Проект "Классическая музыка в детском саду"
методическая разработка на тему
Музыка является одним из важнейших средств духовности человека. Очень важно с дошкольного возраста приобщать детей к подлинному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_proekt_klassicheskaya_muzyka_v_detskom_sadu.docx | 30.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект
«Классическая музыка в детском саду»
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев,
журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков,
жаворонков в бездонном синем небе, шорох снежинок,
ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,
- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет
чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку,
Умей наслаждаться её красотой»
В.Сухомлинский
Актуальность проекта
Очень важно в дошкольном возрасте приобщать детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога – увлечь ребёнка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на её классических образах.
Ребёнок растёт и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен этому противостоять, то ребёнок оказывается совершенно беззащитным.
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль классической музыки, поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира. И здесь нам помогают музыкальные шедевры классики. Через классическую музыку можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать её.
Проект подразумевает взаимодействие детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали педагоги и родители.
Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста, родителей к музыкальной классике, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи проекта:
Для детей:
- расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;
- развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творческие способности участников проекта;
- побуждать выражать свои впечатления от прослушанных классических произведений в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности;
- познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, в т.ч. народных разными исполнителями: вокалистами, музыкантами;
- создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки.
Для педагогов:
- информировать педагогов о классической музыке через консультации;
- организовать и проводить встречи педагогов и детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами, артистами балета);
- активизировать желание педагогов слушать классическую музыку в разных видах деятельности;
- заинтересовать педагогов значимостью проекта;
- формировать культуру и эстетический вкус педагогов, используя в разных областях образовательной деятельности классическую музыку;
- активно вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми.
Для родителей:
- помочь родителям создавать условия для слушания музыки в домашней обстановке;
- активизировать интерес к музыкальному искусству;
- формировать единый детско-взрослый коллектив.
Участники проекта:
- дети;
- воспитатели ;
- родители воспитанников.
Основные формы реализации проекта:
С детьми:
- игровые занятия по слушанию музыки;
- интегрированные занятия;
- слушание музыки в режиме дня (минутки музыки);
- продуктивная деятельность (изо деятельность, музыкальное движение, театрализация);
- музыкальные викторины;
- релаксационные паузы;
- посещение концертов классической музыки;
- встречи с учащимися детской музыкальной школы, музыкантами-исполнителями.
С педагогами:
- музыкальные гостиные;
- посещение концертов классической музыки;
- консультационный день;
- выставки детского творчества;
- оформление информационных стендов и буклетов с консультациями.
С родителями:
- анкетирование;
- экскурсии в музыкальную школу;
- семейные походы в театр, филармонию, музей;
- концерты, вечера музыки.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
Дети:
- более увлеченно слушают классическую музыку; значительное изменение в особенности музыкального восприятия: появление произвольного внимания, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения;
- более глубоко и содержательно высказываются об эмоциональном и образном содержании музыки, развивается образная речь, пополняется активный словарь ;
- дети самостоятельно начинают создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
- находят яркие тембровые краски и воспроизводят музыку с помощью детских музыкальных инструментов;
- различают на слух и определяют название музыкальных произведений, автора музыки;
- определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
Педагоги:
- способствуют проявлению положительных эмоций у детей во время слушания классической музыки, и создают условия для этого;
- стимулируют желание ребят слушать и исполнять классическую музыку в самостоятельной деятельности на протяжении всего проекта;
- активно используют классическую музыку в разных областях образовательной деятельности совместно с другими методическими материалами.
Родители:
- видят и развивают интерес у ребёнка к музыке композиторов классиков.
Срок реализации проекта: 5 месяцев (октябрь – февраль).
