Профессия художника. Г.О.Рокчинский.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство с профессией художника. Творчество Г.О.Рокчинского.
цели и задачи:
- Формировать познавательную сферу, продолжать знакомить с профессиями,
- Дать представления детям о профессии художник, её значимости,
профессиональных трудовых процессах , предметах, необходимых для работы;
- формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности,
обогащать и активизировать пассивный и активный словарь по теме «Художник».
- закреплять и расширять знания детей о пейзаже, как жанре изобразительного искусства;
- развивать творческую активность детей, используя сочетание разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игровой и т.д.;
- Воспитывать интерес к профессии художника и его продуктивной деятельности.
Методы и приёмы в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами:
- Словесные ( объяснение, вопросы, беседа, УНТ, художественное слово)
- Наглядные (презентация, репродукции картин , карточки, ватман)
- Игровые (дидактическая игра « Чем работает художник»( цветовая гамма), физминутка « Цветы», путешествие «В страну профессий»)
- практический ( рисование пейзажа, работа палитра (исследовательская работа), слушание музыки).
Форма организации детей : фронтальные и индивидуальные
Оборудование и материалы: такие как проектор, экран, презентация , репродукции картин художника, бумага, кисточки, краски, баночки с водой, ватные палочки, музыкальное сопровождение, инструменты художника, мольберт, указка.
Ход занятия
1.Организационный момент
Дети под музыку спокойно входят в зал. В.- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся и подарим всем хорошее настроение. А хорошее настроение у нас не случайно – потому что мы отправляемся в путешествие Страну профессий. Но сначала я с вами побеседую и загадаю загадки.
2.Постановка проблемной ситуации «Загадки о профессиях»
В: Ребята, кто-нибудь из вас уже думал над тем. кем он хотел бы стать в будущем? ( ответы детей) Все вы станете взрослыми, приобретёте какую-либо профессию, будете работать.
Давайте вспомним, какие бывают профессии. Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывайте. - Кто пасёт овец и коз
Там где луг травой зарос? (чабан)
_
За коровами глядит
А когда на них сердит
Громко щёлкает кнутом
Так загадочка о ком? (пастух)
- Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты? (продавец)
- Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (доктор)
- Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (повар)
- Кто вас научит считать и читать, многое знать и красиво писать? (учитель)
- Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (пожарные)
Восп: Но мы сегодня будем говорить ещё об одной очень интересной и удивительной профессии, послушайте загадку
-У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть,
И бумаги плотный лист,
А еще мольберт-треножник
Потому, что я….
Дети. Художник.
В: Правильно! Всё это необходимо художнику. Он может нарисовать дом, степь, людей, животных. А что ещё?
3.Познавательная деятельность «Презентация «Г.О.Рокчинский»
Вед. Правильно. А сейчас вас дети хочу познакомить с замечательным и интересным человеком художником Калмыкии Гарри Олеговичем Рокчинским.
Показ презентации
1 слайд: Гарри Олегович Рокчинский родился он холодной зимой 26 декабря 1923 года в урочище Алцын-Хута, ныне совхоз им. Чапчаева Приозёрного района Калмыцкой АССР. Ещё с детства увлекался рисованием. В школьные годы участвовал в выставках детского творчества и городских смотрах. Но не сразу стал художником.
2 слайд: После окончания школы он поступил в речной техникум, который не как не связан был с профессией художника.
3 слайд: А Во время войны в 1944г стал лётчиком- истребителем.
4 слайд: Вот только после войны Г.О.Рокчинский стал работать художником оформителем в районном Доме культуры - это было в далёкой Сибири. Так началась его работа как художника.
5 слайд: Память художника навсегда сохранила яркие впечатления детства – труд односельчан- скотоводов,
6 слайд: Также неповторимую прелесть национальных нарядов, танцев, песен,
7слайд: легенд.
8 слайд:В воспоминаниях Рокчинского о детстве тесно переплелись песни «Джангара»,
которые проносят сквозь века мечту о прекрасной стране Бумбе, где царят мир и справедливость, равноправие и вечная юность. Так появилась картина Гарри Олеговича Рокчинского ,посвященная образу народного сказителя джангарчи Элән Овла, передававшего из уст в уста песни эпоса Джангар, который известен не только в Калмыкии, но и во всём мире.
