проект " Я ребёнок и имею право..."
проект на тему
Один долгосрочный проект по правовому воспитанию, который может быть реализован с детьми от 3 до 7 лет. Данный проект представляет собой несколько спроектов разбитых по возрастам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Одной из форм работы по правовому воспитанию детей в ДОУ является
метод проектов, позволяющий сочетать интересы всех субъектов ДОУ: детей, родителей, педагогов, специалистов ДОУ, социальное окружение, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для проявления творчества детей, деятельность организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, а родители имеют возможность активно участвовать в правовом воспитании детей.
Долгосрочный проект по правовому воспитанию детей «Я ребёнок и имею право…», включающий в себя несколько сопроектов: с детьми младшего возраста «Моя семья», средний возраст «Что значат наши имена», старшая группа «Дружные ребята» и подготовительная группа «Каждый имеет право!».
Основная идея работы по проекту – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим людям. Данный проект представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации правового воспитания, отвечающий ФГОС ДО и построен на принципах развивающего обучения, научной обоснованности и практической применимости воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Предполагаемые результаты:
После реализации проекта дети будут знать свои права (право на жизнь, имя, семью, свободно выражать свои взгляды, право на получение информации и образование, на пользование услугами системы здравоохранения) и обязанности (помогать взрослым, уважать старших и т.п.), применят полученные знания в практической деятельности - творческих и развивающих играх, будут стараться использовать эти знания в общении с другими детьми, продемонстрируют способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы о правах детей, будут готовы правильно оценивать себя и других.
Практико- ориентированный проект «Каждый имеет право!»
(долгосрочный, открытый), подготовительная группа, дети 6-7 лет.
Тема проекта | Правовое воспитание старших дошкольников |
1 | 2 |
Направление | Социально- личностное |
Название организации | Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №2 «Красная шапочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей , г. Лесной Свердловской области. |
Ф.И.О. автора, должность | Воспитатели 1кв. категории: Комарова Наталья Викторовна, Черезова Марина Васильевна |
Нормативно –правовая база проекта | Конвенция о правах ребёнка Устав МБДОУ Нормативно – правовая база дошкольного образовательного учреждения. Сборник документов. |
Проблема | Дети слабо знают свои права и отдельные мероприятия по правовому воспитанию, проводимые в детском саду, не сложились в единую и стройную систему. |
Краткое описание проекта | Чтобы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе. |
Участники проекта | Участники: воспитатели группы; воспитанники и их родители |
Сроки реализации проекта | С сентября по май |
Цель проекта | Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правовых знаний, через ознакомление с Конвенцией о правах ребёнка |
Задачи проекта | 1.Познакомить детей старшего дошкольного возраста с основными статьями Конвенцией о правах ребёнка. 2.Развивать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков), к достоинствам другого человека. 3.Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово). 4.Разъяснять детям общепринятые нормы и правила поведения. 5.Активизировать словарь детей в связи с расширением его кругозора, через понятия: Конвенция, права и обязанности детей, генеалогическое древо семьи, получение информации, свидетельство о рождении. |
1 | 2 |
Основные мероприятия | Проект содержит несколько подпроектов: «О правах- играя», «Ты и твоё имя», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ценности здорового образа жизни», «Хочу всё знать», «Моя семья», «Право на любовь», «Конфликты и ссоры», «Ваши права, дети». Каждый подпроект включает в себя ознакомление детей с определённой статьей Конвенции о правах ребёнка. |
Ожидаемый результат | -дети познакомятся в доступной форме с их правами (правом на жизнь, имя, семью, свободно выражать свои взгляды, с правом на получение информации и образование, на пользование услугами системы здравоохранения) и обязанностями (помогать взрослым, уважать старших и т.п.); -применят полученные знания в практической деятельности- творческих и развивающих играх; -будут стараться использовать эти знания в общении с другими детьми; -продемонстрируют способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы о правах детей; -будут готовы правильно оценивать себя и других. |
Продукт (итог) проекта | - итоговое мероприятие с детьми- викторина «Что мы знаем о наших правах», создание альбома «Ребёнок и его права» по изученными с детьми статьями Конвенции о правах детей. -презентация проекта «Каждый имеет право!» на педсовете «Правам ребёнка посвящается» |
Разработка и реализация проекта «Каждый имеет право!»