Реализация проекта
№ | Содержание | Ответственный | Срок реализации |
Подготовительный этап | |||
Проектная линия 1. Организация работы творческой группы педагогов | |||
1. | Анализ ситуации в ДОУ | Ст.воспитатель | |
2. | Разработка плана посещения различных концертных мероприятий Распределение материала на блоки, составление плана работы | муз.руководитель воспитатели муз.руководитель ст.воспитатель | |
Проектная линия 2. Организация работы с детьми | |||
3. | Диагностика знаний детей о музыке (устный опрос) | воспитатели | ноябрь |
4. | Посещение поселковых учреждений культуры (музыкальная школа, МБУК ЦКиС – центр культуры и спорта) | муз.руководитель воспитатели | |
5. | Беседы с детьми о музыкальных учреждениях, их значении | воспитатели | В течение проекта |
6. | Творческие работы детей (рисуем музыку, импровизации под музыку) | муз.руководитель воспитатели | |
7. | Выставка детских работ «Рисуем музыку» | ст.воспитатель | декабрь |
Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями | |||
8. | Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по классической музыке | воспитатели | Ноябрь |
9. | Вовлечение родителей в создание журнала «Классическая музыка в детском саду и семье» | муз.руководитель воспитатели | Декабрь |
10. | Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению творческих работ (рисунки) | воспитатели | Декабрь январь |
11. | Сочинения о классической музыке | муз.руководитель воспитатели | декабрь |
Практический этап | |||
Проектная линия 1. Организация работы педагогов | |||
12. | Разработка планирования по слушанию музыки во время НОД | муз.руководитель | В течение проекта |
13. | Создание методических материалов по организации концертов классической музыки в детском саду | муз.руководитель воспитатели | |
14. | Консультации для воспитателей | муз.руководитель | В течение проекта |
15. | Подбор музыкального репертуара для режимных моментов | муз.руководитель | |
16. | Анкетирование педагогов для определения уровня компетентности по проблеме | ст.воспитатель | февраль |
Проектная линия 2. Организация работы с детьми | |||
17. | Экскурсия в музыкальную школу «Инструменты духового оркестра» | муз.руководитель | декабрь |
18. | Концерт «Танеев – великолепный пианист и прекрасный композитор» | муз.руководитель воспитатели | |
19. | Самостоятельная деятельность детей в музыкальном пространстве детского сада | воспитатели | В течение проекта |
20. | Организация выставки детского творчества «Нескучная классика» | ст.воспитатель | |
21. | Песенная классика на стихи А.Фатьянова (досуг) | муз.руководитель | |
22. | Музыкальная викторина «Поговорим о музыке» | муз.руководитель | февраль |
Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями | |||
23. | Изготовление совместно с детьми творческих работ | воспитатели | В течение проекта |
24. | Участие в мероприятиях с детьми: музыкальных праздниках, экскурсиях, выставках | муз.руководитель воспитатели | В течение проекта |
25. | Участие в создании журнала «Классическая музыка в детском саду и семье» | ст.воспитатель | |
26. | Консультация для родителей «Классическая музыка в жизни ребёнка» | муз.руководитель | декабрь |
Заключительный этап | |||
Проектная линия 1. Организация работы педагогов | |||
27. | Создание пакета материалов по организации приобщения детей к классической музыке | муз.руководитель ст.воспитатель | В течение проекта |
28. | Презентация журнала «Классическая музыка в детском саду и семье» | муз.руководитель ст.воспитатель | февраль |
29. | Анкетирование педагогов для определения уровня компетентности по проблеме | ст.воспитатель | февраль |
Проектная линия 2. Организация работы с детьми | |||
30. | Мониторинг знаний детей о классической музыке | ст.воспитатель воспитатели | В конце года |
31. | Анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения | ст.воспитатель воспитатели | |
Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями | |||
32. | Торжественное представление журнала «Классическая музыка в детском саду и семье» | муз.руководитель ст.воспитатель | март |
33. | Посещение фестиваля детской музыкальной школы | муз.руководитель ст.воспитатель воспитатели | февраль |
Проект включает в себя следующие блоки:
- «Настроение чувства музыки»; «Музыка о животных и птицах» - контрастное сопоставление пьес с различными одинаковыми названиями, позволяют развивать обратную речь детей, проявляет творчество.
- «Природа и музыка» - развитие эстетических чувств, образной речи.
- «Сказка в музыке» - знакомство с шедеврами классической музыки и сказочным содержанием.
- «Музыкальные инструменты и игрушки» - знакомство с произведениями, иминитирующими звучание музыкальных инструментов.
Каждый блок представляет собой интеграцию образовательных областей и социума в соответствии ФГОС и реализуется через совместную деятельность взрослых и детей по всем видам художественно-эстетической области (направлении музыка).
