Участие и публикации статей в сборниках н.п. конференций, на страницах журналов.
статья по теме

Кудрявцева Ольга Викторовна Юрга

Конференция – это не форма получения образования, скорее это способ ознакомления общественности со своими теориями, а также первичная апробация своих идей на практике. Хорошему специалисту просто необходимо участвовать в разного рода конференциях, публиковать статьи на страницах педагогических журналов.


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в системе непрерывного образования

как средство реализации ФГОС

(статья на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей» 19-20.02.2014г.)

Необходима ли преемственность детского сада и школы?

Любой человек, утвердительно ответит: «Да!».

Проблема преемственности в образовании в целом связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека.

Нередко на практике эта проблема рассматривается традиционно как дополнение и расширение имеющегося объёма знаний. В ситуации дошкольного и начального общего образования это приводит к возникновению перегрузок у детей, чью учебную деятельность непрерывно «расширяют и обогащают» за счет новых знаний. В результате мы зачастую выпускаем в жизнь детей, «напичканных» самой разнообразной информацией, но неспособных применить свои знания в практических, жизненных ситуациях.

В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в РФ» с 01.09.2013 г. впервые дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, в связи с этим преемственность между дошкольным и начальным образованием приобретает особую роль и становится одним из важнейших приоритетов развития образования в России. В условиях модернизации и инновационного развития важными качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.

Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поэтапного развития.

Сегодня с принятием нового ФЗ «Об образовании в РФ», получив новый статус в системе непрерывного общего образования, дошкольному образованию потребовались такие же ФГОС, как и для трех ступеней школы, то есть с требованиями к структуре ООП, условиям ее реализации и результатам ее освоения с одним принципиальным ограничением - никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих подобных манипуляций применительно к детям дошкольного возраста.

Принятие и введение ФГОС дошкольного образования и реализация ФГОС начального школьного образования станет важным этапом в преемственности детского сада и школы, а их успешной реализации будут способствовать создаваемые образовательные комплексы, в которых преемственность между дошкольным и школьным образованием рассматривается как один из основных факторов эффективного воспитания и обучения ребенка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания в соответствии с требованиями ФГОС. 

Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность»

Вопрос преемственности для нашего педагогического коллектива актуален. Поэтому, мы, решили принять участие в конференции, а именно в обсуждении вопроса «Преемственность в системе непрерывного образования как средство реализации ФГОС».

За десять лет наш педагогический коллектив накопил огромный опыт по преемственности опорного детского сада в рамках работы центра непрерывного образования «детский сад – школ - ВУЗ».

При создании координационного совета «ЦРР ДС №18 «Теремок» и МАОУ «Гимназии г. Юрги», были учтены различные аспекты преемственности и категории педагогических работников, участвующих в его осуществлении, так как преемственность – это двусторонний процесс.

С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, а главное - сохраняет «радость детства», с другой, гимназия, как преемник, подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал. Чтобы быть компетентными в организации работы по преемственности, мы определили приоритеты каждой ступени образования и обозначили основные аспекты преемственности:

- согласованность целей дошкольного и начального школьного образования, последовательность содержания процесса обучения (организация, методы, приемы), взаимодействие детей и взрослых. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, проблемно-диалогический метод, метод проектов, технология портфолио, ИКТ.

Наш опыт работы стала центром распространения лучших практик дошкольного образования в городе по проблеме преемственности детского сада и Гимназии.

Для того чтобы, достичь непрерывности и преемственности дошкольного и начального образования необходимо обеспечить пути согласования своей педагогической деятельности с деятельностью учителей, которые примут ребенка на следующей ступени обучения.

Программа преемственности включает в себя: обучение педагогов на областных, городских семинарах - практикумах.

Заключён договор по сотрудничеству с МАОУ «Гимназии г. Юрги».

Составлен план работы взаимодействия специалистов, воспитателей, учителей Гимназии и родителей, который успешно реализуется ежегодно.

