Кружок по экологии "Капитошка"
проект (средняя группа) на тему

Кошеварова Людмила Николаевна

кружок по экологии для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_ekologii.docx373.42 КБ

Предварительный просмотр:

рамка7

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=615878912-42-72&n=21

Содержание

Введение        

3

Пояснительная записка        

4

Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников        

4

Новизна данной программы        

5

Программно – методическое обеспечение        

6

Краткая характеристика группы        

7

Сущность, цели и задачи, развития экологической культуры ребёнка        

8

Формы, методы ознакомления детей с природой        

9

Тематический план кружка на год        

10

Требования к уровню подготовки детей        

16

Заключение        

17

Библиография        

18

Приложение        

19


Введение

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема  усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем скворечники на территории детского сада.

Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.

Программно-методическое обеспечение.

  • Комплексная программа «Радуга» Т.Н.Дороновой
  • Парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»

Основой к структуре разработки рабочей программы являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 года).

Материально-технические условия.

Материально-техническая база МДОУ №8 соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В группе создан, оснащен и пополняется «Центр познавательного развития и труда», в котором дети знакомятся с объектами живой природы (растениями), организована мини-лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, гербарии и др. Место, организация, оснащение и санитарное состояние нашего центра отвечают требованиям СанПиН. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.  

Создание условий для реализации программы:

Психологические и социально-педагогические условия организации работы

  • учитывать социальный опыт ребенка
  • учитывать его возможности, способности, интересы
  • строить педагогический процесс как диалоговый

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Расписание кружка: 1 раз в неделю – среда, во вторую половину дня.

В средней группе у нас 25 детей.

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние  «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.

Так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

        Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка «Капитошка» призвана решать следующие задачи:

  1. Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  2. Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
  3. Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
  4. Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
  5. Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
  6. Воспитание правильного поведения в природе.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  • Наглядные методы:
  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр;
  • Словесные методы:
  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
  • Игровые методы:
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
  • загадывание загадок;
  • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
  • Практические методы
  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, плодов;
  • постановка сказок, отрывков литературных произведений;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.:

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

  • Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  • Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  • Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера…

                                          Перспективный план работы кружка «Капитошка»

2016 – 2017 учебный год

Дата

тема

задача

содержание

  1. 7.09

«Цветы на участке осенью»

 Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить»

  1. 14.09

«Осенние цветы»

Учить рисовать цветы на клумбе; закреплять основные приемы рисования кистью и акварелью. Развивать эстетический вкус.

Рисование по теме.

  1. 21.09

 «Что нам осень подарила»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа«Что растет на грядке?»

  1. 28.09

«Дары осени»

Закреплять основные приемы работы с пластилином. Учить работать на положительный результат.

Лепка с использованием природного материала по теме.

  1. 5.10

Что нас лечит от простуды

Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развить познавательную активность.

 Рассматривание лекарственных растений,загадывание загадок, наблюдение.

  1. 12.10

«Осенняя корзина»

Закреплять умение пользоваться ножницами, вырезать из больших форм малые; Учить аккуратно пользоваться клеем. Учить работать коллективно.

Коллективная аппликация.

  1. 19.10

«То березка, то рябинка»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение

  1. 26.10

«Рябина»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография.
Дид.игра «.Найди листок какой покажу»

  1. 2.11

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях

Рассматривание иллюстраций, наблюдения, чтение стихотворений , подв.игра «Листья на дереве»

  1. 9.11

«Красивое дерево»

Закреплять приемы рисования красками, учить пользоваться палитрой. Развивать эстетический вкус.

Рисование по теме.

  1. 16.11

 «Поздняя осень»

уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать наблюдательность. Дать представления о семенах различных растений.

Эксперемнт. Деят.

  1. 23.11

Домашние животные

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни

 Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята»

  1. 30.11

Уходит осень золотая» (итоговое занятие).

совершенствовать экологические знания; уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе осенью; уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; развивать умение слушать литературные произведения, рассматривать картины художников;

Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию». Рассматривание картины. И.Левитан «Золотая осень»;

  1. 7.12

«Зимние приметы».

закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.

Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

  1. 14.12

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега»

  1. 21.12

«Снежинки для украшения группы»

Учить складывать салфетку несколько раз и вырезать по нарисованному изображению. Создать радостное настроение.

Работа с бумагой и ножницами.

  1. 28.12

Ёлочка-зелёная иголочка

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели,

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, 

  1. 11.01

«Зимний лес»

Учить создавать изображение на тонированной бумаге, аккуратно наклеивать детали.

Аппликация по теме.

  1. 18.01

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.
Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность

  1. 25.01

«Мороз-художник»

Учить изображать морозные узоры на листе. Развивать фантазию.

Рисование по теме.

  1. 1.02

«Покормим птиц зимой»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Пальчиковая гимнастика «Грачи»;

Речевая игра «Кто же это?»

  1. 8.02

«Птичка-невеличка»

Закреплять приемы лепки птички.

Воспитываем аккуратность, доброту, фантазию.

Лепка по теме.

  1. 15.02

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа.

  1. 22.02

«Зверюшки»

Учить вырезать фигуры овальной и круглой формы, аккуратно пользоваться клеем.

Аппликация по теме.

  1. 1.03

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения “Март”,«Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»

  1. 15.03

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

  1. 22.03

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),»Узнай по голосу какая птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке»

  1. 29.03

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, экспериментирование: «Вслед за солнцем».

  1. 5.04

«Появились из-под снега первые цветы»

Закреплять умение вырезать из цв. Бумаги заготовки для аппликации и аккуратно наклеивать их

Аппликация по теме.

  1. 12.04

«Русская березка»

Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность

  1. 19.04

«Люблю березку русскую…»

Развивать чувство прекрасного, патриотические чувства. Закреплять приемы барельефной лепки.

Барельефная лепка по теме.

  1. 26.04

«Весенний пейзаж»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весныВоспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

  1. 3.05

«Кто живёт в пруду?»

ознакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями,  формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде. Закреплять приемы коллективной аппликации.

Беседа, чтение стихотворений, рассматриваиние иллюстраций, 

  1. 10.05

«Веселый лягушонок»

Закреплять приемы коллективной аппликации.

коллективная аппликация по теме.

  1. 17.05

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

чтение, конспект.

  1. 24.05

«Ненастье»

Учить рисовать грозу, учить отображать состояние природы в ненастную погоду.

Рисование по теме.

  1. 31.05

«Лето на пороге»

Расширять кругозор детей. Закрепить знания о летних изменениях в природе. Воспитывать любовь к родному краю. Развивать интерес к живой природе, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Чтение загадок, подв. игра, беседа. Наблюдение. Рассматривание иллюстраций.

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
  4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
  5. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
  6. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
  7. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С.
  8. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
  9. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

Кружок по рисованию

Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...