Педагогический проект "Имя героя улицы моей"
проект (подготовительная группа) на тему
Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на воспитание гражданско-патриотических качеств посредством музейной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_imya_geroya_ulitsy_moey_-_kopiya.doc | 188.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Имя героя улицы моей»
Автор-составитель:
Ядыкина Елена Геннадьевна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Структура проекта
Паспорт………………………………………………………………………………….3
Актуальность…………………………………………………………........................5
Цель…………………………………………………………………………………….8
Задачи…………………………………………………………………..........................8
Партнеры проекта…………….………………………………………........................8
Целевые группы проекта……………………………………………………………..9
Принципы, лежащие в основе реализации проекта………………..........................12
Формы и методы организации детской деятельности……………........................13
Основные направления содержания деятельности………………………………..13
Сроки реализации проекта…………………………………………...........................14
Календарный план мероприятий по реализации проекта…………………………..14
Прогнозируемые результаты……………………………………….......................16
Оценка результатов...…………………………………………………………………17
Дальнейшее развитие проекта……………………………………………………….18
Используемые источники……………………………………………………………19
Паспорт проекта
Наименование проекта | Проект «Имя героя улицы моей» |
Разработчик проекта | Ядыкина Елена Геннадьевна, город Прокопьевск |
Цель и задачи проекта | Цель: формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Задачи проекта:
|
Вид проекта | Краткосрочный |
Тип проекта | Исследовательско – творческий (по Л.В. Киселевой) |
Сроки и этапы реализации проекта | Сроки реализации проекта: август – декабрь 2013г. Подготовительный этап – август–сентябрь 2013 г.; практический этап – октябрь – ноябрь 2013г.; заключительный этап – декабрь 2013 года. |
Перечень основных мероприятий |
|
Исполнители | Педагоги, дети, родители. |
Ожидаемые результаты | Реализация проекта позволит: -сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о музее и его назначении, основных правилах поведения в музее; -развитьу воспитанников творческие и организаторские способности; -воспринимать события, факты, явления социальной действительности более осознанно, научить анализировать их; -повысить их мотивационную потребность к изучению родного края; -выработать у воспитанников позицию личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию своего народа; -повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации совместной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников. |
Целевые группы проекта | Дети, педагоги, родители. |
Предполагаемые источники финансирования | Внебюджетные средства, спонсорская помощь родителей. |
Актуальность проекта
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине»
В.А. Сухомлинский
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»[9].
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций, культурных истоков, обычаев, особенностей декоративно-прикладного творчества своей родины, своего края.
Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма: любви ксвоим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, интеллектуальное воспитание маленького человека. [2]
Первые представления о Родине дошкольник получает в семье. Придя в детский сад, он узнает, что Родина – это не только его маленький мир, его близкое окружение, но и огромная страна со своей историей, традициями, бытом.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Осуществляя в начале учебного года мониторинг по разделу «Социализация», уровень сформированности гражданской принадлежности, патриотических чувств основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др., я выясняла знание детьми своего домашнего адреса. В ответах детей часто повторялась улица Шишкина. Самый любознательный мальчик Максим Т. спросил: «А, Шишкина -это, что фамилия?». И выяснилось, что дети мало знают, почему улица, на которой они живут, называется «Шишкина». Так возникла идея создания проекта, название которому придумали вместе с детьми «Имя героя улицы моей». План работы также обсуждали группой. В проекте мне было важно подвести детей к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне, потому что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Эти задачи я успешно решаю с помощью музейной педагогики, так какименно музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.
Я решила, что будет здорово, если наших воспитанников в детском саду будут окружать предметы быта, культуры, истории, что позволит каждому воспитаннику в полной мере ощутить себя частью великого народа.
Таким образом, в детском саду мною организована работа по созданию мини – музея. Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.
Данная идея возникла еще и по результатам анкетирования родителей. Установлено, что большинство из них крайне редко посещают музеи с детьми.
Занимаясь с детьми созданием мини – музеев, я стараюсь формировать у дошкольников чувства гордости, уважения, сопричастности к прошлому, развивать познавательно - исследовательские способности, приобщать к музейной педагогике.