Мы используем, такие формы работы, как:

- круглый стол, консультация для родителей детей подготовительной к школе группы; консультации учителей Гимназии для педагогов МБДОУ; взаимопосещения непосредственно образовательной деятельности (НОД) и открытых уроков с последующим их обсуждением и рекомендациями учителей для педагогов МБДОУ; разработка индивидуальных рекомендаций педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам; экскурсии в Гимназию г. Юрги; организуются совместные мероприятия: по физическому, художественно-эстетическому воспитанию, День знаний, посвящение в гимназисты; встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях; анкетирование родителей будущих первоклассников; педагогической гостиной для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе; организацию мастер-классов и открытых уроков для родителей будущих первоклассников; организацию дня открытых дверей.

За годы сотрудничества воспитателями и специалистами МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок» посещены все виды уроков, а учителями Гимназии г. Юрги НОД по всем образовательным областям, где педагоги отслеживали преемственность технологии обучения и развития детей.

Результаты мониторинга показывают, что:

- у выпускников МБДОУ сформирована мотивация к обучению в школе;

- эмоциональная готовность к обучению;

- умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими;

- развита любознательность, творческая активность и восприимчивость к миру, инициативность.

Педагоги дошкольного образования и учителя Гимназии объединены общей задачей, общей логикой работы, общими представлениями о возможностях детей.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.

В заключение хочется сказать, что успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей.

Литература

  1. Сидорова, А. А., Лесина, О. М Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов / Сидорова А. А., Лесина, О. М /
  2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 01.09.2013 г
  3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
  4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования



Предварительный просмотр:

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения и  реализации ФГОС

(статья на IV Всероссийскую научно-практическую конференцию

«Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления», 5-6.11. 2015 года, г. Кемерово)

Проблема преемственности в образовании в целом связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека. Нередко на практике эта проблема рассматривается традиционно как дополнение и расширение имеющегося объёма знаний. В ситуации дошкольного и начального общего образования это приводит к возникновению перегрузок у детей, чью учебную деятельность непрерывно «расширяют и обогащают» за счет новых знаний. В результате мы зачастую выпускаем в жизнь дошкольников, «напичканных» самой разнообразной информацией, но неспособных применить свои знания, умения, навыки в практических, жизненных ситуациях.

В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в РФ» с 01.09.2013 г. впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, в связи с этим преемственность между дошкольным и начальным образованием выполняет «роль» связующего механизма между стадиями развития детей. 

В условиях модернизации и работы в инновационном режиме развития важно создать условия для разностороннего развития ребёнка, открывающие возможности для позитивной социализации, личностного развития, инициативы и творческих способностей. 

Таким образом, преемственность — это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения детей. Получив новый статус в системе непрерывного общего образования, дошкольному образованию потребовались такие же Стандарты, как и для других ступеней образования, то есть с требованиями к структуре ООП ДО,  к условиям ее реализации и результатам ее освоения с одним принципиальным ограничением – целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в том числе в виде педагогической диагностике (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения достижениями детей.

Введение ФГОС ДО и реализация ФГОС начального образования станет важным этапом в преемственности ДОО и ОО, а их успешной реализации будут способствовать создаваемые образовательные комплексы, в которых преемственность между дошкольным и школьным образованием рассматривается как один из основных факторов эффективного воспитания и обучения ребенка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания в соответствии с требованиями ФГОС. 

Вопрос преемственности для нашего педагогического коллектива актуален. Поэтому, мы, решили принять участие в конференции, а именно в обсуждении вопроса «Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения и  реализации ФГОС».

Педагогический коллектив Центра развития ребёнка накопил огромный опыт по преемственности опорного детского сада в рамках работы Центра непрерывного образования «Детский сад – школа - ВУЗ».

При создании координационного совета «ЦРР ДС №18 «Теремок» и МАОУ «Гимназия г. Юрги», были учтены все аспекты преемственности и категории педагогических работников, участвующих в его осуществлении, так как преемственность – это двусторонний образовательный процесс. С одной стороны, первая ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, а главное - сохраняет «радость детства», с другой, Гимназия, как преемник, подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал. Чтобы быть компетентными в организации работы по преемственности, мы определили приоритеты каждой ступени образования и обозначили основные аспекты: согласованность целей дошкольного и начального школьного образования; последовательность содержания образовательного процесса; взаимодействие детей и взрослых. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии, как: деятельностный подход, проблемно-диалогический метод, метод проектов, современные образовательные технологии и методики, компьютерные и мультимедийные технологии и технология Портфолио.