Тема подпроекта | Поставленные задачи | Специально – организованная деятельность |
1 | 2 | 3 |
«О правах- играя» | 1.Дать детям общее представление об их правах. 2.Развивать у детей правовое мировоззрение и нравственные представления. 3.Учить детей рассуждать, сопоставлять, делать выводы. 4.Воспитывать у детей чувство самоуважения и уважения к другим людям. | Книжно – иллюстрированная выставка «Права детей». Знакомство детей с Конвенцией о правах ребёнка. Беседа с детьми «Все имеют права». Дидактические игры « Я имею право». Анкетирование родителей «Знаете ли вы права ребёнка». |
« Ты и твоё имя» | 1.Познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни, способствовать социально – нравственному развитию. 2.Продолжать развивать умение рассуждать, делать выводы. | Рассказать детям о том, как на Руси давали имена и что они означали. Игра - упражнение «Обратись по имени». |
1 | 2 | 3 |
3.Воспитывать у детей чувство самоуважения и уважения к другим людям. | Беседа с детьми « Как тебя называют дома». Чтение Э. Успенского « Ты и твоё имя». Родительский уголок «Такие разные дети». | |
« Что такое хорошо и что такое плохо» | 1. Уточнить знания детей о правилах поведения в коллективе. 2.Совершенствовать навыки речевого общения; умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарища. 3.Формировать у детей адекватные формы поведения и коммуникативные навыки. | Совместное осуждение с детьми темы « Что такое дружба». Игра « Нельзя». Чтение книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Творческая игра на разрешение ситуации « Как поступят дети». Беседа с родителями о воспитании у ребёнка положительных моральных качеств. |
« Ценности здорового образа жизни» | 1.Способствовать у детей осознанному отношению к своему здоровью. 2.Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. 3.Воспитывать у детей положительное отношение к здоровому образу жизни. | Организовать беседу с детьми «Кто и как заботиться о твоём здоровье». Творческая игра « Плохо – хорошо». Решение ребусов и кроссвордов на тему Чтение познавательной литературы «Азбука здоровья». Наглядная информация для родителей « Ценности здорового образа жизни». |
« Хочу всё знать» | 1.Познакомить детей с правом на получение информации. 2.Способствовать у детей пониманию, что знания приносят человеку пользу, помочь детям прийти к выводу о необходимости получения знаний. 3.Закреплять у детей знания об учреждениях образования и источниках информации. | Родительский уголок «Скоро в школу». Рассмотреть с детьми иллюстрации и фотографии с изображением образовательных учреждений. Дидактические игры « Как мы получаем информацию», « Где можно учиться». Художественная литература: энциклопедические словари для дошкольников. Творческое рассказывание «Школа, в которой я хочу учиться». |
« Моя семья» | 1.Познакомить детей с правом воспитываться в семье. 2.Закреплять знания детей о своей семье, близких людях. | Организация фотовыставки по теме « Моя семья». Составление рассказов «Вместе – целая семья». Творческое рисование « Как я помогаю дома». |
1 | 2 | 3 |
3.Прививать у детей потребность радовать своих близких своими добрыми делами. | Чтение В. Берестов «Любили тебя». Письменная консультация «Четыре заповеди мудрого родителя». | |
« Право на любовь» | 1.Познакомить детей с правом на любовь и заботу. 2.Способствовать у детей социально – нравственному развитию. 3.Воспитывать в детях доброту, внимание к людям. | Познакомить детей « О праве на любовь». Предложить детям подумать над значением пословицы « Ум истиной просветляется, а любовь сердцем согревается?». Творческое рисование « На что похожа любовь?». Игра « Добрые слова от сердца к сердцу». Наглядная информация в родительский уголок « Типы родительской любви». |
« Конфликты и ссоры» | 1.Учить детей анализировать конфликтные ситуации, избегать ссор, находить пути примирения и согласия. 2.Формировать у детей адекватные формы поведения и коммуникативные навыки. 3.Воспитывать у детей умение общаться со сверстниками. | Рассказать детям о понятиях «конфликт», « ссора», о причинах их возникновения и негативных последствиях. Игра на разрешение ситуации «Не поделили игрушку». Чтение Л. Толстой « Два товарища». Игра «Обнималки». Анкета для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе». |
« Ваши права, дети». | 1.Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях. 2.Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. 3.Воспитывать у детей чувство уважения к другим людям. | Вспомнить с детьми о том, для чего нужны права. Игра « Всё будет хорошо». Моделирование ситуации «Кто нарушил права?». Чтение художественного материала по теме «Дошкольникам о правах». Родительский уголок : рекомендации родителям по воспитанию детей в духе уважения и соблюдения прав и свобод человека. |
Проведение итогового мероприятия с детьми -викторина «Что мы знаем о наших правах», создание альбома «Ребёнок и его права» по изученными с детьми статьями Конвенции о правах детей. |
Результаты деятельности по реализации проекта:
- дети имеют представление, что у каждого ребёнка есть права;
- дети имеют представление, кто защищает права детей- это Конвенция о правах ребёнка, а именно:
Статья Конвенции | Что регламентирует |
1 | 2 |
Статья 6 | Ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обязано обеспечить выживание и развитие ребёнка |
Статья 7 | Ребёнок имеет право на имя при рождении и гражданство |
1 | 2 |
Статья 9 | Ребёнок имеет право жить вместе с родителями |
Статья 12 | Ребёнок имеет право свободно выражать свои взгляды, причём этим взглядам должно уделяться внимание при решении любых вопросов, затрагивающих данного ребёнка |
Статья 17 | Право ребёнка на получение информации, способствующей социальному и культурному развитию ребёнка и защите от вредной информации |
Статья 28 | Ребёнок имеет право на образование |
Статья 21 | Право ребёнка на пользование услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановление здоровья |
- дети пытаются использовать полученные знания: соблюдают общие для всех правила и нормы;
- родители стали проявлять большой интерес к проблеме защите прав детей;
- создание альбома родителей совместно с детьми « Ребёнок и его права» по статьям Конвенции о правах ребёнка;
- презентация проекта «Каждый имеет право!» и обобщение педагогического опыта по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, с использованием метода проектов на педагогическом совете «Правам ребёнка посвящается».
