«Чомöр» Осенний праздник для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Суворова Татьяна Юрьевна

Цель: Приобщать детей к традициям, культуре и быту народа Коми. Прививать любовь к малой Родине.

Задачи: Познакомить детей с национальной культурой на основе использования песен, танцев, загадок, стихов.

Учить бережно относиться к традициям коми народа.

Формировать желание участвовать в народных играх совместно с другими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chomor.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Чомöр»

Осенний праздник для старшего дошкольного возраста

Цель: Приобщать детей к традициям, культуре и быту народа Коми. Прививать любовь к малой Родине.

Задачи: Познакомить детей с национальной культурой на основе использования песен, танцев, загадок, стихов. Учить бережно относиться к традициям коми народа. Формировать желание участвовать в народных играх совместно с другими детьми.

Предварительная работа: Беседа о культурном наследии коми народа, разучиваниение коми песен, танцев, стихов, народных игр, чтение сказок.

Оформление зала: в виде коми избы: скамейки, печка, стол, самовар, прялка, самотканый коврик, чугунок.

Материал: Костюмы для детей,  Коми Ань, Ёмы Бабы, Перы- богатыря, коми музыкальные инструменты, шали, атрибуты для аттракционов( обручи- 10 шт., кегли- 2 шт., картинки зверей ,развешенных на стойку, мешочки для метания- 3 шт.).

Ход праздника:

Под музыку коми плясовой «С вершины ели» муз. обр. П. Чисталева, дети пританцовывая входят в зал. Встают полукругом.

 Выходит Хозяйка- Коми Ань.

Коми Ань: Здравствуйте, ребята и гости! Видза оланныд челядь, гöстьяс! Добро пожаловать в гости!

Собрались мы сегодня на посиделки,

Да не простые, а осенние.

Будем нашу осень северную величать,

Да за красоту и щедрые дары прославлять!

А как называется северная осень? (Дети: Зарни ар).

Ещё в старину в это время наш коми народ заканчивал все осенние работы на своих огородах и устраивал осенние посиделки- праздник урожая «Чомöр».

Под музыку выходит Зарни ар (девочка в сарафане с коми орнаментом, на голове венок из осенних листьев, в руках поднос с овощами), обходит зал и встает в середине зала.

Дети  поют песню с инсценировкой «Зарни ар» муз. Г.Попова.

После песни дети садятся на стулья.

Дети читают стихи:

Коми край мой-

С летом укороченным,

Я любуюсь бором позолоченным.

Коми край мой-

С белыми метелями,

Но горжусь я царственными елями.

Коми край мой-

С милой осенью хмурою,

Но дружу с медведицей я бурою.

Коми край мой- с ветрами студеными

И с людьми счастливыми, смышлеными. (А.Мишарина)

 Коми Ань:  Что за славный вечерок,

Собирается  народ.

          Будем петь и шутить,

             Будем народ веселить.

Девочки исполняют хоровод с шалями («Доли- шели»муз.П. Клочкова).

Коми Ань: А чем богат наш коми край? (Дети: нефтью, газом, полезными ископаемыми, камнями- самоцветными, лесами…в лесах водится много зверей и птиц, в реках много рыбы и пр.)

Коми Ань: Осенью на грядках поспевает множество овощей. А в лесу много грибов и ягод. Отгадайте мои загадки, а отгадки скажите на коми языке:

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.   (Рябина- пелысь).

Уродилась я на славу:

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи-

Меня ищи! (Капуста- кöчöн).

Ягодка нежная,

Прячется в валежнике,

Сине- чёрная, сладкая,

Смотрит украдкою.

Рви да знай-

Руки не замарай! (Черника- чöд).

И на горке, и под горкой,

Под березой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (Грибы- тшак).

Вы такие молодцы!

Все загадки отгадали.

Кто сложил такие байки?

Кто частушки сочинил?

Ты, поди, теперь узнай-ка,

Кто он был и где он жил?

Дети исполняют осенние частушки на коми языке:

  1. Кутшöм гажа быдлаын

Зарни арся лунö:

Виж коръяс лэбалöны,

Кок  улын кышöдчöны!

  1. Ар- зэв гажа мича кад,

Радейтö ар зоннöсті!

Вöрö ми быд раз мунам,

Уна тшак сэн вотыштам.

  1. Морков, картупель да свеклö

Быдмис миян град йöрын.

Оні пызан вылын куйлö

Сёйны кöсъям пань тырöн.

  1. Локтіс гöститны бур другöй,

Локтіс, эз и опоздайт.

Вайис меным падъян тырыс

Чöскыд свежöй урожай.

  1. Он кöксйы ёна висьны,

Градвыв пуктас сейышт вай!

Витаминъяс сэні уна,

Сьылыштан, кыдз колипкай!

  1. (поют все) Градвыв пуктас йылысь сьылім

Частушкаяс сьöлöмсянь.

Кажитчис кö миян сьылöм

Клопайтыштöй кияснад.

Коми ань: А сейчас, детвора,

Поиграть пришла пора!

Дети играют в коми народную игру «Ошкö- бабö» («Медведюшка-батюшка»).  

С помощью коми считалки выбирается водящий – «медведь»:

        «-Тiрс, торс, куим стокан морс.

Он кö водит, он и ворс».

«Медведь» в центре круга, накрыт «шкурой». Дети идут по кругу и говорят такие слова:

«- Ошкö-бабö, ошкö-бабö,

Бур вотöссö öктам,

А лёк вотöссö шыбитам».

Дети при движении имитируют сбор ягод и выброс плохих. После произношения последних слов, «медведь»- водящий осаливает детей. Осаленный ребёнок становится водящим.

После игры дети рассаживаются на места.

