Татарские писатели для детей
консультация (старшая группа) на тему
Татарская литература включает в себя сказки, повести, рассказы и стихи для детей разного возраста. Мы в детском саду знакомим наших детей с жизнью и творчеством Г.Тукая, М.Джалиля, А.Алиша. Так же в стороне не остаются наши педагоги, они активно принимают участие в мероприятиях, посвященных творчеству этих писателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tatarskie_pisateli_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему «Татарские писатели для детей»
воспитатель по обучению татарскому языку Рахманова Г.З.
Детская литература — весьма широкое понятие. Оно включает в себя сказки, повести, рассказы и стихи для детей разного возраста. В понятие детской литературы входят именно те произведения, которые были специально предназначены для чтения детьми до 15-16 лет. Задача такой литературы – воспитание и образование детей с помощью языка художественных образов. В сферу детского татарского чтения включают произведения, татарских писателей А.Алиш, Г.Тукай, М.Джалиль, Ш.Галиев, Р.Миннуллин и т.д.
Почти все татарские писатели начинали со стихов. Одни от стихов переходили к прозе, другие к драматургии, третьи – к публицистике. И лишь те, кому удалось сказать в поэзии своё слово, на всю жизнь сохраняли верность ей. Эти традиции дошли и до наших дней. Поэзия и сегодня составляет самую примечательную часть духовной культуры татарского народа.
Характерные черты детской литературы
- Детям отводится главная роль.
- По тематике соответствует детскому возрасту.
- Относительно небольшой объём, много рисунков (особенно в книгах для маленьких детей).
- Простой язык.
- Много диалогов и действия, мало описаний.
- Много приключений.
- Счастливый конец (победа добра над злом).
- Часто имеет своей целью воспитание.
Значение книги в развитии детей
- Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
- Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.
- Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
- Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.
- Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.
В этом учебному году я хочу вас познакомить с жизнью и творчеством трех татарских писателей, которые писали как для взрослых, так и для детей. Это Абдулла Алиш, Муса Джалиль, Габдулла Тукай.
А. Алиш писатель разностороннего дарования. С одинаковой легкостью он брался то за повесть, то за пьесу, то за стихи, то за очерк. Увлекался то музыкой, то техникой. Но была одна страсть, которую Алиш пронес через всю свою жизнь, и которая во многом определила его творческий путь. Это любовь к детям. Поэт, прозаик, и драматург, он писал главным образом для детей. «Все свое творчество желаю посвятить детям», - говорил Алиш. Он постоянно общался с детьми. Посещая школы, библиотеки, пионерские лагеря, детские сады, где его все знали и любили, выезжал в районы Татарстана. Будучи уже детским писателем, Алиш всегда внимательно относился к детям, изучал их характеры. Прежде чем начать свое новое произведение, он всегда читал их своим друзьям – детям, советовался ними.
Сказки А.Алиша для детей:
“Чукмар белән Тукмар”
“Куян кызы”
“Бикбатыр белән Биккуркак”
“Каз белән Аккош”
“Бал корты һәм шөпшә”
“Сертотмас үрдәк”
“Мактанчык чыпчык”
“Койрыклар”
“Кем көчле”
Компания «Татармультфильм» по 8 произведениям А.Алиша отсняли мультфильмы на татарском языке.
Сказки Алиша просты и доступны пониманию даже самых маленьких слушателей. И в то же время в них говорится об очень важном и серьёзном… Они учат нас видеть хорошее и плохое в жизни, учат трудолюбию, любить и уважать старших, быть доброжелательными.
«Песнь свою я посвятил народу. Жизнь свою народу я отдаю» Муса Джалиль - один из великих поэтов татарского народа. Кроме своего поэтического творчества, он оставил пример мужества и героизма. Не только его поэзия, но его жизнь и трагическая судьба являются образцами стойкости.
Жизнь и творчество, поэзия Мусы Джалиля, одухотворенная высокими человеческими идеалами, наполненная горячей любовью к людям, нашла дорогу к миллионам сердец. Мусу Джалиля знают и почитают не только у нас, его знают и почитают миллионы людей в Европе, Америке, Азии. Его стихи, его смерть-это великий подвиг. Имя Мусы увековечено в названиях улиц, театров, клубов, кораблей, библиотек, одной из величайших вершин в Антарктиде. Есть город Джалиль в Татарстане. Сохраняются памятные места, связанные с жизнью поэта.
Что же касается произведенний, написанных для детей? Около пяти лет Джалиль проработал редактором детских журналов. Почти всю литературную работу он вел один. В эти годы Муса приобрел вкус к работе с детьми, лучше узнал детскую психологию. В 1940 году он издал альбом детских песен, куда вошли стихотворения «Мой пес», «Родник», «Кукушка», «Колыбельная дочери» и т. д. положенные на музыку татарским композитором Дж. Файзи.
Для детей: стихи «Сәгать», «Яз көне», «Чишмә», «Уңыш бәйрәмендә», «Мой пёс», «Кукушка», «Храбрый заяц», «Кызыма», «Кызыл ромашка»
Г.Тукай – солнце татарской поэзии, великий татарский поэт.
Габдулла Тукай же не просто сумел сказать своё слово в поэзии, он стал душой татарского народа, символом национальной культуры.
Его творчество играет особую роль в детской литературе, в дошкольном воспитании, как средстве развития и воспитания детей. Произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.
Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.
Он написал много детских стихов и сказок: такие как «Шурале», «Водяная», «Сказка о козе и баране», "Ласточка", «Забавный ученик», «Ребенок и бабочка» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Видеофрагмент открытого мероприятия с родителями «Шигырьләрем – балалар телендә, җырларым – һәрберегезнең күңелендә» на МО для воспитателей по обучению татарскому языку по теме: «Художественная литература татарских писателей в детском саду»
https://www.youtube.com/watch?v=SjP7suUrwcU...
Сценарий тематического развлечения «День родного языка. Угадай произведение русских и татарских писателей»
· Углублять и расширять знания о творчестве детских поэтов и писателей.· Учить выразительно читать наизусть сти...
Русские и татарские писатели метям
"Отгадки в загадках"...
«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...
Опыт работы "Устное народное творчество и произведения татарских писателей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников в рамках УМК"
Опыт работы"Устное народное творчество и произведения татарских писателей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников в рамках УМК"...
Театрализованная деятельность по сказке татарского писателя А.Алиш «Котенок» на русском языке.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро стоит вопрос глубокого и научного обоснования нацио...
Знакомство детей старшей группы с творчеством татарских писателей .
Познакомить детей старшей группы с творчеством татарских писателей.Сказка "Болтливая утка" А.Алиш...
- Мне нравится (1)