Проект "Классическая музыка в детском саду"
методическая разработка на тему

Музыка является одним из важнейших средств духовности человека. Очень важно с дошкольного возраста приобщать детей к подлинному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_proekt_klassicheskaya_muzyka_v_detskom_sadu.docx30.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект

«Классическая музыка в детском саду»

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев,

журчание весеннего ручья и звон серебряных  колокольчиков,  

жаворонков в бездонном синем небе, шорох снежинок,  

ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,

 - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет

 чудесную музыку жизни.  Умей и ты слушать эту музыку,

Умей наслаждаться её красотой»

В.Сухомлинский

Актуальность проекта

   Очень важно  в дошкольном возрасте  приобщать детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.

   Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога – увлечь ребёнка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на её классических образах.

     Ребёнок растёт и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая  в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен   этому  противостоять, то ребёнок оказывается совершенно беззащитным.

  Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль классической музыки, поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира. И здесь нам помогают музыкальные шедевры классики. Через классическую музыку  можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать её.

    Проект подразумевает взаимодействие детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали педагоги и родители.

Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста, родителей к музыкальной классике, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.

Задачи проекта:

Для детей:

  • расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;
  • развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать  творческие способности  участников проекта;
  • побуждать выражать свои впечатления от прослушанных  классических произведений в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности;
  • познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, в т.ч. народных разными исполнителями: вокалистами, музыкантами;
  • создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки.

Для педагогов:

  • информировать педагогов о  классической музыке  через консультации;
  • организовать и проводить встречи педагогов и детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами, артистами балета);
  • активизировать желание педагогов слушать классическую музыку в разных видах деятельности;
  • заинтересовать педагогов значимостью проекта;
  • формировать культуру и эстетический вкус педагогов, используя в разных областях образовательной деятельности классическую музыку;
  • активно вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми.

Для родителей:

  • помочь родителям создавать условия для слушания музыки в домашней обстановке;
  • активизировать интерес к музыкальному искусству;
  • формировать единый детско-взрослый коллектив.

Участники проекта:

  • дети;
  • воспитатели ;
  • родители воспитанников.

Основные формы реализации проекта:

С детьми:

  • игровые занятия по слушанию музыки;
  • интегрированные занятия;
  • слушание музыки в режиме дня (минутки музыки);
  • продуктивная деятельность (изо деятельность, музыкальное движение, театрализация);
  • музыкальные викторины;
  • релаксационные паузы;
  • посещение концертов классической музыки;
  • встречи с учащимися детской  музыкальной школы, музыкантами-исполнителями.

С педагогами:

  • музыкальные гостиные;
  • посещение концертов классической музыки;
  • консультационный день;
  • выставки детского творчества;
  • оформление информационных стендов и буклетов с консультациями.

С родителями:

  • анкетирование;
  • экскурсии в музыкальную школу;
  • семейные походы в театр, филармонию, музей;
  • концерты, вечера музыки.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

Дети:

  • более увлеченно слушают классическую музыку; значительное изменение в  особенности музыкального восприятия: появление произвольного внимания, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения;
  • более глубоко и содержательно  высказываются  об эмоциональном и образном содержании музыки, развивается образная речь, пополняется активный словарь ;
  • дети  самостоятельно начинают создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
  • находят яркие тембровые краски и воспроизводят  музыку с помощью детских музыкальных инструментов;
  • различают на слух и определяют  название музыкальных произведений, автора музыки;
  • определяют  характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают  свои впечатления в рисунке, движении, пластике.

Педагоги:

  • способствуют проявлению положительных эмоций у детей во время слушания классической музыки, и создают условия для этого;
  • стимулируют желание ребят слушать и исполнять классическую музыку в самостоятельной деятельности на протяжении всего проекта;
  • активно используют классическую музыку в разных областях образовательной деятельности совместно с другими методическими материалами.

Родители:

  • видят и развивают интерес у ребёнка к музыке композиторов классиков.

Срок реализации проекта: 5 месяцев (октябрь – февраль).

Реализация проекта

Содержание

Ответственный

Срок реализации

Подготовительный этап

Проектная линия 1. Организация работы творческой группы педагогов

1.

Анализ ситуации в ДОУ

Ст.воспитатель

2.