Этапы реализации проекта в совместной деятельности
взрослых и детей 6-7 лет
Название блока | Изучаемая тема | Примерный репертуар | Взаимодействие с социумом | Сроки реализации |
Настроения, чувства в музыке | Оттенки грусти, тревога, сожаление | С.Майкапар «Тревожная минута», «Раздумье» | ноябрь | |
Мольба, протест, просьба | Ф.Шопен «Прелюдия № 4», Р.Шуман «Первая потеря», Л.Бетховен «Соната № 17» | декабрь | ||
Молитва | П.И.Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви», Ф.Шуберт «Avemaria» | январь | ||
Оттенки разных чувств | Р.Шуман «Порыв», С.Прокофьев «Раскаяние», М.Мусоргский «Слеза», М.Глинка «Разлука», П.Чайковский «Ноктюрн» | Концерт преподавателей и учащихся муз.школы | февраль | |
Оттенки светлых чувств | Ф.Шуберт «Музыкальные моменты. Знакомство с творчеством И.Гайдна, В.А.Моцарта | март | ||
Музыка о животных и птицах | Птицы | М.Красев «Синичка», Р.Шуман «Совёнок», А.Аренский «Птичка летает», Э.Григ «Птичка» | ноябрь | |
Песни о животных в стиле народных игр- инсценировок | В. Калинников « Тень-тень», «Журавль» | январь | ||
Жаворонок | П. И. Чайковский «Песня жаворонка» М. Глинка «Жаворонок» | март | ||
Карнавал животных | К. Сен-Санс «Длинноухие персонажи», « Кенгуру», «Лебедь» | апрель | ||
Природа и музыка | Облака плывут | Г. Свиридов «Дождик» | ноябрь | |
Утро | Э. Григ «Утро» | декабрь | ||
Вечер | С Прокофьев «Вечер» Р. Шуман « Вечер» | МБУК ЦКиС музыкальная сказка | январь | |
Осень | П. И. Чайковский «Осенняя песня» «Ноябрь» «На тройке» | Встреча с педагогами музыкальной школы | ||
Зима | Ц. Кюи « Зима» Р. Шуман « Зимой» | |||
Сказка в музыке | Баба Яга | П. И. Чайковский «Нянина сказка», «Баба Яга», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» | Встреча в музыкальной гостиной | ноябрь |
Добрые эльфы и злые троли | С. Майкапар «Мимолётное видение» Э. Григ «Танец эльфов», «В пещере горного короля» | Музыкальная школа | декабрь | |
Гномы | Э. Григ «Шествие гномов» М. Мусоргский « Гном» | январь | ||
Сказка »Щелкунчик» | П. И. Чайковский «Щелкунчик» | Ансамбль педагогов музыкальной школы «Арт-плюс» | февраль | |
Музыкальные инструменты и игрушки | Тамбурин | Ж.-Ф. Рамо «Тамбурин» | Музыкальная школа | ноябрь |
Волынка | И. С.Бах « Волынка» В.А. Моцарт «Волынка» | декабрь | ||
Колокольный звон | Г. Свиридов « Звонили звоны» | январь |
Список литературы
- Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду – М., 1982. – 271с.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: Гном и Д, - 2000.-89с.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94с.
- Школяр Л. Ребёнок в музыке и музыка в ребёнке. // Дошкольное воспитание.- 2002.-№ 9-10.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"
Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...
Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"
Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...
Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого
Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....
Книга «Музыка в детском саду». Первая младшая группа М. «Музыка» 1989 г.
Ред. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова «Музыка в детском саду». Первая младшая группа М. «Музыка» 1989г.Скачать здесь: https://yadi.sk/i/Xa48UI-ZnDdyC...
Конспект музыкального занятия в рамках изучения классической музыки в детском саду: Сказочные персонажи в классической музыке
Изучение произведений классической музыки очень важны для формирования представления ребенка об окружающем мире. В данном конспекте представлены материалы для изучения произведения композиторов ...
Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"
Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...
Проект по музыке в детском саду. Старший дошкольный возраст Проект «Музыка красок и радуга звуков!»
Проект по музыке в детском саду. Старший дошкольный возраст Проект «Музыка красок и радуга звуков!»...