SWOT- анализ исходного состояния проблемы
Внутренняя среда организации | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
Нормативно – правовое обеспечение | |
Наличие | Отсутствие |
1 Локальные акты: - договор с родителями (законными представителями) воспитанников; - лицензия МБДОУ на право ведения образовательной и медицинской деятельности; - положение о временной рабочей группе МБДОУ «Детский сад №27» по внедрению Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования | - |
Организационное обеспечение | |
1. Наличие в МБДОУ основной образовательной программы; программы развития МБДОУ; 2. Наличие парциальных программ: Программа "Здоровье" (В.Г.Алямовская), Программа "Я — человек"(С.А.Козлова) | 1. Отсутствие методических рекомендаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств |
Кадровое обеспечение | |
1.Повышение квалификации, аттестация педагогов. 2. Педагогический ценз педагогов составляет: - имеют высшую категорию - 9% педагогов; - имеют первую квалификационную категорию – 46% педагогов; - имеют вторую квалификационную категорию 18 % педагогов | Не имеют квалификационную категорию – 27 % педагогов и не владеют современными технологиями и программами |
Материально – техническая база | |
1. Наличие помещения МБДОУ; 2. Наличие - детской литературы; - мультимедийного оборудования; - музыкального центра. 3. Наличие сайта МБДОУ | 1. Отсутствие: - современного учебно – методического материала, дидактических игр, методических пособий и видеоматериалов; - атрибутов к сюжетно – ролевым играм проблемной направленности |
Внешняя среда организации | |
Возможности | Ограничения и риски |
1. Взаимодействие с родителями воспитанников (создание в группе мини- музея наполнение его учебно – методическими пособиями, играми, видеоматериалами и др.); 2. Взаимодействие с социумом; 3. Изучение дополнительных программ и методических материалов; 4 . Вовлечение всех участников целевых групп в онлайн-общение | 1. Недостаточное финансирование МБДОУ; 2. Внебюджетные средства (спонсорская помощь); 3. Наличие асоциальных семей. |
Проблема. Несоответствие между потребностями в обеспечении качественного обучения воспитанников и возможностями дошкольного образования.
Новизна материала
Новизна материала проекта отражает принципиально новые подходы в воспитании гражданско-патриотических чувств средствами музейной педагогики у детей старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан на взаимодействие с разными социальными партнерами. В проект включены нетрадиционные интерактивные формы: виртуальный мини-музей, который может посетить любой желающий, почитать книгу памяти и онлайн-общение с родственниками героя. Это позволяет поддерживать неослабевающий интерес к теме проекта, его мероприятиям. А так же решать ряд задач подготовительного этапа.
Цель проекта: формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Задачи проекта:
- познакомить с памятными местами города Прокопьевска и обогатить сознание детей информацией о героях Великой отечественной войны;
- развить умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности (моделирование, коллекционирование, художественное творчество и др.);
- способствовать осознанию детьми важности подвигов героев – земляков;
- создать методический архив, посвященный герою Советского Союза М.В. Шишкину.
Партнёры проекта
Ключевые партнеры | Содержание деятельности |
Заведующая МБДОУ | Осуществляет - разработку локальных актов МБДОУ; - создаёт условия для реализации мероприятий по проекту; - заключает договоры с социокультурными учреждениями города; - создаёт условия для творческой работы педагогов МБДОУ. |
Старший воспитатель | Занимается подбором методической литературы, наглядного и видеоматериала, координирует работу педагогов, руководит реализациейпроекта. |
Основные партнеры Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Учитель – логопед Родители | Осуществляют реализацию мероприятий проекта: -проводит занятия, беседы, организует экспериментальную деятельность; -проводит тематические праздники, принимает активное участие в разучивании песен, направленных на воспитание патриотических чувств к своей Родине, работает сродителями; -проводит спортивные мероприятия с включением игр на военную тематику; -обучает детей составлению рассказов по схематическим моделям, пословицам, творческим пересказам, заучиванию стихотворений; активно участвует во всех мероприятиях по реализации проекта; -принимают участие в организации и проведении экскурсий, целевых прогулок, -участвуют в поисковой работе по сбору информации и экспонатов для создания «Книги памяти», мини-музея, -участвуют в выставке рисунков: «Подвиг героя», «С чего начинается Родина?» и др.; |
Целевые группы проекта
Целевые группы | Краткая характеристика |