Под музыку в зал входит Пера- богатырь (легендарный богатырь, герой, персонаж коми-пермяцкого эпоса), в руках несет длинную палку.

Пера- богатырь:

Ты бывал в таёжной чаще?

Видел чудо из чудес-

Наш дремучий, настоящий,

Без конца и края лес?

Сосны, ели- исполины

Закрывают небосвод,

На зеленые вершины

Глянешь- шапка упадёт! (П.Образцов).

Пера- богатырь:  Видза оланныд, челядь! Здравствуйте, дети!

Собрался я в дальний путь,

Лес, Парму посмотреть,

Все ли там на месте,

Все ли там в порядке.

Как вдруг слышу,

Что веселье раздается здесь!

Вот и зашёл!

Коми Ань: И хорошо, что зашёл, Пера!

А мы осенний праздник «Чомор» отмечаем,

Тебя повеселится  приглашаем!

Послушай как дети красиво поют про осень, про нашу сторонку.

Дети поют песню «Что такое Родина» Л.Д.Вавиловой.

Коми Ань: Дружно за руки беритесь,

Веселее закружитесь!

Коми пляска зовёт

Всех в весёлый хоровод!

Дети исполняют танец «Удорская плясовая».

Пера- богатырь:  Да, веселится вы умеете!

А я сейчас посмотрю, насколько ваши мальчики сильны!

Мальчики принимают участие в состязаниях «Перетяни палку» (участвуют все желающие), «Меткие охотники» (каждому участнику предоставляется три попытки попасть мягким мячиком по «движущимся мишеням»).

Пера- богатырь: Молодцы! Вижу со спортом вы дружите. Хорошие охотники из вас получатся! Ну, а мне пора в путь отправляться. До свидания! Аддзысьлытöдз!(Уходит под веселую музыку.)

Забегает Ёма Баба, «пугает всех».

Ёма Баба: Это что за шум? Опять без меня веселитесь?

Коми Ань: Во-первых, здравствуйте, видза оланныд! А во- вторых, мы веселимся и рады, что ты к нам зашла на осенние посиделки «Чомöр». Правда, ребята?

Ёма Баба: Что вы говорите? Ушам своим не верю!...Я бедная, несчастная…(чуть не плача). Никто меня не веселит, в гости не приглашает…

Коми Ань: Не расстраивайся, Ёмушка, сейчас наши ребята тебя порадуют, споют красивую песню.

Дети исполняют песню «Öшкамöшка- радуга»(А.Горчакова, В.Кушманова).

Ёма Баба: Спасибо, ребятушки! Аттьö! Вот так порадовали бабушку! А я теперь вас повеселю, давайте поиграем…

Проводится аттракцион «Переберись через болото» (играют две команды. Задача игроков: перебраться на другой берег с помощью обручей, переставляя их впереди себя).

Проводится аттракцион «Оленьи упряжки» (задача команды: всем участникам быстро перебраться к кеглям. Капитан команды всегда остаётся в упряжке).

Ёма Баба: Ох и повеселились мы с вами! Спасибо вам! Совсем я добрая стала, даже злится перехотелось…а мне уже пора! До свидания! Аддзысьлытöдз! (Убегает).

Коми Ань: Хорошо мы сегодня повеселились на наших посиделках «Чомöр»!

Выходят в центр зала дети и читают стихи «О Коми крае»:

Коми край снегами запорошен,

Коми край омыт грибным дождем.

При любой погоде он хороший,

Мы гордимся тем, что в нем живем.

В октябре он красный от рябины,

От черемух белый по весне.

Коми край нам часто на чужбине

Не дает покоя и во сне.

Печора с Вычегдой, Тиман,

Урал седой,

Равнина тундры с северной тайгой.

Все это Коми край,

Любимый и родной.

И нам не нужен никакой другой.

На просторах Коми каждый город,

Словно самородок золотой.

Каждый город беззаветно дорог

Тем, кто связан с ним судьбой одной.

В Коми крае мы росли, влюблялись.

И трудились, и учились жить.

Многие здесь счастье повстречали,

Стали этим счастьем дорожить.

Коми край с полярными ночами,

С инеем морозной седины

Создавал трудом себе веками

Славу щедрой кладовой страны.

Смотрят ели в синие озера,

А над ними клин из журавлей.

Хвойный запах утреннего бора.

Нет на свете родины милей!

Бежит, бежит река, белея створами

Через леса, долины и поля.

Заря над Вычегдой и над Печорою:

Встречай рассвет, республика моя! (Ю. Соловьев г. Печора).

Коми Ань: Ну, а закончим наши посиделки веселым танцем!

Дети танцуют.

Коми Ань: Приглашаем всех к столу отведать коми угощенье, которое приготовили наши родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здравствуй, осень!" Сценарий осеннего праздника для старшего дошкольного возраста

Эстетическое воспитание многогранно. Но именно праздничные мероприятия, являясь синтезирующими формамит просвещения, образования, культуры, воспитания, помогают формировать в дошкольнике высоконравств...

"В поисках Осени" - сценарий осеннего праздника для старшего дошкольного возраста

Рада представить известный для многих сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста с изменениями и интересными музыкальными композициями...

Сценарий осеннего праздника детей старшего дошкольного возраста " Нижегородская ярмарка."

Сценарий осеннего праздника детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений об исторических местах города, любви к Отечеству, гордость за его ку...

Осенний праздник для старшего дошкольного возраста.

ОСЕННИЙ  ПРАЗДНИК   ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДети заходят в зал и становятся полукругом..Вед. Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля,        Э...

Сценарий осеннего праздника для старшего дошкольного возраста «Сказка про непослушного огурчика»

Сценарий осеннего праздника для старшего дошкольного возраста«Сказка про непослушного огурчика»...