проектная деятельность
проект (подготовительная группа) на тему

Ядыкина Елена Геннадьевна

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к изучению истории родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_proshloe_nastoyashchee_budushchee_rodnogo_kraya.docx164.44 КБ

Предварительный просмотр:

      «Прошлое, настоящее, будущее родного края»

Творческий, информационно - практико – ориентированный

проект

Составитель: Ядыкина Елена Геннадьевна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории.

                                                         

Прокопьевск 2015

Структура проекта

Паспорт………………………………………………………………………….….2

Актуальность……………………………………………………............................5

Цель……………………………………………………………………………..….7

Задачи……………………………………………………………............................7

Целевые группы проекта……………………………………………………….....8

Принципы, лежащие в основе реализации проекта…………..............................9

Формы и методы организации детской деятельности…………........................10

Механизм реализации проекта…………………………………….…………….11

Основные направления деятельности…………………………………………...13

Прогнозируемые  результаты……………………………………........................16

Оценка результатов...…………………………………………………………….17

Дальнейшее развитие проекта…………………………………………………...18

Используемые источники………………………………………………………..20

Паспорт проекта

Наименование проекта

Проект «Прошлое, настоящее, будущее родного края»

Разработчик проекта

Ядыкина Елена Геннадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Цель и задачи проекта

Цель: формирование у детей старшего дошкольного                                   возраста познавательной активности к изучению истории родного края через организацию проектной деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Познакомить и систематизировать знания детей о родном крае, об истории своего города, достопримечательностях и знаменитых    людях, прославившим его.
  •  Разработать цикл познавательных занятий для формирования интереса к истории родного края.
  • Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации  совместной образовательной деятельности по приобщению дошкольников к изучению истории родного края. Развивающие:
  • Развивать потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных  времён  и народов нашего края.
  • Создать условия для развития активной самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей.

Воспитательные:

  • Воспитать у дошкольников духовно - нравственные ценности, гражданско-патриотические чувства и ответственное, уважительное отношение к  культурно-историческому наследию родного края.

Вид проекта

Долгосрочный

Тип проекта

Творческий, информационно - практико – ориентированный  (по Дж.Дьюи) 

Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 г. – октябрь 2015г.

Подготовительный этап – сентябрь–ноябрь 2015 г.; практический этап  – декабрь 2015 г. – сентябрь 2016г.;

заключительный этап – октябрь 2016 года.

Перечень основных мероприятий

  • Мониторинг по теме проекта (анкетирование родителей, педагогов, беседы с детьми);
  • «Круглый стол» с участием родителей, детей  и педагогов с целью  ознакомления с идеей проекта;
  • создание условий для реализации проекта (поисковая работа, сайт-экспедиции по теме, разработка блочно-тематического планирования проекта, формирование этнобиблиотеки, изготовление настольно-печатных, дидактических игр, картотек, альбомов, подбор экспонатов для уголка родного края, видеоматериалов и др.);
  •  цикл бесед об истории родного края, его природе, знакомство с достопримечательностями города Прокопьевска, его знаменитыми людьми;
  • экскурсии в Краеведческий музей, в библиотеку, по памятным местам города;
  • целевые прогулки «Улицы родного города»;
  • создание уголка родного края в группе детского сада и на страничке в интернете;  
  • совместное детско-родительское творчество: изготовление макета города будущего;
  • моделирование «Ворота времени»;
  • цикл  занятий «Колесо истории родного края»;
  • проведение встреч со знаменитыми людьми города (гостиные);
  • организация и проведение социальных акций «Вечная слава героям», «Посади дерево для потомков», «Флажки и флаги», «Покормите птиц зимой»; « Раз ромашка, два ромашка…»;
  •  создание и оформление Книги памяти о ветеранах-земляках, участников ВОВ;
  • создание и оформление альбомов: о народах Сибири, о природе родного края, об истории становления города Прокопьевска;  
  • презентация настольно-печатных игр «Прошлое, настоящее, будущее родного края», «Экскурсия по городу» и дидактических игр «Природа родного края», «В мире животных», «Найди недостающий фрагмент», «Геральдика Кузбасса», пазлы «Собери картинку»;
  • организация выставки детского творчества  на тему «История родного края», «Из прошлого в будущее», «Любимый уголок города», «Мы из будущего», « Кем я стану»;
  • составление фотолетописи «Улицы родного города» и «Дом, в котором я живу»;
  • презентация Книги памяти, альбомов, картотек народных игр, стихов о городе, пальчиковых игр в печатном и электронном виде;
  • проведение праздника «О тебе пою, мой край родной»;
  • итоговое занятие с детьми подготовительной группы «Необычное путешествие»;
  • итоговый мониторинг уровня познавательного развития детей;
  • презентация проекта на педагогическом совете в  МБДОУ.

Исполнители

Педагоги, дети, родители.

Ожидаемые результаты

Реализация проекта позволит:

-сформировать у детей  старшего дошкольного возраста элементарные представления об исторических событиях, природе родного края и народах Сибири, достопримечательностях родного города, его знаменитых людях;

-развить у воспитанников творческие и организаторские  способности;

-воспринимать события, факты, явления социальной действительности более осознанно, научить анализировать их;

-повысить их  мотивационную потребность к изучению истории родного края;

-выработать у воспитанников позицию личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию своего народа;

-повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации  совместной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников.

Целевые группы проекта

 Дети, педагоги, родители.

Предполагаемые источники финансирования

Внебюджетные средства, спонсорская помощь родителей.

Актуальность проекта

Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал”

Симонов К.М.

Содержание познавательного развития детей предполагает: формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. 

Следует отметить, что Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. При этом важно выделить, что целевой ориентир «наличие знаний о себе, природном и социальном мире, в котором дошкольник растёт» позволяет оценить эффективность познавательного развития дошкольника, его готовности к школе.

К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребёнку освоить начальные представления в области истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.

Реализация такой системы образования невозможна без знаний истории, традиций, культурных истоков, обычаев, особенностей устного народного творчества своей родины, своего края.

Психолого-педагогические исследования (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, JLC. Выготского, JI.A. Венгер, A.B. Запорожца, Т.А. Куликовой) показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется как стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира, отражать в сознании причинно-следственные связи и отношения, закономерности.

Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. И такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать историческую информацию о предмете, является проектная деятельность.

Актуальность проекта связана с тем, что современные тенденции качественного переустройства в дошкольном образовании строятся на тех же гуманистических основаниях, что и метод проектов.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Учитывая тот факт, что история –  это, прежде всего, наука о прошлом, о далеких и недавних событиях в жизни людей, одним из путей   элементарного  знакомства  старших  дошкольников  с  историей родного края является  ознакомление  их с  историческими событиями, достопримечательностями, творчеством и подвигами людей, прославившими его.

Для того, чтобы выявить уровень сформированности представлений и уровень познавательной активности старших дошкольников к изучению истории  родного края, его природном мире, достопримечательностях города Прокопьевска, людях, прославивших его, я провела мониторинг по разделу «Познавательное развитие». Проанализировав ответы детей, на вопросы диагностической беседы «История родного края, города», я пришла к выводу, что большинство из них имеет недостаточно знаний по этому разделу. Воспитанники не смогли назвать ни одного исторического события прошлого, кроме рассказов о великой отечественной войне, более того не владеют информацией о коренных народах края, его природном мире, традициях. Дети не проявляют особого интереса к изучению истории своего края. Из бесед с коллегами я выяснила, что, к сожалению, большинство педагогов сами недостаточно хорошо знают историю своего края, событий прошлого, не представляют о чём и как можно рассказать детям.