Дети 6 – 7 лет | В старшем дошкольном возрасте происходит общее развитие личности, в частности, осуществляется интенсивное формирование интеллектуальных способностей – переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. Формируется устойчивая привычка задавать вопросы (Почему?) и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Дети способны прогнозировать последствия своих действий. Благодаря увеличению объёма памяти и развитию произвольного внимания, уровень самостоятельности дошкольников повышается. Им доступны приёмы классификации, причинно – следственные связи, выдвижение гипотез, самостоятельность выводов. Дети проявляют интерес к познавательной и исследовательской деятельности. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). |
Родители | Заинтересованы в социальном развитии детей. Испытывают потребность в качественном дошкольном образовании без ущерба здоровья ребёнка, в формировании самостоятельной, деятельной личности, соответствующей меняющимся запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к сотрудничеству с педагогами по вопросам обучения и воспитания. |
Педагоги | Имеют глубокие всесторонние знания об окружающем. Владеют содержанием общеобразовательной программы, методами психолого – педагогической диагностики. Находясь в поиске эффективных форм развивающего обучения, активно внедряют достижения педагогической науки в практику. Создают условия для всестороннего развития и обучения детей, удовлетворяя его возможности и потребности, постоянно повышают свой профессиональный уровень |
Механизм реализации проекта
Этапы проекта | Сроки этапов проекта | Задачи этапов проекта |
I этап Подготовительный | август - сентябрь 2013 г. |
2.Проанализировать возможность участия целевых групп в реализации проекта. 3.Поисковая работа, сбор информации: рассматривание иллюстраций и чтение книг, отражающих события войны и составление по ним рассказов. 4.Подбор экспонатов для мини - музея. 5.Подбор открыток, статей из газет, журналов, видеоматериалов, пословиц и загадок о героизме, об армии. 6.Цикл бесед по книгам о герояхВеликой Отечественной войны, знакомство детей с биографией героя Советского Союза М.В. Шишкина. 7.Организовать целевые прогулки по улице, названной именем героя войны, по аллее героев. 8.Разработать перспективный план работы по реализации проекта. |
II этап Практический (творческий) | октябрь - ноябрь
|
3.Установить связь с семьей М.В. Шишкина. 4.Организовать экскурсии в городской краеведческий музей, в музей МБОУ СОШ № 6, по памятным местам города. 5.Создать и оформить книгу памяти, посвященную М.В. Шишкину. 6.Создать настольно-печатные игры «Мы по улице идем», «Экскурсия по улице имени М.В. Шишкина» и компьютерную игру «Четвертый лишний». 7.Создать мини-музей имени М.В. Шишкина в группе детского сада и на страничке сайта ДОУ. |
III этап Заключительный (презентационный) | Декабрь 2013 г. |
|
Принципы, лежащие в основе проекта:
- учёта возрастных особенностей каждого дошкольника;
- наглядности (иллюстративность, наличие фотографии героя, памятников, достопримечательностей и т. д.);
- занимательности (изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата);
- последовательности (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе);
- подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации);
- безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея;
- интеграции различных видов детской деятельности (содержание образования, методы реализации, предметно-развивающая среда);
- личностно-ориентированного общения (предусматривает сотрудничество и взаимоуважения, партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
- партнёрства: музей является результатом сотрудничества социума, родителейи детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Формы и методы организации деятельности детей
В процессе реализации по созданию мини-музея используются различные формы деятельности:
традиционная, комбинированная, интегративная и практическая НОД, лекции, игры, праздники, конкурсы, викторины,коллекционирование, экскурсии и другие.
Методы организации деятельности детей:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу и др.);
- практический (изготовление макетов, конструирование военной техники и оружия, создание мини-музея и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – старшие дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- исследовательский – самостоятельная поисково– практическая деятельность.
Основные направления деятельности
Данный проект разработан на 5 месяцев обучения. Осуществление НОД в группе (6-7лет) проходит 2 раза в неделю по 30 минут. Проект предполагает осуществление разнообразной детской деятельности со всеми детьми группы. Большое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми.
Для лучшего усвоения детьми материала, а также удобства педагога в подготовке к занятиям, работу лучше всего проводить блоками по 3-5 занятий. Первый блок – поисково-собирательский, который приобщает к музейной культуре, знакомит детей с героями ВОВ (биографией М.В. Шишкина), видами вооруженных сил Российской армии; с понятием «музей», формой работы – экскурсией иправилами поведения в общественных местах.