9 слайд: Ещё Г.О.Рокчинский хорошо знал и любил стихи т.е. поэзию А.С.Пушкина, которому посвятил свои картины.
10 слайд: Более 10 лет художником создавался исторический портрет автора зая-пандитской писменности.
11 слайд:И конечно степь. Художник Гарри Рокчинский так говорит о степи: « … Когда видишь перед собой бескрайний простор степи, открытой вширь и вдаль, а над ней громадный купол высокого неба- поражаешься её … необъятности» Так художник через уголок родной земли ощутил необъятность вселенной.
12 слайд: О ком сейчас я рассказала.
Дети: О художнике .
В: Как его зовут?
Д Гарри Олегович Рокчинский
В: Правильно.
Развивающие игры и задания « Чем работает художник»
- В каждой профессии ,дети, существуют свои инструменты, т.е. специальные предметы, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Сегодня, я приготовила инструменты художника , сейчас вас с ними ознакомлю. (но вместо них нашла письмо).
Ой, ребята, а вместо них я нашла письмо. Где написано “Ваши инструменты у меня, если хотите их вернуть, то вам придется выполнить все мои задания. Клякса”
Что же мне делать? Как вернуть предметы, без них не может обойтись ни один художник»
В: Ребята, вы мне помогите и вместе отправимся искать предметы? Вы согласны?
Дети. Да.
В:Спасибо вам, ребята, но сначала мы должны отгадать загадки, которые для нас приготовила Клякса (достает из конверта “кляксу”).
1 задание: Загадки
Вот тебе помощник деревянный
Должен быть он острым постоянно
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует… (карандаш) показывает.
Нам без них не обойтись:
С ними по листу пройдись,
И весь мир перед тобой
Станет яркий и цветной. (краски)
Косичку эту без опаски
Мы обмакиваем в краски (кисточка)
На ней краски мы мешаем,
Все оттенки получаем (Палитра)
Исследовательская работа (опыт) Смешивание красок.
В: А теперь надо нам выполнить следующие задание Кляксы (достает и показывает 3 цвета гуаши-красный, синий, желтый).
Из этих цветов путём смешивания получите новые цвета –оранжевый и зелёный)
Работа с палитрой
В: Молодцы, ребята ! Вы справились с заданием «кляксы».
В: А вот и третье задание Кляксы (достает и показывает “кляксу”). Назовите холодные цвета и тёплые цвета? Разложите вот эти круги на теплые и холодные тона.
(Дети выполняют задание )
В:Вы, отлично справились с заданием! Художнику важно знать цветовую гамму. Смотрите, а вот и новое задание от Кляксы: “Выложите дорожки одного цвета, начиная от темного оттенка к светлому”. Важно художнику и нам с вами знать, что у каждого цвета есть разные оттенки.
Дети выполняют задание
В: Давайте прогуляемся по нашей цветной дорожке. Как здесь хорошо, тепло, светит солнышко, тает снег. В какое время года мы попали? Правильно, здесь хозяйничает весна. А кто мне скажет, что происходит весной с природой? (ответы детей).
Физминутка:
В: Давайте на минутку представим, что мы с вами весенние цветы на лугу и покажем и расскажем. Повторяйте за мной.
«Цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
( потягивание- руки в стороны )
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
( потягивание руки вверх )
Ветер дует иногда,
Только это не беда
(машут ркуами, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки
(наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
В: Раз мы говорим о профессии художника, а именно о Г.О.Рокчинском, хочу сказать вам, что художники пишут картины в разных жанрах: это портреты, натюрморты, сюжетные картины и пейзажи. Сегодня мы поговорим о жанре пейзаж. Что это? ПЕЙЗАЖ – это изображение природы. Каждый художник по-своему видит мир и по-своему показывает его на холсте. Природа, дети, как книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством помогает пейзаж. Художник изображает природу в отдельных её проявлениях и поэтому постепенно открывает её сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас .
В: Перед нами репродукции картин . Хотите узнать, кто их написал, и как они называются?
Д: Да
В: Тогда прослушайте отрывки из музыкальных произведений и выберите те репродукции картин , о которых рассказывает музыка.
П.Чонкушов («Степные эскизы») (звучит музыка Т.Эвеева),
В: Вот посмотрите, как необыкновенно красиво художник изобразил весеннюю степь, через красоту,яркость и нежность тюльпанов. И назвал свою картину « Тюльпанный остров». Вы согласны?