Проблема. Идея изучения родного края и использования проектного метода в педагогическом процессе не новая. Но на сегодняшний момент в  дошкольном образовании не существует эффективных методических рекомендаций приобщения дошкольников к истории родного края. Только в отдельных работах предлагается система воспитания у детей дошкольного возраста интереса к прошлому, любви к отечеству в рамках приобщения к национальной родной культуре, знакомства с природой России, развитие социальных представлений о своей родной стране, труде взрослых.

Однако, далеко не все вызывает у ребенка интерес. Степень его проявления, широта, глубина, осознанность, как показывают исследования ученых (Ю.К. Бабанского, А.Н. Поддьякова, Ф.К. Савиной, Г.И. Щукиной), зависят от характеристик объекта, к которому он направлен. Важна новизна и сложность информации об объекте, присутствие в ней когнитивного конфликта (противоречия).

Кроме того, знакомство  с историческими событиями позволяет сформировать у детей пространственно-временные представления. Но именно особенности восприятия времени дошкольниками затрудняют понимание исторических фактов.   Время не имеет наглядных форм, его нельзя посмотреть глазами, поэтому оно воспринимается опосредованно.

Ребенок не может воспринять прошлое иначе, чем через воспоминания близких взрослых, знакомство с историческими реликвиями, предметами старины, а позже – через фильмы, картины, книги.  Все, что было раньше того времени, о котором они в данный момент хорошо помнят, называется у детей просто – «давно – давно». Однако, восприятие событий прошлого, тем более далекого прошлого, является сложной задачей даже для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому возникает вопрос: могут ли дошкольники понять смысл исторических событий?

 Для того, чтобы понять особенности восприятия исторических событий старшими дошкольниками, мною был использован метод проектов, который обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Новизна материала заключается в выработке новых стратегических подходов в проблеме развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса к изучению истории родного края, города, ценностей и традиций своего народа через организацию проектной деятельности. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории своей малой Родины, края, способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию. Поможет раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей.

Таким образом, для реализации поставленной цели, наилучшим путем ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей родного края  является   совместная деятельность  детей  и  взрослых  по  выполнению  проекта  на  определенную историческую  тему.  

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного                                   возраста познавательной активности к истории родного края, через организацию проектной деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Познакомить и систематизировать знания детей о родном крае, об истории своего города, достопримечательностях и знаменитых    людях, прославившим его.
  •  Разработать цикл познавательных занятий для формирования интереса к истории родного края.
  •  Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации  совместной образовательной деятельности по приобщению дошкольников к изучению истории родного края.

Развивающие:

  • Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных  времён  и народов нашего края.
  • Создать условия для развития активной самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей.

Воспитательные:

  • Воспитать у дошкольников духовно - нравственные ценности, гражданско-патриотические чувства и ответственное, уважительное отношение к  культурно-историческому наследию родного края.

Целевые группы проекта

Целевые группы

Краткая характеристика

Дети 5 – 7 лет

В старшем дошкольном возрасте процесс познания  предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостной картины путем сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий. К 7 годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребенка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»). Мотивационная готовность дошкольников предполагает выявление причин, побуждающих ребенка к учению. Диапазон мотивов достаточно обширен: от очевидного нежелания учиться или ориентации на внешнюю атрибутику школьной жизни (красивая школа, звонок и т.п.) до осознанного стремления занять новую социальную позицию (стать школьником) и интереса к новым знаниям. Им доступны приёмы классификации, причинно – следственные связи, выдвижение гипотез, самостоятельность выводов. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). 

Родители

Взрослые  создают  возможности  для  развития  у  детей  общих  представлений  об окружающем  мире,  о  себе,  других  людях. Заинтересованы в познавательном развитии детей, хотят знать о возможностях сотрудничества с ДОУ, способствующего  развитию ребенка.

Испытывают потребность  в качественном дошкольном образовании без ущерба здоровья ребёнка, в формировании самостоятельной, деятельной личности, соответствующей меняющимся запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к сотрудничеству с педагогами по вопросам обучения и воспитания. 

Педагоги

Владеют содержанием основной образовательной  программы, методами психолого – педагогической диагностики познавательного развития дошкольников. Находясь в поиске эффективных форм развивающего обучения, активно внедряют достижения педагогической науки в практику. Создают условия для всестороннего развития и обучения детей, удовлетворяя его возможности и потребности, постоянно повышают свой профессиональный уровень.

Принципы, лежащие в основе проекта:

  • доступности (соотношение содержания, характера и объёма материала возрастным и индивидуальным особенностям детей);
  • наглядности максимально вводящей ребёнка в ситуацию конкретного исторического события (иллюстративность, наличие фотографий  достопримечательностей, карт города и родного края, семейных реликвий, писем, художественной литературы о краеведении и т. д.);
  • занимательности (изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата);
  • последовательности (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе);
  • подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации);
  • научности (правильное отражение действительности);
  • историзма (сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое - давным-давно; и настоящее - в наши дни).
  • гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству).

Формы и методы организации деятельности детей

В процессе формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста к истории родного края  используются различные формы деятельности:

интегративная и практическая образовательная деятельность, беседы, игры, праздники, конкурсы, викторины, экскурсии, гостиные-встречи, исследовательская деятельность и другие.

Методы  организации деятельности детей:

  1. поисковый (использование этого метода позволяет развить умения и навыки планирования и организации деятельности, восприятия информации, мыслительной деятельности, оценки и осмысливания);
  2. словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  3. наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу, сайт-экспедиции и др.);
  4. практический (изготовление макетов, альбомов, конструирование, рисование, лепка, создание уголка родного края и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – старшие дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • исследовательский – самостоятельная поисково – практическая деятельность.

Механизм реализации проекта

Этапы проекта

Сроки этапов проекта

Задачи этапов проекта

I этап

Подготовительный

сентябрь

-

ноябрь

2015 г.

  1. 1.Выявить уровень заинтересованности детей (беседа) и знаний об истории родного края, родителей и педагогов (анкетирование) (Приложение 3) в реализации проекта «Прошлое, настоящее, будущее родного края»;

2.Провести поисковую работу: рассматривание иллюстраций и чтение книг, страниц в сети интернет, отражающих исторические события, природу родного края, знаменитых людей родного города и составление по ним рассказов;

3.Подбор экспонатов для уголка родного края и художественной литературы для этнобиблиотеки;

4.Подбор открыток, статей  из газет, журналов, видеоматериалов, пословиц и загадок, игр, стихотворений, песен, фольклора об истории и природе края, города, народов Сибири;

5.Цикл бесед об истории родного края, его природе, народах, знакомство с достопримечательностями города Прокопьевска, его знаменитыми людьми;

7.Организовать целевые прогулки «Улицы родного города»;

8.Разработать блочно-тематическое планирование для реализации проекта;

9.Смоделировать «Ворота времени» для использования в играх – путешествиях.

II этап

Практический (творческий)

декабрь 2014 г. – сентябрь 2015г

1.Изготовление  макета города будущего, с привлечением детей и родителей;

2.Организовать и провести встречи-гостиные со знаменитыми людьми города;

3.Организовать с детьми совместную образовательную деятельность по теме «Колесо истории родного края»;

4.Организовать экскурсии в городской Краеведческий музей,  в библиотеку, по памятным местам города;

5.Создать и оформить книгу памяти о  ветеранах-земляках, участников ВОВ, с привлечением детей и родителей;

6.Создать настольно-печатные игры «Прошлое, настоящее, будущее родного края», «Экскурсия по городу» и дидактические игры «Природа родного края», «В мире животных», «Найди недостающий фрагмент», «Геральдика Кузбасса»,  пазлы «Собери картинку»;

7. Создать и оформить альбомы о народах Сибири, о природе родного края, об истории становления родного города;  

8.Организовать выставки детского творчества  на темы:  «История родного края», «Из прошлого в будущее», «Любимый уголок города», «Мы из будущего», « Кем я стану»;

9.Организовать социальные акции «Вечная слава героям», «Посади дерево для потомков», «Флажки и флаги», «Покормите птиц зимой»; « Раз ромашка, два ромашка…»;

10.Создать уголок родного края в группе детского сада и на страничке сайта ДОУ.