Второй блок – экскурсионный, где организуются экскурсии, целевые прогулки.
Третий блок – экспозиционный (оформление мини-музея, выставок художественного творчества).
Сроки реализации проекта
Август – декабрь 2013 г.
Календарный план мероприятий по реализации проекта
№ | Мероприятия | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Анкетирование | Выявление уровня заинтересованности детей и родителей в реализации проекта «Имя героя улицы моей» | Август 2013г. | Воспитатель |
2. | Мониторинг | Анализ возможности участия целевых групп в реализации проекта | Август 2013 г. | Ст. воспитатель |
3. | Проведение «Круглого стола» | Выяснение уровня знаний по данной тематике, ознакомление с идеей проекта | Сентябрь 2013 г. | Ст. воспитатель |
4. | Поисковая работа, сбор информации по тематике проекта, подбор экспонатов для мини-музея, видеоматериалов идр.) | Создание условий для реализации проекта | Август- сентябрь 2013 г. | Ст. воспитатель |
5. | Организация цикла бесед по книгам о Великой Отечественной войне. Знакомство детей с биографией героя Советского Союза М.В.Шишкина | Уточнение и расширение знаний детей о музее, о героях ВОВ | Август – сентябрь 2013 г. | Ст. воспитатель и воспитатель группы |
6. | Заключение договоров с социокультурными организациями по проведению совместных мероприятий | Обеспечение возможности сотрудничества | Август – сентябрь 2013 г | Заведующая МБДОУ |
7. | Организация экскурсий в городской краеведческий музей, в музей МБОУ СОШ № 6, целевых прогулок по улице, названной именем героя войны, по аллее героев, по памятным местам города | Воспитание патриотических чувств, развитие познавательной активности | Октябрь – ноябрь 2013 г. | Ст. воспитатель, родители |
8. | Создание мини-музея имени героя Советского Союза М.В. Шишкина в группе детского сада и в интернете | Поддержание устойчивого интереса к проекту, к военной тематике | Октябрь – ноябрь 2013 г. | Ст. воспитатель, родители |
9. | Организация с детьми совместной образовательной деятельности по теме «Знание истории своей Родины – основа патриотизма» (лепка «Медали наших прадедов»; конструирование (оригами) «Русские танки», рисование «С чего начинается Родина» и др.) Заучивание стихотворений «Чтобы не было войны», «Пусть будет мир», «Ода солдату». Слушание гимна нашей страны, разучивание песен о Родине, о мире. | Уточнение и расширение знаний о своей Родине, герое М.В. Шишкине; развитие умений и навыков в художественном творчестве детей | Октябрь – ноябрь 2013 г. | Воспитатель, ст. воспитатель., учитель-логопед, музыкальный руководитель |
10. | Совместное детско-родительское творчество: изготовление обелиска | Вовлечение родителей в проект | Октябрь – ноябрь 2013 г. | Воспитатель |
11. |
| Обеспечение возможности сотрудничества | Октябрь – ноябрь 2013 г. | Заведующая МБДОУ, воспитатель |
12. |
| Поддержание устойчивого интереса к проекту | Октябрь – ноябрь 2013 г. | Ст. воспитатель, родители |
13. |
| Развитие творческих способностей, познавательного интереса | Декабрь 2013 г. | Ст. воспитатель, родители |
14. |
| Обобщение знаний детей о герое войны, памятных местах города Прокопьевска, оптимизация работа с родителями | Декабрь 2013 г. | Ст. воспитатель, родители |
16. |
| Воспитание патриотических чувств, самостоятельности, развитие познавательных интересов | Декабрь 2013 г. | Ст. воспитатель |
17. |
| Развитие познавательных интересов | Декабрь 2013 г. | Ст. воспитатель. |
18. | Творческая выставка - экранизация событий жизни и подвига героя М.В. Шишкина | Развитие творческих способностей | Декабрь 2013 г. | Ст. воспитатель. |
19. | Создание методического архива, посвященного герою ВОВ М.В. Шишкину | Завершение работы над проектом | Декабрь 2013 г. | Все участники проекта |
20. | Мониторинг познавательного развития детей для всех участников образовательного процесса | Отследить динамику развития познавательной активности детей | Декабрь 2013 г. | Старший воспитатель |
21. | Выступление на педагогическом совете в МБДОУ с презентацией проекта «Имя героя улицы моей» | Подведение итогов, рефлексия | Декабрь 2013 г. | Старший воспитатель, воспитатели |
Прогнозируемые результаты
Реализация проекта позволит:
-сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о музее и его назначении,основных правилах поведения в музее;
-развитьу воспитанников творческие и организаторские способности;
-воспринимать события, факты, явления социальной действительности более осознанно, научить анализировать их;
-повысить их мотивационную потребность к изучению родного края;
-выработать у воспитанников позицию личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию своего народа;
-повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации совместной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников.