«Тюльпан» Григорий Кукарека
Король цветов во все века…
Корона лепестков легка,
В алмазах утренней зари
Переливается, горит.
Где ходит марева волн.
А сайгачата целый день
Догнать свою не могут тень.
Пройди пешком весь шар земной,
Не встретишь красоты такой!
Звучит музыка П.Чонкушов («Степные эскизы»)
Д: (дети выбирают репродукцию и называют «Сайгаки»
В: Правильно, художник изобразил в своей картине высокий купол неба, широкий простор степи и выделил крупным планом стремительно бегущих сайгаков.
В: А теперь послушайте отрывок из стихотворения Михаила Хонинова и выберите ту картину , о которой рассказывает поэт.
«В апреле ходят журавли»
Михаил Хонинов
В апреле ходят журавли
По мягким травам, по болотом,
Любуются красой земли,
Устав от дальних перелетов.
В апреле ходят журавли,
Призывно, ласково курлычут,
В: Как вы думаете как назвал свою картину художник ? (ответы детей)
В: Молодцы! Кого изобразил художник на этой картине? ( ответы детей)
В: Вы пока любуетесь этой картиной, а я вам прочту стихотворение Алексея Балакаева «Верблюд»
«Верблюд» Алексей Балакаев
…На верблюде спать я был готов,
И навстречу ветру плыл степному.
Разместившись между двух горбов.
И когда верблюд мой в исступленье
Вдаль не шел – бывал наказан он. –
На верблюде ездил днем и ночью
Я в былые, детские года.
Стыдно мне признаться в этом очень:
Как красив он, я не знал тогда.
Миновало лет суровых много,
И, опять верблюда повстречав,
Я пошел за ним степной дорогой,
Восхищаясь и стихи шепча.
Он сгибает шею, словно лебедь.
Два горба несет он на спине,
Движется он плавной тучей в небе…
Он прекрасен – это ясно мне
В: Это репродукции Г.О. Рокчинского. Как вы думаете - в каком жанре нарисованы его картины?
Д: Жанр пейзаж
В.- (подходят к мольберту) Сейчас каждый из вас подойдет к той репродукции картины, которая ему больше всего нравится, и посмотрит на нее.
(Появляется Клякса)
Клякса. Ага. Все-таки пришли, со всеми моими задачками справились. А у меня есть еще одно – самое трудное. Я буду загадывать загадки, а вы будете по очереди рисовать отгадки.
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровам без нее беда,
Она их главная еда. (Трава)
Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Река)
Ног нет, а идет
Глаз нет, а плачет. (Туча)
Серебряные нити
Сшивают землю с небом. (Дождь)
Клякса: Интересно, что это у вас получилось
Дети. Пейзаж.
Клякса. Вот уж не думала, что вы справитесь. Ну что придется мне отдать вам инструменты художника.
В.- Ребята, посмотрите, сколько же здесь разного изобразительного материала. Давайте назовем его.
Д.- Цветные карандаши, простые карандаши, акварельные краски, восковые мелки. Кисти ,краски ,мольберт.
В: Для чего нужны художнику эти инструменты? (ответы детей).
В: Клякса, пойдем со мной. Но сначала я поблагодарю ребят, которые мне помогали (выносит и вручает краски, карандаши, фломастеры). ведь каждый художник видит и рисует по — своему. И может быть, кто — то из вас в будущем тоже станет знаменитым художником. Это вам ребята, рисуйте, творите и еще раз огромное вам спасибо. Вот и закончилось наше удивительное путешествие. Я уверена, что в будущем вас ждет еще много интересных и увлекательных путешествий в Страну изобразительного искусства. До свидания , до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора для детей старшего дошкольного возраста.
формирование представлений у детей седьмого года жизни о профессиях.С детьми было проведено 6 занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора. Занятия проводились с экспе...
"Знакомство с профессией художника"
Тема: "Знакомство с профессией художника"Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»Программное содержание:§ познакомить детей с...
НОД "Эта замечательная профессия – художник"
Формирование представлений о творческой профессии художника...
"Знакомство с профессией художника"
"Знакомство с профессией художника"...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Профессия--художника»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей ....
Представление профессии художник глазами родителей
Дети наглядно могут представить в чём заключается работа художника....
Тема ««В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА» (знакомство с профессией художника)
Тема ««В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА»(знакомство с профессией художника) ...