III этап

Заключительный (презентационный)

Октябрь

2015 г.

  1. Осуществить мониторинг уровня познавательного развития детей (знания и  интерес к изучению истории родного края);
  2. Выпустить Книгу памяти о ветеранах-земляках, участников ВОВ; альбомов: о народах Сибири, о природе родного края,  об истории становления родного города   с привлечением детей и родителей;
  3. Презентовать настольно-печатные игры  «Прошлое, настоящее, будущее родного края», «Экскурсия по городу» и дидактические игры «Природа родного края», «В мире животных», «Найди недостающий фрагмент», «Геральдика Кузбасса»,  пазлы «Собери картинку»;
  4. Презентовать Книгу памяти,  картотеки народных игр, стихов о городе, пальчиковых игр в печатном и электронном виде;
  5. Составить фотолетопись «Улицы родного города» и «Дом, в котором я живу»;
  6. Провести праздник «О тебе пою, мой край родной»;
  7. Провести итоговое занятие с детьми подготовительной группы «Необычное путешествие»;
  8. Выступить на педагогическом совете МБДОУ с презентацией проекта «Прошлое, настоящее, будущее родного края».

Основные направления деятельности

Реализация данного проекта рассчитана на 1 год. Осуществление цикла занятий в группе (6-7лет) проходит 2 раза в неделю по 30 минут. Проект предполагает осуществление разнообразной детской деятельности со всеми детьми группы. Большое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми.

Для лучшего усвоения детьми материала,  учитывая возраст детей, их интересы и способности, работу по изучению истории и культуры родного края лучше всего проводить блоками по 3-5 занятий.

Первый блок – поисково-собирательский, который приобщает к истории, знакомит детей с историческими событиями, народами Сибири и природой родного края, героями и знаменитыми людьми города Прокопьевска, его достопримечательностями.

Второй блок – экскурсионно-ознакомительный, где организуются экскурсии, целевые прогулки, встречи-гостиные со знаменитыми людьми города.

Третий блок – экспозиционный (оформление уголка родного края, выставок художественного творчества, фотоматериалов, макетов).

Изучение детьми исторического прошлого, настоящего родного края осуществляется через   интегрирование различных представлений:

 -исторических  (прошлое, настоящее),

-искусствоведческих,

-литературных (стихи, проза,   фольклор, игры),

- природоведческих.

Интегрирование проходит через  организацию всей проектной деятельности.

С этой целью было разработано блочно-тематическое планирование (Приложение 4).

В работе с детьми подготовительной группы, уже имеющими определенные знания об окружающем, была поставлена задача, сформировать у них познавательный интерес к изучению более полных и точных представлений о своем городе, о родном крае. Одним из методов работы стали экскурсии и встречи-гостиные. Для знакомства с прошлым города и родного края дети посетили городской Краеведческий музей, детскую библиотеку, а также осуществили сайт-экспедицию «по тропинкам истории родного края». Использование данных методов позволяют научить старших дошкольников видеть изменения,  происходящие вокруг, сравнивать старое и новое в облике города, видеть, как люди заботятся о родном городе: улицы чистые и просторные, посажены деревья, кустарники, воздвигнуты новые памятники, как город растет, становится красивым и современным. Каждое утро горожане спешат по своим делам, гуляют по обновленным аллеям, слушают пение птиц. Организуя экскурсии по родному городу, я старалась построить их так, чтобы дети не только рассматривали объект и отвечали на мои вопросы, но и могли сделать для себя какие-то выводы, установить логические связи. Все это не только способствует углублению интереса к истории родного города, но и развивает любознательность, умение размышлять.

 Встречи-гостиные с известными людьми города позволили детям лично познакомиться с их автобиографией, творчеством,  заслугами. Организация таких встреч вызывает огромный интерес у дошкольников, воспитывает чувство сопричастности к истории своего города. Старшие дошкольники лучше понимают смысл исторических событий и более эмоционально к ним относятся, если кто-либо из взрослых делится своими впечатлениями об этом событии или связанными с ними впечатлениями.

После экскурсии, встреч-гостиных проводятся беседы, которые формируют положительное эмоциональное отношение к тому, что дети увидели, узнали, развивают и обогащают их речь. На занятиях, посвященных теме «Колесо истории родного края» в подготовительной группе детей знакомили с новым, используя рассматривание альбомов, фотографий, составление рассказов, заучивание стихотворений, пословиц. Также в работе использовались разные виды игр: конструктивные, дидактические  и сюжетно – ролевые, подвижные русские народные и игры народов Сибири.

Знания, полученные во время экскурсий и бесед, отражаются и закрепляются в творческой (продуктивной) деятельности детей, которая включает рисование, лепку, конструирование, макетирование. В результате общения у детей формируется чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.

В воспитании у детей любви к родным местам, формировании уважения и интереса к людям других национальностей большую роль играют праздники и развлечения. Участие в фольклорных праздниках «Осенины», «Масленница», «Здравствуй, русская березка!» и других, вызывает эмоциональный отклик у детей, позволяет лучше узнать обычаи и традиции коренных жителей нашего края.

Заключительным этапом в реализации проекта стали: проведение праздника «О тебе пою, мой край родной», с привлечением ветеранов города и родителей воспитанников; итоговое занятие «Необычное путешествие», с использованием декорации «Ворота времени», что обеспечило оптимизацию познавательной активности старших дошкольников.

Подводя итог сказанному, хочется подчеркнуть, что использование в воспитательно-образовательном процессе проектной деятельности на разные исторические темы:

  • способствует углублению представлений об окружающем мире, учит взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в условиях интересного общего дела. Эта работа в определенной степени удовлетворяет базовую когнитивную потребность - потребность в познании и понимании; 
  • позволяет ребенку чувствовать себя активным деятелем, субъектом деятельности;
  • дошкольник учится самостоятельно ставить цель и искать способы ее достижения;
  • ребенок видит результат своей деятельности. Радуется он не только плодам своих усилий, но и тому, что близкие, которых он хотел порадовать, также эмоционально положительно их воспринимают. Таким образом, детские проекты приобретают социальную окраску.

Прогнозируемые  результаты

Реализация проекта позволит:

У детей старшего дошкольного возраста:

-сформировать познавательный интерес к изучению истории родного края, своей малой Родины;

-развить творческие и организаторские  способности;

-воспринимать события, факты, явления социальной действительности более осознанно, научить  анализировать их;

-повысить мотивационную потребность к изучению родного края;

-выработать позицию личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию своего народа.

У педагогов и родителей:

-повысить профессиональную и информационную компетентность в вопросах организации  совместной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников.

В результате  обучения дети должны:

  • сформировать устойчивый познавательный интерес к изучению истории родного края, города;
  • иметь элементарные представления о символике, праздниках, людях, истории родного края, города, его достопримечательностях, природном мире;
  • знать некоторые исторические события прошлого и настоящего в истории родного края, города;
  • развить потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
  • уметь выстраивать игровые сюжеты, действия, использовать в самостоятельной деятельности игры народов Сибири;  
  • проявлять гордость за достижения, победы людей, прославивших свою Отчизну, уважение к традициям прошлого своего края, города;
  • выражать положительное бережное отношение к природе и животному миру родного края;
  • оценивать результат своей работы.