В результате обучения дети должны:
- различать основные виды, функции музея;
- знать правила поведения в музее;
- знать некоторые события в истории ВОВ;
- знать о подвиге героя М.В. Шишкина;
- уметь самостоятельно проводить ознакомительные экскурсии;
- создавать экспонаты для мини-музея по собственному замыслу;
- оценивать результат своей работы.
Оценка результатов
Оценка результатов реализации проекта осуществлялась по двум направлениям:
- уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний о музее;
- уровень сформированности гражданско-патриотических чувств.
Мониторинг проводился с использованием следующих методов: беседы с детьми и дидактической игры.
Уровень познавательного развития детей
- Диагностическая карта уровня развития познавательной активности (знания детей о музее).
Количественные и качественные показатели свидетельствуют о положительной динамике в познавательном развитии детей и сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний о музее. (Приложение 1)
Воспитанников привлекают книги, вещи и предметы с музейной тематикой; они с удовольствием занимаются сбором информации для музея, рисуют, моделируют ситуации. Детей привлекают рассказы о назначении и видах музея, о коллекционировании различных предметов,об истории создания первых музеев. Они имеют четкое представление о том, какиеправила поведения должен соблюдать человек в музее, знают кто такой экскурсовод, экспонаты и мн.др.
Уровень познавательного развития детей представлен в диаграмме (Приложение1)
Уровень сформированности гражданско-патриотических чувств
Большинство детей имеют представления о герое М.В.Шишкине, его подвиге, эмоционально откликаются и переживают события военных лет. У дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины. (Приложение 2)
Уровень основной направленности и вовлечения педагогов и родителей в инновационный процесс
2. Изменение личности и деятельности педагогов:
- качество творческой деятельности в разработке и реализации проекта;
- изменение содержания и форм совместной образовательной деятельности с детьми;
- личностный рост педагогов (участие в конкурсах, семинарах, методической работе).
3. Педагогическая компетентность родителей в области познавательного развития детей (патриотический аспект)
- изменение отношения родителей к деятельности, интересам и развитию своего ребёнка;
- участие в совместных мероприятиях, анкета для родителей (Приложение 3)
Дальнейшее развитие проекта
После завершения работы над проектом открылась возможность его дальнейшего развития.
Дальнейшая реализация данного проекта позволит продолжить работу по формированию гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики:
- продолжить онлайн – общение с семьей М.В. Шишкина;
- создать методический архив имени В.Ф. Мартехова;
- разработать методические рекомендации по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств;
- использовать интерактивные формы в работе с детьми;
- публиковать материалы проекта в печатных изданиях и интернет – сайтах, участвовать в конкурсах различного уровня.
Таким образом, анализируя положительную динамику результатов моей работы по организации мини-музея, я пришла к выводу: гражданско-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики в перспективе будет занимать важное место в организации образовательного процесса в детском саду. Я уверена, что системная, последовательная работа средствами музейной педагогики поможет зажечь искорку любви и интереса к жизни народа России в разное историческое время.
Используемые источники
1. Алешина Н. В., Патриотическое воспитание дошкольников / – М., 2008.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
3. Дудникова С. А., Детский сад от А доЯ//Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. – № 6. –2007.
4. Дыбина О.В., Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста /–Тольятти: ТГУ, 2009.
5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живём в России /– Великие Луки: Скрипторий 2003, 2010.
6. Кондрыкинская Л.А., С чего начинается Родина?//Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
7. Лопатина А., Скребцова М., Начала мудрости /– М., Амрита-Русь, 2004.
8. Музейная педагогика: Из опыта методической работы // под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с.
