Ознакомление страших дошкольников с культурой русского Севера
статья (старшая группа) на тему
В статье представлены направления и формы работы по ознакомлению старших дошкольников с традициями русского Севера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_doshkolnikov_s_kulturoy_russkogo_severa.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями Русского Севера.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально –коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, которое включает в себя знания об истории, культуре, традициях своего Отечества, развивает познавательный интерес к прошлому и настоящему, формирует чувство гордости за принадлежность к своей культуре.
Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулирующие нормы социальных отношений между поколениями.
Традиции народа – это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающиеся от поколения к поколению с целью поддержки жизни этноса. Это то, что полнее всего отражает духовный облик и внутренний мир народа, включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, бытового уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла.
Народное искусство открывает ребенку мир прекрасного, образно – эмоционально отражает окружающий мир, способствует развитию творческих способностей, обладает познавательной ценностью.
Народные художественные традиции органично вписываются в современный образовательный процесс ДОО, позволяя решать задачи социально-коммуникативного и художественно-эстетического воспитания.
Для формирования любви к культурному наследию своего народа и развития интереса к народному творчеству Севера мы определили следующие направления работы:
- Знакомство с декоративно – прикладным творчеством (каргопольская глиняная игрушка, северные росписи – пермогорская, мезенская, изделия из бересты, щепные птицы);
- Знакомство с народным костюмом;
- Знакомство с творчеством Степана Писахова, северного писателя и художника.
Итогом нашей работы стала игра – путешествие «Секреты нашего края» в ходе, которой дети показали знания о родном крае и расширили представления о нелегком промысле рыбаков-поморов, их трудолюбии, смелости.
Знакомство с декоративно – прикладным творчеством.
Задачи:
- Различать и называть виды декоративно-прикладного искусства (роспись, плетение из бересты, вышивка, кружево, глиняная игрушка).
- выделять средства выразительности, которые использует мастер.
- расписывать в соответствии с народной росписью.
- устанавливать взаимосвязь народного искусства и окружающей действительности.
- выражать свое отношение к окружающему миру через народное искусство.
- передавать в рисунке выразительность образа, используя линию, цвет, композицию.
В младшей, средней и старшей группах дети познакомились с каргопольской, филимоновской, дымковской игрушкой. Алгоритм «работы» усвоен дошкольниками, поэтому интерес к северной росписи вызвал яркий эмоциональный отклик. Во время рассматривания изделий мастеров, в беседе дети уже не получали готовую информацию от педагога, вопросы к детям носили проблемно-поисковый характер, обращалось внимание на сравнение элементов, их расположение ,способ прорисовки. Ребята установили, что слово «композиция» и «традиция» звучат в рифму и сделали вывод о том, что придумали много лет назад народные умельцы, повторяется сейчас и современными мастерами.
Совершенствуются и технически умения рисования кистью. Для успешного выполнения росписи учились правильно держать и кисть руки , и кисточку. Рука должна быть подвижна, поэтому кисточку держат не наклонно, а вертикально к поверхности. Отрабатывали навык с помощью упражнений «Непослушная кисточка», «Зверюшки на дорожках», обращали внимание, как набирали краску на кисть.
Далее переходили к освоению основных элементов росписи, композиции. Дидактические игры: «Северные краски», «Лото. Узнай по элементу».
Очень важно было помочь детям освоить способы построения орнамента. Развивающая образовательная ситуация «Тайны древнего орнамента». В качестве материала использовали фломастеры, гелевые ручки.
Работа сопровождалась русскими народными пословицами и поговорками о труде: «Терпение и труд все перетрут», «Без терпенья нет уменья», «Дело мастера боится».
Ознакомление с декоративно – прикладным творчеством детей спланировано от простого к сложному, от освоения основных элементов, упражнений на повторы к самостоятельному композиционному решению и выбору формы «предмета».
Знакомство с творчеством С.Г.Писахова
Степан Григорьевич Писахов (1879-1960) – художник, писатель, путешественник.
Современное общество мало знакомо с творческим наследием северных писателей. Несомненно, произведения этих людей, знающих край, помогают заметить красоту северной природы, узнать, как жили, чем занимались, как говорили северяне, поморы.
- По содержанию и героям, сказки Писахова напоминают народные бытовые сказки.
- по композиции – волшебные народные сказки.
- язык близок к народному, много пословиц, поговорок, усеченных форм прилагательных.
Дети знакомы с разными жанрами литературных произведений – сказка, рассказ, басня, быль, стихотворение…
Знают и выделяют жанровые особенности произведений – пересказка, зачин, повторы, волшебные предметы, слова.
Перед знакомством с творчеством Писахова, беседа о нашем Северном Крае – природа, чем занимались жители, вспомнили, чем занимались предки.
Цель:
Знакомить детей с творчеством писателя-земляка, учить понимать особенности сказок: правда-небылица, шутка – всерьез, самобытность языка, опираясь на имеющийся опыт и знания детей о родном крае;
Учить размышлять, анализировать, сравнивая сказки Писахова с другими знакомыми сказками.
Для ознакомления с творчеством С.Г. Писахова нами были организованы следующие мероприятия:
В книжном уголке – выставка книг Степана Писахова.
В изоуголке выставка иллюстраций художника А.Менухова «Сказки Писахова» (Северодвинский художник).
Выставка «Чудесный короб» (береста).