Наш опыт работы стал центром распространения лучших практик дошкольного образования в городе по проблеме преемственности детского сада - Гимназии и по итогам 2013-2014 г.г. МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок» внесено в национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

Программа преемственности включает в себя: заключение договора по сотрудничеству с МАОУ «Гимназия г. Юрги»; составление плана взаимодействия специалистов и воспитателей Центра, учителей Гимназии и родителей (законных представителей); обучение педагогов на семинарах – практикумах, обмен опытом работы (круглый стол, мастер – классы, взаимопосещения).

Во взаимодействии  используются следующие формы работы, как: круглый стол; консультационный пункт для родителей; консультации учителей Гимназии для педагогов ДОУ; взаимопосещения непрерывной непосредственной образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в Гимназии, с последующим их обсуждением и рекомендациями; разработка индивидуальных рекомендаций педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам; экскурсии в Гимназию г. Юрги. Организуются совместные мероприятия: по познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. За годы сотрудничества воспитателями и специалистами Центра развития ребёнка посещены все виды уроков, а учителями Гимназии г. Юрги образовательные ситуации  по всем образовательным областям, где педагоги отслеживали преемственность технологии обучения и развития детей.

Результаты мониторинга показывают, что:

- у выпускников Центра  сформирована мотивация к обучению;

-  эмоциональная готовность к обучению  в школе;

- умение действовать как самостоятельно, так и сообща (работа в группах, парах); развита любознательность, творческая активность и восприимчивость к окружающему миру, активность и  инициативность в социуме.

Педагоги  дошкольных образовательных учреждений и педагоги Гимназии города Юрги объединены общей задачей, общей логикой работы, общими представлениями о возможностях детей.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «Детством».

Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.

В заключении хочется сказать, что успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые выстраиваются педагогически грамотной развивающей предметно-пространственной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Должникова, Р.А., Федосимов, Г. М. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе [Текст]: пособие / Р.А Должникова, Федосимов Г. М,–М.: Школьная Пресса, 2012. – 128с.
  2. Сидорова, А. А., Лесина, О. М Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов / А. А Сидорова, О. М Лесина
  3. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 01.09.2013 г
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  и начального общего образования.



Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников

к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства в условиях ДОО

(статья на VI Всероссийскую научно-практическую интернет - конференцию «Гражданское и патриотическое воспитание         обучающихся: опыт, тенденции и проблемы реализации в современных условиях» 5 – 20.05.2015 г.)

В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, и с внедрением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования  (ФГОС ДО) одним из основных принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Изменился социальный статус дошкольного детства. Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как резерв последующих ступеней образования.

Из образовательных стандартов видно, что ключевым направлением развития становится социально – коммуникативное развитие.

Главная задача дошкольной организации создание оптимальных условий для развития личности ребенка. Основной целью, которой, является формирование у дошкольника социально-нравственных ценностей и воспитание личности с активной жизненной позицией, со стойкими нравственными привычками. Реализация этих установок возможна только во взаимодействии дошкольной организации и семьи.

Семья и дошкольная образовательная организация – основные институты социализации детей дошкольного возраста. Семья – это мини-модель общества. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья закладывает основу духовно-нравственного воспитания детей. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственные формы поведения, навыки мышления и речи, ориентации в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления и идеалы. Важность семьи вытекает из ее способности воспитывать индивидуальность.

Образовательный процесс в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад №18 «Теремок» (МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок») по данному направлению реализуется в соответствии с:

- комплексно-тематическим принципом;

- учетом интеграции образовательных областей: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;

- учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников;

- единством обучающих, развивающих, воспитательных целей и задач;

- развивающей предметно-пространственной средой.

В работе с детьми педагоги используют следующие формы организации совместной деятельности:

- проектная деятельность;

-экскурсии;

- беседы (ситуативные);

- выставки детского художественного творчества;

- ознакомление детей с обычаями и традициями народов России, народным фольклором;

- музыкально - театрализованные представления;

-совместные мероприятия с родителями и детьми (традиционные праздники и тематические развлечения)

В настоящее время в современном обществе дети испытывают нехватку ласки, внимания, любви и объятий, поэтому в образовательном процессе Центра развития ребёнка появились такие мероприятия, как «День радости», «День доброты», «День вежливости», «День влюблённых», «День прощения», «День объятий», «День любви и ласки».