Практико- ориентированный проект «Я хочу быть похожим на…», (долгосрочный, открытый), младшая группа, дети 3-4 лет
Тема проекта | Правовое воспитание младших дошкольников |
Направление | Социально- личностное |
Название организации | Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №2 «Красная шапочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей , г. Лесной Свердловской области. |
Ф.И.О. автора, должность | Воспитатели 1кв категории: Комарова Наталья Викторовна, Черезова Марина Васильевна |
Нормативно –правовая база проекта | Конвенция ООН о правах ребёнка. Нормативно – правовая база дошкольного образовательного учреждения. Сборник документов. Устав МБДОУ. |
Проблема | Для детей младшего дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность познавательных интересов, доброжелательного отношения к близким людям. |
Краткое описание проекта | С младшего возраста в детях нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважении и уважение к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников. |
Участники проекта | Участники: воспитатели группы; воспитанники и их родители |
Сроки реализации проекта | С сентября по май |
Цель проекта | Создание благоприятного психоэмоционального климата в группе сверстников. Формирование представлений ребёнка о себе и близких людях. |
Задачи проекта | 1.Познакомить детей с правом на семью и жить вместе с родителями. 2.Содействовать усвоению детьми первоначальных знаний о человеке как о социальном существе. 3. Помочь детям научиться понимать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние близких людей. 4.Развивать коммуникативные способности, социальную адаптацию, толерантное отношение к окружающему миру. |
Основные мероприятия | Проект содержит несколько тем: «Давайте познакомимся- это моя мама», «Давайте познакомимся- это мой папа», «Давайте познакомимся – это мои бабушка и дедушка», «Я хочу быть похожим на…» |
Ожидаемый результат | - дети знают о том, что имеют право жить вместе с родителями; - умеют понимать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние близких людей; - имеют представления о том, что все люди не похожи друг на друга. |
Продукт (итог) проекта | - совместное создание альбома «Мама, папа, я- очень дружная семья» -презентация проекта «Я хочу быть похожим на...» |
Разработка и реализация проекта «Я хочу быть похожим на…»
Вид взросло – детской (партнерской) деятельности в соответствии с интеграцией образовательных областей. | Формы организации совместной взросло – детской (партнерской) деятельности | Предполагаемая самостоятельная деятельность детей |
1 | 2 | 3 |
Тема: Давайте познакомимся – это моя мама Цель: Способствовать формированию представлений ребёнка об эмоционально близком взрослом – маме. | ||
Игровая деятельность | Сюжетная игра с куклой. «Дочки-матери». Дидактические игры «Узнай свою маму по внешнему виду, голосу и др.», «Помоги маме сделать покупки», «Собери маму на праздник», «Сделай маму красивой» и др. с использованием фланелеграфа и магнитной доски. Ряженье «Мамин сундучок» | Игры с любимой игрушкой, персонажем, куклами и ролевыми атрибутами. Дидактические, пальчиковые игры Рассматривание фотографий иллюстраций, книг о маме семейных фотоальбомов «Моя семья» (мамина страничка «Самая, самая…»). Игры – упражнения, имитирующие действия взрослого (варит, готовит, стирает и другое). Имитация движений в хороводных играх. Конструирование из крупного и среднего конструктора знакомых построек. |
Социально-коммуникативная деятельность Речевое общение | Ситуативный разговор по теме, беседа о маме (по фотографиям из фотоальбома и иллюстрациям). Речевая ситуация «Как мамочка заботится». Игры с силуэтным моделированием одежды. | |
Познавательная деятельность | Рассматривание фотографий иллюстраций, книг о маме. Наблюдение в уголке природы. Сбор фотографий и оформление фотоальбома «Моя семья» (мамина страничка «Самая, самая…»). Сбор фотографий по видам деятельности – варит, стирает, гладит, готовит и т.д. | |
Двигательная деятельность | Хороводные игры. Игры малой подвижности, Игровые упражнения. | |
Трудовая деятельность | Совместная деятельность с мамой по стирке кукольной одежды. | |
Чтение художественной литературы | Чтение потешек, закличек, сказок «Медвежья колыбельная» (лат., в пер. А. Ремизова), «Знаешь, мама, где я был?» (обр. В.Берестова) |
1 | 2 | 3 |
Чтение художественной литературы | Чтение потешек, закличек, сказок «Медвежья колыбельная» (лат., в пер. А. Ремизова), «Знаешь, мама, где я был?» (обр. В.Берестова), «Волк и семеро козлят» и другое. | Деятельность в изоцентре: Лепка «Для любимой мамочки испеку я прянички». Аппликация «Бусы для мамы». Рисование «Украсим платье маме» и другое. Аппликация «Бусы для мамы». Рисование «Украсим платье маме» и другое. Игры с водой, красками. |
Музыкально-художественная деятельность | Слушание «Мамочка моя» (муз В.Войтика, сл. А.Пысина) | |
Продуктивная деятельность | Лепка «Для любимой мамочки испеку я прянички». Аппликация «Бусы для мамы». Рисование «Украсим платье маме» | |
Итоговое мероприятие: развлечение «С мамой хорошо», кукольный театр с участием родителей | ||
Тема: Давайте познакомимся – это мой папа. Цель: способствовать формированию представлений ребёнка об эмоционально близком взрослом – папе. | ||
Игровая деятельность | Игры с машинами «Перевези игрушки, предметы», сюжетно-ролевые игры «Шофёры», «Дорога для пешеходов и машин». Дидактические игры «Узнай своего папу/ по внешнему виду, голосу и др.», «Помоги папе отремонтировать…», «Собери папу на рыбалку» Театрализованная игра «Мишка–Топтыжка спортсмен» | Игры с любимой игрушкой, персонажем, машинами и ролевыми атрибутами. Дидактические, пальчиковые игры. Рассматривание фотографий иллюстраций, книг о папе, семейных фотоальбомов «Моя семья» (папина страничка «Мой папа умеет…»). Игры – упражнения, имитирующие действия взрослого (чинит, рубит, забивает и другое). Действия по уборке участка. Имитация движений в хороводных играх. |