Драматизация отрывков из сказок «Архангельская богатейка», «Громка мода».
«Я художник иллюстратор» - оформление альбома.
Консультация для родителей «Не любо – не слушай!».
«Всякое умение трудом дается» досуг (пословицы и поговорки о труде).
Ознакомление с русским народным костюмом.
Русский народный костюм формировался веками, он не менее важен по своей значимости для государства, как и русский язык. Это комплекс традиционной одежды, характерный для определенного этноса, с учетом пола, возраста, социального, семейного положения человека.
Знакомство с русским народным костюмом начали с рассматривания иллюстраций художников-иллюстраторов к русским народным сказкам («Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Снегурочка», «Царевна-лягушка» и т.д.), потешкам (Васнецов, Билибин, Конашевич).
Беседа «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?» (сравнение современной и старинной одежды).
Рассматривание художественного альбома: «Одежда русских людей в старину», «Северный народный костюм».
Дидактические игры:
Лото «Национальные костюмы России»
«Найди отличия»
«Часть - целое»
«Лабиринт» (элементы костюма)
«Головные уборы»
«Разрезные картинки»
«Карточная викторина»
«Одень куклу в национальный костюм».
НОД «Сокровища бабушкиного сундука».
Цель: знакомство с северной народной одеждой.
Северный костюм женский:
- Будничный. Самотканые.
- рубаха
- сарафан
- пояс
- головной убор
- обувь
- передник
- Праздничный. Покрой традиционный, но сшит из дорогих тканей, покупных, украшенных золотой нитью, бисером, стеклярусом. «Коротенька», украшение из жемчуга, янтаря.
Головной убор: кокошник, повязка, венок, платок, повойник.
Северный мужской костюм: рубаха, рубаха – косоворотка, штаны (порты), картуз.
Дети узнали, что костюм сейчас используется на праздниках, народных гуляниях. Предметы костюма многозначны: рубаха закрывает тело, сарафан скрывает формы тела, пояс – оберег, символизирующий связь человека с землей, передник оберегает женщину и ее семью от внешних воздействий, обувь защищает от плохого и грязного.
НОД «Золотое веретенце».
Цель: Знакомство с женским рукоделием – вышивкой, вязанием, шитьем.
Совместная деятельность – «Кукла скажи».
Продуктивная деятельность:
Лепка «Берегиня» (Каргопольская игрушка).
Аппликация «Сарафан для Дуняши».
Рисование «Русская красавица».
Сейчас мы вновь возвращаем память о нашем культурном наследии, мы вновь вспоминаем старинные праздники, обычаи и традиции и все это для того, чтобы наши дети выйдя из стен детского сада, уже не смогли пройти мимо культуры своего народа, импульс к познанию которой они получили еще в детстве. Ведь, как писал Е.Шварц, «впечатления, полученные в детстве… живут в человеке целую жизнь».
Приложение 1.
Мезенская роспись.(Орнаментальная роспись).
Основные элементы:
- мелкие элементы – спираль, скобочка, звездочка, точка, штрихи, перышко, капелька, веретенце, косы.
- края и обводки.
- птицы (уточка, лебедь).
- лошадка (конь).
- олень (лось).
Композиция:
- на полосе.
- в квадрате.
- в прямоугольнике.
- в круге.
- наличие ярусов.
Планирование:
- «мезенские прописи».
Цель: знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи – прямых и волнистых линий.
- «Узоры в прямой клетке».
Цель: Знакомство с простым геометрическим орнаментом.
- «Уточки и лебеди».
Цель: Знакомство с декоративным изображением птиц.
- «Кони и олени».
Цель: Знакомство с изображением животных в традиционной мезенской росписи.
- «Поехал наш батюшка на базар».
(прялка, ковш, короб, братина…).
Пермогорская роспись (графическое письмо с раскрашиванием).
Основные элементы:
- листочки и бордюры.
- углы.
- приписки.
- цветы.
- трилистник.
- птица Сирин.
Композиция:
- на колосе.
- в круге.
- вертикальная композиция в прямоугольнике.
Планирование.
- «Яркие краски Севера».
Цель: Знакомство с росписью и особенностью палитры.
- «Чудесный короб».
Цель: Знакомство с традиционными сюжетами пермогорской росписи, взаимосвязь изображения и назначения предмета (вещи).
- «Геометрические узоры».
Цель: Освоение простейших элементов геометрического орнамента.
- «По грибы, по ягоды».
Цель: знакомство с художественными элементами – листочками, ягодами, цветами, трехлистным цветком.
- «Птица Сирин».
Цель: Знакомство с изображением птицы Сирин.
- «Всякое уменье трудом дается».
- Цель: Декоративное оформление утвари. Самостоятельное выполнение узора на различных формах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа на тему: «Масленица».
Соприкосновение с народным искусством и традициям, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дет...
Конспект открытого занятия по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры
Заключительное занятие с детьми, по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры...
Методическая разработка на тему: «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность»
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...
Рабочая программа по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры
Патриотическое воспитание...
Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций по приобщению детей к народной культуре и воспитанию у них патриотических чувств и духовности....
Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций по приобщению детей к народной культуре и воспитанию у них патриотических чувств и духовности.В. В. Путин ск...
Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций по приобщению детей к народной культуре и воспитанию у них патриотических чувств и духовности....