Ознакомление страших дошкольников с культурой русского Севера
статья (старшая группа) на тему

Кочерина Елена Павловна

В статье представлены направления и формы работы  по ознакомлению старших дошкольников  с традициями русского Севера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_doshkolnikov_s_kulturoy_russkogo_severa.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями Русского Севера.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально –коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, которое включает в себя знания об истории, культуре, традициях своего Отечества, развивает познавательный интерес к прошлому и настоящему, формирует чувство гордости за принадлежность к своей культуре.

   Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулирующие нормы социальных отношений между поколениями.

   Традиции народа – это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающиеся от поколения к поколению с целью поддержки жизни этноса. Это то, что полнее всего отражает духовный облик и внутренний мир народа, включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, бытового уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла.

  Народное искусство открывает ребенку мир прекрасного, образно – эмоционально отражает окружающий мир, способствует развитию творческих способностей, обладает познавательной ценностью.

   Народные художественные традиции органично вписываются в современный  образовательный процесс  ДОО,  позволяя решать  задачи социально-коммуникативного и художественно-эстетического воспитания.

Для  формирования  любви к культурному наследию своего народа и развития  интереса к народному творчеству Севера мы определили следующие направления работы:

- Знакомство с декоративно – прикладным творчеством (каргопольская глиняная игрушка, северные росписи – пермогорская, мезенская, изделия из бересты, щепные птицы);

- Знакомство с народным  костюмом;

- Знакомство с творчеством Степана Писахова, северного писателя и художника.

Итогом нашей работы  стала игра – путешествие «Секреты нашего края» в ходе,  которой дети показали знания о родном крае и расширили представления о нелегком промысле рыбаков-поморов, их трудолюбии, смелости.

Знакомство с декоративно – прикладным творчеством.

Задачи:

  • Различать и называть виды декоративно-прикладного искусства (роспись, плетение из бересты, вышивка, кружево, глиняная игрушка).
  • выделять средства выразительности, которые использует мастер.
  • расписывать в соответствии с народной росписью.
  • устанавливать взаимосвязь народного искусства и окружающей действительности.
  • выражать свое отношение к окружающему миру через народное искусство.
  • передавать в рисунке выразительность образа, используя линию, цвет, композицию.

 В младшей, средней и старшей группах дети познакомились с каргопольской, филимоновской, дымковской игрушкой. Алгоритм «работы» усвоен дошкольниками, поэтому интерес к северной росписи вызвал яркий эмоциональный отклик. Во время рассматривания изделий мастеров, в беседе дети уже не получали готовую информацию от педагога, вопросы к детям носили проблемно-поисковый характер, обращалось внимание на сравнение элементов, их расположение ,способ прорисовки. Ребята установили, что слово «композиция» и «традиция» звучат в рифму и сделали вывод о том, что придумали много лет назад народные умельцы, повторяется сейчас и современными мастерами.

    Совершенствуются и технически умения рисования кистью. Для успешного выполнения росписи учились правильно держать и кисть руки , и кисточку. Рука должна быть подвижна, поэтому кисточку держат не наклонно, а вертикально к поверхности. Отрабатывали навык с помощью упражнений «Непослушная кисточка», «Зверюшки на дорожках», обращали внимание, как набирали краску на кисть.

   Далее переходили к освоению основных элементов росписи, композиции. Дидактические игры: «Северные краски», «Лото. Узнай по элементу».

Очень важно было помочь детям освоить способы построения орнамента. Развивающая образовательная ситуация «Тайны древнего орнамента». В качестве материала использовали фломастеры, гелевые ручки.

    Работа сопровождалась русскими народными  пословицами и поговорками о труде: «Терпение и труд все перетрут», «Без терпенья нет уменья», «Дело мастера боится».

Ознакомление с декоративно – прикладным творчеством детей  спланировано  от простого к сложному, от освоения основных элементов, упражнений на повторы к самостоятельному композиционному решению и выбору формы «предмета».

Знакомство с творчеством С.Г.Писахова

Степан Григорьевич Писахов (1879-1960) – художник, писатель, путешественник.

Современное общество мало знакомо с творческим наследием северных писателей. Несомненно, произведения этих людей, знающих край, помогают заметить красоту северной природы, узнать, как жили, чем занимались, как говорили северяне, поморы.

  • По содержанию и героям, сказки Писахова напоминают народные бытовые сказки.
  • по композиции – волшебные народные сказки.
  • язык близок к народному, много пословиц, поговорок, усеченных форм прилагательных.

Дети знакомы с разными жанрами литературных произведений – сказка, рассказ, басня, быль, стихотворение…

   Знают и выделяют жанровые особенности произведений – пересказка, зачин, повторы, волшебные предметы, слова.

   Перед знакомством с творчеством Писахова, беседа о нашем Северном Крае – природа, чем занимались жители, вспомнили, чем занимались предки.

Цель:

Знакомить детей с творчеством писателя-земляка, учить понимать особенности сказок: правда-небылица, шутка – всерьез, самобытность языка, опираясь на имеющийся опыт и знания детей о родном крае;

Учить размышлять, анализировать, сравнивая сказки Писахова с другими знакомыми сказками.

Для ознакомления с творчеством С.Г. Писахова нами  были организованы следующие мероприятия:

В книжном уголке – выставка книг Степана Писахова.

В изоуголке выставка иллюстраций художника А.Менухова «Сказки Писахова» (Северодвинский художник).

Выставка «Чудесный короб» (береста).