Социально-коммуникативная деятельность Речевое общение | Беседа о папе (по фотографиям из фотоальбома и иллюстрациям). Речевая ситуация по теме. | |
Познавательная деятельность | Сбор фотографий для оформления фотоальбома «Моя семья» (папина страничка «Мой папа умеет…»). Конструирование «Мост для машин». Рассматривание фотографий иллюстраций, книг о папе. | |
1 | 2 | 3 |
Двигательная деятельность | Хороводные игры. Игровые упражнения. | Конструирование из крупного и среднего конструктора знакомых построек, «Мост для машин» и другое. Деятельность в изоцентре: Лепка «Колёса для папиной машины» Аппликация «Починим с папой заборчик». Рисование «Перевезём мячи на машине» (нетрадиционная техника рисования) и другое. |
Трудовая деятельность | Совместная деятельность с папой по ремонту игрушек в группе | |
Чтение художественной литературы | Чтение и разучивание потешек, закличек: «Эй, кузнец, молодец…» (С. Маршак), «Сапожник» (польс., обр. Б.Заходера) и др., чтение стихов и сказок. | |
Музыкально-художественная деятельность | Слушание и исполнение подпевок - упражнений «Андрей – воробей» и др., слушание «Верхом на лошадке» А.Гречанинов, «Смелый наездник» Р.Шуман и др., Пальчиковые игры «Кто приехал» и др. Подвижные игры с музыкальным сопровождением. | |
Продуктивная деятельность | Лепка «Колёса для папиной машины» Аппликация «Починим с папой заборчик». Рисование «Перевезём мячи на машине» (нетрадиционная техника рисования) и другое | |
Итоговое мероприятие: развлечение «С папой хорошо!» (подвижные игры с папами) | ||
Тема: Давайте познакомимся – это мои бабушки и дедушки. Цель: способствовать формированию представлений ребёнка об эмоционально близких взрослых – бабушках и дедушках. | ||
Игровая деятельность | Игры – манипуляции с посудой, игры – шнуровки. Пальчиковый театр. Настольный театр «Колобок». Игры у дидактического стола (с выключателями, телефонным диском и т.д.). Дидактические игры «Узнай свою бабушку, дедушку/ по внешнему виду, по голосу», «Помоги бабушке на кухне», «Помоги дедушке починить», «Позови бабушку и дедушку обедать» | Игры с любимой игрушкой, персонажами настольного театра «Колобок», куклами, машинами и ролевыми атрибутами. Действия у дидактического стола. Дидактические, пальчиковые игры. |
Социально-коммуникативная деятельность Речевое общение | Ситуативный разговор, Беседа о бабушках и дедушках (по фотографиям из фотоальбома и иллюстрациям). | |
1 | 2 | 3 |
Речевая ситуация по теме. Коммуникативные игры с использованием малых фольклорных форм. | Рассматривание фотографий иллюстраций, книг о бабушках, дедушках, семейных фотоальбомов «Моя семья» («Мои бабушки и дедушки…»). Действия с элементами одежды в уголке ряженья. Игры – упражнения, имитирующие действия взрослого. | |
Познавательно – исследовательская деятельность | Обучающие игры с использованием предметов и игрушек Сбор фотографий и оформление фотоальбома Моя семья» (страничка бабушек и дедушек «Мои бабушки и дедушки…»). Сбор фотографий по видам деятельности, их рассматривание. Игра – экспериментирование «Что в шарике» Конструирование «Мебель для комнаты бабушки и дедушки» (стол, стул, кроватка) | |
Двигательная деятельность | Хороводные игры «Стираем целый день», «Колпачок» и др. | |
Трудовая деятельность | Совместная деятельность с бабушками «Замешиваем солёное тесто» (для продуктивной деятельности) Совместная деятельность с дедушками «Ремонт игрушек» Поручение (подача инструмента «Найди такой же инструмент в игрушках») | |
Чтение художественной литературы | Чтение рус. нар. сказок «Колобок», «Репка» и др., чтение и разучивание песенок, закличек, небылиц «Кисонька – мурысонька», «Песенка бабушки про непоседу» (пер. Ю.Кушака) и другое, разучивание стихов о бабушках и дедушках. | |
Музыкально-художественная деятельность | Слушание «Весёлые гуси», «Ладушки», «Камаринская» (П.Чайковский) и др. | |
Продуктивная деятельность | Лепка «Баранки к чаю» Аппликация «Яблочный компот». Рисование «Колёса для тележки деда» и другое. | |
Итоговое мероприятие: кукольный театр «В гостях у сказки» |
1 | 2 | 3 |
Тема: Я хочу быть похожим на … Цель: способствовать формированию и развитию представлений о трудовой деятельности взрослых людей. | ||
Игровая дятельность | Сюжетные игры: «Магазин» («Магазин открывается», «Купим одежду кукле» и т.п.), «Автомастерская», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Шофер», «Пароход» и другие. | Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм. Действия с предметами для теневого театра. Рассматривание семейных коллекций, называние предметов. Конструирование из настольного строителя «Кто на бабушкином дворе живет?» («Скотный двор», «Птичий двор»). Игры в уголке ряжения |
Социально-коммуникативная деятельность речевое общение | Беседы о труде взрослых. Беседы на секретные и личные темы (обогащающие представления детей о родителях) Ситуативные разговоры и речевые ситуации по теме. | |
Познавательно- исследовательская деятельность | Наблюдения за трудовыми действиями взрослых Экскурсии по детскому саду (в кабинет медицинской сестры, на кухню, в спортивный и музыкальный зал, в прачечную и т.д.). Моделирование и решение проблемных ситуаций «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Кукла испачкала платье», «Сломалась игрушка», «Сломался стул» и другие. Коллекционирование «Мир моих увлечений» (семейные коллекции рукотворных предметов, изготовленных взрослыми совместно с детьми). Конструирование из настольного строителя «Кто на бабушкином дворе живет?» («Скотный двор», «Птичий двор»). | |
Трудовая деятельность | Совместная деятельность взрослых и детей по созданию семейного мини – проекта. «Мир увлечений нашей семьи». Задание: изготовить совместно с родителями поделки для проекта. |
1 | 2 | 3 |
