занятие по ручному труду (талаш)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

изотова марина николаевна

   Приобщение дошкольников и членов их семей к ценностям народной кубанской культуры, к тому, что создали наши предки - это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей. Народное творчество, народные традиции – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя кубанский народ - в танце, песне, в искусных поделках мастеров, ясно одно - это идет от души. А душа у него добрая и красивая!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность:  

   

   Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества. В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания.

   Практический опыт собственной педагогической деятельности показывает, что  далеко не во всех семьях знают и почитают культурное наследие наших предков: обычаи и традиции кубанских казаков, казачий фольклор, старинные казачьи игры, которые отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием  и смекалкой.

   Приобщение дошкольников и членов их семей к ценностям народной кубанской культуры, к тому, что создали наши предки - это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей. Народное творчество, народные традиции – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя кубанский народ - в танце, песне, в искусных поделках мастеров, ясно одно - это идет от души. А душа у него добрая и красивая!

Цель:  Формирование практических умений и навыков.

Задачи: 

1. Приобщать детей к прошлому и настоящему родной культуры; быту и традициям  кубанских казаков.

2. Способствовать интеллектуальному развитию, обогащению речи; знакомить с кубанским диалектом

3. Знакомить с разновидностями народной куклы, технологией ее изготовления.

4. Развивать индивидуальные творческие способности.

5. Способствовать развитию интереса к совместной деятельности со взрослым.

6.Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции Кубани.

Предполагаемый результат: 

  • Сформируется  желание любить  и уважать  малую Родину;
  • Сформируется познавательный интерес к дальнейшему изучению культуры своих предков; глубже осознают культурные традиции Краснодарского края; 
  • Обогатить словарный запас;
  • Сформируются высокие нравственные личностные качества: отзывчивость, справедливость, смелость, отвага, доброта.

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Труд
  • Социализация
  • Чтение  художественной литературы
  • Коммуникация
  • Музыка
  • Предварительная работа:  Посещение усадьбы- музея «Дончака»,  рассматривание коллекции плетеных изделий, чтение пословиц и поговорок о труде, подготовка практического материала (иллюстрации народных ремесел ), изучение литературы по теме «Народные ремесла Кубани».
  • Источники и используемая литература.
  • Е.Н.Еременко  «Кубановедение»  1 – 4  классы.  ОИПЦ  «Перспективы  образования».  2007,2008гг.
  • И.П. Лотышев «Путешествия  по  родному  краю». «Перспективы  образования».

2006  г.

  1. Стихи   кубанских  поэтов.  Периодические  издания.
  2. Интернет – ресурсы: казачьи форумы, фотографии казаков и казачьего быта и т.д.

Материалы и оборудование: имитация горницы, самовар сувенирный,   угощения на подносах, плетеная корзина с подготовленным талашом

Ход совместной деятельности:

1.Организационный момент.

Воспитатель:Я спешу сказать вам _ « Здравствуйте!»

Чтоб пожелать здоровья доброго
Я спешу сказать вам – « Благости !»
Чтоб пожелать вам счастья нового. 
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Успехов удач и везенья!
Чтоб пожелать всем
  Прекраснейшего настроения!

Да сегодня мы поговорим с вами о ремеслах, узнаем чем занимались наши предки. Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славились своими умельцами. Часто казаки владели несколькими ремеслами.

2.просмотр презентации «Кубанские ремесла»
А сейчас давайте выясним что такое ремесло?
Наиболее распространенными были такие ремесла:
Кузнечное дело.
Гончарное ремесло
талаш, плетение
Ткацкое ремесло
 .

Современные мастера продолжают дело наших предков. На нашей выставке представлены работы современных народных умельцев.

3.Рассматривание изделий  современных народных умельцев. 

Ну, а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть? Выходите сюда, будем играть в забавную игру «Перышко» (Тренировка длительного выдоха.Дети подбрасывают вверх перышко, дуют, чтобы оно продержалось в воздухе как можно дольше).

4.изготовление куклы

Одним из древнейших народных ремесел является лозоплетение. Главную роль в плетении играла гибкая ивовая лоза. Из нее делали колыбельки, погремушки, корзины, короба, кошели (емкость для хранения зерна). В лозоплетении применяли не только ивовый прут, но и многие другие виды сырья: камыш, солома. В наше время мастера достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения ,  а мы тоже можем быть умельцами и я хочу научить вас сегодня делать куколку из талаша. Этот материал вам уже известен.

А вы хотите научиться делать такую куклу?  Для выполнения фигурки куклы нужно согнуть несколько листочков талаша пополам. Получилась заготовка, так называемое «тулово». Затем надо перетянуть веревочкой  вверху – получилась голова, еще раз – туловище, вставить заготовки рук, нижнюю часть заготовки разделим пополам. Каждую часть внизу перетягиваем полоской– ноги. (Дети с помощью воспитателя выполняют своих кукол,

Ребята, послуашйте пословицу: «Маленькое  дело лучше большого безделья». А ведь оно  и правда! Хоть и маленькое у нас дело, а все лучше, чем сидеть сложа руки: и поговорить можно, и спеть, и посмеяться – весело и дружно проходит время. Не забывайте и помогать друг другу. Еще в народе говорят: «Долог день до вечера, коли делать нечего!»

                Вот и сладили мы своих кукол. Молодцы! Мастера и                      рукодельницы!

5.Театрализация.
Где ремесленник мог продать свой товар?

( На ярмарке ,базаре. )
Вот и вы сейчас как настоящие ремесленники, тоже попробуете продать товар.

 А чтоб товар лучше покупали, что для этого надо делать? (Расхвалить, разрекламировать).

 Посмотрим, кто лучше справится с заданием.
Ну что ж, молодцы, хорошо справились.
 Какие красивые получились изделия.

Ну что ж, «поработали до поту, а теперь и поесть в охоту!» Приглашаю вас к столу, мои маленькие рукодельники, угощайтесь чайком да вкусными баранками. 

6.Рефлексия.

                                                          Ну что, дружок,

Тебе понравился урок?

     Надеюсь было интересно

           Узнал ты то ,что неизвестно

     .Сумел сегодня ты творить.

   

             А от занятия  радость остается?

            Тогда пусть солнышко смеется.

10.занятие  окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме: "Работа с разными материалами на занятиях по ручному труду".

В  данной  статье  предлагается  опыт  работы  объединения  "Умелые  ручки".  Стараясь  максимально  обобщить  свою  работу  в...

Конспект занятия по ручному труду "Букет в вазе"

В конспекте представлена последовательность выполнения цветов из бумаги (оригами, аппликация). Дана ссылка на литературу....

"КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРВАНИЮ ИЗ МЯГКИХ МАТЕРИАЛОВ" В рамках методической недели и на основе краткосрочного проекта было проведено занятие по ручному труду

Второй годовой задачей в нашем детском саду была "Развитие конструкторской деятельности детей дошкольного возраста". Мною был продготовлен проект "Игрушки древней Руси" . Целью данного проекта ст...

План-конспект занятия (конструирование, ручной труд, средняя группа) на тему: Конспект интегрированного занятия по конструированию

План-конспект занятия (конструирование, ручной труд, средняя группа) на тему: Конспект интегрированного занятия по конструированию...

Конспект занятия ФГОС. Ручной труд.Тема занятия: « Знакомство с русской народной тряпичной куклой»

Конспект занятия " Знакомство с русской народной тряпичной куклой". (Подходит для подготовительной группы детского сада и для начальной школы).В конспект входит технологическая карта занятия...