Доброй традицией Центра развития ребёнка имеет место проведение тематических недель, с участием воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, воспитанников и их родителей (законных представителей).

Основными целями проведения тематических недель является:

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

-овладение речевым этикетом и культурой поведения во взаимоотношениях.

Для реализации этих целей МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок» на протяжении многих лет тесно сотрудничает с социальным институтом детства:

-МБУК «ЦБС г. Юрги»;

- МБОУ УДО «ДЮЦ г. Юрги»;

- МАОУ «Гимназия города Юрги»;

- МБОУУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»;

- МБУК «Краеведческий музей г. Юрги»;

- МОУДО «Детская художественная школа №7 г. Юрга»;

- МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №18» г. Юрги;

-МБУК «Юргинский музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока».

Сотрудничество с социальным институтом детства составляет основу для приобщения дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в условиях дошкольной образовательной организации.

Значительная роль в усвоении детьми социально-культурных норм и моделей поведения, в повышении уровня развития нравственных качеств, принадлежит семье.

        Педагогический коллектив Центра использует наилучшие формы работы с семьями воспитанников:

        - проектная деятельность;

- семинары – практикумы;

- совместные экологические акции;

- спортивные досуги;

- фото – выставки;

- совместные культурно – досуговые мероприятия

- ситуации – пробы (создание проблемных ситуаций, разрешая которые, родители будут овладевать определёнными коммуникативными навыками и умениями);

- праздники с народными традициями (календарные и народные: Рождество, Святочные гуляния, Колядки, Масленица, Вербное воскресенье, Пасха), цель которых сохранить и возродить культурные традиции предков. Праздники по народному календарю являются своеобразным завершением освоения конкретных календарных тем года, подведением итогов в ННОД в течение года;

- мероприятия, непосредственно связанные с историей России и русского народа, с целью приглашения не только родителей воспитанников Центра развития ребёнка, но и ветеранов ВОВ, военнослужащих, художников, артистов фольклорных и музыкальных театров, педагогов и воспитанников музыкальной и художественной школ. Эти встречи, юных и ветеранов, взаимно обогащают, учат и воспитывают добрые качества (уважение, гордость, доброту, любовь), потому что в основе всего - народная культура, замечательное народное творчество, оно несёт в себе огромный творческий потенциал;

- родительские встречи, несомненно, помогают сплотить субъектов образовательного процесса, больше знать о родителях (законных представителей), донести до них наши пожелания и идеи. Все это сплачивает родителей, как коллектив и в то же время семью, как ячейку общества. Во всех этих мероприятиях повышается авторитет родителей, а значит идет воспитание у ребенка социокультурных норм поведения.

        Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в свете нового ФГОС, следование общей цели формирования социально-нравственных ценностей в ребенке способно воспитать личность с активной жизненной позицией, со стойкими нравственными привычками.

Проблема этического воспитания актуальна всегда, так как моральное развитие и становление личности ребенка происходит на протяжении всей его жизни.

Обобщая выше сказанное, можно с уверенность сказать, что ДОО может заложить в детях то зерно нравственности, которое вырастет во взрослом человеке красивым цветком морали и воспитанности.

Пусть наши труды будут призваны сеять доброе и красивое, развенчивать моральное зло и безразличие в мире, и в душах. Наша деятельность – уроки добра, истины и красоты, уроки мудрости, формирующие иммунитет ко всему тому, что убивает «человеческое в человеке». И если мы понесем с собой в свои семьи, в мир людей и детей идеи добра, истины и красоты, то это будет великая сила».

Литература:

  1. Данилина, Т. А., Степина, Н. М. Социальное партнёрство педагогов, детей и родителей [Текст] пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, Н. М. Степина - М.: Айрис-пресс, 2010. – С. 112.
  2. Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй [Текст] методическое пособие для воспитателей ДОУ / Н В Микляева - М.: Айрис-пресс, 2012. – С. 144
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013 г.

.