Двигательная деятельность | Подвижные игры «Где мы побывали, что мы повидали», «Стираем» и другие. | |
Чтение художественной литературы | Чтение и рассказывание рассказов, сказок и стихотворений о трудовой деятельности «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса - лапотница», «Кот, петух и лиса», «Ленивая Бручулина» и другие. | |
Музыкально- художественная деятельность | Музыкальные сказки – импровизации М.Макитенко «Коза - дереза», М.Найденова «Кот -Котофеевич» и другие. Музыкально – дидактические игры | |
Продуктивная деятельность | Лепка «Угощения для животных с бабушкиного двора» и другое. Аппликация «Домик для Тузика» и другое. Рисование «Украсим бабушкино поддворье» (нетрадиционные техники – тычком и другими). Совместное со взрослыми оформление мини – проектов «Мир увлечений нашей семьи». | |
Итоговое мероприятие: Мини – проект «Мир увлечений нашей семьи» (рукотворные предметы)» |
Практико- ориентированный проект «Мы такие разные», (долгосрочный, открытый), средняя группа, дети 4-5 лет
Тема проекта | Правовое воспитание средних дошкольников |
Направление | Социально- личностное |
Название организации | Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №2 «Красная шапочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей , г. Лесной Свердловской области. |
Ф.И.О. автора, должность | Воспитатели 1 кв. категории: Комарова Наталья Викторовна, Черезова Марина Васильевна |
Нормативно –правовая база проекта | Конвенция ООН о правах ребёнка. Нормативно – правовая база дошкольного образовательного учреждения. Сборник документов. Устав МБДОУ. |
Проблема | Для детей среднего дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность представлений о личных качествах, осознания ребёнка себя, как субъекта жизни. |
Краткое описание проекта | С младшего возраста в детях нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважении и уважение к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников. |
Участники проекта | Участники: воспитатели группы; воспитанники и их родители |
Сроки реализации проекта | С сентября по май |
Цель проекта | Создание условий для углубления знаний об окружающей социальной действительности через совершенствование социально личностных качеств дошкольников. |
Задачи проекта | 1. Содействовать усвоению детьми первоначальных знаний о человеке как о социальном существе. 2. Помочь детям научиться понимать с эмоциональное состояние своих товарищей; 3. Развивать коммуникативные способности, социальную адаптацию, толерантное отношение к окружающему миру; |
Основные мероприятия | Проект содержит несколько тем: «Я девочка, ты-мальчик», «Наш любимый детский сад», «Я- человек», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», «Мы такие разные». |
Ожидаемый результат | - познакомились с правом на свою индивидуальность; - имеют представления о том, что все люди не похожи друг на друга; - дети могут использовать полученные знания и умения в повседневной жизни |
Разработка и реализация проекта «Мы такие разные»
Вид взросло – детской (партнерской) деятельности в соответствии с интеграцией образовательных областей. | Формы организации совместной взросло – детской (партнерской) деятельности | Предполагаемая самостоятельная деятельность детей |
1 | 2 | 3 |
Тема: Я – девочка, ты – мальчик Цель: способствовать осознанию ребенком своей половой принадлежности и освоения элементарных форм поведения соответственно пола | ||
Игровая деятельность | Сюжетные игры: «Семья переезжает на новую квартиру», «Поездка на автобусе», «Детский сад», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» Дидактические игры: «Дети на прогулке», «Сложи узор» (для девочек – украшения, цветы и т. п., для мальчиков – элементы видов транспорта и т.п.), «Одень Таню (Ваню)» (с плоскостными куклами), «Подбери подарок Тане (Ване)», игры с одним, двумя обручами (подарки девочкам и мальчикам). | Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Семья», «Магазин», «Автомастерская», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Шофер», «Пароход» и с другими. Экспериментирование с водой: наливание в сосуды, переливание из сосуда в сосуд, опускание в воду разных предметов и другое. Рассматривание коллекций: «Сезонная одежда для кукол». |
Социально-коммуникативная деятельность Речевое общение | Беседы «В группе дружно мы живем», «Мы любим играть, «Наши праздники» и другие. Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме. Отгадывание загадок об игрушках. Составление описательных рассказов об игрушках, об одежде (по моделям). | |
Познавательно- исследовательская деятельность | Экскурсии по детскому саду, по участку (сезонные изменения в природе) и другие. Наблюдения за деятельностью девочек и мальчиков (своей группы и старших групп). Наблюдения за взаимоотношениями взрослых людей. Циклические наблюдения за трудом дворника. Решение проблемных ситуаций: «Ссора», «Мальчик обидел девочку», «Забрал игрушку» и другие. |
1 | 2 | 3 |
Эксперименты с водой (вода льется из разных сосудов по – разному, вода принимает форму того сосуда, который она принимает, вода прозрачная – через нее все видно, в воде одни предметы плавают, другие тонут. Коллекции: «Виды транспорта» (наземный, воздушный, водный), «Сезонная одежда для куклы», «Подарки осени» и другие. Моделирование интерьера комнаты для кукол, костюма для плоскостной куклы (девочки), машины и другого транспорта (мальчики). | Одевание и раздевание кукол (в том числе и плоскостных). Рассматривание иллюстраций в книгах. Лепка и рисование в изоцентре. | |
Трудовая деятельность | Совместные действия мальчиков и девочек по наведению порядка в игровых центрах, по уходу за обитателями живого уголка и другое. Задания: «Подбери украшение для девочки, с которой ты играешь» и другие. Совместное с родителями пополнение центров развития атрибутами для игр (для мальчиков и для девочек). | |