Драматизация отрывков из сказок «Архангельская богатейка», «Громка мода».

«Я художник иллюстратор» - оформление альбома.

Консультация для родителей «Не любо – не слушай!».

«Всякое умение трудом дается» досуг (пословицы и поговорки о труде).

Ознакомление с русским народным костюмом.

Русский народный костюм формировался веками, он не менее важен по своей значимости для государства, как и русский язык. Это комплекс традиционной одежды, характерный для определенного этноса, с учетом пола, возраста, социального, семейного положения человека.

   Знакомство с русским народным костюмом начали с рассматривания иллюстраций художников-иллюстраторов к русским народным сказкам («Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Снегурочка», «Царевна-лягушка» и т.д.), потешкам (Васнецов, Билибин, Конашевич).

Беседа «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?» (сравнение современной и старинной одежды).

Рассматривание художественного альбома: «Одежда русских людей в старину», «Северный народный костюм».

Дидактические игры:

Лото «Национальные костюмы России»

«Найди отличия»

«Часть - целое»

«Лабиринт» (элементы костюма)

«Головные уборы»

«Разрезные картинки»

«Карточная викторина»

«Одень куклу в национальный костюм».

НОД «Сокровища бабушкиного сундука».

Цель: знакомство с северной народной одеждой.

Северный костюм женский:

  1. Будничный. Самотканые.
  • рубаха
  • сарафан
  • пояс
  • головной убор
  • обувь
  • передник
  1. Праздничный. Покрой традиционный, но сшит из дорогих тканей, покупных, украшенных золотой нитью, бисером, стеклярусом. «Коротенька», украшение из жемчуга, янтаря.

Головной убор: кокошник, повязка, венок, платок, повойник.

Северный мужской костюм: рубаха, рубаха – косоворотка, штаны (порты), картуз.

Дети узнали, что костюм сейчас используется на праздниках, народных гуляниях. Предметы костюма многозначны: рубаха закрывает тело, сарафан скрывает формы тела, пояс – оберег, символизирующий связь человека с землей, передник оберегает женщину и ее семью от внешних воздействий, обувь защищает от плохого и грязного.

НОД «Золотое веретенце».

Цель: Знакомство с женским рукоделием – вышивкой, вязанием, шитьем.

Совместная деятельность – «Кукла скажи».

Продуктивная деятельность:

Лепка «Берегиня» (Каргопольская игрушка).

Аппликация «Сарафан для Дуняши».

Рисование «Русская красавица».

Сейчас мы вновь возвращаем память о нашем культурном наследии, мы вновь вспоминаем старинные праздники, обычаи и традиции и все это для того, чтобы наши дети выйдя из стен детского сада, уже не смогли пройти мимо культуры своего народа, импульс к познанию которой они получили еще в детстве. Ведь, как писал Е.Шварц, «впечатления, полученные в детстве… живут в человеке целую жизнь».

Приложение 1.

Мезенская роспись.(Орнаментальная роспись).

Основные элементы:

- мелкие элементы – спираль, скобочка, звездочка, точка, штрихи, перышко, капелька, веретенце, косы.

- края и обводки.

- птицы (уточка, лебедь).

- лошадка (конь).

- олень (лось).

Композиция:

- на полосе.

- в квадрате.

- в прямоугольнике.

- в круге.

- наличие ярусов.

Планирование:

  1. «мезенские прописи».

Цель: знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи – прямых и волнистых линий.

  1. «Узоры в прямой клетке».

Цель: Знакомство с простым геометрическим орнаментом.

  1. «Уточки и лебеди».

Цель: Знакомство с декоративным изображением птиц.

  1. «Кони и олени».

Цель: Знакомство с изображением животных в традиционной мезенской росписи.

  1. «Поехал наш батюшка на базар».

(прялка, ковш, короб, братина…).

Пермогорская роспись (графическое письмо с раскрашиванием).

Основные элементы:

- листочки и бордюры.

- углы.

- приписки.

- цветы.

- трилистник.

- птица Сирин.

Композиция:

- на колосе.

- в круге.

- вертикальная композиция в прямоугольнике.

Планирование.

  1. «Яркие краски Севера».

Цель: Знакомство с росписью и особенностью палитры.

  1. «Чудесный короб».

Цель: Знакомство с традиционными сюжетами пермогорской росписи, взаимосвязь изображения и назначения предмета (вещи).

  1. «Геометрические узоры».

Цель: Освоение простейших элементов геометрического орнамента.

  1. «По грибы, по ягоды».

Цель: знакомство с художественными элементами – листочками, ягодами, цветами, трехлистным цветком.

  1. «Птица Сирин».

Цель: Знакомство с изображением птицы Сирин.

  1. «Всякое уменье трудом дается».
  2. Цель: Декоративное оформление утвари. Самостоятельное выполнение узора на различных формах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа на тему: «Масленица».

Соприкосновение с народным искусством и традициям, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дет...

Конспект открытого занятия по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры

Заключительное занятие с детьми,  по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры...

Методическая разработка на тему: «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность»

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление  с историей и культурой русского народа

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций по приобщению детей к народной культуре и воспитанию у них патриотических чувств и духовности....

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление  с историей и культурой русского народа

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций по приобщению детей к народной культуре и воспитанию у них патриотических чувств и духовности.В. В. Путин ск...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление  с историей и культурой русского народа

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций по приобщению детей к народной культуре и воспитанию у них патриотических чувств и духовности....