Разработка плана посещения различных концертных мероприятий

Распределение материала на блоки, составление плана работы

муз.руководитель

воспитатели

муз.руководитель

ст.воспитатель

Проектная линия 2. Организация работы с детьми

3.

Диагностика знаний детей о музыке (устный опрос)

воспитатели

ноябрь

4.

Посещение поселковых учреждений культуры (музыкальная школа, МБУК ЦКиС – центр культуры и спорта)

муз.руководитель

воспитатели

5.

Беседы с детьми о музыкальных учреждениях, их значении

воспитатели

В течение проекта

6.

Творческие работы детей (рисуем музыку, импровизации под музыку)

муз.руководитель

воспитатели

7.

Выставка детских работ «Рисуем музыку»

ст.воспитатель

декабрь

Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями

8.

Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по классической музыке

воспитатели

Ноябрь

9.

Вовлечение родителей в создание журнала «Классическая музыка в детском саду и  семье»

муз.руководитель

воспитатели

Декабрь

10.

Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению творческих работ (рисунки)

воспитатели

Декабрь

январь

11.

Сочинения  о классической музыке

муз.руководитель

воспитатели

декабрь

Практический этап

Проектная линия 1. Организация работы педагогов

12.

Разработка планирования

по слушанию музыки во время НОД

муз.руководитель

В течение проекта

13.

Создание методических материалов по организации концертов классической музыки в детском саду

муз.руководитель

воспитатели

14.

Консультации для воспитателей

муз.руководитель

В течение проекта

15.

Подбор музыкального репертуара для режимных моментов

муз.руководитель

16.

Анкетирование педагогов для определения уровня компетентности по проблеме

ст.воспитатель

февраль

Проектная линия 2. Организация работы с детьми

17.

Экскурсия в музыкальную школу «Инструменты духового оркестра»

муз.руководитель

декабрь

18.

Концерт «Танеев – великолепный пианист и прекрасный композитор»

муз.руководитель

воспитатели

19.

Самостоятельная деятельность детей в музыкальном пространстве детского сада

воспитатели

В течение проекта

20.

Организация выставки детского творчества «Нескучная классика»

ст.воспитатель

21.

Песенная классика на стихи А.Фатьянова (досуг)

муз.руководитель

22.

Музыкальная викторина «Поговорим о музыке»

муз.руководитель

февраль

Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями

23.

Изготовление совместно с детьми творческих работ

воспитатели

В течение проекта

24.

Участие в мероприятиях с детьми: музыкальных праздниках, экскурсиях, выставках

муз.руководитель

воспитатели

В течение проекта

25.

Участие в создании журнала «Классическая музыка в детском саду и  семье»

ст.воспитатель

26.

Консультация для родителей «Классическая музыка в жизни ребёнка»

муз.руководитель

декабрь

Заключительный этап

Проектная линия 1. Организация работы педагогов

27.

Создание пакета материалов по организации приобщения детей к классической музыке

муз.руководитель

ст.воспитатель

В течение проекта

28.

Презентация журнала «Классическая музыка в детском саду и семье»

муз.руководитель

ст.воспитатель

февраль

29.

Анкетирование педагогов для определения уровня компетентности по проблеме

ст.воспитатель

февраль

Проектная линия 2. Организация работы с детьми

30.

Мониторинг знаний детей о классической музыке

ст.воспитатель

воспитатели

В конце года

31.

Анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения

ст.воспитатель

воспитатели

Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями

32.

Торжественное представление журнала «Классическая музыка в детском саду и семье»

муз.руководитель

ст.воспитатель

март

33.

Посещение фестиваля детской музыкальной школы

муз.руководитель

ст.воспитатель

воспитатели

февраль

Проект  включает в себя следующие блоки:

  • «Настроение чувства музыки»; «Музыка о животных и птицах» - контрастное сопоставление пьес с различными одинаковыми названиями, позволяют развивать обратную речь детей, проявляет творчество.
  • «Природа и музыка» - развитие эстетических чувств, образной речи.
  • «Сказка в музыке» - знакомство с шедеврами классической музыки и сказочным содержанием.
  • «Музыкальные инструменты и игрушки» - знакомство с произведениями, иминитирующими звучание музыкальных инструментов.

Каждый блок представляет собой интеграцию образовательных областей и социума в соответствии ФГОС  и реализуется через совместную деятельность  взрослых и детей по всем видам  художественно-эстетической области (направлении музыка).