9. Мониторинг в детском саду// под редакцией Ермолаева С.Д., Спб, Детство-пресс, 2011.
10. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду// Дошкольное образование. – N 22. –2002.
11. Тихонова О. Г., Дошкольнику о музейной культуре/–М., АРКТИ, 2006.
12. Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы / М. Трунова // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 4. — С. 38—42.
13. Хабарова Т.В., Педагогические технологии в дошкольном образовании /–Спб, Детство-пресс, 2011
14. Интернет - ресурсы: www.maaam.ru/obrazovanie/muzei-v-detskomsadu900igr.netKama1983.narod.ruи другие
Приложение 1
Мониторинг уровня сформированности у детей
старшего дошкольного возраста знаний о музее
Цель исследования:выявление уровня объема знаний о музее, его назначении, правилах поведения в музее у детей 6-7 лет.
Для выявления уровня объема знаний проведен начальный и итоговый эксперимент. Была использована индивидуальная беседа: детям предлагались вопросы.
Процедура проведения
Беседа проводится индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке и при условии его положительного настроя на беседу со взрослыми. Ответы детей заносят в протокол.
Инструкция
- Я сейчас тебе буду задавать вопросы. А ты постарайся на них ответить.
Техника проведения
С каждым ребенком была проведена беседа по следующим вопросам:
- Что такое музей? (Дополнительный вопрос:«Как ты думаешь, где хранятся старые вещи, картины и пр.?»).
- Что хранят в музее? (дополнительный вопрос: «как ты думаешь, зачем берегут очень старые вещи, красивые картины и пр.?»)
- Был(а) ли ты в каком-либо музее?
- С кем ты ходил(а) в музей?
- Что запомнилось больше всего?
- Как нужно вести себя в музее?
Критерии оценки
Оценка детских ответов происходит по критериям, разработанным кандидатом педагогических наук, доцентом ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» О.Г.Тихоновой [11].
По результатам собеседования проводят как количественный, так и качественный анализ полученных данных. Для качественной обработки ответов детей могут быть разработаны шкала оценок или критерии анализа. Это позволяет определить уровень представлений детей о музее и музейной культуре.
Критерии оценки ответов детей таковы:
низкий уровень–дети не знают, что такое музей; даже при помощи взрослого не могут рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушны (не могут их даже перечислить);
допустимый уровень – дети могут объяснить, что такое музей; с помощью взрослого могут назвать 1-2 правила поведения в музее; с трудом могут вспомнить музейные предметы, с которыми знакомились при посещении музея;
достаточный уровень– дети имеют представление о музее и правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них. Чаще всего внимание привлекают предметы яркие, необычные;
высокий уровень – дети знают, что такое музей, и имеют представление о его назначении; им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассматривания.
При математической обработке полученных данных каждый положительный ответ может быть оценен определенным числом баллов (от 1 до 3). Максимальное число баллов, которое может набрать ребенок, составляет 14 баллов. Шкала оценок будет, соответственно следующей:
низкий - 5-0 баллов;
допустимый - 8-6 баллов;
достаточный - 11-9 баллов;
высокий - 14-12 баллов.
Обработка результатов первичного эксперимента
Вывод: По результатам первичного исследования сформированности знаний детей о музее было выявлено 56 % детей с низкимуровнем развития, 20 % детей с допустимым уровнем и 24 % с достаточным уровнем. Большинство детей не знают, что такое музей; даже при помощи взрослого не могут рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушны (не могут их даже перечислить).
Все дети группы были протестированы по этой методике в начале реализации проекта и в конце проводилась итоговая диагностика.
Обработка результатовитогового эксперимента
Вывод: По результатам итогового исследования выявлено всего 48%, воспитанников с допустимыми знаниями о музее, с достаточным 28% и 24 % с высоким уровнем. У детей отмечается повышенный интерес к музейным предметам, к посещению музеев.
Приложение 2
Мониторинг уровня сформированности гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: выявить уровень сформированности гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста (на примере подвига М.В.Шишкина).
Мониторинг сформированности гражданско-патриотических чувству старших дошкольников представлен в разделе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др. образовательной области «Познание», а вопросы к дидактической игре «Знаешь ли ты, кто такой герой?» былисоставлены мной.