Двигательная деятельность | Подвижные игры: «Подарки», «Магазин игрушек», «Салочки - выручалочки», «Пальчик о пальчик» и другие. Хороводные игры. Игровые упражнения (по возрасту) | |
Чтение художественной литературы | Чтение рассказов, сказок, стихотворений об именах, о мальчиках и девочек (их взаимоотношениях), об осени, о природе и другое. Разучивание стихотворений, потешек, пестушек о частях тела, именах («Расти коса», «Водичка - водичка», «Наша маша маленькая») и другие. | |
Музыкально- художественная деятельность | Слушание музыкальных произведений и исполнение песен о дружбе. |
1 | 2 | 3 |
Продуктивная деятельность | Лепка «Подарки другу (подружке)». Рисование «Дружные ладошки» (техника «ладонь»), «Наши игрушки» | |
Итоговое мероприятие: Развлечение «В группе весело живем девочки и мальчики» | ||
Тема: Наш любимый детский сад Цель: способствовать формированию представлений о детском саде как о социально-значимом объекте. | ||
Игровая деятельность | Сюжетные игры: «Семья», «Кукольный детский сад», «Детский сад», «День рожденья», «Сладкий час»(по традиции) и другие. Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Четвертый лишний», «Сервировка стола к обеду», и другие. Театрализованная игра по знакомым рассказам и сказкам. Игра – инсценировка по стихотворению Н.Григорьевой «Утром солнышко встает…» | Разыгрывание небольших сюжетов в игровом уголке с предложенными атрибутами. Действия с куклами в уголке театрализованной деятельности. Рассматривание картинок, иллюстраций, фотоальбомов, плакатов, календарей, открыток и другое. Дидактические игры «Парные картинки», «Чудесный мешочек» и другие. Рассматривание знакомых и незнакомых книг в книжном уголке. Продуктивная деятельность (отражение впечатлений от увиденного в уголке изодеятельности). Работа с панно, моделями, макетами. |
Социально-коммуникативная деятельность Речевое общение | Беседы «Наши любимые дела», «Кто это?» (по фотографиям сотрудников из альбома «Сотрудники детского сада»), «Для чего нужны коллекции», «Какие бывают коллекции», «Кто к нам придет на новогодний праздник?» и другие. Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме. | |
Познавательно- исследовательская деятельность | Экскурсии и целевые прогулки по детскому саду. Решение проблемных ситуаций: «Не берут в игру», «Забрали игрушку и не отдают», «Не хотят со мной дружить» и другие. Эксперименты «Мыльные пузыри», «Свет – тень», «Таинственные картинки», «Песочная страна». Рассматривание коллекций Моделирование плана –схемы группы и другие. Моделирование правил поведения в группе. |
1 | 2 | 3 |
Трудовая деятельность | Совместные действия по уходу за игрушками в игровом уголке. Задания: Совместное с родителями подбор фотографий, на которых отображены интересные события детского сада (для создания альбома «В детском саду интересно живем)». | |
Двигательная деятельность | Подвижные игры по желанию детей (игры на быстроту и сообразительность «Всадники», «Займи свой вагончик», «Кто быстрее»; с предметами «Позвоните в колокольчик», «Норка», «Красочный мяч», «Горелки с платочком»). | |
Чтение художественной литературы | Разучивание стихотворений о детях, о детском саде, интересных делах, взаимоотношениях. Обсуждение поступков детей, литературных и мультипликационных героев по отношению друг к другу. | |
Музыкально- художественная деятельность | Слушание музыкальных произведений. Этюды «Кукла заболела», «Поможем Пятачку», «Добрый (смелый, храбрый) мальчик», «Добрая девочка», «Если я очень устал», «Скучно», «Отдыхаем», «Моем руки» и другие. | |
Продуктивная деятельность | Лепка «Моя любимая игрушка», «Мы гуляем на участке» Рисование «Дети играют в мяч» и другие.. | |
Итоговое мероприятие: рисунки детей « Детский сад» | ||
Тема: Я-человек Цель: содействие усвоению ребенком первоначальных представлений о себе как о представителе мира людей. | ||
Игровая деятельность | Сюжетные игры «Дочки-матери, «Шофёры», «Пароход», «Больница», «Магазин» и другие. Дидактические игры «Подбери одежду кукле (девочке и мальчику)», «Подбери пару». Настольный театр по сказке «Курочка ряба», «Маша и медведь» | Игры с любимыми игрушками. Пальчиковый театр. Игра «Узнай свою ладошку- осьминожку» на панно. |
1 | 2 | 3 |
Познавательно – исследовательская деятельность | Экскурсии по детскому саду, по территории детского сада Игры с природными объектами, со специальными игрушками для экспериментирования. Сбор фотографий в фотоальбом «Я люблю» (рассматривание себя за любимыми делами). Конструирование «Диванчик для матрёшек», «Кроватка для кукол», «Гараж для машин», «Дорога для большой и маленькой машины» и другие. | Наблюдение за объектами и явлениями живой и неживой природы (сезонные изменения). Экскурсия в старшую группу (мир увлечений детей старшей группы), по участку (сезонные изменения в природе) и другие. |
Социально-коммуникативная деятельность Речевое общение | Беседа «Кто я такой (такая)?», «Что я умею делать?», «С кем я живу дома?», «Что я люблю?» и другие. Речевые ситуации, ситуативный разговор по теме. Составление описательных рассказов об игрушках, о себе (по фотографии) и другие. Решение проблемных ситуаций «Меня обидели», «Я не умею…», «Мне больно…», «Не получилось» и другие. | |
Двигательная деятельность | Подвижные игры и другие игровые упражнения. | |
Трудовая деятельность | Совместная деятельность детей «Убираем игрушки на свои места», «Порядок в шкафчике» и другие. Совместная деятельность взрослых и детей по подготовке материалов для проекта (раскладывание на листе ватмана, приклеивание фотографий), Индивидуальные поручения. | |
Чтение художественной литературы | Чтение, разучивание песенок, потешек, закличек, небылиц, сказок, стихов (Э. Мошковская «Митя – сам», А.Барто «Игрушки» и другие). | |
Музыкально-художественная деятельность | Слушание В.Семёнов «Зайку бросила хозяйка», рус. нар. прибаутка «Шапка, да шубка» и другие. Песни – игры «Повстречались два барашка», «Про лягушек и комара» и другие. Музыкально-дидактические игры «Кто позвал, угадай» и другие. |