Предварительный просмотр:

Создание информационной образовательной среды образовательной организации как условие реализации ФГОС

(статья на IV Всероссийскую научно-практическую конференцию

«Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления», 5-6.11. 2015 года, г. Кемерово)

В условиях динамично меняющегося мира компьютерные и коммуникационные технологии являются вполне очевидным проявлением информационной революции.

Для достижения полноты и качества использования, научно - практических знаний в образовательной деятельности ДОУ требуется создать: эффективную информационно – образовательную среду, которая способствует формированию гармонично развитой, социально активной, творческой личности; условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе внедрения ИКТ и влияет на развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала.

Информатизация ДО открывает педагогам, новые возможности для внедрения в практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей образовательного процесса, для развития интеллекта и в целом личности ребенка. Информатизация ДО–это комплексный, многоплановый, ресурсоёмкий процесс, где участвуют дети, педагоги, родители и администрация ДОУ, это создание единого информационного образовательного пространства, и использование ИКТ в образовательном процессе.

Главная цель внедрения ИКТ–это создание единого информационного пространства, развивающей среды в ДОУ.

Мы уверены, что в ДОУ использование ИКТ позволит модернизировать образовательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

В системе ДО вопрос создания информационной среды является актуальным и востребованным, так как современные ИКТ стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления.

Отличительной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех основных ее компонентов, в том числе с использованием современных ИКТ, так как они расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере воспитания и способны повысить эффективность взаимодействия ДОУ и родителей, тем самым решить одну из самых актуальных задач ФГОС ДО "Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей".

Для решения данных проблем на базе «ЦРР ДС №18 «Теремок» был разработан долгосрочный проект (сроки реализации 2013-2016 г.г.).

Проект «Окно» предназначен для разработки и внедрения модели информационной образовательной среды ДОУ как условия выполнения ФГОС к структуре ООП ДО по следующим пунктам: создать условия для овладения педагогами и внедрения в образовательный процесс ИКТ; организовать теоретическую, практическую переподготовку педагогов с целью повышения информационной культуры; реализовать деятельностный подход в развитии детей через метод проектов, развивающие игры, индивидуально-дифференцированный подход в организации ННОД с применением ИКТ для создания условий самореализации детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе на информационном уровне; применять компьютерный мониторинг для проблемного анализа и своевременной корректировки деятельности педагогов; оптимизировать условия по сопровождению образовательного процесса в группах специалистами, через использование ИКТ, реализуя принцип интеграции; оптимизировать взаимодействие ДОУ с родителями через информационное пространство.

Идея проекта информационно образовательная среда позволяющая скоординировать деятельность участников образовательного процесса, для успешной, эффективной реализации ООП ДО в соответствии с ФГОС. Цель проекта создать условия для: внедрения ИКТ и информационно - образовательную среду в ДОУ как условие реализации ООП ДОУ в соответствии с ФГОС; повышения информационной компетентности участников образовательного процесса.

Цель проекта определила следующие задачи: повысить квалификацию и методическую поддержку педагогов в области использования ИКТ; расширить область применения ИКТ в ДОУ; скоординировать информационное взаимодействие (сайт, эл/п) с родителями, ДОУ города; совершенствовать материально-техническое оснащение учреждения; создать банк информационно-образовательных ресурсов, дидактических, методических материалов по использованию ИКТ в ДОУ.

Реализация проекта осуществляется через создание модели информационной образовательной среды, через обучение педагогов ИКТ, формирование информационно – коммуникационной компетентности всех участников образовательного процесса, через активизацию сайта учреждения для родителей и общественности, через создание локальной сети для оптимизации образовательного процесса. Обеспечение деятельности всех участников образовательного процесса единой информационной основой, позволяет: получить объективную информацию для принятия решений; повысить качество образования через активное внедрение ИКТ в образовательный процесс: использовать ИКТ для организации совместной деятельности в основной образовательной деятельности и в режимных моментах; обеспечивать условия для формирования информационной культуры всех участников образовательного процесса; создавать условия для взаимодействия семьи и ДОУ через единое информационное пространство.

ИКТ компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные ИКТ в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в сфере образования».