Этапы реализации проекта в совместной деятельности

взрослых и детей 6-7 лет

Название блока

Изучаемая тема

Примерный репертуар

Взаимодействие с социумом

Сроки реализации

Настроения, чувства в музыке

Оттенки грусти, тревога, сожаление

С.Майкапар «Тревожная минута», «Раздумье»

ноябрь

Мольба, протест, просьба

Ф.Шопен

 «Прелюдия № 4», Р.Шуман «Первая потеря», Л.Бетховен «Соната № 17»

декабрь

Молитва

П.И.Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви», Ф.Шуберт «Avemaria»

январь

Оттенки разных чувств

Р.Шуман «Порыв», С.Прокофьев «Раскаяние», М.Мусоргский «Слеза», М.Глинка «Разлука», П.Чайковский «Ноктюрн»

Концерт преподавателей и учащихся муз.школы

февраль

Оттенки светлых чувств

Ф.Шуберт «Музыкальные моменты.

Знакомство с творчеством  И.Гайдна, В.А.Моцарта

март

Музыка о животных и птицах

Птицы

М.Красев «Синичка», Р.Шуман «Совёнок», А.Аренский «Птичка летает», Э.Григ «Птичка»

ноябрь

Песни о животных в стиле народных игр- инсценировок

В. Калинников

 « Тень-тень»,

«Журавль»

январь

Жаворонок

П. И. Чайковский

«Песня жаворонка»

М. Глинка «Жаворонок»

март

Карнавал животных

К. Сен-Санс

«Длинноухие персонажи»,

« Кенгуру»,

«Лебедь»

апрель

Природа и

музыка

Облака плывут

Г. Свиридов

«Дождик»

ноябрь

Утро

Э. Григ «Утро»

декабрь

Вечер

С Прокофьев

«Вечер»

Р. Шуман

« Вечер»

МБУК ЦКиС

музыкальная сказка

январь

Осень

П. И. Чайковский

«Осенняя песня»

«Ноябрь»

«На тройке»

Встреча с педагогами музыкальной школы

Зима

Ц. Кюи « Зима»

Р. Шуман

« Зимой»

Сказка в музыке

Баба  Яга

П. И. Чайковский

«Нянина сказка»,

«Баба Яга»,

М. Мусоргский

«Избушка на курьих ножках»

Встреча в музыкальной гостиной

ноябрь

Добрые эльфы и злые троли

С. Майкапар

«Мимолётное видение»

Э. Григ «Танец эльфов»,

«В пещере горного короля»

Музыкальная

школа

декабрь

Гномы

Э. Григ

 «Шествие гномов»

М. Мусоргский

« Гном»

январь

Сказка »Щелкунчик»

П. И. Чайковский

«Щелкунчик»

Ансамбль педагогов музыкальной школы

 «Арт-плюс»

февраль

Музыкальные инструменты

и игрушки

Тамбурин

Ж.-Ф. Рамо

«Тамбурин»

Музыкальная

школа

ноябрь

Волынка

И. С.Бах

« Волынка»

В.А. Моцарт

«Волынка»

декабрь

Колокольный звон

Г. Свиридов

« Звонили звоны»

январь

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду – М., 1982. – 271с.
  2. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: Гном и Д, - 2000.-89с.
  3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94с.
  4. Школяр Л. Ребёнок в музыке и музыка в ребёнке. // Дошкольное воспитание.- 2002.-№ 9-10.
  5. Интернет-ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....

Книга «Музыка в детском саду». Первая младшая группа М. «Музыка» 1989 г.

Ред. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова  «Музыка в детском саду». Первая младшая группа  М. «Музыка» 1989г.Скачать здесь:  https://yadi.sk/i/Xa48UI-ZnDdyC...

Конспект музыкального занятия в рамках изучения классической музыки в детском саду: Сказочные персонажи в классической музыке

Изучение произведений классической музыки очень важны для формирования представления ребенка об окружающем мире. В данном конспекте представлены материалы для изучения произведения композиторов ...

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...

Проект по музыке в детском саду. Старший дошкольный возраст Проект «Музыка красок и радуга звуков!»

Проект по музыке в детском саду. Старший дошкольный возраст Проект «Музыка красок и радуга звуков!»...