1 | 2 | 3 |
Продуктивная деятельность | Лепка «Угощение для подружки, дружка» Аппликация «Что мы умеем» (коллективная) и другое. Рисование «Украсим группу» «Что я умею рисовать», и другое. Совместное изготовление панно «Дружные ладошки - осьминожки». Оформление семейно – группового проекта «Мир моих увлечений». | |
Итоговое мероприятие: семейно – групповой проект «Мир моих увлечений» | ||
Тема: «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Цель: способствовать осознанию ребенком своей половой принадлежности и освоения норм поведения в обществе сверстников соответственно пола. | ||
Игровая деятельность | Сюжетные игры: «Семья готовится к дню рожденья», «Поездка на автобусе», «Детский сад», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин (продуктовый, подарков)» Дидактические игры: «На прогулке мы играем», «Подбери узор для свитера или шапочки» (для девочек – украшения, цветы и т. п., для мальчиков – элементы видов транспорта и т.п.), «Праздничная и повседневная дежда для Тани (Вани)» (с плоскостными куклами, с обручами), «Подбери подарки), игры с одним, двумя обручами (игрушки для девочек и мальчиков), «Бабушка Маланья», «Футболисты» и другие. | Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Семья», «Магазин», «Автомастерская», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Шофер», «Пароход» и с другими. Действия с игрушками. |
Социально-коммуникативная деятельность Речевое общение | Беседа «Я - девочка», «Я - мальчик», «Что такое дружба?», «Я люблю», «Мое любимое животное» Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме. Загадывание и отгадывание загадок об игрушках, о животных, о любимых занятиях Дидактические игры: «»Цепочка добрых (ласковых, колючих) слов» и другие Составление описательных рассказов об игрушках (по моделям), любимых занятиях девочек и мальчиков. |
1 | 2 | 3 |
Познавательно- исследовательская деятельность | Экскурсии на спортивную площадку школы (спортивные увлечения девочек и мальчиков), в школьную (или детскую) библиотеку («Книжкин дом»), в Дом творчества (кружки по интересам), Музыкальная школа (музыкальные предпочтения девочек и мальчиков) и другие. Наблюдения за взаимоотношениями девочек и мальчиков «А ты бы как поступил?», «А ты бы как сказал?». Циклические наблюдения за взаимоотношениями, играми детей подготовительной группы. Решение проблемных ситуаций: «А ты как бы поступил?», «Поступи по - другому», «Дай совет», «Конфликт» и другие. Эксперименты «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем», «Какие предметы могут плавать, а какие нет», «Подушка из пены», «Есть ли форма у воды?» Моделирование интерьера комнаты для девочек, костюма для праздника, спорта и отдыха (девочки), «Корабли и пароходы» (мальчики). Ситуаций общения девочек и мальчиков Свод правил поведения в группе – создание и оформление альбома. Дидактические игры «Бюро добрых услуг», «Интересные модели», «Передай движение», «Передай настроение», «Обнималки», «Кто смешнее засмеется» и другие. | |
Трудовая деятельность | Совместные действия мальчиков и девочек по поддержанию порядка в игровых центрах, по поддержанию порядка на участке Совместное с родителями пополнение центров развития атрибутами для игр (для мальчиков и для девочек). |
1 | 2 | 3 |
Двигательная деятельность | Подвижные игры и хороводные игры Соревнования «Дружеский турнир» (команда девочек и мальчиков). | |
Чтение художественной литературы | Чтение рассказов, сказок, стихотворений об именах, о мальчиках и девочек (их взаимоотношениях, интересных делах, увлечениях) и другое. Разучивание стихотворений, потешек, пестушек о частях тела, органах чувств, именах и другие. Обсуждение поступков детей по отношению друг к другу, литературных («Нехотелка» (русская народная шутка) и мультипликационных героев. | |
Музыкально- художественная деятельность | Слушание музыкальных произведений и исполнение песен о дружбе, об игрушках, о животных, об осени Музыкально – дидактические игры: «Угадай, чей голос», « На каком инструменте играли» и другие. | |
Продуктивная деятельность | Лепка «Подарки другу (подружке)» Аппликация «Шарфик для моей подружки (друга)», «Мы играем на участке» (коллективная) Рисование «Я люблю…» и другие. | |
Итоговое мероприятие: Развлечение «Рыцари 21 века» | ||
Тема: Мы такие разные… Цель: способствовать формированию личностных качеств у детей | ||
Игровая деятельность | Сюжетные игры: «Дом мод», «Шляпный салон», «Салон красоты», «Автомастерская», «Столяры и плотники, нужные работники», «Морское путешествие», «Летчики», «Книжный магазин» и другие. Дидактические игры: «Интересные модели», «Да здравствует принц и принцесса», «Бюро добрых услуг», игры с обручами, «Фабрика (отгадай кому подарок)», «Выращивание дерева (букет для девочек)». | Разыгрывание сюжетов с атрибутами («Дом мод», «Салон красоты», «Шляпный салон», «Автомастерская» «Летчики», «Книжный магазин» и другие). |
1 | 2 | 3 |
Социально-коммуникативная деятельность Речевое общение | Беседы «У меня друзей не мало», «Мне интересно с моим другом», «Мне не нравится когда…», «Плохое настроение», «Как найти друзей», Беседа по афоризмам писателей о дружбе; Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме. Отгадывание и составление загадок об игрушках, о литературных и мультипликационных героях. Составление рассказов по схеме, коллективных, от лица героя литературного произведения и других. Составление историй «наоборот», истории по аналогии с отрывком из рассказа Г.Браиловская «Ушки - неслушки» и другие. Дидактическая игры: «Комплимент», «Рыцари и дамы», «Красота родной речи». | Дидактические игры: «Да здравствует принц и принцесса», «Правильно - неправильно», «Четвёртый лишний» и другие. Действия с персонажами теневого, и настольного театра. Подбор материала для коллекций «Мир увлечений девочек и мальчиков», рассматривание коллекций; действия по разрешению проблемных ситуаций. Наблюдения за межличностными отношениями в совместной деятельности в детском саду и семье. Моделирование причесок, одежды (для мальчиков и девочек), техники. |