Анализируя эффективность проекта, мы пришли к выводу, что создание информационно–образовательного пространства ДОУ необходимое условие реализации ФГОС ДО, так как одной из целей ФГОС является «Повышение социального статуса дошкольного образования», а сайт дошкольного учреждения дает возможность «рекламировать» свою деятельность.

В целях эффективной реализации ООП ДО необходимы условия для «профессионального роста и развития педагогов» ИКТ предоставляет такие возможности в современном обществе – это вебинары, дистанционные курсы, педагогические сообщества, образовательные сайты.

В заключении хочется отметить, что информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей образовательного процесса.

Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребенка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры личности. Задача руководителей ДОУ организовать работу по созданию информационно-образовательного пространства ДОУ как необходимого условия реализации ФГОС ДО.

Литература

1. Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: методическое пособие/ Ю.М. Горвиц - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 328 с.

2. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации/ С.Л. Новосёлова - М.: Центр инновации в педагогике, 1995.-64с.

3. Пейперт С., Переворот в сознании. Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с английского [Текст] С. Пейперт - М.: Педагогика, 1989

4. Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения [Текст]: практическое руководство. / Б.П. Сайков. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.



Предварительный просмотр:

Использование инноваций в образовательном процессе ДОУ

статья для публикации в сборнике IN CEPTUM (образовательный центр) 26.08.2014

II Всероссийская научно – практическая конференция

«Инновационно-педагогическая деятельность в современном ДОУ»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает внедрение новых образовательных стандартов, что требует от педагогов дошкольных учреждений повышения качества дошкольного образования. Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как резерв последующих ступеней образования.

Сегодня ДОУ в соответствии с принципом вариативности вправе выбирать свою модель образования и конструировать воспитательно–образовательный процесс на основе адекватных идей и технологий.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике ориентированные на личность ребёнка, всестороннее развитие его способностей.

Педагоги МБДОУ «Центра развития ребёнка – детский сад №18 «Теремок» считают, что одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению, этот метод развивает познавательный интерес к различным образовательным областям, формирует навыки сотрудничества.

Мы рассматриваем проектную деятельность, как вариант интегрированного метода обучения дошколят, как способ организации воспитательно-образовательного процесса. Этот процесс основан на взаимодействии педагогов, детей и их родителей, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Метод проектов – стимулирует интерес ребёнка к определённым проблемам, предполагающим овладение определёнными знаниями, и через проектную деятельность мы предусматриваем решение целого ряда проблем, а также показать практическое применение полученных знаний.

Проектная деятельность это особый вид интеллектуально-художественно-творческой деятельности; совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

В воспитательно–образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, участниками которого являются дети, педагоги МБДОУ, родители и другие члены семьи. Хочется отметить, что наши родители (законные представители) являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и специалистам Центра в процессе работы над проектом, они активные и непосредственные участники образовательного процесса. Данная деятельность обогащает родительский опыт, даёт им возможность испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

На протяжении 2 лет Центр развития ребёнка работает в Инновационном режиме. Инновационная педагогическая деятельность ведётся на основе новейших методик и технологий, позволяющих обеспечить личностно – ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе.

С 27.12.2012 МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок» официально являлся «Областной экспериментальной площадкой».

С 10.02.2014 постановлением Администрации Кемеровской области № 9 были внесены изменения МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок» официально является «Экспериментальной региональной инновационной площадкой».

В своей практической деятельности мы используем: метод проектов; технологии: информационно-коммуникативные, «Портфолио дошколят» (электронный банк достижений). На базе учреждения с 01.09.2012 по 01.09.2014 успешно реализуется долгосрочный исследовательский проект «Росток одарённости».

Концепция проекта - выявление детей с признаками одарённости должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения, изучения психологических особенностей детей, речи, памяти, творческого воображения. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.

Актуальность проекта заключается в том, что проблема выявления и развития одаренности у дошкольников, а также создать условия для воспитания и обучения на уровне МБДОУ и семьи, стоит очень серьезно и насущно. Выявление детей с признаками одаренности это достаточно длительный временной процесс, связанный с динамикой развития дошкольников. Эффективность диагностики возможна посредством применения разнообразных процедур тестирования. Следовательно, диагностические процедуры должны проводиться с определенной периодичностью, охватывая всех детей, и служить основой для корректировки программ ДОУ.