Для проведения исследования необходим следующий материал: иллюстрации памятников героям ВОВ в городе Прокопьевске, несколько фотографий героев Советского Союза (в том числе М.В. Шишкина), картинки с изображением наград, военной техники, оружия.
Процедура проведения
Проводится индивидуально. Перед ребенком раскладываются фотографии, иллюстрации.
Детям предлагается дидактическая игра «Знаешь ли ты кто такой герой?»
Задание:
- Кто может защитить родную Русскую землю?
- Кто такой герой?
- Каким должен быть герой?
- Покажи фотографии героя М.В.Шишкина.
- Какой подвиг совершил М.В.Шишкин? Кем он был во время войны?
- Чем наградили героя? Что названо в честь него в нашем городе?
- Перечисли названия военной техники, оружия.
- Что люди воздвигают (строят) в честь погибших солдат?
- Почему возлагают цветы к памятникам?
Критерии оценки:
высокий уровень – ребенок знает кто такой герой и защитник Родины, каким он должен быть; распознает фотографию М.В. Шишкина среди других героев; знает и рассказывает хронологию событий о его подвиге; знает названия военной техники и оружия; имеет представление о «местах памяти погибшим героям» в нашем городе;
средний уровень – ребенок знает кто такой герой и защитник Родины, каким он должен быть; распознает фотографию М.В. Шишкина среди других героев; знает о его подвиге, но не может отобразить в своем рассказе полную хронологию событий; называет несколько названий военной техники и оружия (3-4); имеет некоторые представление о «Местах памяти погибшим героям» в нашем городе;но ответы дает с небольшой подсказкой воспитателя;
ниже среднего – ребенок знает кто такой герой и защитник Родины, каким он должен быть; не может показать фотографию М.В. Шишкина; знает немного о его подвиге; называет несколько названий военной техники и оружия (2-3); не имеет представления о «Местах памяти погибшим героям» в нашем городе;
низкий уровень – ребенок знает кто такой герой, но затрудняется назвать его качества; не может показать фотографию М.В. Шишкина; не знает о его подвиге; не знает названия военной техники и оружия; не имеет представления о «Местах памяти погибшим героям» в нашем городе.
Обработка результатов первичного эксперимента
Уровни сформированности гражданско-патриотических чувств
Вывод: По результатам первичногоисследования выявлено 16 % воспитанников с низким уровнем, 60 % с уровнем ниже среднего, 24 % средний уровень. У большинства детей очень скудные знания о видах военной техники и оружия, о герое М.В. Шишкине и его подвиге; дошкольники не имеют представления о «Местах памяти погибшим героям» в нашем городе. Дети затрудняются отвечать на поставленные вопросы.
Обработка результатовитогового мониторинга
Уровни сформированности гражданско-патриотических чувств
Вывод: По результатам итогового мониторинга у детей выявлено 52% со средним уровнем, 48% с высоким уровнем. Многие дети имеют представления о герое М.В. Шишкине и его подвиге; эмоционально откликаются и переживают события военных лет. У дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины.
Сравнительные результаты первичного и итогового мониторинга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Улицы Моего города"
В материале предложен проект "Улицы моего города". В ходе реализации проекта дети и родители путешествуют по улицам своего города. Проект реализуется в трех направлениях "Социально-личностное", "Худож...
Сценарий мероприятия "Герои России моей"
Сценарий мероприятия, посвященного Дню героя в рамках семейного клуба....
Вечер, посвященный чествованию ветеранов афганской, чеченской войн и локальных конфликтов «Герои России моей»
Материал посвящен ветеранам афганской, чеченской войн и локальных конфликтов ....
проект социальной направленности (создание презентации, посвященной истории улицы А.К.Мухаметзянову) Исследовательский проект «Улица моего посёлка»
"Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему селу. Если человек равнодушен к памятникам истории св...
Вечер, посвященный чествованию ветеранов афганской, чеченской войн и локальных конфликтов «Герои России моей»
Сценарий вечера,посвященного ветеранам и героям афганской, чеченской войн и локальных конфликтов....
Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Герои в моей семье"
Чувство патриотизма у детей дошкольного возраста выражается через любовь к своим близким, малой и большой Родине, уважение к опыту старших, родному языку, истории, культуре. Воспитывается оно с малых ...
Сценарий образовательной деятельности «Улицы моего города» (на примере улиц на которых живут дети группы).
Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «Культура, достопримечате...