Оценка результатов

Оценка результатов реализации проекта осуществлялась по двум направлениям:

  • уровень сформированности познавательного развития (знания) об истории родного края, города;
  • уровень сформированности познавательной активности (интерес) к изучению истории родного края, города.

Мониторинг проводился с использованием следующих методов:  беседы с детьми и  дидактической игры.

Уровень познавательного развития детей

  1. Диагностическая карта уровня развития познавательного развития (знания детей о  родном крае, его истории, достопримечательностях, людях, природном мире).                                            

Количественные и качественные показатели   свидетельствуют о положительной динамике в  познавательном развитии детей и сформированности  у детей  старшего дошкольного возраста знания детей о  родном крае, его истории, достопримечательностях, людях, природном мире. (Приложение 1)

Воспитанники называют свой город, район, домашний адрес. Знают достопримечательности города, где они расположены. Могут объяснить символику города, знают название народных праздников, их значение. Дети правильно называют растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Выражают эстетическое отношение к природе, передают настроение, впечатление от знакомства с книгой, сказками народов Сибири.

      Уровень познавательного развития детей   представлен в диаграмме                                                                           (Приложение 1)

                      Уровень познавательной активности

        Диагностическая карта уровня развития познавательной активности (интерес детей к изучению истории родного края, его достопримечательностях, людях, природном мире).  

Наблюдение за детьми в ходе реализации проекта выявили у 45% детей высокий уровень познавательного интереса, у 55% детей – средний уровень.  Это говорит о том, что проектный метод достаточно эффективен, а тема проекта интересна и доступна детям.

Количественные и качественные показатели   свидетельствуют о положительной динамике в  познавательной активности и сформированности  у детей  старшего дошкольного возраста интереса к изучению истории о  родном крае, достопримечательностях города, людях, природном мире. У дошкольников сформировался естественный интерес к изучению истории своей Отчизны. (Приложение 2)

Воспитанники проявляют инициативность, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи. Проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

      Уровень познавательной активности детей   представлен в диаграмме                                                                           (Приложение 2)

  1. Уровень основной направленности  и вовлечения педагогов и родителей в инновационный процесс

             1.   Изменение личности и деятельности педагогов:

  •  качество творческой деятельности в разработке и реализации проекта;
  •    изменение содержания и форм совместной образовательной деятельности с детьми;
  •    личностный рост педагогов (участие в конкурсах, семинарах, методической работе).                                                                  

        2. Педагогическая компетентность родителей в области познавательного развития детей (исторический аспект)  

  • изменение отношения родителей к деятельности, интересам и развитию своего ребёнка;
  • участие в совместных мероприятиях, анкета для родителей (Приложение 3)                                                                                                                                          

Дальнейшее развитие проекта

После завершения работы над проектом открылась  возможность его дальнейшего развития.

Реализация данного проекта позволит продолжить работу по формированию познавательной активности в изучении истории родного края, города:  

  • продолжать проводить совместные акции социального и тематического характера;
  • создать методический архив по краеведению;
  • разработать методические рекомендации по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности к изучению истории родного края;
  • использовать этнобиблиотеку и уголок родного края  в работе с детьми и педагогами ДОУ;
  • составить блочно-тематическое планирование по изучению старшими дошкольниками фольклора, культурных традиций народов Сибири;
  • публиковать материалы проекта в печатных изданиях  и интернет – сайтах, участвовать в конкурсах различного уровня.

        Таким образом, анализируя положительную динамику результатов моей работы по формированию познавательной активности к истории родного края через организацию проектной деятельности, я пришла к выводу:  познавательное развитие средствами проектного метода в перспективе будет занимать важное  место  в организации образовательного процесса в детском саду. Метод  проектов  дает  ребенку  возможность  экспериментировать, синтезировать  полученные  знания,  развивать  творческие  способности  и коммуникативные умения. Участие  в  проекте  дает  возможность  каждому  участнику  (и ребенку,  и  взрослому)  проявить  свою  индивидуальность,  укрепить  и сохранить чувство собственного достоинства.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы поможем ему установить положительное отношение с миром людей, миром природы и с самим собой.
Я уверена, что системная, последовательная работа по этому направлению поможет зажечь искорку любви и интереса к жизни народов Сибири в разное историческое время. История родного края должна  войти  в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Осознавая себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, ребенок приобщается  к богатствам национальной  и мировой культуры.

 «Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - А.С. Пушкин.

Какими станут мои воспитанники, покинув стены детского сада? Как они будут учиться в школе? Что они принесут обществу? Вот это и есть настоящий результат моей работы.

Используемые источники

  1. Алешина Н.В., Знакомство дошкольников с родным городом и страной / М.: 2011.-14с.
  2. Воспитательная система «Маленькие россияне» / под ред. Т.И. Оверчук.-М.: Мозаика-синтез, 2005.-11с.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
  4. Виноградова Н.А., Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. / М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  5. Достижения и рекорды Кузбасса. Популярное информационное издание. / Вояж, 2013.
  6. Дыбина О.В., Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста / Тольятти: ТГУ, 2009.
  7. Зеленова  Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живём в   России / Великие Луки: Скрипторий 2003, 2010.
  8. История Сибири для детей. Вера Лаврина / Кемерово, 2015
  9. Когда приходит вдохновенье. Стихотворения. СП/Наука, 2013
  10. Кондрыкинская Л.А., С чего начинается Родина? / Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  11. Кобзева Т.Г., Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 /  Волгоград, 2008.- 347 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/1168
  12. Кузбасс. Культура. Избранные страницы. / Емерово - Томск. Гала Пресс, 2008
  13. Легенды горы Зеленой. Устное творчество шорского народа. Г.П. Калишева.  Кемерово / Скиф, 2004.
  14. Лунина Г.В., Воспитание детей на традициях русской культуры / М.: 2005 - 2с.
  15. Лаврина В.Л., История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени / В.Л. Лаврина. – Кемерово: Кузбасс, 2004. – 80 с.
  16. Народные сказки. / Кемерово, 2008
  17. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Русские сказки Сибири Дальнего Востока. Легендарные, бытовые / Российская Академия наук, 1993
  18. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Русские сказки Сибири и Дальнего Востока. Волшебные, о животных /  Российская Академия наук, 1993
  19. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока / Академия наук СССР, 1991
  20. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока / Российская Академия наук, 1987
  21. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Шорские героические сказания / Российская Академия наук, 1998
  22. Щукина Г.И., Проблемы познавательного интереса в педагогике М., 2001 с.34
  23. Хабарова Т.В., Педагогические технологии в дошкольном образовании /–Спб, Детство-пресс, 2011
  24. Интернет - ресурсы:  http://nsportal.ru/, http://www.maam.ru/, http://dohcolonoc.ru/, http://50ds.ru/,

http://nashideto4ki.ru/news/uchebnik_dlja_1_klassa_studentts_book_english_audiokurs_vereshhagina_i_n_pritykina_t_a/2014-10-26-8395, http://www.detsadclub.ru/index.php/home/53/902-proekt-istoriya-rodnogo-goroda, http://detstvogid.ru

Приложение 1

Мониторинг уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста познавательного развития (знания)

Цель исследования: выявление уровня объема знаний об истории родного края, города, у детей 6-7 лет.

Была использована индивидуальная беседа: детям предлагались вопросы.

Процедура проведения

Беседа проводится индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке и при условии его положительного настроя на беседу со взрослыми. Ответы детей заносят в протокол.

Инструкция

- Я сейчас тебе буду задавать вопросы. А ты постарайся на них ответить.

Техника проведения

С каждым ребенком была проведена беседа по следующим вопросам:

1.Как называется страна, в которой ты живешь?

2. Как выглядит флаг и герб России?