Гипотеза нашего исследования заключается в раннем выявление одаренности ребенка, построение целенаправленной работы с ним педагогов, оказание психолого-педагогической поддержки, педагогически оправданная позиция родителей способствуют более глубокому развитию качеств личности ребенка с признаками одаренности.

Новизна проекта заключается в комплексном подходе, в соблюдении принципов систематичности, последовательности и непрерывности в содержании и организации работы по проекту, использовании интерактивных методов обучения и воспитания в художественно – эстетическом и музыкально – театральном направлениях. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно-образовательного процесса, является личная включённость детей и родителей в творческий процесс.

Отличительные положительные особенности инновационного продукта: доподлинно известно значение дошкольного возраста, для всестороннего развития человека, так как около 60 % способностей формируется именно у детей к 5 – 6 годам.

Основной целью является создание условий для максимального раскрытия индивидуального, возрастного, творческого потенциала ребёнка.

Цель проекта: создание условий для проявления каждым воспитанником (одинаковые стартовые возможности) своих творческих способностей и интересов и формирование познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Социальные партнёры: МАОУ «Гимназия»; МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №18»; МБУК «Краеведческий музей»; МБУК «Юргинский музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего востока»; МОУДО «Детская художественная школа №7».

Целевая группа проекта: в реализации проекта участвуют родители, воспитанники от 4 до 6 лет, педагоги и социальный институт города.

Ресурсное обеспечение это инициативная творческая группа проекта: руководитель Викторова И.В., координатор педагог-психолог Решетняк Е.Н., учитель-логопед Кудрявцева О.В., руководитель театральной студии «Звёздочка» Трохалева Н.И., музыкальный руководитель Чаюнова О.А., педагог ДО Ягодкина Е.П., социальные партнеры проекта.

Материально-техническое обеспечение учреждения соответствует успешной реализации проекта. На базе учреждения имеются:  музыкальный зал, оборудованные согласно современным требованиям (мультимедийный комплекс, DVD, два ноутбука, видео камера, фотокамера, музыкальные центры), ИЗО и театральная студии, комната психологической разгрузки, кабинет учителя - логопеда.

Критерии эффективности: увеличение числа воспитанников, желающих и способных заниматься творческой деятельностью; вовлеченние в работу с детьми ведущих специалистов.

Перспектива проекта: предусмотрено программным обеспечением до 2015 г. Участием воспитанников и педагогов в  конкурсном движении на грантовой основе.

Наши достижения: Диплом I ст. «Кузбасского образовательного форума-2014», конкурс «Инновации в образовании»; Диплом победителя (III место) Всероссийского дистанционного конкурса работников образования «Лучший педагогический проект»; Лауреат муниципального этапа областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса– 2014».

Список литература

1. Балагина Е.В., Горячкова С.А., Меженный В.С., Уварова Л.И. Конструктор проектов. Электронное пособие. – М: Творческий центр, 2010.

2. Кочкина Н.А., Чернышева А.Н. Портфолио в ДОУ: практическое пособие. – М: Линка – Пресс, 2009 – 201 с.

3. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М: Учитель,2012 - 174 с.

4. Программа по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в Кем. Обл. на 2010 – 2015г.г. (№ 844-р от 21.10.2010г.)

5. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй. – OZON.RU, 2010 – 233 с.

6. Федеральная целевая программа «Одарённые дети».

7. ФЗ  РФ «Об образовании в Российской Федерации»  (01.09.2013 г. № 273 - ФЗ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие детского сада и семьи в сохранении и укреплении здоровья дошкольников" (публикация статьи с сборнике научно-практической конференции)

Ни одна,  даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщес...

Участие и публикации статей в н.п. конференциях, на страницах журналов.

Конференция – это не форма получения образования, скорее это способ ознакомления общественности со своими теориями, а также первичная апробация своих идей на практике....

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Публикация Статьи в сборнике "Педагогическая деятельность: теория и практика" в рамках I Международной научно - практической конференции

Статья на тему: "Использование технологии "портфолио дошкольника" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"...

Публикация Статьи в сборнике "Педагогическая деятельность: теория и практика" в рамках I Международной научно - практической конференции

Статья на тему : "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС : применение с способы реализации"...