Участие и публикации статей в н.п. конференциях, на страницах журналов.
статья

Кудрявцева Ольга Викторовна Юрга

Конференция – это не форма получения образования, скорее это способ ознакомления общественности со своими теориями, а также первичная апробация своих идей на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st._razvitie_innovatsionnogo_potentsiala_doo_8-9.11.2016.docx34.06 КБ
PDF icon konf.pdf1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Участие в V Всероссийской научно-практической конференции

«Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления» 8-9.11.2016 г. город Кемерово

Развитие инновационного потенциала дошкольной образовательной организации

The development of innovative capacity

preschool educational organizations

Аннотация Основная функция современного ДОO — целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения.

Abstract The main function of modern DOO — purposeful socialization of child's personality: introduction to the world of natural and human ties and relationships, the transfer of the best examples, the methods and norms of behavior.

Ключевые слова: модернизация системы, инновация, управленческая деятельность, инновационная деятельность.

Keywords:  system modernization, innovation, management innovation activities.

Модернизация системы общего образования (ОО) в направлении формирования развитой социально-ориентированной личности, способствовала успешной адаптации к сложным социально- экономическим условиям, и быть готовой к творческому преобразованию. Ведь ни для кого не секрет, что обновление содержания ОО заключается в приведении его в соответствие с современными тенденциями развития, социальным заказом, а также необходимостью повышения общего культурного уровня будущего поколения.

Вовлечение педагогов в инновационный процесс получило отражение в деятельности дошкольных образовательных организаций (ДОО), миссия которых заключается в обеспечении первичной социализации и разностороннем, полноценном развитии личности детей дошкольного возраста соответственно его возможностям и потребностям, а развитие общеобразовательной практики, несомненно, способствует проявлению инновационного потенциала всего педагогического коллектива. В связи с этим коллективу ДОУ необходимо простроить образовательный процесс (ОП) так, чтобы он не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства, а это достигается в первую очередь качеством образовательной деятельности (ОД), а педагоги дошкольники всегда отличались своей восприимчивостью к нововведениям и новшествам.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад №18 «Теремок» около десяти лет работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск новых форм организации ОП. Кадровая политика нашего учреждения направлена на развитие инновационного потенциала педагогов, ведется на основе диалогового взаимодействия и заключается в развитии профессиональной компетентности, создания определённых условий для проявления творческой активности каждого педагога. Не секрет, что в настоящее время одной из приоритетных задач ОО стало именно создание оптимальных условий для развития творчества как образовательной системы в целом, так и каждого субъекта ОП.

Все это способствовало сформировать в Центре развития ребенка сплоченный, инициативный коллектив единомышленников, объединенных общностью профессиональных интересов, так как главная цель педагогического коллектива МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок» это - развитие активной, интеллектуально развитой, неординарной творческой личности со способностью нестандартного поведения.

Для достижения данной цели педагоги центра используют эффективные технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей, что требует высокой квалификации педагогов, являющихся непосредственными организаторами ОП в ДОУ. Педагоги ДОУ являются организующем началом в становлении и развитии разносторонней, полноценной личности воспитанника, т.е. его компетентность, личностные качества являются решающим условием успеха инновационных преобразований образовательного учреждения (ОУ). Чтобы получить наилучшие показатели в работе с дошкольниками, необходимо максимально содействовать развитию инновационного потенциала педагога в этом нам способствуют: организация, участие и проведение на базе центра семинаров, практикумов, мастер – класса, тренингов.

Хочется отметить, что тренинги на наш взгляд остаются самой эффективной формой методической работы центра, так как каждый педагог становится – активным участником коммуникации. Семинары, практикумы не только повышают уровень знаний, умений и навыков (ЗУН), но и побуждают всех участников ОП (в том числе родители, законные представители дошкольников) к инициативности, творческому подходу и активной жизненной позиции. Важно отметить и то, что педагоги приобретают опыт коммуникативных умений, коллективных обсуждений (в форме диалога, дискуссии) и публичных выступлений, в зависимости от фазы семинара каждый занимает разные позиции: докладчика, практика, слушателя, критика.

Мы считаем, такие формы с использованием активных методов обучения эффективными в работе с педагогическим коллективом, т.к. они учат получать новые знания и приобретать практический опыт не путём пассивной фиксации получаемой информации, а в ходе устойчивой и непрерывной мыслительной деятельности, опираясь на собственный опыт и во взаимодействие с коллегами. При этом мотивами, которые используются для побуждения педагогов к активности, является именно профессиональный интерес, творчество, игровой состязательный подход и различные виды эмоционального воздействия.