3. Что означает триколор на флаге России?

4. Какие праздники отмечает наша страна? Перечисли.

5. Назови край, в котором ты живешь?

6.Назови город, в  котором ты живешь?

7.Как называется улица, на которой ты живешь?

8. Какие улицы тебе еще знакомы? Назови их.

9. Назови достопримечательности нашего города.

10. Какие исторические памятники, посвященные героям войны и труда есть в нашем городе? 
11. Знаешь ли ты знаменитых людей, прославивших наш город?

12. Какие есть парки, скверы в нашем городе?
13.
Какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке?

14.Какие животные и птицы живут в нашем крае?

15. Что это за таинственное "давным-давно?"

16.Что в мире было, когда тебя еще не было?

17. Во что играли дети, когда бабушкина мама была маленькой девочкой? Как тогда одевались? Где спали? …

Обработка результатов первичного эксперимента сформированности познавательного развития

Вывод: По  результатам первичного    исследования  сформированности знаний детей об истории, природе родного края, достопримечательностей родного города, знаменитых людях, было выявлено  65 % детей с  низким уровнем развития, 20 % детей  со средним уровнем и 15 % с высоким уровнем. Проанализировав ответы детей, на вопросы диагностической беседы «История родного края, города», было выявлено, что большинство из них имеет недостаточно знаний по этому разделу. Воспитанники не смогли назвать ни одного исторического события прошлого, кроме рассказов о великой отечественной войне, более того не владеют информацией о коренных народах края, его природном мире, традициях. Дети не проявляют особого интереса к изучению истории своего края.

Актуальность проекта связана с тем, что современные тенденции качественного переустройства в дошкольном образовании строятся на тех же гуманистических основаниях, что и метод проектов.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Учитывая тот факт, что история –  это, прежде всего, наука о прошлом, о далеких и недавних событиях в жизни людей, одним из путей   элементарного  знакомства  старших  дошкольников  с  историей родного края является  ознакомление  их с  историческими событиями, достопримечательностями, творчеством и подвигами людей, прославившими его.

Для того, чтобы выявить уровень сформированности представлений и уровень познавательной активности старших дошкольников к изучению истории  родного края, его природном мире, достопримечательностях города Прокопьевска, людях, прославивших его, я провела мониторинг по разделу «Познавательное развитие». Проанализировав ответы детей, на вопросы диагностической беседы «История родного края, города», я пришла к выводу, что большинство из них имеет недостаточно знаний по этому разделу. Воспитанники не смогли назвать ни одного исторического события прошлого, кроме рассказов о великой отечественной войне, более того не владеют информацией о коренных народах края, его природном мире, традициях. Дети не проявляют особого интереса к изучению истории своего края. Из бесед с коллегами я выяснила, что, к сожалению, большинство педагогов сами недостаточно хорошо знают историю своего края, событий прошлого, не представляют о чём и как можно рассказать детям.

Все дети группы были протестированы по этой методике в начале реализации проекта и в конце проводилась итоговая диагностика.

Обработка результатов итогового эксперимента

Вывод: По результатам итогового исследования  выявлено всего 5%, воспитанников  с низким уровнем, со средним 40%  и 55 % с высоким уровнем.  Многие дети имеют представления о некоторых исторических событиях родного края, его природном мире, о достопримечательностях родного города, его выдающихся людей.

Приложение 2

Мониторинг уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности (интереса к изучению истории родного края, города)

Цель исследования: выявление уровня познавательной активности в изучении истории родного края, города, у детей 6-7 лет.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели (автор Кобзева Т.Г.):

- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

Критерии оценки:

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень - не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень - большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень - проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Процедура проведения

Проводится в результате наблюдения за самостоятельной, продуктивной, игровой деятельностью детей, индивидуальной беседы. Педагог заполняет карту наблюдения на каждого ребенка.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ

Ф.И. ребенка.........................................................................................................

Родная страна

Название страны  .................................................................................………….

Название города   .......................................................................................……….

Название своего района..............................................................................……….

Домашний адрес   ......................................................................................………..

Названия достопримечательностей города.................................................………..

Названия зеленых зон   ..............................................................................………..

Названия площадей, проспектов............................................................…………..

Символика

Флаг России..............................................................................................…………

Флаг родного города   ...........................................................................…………

Герб России ............................................................................................…………

Гимн России........................................................................................…………….

История народной культуры и традиций родного края

Жилище человека и предметы быта   .......................................................………...

Народные праздники  ........................................................................…………….

Народные игры и игрушки.................................................................…………….

Знаменитые земляки …………………………………………………………….

Историко-географический и природный компоненты

Природные богатства нашего края  .......................................................…….…….

Различные природно-климатические зоны (тайга, леса, горы и т.д.).....................

Виды ландшафта   ....................................................................................…………

Животные и птицы Сибири …………………….……………………………....

Личностный компонент

Отношение к окружающей природе   ....................................................………….

Забота о близких.....................................................................................………….

Проявление дружелюбия.......................................................................………….

Умение управлять своими чувствами, договариваться и т.д...........................…….

Умение анализировать свои поступки и поступки других людей……....................

Обработка результатов первичного  мониторинга

уровня сформированности познавательной активности (интереса) к изучению истории родного края, города

 Вывод: По результатам первичного исследования выявлено 55 % воспитанников  с низким уровнем, 35 %  со средним уровнем и всего 10%с высоким. Большинство детей не проявляют инициативности, самостоятельности, интереса и желания узнавать об истории родного края, достопримечательностях города, о людях прославивших его и т.д. У дошкольников не сформирован естественный интерес к изучению истории Родного края.

Обработка результатов итогового  мониторинга

уровня сформированности познавательной активности (интереса) к изучению истории родного края, города у детей старшего дошкольного возраста

Вывод: По результатам итогового мониторинга познавательной активности у детей выявлено 55% со средним уровнем, 45% с высоким уровнем. У дошкольников сформировался естественный интерес к изучению истории родного края. Воспитанники используют в своих играх   приобретенными знания.  Самостоятельно принимают  решения в выборе задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают интереса к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения, и, получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует о познавательной активности ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, инициативности, самостоятельности. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Дети стали проявлять заботу о близких, а так же дружелюбно относиться к сверстникам и взрослым, договариваться с ними и т.д. Воспитанники задают вопросы о животном и растительном мире нашего края, о некоторых исторических событиях прошлого и настоящего. У дошкольников сформировался естественный интерес к изучению истории Родного края.

Приложение 3                                                                                                                                        

Перед  началом проекта результаты анкетирования родителей показали: 35% не знают истории развития своей малой родины и культуры народов населяющих Сибирь, 42% не применяют эти знания в повседневной жизни. 

Анкета

Уважаемые родители!

Просим ответить на вопросы анкеты.

1.Что вы вкладываете в понятие нравственно-патриотическое воспитание?

2.Как вы считаете, нужно ли формировать у детей нравственно-патриотические чувства?

3.Согласны ли вы с тем, что при формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста акцент должен принадлежать краеведению (история родного города, знаменитые люди родного города, природные богатства)?

4.Как вы относитесь к тому, что детский сад организует посещение детьми музея?

5.Беседуете ли вы со своим ребёнком о родном городе, его истории?

6.В каких местах города вы любите бывать со своим ребёнком?

7.Какие книги есть в вашем доме о Кемеровской области, родном городе, и других городах Сибири?

8.Считаете ли вы достаточными свои знания о родном крае? Хотели бы вы пополнить свои знания о родном крае:

-  через информацию в родительском уголке;

-  через совместные мероприятия: экскурсии, праздники

9. Есть ли в Вашей семье родственники, активно участвовавшие в развитие нашего города?

