымковских игрушек,  картинки с элементами  дымковского узора;  акварельные краски, кисточки, вода, салфетки,  готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.

Предварительная работа: Рассказ воспитателя,  рассматривание альбомов, картин о дымковских  игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.  

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня, дети, я приглашаю вас на  галерею рисунков дымковской игрушки.. Посмотрите как здесь красиво! А  как много  разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские)

- А почему они так называются?

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму.  А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.

Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

- послушайте, пожалуйста, какие красивые стихи об этих игрушках написали! (Читают дети)

Водоноска
За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица - краса,
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.

Няня
В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню,
Когда подрастешь.

Всадник на коне 
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине - Егорка.

- Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белые)

- А  какие  узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

- Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

- Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

- Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи? ( У  всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)

  - Правильно!  А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья.  Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми  красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а  узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.

- Сядьте поудобнее  и начинаем работу.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

- А теперь  заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом  посмотрим  рисунков.

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень и  ответить на вопросы:

  1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
  2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
  3. Что особенного в этой работе?
  4. Чем отличается от других эта работа

Воспитатель читает стих:   Все игрушки не простые,
                                               
А волшебно расписные,
                                              Белоснежны, как березки,
                                               Кружочки, клеточки, полоски –
                                                Простой, казалось бы узор,
                                                 Но отвести не в силах взор.

 Молодцы, все старались создать новые  красивые дымковские узоры. Занятие окончено.

Приложение 3.

 Татарские  игры.

«Тубэтэй».

Правила игры: дети  стоя в кругу,  передают друг другу тубэтэй (головной убор татарского парня)говорят:

«Тубэтэй,тубэтэй,

тубэтэем укалы,

 шундый матур тубэтэем

менэ кемдэ тукталды»

У кого останется тубэтэй, тому придумывают наказание, например, танцевать или стих прочитать.

 

Утыр-утыр, Мәликә

 Правила игры: Дети ходят по кругу и  говорят (поют), а один ребенок с завязанными глазами сидит в центре.

Утыр, утыр, Мәликә, алмагачның төбенә,

Кем утырган каршыңа, әйтеп бирче тиз генә.

(Перевод: Сядь, сядь, Малика. Посиди   под яблоней, кто-то к тебе  присел,  угадай ты быстренько!»)

Один ребенок садится около него. И тот кто в середине должен угадать на ощупь. Если не угадает, то ему назначают наказание.

 

 

                                                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О формировании национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

Актуальность работы. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди росс...

Понятие национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

Национальная толерантность — понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Национальная ...

Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры...

Презентация "Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста"

Разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ №45 «Солнышко»...

Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста

Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...