Познавательно- исследовательская деятельность | Экскурсия к социокультурным объектам «Дом творчества», «Школа искусств», «Музыкальная школа», «Дом мод», «Парикмахерская», «Магазин» и другие. Встречи с интересными людьми «Во что любили играть наши мамы и папы». Наблюдения за межличностными отношениями в совместной деятельности в детском саду и семье. Решение проблемных ситуаций нарушение норм и правил поведения в общественных местах, за столом, в межличностных отношениях и другие (все виды этикетного поведения). Коллекционирование «Мир увлечений девочек и мальчиков» (фантики от конфет, монетки и другие). | |
1 | 2 | 3 |
Игры – путешествия: «Игры и развлечения наших бабушек и дедушек». Рассматривание пейзажных картин, портретов мужчин и женщин, журналов мод, «За рулем», фотоальбомов «Мир увлечений моей семьи» и другое. Конструирование: «Автомастерская» «Грузовой самолёт», «Пароход», «Столовая»» и другое. Дидактические игры: «Из чего сделаны костюмы и платья», «Четвертый лишний», «Подбери подарок девочке (мальчику)» и другие. | Изготовлению атрибутов к сюжетным играм, подарков и сюрпризов друг другу, создание книжки – картинки «Правила, по которым мы живем в группе». Конструирование из настольного и напольного строителя «Автомастерская» «Грузовой самолёт», «Пароход», «Столовая»» и другое. Рассматривание пейзажных картин, портретов мужчин и женщин, журналов мод, «За рулем», фотоальбомов «Мир увлечений моей семьи» и другое. Подвижные игры (самоорганизация) Музыкальная импровизация по теме. Экспериментирование с разными музыкальными инструментами (частота звука). Художественный труд «Подарок своими руками» (оригами). | |
Трудовая деятельность | Совместные действия детей по изготовлению атрибутов к сюжетным играм, подарков и сюрпризов друг другу, созданию книжки – картинки «Правила, по которым мы живем в группе». Дежурства по столовой (сервировка праздничного и повседневного стола) Индивидуальные и групповые поручения Задания: подбор материалов и оформление альбома «Наши славные дела» и другие. | |
Двигательная деятельность | Подвижные игры по желанию детей и пальчиковые игры | |
Чтение художественной литературы | Чтение литературных и сказочных произведений о дружбе, о взаимоотношениях между детьми, о личностных качествах мальчиков и девочек. Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о дружбе, о личностных качествах. Обсуждение личностных качеств литературных и мультипликационных героев (доброжелательность, уважительность, забота, сострадание и др.) | |
1 | 2 | 3 |
Музыкально- художественная деятельность | Слушание, исполнение музыкальных произведений по теме. Импровизация по теме. Экспериментирование с разными музыкальными инструментами (частота звука). | Рисование картинок для создания книжки «Правила, по которым мы живем в группе», по теме «Мир моих увлечений» в нетрадиционных техниках. Аппликация из ткани, природного, бросового материала по теме «Мир моих увлечений» |
Продуктивная деятельность | Открытие дизайн – студии «Мы такие разные» (подготовка к выставке детских творческих работ) Лепка, аппликация (из ткани, природного материала, бросового материала). Художественный труд «Мир моих увлечений» (оригами). | |
Итоговое мероприятие: Выставка работ детского творчества «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» |
Библиографический список
1.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / авт.-сост. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
2.Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка. [ Текст] / Н. С. Голицына, Л. Д. Огнева – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.- С. 95.
3.Давыдова, О. И., Вялкова, С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст]/ О.И. Давыдова, С.М. Вялкова – М.: ТЦ Сфера, 2008.- С. 112. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: festival@1september.ru
4.Козлова С.А. Мы имеем право // учеб.-метод. пособие для пед. коллективов дет. дошк. учреждений. -М.; Обруч, 2010.- № 4.- С. 23-25.
5 .Кочергина В.Н. Правовое воспитание дошкольников. [Текст ]/В.Н. Кочергина// Дошкольное воспитание - 2005- № 1.- С. 2-5.
6.Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры / авт.-сост. Т.А. Харитончик. 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. - 228 с.
7. Шорыгина, Т.А. Беседы о правах ребенка. [Текст]: Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет/ Т.А. Шорыгина – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "Я ребёнок, я имею право"
1. Закрепить знания детей о правах, гарантированных законами страны, в которой они живут. Учить анализировать, рассуждать, делать выводы. Помочь детям в накоплении социал...
Я ребёнок. Я имею права...
В конце ноября во всем мире отмечается ДЕНЬ РЕБЁНКА. Ещё в 1954 году генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам...
Проект "Правовое воспитание" для дошкольников и конспект занятия "Я - ребёнок, имею право".
Ознакомление дошкольников с правами и обязаностями....
Беседа " Я ребёнок - я имею право"
Я имею право на имя. Беседа с детьми 2 младшей группы...
Проект "Я человек-я имею право"
Проект для детей дошкольников...
Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребенка в семье. "Я - ребёнок, Я - имею право!"
Памятка составлена для родителей. В ней рассказано как надо себя вести с ребёнком в трудной ситуации, как помочь ему. Можно найти ответ на вопрос "можно ли наказывать ребёнка?" , найти...
Презентация "Я ребёнок я имею право
Права человека, права ребёнка – это важная и актуальная тема в настоящее время. В современном мире совершается много насилия над детьми, нарушаются права маленьких детей, их досто...