 10. Какую помощь можете оказать? (рассказать о своей профессии, организовать экскурсию, изготовление фотоматериалов)  

 


Приложение 4

Тематическое  планирование информационно – практико – ориентированного  проекта

      «Прошлое, настоящее, будущее родного края»

№ П/П

            Время

      проведения

                Тема

            Форма  проведения

   Работа с родителями

                                                                                   1 БЛОК:    ИСТОРИЯ   МАЛОЙ   РОДИНЫ

1.

     Сентябрь 2015

*Проанализировать возможность участия целевых групп  в реализации проекта

Беседа (выявить уровень заинтересованности детей, родителей в участии проекта)

  • Мониторинг по теме проекта (анкетирование)

2.

 *Культурное наследие.

   Рассказ о родном городе.  

Знакомство с гербом города

*Поисковая работа, сбор информации

*Занятие  «Дом, в котором я живу».  

*Сайт-экспедиции «По тропинкам истории родного края»

 

*Рассматривание иллюстраций и чтение книг, отражающих исторические события, природу, знаменитых людей родного края и составление по ним рассказов.

* Организовать выставку детского творчества  на тему «История родного края»

  • «Круглый стол»

с целью  ознакомления с идеей проекта

  • Подбор открыток, статей  из газет, журналов, видеоматериалов, пословиц и загадок, игр, стихотворений, песен, фольклора

3.

      Октябрь 2015

*Краеведение.

История родного города

«Осенняя ярмарка»

*Экскурсия в городской краеведческий музей.

*Подборка материала для   картотеки народных и пальчиковых игр, стихов о родном городе. Фольклорные праздники «Осенняя ярмарка», «Рождественские колядки»,  встреча весны «Здравствуй, русская березка!», «Масленица»

  • Сбор материала  о

 истории края, народов Сибири

  •  Стихи, песни,

 местный фольклор

4.

      Ноябрь 2015

*Знакомство с районом города, в котором мы живём, с его особенностями и достопримечательностями

*«Колесо истории родного края»

*Выдающиеся  земляки

*Экскурсия по памятным местам города

 *Рассматривание карты города

*Беседа о родном городе, его историческом прошлом, памятниках архитектуры

*Оформление бутылок с посланием

*Совместная образовательная деятельность:

*Лепка «Как мы жили в прошлом»

*Установить связь со знаменитыми людьми города, организовать встречи с ними

*  Участие в  экскурсиях, встречах со знаменитыми людьми города

5.

     Декабрь 2015

*Символика  страны и края

* «Из окна наша улица видна», «Город будущего»

*Акция « Флажки и флаги»

* Рисование «Любимый уголок моего города» и др.)

*Составление творческих рассказов

* Изготовление совместно с детьми  символики страны и края

*Создание  книги  о  ветеранах-земляках, участников ВОВ.

*  Изготовление настольно-печатных   и  дидактических игр

6.

     Январь 2016

* Фольклорные праздники

*Традиционная забота  о зимующих птицах

*Будущее города

*Продуктивная  деятельность

*«Рождественские колядки», 

* Акция: « Покормите птиц зимой»

* Конструирование

«Мой город в будущем»

*Выставки: « Мы из будущего»

« Кем я стану»

*Подборка материала для  книги о природе родного края, народах Сибири, об истории становления родного города

Участие  в  акции, изготовление  кормушек  для птиц

                                                                               2 БЛОК:  ИСТОРИЯ  РОДНОГО КРАЯ

7.

    Февраль 2016

*  «День защитника Отечества»

*«Край, в котором мы живем»

*Подбор  материала для создания этнобиблиотеки в группе детского

сада

*Утренник

*Конструирование амулетов

* Знакомство с  коренными  жителями Сибири (исторические  книги, документы, фотографии).

Помощь в создании  этнобиблиотеки в группе

8.

       Март 2016

*Играем вместе с детьми

* Фольклорные праздники

* Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Почта», «Магазин», «Библиотека».

*Изготовление макета города

* «Масленица»

* Встреча весны «Здравствуй, русская березка!»

9.

    Апрель 2016

* «Ворота времени»

*Игры  народов Сибири

*  «История родного края»

* Слушание гимна нашего города, разучивание песен о Родине, о мире

*Акция: « Посадка дерева  для потомков»

*Встреча с ветеранами войны и труда

*Спортивное развлечение

* Выставку детского творчества  

Совместное детско-родительское творчество: изготовление макета города будущего

10.

     Май 2016

*«Они защищали Родину»

*«9 Мая – День Победы»

*« Раз ромашка, два ромашка…»

* Акция: « Вечная слава  героям»

* Экскурсия  на  Аллею героев

* Утренник, посвященный дню Победы

*Заучивание стихотворений «Чтобы не было войны»,

 «Пусть будет мир», «Ода солдату»  

*Проведение праздника

 «О тебе пою, мой край родной»

*Посадка цветов  на клумбах детского сада

11.

 Сентябрь 2016

*«История родного края»

*«Необычное путешествие»

* Тематические дни, посвященные  дню рождения города

* Творческая выставка –

 «Из прошлого в будущее»

*Выпуск и презентация Книги

Памяти в печатном и электронном виде

* Создание уголка родного края, этнобиблиотеки в группе и  в интернете

*Проведение итогового занятия с детьми подготовительной группы

* Презентация настольно-печатных игр:  «Прошлое, настоящее, будущее родного края»

 «Экскурсия по городу»

  и дидактических игр:

 «Природа родного края»,

 «В мире животных»,

 «Найди недостающий фрагмент», пазл  «Собери картинку»

12.

 Октябрь 2016

«Прошлое, настоящее и будущее родного края»

*Презентация проекта

*Выступление на педагогическом

совете в  МБДОУ


Приложение 5

Экскурсия «Аллея славы героев».

(старший дошкольный возраст)

Цель: - продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города (аллея героев), воспитывая гордость и любовь к ней.

Задачи:

  1. Воспитывать у людей любовь, бережное отношение к родному городу.
  2. Познакомить детей с экспонатами боевой военной техники.
  3. Закреплять и расширять знания детей о родном городе.
  4. Развивать способность к пониманию того, что сильные, смелые,

ловкие – лучшие защитники Родины в будущем.

Материал: фотографии (танк, самолёт, пушки); художественное слово: стихи, загадки, пословицы, поговорки.

Словарь: гаубица, экипаж, истребитель – бомбардировщик, экспонат, войска: зенитные, танковые, пограничные, ракетные.

Предварительная работа:

  1. беседа с детьми по фотографиям (военная техника);
  2. заучивание стихотворений: «Эти пушки на опушке», «Танк в реке не ищет броду», «Мы летаем высоко…»;
  3. заучить и объяснить значение пословиц;
  4. рисование военной техники.

Ход занятия

- Ребята в 2007 году к Великому празднику – Дню Победы, на Тыргане была открыта аллея героев, где выставлены экспонаты военной техники и мемориалы памяти героям.

       Педагог:

Наша мирная страна

Хорошо защищен

С автоматом, с пулемётом-

Это смелые бойцы.

Наша славная пехота,

Наши братья и отцы.

- О каких войсках говорится в стихотворении? (пехота)

- Это Сухопутные войска. Их назвали так, потому что солдаты охраняют

«Что?» - наши поля, луга, леса – просторы нашей Родины.

К Сухопутным войскам относятся (чтение стихотворения) «Какие?» -

зенитные,  (чтение) «Какие?» - танковые (чтение) «Какие?» - пограничные и (чтение) «Какие?» - ракетные войска.

Ребёнок(1)                               Эти пушки на опушке.

                                                 Эти пушки на опушке

                                                 Не похожи на игрушки!

                                                 Эти пушки на границе,

                                                 Этих пушек враг боится!