На базе Центра развития ребенка уже апробированы и используются активные методы развития инновационного потенциала, как: проблемный метод (мозговой штурм, дискуссия, диалоги, кейс-метод), деловые игры, социально значимые проекты. А так же педагоги центра используют метод Портфолио, как метод оценивания успехов детей и результатов своей профессиональной деятельности, так как «Портфолио» является систематический и специально организованным сбором доказательств, и служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов для текущей оценки компетентностей педагога. Идея портфолио «Дошкольника» стала популярной в кругу родителей и педагогов, и выступает, как один из существенных элементов модернизации ДО.

Можно отметить, что значимость данных инновационных методов является формирование новой культуры мышления, которое обеспечивает осуществление преобразования творческих процессов.

В результате методической работы были внедрены разнообразные формы и методы развития инновационного потенциала педагогов. «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Теремок» является опорным детским садом «Центра непрерывного образования детский сад – школа» с учителями Гимназии г. Юрги и педагогами ДОУ города, работающих по программе развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». На протяжении семи лет более 35 % выпускников центра поступают в Гимназию г. Юрги и успешно обучаются. С декабря 2012 г. и на протяжении трех лет Центр развития ребенка официально являлся региональной инновационной площадкой по теме «Создание системы непрерывного психолого-педагогического сопровождения талантливых детей и молодёжи». В январе 2015 г. на заседании координационного совета ГОУДПО (ПК) С КРИПКиПРО был подведен итог, коллегия одобрила работу педагогического коллектива центра положительной оценкой и рекомендовала продолжать работу в данном направлении. В настоящее время Центр развития ребенка является городской методической площадкой по реализации ФГОС в ДОУ по направлению «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе».

Инновационная деятельность - это особый вид педагогической деятельности. Его рассмотрению и изучению посвящены многочисленные семинары, который организуются на базе ГОУДПО (ПК) С КРИПКиПРО на кафедре дошкольного образования и ИМЦ г. Юрги по многочисленным просьбам педагогических коллективов ДОУ, так как в настоящее время в сферу инновационной деятельности включено практически каждое дошкольное учреждение.

Инновационные преобразования уже приобрели системный характер, были созданы новые типы, виды и профили ДОУ, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность ОП, ориентированного на индивидуальность и психофизические особенности дошкольника, и запросы его семьи. Ведь потребность в инновациях возникает только тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом. О таких дошкольных учреждениях, как «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Теремок» занимающихся нововведениями, говорят, что они работают в режиме развития.

Следовательно, изменения в развивающемся ДОУ происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Перед руководителем Центра развития ребенка Мацюк Г.И. и инициативной группой первостепенной задачей было - подготовить педагогический коллектив к инновационной деятельности, т.е. сформировать высокую коммуникативную компетентность педагога. Такая компетентность складывается из: умения адекватно передавать информацию; оценивать ее реалистичность; правильно прогнозировать, проектировать, моделировать и строить ОП; повышать качество образования через развитие профессионально значимых качеств педагогов; развитие инновационного, интеллектуального потенциала коллектива; осваивать современные подходы к организации оздоровительной деятельности в ДОУ и формировать на этой основе профессиональное педагогическое мышления.

Обобщая сказанное, можно определить основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению. Это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками складываются партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни всех членов коллектива. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную познавательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текс]: Методическое пособие/ К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера. 2005. – 64 с.
  2. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текс] / Л. М. Волобуева. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.
  3. Волобуева, В. Я. Организация работы методиста детского сада [Текс] / В. Я. Волобуева, О. М. Газина, В. Г. Фокина. – М.: АПО, 1994. – 84 с.
  4. Дуброва, В. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении [Текс] / В. П. Дуброва, Е.П. Милашевич. – М.: Новая школа. 1995. – 128 с.
  5. Сопровождение педагогического коллектива с учетом дифференцированного подхода [Текс]: Методическое пособие для руководителей ДОО/ под редакцией Л.А. Пеньковой. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В. 2014. – 108 с.
  6. Третьякова, П. И. Дошкольное образовательное учреждение управление по результатам [Текс] / П. И. Третьякова, К.Ю. Белая. – М.: Новая школа. 2007. – 240 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание "Мини-музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе совместного взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции" (28 декабря 2013)

"Создание "Мини- музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции...

Участие и публикации статей в сборниках н.п. конференций, на страницах журналов.

Конференция – это не форма получения образования, скорее это способ ознакомления общественности со своими теориями, а также первичная апробация своих идей на практике. Хорошему специалисту просто необ...

Памятка для педагогов «Сайты для публикации статей в журналах»

В памятке отражены ссылки на сайты где можно развместить свой опыт, который будет нужен и важен для аттестации....

Публикация статьи во Всероссийском сетевом журнале "Оранжевый жираф". №2 от 28.03.2019 года

Ранний возраст - это самый благоприятный период для психического и физического развития ребенка....

Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование», сборник статей, часть 9, сентябрь 2020 г.

Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование» (стр. 61)Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «...