Профессия художника. Г.О.Рокчинский.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Бокова Гиляна Николаевна

Знакомство детей с профессией художника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с профессией художника. Творчество  Г.О.Рокчинского.

цели и задачи:

  • Формировать познавательную сферу, продолжать знакомить с профессиями,
  • Дать  представления детям  о профессии художник, её значимости,

           профессиональных трудовых процессах , предметах, необходимых для работы;

  • формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности,

            обогащать и активизировать пассивный и активный словарь по теме «Художник».

  • закреплять и расширять знания детей о пейзаже, как жанре изобразительного искусства;
  • развивать творческую активность детей, используя сочетание разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игровой и т.д.;
  • Воспитывать интерес к профессии художника и его продуктивной деятельности.

Методы и приёмы в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами:

    - Словесные ( объяснение, вопросы, беседа, УНТ, художественное слово)

    - Наглядные (презентация, репродукции картин , карточки, ватман)

   - Игровые (дидактическая игра « Чем работает художник»( цветовая гамма), физминутка « Цветы», путешествие «В страну профессий»)

   - практический ( рисование пейзажа,  работа палитра (исследовательская работа), слушание музыки).

 Форма  организации детей : фронтальные и индивидуальные

Оборудование и материалы: такие  как  проектор, экран, презентация , репродукции картин художника, бумага, кисточки, краски, баночки с водой, ватные палочки, музыкальное  сопровождение,  инструменты художника, мольберт, указка.

Ход занятия

1.Организационный момент

Дети под музыку спокойно входят в зал. В.- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся и подарим всем хорошее настроение. А хорошее настроение у нас не случайно – потому что мы отправляемся в путешествие Страну профессий.  Но сначала я с вами побеседую и загадаю загадки.

 2.Постановка проблемной ситуации «Загадки о профессиях»

В: Ребята, кто-нибудь  из вас уже думал над тем. кем он хотел бы стать в будущем? ( ответы детей) Все вы станете взрослыми, приобретёте какую-либо профессию, будете работать.

Давайте вспомним, какие бывают профессии.  Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывайте. -  Кто пасёт овец и коз

   Там где луг травой зарос? (чабан)

 _

 За коровами глядит  

А когда на них сердит

Громко щёлкает кнутом

Так  загадочка о ком?  (пастух)

- Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты? (продавец)

- Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (доктор)

- Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (повар)

- Кто вас научит считать и читать, многое знать и красиво писать? (учитель)

- Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (пожарные)

Восп: Но мы сегодня будем говорить ещё об одной очень интересной и удивительной профессии, послушайте загадку

-У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть,
И бумаги плотный лист,
А еще мольберт-треножник
Потому, что я….

Дети. Художник.

В: Правильно! Всё это необходимо художнику. Он может нарисовать дом, степь, людей, животных. А что ещё?

3.Познавательная деятельность «Презентация «Г.О.Рокчинский»

Вед. Правильно. А сейчас вас дети хочу познакомить с замечательным и интересным человеком художником  Калмыкии Гарри Олеговичем Рокчинским.

Показ презентации

   1 слайд: Гарри Олегович Рокчинский  родился он холодной зимой 26 декабря 1923 года в урочище Алцын-Хута, ныне совхоз им. Чапчаева Приозёрного района Калмыцкой АССР. Ещё с детства увлекался рисованием. В школьные годы участвовал в выставках детского творчества и городских смотрах. Но не сразу стал художником.

   2 слайд:     После окончания школы он поступил в речной техникум, который не как не связан был с профессией художника.

    3 слайд: А  Во время войны в 1944г стал лётчиком- истребителем.

    4 слайд:  Вот только после войны  Г.О.Рокчинский  стал работать художником оформителем в районном Доме культуры - это было в далёкой Сибири. Так началась его работа как художника.

   5 слайд:  Память художника навсегда сохранила яркие впечатления детства – труд односельчан- скотоводов,

   6 слайд:  Также неповторимую прелесть национальных нарядов, танцев, песен,        

   7слайд: легенд.

   8 слайд:В воспоминаниях Рокчинского о детстве тесно переплелись песни «Джангара»,

                 которые  проносят сквозь века мечту о прекрасной стране Бумбе, где царят мир и справедливость, равноправие и вечная юность. Так появилась картина Гарри Олеговича Рокчинского ,посвященная образу народного  сказителя  джангарчи  Элән Овла,  передававшего  из уст в уста песни эпоса Джангар, который известен не только в Калмыкии, но и во всём мире.

   9 слайд:  Ещё Г.О.Рокчинский хорошо знал и любил  стихи т.е. поэзию  А.С.Пушкина, которому посвятил свои картины.

  10 слайд: Более 10 лет художником создавался исторический портрет  автора  зая-пандитской писменности.  

  11 слайд:И конечно степь. Художник Гарри  Рокчинский так говорит  о степи: « … Когда   видишь перед собой бескрайний простор степи, открытой вширь и вдаль, а над ней громадный купол высокого неба- поражаешься её … необъятности» Так художник через уголок родной земли ощутил необъятность вселенной.

  12 слайд: О ком сейчас я рассказала.

Дети: О художнике .

В: Как его зовут?

Д Гарри Олегович Рокчинский

В:  Правильно.

Развивающие игры и задания  « Чем работает художник»

- В каждой профессии ,дети, существуют свои инструменты, т.е. специальные предметы, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Сегодня, я приготовила  инструменты художника  , сейчас  вас с ними ознакомлю. (но вместо них нашла  письмо). 

Ой, ребята, а вместо них  я нашла письмо. Где написано  “Ваши  инструменты  у меня, если хотите  их вернуть, то вам придется выполнить все мои задания.      Клякса”  

Что же мне делать? Как вернуть предметы, без них  не может обойтись ни один  художник»

В: Ребята, вы мне помогите и вместе отправимся искать предметы? Вы согласны?

Дети. Да.      

В:Спасибо вам, ребята, но сначала мы должны отгадать загадки, которые для нас приготовила Клякса (достает из конверта “кляксу”).

1 задание: Загадки

Вот тебе помощник деревянный
Должен быть он острым постоянно
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует…  (
карандаш) показывает.

Нам без них не обойтись:

С ними по листу пройдись,

И весь мир перед тобой

Станет яркий и цветной. (краски)

 Косичку эту без опаски

Мы обмакиваем в краски (кисточка)

На ней краски мы мешаем,

Все оттенки получаем (Палитра)

Исследовательская работа (опыт)  Смешивание  красок.

В: А теперь надо нам выполнить следующие   задание Кляксы (достает и показывает 3 цвета гуаши-красный, синий, желтый). 

Из этих цветов путём смешивания получите новые цвета –оранжевый и зелёный)

Работа с палитрой

В: Молодцы, ребята ! Вы справились с заданием «кляксы».

В: А вот и третье задание Кляксы (достает и показывает “кляксу”). Назовите холодные цвета и тёплые цвета? Разложите вот эти круги на теплые и холодные тона.

 (Дети выполняют задание )

В:Вы, отлично справились с заданием! Художнику важно знать цветовую гамму. Смотрите, а вот и новое задание от Кляксы: “Выложите дорожки одного цвета, начиная от темного оттенка к светлому”. Важно художнику и нам с вами знать, что у каждого цвета есть разные оттенки.

Дети выполняют задание

В: Давайте прогуляемся по нашей цветной дорожке. Как здесь хорошо, тепло, светит солнышко, тает снег. В какое время года мы попали?  Правильно, здесь хозяйничает весна. А кто мне скажет, что происходит весной с природой? (ответы детей).

Физминутка:

В: Давайте на минутку представим, что мы с вами весенние цветы на лугу и покажем и расскажем. Повторяйте за мной.

«Цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

( потягивание- руки в стороны      )

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

( потягивание руки вверх  )

Ветер дует иногда,

Только это не беда

(машут ркуами, изображая ветер)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки

(наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

В: Раз мы говорим о профессии художника, а именно о Г.О.Рокчинском, хочу сказать вам, что художники  пишут картины в разных жанрах: это портреты, натюрморты, сюжетные картины и пейзажи. Сегодня мы поговорим о жанре пейзаж. Что это? ПЕЙЗАЖ – это изображение природы. Каждый художник по-своему видит мир и по-своему показывает его на холсте. Природа, дети, как книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством  помогает пейзаж. Художник  изображает природу в отдельных её проявлениях и поэтому постепенно открывает её сокровенный смысл. Природа  учит и воспитывает нас .

В: Перед нами  репродукции картин . Хотите узнать, кто их написал, и как они называются?

Д: Да

В: Тогда прослушайте отрывки из музыкальных произведений  и выберите те репродукции картин , о которых рассказывает музыка.

                                П.Чонкушов («Степные эскизы») (звучит музыка Т.Эвеева),

В: Вот посмотрите, как необыкновенно красиво художник  изобразил весеннюю степь, через красоту,яркость и нежность тюльпанов. И назвал свою картину « Тюльпанный остров». Вы согласны?