Ребёнок(2)                               Танк в реке не ищет броду. 

                                                 Танк в реке не ищет броду:

                                                 Он бесстрашно входит в воду,

                                                 Переваливает ямы, под себя деревья гнёт.

                                                 Если надо ехать прямо –

                                                 Едет прямо, не свернёт!

Ребёнок (3)                             Мы летаем высоко…

                                                Мы летаем высоко, мы летаем низко,

                                                Мы летаем далеко, мы летаем близко.

                                                Будет нужно – долетим мы туда, куда хотим.

                                                В небе воздух свеж и чист.

                                                Прыгнул вниз парашютист,

                                                А за первым весь отряд –

                                                Друг за другом все подряд!

Педагог: - О ком говорится в стихотворении? (о лётчиках)

- Этот род войск называется: военно- воздушные силы РФ

- Что охраняют наши лётчики? (небо над нашей страной –воздушные просторы).

Педагог предлагает детям отгадать загадки:

На горе –горушке, стоят старушки,

Если охнут, люди глохнут. (пушки)

- Ребята, а для чего нужен этот самолёт? (ответы детей)

- Этот самолёт истребитель – бомбардировщик, используется в нанесении ударов по вражеским объектам. Экипаж -1 человек.

Ползёт черепаха – стальная рубаха,

Не знает ни бури, ни страха. (танк)

- Для каких целей он используется? (ответы детей)

- Экипаж – 4 человека. Скорость выстрелов в минуту – 4

Педагог:

- Важное место в России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось любви к Родине и защите Отечества.

- Ребята, а какие русские народные пословицы, поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве вы знаете? (ответы детей)

Пословицы и поговорки:

С родимой земли – умри не сходи.

Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.

Один в поле не воин.

Храбрость города берёт.

Приложение 6

«Что такое героизм?»

(конспект НОД в подготовительной к школе группе)

Цель: дать детям представление о понятии «Героизм» посредством художественной литературы; развитие патриотизма в личности; воспитание любви к Родине, уважительного отношения к участникам ВОВ, стремление защищать свою страну; продолжать развитие монологической речи, внимания.

Предварительная работа: рассматривание фотографий, репродукций о ВОВ; беседа с детьми о войне.

Материал: фотографии, репродукции о ВОВ; «Твои защитники», Л.Кассиль («Сестра», «Памятник советскому солдату»); образцы медалей.

Ход занятия:

  1. Воспитатель знакомит детей с книгой, автором и предлагает послушать рассказы о героизме (чтение текстов).
  2. Воспитатель беседует с детьми по содержанию рассказов:
  • О ком (чём) рассказывает автор в рассказе……?
  • Когда или в какое время происходили события, описанные в рассказе….?
  • Кто главные герои?
  • Что с ними произошло?
  • Как поступил(а)……….?
  • Как можно назвать поступок……..?
  • Какой конец в рассказе…………..?
  • Как бы вы поступили на месте……?

3. Воспитатель подводит детей к пониманию понятия «Героизм»:

«В рассказах автор показывает нам героические поступки людей. Героизм это поступок, который совершает человек. Этот человек  рискуя собственной жизнью спасают жизнь других людей. Героические поступки можно совершать и в мирное время, например, (можно спросить у детей) спасение людей на пожаре, при наводнениях, во время землетрясений и катастроф. Человек, который совершил героический поступок, проявил героизм, становится героем. За проявленный героизм отважных героев награждают медалями (желательно показать образцы медалей)».

Приложение 7

«Вооруженные силы Р.Ф.»

(конспект НОД в подготовительной к школе группе)

Цель: формирование элементарных представлений о вооруженных силах нашей страны; воспитание патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к Российской армии; развитие познавательных интересов.

Материал: книжка – игрушка (панорама) С.В.Михалков «Наши защитники», (1978); фотографии из журналов; загадки о Российской армии.

Ход занятия:

1.Воспитатель: "Какой государственный праздник отмечает наша страна в феврале?" – День защитника Отечества.

Воспитатель: "Кого поздравляют в этот праздник? Кто отмечает этот праздник" -мужчины, военные, солдаты, пехота, лётчики, моряки…

Воспитатель: "Какие рода войск вы знаете?" Если дети затрудняются в ответе, то можно использовать фотографии в качестве подсказки.

Воспитатель: "Сегодня вы подробно узнаете на какие рода войск делится наша армия, первый род войск…

Наша мирная страна хорошо защищена.

С автоматом, с пулемётом – эти смелые бойцы –

славная пехота, наши братья и отцы. (показ картинки)

Воспитатель: "О каких войсках говорится в стихотворении?" - пехота.

    - Это Сухопутные войска. Их назвали так, потому что солдаты охраняют

"Что?" - наши поля, луга, леса – просторы нашей Родины.

К Сухопутным войскам относятся (показ и чтение стихотворения) "Какие?" -зенитные; (показ и чтение) "Какие?" - танковые; (показ и чтение стихотворения) "Какие?" - пограничные; (показ и чтение стихотворения) "Какие?" - ракетные войска.

♦Эти пушки на опушке

Не похожи на игрушки!

Эти пушки на границе,

Этих пушек враг боится!

                             ♦ Танк в реке не ищет броду:

                              Он бесстрашно входит в воду,

                              Переваливает ямы, под себя деревья гнёт.

                              Если надо ехать прямо – едет прямо, не свернёт!

Пограничник на границе,

Рядом – друг его надёжный и товарищ боевой,

Зоркий, чуткий, осторожный,

Верный пёс сторожевой!

Оборона – наша честь, дело всенародное!

Бомбы атомные есть, есть и водородные.

Но российские ракеты мирным людям не страшны –

Знают все – страна Россия против атомной войны!

        Воспитатель продолжает читать стихотворение (показ картинки):

●Чтобы тронуть нас не смели

И обидеть не могли,

Мы стальной бронёй одели боевые корабли.

Ночью светят маяки, в море наши моряки,

Это наш Военный флот нашу землю бережёт.

        "О ком говорится в стихотворении?" - о моряках.

- Это Военно – морской флот России – второй род войск. Моряки охраняют "Что?" - морские просторы нашей Родины.●

А третий род войск – это (чтение и показ)… - Военно –воздушные силы Р.Ф.Наши летчики охраняют "Что?" - небо над нашей страной – воздушные просторы.

● Мы летаем высоко, мы летаем низко.

Мы летаем далеко, мы летаем близко.

Будет нужно –долетим мы туда, куда хотим.

В небе воздух свеж и чист.

Прыгнул вниз парашютист,

А за первым весь отряд – друг за другом, все подряд!»

2. Воспитатель предлагает детям отдохнуть и отгадать загадки:

●Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает.

Отправляется  в полёт наш российский … (вертолёт).

●Что за птица: песен не поёт,

Гнезда не вьёт, людей и груз везёт?            (самолёт)

●На горе – горушке, стоят старушки,

Если охнут, люди глохнут.                           (пушки)

●Грянул гром, весёлый гром,

Засверкало всё кругом!

Рвутся в небо неустанно разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют.

Это праздничный …                                     (салют)

●Дёрнул кольцо – ветер в лицо,

Над головой – зонт большой.

Лечу я на землю, как с дерева лист.

Кто я такой?                                                (парашютист)

●Ползёт черепаха – стальная рубаха,

Не знает ни бури, ни страха.                     (танк)

Он знаком ребята всем, со звездою носит шлем.

За спиной винтовка, марширует ловко.    (солдат)

3.В конце занятия Воспитатель вместе с детьми подводят итог занятия:

Российская армия делится на три рода войск – Сухопутные войска, Военно-морской флот и Военно –воздушные силы, которые охраняют наземные, воздушные просторы нашей родной страны (Родины).

