занятие по ручному труду (талаш)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Приобщение дошкольников и членов их семей к ценностям народной кубанской культуры, к тому, что создали наши предки - это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей. Народное творчество, народные традиции – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя кубанский народ - в танце, песне, в искусных поделках мастеров, ясно одно - это идет от души. А душа у него добрая и красивая!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальность:
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества. В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания.
Практический опыт собственной педагогической деятельности показывает, что далеко не во всех семьях знают и почитают культурное наследие наших предков: обычаи и традиции кубанских казаков, казачий фольклор, старинные казачьи игры, которые отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.
Приобщение дошкольников и членов их семей к ценностям народной кубанской культуры, к тому, что создали наши предки - это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей. Народное творчество, народные традиции – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя кубанский народ - в танце, песне, в искусных поделках мастеров, ясно одно - это идет от души. А душа у него добрая и красивая!
Цель: Формирование практических умений и навыков.
Задачи:
1. Приобщать детей к прошлому и настоящему родной культуры; быту и традициям кубанских казаков.
2. Способствовать интеллектуальному развитию, обогащению речи; знакомить с кубанским диалектом
3. Знакомить с разновидностями народной куклы, технологией ее изготовления.
4. Развивать индивидуальные творческие способности.
5. Способствовать развитию интереса к совместной деятельности со взрослым.
6.Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции Кубани.
Предполагаемый результат:
- Сформируется желание любить и уважать малую Родину;
- Сформируется познавательный интерес к дальнейшему изучению культуры своих предков; глубже осознают культурные традиции Краснодарского края;
- Обогатить словарный запас;
- Сформируются высокие нравственные личностные качества: отзывчивость, справедливость, смелость, отвага, доброта.
Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Труд
- Социализация
- Чтение художественной литературы
- Коммуникация
- Музыка
- Предварительная работа: Посещение усадьбы- музея «Дончака», рассматривание коллекции плетеных изделий, чтение пословиц и поговорок о труде, подготовка практического материала (иллюстрации народных ремесел ), изучение литературы по теме «Народные ремесла Кубани».
- Источники и используемая литература.
- Е.Н.Еременко «Кубановедение» 1 – 4 классы. ОИПЦ «Перспективы образования». 2007,2008гг.
- И.П. Лотышев «Путешествия по родному краю». «Перспективы образования».
2006 г.
- Стихи кубанских поэтов. Периодические издания.
- Интернет – ресурсы: казачьи форумы, фотографии казаков и казачьего быта и т.д.
Материалы и оборудование: имитация горницы, самовар сувенирный, угощения на подносах, плетеная корзина с подготовленным талашом
Ход совместной деятельности:
1.Организационный момент.
Воспитатель:Я спешу сказать вам _ « Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго
Я спешу сказать вам – « Благости !»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Успехов удач и везенья!
Чтоб пожелать всем
Прекраснейшего настроения!
Да сегодня мы поговорим с вами о ремеслах, узнаем чем занимались наши предки. Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славились своими умельцами. Часто казаки владели несколькими ремеслами.
2.просмотр презентации «Кубанские ремесла»
А сейчас давайте выясним что такое ремесло?
Наиболее распространенными были такие ремесла:
Кузнечное дело.
Гончарное ремесло
талаш, плетение
Ткацкое ремесло .
Современные мастера продолжают дело наших предков. На нашей выставке представлены работы современных народных умельцев.
3.Рассматривание изделий современных народных умельцев.
Ну, а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть? Выходите сюда, будем играть в забавную игру «Перышко» (Тренировка длительного выдоха.Дети подбрасывают вверх перышко, дуют, чтобы оно продержалось в воздухе как можно дольше).
4.изготовление куклы
Одним из древнейших народных ремесел является лозоплетение. Главную роль в плетении играла гибкая ивовая лоза. Из нее делали колыбельки, погремушки, корзины, короба, кошели (емкость для хранения зерна). В лозоплетении применяли не только ивовый прут, но и многие другие виды сырья: камыш, солома. В наше время мастера достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения , а мы тоже можем быть умельцами и я хочу научить вас сегодня делать куколку из талаша. Этот материал вам уже известен.
А вы хотите научиться делать такую куклу? Для выполнения фигурки куклы нужно согнуть несколько листочков талаша пополам. Получилась заготовка, так называемое «тулово». Затем надо перетянуть веревочкой вверху – получилась голова, еще раз – туловище, вставить заготовки рук, нижнюю часть заготовки разделим пополам. Каждую часть внизу перетягиваем полоской– ноги. (Дети с помощью воспитателя выполняют своих кукол,
Ребята, послуашйте пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья». А ведь оно и правда! Хоть и маленькое у нас дело, а все лучше, чем сидеть сложа руки: и поговорить можно, и спеть, и посмеяться – весело и дружно проходит время. Не забывайте и помогать друг другу. Еще в народе говорят: «Долог день до вечера, коли делать нечего!»
Вот и сладили мы своих кукол. Молодцы! Мастера и рукодельницы!
5.Театрализация.
Где ремесленник мог продать свой товар?
( На ярмарке ,базаре. )
Вот и вы сейчас как настоящие ремесленники, тоже попробуете продать товар.
А чтоб товар лучше покупали, что для этого надо делать? (Расхвалить, разрекламировать).
Посмотрим, кто лучше справится с заданием.
Ну что ж, молодцы, хорошо справились. Какие красивые получились изделия.
Ну что ж, «поработали до поту, а теперь и поесть в охоту!» Приглашаю вас к столу, мои маленькие рукодельники, угощайтесь чайком да вкусными баранками.
6.Рефлексия.
Ну что, дружок,
Тебе понравился урок?
Надеюсь было интересно
Узнал ты то ,что неизвестно
.Сумел сегодня ты творить.
А от занятия радость остается?
Тогда пусть солнышко смеется.
10.занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение по теме: "Работа с разными материалами на занятиях по ручному труду".
В данной статье предлагается опыт работы объединения "Умелые ручки". Стараясь максимально обобщить свою работу в...
Конспект занятия по ручному труду "Букет в вазе"
В конспекте представлена последовательность выполнения цветов из бумаги (оригами, аппликация). Дана ссылка на литературу....
Конспект занятия по ручному труду в средней группе. Образовательная область «Труд»
Занятие по ручному труду....
конспект НОД по ручному труду(талаша) в старшей группе.
НОД по ручному труду...
"КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРВАНИЮ ИЗ МЯГКИХ МАТЕРИАЛОВ" В рамках методической недели и на основе краткосрочного проекта было проведено занятие по ручному труду
Второй годовой задачей в нашем детском саду была "Развитие конструкторской деятельности детей дошкольного возраста". Мною был продготовлен проект "Игрушки древней Руси" . Целью данного проекта ст...
План-конспект занятия (конструирование, ручной труд, средняя группа) на тему: Конспект интегрированного занятия по конструированию
План-конспект занятия (конструирование, ручной труд, средняя группа) на тему: Конспект интегрированного занятия по конструированию...
Конспект занятия ФГОС. Ручной труд.Тема занятия: « Знакомство с русской народной тряпичной куклой»
Конспект занятия " Знакомство с русской народной тряпичной куклой". (Подходит для подготовительной группы детского сада и для начальной школы).В конспект входит технологическая карта занятия...