«Тюльпан»  Григорий Кукарека

Король цветов во все века…

Корона лепестков легка,

В алмазах утренней зари

Переливается, горит.

Где ходит марева волн.

А сайгачата целый день

Догнать свою не могут тень.

Пройди пешком весь шар земной,

Не встретишь красоты такой!

      Звучит музыка П.Чонкушов («Степные эскизы»)

Д: (дети выбирают репродукцию и называют «Сайгаки»

В: Правильно, художник изобразил в своей картине высокий купол неба, широкий простор степи и выделил крупным планом стремительно бегущих сайгаков.

В: А теперь послушайте отрывок из стихотворения  Михаила Хонинова и выберите ту картину , о которой рассказывает поэт.

«В апреле ходят журавли»

Михаил Хонинов

В апреле ходят журавли

По мягким травам, по болотом,

Любуются красой земли,

Устав от дальних перелетов.

В апреле ходят журавли,

Призывно, ласково курлычут,

В: Как вы думаете  как назвал свою картину художник ? (ответы детей)

В:  Молодцы! Кого изобразил художник на этой картине? ( ответы детей)

В: Вы пока любуетесь этой картиной, а я вам прочту  стихотворение  Алексея Балакаева «Верблюд»

«Верблюд» Алексей Балакаев

…На верблюде спать я был готов,

И навстречу ветру плыл степному.

Разместившись между двух горбов.

И когда верблюд мой в исступленье

Вдаль не шел – бывал наказан он. –

На верблюде ездил днем и ночью

Я в былые,  детские года.

Стыдно мне признаться в этом очень:

Как красив он, я не знал тогда.

Миновало лет суровых много,

И, опять верблюда повстречав,

Я пошел за ним степной дорогой,

Восхищаясь и стихи шепча.

Он сгибает шею, словно лебедь.

Два горба несет он на спине,

Движется он плавной тучей в небе…

Он прекрасен – это ясно мне

В: Это репродукции Г.О. Рокчинского.  Как вы думаете - в каком жанре нарисованы его картины?

Д: Жанр пейзаж 


В.- (подходят к мольберту) Сейчас каждый из вас подойдет к той репродукции картины, которая ему больше всего нравится, и посмотрит на нее.

(Появляется Клякса)

Клякса. Ага. Все-таки пришли, со всеми моими задачками справились. А у меня есть еще одно – самое трудное. Я буду загадывать загадки, а вы будете по очереди рисовать отгадки.

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает. (Солнце)

Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровам без нее беда,
Она их главная еда. (
Трава)

Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (
Река)

Ног нет, а идет
Глаз нет, а плачет. (
Туча)

Серебряные нити
Сшивают землю с небом. (
Дождь)

Клякса: Интересно, что это у вас получилось

Дети. Пейзаж.

Клякса. Вот уж не думала, что вы справитесь. Ну что придется мне отдать вам инструменты художника.

 В.- Ребята, посмотрите, сколько же здесь разного изобразительного материала. Давайте назовем его.

Д.- Цветные карандаши, простые карандаши, акварельные краски, восковые мелки. Кисти ,краски ,мольберт.

В: Для чего нужны художнику эти инструменты? (ответы детей).

   В: Клякса, пойдем со мной. Но сначала я поблагодарю ребят, которые мне помогали (выносит и вручает краски, карандаши, фломастеры). ведь каждый художник видит и рисует по — своему. И может быть, кто — то из вас в будущем тоже станет знаменитым художником. Это вам ребята, рисуйте, творите и еще раз огромное вам спасибо. Вот и закончилось наше удивительное путешествие. Я уверена, что в будущем вас ждет еще много интересных и увлекательных путешествий в Страну изобразительного искусства. До свидания , до новых встреч!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора для детей старшего дошкольного возраста.

формирование представлений у детей седьмого года жизни о профессиях.С детьми было проведено 6 занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора. Занятия проводились с экспе...

"Знакомство с профессией художника"

Тема: "Знакомство с профессией художника"Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»Программное содержание:§  познакомить детей с...

НОД "Эта замечательная профессия – художник"

Формирование представлений о творческой профессии художника...

"Знакомство с профессией художника"

"Знакомство с профессией художника"...

Представление профессии художник глазами родителей

Дети наглядно могут представить в чём заключается работа художника....

Тема ««В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА» (знакомство с профессией художника)

Тема ««В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА»(знакомство с профессией художника)                                  ...