Приложение 8

Конспект занятий для детей 6–7 лет по экологии на тему: «Мой город родной»

Цель: Воспитание патриотических чувств к своей малой родине.

Задачи:

1. Расширить представление детей о Родине большой и малой.

2. Формировать духовно-нравственные качества и чувство сопричастности к родному городу и культурному наследию своего народа, а также умение беречь наследие, оставленное нам предыдущими поколениями.

3. Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Прокопьевска.

4. Прививать уважение к традициям и обычаям своей малой Родины.

Словарная работа: Россия, Родина, большая Родина, малая Родина, родная сторона.

Материал: иллюстрации, фотографии различных уголков города Прокопьевска.

Предварительная работа: Посещение музея города, экскурсии по родному городу.

Ход занятия.

Я город родной мой, всем сердцем люблю,

О малой я родине песню пою.

Он с детства мне дорог, он с детства мне мил.

Любимый наш город мне жизнь подарил!

Должны относится мы нежно к нему.

Давайте же будем его мы беречь,

Чтоб речка могла бы спокойная течь,

Чтоб в городе нашем росли бы цветы.

В ответе за город как я, так и ты!

Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на занятии? (о своем городе). На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового и интересного. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? Но в начале, давайте вспомним как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия)

- Да, наша родина-Россия! Но есть место в нашей стране, где мы родились и живем. Это наш родной край, наша малая Родина (город)

Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, познакомимся с его историей, узнаем, как он возник, и что в нем происходило до нашего времени.

Как пример - город Прокопьевск.

(Название города «Прокопьевск» перешло по наследству от деревни Монастырской. До прихода русских землепроходцев на территории Кузбасса проживало коренное население Сибири – шорцы, телеуты. Они были кочевниками и занимались охотой и рыболовством. Там, где позднее возник Прокопьевск, хороший улов был на небольшой речке – левом притоке Томи. Здесь находились и удобные пристанища. Кочевники стали называть щедрую речушку «Аба», что означало «Отец». В 16-17 веках в Западную Сибирь стали проникать русские – купцы, беглые крестьяне, представители церкви. В 1648 году церковники основали неподалеку от Кузнецка Рождественский монастырь. Работавшие на него крестьяне и поселились рядом, на правом берегу Абы. Возникшая деревня стала называться Монастырской. Постепенно деревня разрасталась и позднее была преобразована в село Прокопьевское. Село Прокопьевское основано русскими служивыми людьми и казаками в 1650 году и потому является одним из старейших русских поселений Кузбасса. Название, связано с христианским религиозным праздником Днем Святого Прокопия, который отмечается 21 июля).

И так ребята: - Сегодня вы познакомились с историей рождения, нашей малой Родины

-Запомните ребята, у каждого из нас есть малая Родина, которую мы должны беречь и охранять!

- А кто знает, какие памятные места есть в нашем городе? - (Просмотр иллюстраций и фото различных уголков города) Беседа с детьми, обсуждение.

- А чем знаменит наш город? (машиностроением, угольными разрезами, шахтами).

- А сейчас мне очень интересно узнать какие они вы знаете улицы. На которых вы живете? (описание улиц, их название) .

Ребенок:

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные-

Дома бывают разные.

- Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом, или просто любимое местечко, которое находится в нашем городке (в конце занятия выставка детских работ) .

Я люблю свой край родной,

Родниковый и лесной,

Эти речки и пригорки,

Перелески и проселки.

Сердце радостью парит

Каждый день в родной сторонке.

Дорогие ребята, мне бы очень хотелось, чтобы всегда помнили о своей малой Родине!

Приложение 9

Беседа “Имя твоё моя улица носит”

Цель: познакомить детей с биографией героев ВОВ - М.В. Шишкин, И.С. Чернов, В.Ф. Мартехов, М.Старцева, Е.И.Селиванов, Г.И. Черных,  П.И. Колпаков вызвать чувство гордости за наших земляков, русский народ; воспитывать уважение к героям войны.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: А наш родной город?

Дети: Прокопьевск.

Воспитатель: Женя, а на какой улице ты живёшь?

Женя: На улице Шишкина д.24-кв.32

Воспитатель: Дашенька, а ты на какой улице?

Даша: На улице Мартехова д.12 –кв.2 (спрашивает ещё несколько человек)

Воспитатель: А почему ваша улица так называется, кто такой М.В. Шишкин, В.Ф. Мартехов, что их именами названы улицы нашего города?

(высказывания детей)

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать о подвигах этих и других героев, наших земляков?

Дети: да

Воспитатель: (выставляя фотографии героев) В трудные годы, когда нашей стране пришлось воевать с фашистскими захватчиками, почти треть взрослого населения нашего города ушла на фронт, защищать свою Родину.

(Педагог рассказывает истории подвигов нескольких героев).

Черных Иван Сергеевич. В суровом 1941 году он участвовал в обороне Ленинграда. 16 декабря экипаж младшего лейтенанта И. Черных получил боевой приказ: разбомбить большое скопление вражеских машин, двигающихся к Ленинграду. Прорвавшись сквозь огненную завесу, самолет вышел на цель, но был подбит и начал терять высоту. Тогда экипаж решил направить горящий самолет на скопление вражеских машин. Последними словами героя были: «Прощайте, друзья! За родину! За Ленинград!» На 121 километре от Санкт – Петербурга установлен обелиск в честь отважных летчиков.

Шишкин Михаил Владимирович. Шишкин М. В. Был командиром взвода 206 стрелкового полка, участвовал в боях под Сталинградом, дважды был ранен.8 сентября 1943 года на взвод М. Шишкина прорвался немецкий танк с группой автоматчиков. У взвода закончились боеприпасы, на исходе были и гранаты. Обнаглевшие фашисты давили наших бойцов гусеницами танка. Закололи штыком девушку-санинструктора. В руке гвардии лейтенанта Шишкина была последняя связка противотанковых гранат. Не мог больше смотреть командир, как гибнут его бойцы. Шишкин бросился под гусеницы фашистского «тигра», раздался взрыв, и танк замер на месте вечным памятником герою. 22 февраля 1944 года М. И. Шишкину присвоено звание Героя Советского Союза.

Колпаков Петр Иванович. В центральном музее Вооруженных Сил СССР есть стенд-витрина, посвященная Герою Советского Союза П. И Колпакову. Свыше 300 уничтоженных гитлеровцев, десятки пленных солдат и офицеров, в том числе один генерал – таков итог боевых подвигов отважного воина. За исключительное мужество, смелость, высокую боевую выучку гвардии старшему сержанту П. И. Колпакову 27 февраля 1945 года присвоено высокое звание Герой Советского Союза.

Селиванов Евграф Иосифович. Храбро сражался с фашистами Е. И. Селиванов. На фронте с сентября 1941 года. Был командиром эскадрильи, помощником командира полка, командиром 198 штурмового полка. Селиванов налетал 2380 часов. Им уничтожено 49 танков, 348 автомашин, 136 орудий и много другой техники врага. Последний бой, в котором погиб наш земляк, произошел на польской земле 24 марта 1945 года. В разгар воздушного боя осколок зенитного снаряда сразил майора Селиванова. Потеряв управление, самолет врезался в землю. За проявленный героизм и мужество в боях за Родину Е. И. Селиванову 18 августа 1945 года присвоено звание Герой Советского Союза.

Прокопчане помнят своих героев. Улицы города названы их именами.

В нашем городском краеведческом музее  хранятся их некоторые личные вещи, переписка, документы. Люди не забывают своих героев, всенародная память о погибших защитниках Родины священна.

А вы хотите посетить музей боевой славы?

Дети: Да, можно сходить и в музей.

Воспитатель с детьми решают посетить музей города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...